Краткая характеристика главной звезды Вселенной – Солнца. Порядок расположения планет с 1 по 9 место на орбитах: описание и запоминающие стишки для детей 1-4 класса. Какая планета заняла 10 позицию? Как научить ребенка быстрее запомнить расположение планет: информация для детей 1-4 класса

Как запомнить расположение планет в Солнечной системе?

Есть ли какая-то мнемоническая запоминалка?

На самом деле выучить 8 планет очень легко. Легче, чем падежи. Но для детей придумана фраза для запоминания:

Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты.

Мы — Меркурий

Встретимся — Венера

Завтра — Земля

Мой — Марс

Юный — Юпитер

Спутник — Сатурн

У — Уран

Новой — Нептун

Планеты — Плутон

Есть еще много подобных фраз:

Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет

Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный

Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет

Хотя в настоящее время Плутон уже считается не планетой, а транснептуновым объектом.

Никогда не было проблемы у меня, чтобы запомнить планеты солнечной системы по порядку.

Но кому трудно это сделать, и приближается экзамен или контрольная работа по астрономии в школе, можно предложить такие варианты запоминалок:

Номер один:

Номер два:

Номер три:

Мне нравится другая фраза, которая тоже помогает запомнить расположение планет в Солнечной системе:

Можно вылететь за Марс, ювелирно свернув у нашей планеты.

Можно – Меркурий,

вылететь – Венера,

за – Земля,

Марс – Марс,

ювелирно – Юпитер,

свернув – Сатурн,

у – Уран,

нашей – Нептун,

планеты – Плутон.

Не трудно же выучить:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Плутон уже «ичсключили» из планет.

Мнемоническое правило, что указала Julia-Jane — как видно из её же ошибочного ответа наглядно — может все перепутать.

Чтобы легче запомнить было расположение планет Солнечной системы в определённом порядке, друг за другом, можно использовать какую — нибудь мнемоническую специально придуманную запоминалку. Многие уже тут написали, я добавлю ещё одну:

Не знаю почему, но первые шесть планет я запомнил легко, но ни как не мог запомнить оставшиеся, тогда еще три планеты. Поискав в названиях планет я нашел, что в слове сатУрН, есть две буквы, которые указываю порядок следующих двух планет, ну а Плутон методом исключения получался последним.

Для облегчения запоминания порядка расположения планет Солнечной системы можно выучить вот такое стихотворение Аркадия Хайта:

А можно и самостоятельно сочинить типа какой-нибудь считалочки, взяв первые буквы планет и придумав слова, которые начинались бы с этой буквы.

Для лучшего запоминания очерёдности расположения планет в нашей Солнечной системе придумано много разных запоминалок. Есть и такая:

Мишка Вышел За Малиной —

Юра Смог Удрать Низиной.

Но можно и самому придумать что — то похожее.

Можно, конечно, взять мнемоническое правило. Мне, например, нравится вот это: Мы все знаем — многие юные сурки учат название планет. Но лично мне никакие правила в детстве были не нужны. Мне настолько нравилось все про космос. Я много читала про космос, особенно фантастику, поэтому все запомнилось само собой. И не только названия планет, но и много другой информации. Поэтому чтобы легче давалась астрономия и другие связанные с ней школьные знания, советую детям читать хорошую фантастику. И интересно, и полезно!

Планеты Солнечной системы и их расположение по порядку

Содержание

  1. Краткая информация о планетах Солнечной системы
  2. Планеты земной группы (внутренние планеты)
  3. Внешняя область Солнечной системы
  4. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме

Краткая информация о планетах Солнечной системы

Количество планет в Солнечной системе – 8, и классифицируются они в порядке удаления от Солнца:

  • Внутренние планеты или планеты земной группы – Меркурий, Венера, Земля и Марс. Они состоят, в основном, из силикатов и металлов
  • Внешние планеты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – так называемые газовые гиганты. Они намного более массивны, чем планеты земной группы. Крупнейшие планеты Солнечной системы, Юпитер и Сатурн, состоят в основном, из водорода и гелия; меньшие газовые гиганты, Уран и Нептун, помимо водорода и гелия, содержат в составе своих атмосфер метан и угарный газ.
Читать еще:  Позвоночник человека: анатомическое строение, схема с нумерацией дисков, связь с внутренними органами — возможно ли восстановление после перелома?

Рис. 1. Планеты Солнечной системы.

Список планет Солнечной системы по порядку от Солнца выглядит так: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Перечисляя планеты от большей к меньшей, этот порядок меняется. Самой крупной планетой является Юпитер, затем идут Сатурн, Уран, Нептун, Земля, Венера, Марс и, наконец, Меркурий.

Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении с вращением Солнца (против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Солнца).

Самой большой угловой скоростью обладает Меркурий — он успевает совершить полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток. А для самой удаленной планеты — Нептуна — период обращения составляет 165 земных лет.

Большая часть планет вращается вокруг своей оси в ту же сторону, что и обращается вокруг Солнца. Исключения составляют Венера и Уран, причем Уран вращается практически «лежа на боку» (наклон оси около 90 градусов).

Таблица. Последовательность расположения планет в Солнечной системе и их особенности.

Планета

Расстояние от Солнца

Период обращения

Период вращения

Диаметр, км.

Кол-во спутников

Плотность г/куб. см.

Планеты земной группы (внутренние планеты)

Четыре ближайшие к Солнцу планеты состоят преимущественно из тяжелых элементов, имеют малое количество спутников, у них отсутствуют кольца. В значительной степени они состоят из тугоплавких минералов, таких как силикаты, которые формируют их мантию и кору, и металлов, таких как железо и никель, которые формируют их ядро. У трех из этих планет — Венеры, Земли и Марса — имеется атмосфера.

  • Меркурий – является ближайшей планетой к Солнцу и наименьшей планетой системы. У планеты нет спутников.
  • Венера – близка по размеру к Земле и, как и Земля, имеет толстую силикатную оболочку вокруг железного ядра и атмосферу (из-за этого Венеру нередко называют «сестрой» Земли). Однако количество воды на Венере гораздо меньше земного, а ее атмосфера в 90 раз плотнее. У Венеры нет спутников.

Венера – самая горячая планета нашей системы, температура ее поверхности превышает 400 градусов по Цельсию. Наиболее вероятной причиной столь высокой температуры является парниковый эффект, возникающий из-за плотной атмосферы, богатой углекислым газом.

Рис. 2. Венера – самая горячая планета Солнечной системы

  • Земля – является крупнейшей и самой плотной из планет земной группы. Вопрос о том, существует ли жизнь где-либо, кроме Земли, остается открытым. Среди планет земной группы Земля является уникальной (прежде всего, за счет гидросферы). Атмосфера Земли радикально отличается от атмосфер других планет — она содержит свободный кислород. У Земли есть один естественный спутник — Луна, единственный большой спутник планет земной группы Солнечной системы.
  • Марс – меньше Земли и Венеры. Он обладает атмосферой, состоящей главным образом из углекислого газа. На его поверхности есть вулканы, самый большой из которых, Олимп, превышает размерами все земные вулканы, достигая высоты 21,2 км.

Внешняя область Солнечной системы

Внешняя область Солнечной системы является местом нахождения газовых гигантов и их спутников.

  • Юпитер – обладает массой в 318 раз больше земной, и в 2,5 раза массивнее всех остальных планет, вместе взятых. Он состоит главным образом из водорода и гелия. У Юпитера имеется 67 спутников.
  • Сатурн – известен своей обширной системой колец, это наименее плотная планета Солнечной системы (его средняя плотность меньше плотности воды). У Сатурна имеется 62 спутника.

Рис. 3. Планета Сатурн.

  • Уран – седьмая планета от Солнца является самой легкой из планет-гигантов. Уникальным среди других планет его делает то, что он вращается «лежа на боку»: наклон оси его вращения к плоскости эклиптики равен примерно 98 градусам. У Урана 27 спутников.
  • Нептун – последняя планета в Солнечной системе. Хотя и немного меньше Урана, более массивная и поэтому более плотная. У Нептуна имеется 14 известных спутников.

Что мы узнали?

Одна из занимательных тем астрономии – это строение Солнечной системы. Мы узнали, какие названия планет Солнечной системы бывают, в какой последовательности они расположены по отношению к Солнцу, каковы их отличительные особенности и краткие характеристики. Данная информация настолько интересна и познавательна, что будет полезна даже для детей 4 класса.

Строение Солнечной системы для детей: как интересно рассказать о космосе и планетах

Вопросы развития и воспитания детей считаются сложнейшими, каждый родитель проходит собственный путь «проб и ошибок», стремясь не навредить своему малышу. И многих интересует, как лучше всего рассказать про космос и планеты Солнечной системы. Для детей, как и для многих взрослых, эта тема чрезвычайно таинственна и интересна, однако очень важно не перегружать их ненужной информацией. Но и сокращать сознательно тот материал, который мог бы быть крохам интересен, ни в коем случае не стоит.

Читать еще:  Пироги и пирожки со щавелем: лучшие рецепты, секреты сочной начинки. Как приготовить пирог со щавелем заливной, из слоеного, дрожжевого, песочного теста и на кефире в духовке?

Особенности

Итак, что же нужно рассказать дошкольникам, какие начальные астрономические знания им важно передать?

  • Что такое Солнце, какова его роль, почему система носит название Солнечной?
  • Расположение планет.
  • Краткая информация о самих планетах. Так, дошкольник уже вполне в состоянии понять, почему Марс красный.
  • Сведения о том, как зародилась Вселенная.

Особо любознательным малышам также можно рассказать:

  • чем планеты отличаются от звезд;
  • что такое спутник (например, почему Луна называется спутником Земли);
  • какие существуют известные созвездия, как они выглядят на звездной карте и на небе.

Слушая объяснение мамы или папы, малыш не только узнает много нового об окружающем его мире. У него улучшится словарный запас, обогатившись специальной лексикой, кроме того, занятия астрономией помогут развивать мышление, воображение, память.

Как начать знакомство?

Есть несколько вариантов проведения первого астрономического занятия.

  • Самый простой – это просмотр с дошкольником фильма с попутными комментариями родителя и ответом на возникающие у малыша вопросы. Фильмы ВВС довольно качественные, позволяют понять огромные размеры Вселенной, при этом познавательные, хотя порой содержат недоказанные гипотезы.
  • Второй вариант – самостоятельная работа. Мама или папа сами расскажут ребенку о галактике, о том, что наша галактика носит название Млечный путь, а Солнце – звезда, которой мы все обязаны своей жизнью, – на деле не так уж и велико.
  • Наконец, еще один способ – проведение игры. С интересным сценарием вы можете познакомиться здесь.

Можно и совместить способы, сначала поиграв с малышом, а потом – рассказав ему теорию.

Как представить планеты?

Астрономия – наука серьезная, интересна она не каждому, поскольку состав планет, свойства красных карликов и черных дыр увлекательны порой только благодаря научной фантастике. И поэтому родителям придется нелегко. С одной стороны, нужно предоставить правдивую информацию, для чего следует быть подкованным самому. С другой – не быть излишне серьезным и скучным, иначе ребенок очень быстро утратит интерес.

Есть несколько хитростей, которые позволят найти «золотую середину»:

  • Составить презентацию, на которой присутствует текст и фото. Это поможет не упустить важного и не перегрузить ребенка лишним.
  • Использовать картинки, плакаты, карточки – всевозможные наглядные пособия. Это позволит малышу наглядно представлять непростые реалии. Действительно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  • Вместе с ребенком можно создать модель галактики.

Это может быть рисунок. Например, мама рисует в центре листа Солнце и параллельно с этим рассказывает, что эта звезда – источник тепла и света, вокруг нее вращаются все планеты нашей галактики. Желательно пояснить ребенку, что Солнце – это не желтый круг с лучиками, как его обычно изображают младшие дошкольники, а небесное тело, состоящее из двух газов – гелия и водорода. Ребенку интересно будет узнать, что человечество еще очень мало изучило это важнейшее для нас светило, поскольку из-за высокой температуры подлететь к Солнцу невозможно.

Аналогичным образом рисуется Меркурий, который гораздо меньше главной звезды. Для наглядности стоит изобразить и орбиту, по которой планета вращается вокруг Солнца. Затем на лист наносятся и другие небесные тела.

Если нет желания рисовать – планетарную модель можно слепить из пластилина, выложить из цветных элементов мозаики, сшить. Главное – чтобы ребенку было интересно, чтобы он задавал вопросы, стремился узнать больше.

Может возникнуть ситуация, когда мама или папа не знают, что ответить на «каверзный» вопрос малыша. В этом случае нужно взять паузу, сообщить, что на эту тему «мы непременно поговорим завтра». Подготовившись, следует ответить. Нельзя забывать детские вопросы или радоваться тому, что ребенок не переспрашивает и, видимо, сам забыл. Такой подход уничтожает здоровое любопытство и желание познавать мир.

Что рассказать?

Рассмотрим, какое описание планет будет интересно для малышей.

Это самая близко расположенная к Солнцу планета, потому здесь очень жарко. Отличается небольшими размерами, днем температура здесь +350°С, ночью – ниже -160°С. Продолжительность одних суток на этой планете составляет около 60 земных, год длится 88 дней. Интересно, что Меркурий иногда можно увидеть с нашей планеты. Для закрепления материала можно попросить ребенка придумать, какие живые существа могли бы жить здесь. Дошкольник может предположить, что это некие создания, которые не боятся ни холода, ни жары, ни резкого перепада температур.

По размерам очень похожа на Землю. Планета также доступна невооруженному взгляду, не имеет водной оболочки, покрыта кратерами. Интересно, что вращение происходит в иную сторону, чем у остальных. Для запоминания можно нарисовать Венеру своенравной круглой барышней, которая поступает по-своему.

Наша родная планета отличается наличием кислорода, необходимого для жизни. Именно здесь оптимальные условия для того, чтобы нам, людям, было комфортно. Кроме того, только на Земле присутствует необходимое количество воды. Спутник планеты – Луна.

Читать еще:  Можно ли и полезно ли пить воду на ночь перед сном? Пить воду на ночь: это хорошо или плохо? Стакан воды на ночь: польза и вред

Можно посмотреть рисунки планет, увидеть красную поверхность, рассказать малышу о том, что исследования активно проводятся в наше время, что полеты на Марс стали доступны. Можно задать вопрос, который позволит убедиться, верно ли усваивается материал: где более высокая температура, на Марсе или на Венере, и почему? Ребенок должен ответить, что на Венере, поскольку она расположена ближе к Солнцу.

Это планета-гигант, состоит из газа, является самой большой в Солнечной системе. Год на Юпитере равен 12 земным. Кислорода и воды здесь нет, количество спутников – более 60. Можно также спросить, возможна ли на Юпитере привычная нам жизнь? В идеале ребенок должен догадаться, что нет, поскольку здесь нет ни воды, ни кислорода.

Красивая планета с кольцами, вторая по размерам в Солнечной системе.

Называется ледяной планетой, поскольку температура здесь ниже -220°С.

Имеет 6 колец, несколько спутников и собственную атмосферу. Окрашена в красивый синий цвет.

Вместе с ребенком можно нарисовать планеты так:

  • Меркурий – в солнцезащитных очках;
  • Венера – модная девушка, например, в шляпке;
  • Земля – сине-зеленая планета, на которой есть жизнь (цветы, деревья, животные, люди);
  • Марс – красный;
  • Юпитер – большая планета;
  • Сатурн – чуть меньше, с кольцами;
  • Уран – ледяной, светло-голубой;
  • Нептун – ярко-синий.

Эта забавная картинка позволит запомнить отличительные характеристики небесных тел.

Как выучить порядок?

Дошкольнику необходимо знать расположение планет от Солнца по порядку. Есть такая хитрость:

  1. У каждой планеты использовать первую букву: М – Меркурий, В – Венера.
  2. Далее придумать фразу, запоминающуюся фразу, слова в которой начинаются с первых букв названий планет.

Например: Мы Всех Зовем Мыть Юлу Средством Универсального Назначения.

Можно также просто сократить планеты до первых букв и разместить подсказку на картинке, которая будет у малыша перед глазами: МВЗМЮСУН.

Расширить границы

Очень важно, чтобы рассказ родителя об астрономии не носил скучного поверхностного характера, не ограничивал любопытство ребенка. Можно рассказать малышу следующее:

  1. О Плутоне, небольшом небесном теле, которое ранее считалось девятой планетой Солнечной системы, но позднее было принято решение исключить ее из этого списка. Некоторые исследователи вообще не относят Плутон к планетам.
  2. Что такое астероид. Это не планета, не спутник, а совершенно уникальное небесное тело, представляющее собой осколок погибшей планеты. Такая идея покажет, что Вселенная изменяется, одни небесные тела пропадают, другие, напротив, зарождаются. Отдельные астероиды образуют пояс, который защищает нашу планету от внешних воздействий.
  3. Кометы. Это красивые небесные тела с хвостом из газа, которые периодически пролетают в непосредственной близости от Земли.
  4. Возможность жизни на других планетах. Любознательному ребенку стоит рассказать, что пока не доказано наличие или отсутствие разумной жизни, что есть несколько теорий на этот счет.
  5. Строение Земли. Планета состоит из ядра, мантии и оболочки, то есть, по сути, очень похожа на персик: косточка – это ядро, раскаленная часть. Мантия – это мякоть, а тонкая кожица – это оболочка. Люди, как и все живое, располагаются именно на оболочке. Только здесь условия приемлемы.
  6. Теория большого взрыва. Не вдаваясь в подробности, можно пояснить, что, согласно наиболее распространенной гипотезе, наша Вселенная возникла из-за взрыва газа, произошедшего миллиарды лет назад. В результате этого процесса возникли знакомые нам небесные тела.
  7. Звезды. Что это такое, какие самые известные мы знаем, как образуются созвездия.

Очень важно не заставлять ребенка заучивать названия и свойства небесных тел, а знакомить его с ними в увлекательной форме, вызывать искренний интерес и желание узнать больше.

Формы занятий

Для дошкольников лучшим способом знакомства с миром астрологии является игра. Поэтому можно предложить сыграть в самодельную настольную игру, представляющую собой поле, на котором нарисованы планеты и клетки для перемещения фишек. Бросив кубик, игроки делают определенное количество ходов. Если попадают на остановку-планету, то должны что-то про нее рассказать. Побеждает тот, кто первым доберется до Солнца.

Еще варианты проведения занятий:

  • Родители предлагают ребенку модель Солнечной системы – несколько заранее подготовленных схематичных планет (можно нарисовать их на плотном картоне) и веревки-орбиты. Задача малыша – сложить модель.
  • При знакомстве со звездами можно предложить ребенку нарисовать знаменитые созвездия (сначала по образцу, затем – по памяти).
  • Ролевые игры. Если детей несколько, каждый из них примеряет на себя роль одной из планет по выбору (можно даже подготовить костюм для наибольшего интереса), после чего – рассказывает «о себе». Если малыш один, «планетами» становятся игрушки.
  • Придумать сказку. Ребенок вместе с мамой сочиняет увлекательную сказку про небесные тела или историю Вселенной. Выдуманные события переплетаются с научными фактами, создавая уникальный текст.

Изучение астрономии с дошкольником, знакомство с планетами Солнечной системы – важнейший этап развития кругозора и познавательного интереса ребенка. От родителей требуется рассказать о космосе кратко, но грамотно и интересно, чтобы кроха захотел узнать побольше.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/124648-kak-zapomnit-raspolozhenie-planet-v-solnechnoj-sisteme.html
http://obrazovaka.ru/geografiya/planety-solnechnoy-sistemy-po-poryadku-ot-solnca.html
http://razvivashka.online/poznavatelnoe/planety-solnechnoy-sistemy

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector