Тема: Букинг артиста

В разделе «ОБО ВСЁМ» затронули эту тему, и так как мне эта тема близка по нашей работе, я хотел бы обсудить её здесь. Цель — выявить минусы букинг-услуг. С уважением ко всем лабухам и потенциальным клиентам.
:biggrin:

Букинг артистов

В последнее время в обиход артистов и организаторов различных развлекательных мероприятий вошло малознакомое для многих слово — «букинг». Речь идет о системе взаимоотношений артистов и промоутеров развлекательных мероприятий, вечеринок и концертов. От слова «букинг» имеется несколько производных. Например, выражение «букировать артиста» означает не что иное, как заключить с букинговым агентством договор о выступлении конкретного артиста на конкретном мероприятии. Если договор между организатором (заказчиком выступления) и букинговым агентством заключен, то можно сказать, что артист забукирован на конкретную дату, место и время выступления, оговоренные в договоре.

Букером называют частное или юридическое лицо (букинговое агентство), которое сформировало свою базу данных артистов и имеет с ними устойчивые деловые связи. Букеры бывают разные. Букер может быть частным лицом. В этом случае его обычно называют менеджером по артистам, менеджером по танцорам, агентом по артистам и даже помощником арт-директора по организации шоу-программ.

Букинговые функции могут выполнять и различные промоутерские организации, фирмы, занимающиеся проведением корпоративных и иных развлекательных мероприятий, event-агентства, концертные агентства, — то есть компании, по роду деятельности которых приходится часто сотрудничать с шоу-коллективами и артистами, и которые, естественно, находятся с ними в тесных рабочих взаимоотношениях. Однако многие компании, работающие в сфере event-менеджмента, сами часто являются клиентами букинговых агентств.

Букеры, как правило, имеют свою специализацию. Некоторые букинговые агентства, работают с музыкальными коллективами, музыкальными группами и певцами. Другие занимаются танцевальными коллективами, перфомансами, танцорами — артистами, творчество которых рассчитано именно на визуальное восприятие.

Некоторые букеры специализируются на том, что организуют выступления артистов в регионе своего базирования (импорт) или наоборот — продвигают артистов своего региона в другие (экспорт). Импорт и экспорт артистов имеют свои особенности и цели. Иногда они работают только в одном из этих направлений.

Поскольку букеры работают с творческими людьми, индустриальная экономическая терминология не всегда уместна по отношению к ним. В сфере эстрадного шоу-бизнеса термин «букинг» практически не используется. Организацией гастрольных туров известных групп и артистов занимаются специальные концертные агентства.

Различие между букинговыми и концертными агентствами заключается в особенностях организации гастрольных туров. Букинговые агентства работают с артистами более известными в среде клубного шоу-бизнеса. Здесь организация гастролей артиста или коллектива носит, как правило, разовый характер. Концертные же агентства обычно заинтересованы в гастрольных турах, состоящих из серии выступлений в целом ряде регионов, стран или даже континентов, на территории которых конкретный артист имеет определенный уровень популярности.

Уместно будет даже сказать, что частные букеры – это, как правило, выходцы из той же творческой среды, они досконально знают особенности работы артистов и на себе испытали все трудности сценической и гастрольной жизни. Букинговые агентства также открываются людьми и организациями тесно связанными с творческой жизнью артистов. Компания «ShowDiva», например, постепенно обрастая «друзьями», на сегодняшний день имеет огромную творческую базу и выросла настолько, что превратилось в активно действующее букинговое агентство.

Любой артист знает, насколько трудно работать без собственного менеджера, занимающегося организацией выступлений, ведущего переговоры с заказчиками и осуществляющего PR-поддержку. Артист практически все время отдает творчеству и сил на артистический менеджмент не остается.

Известные артисты — «звезды» — имеют возможность нанимать персональных менеджеров, а иногда даже создавать целые компании, продюсерские центры, отвечающие за ведение дел, не связанных с творчеством.

Клубный шоу-бизнес еще не имеет тех оборотов и доходов, которые дают эстрада, и потому изобретает свои правила и традиции, облегчающие его существование.

Одним из таких изобретений и является «букинг». Букер является менеджером сразу нескольких артистов, а иногда и достаточно большого количества артистов. Букер, выступая от имени клубных артистов, обеспечивает им юридическую и экономическую защиту, создает общее информационное поле, где освещает события, происходящие в творческой жизни артистов.

Взаимоотношения между букером и артистом могут быть представительскими и эксклюзивными. Если в договоре между артистом и букером есть пункт о том, что артист не имеет права работать с другими букинговыми агентствами и заказчиками выступлений напрямую, тогда эти взаимоотношения называются эксклюзивными. Как правило, эксклюзивными отношениями с артистами обладают букинговые агентства, входящие в состав продюсерских центров, которые создают этих артистов и их имидж.

Букеры получают процент от гонорара артиста за выступление, организованного при участии букера. Этот процент может колебаться в значительных пределах. Некоторые агентства свои доходы скрывают, имея «откат» с гонорара артиста (заказчик, выплачивая гонорар артисту, не знает, как он распределяется между артистом и самим букером).

Если между букером и артистом нет эксклюзивных отношений и конкретного артиста можно забукировать через разные букинговые агентства, то заказчик имеет право знать, сколько он платит собственно за выступление артиста, и сколько стоят услуги букера. Таким образом, заказчик выступления может выбирать подрядчика (букинговое агентство), у которого наиболее оптимальное сочетание цены и качества предоставляемых услуг.

Для артистов букер выполняет несколько важных функций: создает и представляет демонстрационные материалы артистов заказчикам, освещает события и новости, происходящих в жизни артистов, гарантирует проведение выступлений и выплату гонорара. При срыве выступления букер гарантирует выплату артисту неустойки. Букер также гарантирует качественную организацию гастрольных поездок, соответствующих статусу данного артиста.

Букер ведёт переговоры с заказчиками выступлений, учитывая при этом интересы и артиста, и букингового агентства. Не секрет, что часто недобросовестные заказчики не выплачивают гонорар артисту или не выполняют заранее оговоренных условий организации выступления (райдер). Иногда артисты возвращаются с гастролей за свой счёт, вместо гонорара получая только убытки. В подобных случаях артисты не имеют возможности отстаивать свои права, поскольку юридически не оформляют свои отношения с заказчиком. Огромный риск в работе клубных артистов – следствие непрофессионального подхода к ведению клубного бизнеса.

Букер фактически является посредником между артистом и заказчиком. Мнение о том, что посредники только увеличивают стоимость конечного продукта, не всегда справедливо. Есть сферы бизнеса, где продавец и потребитель не имеют возможности эффективно работать без посреднических услуг. К этой сфере относится и шоу-бизнес.

Однако букер, являясь посредником, защищает не только интересы артистов, но и интересы своих заказчиков – организаторов развлекательных мероприятий.

Успех организаций, которые занимаются организацией мероприятий и event-менеджментом, в первую очередь зависит от высокого уровня организации мероприятий и неординарности идей, концепций. Основным содержанием развлекательных программ, естественно, являются артисты разного уровня и разных жанров. В большинстве случаев, фирмы не знают обо всех новинках в творческой среде артистов, заостряя своё внимание, прежде всего, на вопросах технического обеспечения мероприятия, обслуживания, безопасности и других.

Неординарность идей и концепций привносят именно артисты. Многие event-агентства имеют постоянных клиентов и не могут от праздника к празднику приглашать одних и тех же артистов. В этом случае на помощь и приходит букер, который представляет заказчику всё разнообразие артистов, обеспечивая от мероприятия к мероприятию их ротацию.

Заключив договор с заказчиком, букер гарантирует выступление артиста и, в случае форс-мажорных обстоятельств, гарантирует замену артиста не менее профессиональным того же жанра. Зная особенности заказчика и большинство проводимых им мероприятий, букер быстрее и точнее подбирает артистов. Букер предоставляет имеющиеся рекламные материалы и пресс-релизы для подготовки рекламной кампании мероприятия. Регулярно обеспечивая артистов работой, букер имеет возможность приглашать их по более низким ценам, чем заказчик, обратившийся к артисту впервые. Кроме того, букер несет финансовую ответственность за срыв мероприятия по собственной вине или вине артиста и в подобном случае возвращает заказчику не только предоплату, но и возмещает стоимость авиабилетов, рекламные расходы и иные затраты.

Недобросовестное поведение заказчиков по отношению к артистам – это лишь одна из проблем. Артисты, в свою очередь, обладая творческим складом ума, а порой и «звёздной» болезнью, очень часто не воспринимают деловую этику, считают выполнение своих обязательств как нечто необязательное. Например, опоздание на собственное выступление некоторые расценивают как норму. Работая с артистами не один раз, букер знает особенности личного характера артистов и особенности организации их выступлений и может решать проблемы с артистом гораздо быстрее, чем заказчик.

Букинг — это не искусственно созданный вид бизнеса. Он родился в среде клубного шоу-бизнеса как потребность и артистов, и промоутеров. Кто-то возможно ещё не считает это явление чем-то серьезным и необходимым в нашей стране. Но всё же в настоящее время букинг для многих работников клубной индустрии и event-менеджмента стал привычным явлением. Российский букинг, как и большинство новинок в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга – можно по праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной индустрии развлечений и шоу-бизнеса.

Любой каприз туриста

У Booking.com немало преимуществ, привлекающих как туристов, так и самих турагентов. Прежде всего, это авторитетный международный бренд. В представлении многих людей Booking.com – это надёжная система с проверенной годами репутацией, которая, в отличие от туроператоров, никогда не «кидает» туристов.

Глобальные масштабы компании дают ещё одно преимущество – ассортимент. Booking.сom с гордостью декларирует на главной странице, что даёт возможность выбрать из более чем 1 млн вариантов размещения по всему миру. Всё это нравится не только самостоятельным туристам. Даже среди клиентов туристических компаний есть те, кто просит забронировать конкретный номер, который видел на Booking.com. «Те отели, которые работают с Booking.com, в основном с этой системой и сотрудничают, они зачастую не представлены где-либо ещё», – пояснила HotLine.travel Любовь Пыкова, гендиректор турагентства «Краски мира».

Юлия Колесникова, гендиректор бутика путешествий «Касабланка», добавляет, что в Booking.com удобный интерфейс, в котором можно увидеть и отзывы и описание нестандартных номеров, чего, по её мнению, не найдешь в B2B-системах бронирования российских туроператоров.

По этим причинам сотрудники турагентств зачастую сами ищут варианты именно на Booking.com. Некоторые уверены, что и цены там лучше, хотя это далеко не так. «Цены ниже, чем в нашем агентстве, только в 30 % случаев», – считает Колесникова.

Как на работе с артистами сказывается кризис

В последние годы часто ведутся разговоры о том, что букинг в России — направление неперспективное. На самом деле это далеко не так. В последние годы специалисты этой сферы испытывают трудности только из-за увеличения гонораров отечественных знаменитостей.

Чуть больше проблем для организаторов выступлений зарубежных артистов. Они часто отказываются от выступлений в стране, ссылаясь на неудобные даты или неподходящую площадку. Более частый вид отказа – запрос баснословного гонорара. Окупить выступление части западных артистов в последние два года очень сложно, так как люди стараются меньше тратить на развлечения. Привлечь внимание публики могут только легендарные звезды мировой сцены.

Тем не менее столичные букинг-агентства нашли выход и сейчас активно приглашают к сотрудничеству набирающих популярность артистов, которые уже завоевали любовь публики. Также они не испытывают недостатка в талантливых диджеях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector