Что такое букинг? Отечественная индустрия развлечений и шоу-бизнеса

В дословном переводе букинг – «делать заказ или бронировать услугу». Это слово используется специалистами туристическом сферы. В этой отрасли бизнеса менеджеры занимаются бронированием отелей и заказом туров для клиентов. Чаще всего букеры в туристическом бизнесе работают удаленно, через интернет-сайты.

Что такое букинг, вы можете узнать, если вам потребовалось организовать торжество или корпоратив. Ведь ни один праздник нельзя провести без артистов, ведущих и диджеев. Стоит отметить, что агентства и частные букеры не занимаются администрированием самого мероприятия. Их задача — обеспечить прибытие артиста в указанное заказчиком место и время.

Основные этапы букинга:

  1. составление заявки в ритейл по форме принятой в магазине для промоушена с описанием целей, задач, тактики проведения акции, используемого оборудования, персонала, спецодежды;
  2. согласование заявки, определение сроков проведения акции;
  3. оплата счета, который выставляет компания — провайдер услуг в торговой точке.

Заявки на букинг непременно должны быть сформулированы в письменной форме, дабы исключить в последствии менеджерский конфликт. Письменная заявка должна представляет собой определенный шаблон, в котором отражаются:

  • адресная программа акции;
  • ставка букинга;
  • величина арендуемой площади по каждому адресу;
  • количество работающего в период акции персонала;
  • график работы промоутеров;
  • период проведения акции;
  • описание промотируемого товара, марки;
  • механика маркетинговой акции;
  • желаемая локация – местоположение арендуемой площади на территории торговой точки;
  • порядок, график оплаты;
  • запрос на разрешения фотосъемки, допоставки раздаточного промо-материала и т.п.

Письменная заявка, дабы промо состоялось в нужный срок, должна быть отправлена за месяц — две недели до предполагаемого старта акции. Это необходимо для того, чтобы администрация магазина проверила, не стоит ли у них по плану похожая акция, не заняты ли места, не планируется ли акция у ТОП-брендов. Но при умелом менеджменте, при благоприятном стечении обстоятельств и связям реально все согласовать и за пару день – доказано на практике. Стоит обратить внимание, что букингом занимаются сотрудники отдела маркетинга ритейлера, которые постоянно заняты всеми вопросами маркетинга. Поэтому, необходимо взять за правило – контролировать прохождение заявки на каждом этапе: звонить, дублировать, получать подтверждения о прочтении электронных писем-заявок. В конце концов, самостоятельно контролитровать присутствие промотируемого товара на полках ритейлара – это тоже правило!

Все этапы, план работы и нюансы оговариваются с администрацией небольших магазинов, с отделом маркетинга крупной точки, или торговой сети (с менеджером по букингу) или с менеджером специализированного агентства, привлекаемого для проведения промоушн акции торгового маркетинга. Однако, есть и третий случай, когда переговоры ведутся с аффилированным агентством ритейлера (торговой сети), назначенным для проведения всех промо-акция в этой сети на эксклюзивных условиях.

Феномен Booking.com: как агрегатору удалось взлететь на вершину гостиничного Олимпа?

Акция «Читаем лучшие статьи журнала Tourism.Story на TourDom.ru!» продолжается. На этот раз предлагаем вашему вниманию статью из рубрики «История бизнеса», вышедшую в печатном издании в сентябре 2018 года. Ее герой – онлайн-платформа Booking.com. Как удалось агрегатору взлететь на вершину гостиничного Олимпа? Читайте статью и выносите на обсуждение в профессиональное сообщество FB «Трэвел Президиум».

Недавняя инициатива об ограничении сервиса Booking.com в России очень показательна. Наша страна является для компании стратегическим рынком – именно отсюда «Букин» получает больше всего трафика. Поэтому неудивительно, что туроператоры пытаются защититься таким образом от глобального конкурента. О том, что позволило компании вырваться в лидеры как российского, так и мирового онлайн-бронирования, читайте в этой статье.

Первый из могикан

Сегодня в системе Booking.com почти 29 млн объектов размещения в 229 странах и территориях. А начиналось всё в 1996 году с небольшого сайта с десятком отелей. Тогда проект носил имя Bookings.nl, и основал его, как это обычно бывает с успешными стартапами, недавний выпускник университета (голландского города Твенте) Герт-Ян Бруинсма. Молодой голландец решил заняться отельным бизнесом спонтанно – во время ужина с друзьями. Он запланировал поездку в Будапешт, и его раздражало, что он не знает, как будет выглядеть его номер. Это и сподвигло его решить проблему не только для себя, но и для других.

На тот момент в США уже существовал сервис по бронированию отелей Expedia, созданный в том же году, но фотографий номеров или их описаний он не предоставлял. В Нидерландах же и вовсе доминировал колл-центр национального сервиса резервирования. Интернет тогда только-только появился, и Герт-Ян решил использовать его для реализации своего стартапа.


Глава Booking.com Джиллиан Танс (справа) и основатель портала Герт-Ян Бруинсма, который до 2016 года работал в компании. При открытии первого филиала в Барселоне г-жа Танс приказала сделать спальню на базе офиса, чтобы экономить время и деньги. За время ее работы «Букинг» разросся до 10 тыс. сотрудников в 174 странах.

Бруинсма в интервью порталу Skift признался, что на тот момент почти ничего не знал об этой сфере, а понимание устройства отельной системы он почерпнул во время работы ночным портье в одном из амстердамских отелей. Денег на открытие сайта у него не было, поэтому он написал бизнес-план и разослал его своим друзьям. Восемнадцать из них откликнулись и скинулись на стартовый капитал в 50 тысяч евро. Этих денег хватило на то, чтобы распечатать красивую брошюру с формой для регистрации, которую Бруинсма разослал по отелям Нидерландов. В результате сайт «дедушки» «Букинга» запустился с 10 отелями на борту в январе 1997 года. Базу гостиниц создатель «Букинга» пополнял за счет телефонных звонков. Он просил объекты размещения выслать ему брошюры с фотографиями номеров, которые он потом сканировал и выкладывал на сайт. Отельеры могли сами выставлять свои цены и платили компании 5 % от каждого бронирования.

Работа над собой

После ряда успешных бронирований Бруинсма задумался о рекламе. С двумя основными конкурентами – Channels.nl и Amsterdam Hotel Guide – предприимчивый стартапер расправился хитро – он стал рекламировать свою систему на их сайтах и делить прибыль от бронирований пополам. «Я знаю двух ребят из Amsterdam Hotel Guide. Годами они ничего не делали. Портал был настолько успешным с самого начала, что им не пришлось ничего делать. Они просто сидели и смотрели на статистику целый день, сколько бронирований они получили. Позднее этот сайт прекратил существование», – рассказал Бруинсма в интервью Skift.

Bookings B.V., напротив, постоянно развивалась. Возможно, это и есть главный секрет ее успеха. Каждый день основатель компании добавлял новые отели на сайте и улучшал свой сервис. Когда в Европу пришел гигантский отпрыск Microsoft – Expedia, казалось, вот-вот и Booking прекратит свое существование в тени успешного детища Билла Гейтса. Однако Бруинсме удалось удержать компанию на плаву за счет грамотной тактики. В отличие от крупных игроков, которые стремились заключить контракты с именитыми отельными цепочками, Booking обратился к небольшим отелям и сделал ставку на эконом-сегмент. За счет этого обеспечивался больший охват – на сайте всегда были свободные номера, что, в свою очередь, нравилось клиентам.


Штаб-квартира Booking.com в Амстердаме. Святая святых компании выглядит так же неприступно, как и позиции сервиса на рынке.

Отелям же было по душе то, что им приходилось платить всего 10–12 % комиссии вместо 30 % у конкурентов, а также менять цены на номера. Немудрено, что они были заинтересованы в том, чтобы отправлять туда более выгодные предложения. Успех не заставил себя долго ждать – в 2005 году Bookings.nl был куплен американской Priceline Group за 133 млн долларов. Позже известность Booking.com настолько перекрыла другие активы корпорации, что было решено сменить ее имя – в феврале 2018 года Priceline Group стала называтьcя Booking Holdings.

Ежедневное развитие, заданное Бруинсмой, продолжается и по сей день. Как подсчитал один из топов компании, каждые 5–10 минут на сайте внедряются те или иные новации.

Помимо всего прочего, Booking.com продолжает обеспечивать самый большой ассортимент отелей на рынке и имеет наиболее технологичную и гибкую систему фильтров, помогающую подстроиться под запросы клиентов. За счет этого компания может вливать огромные деньги в продвижение на поисковых системах – объем продаж с лендинг-страниц, переведенных на 41 язык, в любом случае приносит больше прибыли, чем стоимость рекламы. Как заявил Skift.com один из представителей Google, в которой Booking.com давно стал рекламодателем № 1, «в масштаб их трат на рекламу просто невозможно поверить».

Русификация бронирования

Россия стала для «Букинга» непаханым полем. Благодаря отсутствию серьезных конкурентов ему быстро удалось монополизировать рынок. По данным Института актуальной экономики, Booking.com – единственная в России система, обеспечивающая отелям 50–70 % бронирований и занимающая более 70 % рынка. Как заметил ведущий алхимик Travelabs Валентин Домбровский, Booking создал себе имидж стандартного, «по умолчанию», средства бронирования отелей: «Если кто-то уже закрепился в этой роли, очень сложно его оттуда выбить, сломать сознание пользователей».


В ноябре 2016 года Герт-Ян Бруинсма окончательно покинул Booking.com, напоследок сыграв с коллегами в хоккей.

По мнению гендиректора представительства Dreamlines в России Фёдора Егорова, работавшего до этого и в Booking.com, и в «Островке», стать лидером в России Booking.com помогли те же преимущества, что и в других странах. Это быстрый рост базы отелей и отзывов, модель «Плати в отеле, а не на сайте», небольшая комиссия и огромный маркетинговый бюджет. Глава «Свой ТС» Сергей Войтович добавил, что господству «Букинга» помогли и глобальные контракты компании с международными сетевыми отелями, число которых постоянно растет. «Сегодня самые спрашиваемые гостиницы – сетевые. При этом ни один российский туроператор не может получить у них такие же условия, как у «Букинга», – заявил Войтович.

Кроме того, в России «Букинг» быстро сделал свою услугу более доступной с помощью перевода сайта на русский язык. «Они вышли на рынок в момент его роста и развития онлайна. То есть турист заходил в Интернет в поисках отеля, находил Booking.com и бронировал там, так как B2C-сервисов в России на тот момент не существовало. Сайт у отеля был далеко не всегда, а если и был, то на локальном языке и плохо оптимизирован для поиска. Плюс в отель приходилось писать или звонить. «Букинг» же позволял сделать бронирование онлайн, да еще и на русском языке», – отмечает Егоров.

Другим фактором быстрого роста стало наличие российских гостиниц в системе. Как только компания пришла в Россию, она набрала команду сотрудников, которые разъезжали по стране и лично уговаривали хозяев гостевых домов подключиться к их Экстранету. Тяжелее всего было с государственными санаториями. В ответ на доводы о том, что загрузка вырастет после подключения, они отвечали: «А нам и не надо – если будет больше гостей, то нас субсидировать перестанут и работать придется больше». Директора частных пансионатов, напротив, были рады любой возможности увеличить продажи – услышав, что своих денег вкладывать не нужно, они сразу подписывали контракт.

«Было достаточно забавно приезжать в разные города России (я часто бывал на юге, в Краснодарском крае) и предлагать подключаться к Booking.com отелям, у которых даже Интернета не было. Владелец гостевого дома пару раз в день брал ноут, внешний модем и ехал на ближайший холм ловить Интернет, там скачивал почту, отправлял и возвращался. А некоторые самарские «отельеры» в те времена требовали гарантий: «Ну ты за слова отвечаешь, что клиенты будут? Ты парень правильный вроде, так что надеемся, всё ровно будет», – вспоминает один из экспертов.

Несмотря на специфические сложности освоения российского рынка, Booking.com добился здесь впечатляющих результатов. На момент написания статьи (август 2018) наша страна генерировала для «Букинга» почти 8,5 % всего трафика, опережая и страны ЕС, и США. И это при том что, по данным «Левада-Центра», более двух третей россиян не имеют загранпаспортов и никогда не бывали за границей.

Большая отельная энциклопедия

Деятельность портала пытались ограничить в разных странах за недобросовестную конкуренцию. В договорах отелей с сервисом прописан принцип паритета цен, по которому объекты обязаны предоставлять ему самые низкие цены и не распространять их на другие каналы продаж (кроме своего сайта). В противном случае им грозит блокировка в системе, что с учетом высокой доли продаж через «Букинг» равносильно выходу из бизнеса. В 2015 году в Италии, Франции, Германии и Швеции прошли судебные процессы, по итогам которых этот пункт из договора убрали для всех стран – членов Евросоюза. Турецкая ассоциация турагентств (TURSAB) в 2017 году через суд добилась блокировки сайта на территории Турции.

Попытки урезонить агрессивного конкурента предпринимались и в России. Этим летом Сергей Войтович написал в Минкульт открытое письмо с предложением ограничить деятельность Booking.com «по турецкому сценарию». То есть закрыть российским пользователям доступ для бронирования через Booking.com отелей внутри России. Из Минкульта пришел ответ: там сослались на невозможность ограничения рыночной конкуренции.

Сергей Войтович не унывает, считая, что государство должно добиваться регистрации Booking.com в качестве налогового агента на территории РФ. По его словам, сейчас налог за бронирования российских отелей через Booking.com платят сами объекты размещения.

«Это парадокс – и покупатель и товар находятся здесь, а деньги утекают за рубеж. Если бы Booking платил налоги в России по основному виду деятельности, то наша казна получала бы как минимум 100 млн рублей в год, а у государства бы появились деньги на субсидирование чартерных рейсов на российские курорты и на поддержку внутреннего туризма, которых вечно не хватает», – заявил Войтович.

В профессиональном сообществе многие поддержали Войтовича – например, основатель российского аналога «Букинга» – сервиса «Островок.ру» – Сергей Фаге. Однако есть и те, кто против. Вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров Вадим Прасов не видит рыночного способа ограничить работу сервиса: «Вариант «запретить всё» мало кто из отелей поддержит. У туроператоров есть свой кусок рынка, понятно, что им что-то хотелось отыграть. А вообще, знаете, часть аудитории «Букингом» уже пользуются как справочной системой, идут сначала туда, а потом бронируют напрямую – так дешевле».

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector