Полный и краткий анализ стихотворения «К морю» Пушкина: план, основная мысль, идея, жанр, цитаты, лексика, метафоры

Содержание

А. С. Пушкин, «К морю»: анализ стихотворения, характеристика творчества поэта

Когда речь заходит о русской поэзии, то первым делом называют Пушкина. Действительно, кто, как не он — главное лицо нашей литературы. В данной статье кратко рассказывается о поэте, дается общее представление о периоде под названием «золотой век», а также приводится анализ стихотворения Пушкина «К морю».

«Золотой век»

Начало девятнадцатого века — это начало культурного подъема в России. Победа над Наполеоном усилила рост самосознания русского народа, восстание декабристов повлекло за собой распространение новых идей, свежих мыслей сначала среди офицеров и дворян, а позже и среди мещанского класса.

Номером один нашей культуры уже при жизни стал Пушкин, получивший блестящее образование, водивший дружбу со многими декабристами гениальный поэт и прозаик, создатель «русского литературного языка», которым мы пользуемся до сих пор. Не зря именно Пушкин — символ «золотого века» русской литературы.

Но, помимо Александра Сергеевича, «золотой век» может похвастаться и другими талантливыми поэтами и писателями. Николай Гоголь, чьи произведения сейчас изучают в каждой школе, стал известен еще при жизни Пушкина, и писателей даже связывала дружба, пока их взгляды не разошлись.

А вот Михаил Лермонтов стал популярен только после смерти Пушкина. Написав «На смерть поэта», Лермонтов не только получил славу «продолжателя Пушкина», но и царский гнев, по указу которого был отправлен в ссылку на Кавказ.

Постепенно, к середине девятнадцатого века, складывается традиция русской литературы, которую в своих произведениях, позже продолжат Некрасов, Тургенев, Достоевский и другие выдающиеся русские писатели и поэты.

Детские годы Пушкина

Родился будущий поэт шестого июня (а по старому стилю — двадцать шестого мая), в Москве, в 1799 году.

Детские годы юный Пушкин проводил у бабушки в селе Захарове, под Москвой, вместе со своими братом и сестрой (Лев и Ольга — соответственно). Кстати, именно бабушка и наняла няню для Пушкина — Арину Родионовну, которой Александр Сергеевич посвятит очень много своих произведений.

Образование и начало творческого пути

В 1811 году Пушкин начинается своё обучение в Царскосельском Лицее. Там, где царит атмосфера братства, свободы и задорной юной мысли, проходит становление Пушкина, как личности.

В 1814 году печатается первое стихотворение, в журнале «Вестник Европы». Пушкин начинает очень много читать — любимыми писателями на тот период являются Вольтер и Эварист.

В 1812 году, в чине коллежского секретаря двенадцатого класса, Пушкин оканчивает Лицей и поступает на службу в Коллегию иностранных дел.

Пушкин: поэзия и смерть

С 1819 года поэт входит в число участников литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа». В этот же год он начинает работу над поэмой «Руслан и Людмила».

В 1821 году он публикует поэму «Кавказский пленник», что приносит ему признание всей литературной России. Спустя два года он начинает работу над «Евгением Онегиным». Закончит его Пушкин только спустя девять лет — в 1832 году.

В тридцатых годах поэт пишет очень много исторических вещей, таких, как: «Капитанская дочка» или «История Пугачева», также к этому периоду относятся «Песни западных славян». Задумывается роман «Дубровский».

К двадцатым годам относят и первые ссылки Пушкина. Его политические стихи не могли вызвать одобрения у царя, поэтому Александр Первый всегда очень настороженно держал себя по отношению к поэту. Его приемник, Николай Первый, так вообще однажды назвал себя «личным цензором Пушкина». Это указывает на то, что в Пушкине видели очень влиятельную фигуру.

В тридцать седьмом году состоялась дуэль Пушкина и Дантеса, на которой поэт был смертельно ранен. Император Николай Первый, после смерти поэта, заплатил все долги Пушкина и финансово оказал покровительство его семье.

«Пушкин — наше все», или значение поэта

Перед тем как провести краткий анализ «К морю» Пушкина, расскажем о значении поэта для всей литературной России. Александра Сергеевича не зря называют создателем новой литературы в России. Опираясь на народное творчество, опыт западных писателей, на которых учились русские мастера слова девятнадцатого века, Пушкин создал литературу нового плана — актуальную, сильную и по своей наполненности, и по своему языку.

Пушкин в своих произведениях развивал то, что пытались до него описать Грибоедов, Державин, Фонвизин, Крылов. Александр Сергеевич показал многие аспекты жизни русского народа, его духовность, его зрелость и мудрость во многих вопросах.

Николай Гоголь говорил о Пушкине: «В нем — гибкость и сила всего русского языка». Лев Николаевич Толстой писал о Пушкине: «Это наш учитель и никогда не устанешь изучать его».

Стихотворение «К морю»: публикация и отзывы современников

Данное стихотворение — это стихотворение в память о Байроне, который умер девятнадцатого апреля 1824 года. П. А. Вяземский очень настоятельно обращался к Пушкину и просил его написать стихи, посвященные ушедшему. Сам Вяземский готовил к печати прозу в честь Байрона и хотел, чтобы и стихи Пушкина, и его проза появились в печати одновременно.

Тематика прощания с морем также связана с отъездом Пушкина из Одессы, где он прожил целый год, в очередную ссылку, в село Михайловское. Именно в Одессе был сделан первоначальный черновик стихотворения, а уже в Михайловском — доведен до ума и отправлен в печать. В 1825 году стихотворение появилось в печати. Среди главных героев текста, помимо лирического героя и Байрона, подразумевался Наполеон, но в то время открыто прозвучать это не могло, поэтому часть строк с прямыми намеками на бывшего императора Пушкин заменил точками. Вяземский, Белинский и ряд литераторов того времени высоко оценили стихотворение.

Читать еще:  Лунный календарь садовода и огородника Беларуси на 2019-2020 год: таблица. Календарь посева семян, посадок рассады и плодовых деревьев для Беларуси в 2019-2020 году: таблица

Анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану

В школе или на экзамене могут дать задание сделать разбор и анализ стихотворения по плану, который должен быть следующего содержания:

  • название произведения, автор, годы создания, публикации и жанр;
  • насколько автобиографично произведение;
  • что повлияло на автора при создании;
  • главная тема, вопросы, которые поднимает автор в данном произведении;
  • идея, основная мысль произведения;
  • композиционные особенности;
  • анализ языка, языковые новшества;

Следуя такой системе, постараемся сделать анализ «К морю» (Пушкина) по плану.

  • Написано стихотворение в 1824 году.
  • По своему строению это лирический монолог, который ведется от лица автора. Вообще, такой способ написания очень близок Пушкину и один из его любимых. Способ такого написания позволяет поэту максимально широко доносить свои мысли до читателей;
  • Жанр стихотворения «К морю» — это элегия.
  • Основная тема произведения — это переживания об утерянной свободе. Также есть рассуждения о сложностях, которые возникают во взаимоотношениях между сильной личностью и остальным обществом. Поднимается проблема власти.
  • Различные образы не следуют какому-то плану, а сменяют друг друга как волны на море — одна за другой.
  • Идея стихотворения — это свобода, борьба человека за свои личностные права. Воплощается свобода в образе моря, на берегу которого стоит лирический герой стихотворения. Образ моря — это символ природы, которая бесконечно свободна и неограниченна ничем. Именно созерцание такой свободы и наталкивает лирического героя на думы о двух великих людях, которые были мощны и вольны: это Наполеон и Байрон. Своим духом они, по мнению лирического героя, близки к морю.
  • Стихотворение можно поделить на две части. Первая — это описание моря, как природного явления. Вторая часть — это конкретизация личностей Наполеона и Байрона, пусть и посредством метафор.
  • По ходу произведения, от начала к концу, повышается пафос, усиливается тревожность.

Если следовать по творческому пути Пушкина, то можно увидеть, что «К морю» — это завершение романтического периода в стихотворениях поэта. В данном произведении Пушкин не только прощается с морем и с великими личностями прошлого — он прощается с самим собой прошлым. Впереди — ссылка в Михайловское, потом на глазах Пушкина его друзья выйдут на Сенатскую площадь. Казнь декабристов очень тяжело будет воспринята поэтом. С романтизмом было покончено — впереди Россию (а значит, и Пушкина) ожидало время подъема внутреннего самосознания у людей, поиск свободы и справедливости.

Художественный анализ стихотворения Пушкина «К морю»

А в этом разделе будет дан более художественный анализ произведения.

Александр Сергеевич Пушкин очень часто обращался к образу моря или океана как к образу неспокойной человеческой мысли, которая требует свободы и вольности, и неважно — личной или политической. Вода — это всегда нечто неукротимое, необузданное, мощное, каким бы хотелось быть и человеку.

В другом смысле море — это символика человеческой судьбы, жизни. Ведь «занести» человека может куда угодно, к любой земле, и бывает, что он, словно волны, все бьется и бьется о камни.

Если проводить анализ стихотворения Пушкина «К морю», то мы видим, что в произведении собраны самые яркие образы, очень мощный и выразительный язык, высокая эмоциональность.

Рецензии критиков

Ниже подан анализ стиха Пушкина «К морю» в согласии с сочинениями критиков и специалистов (например, по книгам Лотмана о писателе).

Лотман отмечает, что, исходя из названия стихотворения, мы видим параллели автора между водой и своей тягой к вольности, к свободе. Что вовсе не удивительно, ведь стихотворение относится к двадцатым годам девятнадцатого века, которые Пушкин проводил в ссылке. Плюс — сочувствие «декабристам», многие из которых были знакомы Пушкину лично. И ведь что интересно — только ссылка спасла Пушкина от судьбы «декабристов», ибо, как упоминается в различных источниках, на вопрос императора, где бы был Пушкин в декабре двадцать пятого года, поэт ответил: «На Сенатской площади».

Находясь в Одессе, Пушкин впервые видит море, что, безусловно, отражается на его творчестве. Проводя анализ произведения Пушкина «К морю», мы видим, что лирический герой в стихотворении сетует на тиранию, что царит кругом, и даже завидует морю, что волнующе и свободно.

Адресата у стихотворения целых три: это Байрон, это Наполеон и это красавица Елизавета Воронцова, которой обращены слова: «могучей страстью очарован».

Проводя анализ «К морю» Пушкина, мы видим, что стихотворение можно отнести к элегии. В тексте сплетается история, биография и философия, наделяя своими смыслами произведение. Так же очень четко видна связь между личностью и пейзажем, между чувствами и природными явлениями. Скрытые смыслы поэт нам подает на языке стихий.

Размер, который использует Пушкин — четырехстопный ямб. Он специально взят за основу, чтобы позволить читателям в ритмичности стихотворения «услышать» морской шум.

Проведя кратко анализ стихотворения Пушкина «К морю», можно выделить три части стихотворения:

  • Лирический герой прощается с морем, овеянный грустными воспоминаниями о том, как он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  • Вторая часть — это сравнение лирическим героем больших личностей с морской стихией. Также герой стихотворения ведет размышления о свободе, о Наполеоне и о Байроне.
  • Часть третья — это размышления лирического героя о предназначении человеческой личности. Герой беседует с морем, предаваясь размышлениям.

Из анализа «К морю» (Пушкин А. С.), мы видим, что в произведении главный мотив — это мотив изгнания. Так же можно увидеть размышления о том, что человек — всего лишь игрушка в руках судьбы, как щепка — в водах моря.

Очень ярка показана красота природы. Автор описывает природу нежно, словно любимую женщину. В пейзажах Пушкин видит идеалы свободной жизни, которая течет по своим законам и никому не подчиняется.

Проводя анализ «К морю» Пушкина, выделим основные изобразительные средства (тропы). Эпитеты — исключительно печально-романтической направленности, чтобы передать красоту окружающей среды. Например, грустный шум, ропот заунывный, глухие звуки. Также очень много сравнительных оборотов, в которых сопоставляются воды и судьба, природа и свобода.

Используя восклицания или риторические вопросы, Пушкин заостряет внимание на каких-либо конкретных понятиях. Для примера: «моей души предел желанный!», «о чем жалеть? куда бы ныне // я путь беспечный устремил?».

В конце краткого анализа стиха Пушкина «К морю» необходимо добавить, что после этого стихотворения у поэта начинается другой этап творчества — реализм.

Интересные факты о поэте

Вот некоторые из них:

  • Маленький Саша, гуляя с няней, чуть не угодил под копыта императорского коня. Следующая встреча Александра Первого и Пушкина произойдет уже намного позже.
  • В домашней библиотеке поэта было более трех тысяч книг, что по тем временам — огромная цифра.
  • Пушкин знал с десяток иностранных языков.
  • Поэт был картежник, потому и влезал постоянно в долги.
  • Пушкин был участников двух десятков дуэлей, начиная с лицейского возраста. Двадцать первая стала для поэта последней.
Читать еще:  Как понять, что отходят воды у беременных, какое их должно быть количество? Что делать, если отошли воды?

Заключение

Александр Сергеевич Пушкин — фигура знаковая для России. Его произведения гениальны и остаются актуальными до сих пор. В данной статье, проведя полный анализ «К морю» Пушкина, мы прикоснулись лишь к малой частице наследия великого поэта.

Краткий анализ стихотворения Пушкина «К морю» по плану

1. История создания

Стихотворение «К морю» было написано в последний год пребывания Пушкина в южной ссылке — в 1824 году. Поэт начал его перед отправлением из Одессы в имение Михайловское и завершил уже по прибытии в родовое поместье.

Образ «свободной стихии», оставшейся в воспоминании, окутан очарованием ностальгии.

Пейзажи северной природы, как бы дороги они ни были Пушкину, не могут сравниться с живой и своенравной игрой морских валов. В ссылке море долго было для поэта главным и единственным другом, а теперь он навеки разлучён и с ним.

2. Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

3. Род

Стихотворение является образцом лирики.

Элегия «К морю» может и должна восприниматься не только как пейзажная, но и как философская лирика.

4. Жанр

Жанр стихотворения – элегия.

Поэт прощается с морем, вспоминая события личной жизни и общественной истории, связанные с ним. Предстоит расстаться с прекрасной и торжественной морской стихией, и Пушкин сожалеет об этом.

Сильные и мятежные впечатления, которые море оставило в его душе, будут долго питать его живыми воспоминаниями.

5. Проблематика

В стихотворении затронута проблема свободы. Ничто на свете не может быть таким же вольным, как море.

Наполеон и Байрон, которые были кумирами свободолюбивой молодёжи пушкинской эпохи, ушли из жизни. Самому поэту предстоит вернуться в Россию, но опять без права свободного перемещения:

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощаясь со свободной стихией, Пушкин понимает, что лишает себя мощного источника силы и вдохновения, как будто отрывает сердце от любимого друга.

6. Тематика

Тема вольности, раскрытая Пушкиным через образ моря, звучит в унисон с темами любви и дружбы, темой одиночества среди людей, темой пограничья и поиска новых жизненных ориентиров.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что расставание с дорогими сердцу местами всегда тяжело. Особенно трудно покидать края, в которых ты был счастлив.

Кажется, что «мир опустел» и впереди не ждёт ничего утешительного. Этот разрыв во сто крат тяжелее, если ты уезжаешь не по своей воле.

Образ свободы, явленный Пушкину морем, навсегда остался для поэта прекрасной и недостижимой мечтой.

8. Пафос

Стихотворение написано с пафосом расставания и сожаления. Чувствуется, с каким трудом покидает поэт морские берега.

Навсегда уходят в прошлое очарования юности, меняется историческая эпоха, но волнующие образы пережитого останутся в душе навсегда.

9. Система образов

Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).

Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.

Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.

Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения – море и поэт. Они, как верные друзья, прощаются перед вечной разлукой.

Их многое объединяет: вольные, мятежные, сильные и гениальные, оба они – дети божьи, им легко понять и поддержать друг друга.

Словно тени, проплывают над морем образы дорогих сердцу Пушкина людей:

  • его возлюбленной Елизаветы Воронцовой,
  • кумира поколения Наполеона
  • и великого поэта Байрона.

Эти три величественные, сроднившиеся с образом моря воспоминания остаются для поэта в прошлом и наполняют его душу печалью.

11. Лирический герой

Лирический герой элегии не отделён от окружающего пейзажа. Он, напротив, тесно связан с морем узами кровного и духовного родства.

Как и море, его душа полна противоречивых чувств, желаний, озарений, страстей. Как море, велик его поэтический дар, способный на грандиозные чудеса. Как море, поэт никому не подвластен.

Сын, брат, друг, супруг «свободной стихии», лирический герой оставляет всё, покидая любимые места. Образы моря навсегда останутся частью его души.

12. Сюжет

Сюжет состоит из четырёх частей:

  1. обращения к морю,
  2. описанию чувств и событий, связанных с ним,
  3. описания фигур Наполеона и Байрона, сроднившихся для Пушкина с морской стихией,
  4. уверения в вечной верности морю и его красоте.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения последовательно описывает этапы расставания с морем.

Первые две строфы содержат обращение к морю.

Следующие 6 строф повествуют о счастье общения с морской стихией и заветной страсти, испытанной на его берегах.

Затем, в 5-ти строфах пересказаны финальные аккорды жизни Наполеона, упомянута кончина Байрона. Этими событиями подведён итог целой эпохи.

Наконец, последние 2 строфы посвящены прощанию и уверению в том, что море останется для поэта незабвенным.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Ритм напоминает мерное колебание волн.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Перекрёстная рифмовка АБАБ встречается в четверостишиях.

Также в стихотворении есть 4 пятистишия, где схема рифм выглядит так: АББАБ.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.

Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.

Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.

16. Средства художественной выразительности

Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».

Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).

Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!

Читать еще:  Гадание на рунах на любовь, работу, бизнес: значение рун при гадании

Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.

17. Значение произведения

Значение данного произведения в том, что оно подводит итог размышлениям Пушкина о свободе.

Отныне эта тема не будет звучать отдельно и полногласно. Она выльется в другое философское русло или станет некой константой (постоянной величиной) пушкинского творчества.

Полная и абсолютная свобода на земле не возможна, но море напоминает стихию творчества, и отныне поэт будет находить утешение в нём.

18. Актуальность

Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.

Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.

Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.

Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.

19. Моё отношение

Стихотворение Пушкина очаровывает меня. Полные гармонии строки великолепно передают величавую стать моря.

В элегии «К морю» чувствуется человеческая мудрость Пушкина, тонкое понимание природы, любовь поэта к жизни. На фоне моря он предстаёт таким живым и вдохновенным!

Сразу вспоминается картина, написанная Айвазовским и Репиным, где Пушкин стоит в окружении пенных валов. Стихотворение «Прощай, свободная стихия» — одно из моих любимых произведений поэта.

20. Чему учит

Эта элегия учит нас мудрому отношению ко всем явлениям жизни, помогает увидеть дивную красоту моря, величественность божественного замысла.

Человек должен быть внутренне свободным, тогда он сможет во всей полноте насладиться неизбывной прелестью природы.

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Морю было посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. В школе его изучают 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырех- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.

Метафоры«свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты«глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения«Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила мужчину свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность еще раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось к мужчине. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберет с собой.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает свое восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырех- и пятистиший.

Жанр – элегия, так в рассказе лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» .

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Источники:

http://www.syl.ru/article/356483/a-s-pushkin-k-moryu-analiz-stihotvoreniya-harakteristika-tvorchestva-poeta
http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-k-morju-po-planu/
http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/k-moryu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector