Lamoda изнутри: зачем интернет-магазину 300 инженеров

Lamoda изнутри: зачем интернет-магазину 300 инженеров

Привет, Хабр! Меня зовут Валентин, я CTO в Lamoda, где работаю почти с момента основания компании. Все эти годы мы всей командой так быстро бежали вперед, что не было возможности немного остановиться и рассказать о себе. Думаю, время пришло.

Может показаться, что Lamoda – один из пионеров российского интернета, но нам всего семь лет. С момента основания в 2011 году по сегодняшний день наша компания выросла с 11 сотрудников до более чем пяти тысяч. Каждый месяц к нам на сайт заходит >10 млн человек. Фактически мы были стартапом-новичком в устоявшемся российском IT, а в итоге за такой короткий срок смогли догнать и превзойти многих заслуженных ребят.

Я надеюсь, что мы понемногу расскажем вам о наших самых полезных и интересных достижениях, неудачах, опыте и том, с какими задачами наша команда сталкивается каждый день. Будем считать этот пост нашим знакомством.

В 2011 году мы самостоятельно развивали только подготовку контента и закупку стока для продажи, все остальное было на аутсорсе. Сейчас мы все делаем сами. Мы курируем эксплуатацию собственного пятиуровневого склада размером с футбольное поле, три контакт-центра и доставку покупателям. Несмотря на то, что в России очень высокая IT-культура, крупные компании только начинают погружаться в то, как выстроить подобную инфраструктуру, а в Lamoda по этому пути успешно идут уже много лет.

Итак, из чего состоит техническое закулисье Lamoda? По сути это пять больших подразделений:

  • департамент разработки (отдел автоматизации бизнес-процессов и отдел разработки онлайн-магазина)
  • отдел сопровождения IT (инфраструктура и безопасность)
  • отдел внедрения и поддержки ERP-системы
  • отдел поддержки сервисов
  • департамент данных и аналитики

Принцип №1. Быть магазином для всех

Первый интернет-магазин Lamoda открылся в феврале 2011 года. Сначала он продавал только обувь премиальных брендов — доходы россиян на тот момент росли, и немцы решили ориентироваться на состоятельный класс. Магазин сразу же предложил широкий выбор способов оплаты и служб доставки, но первый заказ был получен спустя месяц после официального открытия магазина: все это время он простоял без трафика — его тестировали и настраивали рекламу.

Основатели не хотели стоять на месте — их целью было расширение ассортимента, чтобы человек с любым доходом мог позволить себе совершить покупку в Lamoda. Для этого привлекли инвестиции от трех компаний: Access Industries, Summit Partners и Tengelmann. Полученные почти 130 млн долл. немцы потратили на увеличение количества позиций в каталоге, строительство нового склада и запуск приложения для смартфонов. Lamoda решила не только максимально увеличить аудиторию потенциальных покупателей, но и удержать их разными способами.

Один из них — создание программы лояльности Lamoda Club, в которой можно получить постоянную скидку до 25%. Уровень скидки в этой программе зависит не только от общей суммы покупок в маркетплейсе, но и от процента выкупа — то есть, стоимости купленных вещей от общей стоимости заказанных товаров. В 2017 году компания разрешила клиентам покупать товары в рассрочку, чтобы товары премиальных брендов, на которые Lamoda делала упор, стали доступнее.

Забавный факт: В начале пандемии Lamoda добавила в ассортимент макароны, гречку, специи, чай, кофе и другие товары с длительным сроком хранения.

Немаловажный фактор, который помог российской компании с немецкими корнями удержать клиентов — возможность бесплатно примерить понравившиеся вещи и купить только то, что действительно подходит. В этом Lamoda помогла собственная служба доставки LM Express, которая сегодня способна доставить заказ на дом уже на следующий день после оформления.

Позже оказалось, что ход с созданием приложения под iPhone и Android был самым что ни на есть правильным — через семь лет после создания основатели Lamoda рассказывали, что более 60% покупателей магазина пользуются приложением для смартфонов при совершении покупок.

Lamoda также удалось быстрее других интернет-ритейлеров на рынке одежды создать собственную службу доставки и автоматизировать процессы на складах. Основатели интернет-магазина хотели держать все стадии бизнеса — от получения товара напрямую от производителя до вручения его покупателю — в своих руках, не полагаясь на поставщиков. Это помогло справиться с проблемами, которые на заре электронной коммерции испытывало большинство игроков.

Забавный факт: В апреле 2020 года вышел рекламный ролик, в котором генеральные директора крупных маркетплейсов рекламировали друг друга и призывали пользователей покупать товары у конкурентов. Среди них был и гендиректор Lamoda Флориан Янсен.

Интересные факты о компании Lamoda

Современный складской комплекс компании находится в подмосковном поселке Быково. Его площадь составляет около 40 000 кв.м, что позволяет компактно хранить около 10 млн товарных артикулов.

Складские работники трудятся в 4 смены, обеспечивая круглосуточную сборку онлайн-заказов. В обработке заявок участвует логистическая программа. Она определяет, где находятся артикулы нужного размера и оттенка, и указывает сотрудникам путь к нужному стеллажу.

Рекламные съемки для каталога интернет-магазина, лукбуков и соцсетей выдержаны в едином лаконичном стиле. Фотосессии проходят в собственной студии полного цикла, площадь которой составляет 2500 кв.м.

Ежедневно для каталога создается около 15 тыс. фото, а обрабатывается 3,5 тыс. снимков. Проводится предметная съемка аксессуаров и косметических товаров, а также сеты с участием моделей.

Осенью 2019 г. совместно с оператором Russ Outdoor компания разместила в центре Москвы 16 интерактивных баннеров для виртуальной примерки одежды.

Во встроенных камерах была использована технология нейросетей, которая позволяла управлять интерфейсом с помощью ладони. На выбор предлагалось несколько модных комплектов. Отсканировав QR-код моделей, пользователи могли приобрести их в интернет-магазине. Баннеры были доступны в течение сентября.

С июня 2019 г. каждый месяц в сообществе «Ламода» во «ВКонтакте» публикуются выпуски онлайн-шоу о стиле Lamoda TV. Программы ведет блогер Ида Галич. Каждый ролик посвящен обзору модных трендов и подбору образа для приглашенных знаменитостей.

Зрители могут почерпнуть интересные идеи или заказать продемонстрированные вещи в интернет-магазине. Дополнительно каждую неделю выходят эфиры со стилистами «Ламода на диване».

Тематическая маркетинговая компания «Мам, я в школу!» позволяет родителям школьников подобрать нужные вещи в игровой форме конструктора. Удобный интерфейс напоминает о необходимых принадлежностях, помогает быстро составить практичный и модный гардероб.

Под управлением опытных менеджеров интернет-магазин «Ламода» постоянно развивается и предлагает удобные условия покупки стильных вещей. Благодаря его оперативной и профессиональной работе продукция знаменитых торговых марок доступна в любом уголке России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector