Кто такой нигилист и какие его основные психологические проблемы?

Нигилизм — это психологическая защита или оправдание (см.)?

Интересует личное мнение и оценка,причины. Не нужно определения нигилизма из интернета или обсуждение «Отцов и детей» Тургенева.

Нигилисты отрицают все то, что было создано до них. Это отрицание иногда дополняют вандализм и гневные споры. Но вот вопрос: что создал тот, кто презирает труди других людей?

Я думаю, что нигилисты таким образом пытаются скрыть свою малозначимость (а может и незначимость вовсе), лень и некую примитивность. Такое поведение и стиль жизни — однозначная попытка оправдать себя.

Не даром говорят, что все новое — давно забытое старое. Возможно, это такая жизненная догма. В любом случае, нужно стараться совершить достойные дела и оставить после себя след, а не безчинно творить не водомо-что и презирать других.

На мой взгляд, нигилистов в чистом виде встретишь редко. Поэтому мне попадались половинчатые, четвертичные и просто периодически включающие нигилизм.

Такие люди неудобны в общении, т.к. не способны поддерживать беседу в направлении развития темы. Они перепрыгивают с мысли на мысль, «мысью по древу», так сказать, а когда заходят в тупик — включают нигилизм, отрицая вообще смысл разговора.

Соглашусь с версией, что нигилизм — это психологическая защита. Причём не только от окружающего мира, но и от внутренней тревожности и беспокойства.

Однажды попробовав отрицать то, что непонятно, требует умственного напряжения, человек подсознательно получил облегчение и запомнил это ощущение, как спасительное для себя.

В результате это становится жизненной позицией, к тому же иногда оригинальной, что тоже доставляет удовольствие нигилисту.

Да, скорее всего, это психологическая защита и удобное прикрытие некомпетентности по любому вопросу. Потому что у нигилистов, с которыми пришлось сталкиваться основной аргумент звучит так: «потому, что потому!»

Можно сказать, что если люди в тебе не нуждаются, то это ты не нуждаешься в них и так со всем остальным. Как бы ты нигилист и потому такой. Тогда защита.

Вообще, я не люблю мнения, которые основаны только на противопоставлении и не могут существовать без того, что отрицают.

Вообще удобная позиция. Отрицаешь все правила и моральные устои, живёшь как вздумалось, а аинишь других и ходишь такой гордый.

Нигилизм, как я знаю в девятнадцатом веке появился в назлагавшемся дворянстве, которое оторвалось от питавших его корней и вдарилось в услаждение или борьбу с моральными устоями. Это пустые люди. Считаю, что именно нигилизм повлек за собой такие последствия, что дворянство было уничтожено.

Ещё хочу сказать, что наша цивилизация возникла только благодаря тому, что каждый перестал думать лишь о себе и вредить соседу, а вместе стали строить прочное здание цивилизации. Иначе так и жили бы в кровавых распрях по племенам.

А нигилисты — это те, кто подтачивают здание, расшатывают и разрушают то, что построили до них. Они готовы на любую низость.

Нигилизм как психологическое состояние

Нигилизм как психологическое состояние, по Ницше, наступает также, когда «во всем происходящем и за всем происходящим предполагают целость, систематизацию, даже организацию’, так что во всеобъемлющем представлении какой-то высшей формы господства и управления душа, жаждущая удивления и почитания, роскошествует. » Нигилизм как психологическое состояние имеет еще одну и последнюю форму. «Коль скоро пришли эти два прозрения, что становлением не достигается никакой цели и что над всем становлением не правит никакое великое единство, в котором индивид мог бы полностью потонуть как в стихии высшей ценности, то остается еще лазейка, осудить весь этот мир становления как обман и изобрести мир, лежащий в качестве истинного мира по ту сторону этого. Но как только человек распознает, что тот мир слажен только из психологических потребностей и что мы совершенно не имеем на него никакого права, сразу возникает последняя форма нигилизма, включающая неверие в метафизический мир, — запрещающая себе веру в истинный мир. На этой ступени реальность становления принимается за единственную реальность, человек запрещает себе всякий род уползания к запредельным мирам и ложным божествам — но не выносит этот мир, который уже не удается отрицать. » [1]

Читать еще:  Лаваш: польза и вред, химический состав, пищевая ценность, калорийность на 100 грамм, рецепты приготовления тонкого и толстого лаваша в домашних условиях

Комментируя Ницше, Хайдеггер подчеркивает, что речь идет о крушении «космологических» ценностей. Кажется, что назван тем самым какой-то особенный класс ценностей, в чьем падении заключается нигилизм. В соответствии со школьной традицией деления метафизики «космология» охватывает именно особую область сущего — «космос» в смысле «природы», землю и звезды, растения и животных. От «космологии» отличается «психология» как учение о душе и духе, в особенности — о человеке как свободном разумном существе. По мнению философа, рядом с психологией и космологией и выше них выступает «теология», но не как церковное истолкование библейского откровения, а как «рациональное» («естественное») истолкование библейского учения о Боге — первопричине всего сущего, природы и человека, их истории и их создании.

«Рубрики космология, психология и теология — или троица природа, человек, бог — очерчивают область, внутри которой движется все западное представление, мысля сущее в целом но способу метафизики. Поэтому при чтении заголовка “Крушение космологических ценностей” мы прежде всего предположим, что Ницше здесь из трех привычных областей “метафизики” вычленяет одну и особую область космологии. Это предположение ошибочно. Космос означает здесь не “природу” в отличие от человека и от Бога, “космос” означает здесь не меньше, чем “мир”, а мир — имя сущего в целом» [2] . Нигилизм как «обесценивание верховных ценностей» есть крушение космологических ценностей. Причем с крушением космологических ценностей сам космос не рушится. Он только освобождается от оценки через прежние ценности и становится открыт для нового полага- ния ценностей. Нигилизм поэтому никоим образом не ведет в ничто [3] .

Нигилизм есть для Ницше тайный основной закон западной истории. Однако он подчеркнуто определяет его как психологическое состояние. Так возникает вопрос, что Ницше имеет в виду под «психологическим» и «психологией»? «Психология» для него — это не то практиковавшееся уже в его время, построенное по образцу физики и сопряженное с физиологией естественно-научно-экспериментальное исследование психических процессов, где в качестве основных элементов этих процессов приняты, по образцу химических элементов, чувственные ощущения и их телесные условия.

«Психология» не означает для Ницше и исследования «высшей жизни души» и ее процессов в смысле фактического исследования в ряду прочих; психология не есть также и «характерология» как учение о различных человеческих типах. Скорее, подмечает Хайдеггер, ницшевскую трактовку психологии можно понять в смысле «антропологии», где «антропология» означала бы философское исследование существа человека в аспекте принципиальных отношений человека к сущему в целом. «Антропология» есть тогда «метафизика» человека. Но и так мы не улавливаем ницшев- ского понятия «психологии» и «психического». Ницшевская «психология» никоим образом не ограничивается человеком, но она не распространяется также только на растения и животных. «Психология» спрашивает о «психическом», т.е. живом в смысле той жизни, которая определяет собой все становление в смысле «воли к власти». Поскольку эта воля составляет основную черту всего сущего, а истина о сущем как таковом в целом называется метафизикой, ницшевская «психология» равнозначна просто метафизике. Превращение метафизики в «психологию», в которой «психология» человека имеет, конечно, исключительное преимущество, было заложено уже в существе новоевропейской метафизики.

Хайдеггер показывает, что эпоха, которую мы называем Новым временем и в завершение которой теперь начинает вступать история Запада, определяется тем, что человек становится мерой и средоточием сущего. Для Ницше только в учении о сверхчеловеке внутри сущего новоевропейская метафизика приходит к предельному и законченному определению своего существа.

Читать еще:  Симоронские ритуалы очень действенные на любовь, желание, деньги, работу. Симорон ритуалы: инструкция, отзывы

По словам Хайдеггера, поскольку в человеке, т.е. в образе сверхчеловека, воля к власти неограниченно развертывает свое чисто властное существо, постольку «психология» в смысле Ницше как учение о воле к власти есть одновременно и прежде всего также и область основных метафизических вопросов. Поэтому Ницше в своей работе «По ту сторону добра и зла» может сказать: «Вся психология до сих пор увязает в моральных предрассудках и пугливости: она еще не отважилась пуститься в глубину. Взять ее в качестве морфологии и учения о развитии воли к власти, как беру ее я, — этого никто еще даже и в мыслях своих не касался». Ницше говорит, что надо требовать, «чтобы психология снова была признана госпожой наук, для обслуживания и подготовки которой существуют все прочие науки. Ибо психология отныне снова путь к основным проблемам».

Хайдеггер добавляет, что психология есть обозначение для той метафизики, которая выставляет человека, т.е. человечество как таковое, а не просто отдельное «Я», в качестве субъекта, в качестве меры и средоточия, основания и цели всего сущего. «Если нигилизм понимается как “психологическое состояние”, то это означает вот что: нигилизм касается положения человека внутри сущего в целом, рода и способа, каким человек ставит себя в отношение к сущему как таковому, каким он формирует и утверждает это отношение и тем самым самого себя; а стало быть, речь идет не о чем другом, как о роде и способе исторического бытия человека. Этот род и способ определяется из основного характера сущего как воли к власти. Нигилизм, взятый как “психологическое состояние”, значит нигилизм, увиденный как образ воли к власти, как событие, в котором проходит историческое бытие человека.

Если Ницше говорит о нигилизме как “психологическом состоянии”, то при прояснении существа нигилизма он будет двигаться также в “психологических” понятиях и говорить на языке “психологии”» [4] .

  • [1] Цит. по: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 76—77.
  • [2] Цит. по: Хайдеггер М. Указ. соч. М., 1993. С. 76—77.
  • [3] Там же.
  • [4] Хайдеггер М. Время и бытие. С. 78—79.

Кто такой нигилист. Психологические причины нигилизма

Нигилизм – философское понятие, но психология, выделившаяся в самостоятельную науку из философии, тоже активно изучает особенности данного феномена и последствия нигилизма. Нигилист отрицает общепринятые нормы, ценности, идеалы. Очевидно, что с такой оппозицией непросто жить в обществе.

Что такое нигилизм

Нет однозначного понимания сути феномена и теоретического подхода к нему:

  • Для одних людей это образ жизни и стиль мысли, самореализация, проявление индивидуальности, отстаивание своей точки зрения, поиск нового.
  • Для других нигилизм – девиантная форма поведения, вызванная нарушениями в социализации и адаптации личности.

Нигилизм чаще всего встречается в молодежных субкультурах и среде подростков. Что объединяет эти категории? Потребность в самовыражении, самоактуализации, самостоятельности и оппозиции (отлучения от родителей). У одних нигилизм проходит с возрастом, другие сохраняют бунтарский дух на всю жизнь. Что же это: особенности личности или последствия психологических проблем?

Нигилизм классифицируют и рассматривают в узком смысле, например, в вопросах отрицания религии или установленных государством прав. Кроме этого, выделяют социальный, моральный, культурный и другие виды нигилизма. В контексте данной статьи не уместно рассматривать подробно классификацию, важно говорить о самой проблеме в широком смысле и ее последствиях для личности. С позиции психологии интересен один вид – демонстративный нигилизм.

Демонстративный нигилизм (юношеский, подростковый)

Психологический синдром демонстративного нигилизма встречается в подростковом возрасте, однако в силу особенностей развития личности его признаки могут проявлять себя и в более зрелых годах.

Демонстративный нигилизм предполагает культивирование оригинальности и неповторимости, целенаправленное создание образа «не такой как все», слепое отрицание всех норм и стандартов поведения, мышления. Демонстративный нигилист плохо ориентируется в своем внутреннем мире, он совершенно не знает своих особенностей, но он знает, что ему всегда нужно идти в противовес обществу. В данном случае нигилизм сложно назвать мировоззрением и философией личности. Это отклонение в поведении, нарушение социализации и самоидентификации.

Читать еще:  Чихалка по времени суток правдивая на каждый день недели для девушек и женщин: описание. Чихалка-предсказание правдивая женская дневная и ночная: что вас ожидает в любви: список примет

Демонстративный нигилист открыто и скрыто вступает в конфликты, споры, полемику. Чаще всего нигилист представляет себя в негативном образе, споры с бытового уровня переходят на уровень идей, культуры, ценностей.

Каждое движение, поступок, элемент одежды, слово нигилиста демонстративно противопоставлено окружающим. Поведение не только демонстративно, но и экстравагантно. Нередко экстравагантность граничит с асоциальностью. Окружающие в свою очередь фиксируют внимание только на этих аспектах личности, что еще больше закрепляет в самосознании нигилиста демонстрируемый им образ «не такого как все», провокационного, эпатажного человека.

Без коррекции, помощи психолога такое поведение переходит в преступления, алкогольную зависимость, сексуальную распущенность и т. д. Каждый раз человеку будет все сложнее эпатировать, границы между социальным и асоциальным поведением будут все больше стираться.

Кто такой нигилист

Термин «нигилизм» чаще используется в сфере политики, где означает «ничего не признающий». Но в широком смысле его употребляют и в отношении молодежных движений, и в отношении подростков, и в отношении мировоззрения конкретной личности.

Нигилист отрицает общественные нравственные нормы и ценности (любовь, семья, здоровье), образцы поведения, установленный гражданско-правовой режим. Иногда нигилист находит единомышленников, но вместе с ними (или без них) он оказывается оторванным от реальной жизни в обществе.

Нигилист отрицает все, даже саму ценность человеческой жизни. Он не признает авторитетов, лидеров, никому не доверяет и не подчиняется. Нигилизм предполагает непринятие современных законов и эталонов жизни, но при этом нигилист вполне может ориентироваться на порядки других сообществ. Однако еще чаще нигилист пропагандирует свои нормы жизни.

Для нигилиста характерно циничное мышление, ухмылки, язвительные высказывания и насмешки, провокации, ирония, дерзкое поведение. Он часто говорит о том, как его «бесит» человечество и само устройство мира.

Причины нигилизма

Нигилистом становится тот, кто чувствует давление, необходимость подчиняться, неудовлетворенную потребность в самореализации. Все люди живут в одном обществе, почему тогда некоторые способны в рамках классических устоев заявить о себе, а другие вступают в конфронтацию с социумом?

Корни нигилизма уходят в детство, в котором ребенка кто-то сильно обидел. Вот он и злится на всех, ненавидит весь мир, отрицает все на свете и презирает. А на самом-то деле злится и обижается он только на одного конкретного человека (кого-то из детства), а не принимает только себя.

Разочарование в мире и взрослении, отсутствие смысла жизни и непонимание своего существования – дополнительные причины нигилизма. Стоит отметить, что они вытекают из предыдущих причин.

Отрицание – защитный механизм психики, с помощью которого человек пытается сохранить здоровье в травмирующей ситуации. Какие родители воспитывают нигилиста:

  • требовательные и запрещающие;
  • чрезмерно опекающие;
  • пассивные, отстраненные, эмоционально холодные.

Любое детство, воспринимаемое ребенком как трудное и опасное, потенциально формирует нигилиста. Взрослый нигилист занимает пограничное положение: с одной стороны, он старается убежать от прошлого, отрицает его; с другой стороны, он опирается на опыт прошлого и негативно оценивает настоящее с будущим (такое же зло и опасность видит в них).

Осознание условности человеческой свободы, которое наступает в юношеском возрасте, провоцирует экзистенциальное начало нигилизма. Когда человек понимает, что одновременно испытывает потребность в свободе и индивидуальности, но в то же время желает быть сопричастным к обществу, тогда развивается внутренний конфликт с попытками найти золотую середину, быть свободной и самостоятельной личностью в рамках общества, группы людей. При неадекватном разрешении этого конфликта возникает желание разрушить себя и мир через отрицание, то есть нигилизм.

Послесловие

Нигилист, как правило, оказывается не понятым окружающими людьми, отчего замыкается в себе. Он становится заложником собственной консервативности и категоричности, зацикленности на своих убеждениях. Личность развивается только в процессе деятельности, социальной активности, соответственно, нигилист не развивается.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1959409-nigilizm-eto-psihologicheskaja-zaschita-ili-opravdanie-sm.html
http://studme.org/108547/psihologiya/nigilizm_psihologicheskoe_sostoyanie
http://psychologist.tips/3034-kto-takoj-nigilist-psihologicheskie-prichiny-nigilizma.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector