Что ребенок должен уметь и знать в 2 года: навыки и умения. Сколько должен весить, спать, съедать, пить, говорить и знать слов, цветов ребенок в 2 года? Психология, зубы, развитие моторики у детей 2 года: норма, особенности поведения

Содержание

Развитие ребенка в 2 года: что должен уметь делать и какими навыками обладать

Двухлетний ребенок каждый миг открывает для себя все новые и новые стороны окружающего мира. Он ни минуты не сидит на месте, стараясь успеть все и везде. Задача родителей на этом этапе – помочь ему всесторонне, гармонически развиваться и в то же время не подавить индивидуальных способностей. Не стоит забывать, что малыш должен освоить все базовые знания, умения и навыки.

Максу 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Возможности двухлетнего малыша, в сравнении со знаниями, умениями и навыками, которыми он обладал год назад, поражают не только родителей, но и окружающих. Он начинает говорить предложениями, понимает взрослых, способен выполнять целый ряд физических упражнений и даже в некоторых моментах проявлять самостоятельность в бытовых вопросах. Родителям важно следить, чтобы ребенок гармонично развивался во всех сферах жизни. Для этого важно определить, что же он должен уметь в обязательном порядке.

Развитие речи у двухлетнего ребенка

Словарный запас в этом возрасте достигает 200-300 слов, среди которых появляются и довольно сложные с точки зрения произношения.

На смену отдельно произносимым словам приходят целые, пусть и не слишком длинные, предложения.

Упрощенные слова, которые ребенок часто использовал раньше (мяу-мяу, гав-гав, би-би и так далее) все чаще и чаще подменяются более сложными (киса, собака, машина и так далее).

В речи активно используются не только существительные, но и другие части речи – на первых порах местоимения и прилагательные, далее «присоединяются» глаголы.

Малыш начинает формулировать и задавать вопросы.

Слова сопоставляются с предметами, изображенными на картинке – малыш без труда называет их, причем с каждым днем все больше и больше.

Самые эффективные способы научить ребёнка говорить

Психоэмоциональное развитие ребенка (в том числе сфера общения)

  • двухлетний малыш охотно идет на контакт с окружающими, легко заводит знакомства как с детьми, так и со взрослыми;
  • во время общения активно жестикулирует, пытается передать свои эмоции при помощи мимики, интонации и возгласов;
  • активно радуется удачам и огорчается из-за поражений;
  • пытается добиться своего, проявляет упрямство и может настаивать на чем-то;
  • осознает свою половую принадлежность;
  • обижается и показывает свою обиду при помощи слез.

Для родителей, это не самый сладкий период, потому что пока ребенок не может сказать, все, что хочет и выразить все свои чувства, ему сложно, возникают истерики (Я хочу и требую известным мне способом, а мама не понимает), другой вариант, когда ребенок чувствует себя уже очень взрослым, ведь он уже столько навыков приобрел и начинает активно действовать, а родители видят ситуацию шире, — останавливают кроху или что-то запрещают. Конфликт. Очень важно в эти моменты понимать, что ребенок ничего не делает назло (как бы это не выглядело со стороны), в этом возрасте еще не созрели те зоны мозга, которые отвечают за взгляд на ситуацию со стороны другого человека и прогнозирование действий и реакций другого. Эта способность сформируется только к 6-7 годам.

Важно, чтобы в процессе столкновений с Вами, ребенок получал разный тип ответных реакций. Чтобы когда-то ему уступали, когда-то переводили в игру, когда-то договаривались, а когда-то запрещали и не при каких условиях не разрешали — все как в ЖИЗНИ. Людмила Петрановская

Если ребенка постоянно наказывают за любую попытку самовыражения или боясь расстроить во всем потакают, он просто не сможет освоить всего разнообразия стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Хорошо, когда у взрослого человека есть в запасе набор различных стратегий поведения для разных случаев и он может выбирать: уступить, поторговаться, дожать или придумать что-то еще. Воспринимайте все эти моменты как тренировку вашего малыша и давайте различные реакции.

Развитие сферы познания

В 2 года ребенок может научиться:

  • различать не менее 4 основных цветов («потолок», как правило, составляет 8 цветов);
  • группировать разные предметы по оттенкам: красные, синие, зеленые и так далее;
  • узнавать и, возможно, называть основные плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и так далее);
  • сравнивать и распознавать предметы по определенному признаку (тяжелый-легкий, мягкий-жесткий, большой-маленький и так далее);
  • считать до десяти, узнавать цифры и на пальцах показывать свой возраст (если есть мотивация, мы изучать цифры и счет начали ближе к 3-м);
  • выстраивать и выполнять цепочку последовательных действий, которые приведут к достижению определенного результата.

Физическое развитие

К двум годам малыш уже должен:

  • уверенно ходить и немного бегать;
  • преодолевать лестницы и наклонные поверхности – на подъем и спуск (с поддержкой);
  • подпрыгивать (кто-то ближе к 3 годам осваивает этот навык!);
  • перешагивать через невысокие препятствия;
  • «балансировать» на бревнышке;
  • играть в футбол – пинать мячик и ловить его;
  • пробовать рисовать на листе линии;
  • лепить из пластилина и начинать использовать по назначению (под контролем родителей, конечно) ножницы.

Б ытовые навыки

И, наконец, к 2 годам у ребенка должен выработаться ряд бытовых навыков и умений

  • ходить на горшок;
  • есть жидкую пищу при помощи ложки;
  • начинать самостоятельно мыть руки и умываться;
  • «помогать» по хозяйству (например, разбирать сумки и кое-что раскладывать на места);
  • одевать «простые» предметы гардероба (носки, шапку и так далее) и использовать по назначению носовой платок.

Интересы двухлетнего ребенка

Многие родители в этом возрасте начинают водить детей на развивающие занятия. В принципе, они совершенно не лишние, однако и усердствовать не стоит. Так, например, каким бы талантливым не был ваш малыш, музыкальная школа или английский язык могут стать для него непосильной нагрузкой и вовсе «убить» дальнейший интерес. Достаточно походов в группу общего раннего развития (2-3 раза в неделю), где можно не только открывать новое, но и общаться с детьми.

Читать еще:  Линия жизни на ладони руки у человека: что означает, на какой руке находится — фото. Значение пересечений, разрывов, раздвоений, ответвлений, треугольника, квадрата, параллельных линий линии жизни в хиромантии, гадании по руке: расшифровка

Идеальные развивающие игры для двухлетнего ребенка

Игра для двухлетнего ребенка – это не только времяпровождение, но и способ познавать мир. Именно поэтому для родителей важно направить его игровую деятельность в нужное русло. Примеры увлекательных и в тоже время познавательных занятий приведены ниже.

Сходства и различия. Можно взять 2 вещи, игрушки или картинки (например, кошку и собаку) и предложить ребенку рассказать – чем они похожи и чем отличаются. На первый раз можно помочь наводящим вопросами (есть ли шерсть, есть ли глаза и так далее), с каждым разом рассказ будет все более и более независимым от «ведущего». После того как простая задача стала слишком легкой, ее можно усложнить. Например, взять две одинаковые машины разного цвета.

Третий лишний. Взять несколько картинок или предметов и предложить малышу определить, какой из них лишний. Признак при этом может быть любой – цвет, материал, форма, направление и так далее.

Книга своими руками. Книга – идеальная поделка для двухлетнего ребенка. Луше всего сделать ее тематической (например, про овощи игрушки и так далее). Еще один вариант этой игры – оформление фотоальбома со снимками малыша. Конечно, сделать все самостоятельно у него вряд ли получится, однако помощь родителя должны быть ненавязчивой.

Футбол. Одна из лучших игр для этого возраста в плане физического развития. Начинать гонять мяч лучше всего вдвоем, притом не бегом, а пешком (это поможет избежать травм). Однако важно не пропустить момент, когда «в команду» можно будет позвать ровесников ребенка.

Лото. В 2 года можно начинать играть с ребенком в простейшее лото с изображением предметов. Правда, вряд ли он сможет «усидеть на месте», в прямом смысле этого слова, больше чем один «круг».

Покажи как. Увлекательная игра, которую любят практически все дети в этом возрасте. Сначала задания должны быть простыми – ходит кошка, плавает рыба и так далее. Постепенно их можно усложнять. Такая физкультминутка не только будет отличной игровой заменой зарядки, но и подарит массу положительных эмоций и ярких впечатлений.

Сбор урожая. Делать это можно как в одиночку, так и наперегонки. Вместо овощей и фруктов, разбросанных по комнате, в корзинку можно собирать листья (очень актуально осенью) или какие-либо другие предметы.

Как помочь развиваться ребенку в 2 года

Во-первых, как уже упоминалось выше, можно водить ребенка в клуб (в группу общего раннего развития), заниматься с ним творчеством (рисование, лепка, поделки и так далее) и подбирать подходящие игры дома. Кроме того, можно помочь малышу развиваться ненавязчиво:

  • не оставлять без внимания вопросы и давать на них как можно более ясные (в соответствии с возрастом) и подробные ответы;
  • обсуждать увиденное на прогулке, по телевизору и просто случайные ситуации;
  • давать возможность делать выбор – во что играть, что купить (не всегда, конечно), что есть и так далее;
  • как можно чаще привлекать ребенка к решению «бытовых» проблем и просить его о помощи – в 2 года можно доверить под контролем мыть посуду, разобрать сумку, подмести пол и так далее.

Признаки задержки развития

Задержка развития у двухлетнего ребенка может проявляться по разным причинам. Родителям стоит обратить внимание в тех случаях, если не сформировались какие-либо из обязательных знаний, умений, навыков. В этом случае нужно обращаться к специалистам (невролог, врач ортопед, логопед-дефектолог), которые смогут при помощи специальных методик оценить отстает ли ваш ребенок, насколько это критично и требуется ли коррекция.

Помимо указанных выше в 2 года тревожными симптомами являются:

  • отсутствие простых слов в речи и навыка применения их по назначению;
  • отсутствие навыка повтора – букв, слогов и слов;
  • непонимание обращенной речи и просьб;
  • неумение жевать.

Если вы заметили хотя бы один из них, визит к специалистам не стоит откладывать. Важно помнить, что задержки развития гораздо проще скорректировать в раннем возрасте.

Развитие детей в возрасте 2 лет. Что должен уметь делать ребенок в два года?

На втором году жизни у малышей происходит резкий скачок в развитии. Дети активно растут физически, развиваются социально и психически. В этот период особенно важно следить за тем, чтобы дети не отставали от своих сверстников. Знание возрастных норм развития помогают родителям вовремя исправить отклонения, распознать серьёзные заболевания.

Что должен уметь ребёнок в возрасте 2-х лет?

Умения двухлетнего карапуза можно разделить на несколько групп. Это физические, интеллектуальные, социальные, психические, речевые. Деление навыков на группы весьма условное, поскольку они неразрывно связаны друг с другом. Например, если малыш не может застегнуть пуговицу, то и его речь, наверняка, развита плохо, а неумение разговаривать приводит к сложностям в адаптации к детскому саду, новому коллективу.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Тело двухлетнего ребенка окрепло, натренировано ходьбой, активными играми дома и во дворе. Малыш к 2-м годам должен уметь выполнить следующее:

  • Подпрыгнуть на месте (чаще на двух ножках, но можно и на одной);
  • Бросить мячик в руки сверстнику, взрослому; попасть им в корзину;
  • Подбросить шарик вверх и поймать его двумя руками;
  • Сидя на полу, стучать пятками;
  • Поднимать руки и доставать предметы с высокой полки, стола. Тянуться до них, вставая на цыпочки;
  • Самостоятельно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила;
  • Пытаться удержать равновесие на перекладине;
  • Перешагивать через порог;
  • Взбираться по шведской стенке наверх;
  • Копать песок лопаткой, складывать его в формочки, ведёрко;
  • Листать страницы книжки;
  • Расчёсывать себя и кукол;
  • Собирать мозаику, паззлы из крупных деталей;
  • Танцевать под музыку, попадая в такт;
  • Рисовать линии;
  • Лепить простые фигурки.

Частые прогулки, обучение играм с мячом, салки, лазание способствуют развитию физических умений карапузов. А просмотр мультфильмов и сидение за планшетами в этом деле не помощники.

Видео развитие детей в возрасте двух лет

Социальное развитие детей в 2 года

Двухлетний ребёнок становится самостоятельным. Для успешной адаптации в обществе ему необходимо научиться общению со сверстниками, самообслуживанию. К двум годам родители должны обучить ребёнка мыть руки, пить, есть ложкой, вилкой, проситься на горшок, снимать и надевать трусики, штанишки, застёгивать молнию на верхней одежде. Важно заставлять детей здороваться и прощаться с гостями, благодарить за подарок, обед.

Умение копировать взрослых, их поведение, действия также относится к социальной сфере жизни ребёнка. Эти умения помогают ребёнку находить контакт с окружающими, завязывать дружеские отношения со сверстниками.

Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет

В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:

  • Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
  • Имена родных;
  • Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
  • Размеры (большой/маленький);
  • Птиц, животных;
  • Явления природы;
  • Несколько видов деревьев, цветов;
  • Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.
Читать еще:  Открытие спора на Алиэкспресс. Как вести спор на Алиэкспресс? Обостренный спор на Алиэкспресс

Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.

Психическое развитие ребенка в 2 года

Психоэмоциональная сфера развивается в процессе игр, общения с окружающим миром. К 2-м годам ребёнок умеет испытывать гнев, контролирует его проявление. Страх, радость, отрицание происходящего, желание проявить свое «Я» – признаки нормального развития психики ребёнка в этом возрасте.

Если карапуз не получил заветную игрушку, не разобрался в устройстве незнакомого предмета, он может и покричать, и устроить истерику. Успокоить ребёнка обычно легко, нужно лишь отвлечь внимание крохи на другую игру или книжку.

Психологическое развитие детей в возрасте 2-х лет

Двухлетний малыш более усидчив, чем в год или полтора. Он может играть более 10 минут с одним предметом, рассматривать картинки, усваивая форму и цвета. Слушает сказки по нескольку раз, не теряя интереса.

Любая новая информация усваивается быстро, запоминается легко. Нахождение логических связей между действием и результатом помогают малышу учиться строить пирамидки, водить карандашом по бумаге, собирать простые паззлы.

Речевое развитие ребенка в два года

С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.

Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.

С 1,5-2-х лет забудьте о сюсюкании, лепетании. Разговаривайте с малышом чётко, произносите все звуки правильно, тогда речевые навыки у ребёнка сформируются вовремя и без дефектов.

Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.

Развитие ребенка в 2 года – физическое, речевое, умственное

Одна из основных сложностей воспитания малышей – нет каких-либо строгих требований к тому, что им следует знать по достижении определенного возраста. Поэтому родители нередко интересуются, что именно должен уметь ребенок в 2 года, все ли в порядке с их крохой, соответствует ли он своим возрастным особенностям. Важно понимать, что единых общепринятых стандартов нет – уровень развития во многом определяется индивидуальными способностями малыша. Однако принято выделять некий базис, ту совокупность навыков, которая должна быть у ребенка обязательно.

Особенности развития малышей

Возраст 2 года – время, когда дети разных полов начинают существенно отличаться друг от друга:

  • мальчики весят около 13-15 кг, их рост составляет до 92 см;
  • девочки легче (до 14 кг) и меньше (не выше 90 см).

Многие дети становятся активными, любят спортивные игры, с удовольствием бегают, играют с мячом, качаются на качелях.

Возрастные особенности психики и развития когнитивной сферы

В два годика ребенок обладает яркими особенностями мышления, внимания и памяти. Представим их в форме таблицы.

В возрасте двух лет мышление развивается наглядно-действенно, поэтому необходимо давать возможность ребенку в руки как можно больше предметов – через соприкосновение с ними он познает мир. В два годика малышу необходимо общение со взрослыми, поэтому родителям следует как можно чаще беседовать с крохой, отвечать на его вопросы.

Особенности физического развития

Детям в возрасте 2 лет неведом страх, они способны залезть на высоту, но еще не в силах объективно оценивать расстояние и, пытаясь слезть, могут получить серьезные травмы. Именно поэтому родителям важно знать, чего стоит ожидать от крохи, и внимательно следить за ним.

К двум годам малыш уже должен хорошо освоить ряд простых движений:

  • подниматься и спускаться по лестнице;
  • переходить с шага на бег;
  • не утрачивать равновесия, пытаясь подпрыгнуть на месте или пройти по доске, тротуарному бордюру;
  • бродить по наклонной плоскости;
  • забираться на кресло или диван;
  • перешагивать или перепрыгивать через невысокие препятствия;
  • ловить брошенный родителем мяч, удержать его в руках. Пока расстояние для броска должно быть небольшим, взрослому следует отойти от малыша на полшага, не больше.

Дети, достигшие двух лет, с удовольствием танцуют под зажигательную музыку, способны листать страницы книги (несколько страниц за один раз), разглядывая картинки Начинают формироваться у малышей и первые навыки рисования: они наносят на бумагу линии (как горизонтальные, так и вертикальные), способны изобразить кривые «окружности».

Развитие речи

Словарный запас многих малышей в возрасте двух лет уже содержит более ста слов, дети с удовольствием повторяют за родителями несложные поэтические строки. Однако возможно и такое, что ребенок владеет навыками произнесения всего пары слов (например, мама и папа). Оба варианта являются нормой, поскольку на формирование и развитие речевых навыков оказывает влияние множество факторов.

  • Дети, которые общаются с ровесниками, ходят в садик, начинают разговаривать раньше.
  • Девочки оказываются более говорливыми, нежели мальчики.

Поэтому родителям не стоит расстраиваться, если их малыш пока говорит хуже, чем соседский.

Сколько слов является нормой для ребенка двух лет? Однозначного ответа дать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей малыша, но у многих этот показатель стремится к цифре 200-300. Для двухлеток характерна понятная родителям (хотя и не всегда четкая) речь, возможно нарушение в произнесении отдельных звуков и слогов.

С ребенком следует говорить правильно, четко, не коверкая слова и фразы на его манер, только так он будет видеть перед собой пример грамотной речи.

Что должен уметь малыш?

В этом возрасте у ребенка уже должны быть сформированы некоторые навыки:

  • стремление повторять за взрослыми слова, даже не понимая их значения;
  • постепенно заменять звукоподражания словами;
  • уметь прощаться и здороваться, понимать, когда это уместно;
  • произносить название животных, предметов;
  • часто от малыша можно услышать вопрос «это что?»;
  • двухлетний ребенок уже должен уметь произносить свое имя, однако о себе может говорить в третьем лице;
  • малыши составляют предложения более чем из трех слов, могут устно проговаривать небольшие тексты из 3-5 предложений, выражая свои мысли. Чаще всего малыш говорит о своих желаниях и потребностях и использует простые слова: «мама пришла», «дай лялю».

Для развития ребенка в 2 года характерно умение различать слова с противоположным значением: маленький и большой, быстро и долго. Большинство детей способно давать название знакомым предметам, их краткое описание (цветок зеленый, солнце желтое). Разговаривать становится естественной потребностью малыша.

Читать еще:  Самые полезные продукты для мозга! Еда, улучшающая память!

Мелкая моторика

Два годика – самый подходящий возраст для развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. От родителей требуется регулярно заниматься с ребенком, используя многообразие игр.

Начать лучше всего с самых простых вариантов, постепенно усложняя задания.

  • Вращение. Развитие такого движения очень важно для малыша, поэтому можно предложить ему покрутить юлу, кеглю. В качестве рабочей поверхности можно использовать стол, пол – то место, где ребенку более комфортно, а выполнение задания не вызывает трудностей.
  • Работа с карандашом и маленькими резинками для волос. Один из взрослых берет в руки простой карандаш, задача малыша – надеть на него резинки. Упражнение очень хорошо развивает мелкую моторику.
  • Карандаш и веревка. Для выполнения потребуется обычный карандаш и лента, веревка. Родитель держит карандаш, малыш должен обмотать его лентой.

Такие упражнения детям интересны, чаще всего выполняются с удовольствием. Родителям важно заниматься этим регулярно, поскольку развитие мелкой моторики – важнейший этап подготовки ребенка к школе.

Уже в 2 года становится понятно, будет ли ребенок правшой или левшой, поскольку он начинает наиболее часто задействовать рабочую руку, редко используя обе одновременно. Но точно определить это можно будет лишь в школьные годы.

Работа с мелкими предметами

Следующий этап развития моторики малышей в возрасте двух лет – занятия с мелкими предметами. Это могут быть бусины, фасоль, небольшие по диаметру камешки.

Можно давать ребенку такие задания:

  • разложить бусины по различным коробкам;
  • нанизать их на веревку;
  • разложить камешки на столе.

Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, поэтому не реже раза в неделю следует знакомить ребенка с пластилином. Понравится ребятам и такая забава: взрослый лепит из пластилина овал (это тело ежа), задача ребенка – украсить его «иголками», роль которых исполнят спички или семечки. Втыкая их в мягкую поверхность, малыш будет развивать свои навыки.

Важно приучить малыша заниматься с мелкими предметами только под присмотром взрослого, это поможет предотвратить несчастный случай.

Базовые навыки

Малыш, которому уже исполнилось два года, должен знать следующее:

  • некоторые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат);
  • восемь цветов (красный, белый, черный, синий, желтый, зеленый, коричневый, фиолетовый);
  • предметы по их параметрам (большой и маленький, холодный и горячий, сухой и мокрый).

В этом возрасте большую роль играет подражание, поэтому ребенок часто копирует действия взрослого, его движения, танцы.

К двум годам ребенок должен уметь собирать крупные пазлы из 3-4 компонентов, пирамидку из 6 колец исходя из их размера и цвета, складывать матрешку – догадываться, как она должна выглядеть, совмещать половинки одного размера.

Родителям следует использовать стремление малыша к подражанию, доверяя ему простейшие домашние дела. Пусть он протрет пыль, поставит игрушку – это поможет развитию моторики.

Любимые игры

Двухгодовалые дети предпочитают разнообразные игры – как спортивные, так и спокойные. Родителям важно помочь перевести энергию в нужное русло и сделать так, чтобы малыш не просто развлекался, но и развивался.

Помогут такие занятия:

  • лепка из пластилина;
  • рисование;
  • аппликация из крупных элементов.

Не стоит делать все за ребенка, желая быстро получить аккуратную поделку, смысл упражнения от этого пропадает. Можно лишь слегка помочь ему, показать, как правильно держать в руках кисточку с клеем, но саму поделку ребенок должен сделать самостоятельно.

Игры малышей становятся все сложнее, дети пробуют самостоятельно разыграть сценки из любимых сказок, играть в доктора, строить домики для игрушек, «кормить» кукол, придумывать целые сценарии. К числу любимых ими игрушек относятся кубики, из них ребенок складывает башни.

Родителям следует приобрести крупные пазлы, конструкторы, мозаики с большими элементами, они будут интересны и мальчикам, и девочкам.

Малышам становится все более приятно общение как со взрослыми, так и со сверстниками, они с удовольствием играют с другими крохами на детских площадках.

Возможные сложности

Родителям важно подготовиться к тому, что дети в два года начинают проявлять порой излишнюю самостоятельность и доказывать свою позицию, капризничать, не соглашаться с мнением взрослых. От мам и пап требуется проявить терпение, не убивать в малыше стремление к независимости, дать ему возможность самому совершать определенные действия – одеваться, умываться – но под контролем родителей.

Сложность может быть связана и с тем, что, столкнувшись с неудачей, ребенок может отказаться от дальнейшего обучения – например, не захочет строить башню из кубиков. Мамам и папам придется вдохновить ребенка: похвалить его, еще раз все показать, использовать игровые методики («давай поможем мишке, построим для него башню»), стремиться всеми силами заинтересовать малыша.

Если двухлетка капризничает, отказывается выполнять просьбу родителя, можно завершить занятие и перенести задание на завтра. Возможно, ребенок просто устал.

Бытовые умения

Что умеет ребенок в 2 года в области социально-бытовых навыков? Он старается делать все сам, подражая взрослому, но не обращаясь к нему за помощью. Поэтому родителям важно проявить чуткость и выручать ребенка только в том случае, если у него какое-либо действие совершенно не получается. Необходимо показать, как надо действовать правильно.

Список умений довольно условен, но желательно, чтобы к двум с половиной годам ребенок уже ими обладал:

  • держать в руке ложку и аккуратно принимать пищу, не испачкав стол и одежду;
  • пить из чашки;
  • надевать носки, варежки, шапку;
  • мыть руки, в том числе и без напоминаний;
  • умываться;
  • проситься на горшок.

Чистка зубов пока происходит при помощи родителей или под их контролем. Умение ходить на горшок еще на стадии закрепления – днем малыш двух лет будет проситься, но к длительному терпению пока не готов, в ночное же время может произойти «неожиданность». Ребята в этом возрасте нередко показывают желание одеваться самостоятельно, однако пока плохо справляются с этим действием, родителям приходится помогать им.

Оценка развития

Важно отметить, что вышеуказанные навыки и умения являются желательными, но необязательными, и отсутствие некоторых из них на фоне хорошо развитых других не является тревожным сигналом для родителей. Однако если ребенок не владеет большей частью навыков, следует посетить специалиста.

Помочь оценить положение способна карта для девочек и мальчиков по уровню развития. Родители могут по результатам наблюдения заполнить таблицу, ответив в ней на следующие вопросы.

  • Подражает ли малыш действиям сверстников и взрослого, проявляет ли к ним интерес?
  • Наблюдает ли он за поступками главных персонажей сценки кукольного театра?
  • Слушает ли он стихи или сказки, которые рассказывают родители, без использования визуализации?
  • Знает ли свое имя? Может ли перечислить название игрушек, животных?
  • В состоянии ли сгруппировать однородные предметы, выделить один отличающийся из группы?
  • Узнает ли геометрические фигуры?

В детских садах такая оценка проводится дважды в год – в мае и сентябре. Родители также могут создать таблицу навыков и заполнять ее в летнее и зимнее время, чтобы понимать, развивается ли их малыш в соответствии со своим возрастом.

Двухлетний возраст – важнейший этап в жизни крохи, в это время продолжают развиваться важнейшие умения и навыки, которые потребуются ему в дальнейшей жизни.

Источники:

http://womensec.ru/articles/kids/development/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-goda.html
http://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-2-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-dva-goda
http://razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-2-goda

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector