Развивающие игры для детей от 3 лет на развитие речи, фонематического слуха, мышления и логики, памяти, мелкой моторики, умения считать

Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Логопедия

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.

Речь – это сложная функция, и её развитие зависит от многих факторов. Значимой ролью является влияние окружающих – ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнка окружает множество самых разнообразных звуков. Ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова, они для ребёнка наиболее значимы. При помощи слов ребёнок общается с взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения.

Когда ребёнок вслушивается в слова, произносимые взрослыми, сопоставляет их звучание и пытается их повторить, то он учится не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Не у всех детей к трем годам формируется хороший уровень речевого развития: одни дети, в этом возрасте, уже чисто и правильно произносят слова, другие – говорят ещё недостаточно чётко, неправильно произносят отдельные звуки, и таких детей очень много. Чаще всего встречаются такие ошибки, как пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры слова (сокращение слов «пьяходил» вместо «крокодил»), неправильное ударение в словах и пр. Но уже в 3-4 года дети начинают замечать неправильную речь своих друзей, пытаются их исправить, хотя сами ещё неправильно произносят слова. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Практика показывает, что критика детей по поводу неправильного произношения может вызвать у них и агрессивную реакцию. Дети с кулаками набрасываются на своих обидчиков. Поэтому я провожу работу с воспитанниками не только по формированию правильного звукопроизношения, но и уделяю внимание формированию дружеских взаимоотношений между детьми, объясняя, что замечания надо делать по-доброму, корректно. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей слышать и различать речевые и неречевые звуки. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно поизносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить детей различать на слух, когда громко говорят окружающие и они сами. Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре.

В целенаправленной коррекционно-педагогической работе я успешно применяю как традиционные, так и свои, авторские игры. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. В этом возрасте дети уже могут произносить практически все звуки, ведь их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков. Но проблема развития фонематического слуха остаётся актуальной. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

1. «Ушки — слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

4. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

7. Шутки-минутки

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Кот плывёт по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

Читать еще:  Меховой помпон своими руками: мастер-класс, фото, видео. Как сделать помпон из искусственного и натурального меха норки, песца, лисы, чернобурки, енота, кролика на шапку: выкройка, описание, фото. Как купить помпоны из меха для рукоделия в Алиэкспресс?

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь Незнайкины ошибки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Коса прыгнула через забор.
Колова даёт вкусное молоко.
Рошадь жуёт сочную траву.
Кочка ловит мышку.
Собаха сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова)?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

5. Паучок.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний.
  • Жук, сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

6. Поймай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х, если в слове нет заданного звука – О. Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Игры на развитие фонематического слуха
картотека по логопедии на тему

Игры повышают эффективность работы по формированию фонематического слуха. Они развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изенять силу голоса, формируют чувство ритма и тембровый слух.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

2. «Кто сказал «Мяу?»»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Материал : магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

3. «Кто стоит у светофора?»

Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.

Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

5. Пальчиковая игра «Гроза»

Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания.

Логопед читает слова игры, а дети выполняют движения соответственно тексту.

Закапали капли (стучат по столу двумя указательными пальцами).
Идёт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льёт, как из ведра (громко стучат четырьмя пальцами).
Пошёл град (стучат косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабанить кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаём звук ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).

6. Послушай и назови нужное слово.

Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.

Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.

Ж Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

З – Заяц, заяц,
Чем ты занят?
– Кочерыжку
Разгрызаю.
– А чему ты, заяц
Рад?
– Рад, что зубы
Не болят.

Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора

Читать еще:  10 лунные сутки: полная характеристика — что можно и что нельзя делать?

Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.

Хвост с узорами,
Сапоги со ш т орами.
К о т плывёт по океану,
К и т из блюдца ест сметану.
Божья коро б ка, полети на небо,
Принеси нам хлеба.

8. Тихо – громко говори.

Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.

Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).

Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».

Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.

К семи годам у детей логопедической группы должно быть уже практически нормальное речевое развитие. Но у отдельных детей ещё может отмечаться недоразвитие фонематического слуха и звукопроизношения. Поэтому слежу за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова изолированно, потом во фразах и предложениях.

Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

1. Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.

Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

2. Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)

3. Отвечай – не торопясь.

Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.

Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

  • Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
  • Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был м , а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
  • Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
  • Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.)
  • Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)

4. Исправь ошибки Незнайки.

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

Ко с а прыгнула через забор.
Ко л ова даёт вкусное молоко.
Р ошадь жуёт сочную траву.
Ко ч ка ловит мышку.
Соба х а сторожит дом.

А сейчас мы узнаем, готовы ли вы идти в школу? Отвечаем на вопросы:

  • Какой первый (последний) звук в слове собака ?
  • Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш , где находится этот звук?
  • Сколько слогов в слове кошка (корова) ?
  • Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных.

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.

Логопед читает стихотворение, а дети отвечают на вопросы.

На невидимой тропинке
Ой, смотрите, паутинки.
Это хитрый паучок
Свой развесил гамачок.
И позвал наш паучок
Всех друзей на гамачок
Приходили к паучку
Мотыльки, кузнечики,
Пчёлки и шмели,
Бабочки-красавицы,
Мухи и жуки.
Наигрались, насмеялись,
А потом все разбежались.
1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.

Проверим, как вы можете делить слова на слоги.

  • Мотылёк, сколько слогов, какой первый, какой последний.
  • Жук , сколько слогов (один), какой слог первый, какой последний?
  • Какой одинаковый слог в словах пчёлки и шмели (КИ)?
  • Назови насекомых, в названии которых 1, 2, 3 слога.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…

7. Разбросай слово.

Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.

Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…

8. Крестики – нолики

Цель: развивать слуховое внимание и память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: у детей на листе бумаги расчерчен квадрат, как для игры в «Крестики-нолики». Играющие заранее договариваются, с каким звуком будут играть. Если логопед произносит слово с заданным звуком, то дети ставят Х , если в слове нет заданного звука – О . Объяснить, что клеточки заполняются по горизонтали. В игре побеждают те дети, у которых игровое поле совпадает с образцом логопеда. Образец выставляется после заполнения всех клеточек.

Как с помощью игр можно развивать ребенка в 1 год?

После года дети входят в фазу активного развития. Научившись ходить, они осваивают более сложные движения; сказав первые слова, активно учатся новым. В этом возрасте малыши стремятся к самостоятельности, выясняют пределы своей территории, учатся строить первые логические цепочки, оттачивают мелкие движения, исследуют окружающий мир, пытаются понять его законы, осознают первые причинно-следственные связи… Это уже совсем не те крохи, что были еще несколько месяцев назад. Как же родители могут помочь им на этом этапе? Какие развивающие игры наиболее полезны для детей от 1 года?

Психический и интеллектуальный портрет

Для начала определимся, какие стороны маленькой личности нужно развивать. Какой он сейчас, годовалый малыш?

Активный исследователь мира. Но исследует он доступными ему способами, воображение или интуиция у него пока еще не развиты. Зато быстрыми темпами развивается когнитивная сфера. Это психические процессы, которые отвечают за рациональное познание, основанное на приобретении практического опыта, навыков и умений.

Мышление годовалого ребенка остается наглядно-действенным. То есть он учится мыслить, основываясь на реальных действиях с реальными предметами, которые можно потрогать, понюхать, покрутить, бросить, разобрать и затем соединить. Да, малыш сейчас – практик-исследователь. Он постоянно устраивает кавардак, выбрасывая вещи из ящиков, шкафов, коробок, следуя основному познавательному вопросу: что с этим предметом можно сделать? Решение проблемы сразу превращается в какое-то действие.

Малыш этого возраста уже умеет производить различные манипуляции с предметами: брать и класть, доставать и возвращать обратно, кидать, просовывать, нанизывать, ставить друг на друга. Умеет строить простые логические цепочки действий: собирать пазл из 2–4 частей, матрешек – от 2 до 4 штук, строить башенку из нескольких кубиков, собирать пирамидку. Он научился различать несколько форм и цветов, поэтому предметы у него прочно ассоциируются с этими свойствами. Может проследить связь между действиями (если нажать на кнопку – появится звук, если стукнуть игрушкой по ноге – будет больно) и некоторыми событиями (может помнить, что было недавно, и понимать, что будет в ближайшее время). Может распределять внимание, орудуя одновременно двумя предметами, или переключать его, выполняя последовательные действия, – переводить внимание с одного предмета на другой.

Чему же можно научить малышей этого возраста? Прежде всего, важно развивать навыки, которые у них уже есть, а также те, к усвоению которых они сейчас наиболее подготовлены (для которых наступил сензитивный период).

Читать еще:  Праздничный салат «Прага»: ингредиенты и пошаговый рецепт с курицей, черносливом, грецким орехом и сыром слоями по порядку. Как вкусно приготовить салат «Прага» с ветчиной и грибами шампиньонами, копченой колбасой, огурцом и сыром: лучшие рецепты

Сензитивные периоды в годовалом возрасте

Итак, чтобы правильно развивать ребенка в 1 год, определим основные сензитивные периоды.

  • Период развития речи (продолжается до 6 лет). Для этого необходимы занятия на развитие мелкой моторики, памяти, артикуляционного аппарата, а также создание активной речевой среды вокруг ребенка. Этому помогают чтение книг, обсуждение картинок в них, беседы обо всем, что окружает ребенка (для чего это нужно, как выглядит, как называется, что где расположено, какого это цвета, формы, размера, что вы делаете сейчас и что собираетесь делать и т. д).
  • Период восприятия порядка (до 3 лет). Внешний порядок символизирует для ребенка стабильность (расставленные и разложенные по местам вещи и предметы, повторяющиеся действия в режиме дня, порядок в поведении взрослых, действия которых соответствуют правилам). Постепенно внешний порядок превращается во внутренний. Нарушение порядка в этот период выбивает кроху из равновесия.
  • Период сенсорного развития (до 5,5 лет). Сейчас важно все, что поможет развивать восприятие: тренировка зрения, слуха, обоняния, а главное – тактильной чувствительности. Для этого полезно определять с малышами предметы по форме, вкусу, звуку или запаху, не видя их, трогать предметы из самых разных материалов (гладких, шершавых, колючих, мягких, твердых, железных и деревянных, меховых и махровых и т. д). Делать это можно как дома, так и на прогулке.
  • Период восприятия мелких предметов. Сейчас дети не просто научились брать мелкие «запчасти». Им интересно, что со всем этим можно сделать: сунуть в нос, проглотить, насыпать куда-то. Поэтому взрослым необходимо быть предельно бдительными, чтобы не допустить травм. Но запрещать трогать всякую «мелочь» — большая ошибка. Так не только нарушается естественный познавательный процесс, но и появляется серьезное препятствие для развития мелкой моторики.
  • Период движений и действий (до 4 лет). Движение для ребенка этого возраста – занятие особенно важное. Он развивает ловкость, гибкость, силу, координацию, укрепляет мышцы и позвоночник. Во время движения кровь обогащается кислородом, что способствует активному развитию психических функций, за которые отвечает головной мозг. К тому же, освоение новых бытовых действий по обслуживанию себя поможет малышу укрепиться в самостоятельности, что, как мы помним, сейчас для него крайне важно с точки зрения психологии.

Постарайтесь обезопасить действия малыша с мелкими предметами (например, нанизав их на нитку или закрыв в стеклянной емкости, – пусть трясет, пробует ее открыть) либо поиграйте в собирание конструктора – пусть учится соотносить понятия целого и его частей.

Что и как будем развивать?

Итак, промежуточный вывод: развитие годовалого ребенка должно быть комплексным, затрагивающим все важные сферы его деятельности:

  • речь;
  • логику (причинно-следственные связи, умение выделять или обобщать группы предметов, выполнять несколько последовательных действий);
  • мелкую моторику;
  • координацию;
  • движения и действия (особенно по самообслуживанию).

Учитывая возраст, занятия с детьми должны проводиться исключительно в игровой форме (даже если работа идет не с игрушками).

Кстати, довольно сложно выделить какие-то игрушки, которые развивали бы только что-то одно (моторику, координацию, логику). Обычно в игровой деятельности затрагивается сразу несколько аспектов (но какой-то один – преимущественно). При этом практически все они при правильном подходе развивают речь и интеллект.

Постарайтесь сделать так, чтобы время, которое малыш проводит, сидя на одном месте, было минимальным. Играйте с ним в движении, иначе он очень быстро устанет: детки в этом возрасте еще не имеют развитой усидчивости. А сами занятия прекращайте до того, как кроха от них устанет и потеряет интерес, иначе в следующий раз ваше предложение поиграть в то же самое встретит ярый протест.

Соотнесем развивающие игры и игрушки для детей с их практической пользой.

  • Матрешки, пирамидки, сортеры, вкладыши, кубики, конструкторы, пазлы – развитие логического мышления, отработка координации в паре «глаза — рука».
  • Игрушки-копии «взрослых» предметов (совки, лопатки, удочки, грабли, посудка, машинки, одежки, расчески, щеточки), а также собственные расчески, зубные щетки, кружки, ложки, коробки, банки, другие емкости с мелкими предметами – отработка действий с предметами.
  • Мячи, кегли, горки, качели, лесенки, бревна для ходьбы, шведская стенка, массажные коврики, массажные мячики, игрушки-каталки, большая машинка для самостоятельного передвижения малыша – физическое развитие, отработка координации и равновесия.
  • Карандаши, пластилин, тесто для лепки, пальчиковые краски, мозаика – развитие мелкой моторики.
  • Пальчиковые куклы, картинки, карточки с изображениями предметов, простых сюжетов, говорящие книги или плакаты, музыкальные инструменты – хорошие развивашки для тренировки речи.

При этом вовсе не обязательно следовать стереотипу, что куклы должны быть только у девочек, а машинки – только у мальчиков. Для целостной картины мира малышам любого пола можно иметь эти игрушки, играть в них, приобретая новые знания и навыки, закрепляя социальные роли в соответствии с действиями.

Как и во что играть?

Для того чтобы кроха развивался как можно органичнее, вовсе не достаточно научить его просто собирать пирамиду или класть кубики один на другой. Взрослые могут проводить с ребенком разные игры, используя привычные игрушки или просто окружающие предметы.

Например, игрушки-вкладыши можно не просто построить башенкой или собрать в одну от большей к меньшей. Можно спрятать их друг в друга, подобрав отличные по размерам, объясняя крохе, что происходит, а затем показать, что под большой формой находится маленькая, а под ней – еще меньше. Затем выстроить их в обратном порядке – получится пирамида. Можно раскладывать в каждую емкость набора вкладышей какие-то мелкие предметы так, чтобы в каждой помещался только один (ребенку придется понять, что предметы должны быть разного размера для каждой емкости). В такой игре развивается логическое мышление, навык работы с предметами, внимание, координация, умение сравнивать предметы по размерам, понимать категории «много – мало – один», выполнять последовательно несколько действий… А ведь можно было просто построить с ребенком башенку.

Играя с пирамидкой, важно показать крохе, что ее можно собирать не только в хаотичном порядке, но и в нужном и даже в обратном. А можно выложить на полу из колец «убывающую» дорожку или башенку. А затем взять картонный круг и показать малышу, что его нельзя надеть на стержень, а кольцо можно. Потому что у него есть отверстие, а у круга нет. Если приобрести две одинаковые пирамидки, ребенка можно попросить повторять действия за взрослым: найти самое маленькое кольцо, как у мамы (какого оно цвета?), или самое большое (какого цвета оно?). Или нанизывать кольца в той последовательности, как это делает мама: сначала – самое большое, затем – самое большое из тех, что остались, и т. д. Сколько важных навыков тренирует ребенок в таких играх?

Если купить ребенку не просто пирамидку, а пирамидку со стержнем в виде конуса, это усложнит ему задачу: нанизать кольца «просто так» не получится, придется подбирать их по размеру.

Игры на развитие речи

Развитию речи способствуют не только игры на мелкую моторику, но и всевозможные игры и развивалки, направленные на тренировку пальцев рук, побуждающие к речевому взаимодействию:

  • пальчиковая гимнастика;
  • стихи, потешки;
  • чтение книг;
  • игры на подражание различным звукам (простая артикуляционная гимнастика);
  • обсуждение всевозможных картинок;
  • игры с карточками, фотографиями (пусть находит что-то конкретное, показывает части изображения, подбирает пары к изображениям);
  • любое речевое взаимодействие (побуждающее ребенка говорить, слушать, усваивая новые для него понятия, фразы, речевые конструкции, интонации, пополнять пассивный словарный запас).

Для комплексного и своевременного развития ребенка недостаточно приобрести длинный список игрушек (даже самых «умных»). Настоящая польза от них начинается тогда, когда мама, взаимодействуя с ребенком, учит его новым методам познания мира, помогает ему делать важные, порой неожиданные открытия.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/623385/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2018/10/16/igry-na-razvitie-fonematicheskogo-sluha
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvivayushhie-igry-ot-goda

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector