Жестокие дети: в чем проявляется детская жестокость, почему дети бывают жестоки, кто виноват и что делать, как предотвратить детскую жестокость?

Детская жестокость

Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в. по данным статистики волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В Польше девочка повесилась после того, как над ней издевались одноклассники и сняли на видео. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга — систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз.

И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания.

Откуда же все-таки берется агрессия у «цветов жизни»? Попытаемся разобраться в этом сложном вопросе.

На протяжении всей жизни человечества люди всегда проявляли жестокость к себе подобным. Многие ученые пытались определить природу жестокости, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее формированию и проявлению. Все существующие ныне теории агрессии, можно подразделить на четыре основные категории.

Первая рассматривает биологическую обусловленность агрессивности, как врожденную инстинктивную, генетически запрограммированную форму поведения. И исходя из чего, даже самые положительные, изменения в окружающей среде, не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И если человек имеет определенный ген, то он пойдет по криминальному пути. Кроме того, агрессию связывают с нарушением функционирования головного мозга. А. Рэйн и его коллеги с помощью сканирования измерили активность мозга убийц, жестокость которых нельзя было объяснить ни беспризорностью, ни насилием, пережитым ими в детском возрасте, и обнаружили аномалии головного мозга в мозге мужчин, склонных к антисоциальным поступкам.

Вторая группа теорий рассматривает агрессию как потребность и побуждение, которые возникают в ответ на происходящее с человеком в жизни. В эксперименте, проведенном С. Милгрэмом на добровольцах показано, что у 35% людей имеется сильная реакция против жесткости. А 65% испытуемых удалось поставить в такие условия, что они вели себя жестоко, но при этом в большинстве случаев они проявляли реакцию возмущения или неприятия садистского типа поведения. В другом тюремном эксперименте, проведенном Ф. Зимбардо, показано, что под влиянием обстоятельств человек может дойти до какого угодно состояния, вопреки всем своим представлением о нравственности, вопреки личной порядочности и всем социальным принципам, ценностям и нормам. К этой теории также можно отнести факты пыток и унижения человеческого достоинства в тюрьме «Дельта» в Гуантанамо американскими солдатами, которые являлись добропорядочными гражданами в обычной жизни. То есть большинство людей в определенных условиях (самозащита, роль «палача», приказ и т.п) могут проявлять жестокость, хотя в обычных условиях не склонны к насилию.

Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности. Вспомните фильм «Чучело» Р. Быкова, где подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот девочке, которая отличается от всех. Не секрет, что в каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» – дети, по разным причинам, ставшие изгоями (личностными, интеллектуальными, физическим – инвалидность, сниженное зрение, низкий материальный статус семьи и т.п.). И мало кто из подростков захочет заступиться за того, против кого ополчилось большинство, чтобы не быть также отверженным группой.

Третья группа теорий, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как познавательная деятельность и эмоции. Вся информация, которую человек получает и любой жизненный опыт вызывает определенные эмоциональные реакции. В частности, с точки зрения Л. Берковица агрессия возникает постольку, поскольку формируется негативная реакция на агрессивные стимулы (боль, недомогания, неприятные запахи и т.д.). М.Зильман утверждал, что осмысление события может влиять на степень возбуждения. Сторонники этой теории утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Мы, взрослые люди, привыкли сдерживать свои эмоции, а дети — нет. У них они бьют ключом. Если обида, то смертельная, если счастье, то безграничное и если жестокость, то ярко выраженная. Понятно, что у детей нет жизненного опыта, поэтому подростки далеко не всегда могут предсказать последствия своих действий. Эмоции захлестывают разум и сознание, поэтому ребенок совершает действие, а потом уже думает, правильно ли оно. Если ваш ребенок кого-то ударил, это еще не означает, что он вырастет хулиганом. Проявление агрессивности и жестокости – это определенный этап взросления ребенка. Он должен осознать, пережить и научиться контролировать свои негативные эмоции. Неосознанная детская жестокость со временем проходит бесследно. А вот если подросток сознательно причиняет другим боль и понимает, что это плохо, – это уже повод переживать и принимать меры.

Читать еще:  Типы суставов человека, их основные элементы, строение и функции: схема с описанием

С распространением социальных сетей в интернете возникло явление «опубличивания» частной жизни. Ради увеличения своего рейтинга подростки снимают на видео жестокие сцены (которые пользуются огромной популярностью, потому, что вызывают сильные чувства зрителей) и размещают их на своих страницах. Таким образом, участники избиения становятся героями фильмов, а это добавляет кураж и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость.

Согласно четвертой теории социального научения, агрессия представляет собой приобретенную в жизни модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии (жестокость близких взрослых людей), а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений. В документальном фильме Иллариона Павлюка «Ген жестокости» проводят эксперимент, в котором исследуют шесть московских подростков. На детекторе лжи фиксируют их физиологические реакции, возникающие при просмотре подобранных сцен насилия. Результаты заставляют задуматься: только у одного появляются изменения состояния, которые связывают с сочувствием и сопереживанием, возникающим от увиденного в моменты, когда герои испытывают боль… У остальных реакции не изменяются, то есть они никак не реагируют на чужие страдания. Как выяснилось, авторами фильма, именно этот единственный, еще способный сочувствовать подросток меньше всего смотрит телевизор из-за ограничений, установленных родителями.

Возможно, это срабатывает механизм психологической защиты, который защищает маленького человека от беспрерывного потока негативной информации с экранов телевизора и печатных страниц, содержащего в себе кровавую криминальную хронику, изощренные сцены насилия, убийств, издевательств, которые представлены с особым смаком в художественных фильмах и даже в мультфильмах. Не только в кино, но и в повседневной жизни полно примеров безнаказанности жестокости и поощрения насилия. Если ребенок будет сочувствовать и испытывать сильные эмоциональные переживания при каждой увиденной жестокой сцене, то его сердце просто не выдержит. И появляется такой своего рода иммунитет на чужую боль, защищающий маленького человека от психотравмы. А человек, не способный переживать за другого может причинить ему вред. Получается, что дети ведут себя так, потому что в обществе насилие стало нормой.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка?

· С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию.

· Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.

· Прививайте ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту.

· В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей!

· Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе.

· Четко определите рамки дозволенного. В случае нарушения правил всегда должно следовать наказание, но не давите авторитетом, объясните свое решение.

· Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми.

· Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь.

· Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум.

· Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении.

· Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимание или превратить происходящее в шутку и др.).

· Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью.

· Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.

Забота о подростке не сводится к тому, чтобы контролировать его оценки, одеть и накормить, а внимание к его проблемам (какими бы незначительными они вам ни казались), раскрытие и развитие его талантов (а ими обладает каждый ребёнок), общение с его друзьями, расширение кругозора. Основная задача родителей — научиться относиться к ребёнку с уважением и пониманием в любой ситуации.

Конфликты и буллинг

Дети, особенно подросткового возраста, могут вести себя жестоко по отношению к своим родителям

Как справиться с детской жестокостью

Елена, мать 16-летнего сына, впервые столкнулась с жестоким обращением с его стороны два года назад: «Я была в растерянности. Если бы кто-то другой посмел поднять на меня руку, я бы немедленно вызвала полицию. Но это же мой сын! Я не хочу, чтобы его арестовали, я просто хочу, чтобы он так больше не делал. Мне было стыдно признаться в этом своим родственникам, которые могли бы помочь. Ситуация становилась просто невыносимой, но я не могла ничего предпринять. Я чувствовала себя в ловушке».

Читать еще:  Как улучшить зрение в домашних условиях: советы на каждый день. Как улучшить зрение упражнениями, массажем, с помощью продуктов, специальных картинок, народных средств и медицинских препаратов из аптеки?

Жестокое обращение включает в себя случаи, когда ребенок (обычно подросток, но иногда и ребенок младшего возраста) демонстрирует оскорбительное поведение по отношению к кому-либо из родителей. Это может быть как единичный случай, так и обычное поведение ребенка, который проявляет жестокость в виде словесных оскорблений, угроз, запугивания и даже рукоприкладства. Родители, с которыми обращаются жестоко, живут в постоянном страхе, не зная, чего ожидать от ребенка. В некоторых случаях такие проявления могут быть не такими эмоциональными: ребенок причиняет вред родителям хладнокровно и без эмоций.

Родители, которые подвергаются жестокому обращению, ощущают свою беспомощность, стыд, злость или страх. Эти чувства настолько сильны, что человек теряет способность логически мыслить и адекватно реагировать на ситуацию. Они приводят в замешательство, и родитель не знает, что делать. Если ребенок проявляет жестокость по отношению к вам, помните, что такая ситуация не означает вашу слабость или несообразительность. Чаще всего жертвами жестокого обращения становятся люди, вполне успешные в работе и других сферах жизни.

Является ли поведение моего ребенка жестоким?

Если ребенок причиняет вам физический вред – это жестокое поведение. Один пожилой мужчина, воспитывающий внучку, признался: «Её поведение было ужасно: она бросала вещи, когда выходила из себя. Однажды она бросила в меня пепельницу и попала в грудь. После этого она специально стала бросаться в меня разными вещами. Но я никогда не воспринимал это как жестокость». Никто не верит, что их ребенок способен на жестокое поведение. Мы до последнего сомневаемся, действительно ли всё так плохо, как нам кажется. Спросите себя: если бы на месте вашего ребенка был сосед, сотрудник или кто-то другой, считали бы вы его действия проявлениями жестокости или нет? Это поможет вам трезво оценить ситуацию.

Что говорит о склонности ребенка к жестокости

Иногда ситуация обостряется, когда мы этого даже не замечаем. Рассмотрим несколько признаков, свидетельствующих о том, что ребенок склонен к жестокому поведению:

  • Вы чувствуете, что вас запугивают. Если вы ощущаете, что ребенок переходит рамки дозволенного, пытаясь добиться своего, это нормально. Дети часто настаивают на своем, пока вы не скажете твердое «Нет». Но если вы чувствуете, что реакция ребенка на запреты может вам навредить – это повод насторожиться. С помощью запугивания он пытается добиться своего. Запугивать можно с помощью слов, тона голоса или просто взгляда.
  • Яростное неповиновение. Дети часто бывают непослушными. Но если ваш ребенок не уважает авторитет родителей, не признает никаких правил, установленных вами, и не боится последствий, это значит, что он в будущем может проявлять жестокое поведение. Большинство детей могут быть непослушными без проявления жестокости, но слишком яростное неповиновение является признаком более серьезных проблем.
  • Усиливающиеся проявления жестокого поведения. Дети злятся, хлопают дверьми, бросают вещи на пол. Возможно, вы помните времена, когда вы сами были подростком и в порыве злости могли разбить какую-то вещь. Но со временем вы поняли, что такое поведение не дает возможности получить желаемое. Более того, если вы разбили какую-то ценную вещь, вам придется заново её покупать. Но если такие склонности ребенка к разрушению усиливаются, он всё ломает, бьет кулаком стену, разбивает вещи, которые находятся рядом с вами, и при этом словесно угрожает или нарушает личные границы, это может свидетельствовать о склонности к жестокости.

Почему дети бывают жестокими?

Когда ребенок проявляет жестокость, родители часто чувствуют себя виноватыми из-за этого. Они думают: «Если бы мы лучше его воспитывали, он бы таким не стал». Но причины такого поведения могут быть разными:

  • отсутствие четких границ между родителями и ребенком;
  • употребление кем-либо алкогольных или наркотических веществ;
  • неумение контролировать эмоции;
  • психические расстройства. Например, дефицит внимания, оппозиционно-вызывающее расстройство – состояние, характерное для детей дошкольного и младшего школьного возраста, при котором проявляются агрессивность и неповиновение.

Некоторые дети проявляют жестокость потому, что не могут справиться с эмоциями. В других случаях ребенок проявляет жестокое поведение осознанно и получает удовольствие от своей силы. Помните: можно догадываться о причинах жестокого поведения, но ему нет оправдания или логического объяснения.

Как реагировать на детскую жестокость?

Агрессивное или насильственное поведение – это не нормальный признак подросткового возраста или юности. Это не поведение, которое ребенок перерастет и на которое родителям не стоит обращать внимания. Помните, что жестокое поведение – это нарушение прав окружающих. И жестокость по отношению к родителям так же незаконна. Ваш дом – это место, где ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Он учится различать, что дозволено, а что – нет, быть ответственным за свое поведение и его последствия. И агрессивное или жестокое поведение – это одна из наибольших трудностей, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания. Это приносит родителям страдания. С одной стороны, они инстинктивно пытаются защитить ребенка, с другой – ничто не может их так расстроить или разозлить, как его жестокое поведение.

Читать еще:  У кота текут слюни изо рта: причины, что делать? Почему у кота текут слюни, когда гладишь?

Когда вы почувствуете в себе силы противостоять жестокому поведению ребенка, следуйте таким рекомендациям:

Совет № 1. Четко обозначьте личные границы

Позаботьтесь о том, чтобы ребенок понял ваши физические и эмоциональные границы. Вы можете прямо сказать: «Нельзя кричать на меня, толкать или бить». Если вы озвучивали такие требования раньше, но позволяете ребенку безнаказанно их нарушать, это сбивает его с толку. Ваши слова дают ему сигнал соблюдать границы, но действия говорят о том, что их можно нарушать. Следите за тем, чтобы ваши слова соответствовали действиям.

Совет № 2. Объясните ребенку последствия жестокого поведения

Скажите ему: «Когда ты толкаешь меня, бросаешь в меня чем-то или наносишь любой другой физический вред, это называется домашним насилием. Я люблю тебя, но, если ты будешь так себя вести, я вызову полицию, и ты будешь нести ответственность за свои действия». Опять же, убедитесь в том, что ваши слова соответствуют действиям. Если вы знаете, что не сможете вызвать полицию, не говорите этого. Пустые угрозы еще больше убедят ребенка в том, что он может безнаказанно проявлять жестокость. Вы можете установить другие последствия в случае такого поведения. Представьте, что так ведет себя ваш друг. Вы бы стали помогать ему в чем-то или одолжили бы денег? Вероятно, нет.

Совет № 3. Обратитесь за помощью

Жестокое обращение ребенка по отношению к вам – это серьезная проблема, требующая немедленного вмешательства. Об этом не принято говорить, но это необходимо, как бы трудно это ни было. Поделитесь своими переживаниями с теми, к кому вы обычно обращаетесь за поддержкой – к родственникам, друзьям и т. д. Если вы беспокоитесь о том, что они осудят вас и это только усугубит ситуацию – обратитесь к специалистам.

Для того чтобы вернуть здоровые взаимоотношения с ребенком, вам потребуется время. Не существует способа быстро исправить ситуацию. В первую очередь признайте то, что проблема существует, и примите свою ответственность за её решение. Найдите в себе силы обратиться за помощью и исправить ситуацию.

Детская жестокость: как не воспитать деспота

Детская жестокость является довольно распространенным явлением. Согласно статистике, 56% детей в мире растут жестокими и совершают ужасные поступки.

Казалось бы, ребенок никогда не видел жестокого отношения в семье, а растет злым, агрессивным, мучит животных, дерется и обижает сверстников, предпочитает игры с драками. Такое поведение должно стать для родителей сигналом к пересмотру своего воспитания и отношения к сыну или дочке. Если не обращать внимание, это может вылиться в гораздо большую и серьезную проблему в последствии.

Почему дети растут жестокими и можно ли их перевоспитать? Давайте разбираться.

Что провоцирует появление жестокости у детей

Необходимость ощутить свою значимость и силу

Цель достигается, если ребенок выходит победителем в драке, изначально затевая драку с более слабым, либо меньшим по возрасту. Становясь старше, дети прибегают к психологическому насилию, буллингу и травле, стараясь показаться на фоне других более значимыми. Другие же мучают животных, зная, что с людьми так не получится. Такая ситуация может приключится с семьей, в которой родители придерживаются авторитарного стиля взаимоотношений с чадом и не прислушиваются к нему. Ребенок хочет самоутвердиться в чем-то, поэтому часто и выбирает именно такой способ.

Влияние мульт- и киноиндустрии

Часто мы даже не замечаем, какие именно мультсериалы смотрят наши дети, а ведь там много жестокости. Фильмы-боевики и компьютерные игры также искривляют восприятие мира, показывая, что добиться всего можно лишь жестокими способами. Родителям следует строго следить, какие именно мультики смотрят дети и ограничивать время просмотров и игр.

Желание детей определить рамки дозволенного

Часто дети совершают те или иные поступки из простого любопытства, они не знают, что хорошо, а что плохо. Следовательно, проходят все опытным путем. Со стороны родителей важно всегда быть начеку и вовремя объяснять ребенку, какой из его поступков больше никогда не должен повториться.

Подражание

Дети, как губки, впитывают все, что видят. Задумайтесь, кто из окружения вашего ребенка ведет себя агрессивно и вдохновляет чадо на подобное поведение. Также разберитесь в причине, почему ребенок скопировал эту модель. Может этот человек таким образом добивается того, чего ваш ребенок добиться не может, но очень хочет?

Неправильное поведение родителей

Мы по незнанию часто сами наносим большой вред детям. Агрессия по отношению к детям и между родителями, проявление гиперопеки и авторитарный режим воспитания, много выдвигаемых требований, издевательство – все это дает малышам «зеленый свет» в проявлении уже собственной агрессии и жестокости.

Источники:

http://www.b17.ru/article/2399/
http://childdevelop.ru/articles/conflict/4770/
http://evrikak.ru/info/detskaya-zhestokost-kak-ne-vospitat-despota/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector