Развивающие игры для детей от 2 лет на развитие координации движений, запоминание цветов, правильное произношение звуков, развитие памяти и внимания, развитие мышления и логики, творческих способностей

Содержание

Картотека игр, направленных на развитие памяти у дошкольников
картотека на тему

Игры на развитие памяти у дошкольников

Игры на развитие памяти у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развивающие игры «Запоминаем вместе»

(картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Память-это процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Память не дана ребенку в готовом виде. Она складывается и изменяется по мере развития, под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. В дошкольном возрасте память от непроизвольной формы переходит к произвольной, сознательно регулируемой. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Осознание этой цели происходит в игре. Следует отметить еще одно достижение в развитии памяти дошкольников это поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Память является условием успешного обучения, приобретения знаний и умений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие разных видов памяти детей дошкольного возраста:

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра, «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Читать еще:  Список мусульманских праздников на 2020 год: таблица

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки, назвал те, которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту — ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

На полях и в рощах

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Развивающие игры для детей дошкольников на логику, память, внимание. Лучшие познавательные, интерактивные с картинками

Ребенок узнает и познает мир посредством игры. В силах родителей регулировать этот процесс, используя развивающие игры, которые подбираются в соответствии с возрастом и интересами ребенка.

Разновидности развивающих игр

Можно выделить следующие виды игрушек, способствующих развитию навыков ребенка:

  • Сортеры. Эта игрушка представляет собой фигуры в объеме, которые необходимо помещать в отверстия, соответствующие им по форме и размеру. Сортеры помогут ребенку познакомиться с формами и цветами, а также запомнить их.
  • Тренажеры. Вариаций в исполнении этой разновидности игрушки может быть множество: от специальных игрушек с тематикой одевания до кубиков. Однако объединяет их всех необходимость выполнить последовательность действий для достижения нужного результата. Конструктивные особенности тренажеров помогают в развитии зрительного восприятия и пространственного мышления, мелкой и крупной моторики, внимания, речевых навыков, а также фантазии ребенка.
  • Счетная доска. Игрушка представляет собой некоторое количество палочек, на которые нанизаны разноцветные бусины или предметы различных форм. Такая доска поможет малышу освоить простой счет, выучить формы и цвета (если эта функция предусмотрена конкретной моделью игрушки), отточить свое сенсорное восприятие.
  • Развивающие дуги с детскими игрушками. Дуги представляют собой конструкцию, состоящую из основания в форме полумесяца, на которое прикреплено несколько ярких игрушек. Данный вид игрушки способствует развитию зрительного восприятия, внимания, двигательной активности и координации в пространстве.
  • Интерактивные игрушки. Данная разновидность игрушек издает различные звуки: короткие фразы, детские песни. Развивающая особенность интерактивности в играх заключается в создании предпосылок для становления музыкального слуха ребенка, развитии его эмоциональных реакций и коммуникативных навыков, а также закладке основ речевых навыков.
  • Настольные игры. Они применяются при игре на твердой поверхности и помогают развивать логическое мышление, реакцию, речевые навыки, внимательность и усидчивость. К таким играм можно отнести домино, лото, настольный футбол, шахматы и другие подобные игры.

По типу развития

Развивающие игры для детей необходимо выбирать правильно — следует учитывать совершенствованию какого именно навыка способствует та или иная игра:

  • Внимание. Ввиду незрелости нервной системы ребенку изначально сложно концентрироваться подолгу на любом из видов деятельности. Только к 6-7 годам ребенок приобретет способность подолгу задерживать внимание на том или ином объекте. Игры, способствующие совершенствованию этого навыка, помогут развить усидчивость и сосредоточенность, что положительно скажется на процессе обучения в школе. Для поощрения навыка внимания служит большое количество разнообразных игрушек: от сортеров для детей раннего возраста до дидактических печатных материалов для ребят дошкольного и школьного возраста.
  • Память. Мозг ребенка запрограммирован на восприятие и запоминание большого объема информации, поэтому имеет смысл воспользоваться этой особенностью для расширения навыка запоминания. Игры на развитие памяти необходимо подбирать в соответствии с возрастными особенностями ребенка и типом его темперамента. Некоторым детям подойдут больше спокойные игры, другие же предпочитают подвижные.
  • Логическое мышление. Совершенствование логических навыков является приоритетной задачей обучения и воспитания. Логика ребенка формируется в результате: познаний, открытий и умозаключений. В результате применения игр малыш учится обнаруживать причинно-следственные связи в окружающем мире, а, следовательно, формирует мышление. Развивая логику, ребенок легче выбирает варианты решения появившихся перед ним задач — как в играх, так и в учебном процессе. Совершенствованию логического мышления помогают разнообразные дидактические материалы (выявление различий предметов по форме, цветам, материалу; группировка предметов по различным характеристикам; сборка целого из частей, игры с применением счета), словесные игры (Логические концовки, Разноцветные слова, Придумай начало предложения и другие).
  • Творческие способности – комплексные способности ребенка в совершении созидательных действий. Развитию этих навыков ребенка способствует прослушивание музыкальных произведений, специальные развивающие игры (Монтессори, Никитина), пальчиковые краски и даже спортивные снаряды. Важным является стимулирование творческих способностей ребенка с помощью дидактических материалов, лепки фигур из пластилина, рисования различными инструментами.
  • Мелкая моторика — это согласованное взаимодействие пальцев рук, способность ребенка применять эти движения. Нервные окончания, которые расположены на кончиках пальцев, помогают сообщать головному мозгу большое количество импульсов, поэтому влияние развития моторики пальцев на способности ребенка очевидно. Для совершенствования этого навыка применяются игры с мозаикой, работа с пластилином, конструктором, ножницами, раскрашивание картинок, штриховка и рисование узоров по клеточкам.
  • Восприятие музыки совершенствуется посредством прослушивания музыкальных произведений, а также игры на детских музыкальных инструментах. Важно учитывать, что лучше выбирать игрушки, звучание которых сходно со звучанием настоящих инструментов.
  • Пополнение словарного запаса. Значение речи в становление личности ребенка настолько велико, что необходимость ее стимулирования занимает особое место в развитии. Помочь пополнить словарный запас ребенка способны дидактические игры (игры с предметами, настольные печатные игры, словесные игры).
  • Воображение представляет собой свойственную только человеку возможность создания новых образов методом переработки уже имеющегося опыта. Основные игры для совершенствования этого навыка: чтение сказок, сюжетно-ролевые игры, свободное рисование, придумывание своих сказок, дорисовывание картинок и другие.
  • Чтение необходимо для подготовки к усвоению школьного курса занятий. В ходе обучения этому навыку применяются карточки с изображением букв и слогов, артикуляционная гимнастика, упражнения для развития четкости произношения и другие методики.
Читать еще:  Как и когда рассказать о беременности мамы первенцу, другим детям в семье: подготавливаем, играя, советы

Большинство игр направлено на поощрение и развитие сразу нескольких типов навыков.

Правила выбора по возрасту

Развивающие игры для детей необходимо подбирать в соответствии с возрастными диапазонами, указанными далее. Такая необходимость обусловлена естественными этапами развития нервной системы ребенка и необходимостью поощрять тот или иной навык в соответствии с возрастными особенностями.

Существуют следующие возрастные разграничения:

  • 2-3 года. В этом возрасте ребенок обычно достаточно активен. Во время уличных прогулок он знакомится и взаимодействует со сверстниками, становится любителем детских площадок и песочниц. В связи с этим необходимы наборы для игр с песком, мяч, самокат, беговел, трехколесный велосипед. Не стоит забывать о том, что ребенок до 3 лет всё также может подавиться мелкой деталью игрушки, поэтому стоит остановить свой выбор на безопасных моделях. Применяя развивающие игры для детей в 2-3 года, следует учитывать то, что ребенок подвержен быстрой утомляемости и легко отвлекается от игры. По этой причине игры должны быть иметь простые правила и длиться небольшой промежуток времени. Порой достаточно 5-10 мин. для занятия.
  • 3-4 года. В этом возрасте физическая активность в игре занимает достаточно серьезное место. Важно поощрять ребенка в этом направлении: предлагать новые подвижные игры, посещать спортивные площадки. Мелкая моторика ребенка в возрасте 3-4 лет развита достаточно хорошо, однако об ее совершенствовании забывать не стоит. Уже можно поручить малышу задания, требующие большой точности: работа с ножницами и бумагой; мозаики из мелких деталей. Актуальны будет простые занятия с буквами и цифрами и сюжетно-ролевые игры со сложными сценариями. Не менее значимо развитие социальных навыков ребенка. К 3-4 годам малыш готов к взаимодействию с другими детьми, может делиться своими игрушками, действовать согласно общим правилам игры. В связи с этим необходимо обеспечить ребенка возможностью социального взаимодействия с другими детьми.
  • 4-5 лет. Это возраст увеличивающейся самостоятельности ребенка, возрастание его индивидуальности, поэтому выбор игр должен осуществляться исключительно с учетом интересов и пристрастий малыша. Ввиду увеличения осознания собственной личности и успехов в социализации определенный успех у детей данного возраста имеют соревновательные коллективные игры. Значительное развитие воображения подстегнут творческие и музыкальные занятия. Именно в возрасте 4-5 лет стоит обратить особенное внимание на развитие речи ребенка. Если развивающих игр, проводимых родителями, недостаточно для правильного формирования речи, следует прибегнуть к помощи логопеда, который поможет скорректировать произношение к школе.
  • 5-6 лет. Основной упор в развивающих играх в этот возрастной период делается на подготовку ребенка к школьным занятиям. Важными областями для развития в этот период являются: подготовка руки к письму; обучение основам чтения. Кроме того, ребенок все-ещё активно интересуется сюжетно-ролевыми играми и легко проявляет творческую активность, поэтому стоит обеспечить реализацию его способностей в данных областях.

Настольные детские игры

В первые настольные игры можно играть уже с 2 лет, что обусловлено развитием нервной системы ребенка.

Картотека игр на развитие памяти и внимания для детей 5-6 лет

Внимание – это элемент восприятия, мышления и памяти, благодаря которому человек может воспринимать информацию избирательно, концентрируясь на том, что ему сейчас важно и интересно. Без этой способности обучение было бы невозможным. Но маленькие дети крайне неусидчивы, и порой добиться от них концентрации на каком-то одном занятии довольно трудно. Расскажем о свойствах внимания и особенностях его формирования у дошкольников, а также о том, какие игры можно использовать для его развития.

Свойства внимания и особенности развития

Внимание бывает нескольких видов. Заметьте, что маленьким детям больше свойственно непроизвольное, или непреднамеренное, внимание.

  • Непроизвольное — концентрация на заинтересовавшем объекте, например на ярком предмете.
  • Произвольное – когда возникает необходимость сосредоточиться на чем-либо с определенной целью и требуются волевые усилия.
  • Послепроизвольное – когда происходит снятие волевого напряжения и ребенок уже с интересом выполняет какую-либо деятельность.

Произвольное внимание у дошкольников развивается в основном благодаря усилиям взрослых. Родители дают понять ребенку, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат. Например, чтобы получить десерт, нужно помыть за собой посуду. Малыш прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на занятии, так как у него есть мотивация. В процессе мытья ему может понравиться возиться с водой и тарелками, поэтому из произвольного его внимание переходит в послепроизвольное.

Также существует слуховое и зрительное внимание. Например, когда взрослый учит ребенка, переходя дорогу, смотреть по сторонам – он тренирует зрительное внимание. А когда учит различать сигналы автомобиля, гудок поезда или светофора – развивается слуховое.

Читать еще:  Молодят или старят женщину длинные волосы после 50 лет: мнение стилиста, модные советы, отзывы, прически для длинных волос тем, кому за 50

У внимания есть свойства, на развитие которых и будут направлены упражнения.

  • Объем – это количество информации, которое человек может удержать в сознании.
  • Сосредоточенность – способность сконцентрироваться на чем-либо.
  • Устойчивость – способность долго сохранять сосредоточенность.
  • Переключаемость – умение переводить внимание между разными объектами.
  • Распределение – способность уделять внимание одновременно нескольким делам или объектам.

У дошкольников эти свойства развиты слабо. Именно поэтому малыши не могут заниматься долго одним и тем же. Это объясняется особенностями детского развития: психика ребенка просто устает, так как воля еще только начинает формироваться и требуется много сил для того, чтобы сосредоточиться.

Для развития необходимо включать упражнения, начиная с более простых и постепенно усложняя задачи. Очень важно добавлять игры на развитие памяти, так как это позволит постепенно увеличивать объем воспринимаемой информации и разнообразить сами задания.

Иногда требуются вспомогательные препараты для концентрации внимания. Если вы заметили, что ваш малыш слишком рассеян или гиперактивен, обратитесь к своему педиатру, чтобы он выписал рецепт.

Примеры игр и упражнений

Чтобы правильно подобрать игры на развитие памяти и внимания, ориентируйтесь на следующие правила – так ребенку будет интересно и не слишком сложно.

  • Для детей 5-6 лет лучше подобрать подвижные игры или с элементами творчества, позже – дидактические.
  • Сначала старайтесь разделять упражнения, развивающие слуховое и зрительное внимание, иначе малыш запутается.
  • Меняйте игру, как только заметили, что ребенок потерял к ней интерес или начал баловаться или уставать.

Существуют целые картотеки игр и пособия, где вы можете подобрать упражнения индивидуально под своего ребенка. Сейчас это все можно найти в форме презентации или видеоформате для вашего удобства.

Рассмотрим, какие можно использовать игры и как правильно усложнять их с возрастом.

Подвижные игры на развитие слухового внимания

Цель: научить ребенка концентрировать внимание на каком-либо звуке или слове и ориентироваться в пространстве.

  • «Звон». Это игра напоминает «Прятки», только вы берете с собой погремушку или колокольчик, можно даже использовать хлопок в ладоши. Попросите малыша отвернуться к стене и досчитать до 5, а сами спрячьтесь в другой комнате. Когда ребенок скажет «Я иду искать!», хлопните 2 раза или позвоните. Он должен вас найти по звуку. Меняйтесь местами, чтобы малышу не надоедало.Есть и усложненный вариант. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, ориентируясь только на звук. Желательно не уходить в другую комнату, чтобы ребенок не ушибся и не споткнулся. Такое веселое упражнение хорошо проходит в компании детей.
  • «Елки-палки», или «Елки-пеньки». Объясните малышу, что елки высокие, а пеньки низкие, поэтому когда он услышат слово «пеньки», ему нужно будет присесть, изобразив пенек, а при слове «елки» – встать и потянуть руки вверх. Ребенок будет ошибаться, что обычно сопровождается веселым смехом.Усложненный вариант. Теперь вы, говоря «елки», опускаете руки вниз и слегка присаживаетесь, чтобы запутать малыша, и наоборот. Объясните ему, что он должен концентрироваться только на том, что вы говорите. Сначала ваши движения будут сбивать его, а потом он научится избирать нужную информацию.

Подвижные игры на развитие зрительного внимания

Цель: научить концентрироваться на зрительном образе и тренировать память.

  • «Что поменялось местами?» Расставьте предметы (желательно яркие и запоминающиеся) на столе, стуле, кресле и диване (4 предмета будет достаточно). Попросите малыша запомнить, какой предмет и где находится. Затем он должен отвернуться, а вы – поменять два предмета местами. Когда малыш повернется, ему нужно будет сказать, что изменилось и вернуть предметы в нужное положение.
    Усложненный вариант. Постепенно увеличивайте количество предметов и уже не просто меняйте их местами, а перекладывайте вещь вообще в другое место (например, на подоконник). А ребенок должен будет ее найти.
  • «Дождик-солнышко». Нарисуйте на одной карточке дождь, а на другой солнце и скажите малышу, что когда пойдет дождь, нужно спрятаться под навес (стол, одеяло или зонт), а когда выглянет солнышко, нужно выбежать и танцевать. Показывайте ему ту или иную карточку.Усложненный вариант. Используйте картинки «лето», «зима», «осень», «весна» и следующие действия: если «зима» – нужно накинуть на себя куртку (или одеяло), если «весна» – надеть галоши. Если «осень», то схватить зонтик, а если «лето» – петь и танцевать.

Дидактические и командные игры

Игры в компании очень нравятся подросшим малышам. Можно использовать следующие варианты.

  • «Ключики». Ключи вы можете нарисовать или использовать настоящие, среди них должны обязательно быть одинаковые пары. Попросите ребенка подобрать эти пары. Пусть внимательно рассматривает, совпадают ли ключи. Дальше усложняйте игру: нужно будет убрать ключ из одной пары, а ребенок должен определить, какого ключа не хватает.
  • «Какая буква повторяется?» Эта игра подходит для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как ребенок должен хорошо знать алфавит. Необходимо повторять друг за другом слова, начинающиеся с одной буквы, а малыш должен сказать, что это за буква. В усложненном варианте нужно загадать слово, которое также ребенок должен разгадать по буквам. Буквы записывайте или складывайте из магнитов или карточек.
  • «Скрытые картинки». За хаотичными линиями нарисован какой-либо предмет, который нужно назвать. Картинки можно распечатать или нарисовать самостоятельно. Упражнение подходит детям от 5 до 7 лет. Дошкольникам предлагайте картинки с одним скрытым предметом, а школьникам – с 2 и 3. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть картинка.
  • «Запрещенное слово». Игра хорошо проходит в команде, можно даже играть на выбывание или за очки. В этой игре можно использовать мяч. Выберите какое-то слово или фразу, например «зеленый», и скажите малышу, что если он услышит это слово, то мяч ловить нельзя, а если не услышит, то можно. И говорите ему: «На траве сидел кузнечик!» (ребенок ловит мяч и возвращает вам), «А трава была зеленой!» (малыш отбивает мяч).
  • «Запомни цвет». Это командная игра для 3-4 человек, с возрастом можно увеличивать количество участников. Раздайте детям ленты разных цветов или платки, которые нужно будет повязать на шею. Попросите ребенка запомнить, у кого какая лента. Затем он должен отвернуться, а остальные участники – поменяться лентами. Ребенок должен будет вернуть ленты на место. Это упражнение хорошо тренирует память.
  • «Запомни картинку». Покажите ребенку картинку, где изображено какое-то действие, и попросите запомнить изображение как можно подробнее. Давайте подсказки: во что одеты герои, чем занимаются, какая погода, какие это животные и т. п. Затем переверните картинку или уберите и задайте малышу несколько вопросов по ней. Вы также можете использовать небольшой мультфильм и составить вопросы по просмотренному сюжету.


Несмотря на большое количество методов развития внимания, данная способность сильно зависит от возраста. Не стоит требовать от ребенка сверхъестественной концентрации. Даже в школе на уроках проводят разминки, позволяющие детям расслабиться и снять напряжение. Ни в коем случае не ругайте малыша, если у него что-то не получается, и не раздражайтесь – это может привести к тому, что он замкнется в себе и совсем перестанет проявлять инициативу. Главное – уделяйте внимание своему ребенку, проводите с ним больше времени, и он всему научится, глядя на вас.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/21/kartoteka-igr-napravlennykh-na-razvitie-pamyati-u-doshkolnikov
http://kidteam.ru/razvivayuschie-igry-dlya-detey.html
http://razvivashka.online/metodiki/igry-na-razvitie-vnimaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector