Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как провести служебную проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Служебная проверка в организации : полномочия работодателя
Н.И. Тимофеев, А.М. Ильина
Опубликовано в номере: Кадры предприятия N2 / 2004
ПОНЯТИЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В каждой организации рано или поздно возникают ситуации, когда работодатель вынужден принимать управленческие решения, негативным образом отражающиеся на отдельных работниках.
Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности, увольнении работников по некоторым предусмотренным Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами основаниям и других подобных ситуациях.
Заметим, что в число таких работников могут попадать и руководители организаций.
- Издание подобных распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя, как следует из положений трудового законодательства, должно базироваться на установлении соответствующих фактических обстоятельств, с одной стороны, предопределяемых каждый раз непосредственно самой конкретной ситуацией, а, с другой, — оцениваемых с применением некоторых общих подходов.
- Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств, предшествующему принятию работодателем того или иного решения, и служит так называемый «институт служебной проверки».
Уточним, что единого порядка проведения служебных проверок в организациях ни Трудовым кодексом РФ, ни каким-либо другим общезначимым нормативным актом федерального уровня не установлено. К тому же сам термин «служебная проверка» законодательно закреплен лишь в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы.
Тем не менее, в ряде достаточно крупных организаций со значительной численностью работающего в ней персонала применяются локальные нормативные акты, регламентирующие порядок проведения служебных проверок.
При этом нередко должностные лица, в первую очередь, из числа административно-управленческого персонала организации, сталкиваясь с необходимостью установления тех или иных обстоятельств (например, обстоятельств совершения работником дисциплинарного проступка), фактически проводят служебные проверки, не соотнося свои действия с нормами законодательства (без надлежащего документального оформления, используя недопустимое вторжение в частную жизнь работников и т.п.).
Наконец, нельзя не отметить и то обстоятельство, что результаты правильно проведенной служебной проверки, оформленные соответствующим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий работодателя в случае возникновения трудового спора.
В этой связи рассмотрим в общем виде некоторые вопросы, которые, как представляется, не следует оставлять без внимания работодателю при проведении служебных проверок.
Вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев на производстве, регулирование которых осуществляется в соответствии со статьями 227 — 231 Трудового кодекса РФ и Федеральным законом от 24.07.
1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в рамках данной статьи не рассматриваются.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ
К числу таких обстоятельств (случаев), по нашему мнению, можно отнести следующие: 1. Совершение работником дисциплинарного проступка (статьи 192, 193, 195 Трудового кодекса РФ).
При принятии решения о необходимости проведения служебной проверки работодателю, в первую очередь, нужно исходить как из характера совершенного проступка, так и из тех негативных последствий (в том числе материальных), которые возникли или могут возникнуть в связи с этим.
Также следует иметь в виду и то, какой именно вид дисциплинарного взыскания (увольнение, выговор или замечание) может быть применен к виновному работнику.
Например, проводить служебную проверку, конечно же, необходимо в случаях, когда речь может идти об увольнении по одному из оснований, предусмотренных статьей 81 Кодекса 1) по пункту 5 — за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
2) пункту 6 — за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, к числу которых относятся:
- прогул (подпункт «а»);
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (подпункт «б»);
- разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подпункт «в»);
- совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий (подпункт «г»);
- нарушение работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подпункт «д»);
Кто осуществляет проверку
Как было указано выше, служебное расследование проводится специальной комиссией. Состав таковой определяется руководителем. Однако нередко на предприятиях опираются на характер нарушения. Это позволяет полноценно рассмотреть вопрос и справедливо оценить ситуации. Например, когда работник причиняет компании материальный ущерб, то для проверки привлекается бухгалтер, а если речь идет о технике безопасности, то ответственный за таковую по приказу руководства.
Кроме того, на практике часто к проверке привлекают сотрудника службы безопасности. Это позволяет получить характеристику сотрудника, оценить действия такового с точки зрения защиты предприятия и так далее. При этом формируются такие правила практикой, в кодексе нет подробной регламентации того, кто именно должен быть членом комиссии.
Также следует сказать о том, что некоторые проступки условно предполагают комиссию. Речь идет о дисциплинарных нарушениях. Руководитель самостоятельно принимает решение, подтверждая таковое актом и приказом. Законодательством такой порядок не запрещен.
Когда проводится служебное расследование
При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.
Как правило, такая проверка проводится в случаях:
- недостачи при инвентаризации;
- жалобы со стороны клиентов или персонала;
- нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
- нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
- разглашения коммерческой информации;
- нанесения материально ущерба организации или работникам;
- получения и дачи взятки;
- иных злоупотреблений.
Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.
Регламент проведения служебных расследований
Частично СР регламентируется трудовым кодексом, частично каждой отдельной организацией. Ниже разберем рекомендуемый ТК порядок проведения служебного расследования на предприятии. Его полезно соблюдать на случай судебных разбирательств. Иногда СР доходит до суда, а на суде соблюденный регламент и необходимые документы помогут вам отстоять свою правоту.
Решение о служебном расследовании принимает директор
Для этого он подписывает приказ. Если проведение служебного разбирательства инициирует другой сотрудник, он пишет на имя директора служебную записку, в которой описывает нарушение. В случае с Павлом служебная записка может выглядеть так:
Генеральному директору ООО «Спортишы»
Иванову Ивану Ивановичу
Служебная записка
Довожу до вашего сведения, что 28 сентября в 14:00 продавец Павел продал покупателю два велосипеда на сумму 40 000 рублей без чека. Предлагаю провести служебное расследование.
Уборщица Наталья
Возмещение ущерба по результатам служебного расследования
Оценка и возмещение по результатам служебного расследования ТК РФ прописывает в 248 статье. Если размер причинённого ущерба не превышает средней месячной заработной платы сотрудника, то взыскание денежных средств может быть произведено по решению руководства. Распоряжение работодателя делается в месячный период с момента точного установления объёма причинённого ущерба. По истечении месяца или несогласии виновного лица заплатить требуемую сумму в случае превышения месячного заработка решение о взыскании принимается исключительно судом.
На основании достигнутой договорённости наёмное лицо может добровольно возместить суммы, выявленные в процессе служебного разбирательства, ТК РФ допускает:
- в полном объёме одной суммой или по частям;
- с отсрочкой платежа на установленный срок;
- предоставлением равноценных активов;
- проведением ремонта испорченного имущества за счёт собственных средств.
Документально оформляется предоставлением письменного обязательства сотрудником с указанием формы и граничных сроков погашения задолженности. При увольнении с дальнейшим отказом от оплаты долга работодатель может осуществить взыскание в судебном порядке.
Привлечение виновного к материальной ответственности не исключает ответственности других видов:
- дисциплинарной со стороны нанимателя;
- уголовной со стороны государства.
Срок проведения служебного расследования
Срок проведения служебной проверки законом не установлен. Но привлечение сотрудника к дисциплинарному наказанию возможно не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что срок расследования (от даты обнаружения пропуска и до даты применения взыскания к сотруднику) не должен превышать 1 месяц.
В этот период не включается время, когда сотрудник болел или находился в отпуске и время, необходимое на учет мнения профсоюзной организации.
Максимальный срок проверки, с учетом указанных выше обстоятельств, не должен превышать 6 месяцев. Если проводилась ревизия или аудиторская проверка, срок проверки не должен превышать 2 лет (ч. 4 ст. 193 ТК РФ).
Порядок проведения мероприятий
Многие граждане задаются вопросом, а что именно проверяют уполномоченные лица при служебном расследовании. Ответ прост, работа осуществляется строго по поступившему заявлению, соответственно мероприятия направлены на выявление обстоятельств по работе отдельного сотрудника.
Для начала поступает информация об обнаружении нарушения со стороны одного из сотрудников компании, далее руководителем утверждается решение, по которому назначается служебная проверка. Данное мероприятие должно занимать не более трех дней с момента получения информации о возможном проступке работника. Проверка должна была занять не более тридцати дней с момента ее начала. Для расследования назначается сотрудник, который не имеет отношения к провинившемуся работнику или к данному делопроизводству. Нередко для осуществления мероприятий собирается дополнительная комиссия.
Все действия должны быть подкреплены официальным приказом или другим распорядительным документом, где обязательно прописываются следующие данные:
- Причина, по которой требуется проведение данного расследования;
- Участники, входящие в состав комиссии;
- Права и обязанности обеих сторон;
- Время проведения;
- Срок, в течение которого документы будут переданы руководителю.
Если требуется узнать, кто проводит проверочные мероприятия, то достаточно просмотреть данный документ, где указываются все участники комиссии. В основном в ее число входят сотрудники кадров, также могут быть включены работника отдела безопасности и финансов – при выявлении возможного экономического преступления. Работа комиссии контролируется председателем.
Важно знать! Для участия в рассмотрении дела строго запрещено привлечение лиц и сотрудников организации, которые являются родственниками виновного лица или имеют личный интерес к исходу делопроизводства. Данная ошибка может привести к необъективному результату и привлечению к ответственности невиновного гражданина.
Требуется знать также, что подпись на приказе, который является основанием для проведения расследования в рамках компании, подписывается всеми участниками комиссии и сотрудником, чья вина устанавливается.
Все участники комиссии обладают определенными правами:
- Допрос сотрудников организации по поводу произошедшего события, а также требование по предоставлению от них объяснений в письменном вид;
- Изучение и анализ документации, которая строго соответствует тематике делопроизводства;
- Требование предоставления бумаг от сотрудников компании;
- Получение консультации при необходимости от экспертов и аудиторов.
Все граждане, входящие в состав комиссии обязаны выполнять следующие требования:
- Выяснение всех обстоятельств и причин, которые вызвали развитие таких событий;
- Принятие заявления в рассмотрение сразу после его подачи;
- Работа проводиться конфиденциально;
- Требуется составление акта, где прописывается результат исследования;
- Наличие документации, подтверждающей проведение служебной проверки на должном уровне и согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации.
Предположительно виновное лицо также иметь ряд прав:
- Указание личного мнения по поводу происходящего в письменной форме;
- Предоставление собственной доказательной базы, которая в обязательном порядке должна быть подкреплена в итоговом акте по расследованию;
- Подача заявления, по которому нужно исключить одного из участников комиссии, для этого понадобятся серьезные аргументы и факты;
- Получение полноценной информации по делопроизводству без сокрытия фактов и материалов.
Сотрудник может выступать с защитной позицией, привлекать на свою сторону правозащитника и действовать в соответствии с законодательными актами и нормативами, доказывая свою непричастность к деянию. Также виновное лицо имеет право не предоставлять комиссии объяснительную в письменном виде, данное действие также должно быть указано в окончательном акте.
Служебная проверка завершается составлением акта, где указываются результаты проведения комплекса мероприятий, в обязательном порядке такой акт содержит следующую информацию:
- Данные об участниках комиссии;
- Информация по противоправному деянию;
- Наименование причин и возможных мотивов;
- Личные данные о сотруднике, который предположительно виновен в произошедшем деянии;
- Полная информация по мере ответственности за данный проступок.
Сроки проведения проверки в организациях
В организации срок проведения служебной проверки составляет тридцать дней. Он начинает отсчитываться после того, как был зарегистрирован документ, который составлен инициатором проверки. Таким может быть заявление от кого-то из сотрудников или же приказ непосредственного руководителя.
В сроки проведения служебной проверки не включаются больничные и отпуска сотрудника. После принятия окончательного решения последнее нужно согласовать с комиссией. На это может уйти до шести месяцев, и этот срок также не включается в период проведения. Независимо от сроков проверки сроки наказания виновного сотрудника ограничены в каждом случае по-разному. Например, за дисциплинарное нарушение можно вменить наказание в течение полугода, тогда как за махинации с финансами срок станет больше на полтора года.
Если в течение тридцати дней мероприятия не дали особых результатов, то происходит продление срока проведения служебной проверки еще на тридцать дней. После чего составляется заключение по результатам работы. Заключение делится на вводную часть, описательную и итоговую.
Вводная часть должна содержать инициалы и фамилию сотрудника, его должность. Если проверка проводилась комиссией, то указывается информация о каждом ее члене.
В этой же части указывают данные виновного сотрудника. К общей информации добавляется образование, опыт работы, количество поощрений и взысканий и наличие или отсутствие дисциплинарных санкций.
Вторая часть содержит описание оснований для проверки, того, какой срок отводится на проведение служебной проверки, объяснений сотрудника, самого факта нарушения, последствий и обстоятельств этого поступка, фактов, которые были обнаружены во время расследования, и смягчающих или отягчающих обстоятельств.
В итоговой части содержится информация о тех видах ответственности и мерах, которые можно применить к виновному. А также выводы, которые касаются причины совершения поступка и обстоятельств. Итоговая часть должна содержать еще и рекомендации в отношении передачи дела в следственные органы и оказания социальной и психологической помощи сотруднику.
Порядок обжалования результатов служебной проверки МВД
Обжалование результатов проверки сотрудником в соответствии с п. 47 Приказа МВД России от 26.03.2013 № 161 может быть осуществлено вышестоящему руководителю или в суд.
При обжаловании вышестоящему руководству оформляется жалоба на заключение проверки и направляется адресату.
Алгоритм действий при оспаривания в суд будет заключаться в следующем:
- Необходимо будет подготовить письменный иск с изложением всех обстоятельств дела и указанием конкретных требований, а именно, о признании результатов служебной проверки недействительными. Наряду с указанным требованием могут быть заявлены иные требования, связанные с результатами проверки. В иске должен быть отражен перечень прикладываемых копий документов.
- Один экземпляр подготовленного иска должен быть вручен или направлен почтовым отправлением ответчику, т.е. органу, который проводил проверку и оформлял результаты проверки.
- Подготовленный иск с приложением документов, в том числе, о вручении иска ответчику, необходимо подать в суд.
- После принятия иска судом к производству и назначению дела к рассмотрению истец должен будет принять участие в заседании и озвучить основания и предмет своих требований.
- По результатам рассмотрения судом будет вынесено решение, согласно которому иск будет удовлетворен или отказано в его удовлетворении. Соответственно если результаты проверки будут признаны недействительными, то права истца будут восстановлены.
- Решение будет исполнено Ответчиком добровольно или через службу судебных приставов по заявлению стороны
Оформление приказа о служебной проверке
С целью защиты своих интересов предприятие должно максимально качественно отражать совершенные действия в составляемых документах. В особенности, если речь идёт о возможном применении дисциплинарного взыскания.
При составлении приказа о служебной проверке необходимо учитывать организационную форму предприятия. Если в ведомственном документе, регулирующем проведение проверок, указан образец, то отступление от него недопустимо.
Ниже будет приведён пример оформления в том случае, если на предприятии не установлена чёткая форма приказа о служебной проверке.
Такой документ составляется на фирменном бланке организации, где должно находиться полное её наименование, адрес, идентификационный номер и так далее.
Служебные проверки сотрудников
Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника милиции М.И.Суходольского и ОИД МВД России (В.А.Волынский).
Решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения данных начальством. Этот момент разъяснен в Приказе №161.
Первые документ составляется созванной комиссией и подписывается всеми ее участниками. Второй – готовится секретарем руководителя фирмы от имени начальника. Подписывает Приказ руководитель и передает его оригинал для регистрации в специальном Журнале. После этого бумага направляется в отдел кадров для внесения информации в личное дело.
Кем осуществляется расследование?
Служебное расследование является этапом дисциплинарного производства. Его проведение, в частности то, кем оно осуществляется, должно регламентироваться внутренними актами компании. Как правило, проведение проверок возлагается на службу безопасности либо специальное подразделение, занимающееся внутренним аудитом. Если компания невелика, и не имеет ни того, ни другого, проведением может заниматься отдел кадров.
Обязательным участником расследования должен стать непосредственный начальник сотрудника, в отношении которого оно инициировано. Чтобы проверка была объективной, начальнику запрещается входить в комиссию. Касается это также и руководства организации, которое будет по итогам проверки принимать решение относительно взыскания, накладываемого на работника.
В состав комиссии входят сотрудники службы безопасности, подразделения аудита, отдела кадров – в зависимости от того, на какое из них возложено его проведение; к ним добавляются сотрудники профсоюзной организации.
Всего в составе комиссии должно быть три человека или больше, во главе её встаёт начальник службы безопасности (либо отдела кадров при её отсутствии).
Порядок проведения служебной проверки
Для начала следует определить периодичность проведения служебной проверки. Это требуется, так как правомерное время, отведенное на наложение дисциплинарного взыскания, не увеличивается при расследовании.
Поэтому проверка и определение наказания должны проводиться в рамках установленного срока – одного календарного месяца с момента обнаружения правонарушения. Непосредственное приведение выбранной меры ответственности в действие, в свою очередь, не должно осуществляться позднее 6 месяцев с этой даты.
Если служебная проверка не обусловлена дисциплинарным нарушением сотрудника, ее рекомендуется проводить как можно скорее, но точных сроков не указано.
Служебная проверка проводится на основании распоряжения управленца. В нем необходимо отразить следующую информацию:
- причины проведения расследования;
- необходимость организации соответствующей комиссии и перечень всех субъектов, входящих в нее. Также необходимо отдельно выделить председателя комиссии;
Зачастую в нее включается представитель кадровой службы, инженер по охране труда, представитель финансового и правового отделов бизнес-субъекта.
- деловые полномочия членов комиссии и прочих ответственных лиц;
- периодичность осуществления служебной проверки;
- порядок документального оформления результатов проведенного мероприятия.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее определенных выше сроков. По факту ее окончания представителями комиссии формируются соответствующие документы.
Когда проводится проверка
Проведение служебного расследования осуществляется при происшествии на предприятии внештатной ситуации, в которой требуется разобраться. Примерный перечень поводов для возбуждения проверки:
- причинение ущерба имуществу предприятия:
- совершение кражи с территории организации;
- работник появился на рабочем месте в состоянии опьянения (наркотического или алкогольного);
- имело место со стороны сотрудника превышение его должностных полномочий (подписал документ, который не имел право подписывать);
- и другие.
Результаты расследования покажут, имеется ли в произошедшем событии вина кого-то из сотрудников и, если имеется, каков размер причинённого ущерба.
Как правило, за нарушения, в целях определения которых возникла необходимость проводить проверку, наказанием будет увольнение или выговор.
Если на предприятии выявляются проблемы, которые мешают нормальному порядку работы, то обязательно требуется проведение проверочных мероприятий для выявления причин нарушений, определения виновного человека и оценки последствий.
Перечень ситуаций, когда проводятся подобные проверочные мероприятия, можно определить условно. На практике это происходит в следующих случаях:
- недостачи, выявленные по итогу инвентаризации;
- поступление жалобы со стороны работника или клиента;
- нарушение сотрудником положений трудового договора, правил внутреннего распорядка, должностной инструкции;
- нарушение правил, предусмотренных локальными актами, например, техники пожарной безопасности;
- разглашение коммерческой тайны;
- причинение предприятию материального ущерба;
- взятка, независимо, зафиксировано получение или дача таковой.
Представленный перечень неисчерпывающий. Причиной расследования могут стать и другие нарушения со стороны работников.