ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ ФНП В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ ФНП В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, регламентируют деятельность по эксплуатации ПС не только для самого ОПО, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов. Такие организации обязаны быть специализированными, являться или ЮЛ, или ИП, а также в своем составе иметь требуемых специалистов управляющего уровня, квалифицированный рабочий персонал и необходимые для работ материалы и механизмы.

Изменения к приказу 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

Общие требования для ПС

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов.
Абзац исключен. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.
6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
(п. 6 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.

Требования к монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления)

58. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС осуществляются по эксплуатационной документации на ПС и документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления). При отсутствии документации изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) допускается производить монтаж и наладку систем по документации, разработанной специализированной организацией.
Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.
(п. 58 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
59. Монтаж и наладка системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС должен быть выполнен с учётом того, что любой отказ (поломка) любой составной части системы дистанционного управления (радиоуправления) не должен приводить к аварии ПС, его частей и падению груза. 60. По окончании монтажа и наладки системы дистанционного управления (радиоуправления) должна быть проведена проверка всех команд управления и аварийной защиты при работе ПС в режиме дистанционного управления (радиоуправления) в соответствии с инструкцией изготовителя системы дистанционного управления (радиоуправления) с участием представителей эксплуатирующей организации и организации, производившей монтаж системы дистанционного управления (радиоуправления). При получении положительных результатов проверки для ПС, подлежащих учету, согласно пункту 147 настоящих ФНП необходимо выполнить требования, изложенные в пунктах 138 — 147 настоящих ФНП.
При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления.
(абзац введен Приказом Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
61. Обслуживание систем дистанционного управления (радиоуправления) при эксплуатации ПС следует выполнять согласно инструкции, разработанной изготовителем системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС. Контроль качества монтажа и наладки ПС.

IV. МОНТАЖ И НАЛАДКА ПС (КРОМЕ ПС, СМОНТИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЕМ-ИЗГОТОВИТЕЛЕМ И ПОЛНОСТЬЮ ПОДГОТОВЛЕННЫХ К ЭКСПЛУАТАЦИИ)

Выбор оборудования

27. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по монтажу (демонтажу) ПС должен соответствовать требованиям пунктов 17 — 19 настоящих ФНП, конкретному монтируемому ПС, составу работ, предусмотренному руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС, а также иным эксплуатационным документам ПС или разработанному технологическому регламенту на монтаж (демонтаж) в случае отсутствия такового в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

28. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении монтажа ПС, до начала работы должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

29. Набор инструментов и приборов, необходимых для монтажа ограничителей, указателей и регистраторов параметров, определяют работники, выполняющие их монтаж, они же несут ответственность за качество выполненных работ.

Монтаж ограничителей, указателей и регистраторов параметров на уже изготовленных и находящихся в эксплуатации ПС, должен выполняться работниками специализированных (сервисных) организаций в соответствии с рекомендациями разработчиков или изготовителей указанных приборов, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения ПС.

Организация и планирование работ

30. Организации и их работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу), наладке, должны соответствовать требованиям, изложенным в пунктах 11 — 21 настоящих ФНП.

31. Перед выполнением работ все работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу) и наладке, должны быть ознакомлены с рабочими процедурами, производственными инструкциями и инструкциями по технике безопасности, составленными с учетом требований пунктов 11 — 16 настоящих ФНП.

32. Все работники специализированной организации, осуществляющей монтаж ПС, должны быть ознакомлены с руководством (инструкцией) по монтажу, регламентирующим порядок операций, а также технологическим регламентом (проектом производства работ (далее — ППР) или технологическими картами (далее — ТК) на монтаж (при наличии) и дополнительными требованиями промышленной безопасности всего комплекса работ, связанных с монтажом (демонтажом) либо наладкой конкретного ПС.

33. Площадка для монтажа ПС, производства сборочных и монтажных работ должна соответствовать руководству (инструкции) по монтажу ПС, а также технологическому регламенту на монтаж (при наличии).

Читайте также:  Развод без согласия одного из супругов

34. Зона монтажной площадки должна быть ограждена по периметру, а на ограждениях вывешены предупреждающие знаки и таблички с поясняющими надписями.

35. Если на монтажной площадке имеются действующие переходы (проезды) и выходы из прилегающих зданий, то во время проведения монтажных работ данные проходы (проезды) и выходы должны быть закрыты или оборудованы средствами, обеспечивающими безопасность (козырьками, галереями).

36. Фундамент под установку ПС или рельсовый путь (для ПС на рельсовом ходу) должен соответствовать проекту. Указанное соответствие должно подтверждаться актом сдачи-приемки монтажного участка пути или актом сдачи-приемки рельсового пути под монтаж, если к проведению монтажа путь монтировался на всю рабочую длину.

Акт сдачи-приемки должен включать результаты планово-высотной съемки пути и измерения сопротивления заземления, соответственно, на монтажном участке или на всем пути в целом.

В случае установки ПС на фундаменте его соответствие проекту подтверждается актом освидетельствования скрытых работ.

Установку мобильных ПС выполняют в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.

37. Монтируемое ПС должно соответствовать параметрам, указанным в эксплуатационной документации, а также требованиям настоящего раздела.

Если плиты противовеса и балласта (для ПС, склонных к опрокидыванию при потере общей устойчивости) изготовлены эксплуатирующей организацией, то должен быть представлен акт об их приемке с указанием в нем фактической массы плит.

Для стационарно устанавливаемых ПС, в процессе монтажа которых производится их крепление к строящемуся объекту (например, приставных башенных кранов к строящемуся зданию), конструкции креплений должны соответствовать эксплуатационной документации на них (в том числе расчету) и требованиям пунктов 43 — 48 настоящих ФНП.

38. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ на монтаже с применением ПС должно соответствовать требованиям руководства (инструкции) по монтажу ПС.

Во время подъема и перемещения монтируемых элементов ПС запрещается находиться людям на них, в люльках и иных приспособлениях, навешенных на поднимаемые и монтируемые элементы.

39. Для обеспечения электробезопасности на монтажной площадке и при выполнении наладочных работ необходимо:

ограждать токоведущие части электроустановок, а также места присоединения проводов к машинам, трансформаторам и другим приемникам электрической энергии;

проводить монтаж временных электрических сетей только аттестованным электромонтерам и в строгом соответствии с технологическим регламентом на монтаж (при наличии);

допускать монтажные, наладочные и ремонтные работы на токоведущих частях при напряжении более 42 В только при снятом напряжении, вывешивать предупредительные надписи «Не включать — работают люди!» на источники электроэнергии, подающие напряжение на участок, где проводятся монтажные или наладочные работы;

заземлять токоведущие части электроустановок, монтажные механизмы, ручной электрический инструмент, а также конструкции, с которых выполняются монтаж или наладочные работы, а также сами монтируемые конструкции ПС.

40. Погрузочно-разгрузочные работы при выполнении монтажа ПС должны соответствовать регламенту, приведенному в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС, или технологическому регламенту на монтаж (при наличии) и выполняться под руководством бригадира или специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС. При этом до начала и в процессе выполнения работ необходимо уделять внимание качеству обязательного инструктажа работников, непосредственно участвующих в монтаже ПС.

41. Монтаж ПС производится в технологической последовательности, указанной в следующих документах:

руководстве (инструкции) по эксплуатации или другой документации на монтаж, представляемой изготовителем ПС;

технологическом регламенте или ППР, разрабатываемом для монтажа ПС на конкретном объекте;

ТК, дополняющих в необходимых случаях ППР.

При внесении изменений в технологический регламент в процессе монтажа они должны разрабатываться организацией, отвечающей за выполнение работ, с подготовкой соответствующих исполнительных документов (чертежей, схем и описаний). При этом ответственность за промышленную безопасность внесенных изменений и их последующую реализацию в процессе монтажа несут организация, индивидуальный предприниматель, отвечающие за выполнение работ.

В технологическом регламенте на монтаж для ПС, занятых на строительно-монтажных или других временных работах, отдельно должны быть определены требования к промышленной безопасности демонтажа, учитывающие возможные изменения условий работы в процессе возведения объекта.

Технологический регламент на демонтаж допускается разрабатывать отдельно.

42. При проведении монтажных (демонтажных) и наладочных работ должны соблюдаться следующие организационные требования промышленной безопасности:

а) на монтажной площадке не должны находиться посторонние работники, не принимающие участия в монтажных (демонтажных) или наладочных операциях.

Работникам, связанным с монтажом (демонтажом), запрещается находиться в кабине машиниста, на металлоконструкциях ПС, а также внутри них и в зоне непосредственной опасности (если это не оговорено специально в эксплуатационной документации ПС);

б) в процессе монтажа оборудования, канатных тяг, запасовки полиспастов ПС персонал и специалисты, выполняющие указанные работы на высоте, должны находиться на ранее установленных и надежно закрепленных площадках или средствах подмащивания;

в) для перехода персонала и специалистов по полностью смонтированным элементам металлоконструкций ПС необходимо пользоваться предусмотренными для этих целей лестницами, переходными площадками и трапами с перилами.

к Федеральным нормам и правилам

Нормы браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений

Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии следующих дефектов и повреждений:

трещин и сколов любых размеров;

вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15 % от соответствующего размера неизношенного профиля.

Браковку шпал (или полушпал) наземного кранового пути производят при наличии следующих дефектов и повреждений:

в железобетонных шпалах не должно быть сколов бетона до обнажения арматуры, а также иных сколов бетона на участке длиной более 250 мм;

в железобетонных шпалах не должно быть сплошных опоясывающих или продольных трещин длиной более 100 мм с раскрытием более 0,3 мм;

в деревянных полушпалах не должно быть излома, поперечных трещин глубиной более 50 мм и длиной свыше 200 мм, поверхностной гнили размером более 20 мм под накладками и более 60 мм на остальных поверхностях.

Монорельсовый путь подвесных кранов, электрических талей и монорельсовых тележек подлежит браковке при наличии:

трещин и выколов любых размеров;

уменьшения ширины пояса рельса вследствие износа ΔВ ≥ 0,05В;

уменьшения толщины полки рельса вследствие износа Δδ ≥ 0,2δ при одновременном отгибе полки f1 ≤ 0,15δ.

Рис. Схема проведения измерений величин износа и отгиба полки
монорельса при проведении его дефектации:

В — первоначальная ширина полки; ΔВ — износ полки; t — толщина
стенки; f1 — отгиб полки; δ — первоначальная толщина полки на
расстоянии (Вt)/4 от края; Δδ — уменьшение толщины полки
вследствие износа

Планируется внести изменения в Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

Вводятся обязательные требования в области промышленной безопасности опасных производственных объектов Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (опасных производственных объектов оборонного назначения).

Регулируются вопросы распределения ответственности между организациями, оказывающими услуги по предоставлению подъемных сооружений для выполнения строительных, монтажных, ремонтных работ и организациями, выполняющими эти работы.

Требования ПБ к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно соблюдать правила технической эксплуатации.

Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии. Необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт.

Не допускается при эксплуатации подъемного механизма превышать оговоренный в техническом паспорте срок службы, а также предельно допустимые нагрузки. Также запрещается использование оборудования при наличии каких-либо неисправностей.

Эксплуатирующая компания должна вовремя проводить обучение обслуживающего персонала безопасным приемам работы и нормативам ОТ, а также особенностям эксплуатации того или иного ПС.

Билеты Б.9.3 (Б.9.31)

Специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, для допуска к работе, согласно законодательству, должны быть обучены и аттестованы по направлению деятельности. Тестовые билеты области аттестации Б.9.31 Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов взяты из официального сайта Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и включают в себя следующие темы для изучения: — Общие требования для ПС;- Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО;- Эксплуатация ПС ОПО;- Оценка соответствия ПС, применяемых на ОПО, и экспертиза их промышленной безопасности. Данные темы объединены в блок вопросов и ответов и представлены на сайте.

Читайте также:  Учет ОС стоимостью до 10 000 руб.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Требования ПБ к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно соблюдать правила технической эксплуатации.

Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии. Необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт.

Не допускается при эксплуатации подъемного механизма превышать оговоренный в техническом паспорте срок службы, а также предельно допустимые нагрузки. Также запрещается использование оборудования при наличии каких-либо неисправностей.

Эксплуатирующая компания должна вовремя проводить обучение обслуживающего персонала безопасным приемам работы и нормативам ОТ, а также особенностям эксплуатации того или иного ПС.

Монтаж и наладка согласно ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений

Правила безопасности опасных производственных объектов (Приказ № 533) предъявляют особые требования к монтажу и наладке эксплуатируемых ПС. Согласно пп. 17-19 Правил такие работы должны выполняться специализированными компаниями, обеспеченными всеми необходимыми материалами и оборудованием. Выполнение работ своими силами допустимо только при условии соответствия установленным требованиям.

Монтаж может выполняться только при наличии исправного оборудования и необходимых материалов. Зона монтажа подготавливается должным образом, в соответствии с требованиями к монтажу ПС, и освобождается от лишних предметов. Кроме того, зона монтажа ограждается по периметру, и на нее ограничивается доступ посторонних лиц.

Монтаж осуществляется в последовательности, описанной в техническом паспорте. После монтажа и пусконаладки производится контроль произведенных работ, и подписывается соответствующий акт. Приложением к акту становится комплект документации, описанный в п. 62 Правил.

4.1. При возникновении на участке работ аварийной ситуации (разрушение, проседание рельсового пути, появление стука в механизмах ПС, разрушение канатов, поломка грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары) рабочий должен немедленно прекратить работу, выключить ПС и предупредить всех работающих.

4.2. Если ПС оказалось под напряжением, рабочий должен отключить вводной рубильник и сообщить специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением ПС.

4.3. При возникновении на грузоподъёмной машине пожара или обнаружения признаков горения, рабочий должен отключить источник электропитания, вызвать пожарную охрану по телефону 112 (моб), сообщить мастеру и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.

4.4. Если во время работы грузоподъёмной машины произошли авария или несчастный случай, рабочий должен немедленно поставить в известность специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, при необходимости обратиться в здравпункт лично или сообщить по телефону …. При необходимости вызвать скорую помощь по телефону 112 (моб), оказать первую помощь пострадавшему и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не приведёт к осложнению аварийной обстановки.

Требования ПБ к организациям и работникам ОПО, осуществляющим эксплуатацию ПС

Кроме требований, предъявляемых к сотрудникам сторонних компаний, ФНП в области промышленной безопасности подъемных сооружений содержат требования и к рабочему коллективу самого ОПО. Прежде всего, обслуживающий персонал должен неукоснительно соблюдать правила технической эксплуатации.

Оборудования и механизмы должны содержаться в технически исправном состоянии. Необходимо вовремя проводить техническое обслуживание и предупредительный ремонт.

Не допускается при эксплуатации подъемного механизма превышать оговоренный в техническом паспорте срок службы, а также предельно допустимые нагрузки. Также запрещается использование оборудования при наличии каких-либо неисправностей.

Эксплуатирующая компания должна вовремя проводить обучение обслуживающего персонала безопасным приемам работы и нормативам ОТ, а также особенностям эксплуатации того или иного ПС.

Продление срока службы не подлежащих учету подъемных сооружений

Вопрос: Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Министерством Юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., рег. № 30992 распространяются на подъемные сооружения (далее – ПС) подлежащие учету в Ростехнадзоре и не подлежащие учету в Ростехнадзоре (пункт 3 ФНП по ПС). В связи с тем, что в соответствии с требованиями пункта 264 ФНП по ПС экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС подлежащих учету, прошу разъяснить порядок продления срока службы ПС не подлежащих учету?

Ответ: Эксплуатация ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляется в соответствии с требованиями, действующего на территории Российской Федерации технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823 и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Пунктом 168 ФНП по ПС определено, что объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно разделу ФНП по ПС «Техническое освидетельствование ПС»). Кроме того, по вопросам эксплуатации ПС применяются и другие требования ФНП по ПС, если такие требования по эксплуатации ПС не установлены в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС (например: требования по монтажу, наладке ПС и т.п.).

Последние изменения в законодательстве в промышленной безопасности

  • Отмена нормативных документов для металлургических и коксохимических производств.
  • Ростехнадзор разъясняет: о регистрации опасных производственных объектов, связанных с обращением взрывчатых веществ
  • Технический регламент «О требованиях к магистральным трубопроводам …» ТР ЕАЭС 049/2020
  • Ростехнадзор: О перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики
  • Вниманию организаций, выполняющих сварочные работы !
  • Новые правила по охране труда с 1 января 2021 года.
  • Методические рекомендации по надзору за радиационной безопасностью при эксплуатации радиационных источников
  • Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), при лицензировании экспертизы промышленной безопасности.
  • «Норникель» обязан выплатить 146 млрд рублей за разлив топлива в Норильске
  • Ростехнадзор разъясняет: о ведении журнала контроля сварных соединений, в ходе производства строительных и монтажных работ

Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

Читайте также:  Какие существуют налоговые льготы для семей с детьми?

Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

Согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008г. № 131) к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:

  • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
  • Участок механизации;
  • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
  • Площадка, цех и т.д.

Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

Согласно п. 147 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533) перед пуском в работу на учет в Ростехнадзоре нужно поставить следующие ГПМ:

  • грузоподъемные краны всех типов (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
  • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
  • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
  • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.

Не подлежат учету в органах Ростехнадзора следующие грузоподъемные механизмы (п. 148 ФНП):

  • краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
  • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
  • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
  • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
  • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
  • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
  • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
  • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
  • грузовые строительные подъемники;
  • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
  • мостовые краны-штабелеры;
  • краны-трубоукладчики.

Чтобы поставить ГПМ на учет, владелец техники подает в Ростехнадзор пакет документов, включающий: заявление, паспорт ГПМ, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (п. 15 части 1 Приложения 3 к ТР ТС 010/2011) или заключение экспертизы промышленной безопасности. Результатом постановки ГПМ на учет является отметка в паспорте технического устройства и присвоение ему регистрационного номера.

Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:

  • реконструкции;
  • ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
  • передачи ГПМ другому владельцу;
  • перестановки крана мостового типа на новое место.

ГПМ подлежат снятию с учета в Ростеехандзоре:

  • при утилизации;
  • при передаче другому владельцу;
  • при переводе в разряд не подлежащих учету.

Согласно п.п. 2 пункта 6 Приложения 2 к ФЗ №116 опасные производственные объекты со стационарно установленными грузоподъемными механизмами принадлежат к IV классу опасности. Это значит, что плановые проверки в отношении данных ОПО не проводятся (п. 5.2. статьи 16 ФЗ №116). Однако инспекторы Ростехнадзора могут прийти на объект с внеплановой проверкой, основанием для которой являются:

  • Обращения и заявления о фактах нарушения обязательных требований промышленной безопасности, об угрозе жизни, здоровью граждан, вреда животным и т.д.
  • Возникновение аварии на ОПО с ГПМ.
  • Требования прокуратуры и других органов исполнительной власти.

Кроме того, Ростехнадзор может проверить ОПО с использованием ГПМ на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования». Ведомство имеет на это полное право согласно п.п. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах РФ по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» опасные производственные объекты со стационарно установленными ГПМ подлежат обязательному страхованию.

Причем, как показывает практика, при регистрации ОПО с ГПМ полис обязательного страхования требуется в самом начале процедуры.

Владелец ОПО с ГПМ может самостоятельно рассчитать стоимость страхового полиса, использую формулу: СП = (СС*СТ)/100, где СП – страховая премия (стоимость полиса), СС – страховая сумма, СТ – страховой тариф.

Изложенные в статье нормативные требования и рекомендации помогут владельцам ОПО со стационарно установленными грузоподъемными механизмами правильно идентифицировать и поставить на учет их ГПМ, вовремя оформить нужные документы, избежать санкций со стороны Ростехнадзора и обеспечить безопасную работу на опасных производственных объектах.

25 мая 2016 г. официально опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2016 № 146 “О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533″ .

Изменений в ФНП достаточно много, более 130. В том числе, добавлены 3 новых приложения:

  • Приложение 12. Границы опасных зон по действию опасных факторов;
  • Приложение 13. Предельные нормы браковки элементов ПС (нормы указаны, если отсутствуют в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС);
  • Приложение 14. Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы.

Для примера, ниже приведено сравнение некоторых пунктов ФНП которые подверглись изменениям, в части перечня ПС, на который распространяются требования ФНП, а также в части регистрации подъемных сооружений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *