Операции с деталью в Компасе

В одной из предыдущих статей рассматривались азы создания трехмерной модели в Компасе. Там рассматривались приемы создания эскизов, чтобы получать модель. Так как крайне редко встречаются примитивы, как в примере, поэтому часто приходится использовать введение дополнительных плоскостей, чтобы на них располагать новые эскизы.

Чтобы добавить плоскость в Компасе нужно воспользоваться инструментом «Плоскость» на панели инструментов (рис. 1). Если нажать и удерживать кнопку мыши на этой иконке, то раскроется список доступных опций по созданию дополнительных плоскостей.

Особенности каждого ввода плоскости ясны из их наименования, при нажатии на каждый из них, слева в дереве параметров откроются настройки вставки. Например, при создании плоскости, параллельной верхней грани детали, на расстоянии 100 мм, выбирается инструмент «Смещенная плоскость». В этом же окне интуитивно понятно указаны те данные, которые необходимо отметить на модели для успешного создания новой плоскости (рис. 2). Для наглядности в поле модели отражается контур новой плоскости и основной размер, который для нее задается.

После ввода новой плоскости, она отображается в дереве построения модели (рис. 3). При нажатии на нее правой кнопкой мыши, всегда можно будет выбрать и скорректировать под нее параметры.

  • Рис. 1. Инструмент «Плоскость»
  • Рис. 2. Параметры вводимой плоскости
  • Рис. 3. Введенная плоскость

Вкладка Материалы

При выборе вкладки Материалы, в правой части окна находятся наборы материалов, рассортированные в 3 категории: красная – здесь находятся материалы с уже установленным текстурой и цветом (зеленое стекло, красная кожа, серый асфальт и др); зеленая – здесь находятся фактуры без цвета (прозрачность, керамическая глазурь и др.), при их использовании цвет детали остается, а изменяется только прозрачность или зеркальность материала; синяя – в ней располагаются текстуры, имеющие определенный рельеф (кожа, древесина и др) также не затрагивающая цвет.

Чтобы применить выбранный материал, достаточно перетащить текстуру из нижней панели уменьшенных изображений на нужную деталь. Для этого следует нажать левую кнопку мыши и не отпуская перетащить на деталь.

Применение выбранного материала/текстуры

Слева находится ползунок для выбора размера отображения значков материалов.

Список материалов

При применении материала к модели, для экономии ресурсов компьютера, программа отображает упрощенный вид модели. Чтобы посмотреть как модель выглядит с выбранными материалами, можно нажать кнопку Визуализация , в главной панели инструментов.

Для редактирования материала, достаточно щелкнуть на детали правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выбрать Редактировать материал.

Контекстное меню редактирования материалов

В открывшемся меню можно поменять цвет, текстуру (если в этом материале она имеется) и настройки текстуры.

Параметры редактирования материалов

Также, для ускорения работы в Artisan Rendering можно копировать цвет и текстуру с одной детали на другую. Делается это так же как и в других программах: щелкнуть правой кнопкой мыши на детали и в контекстном меню выбрать пункт Материал. Далее можно копировать/вставлять как сразу все параметры детали, так и по отдельности – цвет, отделку или рельеф. Пункт Переустановить, в данном меню, предназначен для возврата параметров детали в исходное состояние, которое было импортировано из Компас-3D.

Контекстное меню для копирования/вставки материалов

Иногда часть модели может закрывать объект, которому вы хотите назначить материал. Для того, чтобы скрыть мешающий объект, в меню геометрия есть инструменты Скрыть и Показать все.

Меню для скрытия части геометрии

Перед созданием сборки необходимо сделать 3d модели всех деталей, входящих в нее.

У нас это детали: основание, планка и пластина. Модели стандартных изделий создавать не будем, т. к. они уже есть в библиотеке Компаса.

Процесс создания моделей деталей я здесь описывать не буду, они достаточно легкие в исполнении.

Если не хотите вычерчивать их самостоятельно, можете скачать их тут.

Итак, последовательность создания сборки в Компас 3d.

1 Создаем файл сборки: Файл→Создать→Сборка .

Сохраняем ее под именем «Сборка резьбовых соединений».

2 Устанавливаем изометрию XYZ.

3 На компактной панели активизируем инструментальную панель Редактирование сборки. Нажимаем кнопку Добавить из файла .

В появившемся окошке нажимаем кнопку Из файла и находим деталь Основание.

Фантомное изображение детали размещаем в центре координатных осей и фиксируем левой кнопкой мыши в момент, когда рядом с курсором появится изображение системы координат.

4 Таким же образом добавляем следующую деталь Планку. Размещаем ее в свободном месте.

5. Теперь нам необходимо совместить планку с основанием. Делается это сопряжением деталей.

В нашем случае разумно применить сопряжение по соосности отверстий в планке и основании, чтобы планка встала точно над основанием. А затем применить сопряжение на совпадение деталей, т. е. «притянуть» планку к основанию.

Чтобы задать сопряжение по соосности нужно перейти в инструментальную панель Сопряжения, нажать на кнопку Соосность.

Далее выделяем поверхность отверстия в планке и основании. Сопряжение деталей выполнено.

Теперь можно выполнять сопряжение деталей по совпадению. Нажимаем кнопку Совпадение объектов. Выделяем мышкой нижнюю грань планки и верхнюю грань основания. Для этого поворачиваем модели.

6 Таким же образом поступаем и с пластиной. Сначала задаем соосность одного из отверстий в пластине и основании, а затем совпадение объектов.

Вот, что получается в результате.

7 Теперь последовательно вставляем в сборку болтовое соединение, винт и шпилечное соединение.

Не забываем отключать галочку создания объекта спецификации.

7.1 Нажимаем Библиотеки→Стандартные изделия→Вставить элемент→Крепежные изделия . Находим нужный болт, задаем его параметры и нажимаем Применить.

Немного разворачиваем сборку и задаем сопряжение соосности стержня болта и отверстия в основании (1) и совпадение плоскости основания и головки болта (2). Болт зафиксирован.

7.2 Аналогично вставляем шайбу, задав соосность отверстия в шайбе с стержнем болта и совпадение поверхности основания с шайбой.

7.3 Вставляем последний элемент соединения – гайку.

8 Добавляем в сборку винт. Задаем соосность стержня винта с отверстием в основании и совпадение с «дном» отверстия диаметром 12,5 мм.

9 Вставляем шпилечное соединение.

9.1 Соосность шпильки с отверстием в планке. Совпадение с верхней гранью основания ! Для этого максимально увеличиваем изображения и выбираем маленький кусочек поверхности основания. Теперь шпилька ввинчиваемым концом полностью находится в отверстии основания.

9.2 Добавляем шайбу и гайку.

Вот и все – наша первая сборка в Компас 3d готова. Теперь можно создавать на ее основе ассоциативный чертеж, делать разрезы и т. д.

Также советую почитать о том, как разнести трехмерную сборку («раздвинуть» составляющие компоненты) и сделать вырез 1/4 на сборке.

Если вам необходимо создать спецификацию к чертежу читайте статью к уроку 17 по 2d моделированию.

Традиционный видеоурок — Сборка в Компас 3d.

Таковы основы создания сборок в Компас 3d.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector