Принцип платности природопользования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принцип платности природопользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Кадастровая и рыночная стоимость земельных участков. Нормативная цена земли

Для установления кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов, осуществляющих ведение государственного кадастра недвижимости.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения (если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года) в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

Проведение государственной кадастровой оценки земель установлено Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 и действующими в части, не противоречащей ЗК РФ.

Второй принцип земельного законодательства

Равновесие двух форм бытия земельных участков (речь идет об использовании и охране) обусловлено вторым принципом земельного права. При этом закрепляется приоритет охраны земельных участков до начала его эксплуатации. Этот принцип следует из ч.2 ст.36 Конституции РФ, на основе которой права на использование и распоряжение землей, а также иными природными ресурсами возможно собственниками на свободной основе, в ситуациях, если данные действия не опасны для окружающей среды и не противоречат правам и законным интересам других людей. Подробно речь о данном принципе идет в гл.2 «Охраны земель». На включение данного принципа в ст.1 ЗК РФ повлияла особая важность земли для жизни и работы человека, а также невосполнимость этого природного объекта. По данной причине в ЗК РФ выделена особая категория земель, имеющая особый правовой режим. Речь идет о землях особенно охраняемых объектов и территорий. Помимо этого правообладатели земли имеют особые обязанности относительно охраны земли.

Замечание 3

При нарушении соответствующих данному принципу правовых норм возможно наступление юридической ответственности. Так, на основании ст.254 УК РФ возможно наступление уголовной ответственности за порчу земли.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным.

Общее природопользование является общедоступным, то есть не требует в каждом конкретном случае особого разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель поселений выделяются рекреационные территориальные зоны, на которых осуществляется право общего землепользования. Землями общего пользования в значительной степени являются земли лесного фонда, правовой режим которых определяется земельным законодательством.

Категорию земельных участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) устанавливается Земельным кодексом РФ (ст. 23). При этом выделяется частный и публичный сервитут. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Второй принцип земельного законодательства

Равновесие двух форм бытия земельных участков (речь идет об использовании и охране) обусловлено вторым принципом земельного права. При этом закрепляется приоритет охраны земельных участков до начала его эксплуатации. Этот принцип следует из ч.2 ст.36 Конституции РФ, на основе которой права на использование и распоряжение землей, а также иными природными ресурсами возможно собственниками на свободной основе, в ситуациях, если данные действия не опасны для окружающей среды и не противоречат правам и законным интересам других людей. Подробно речь о данном принципе идет в гл.2 «Охраны земель». На включение данного принципа в ст.1 ЗК РФ повлияла особая важность земли для жизни и работы человека, а также невосполнимость этого природного объекта. По данной причине в ЗК РФ выделена особая категория земель, имеющая особый правовой режим. Речь идет о землях особенно охраняемых объектов и территорий. Помимо этого правообладатели земли имеют особые обязанности относительно охраны земли.

Замечание 3

При нарушении соответствующих данному принципу правовых норм возможно наступление юридической ответственности. Так, на основании ст.254 УК РФ возможно наступление уголовной ответственности за порчу земли.

Пятый принцип земельного законодательства

В пятом принципе земельного законодательства установлена общность судьбы земельного участка и ряда объектов, которые прочно с ним связаны. На основании данного принципа все объекты, которые прочно связаны с земельным участком, имеют такую же судьбу, что и земельный участок. Исключение: ситуации, которые установлены федеральным законом. Неверно будет трактовать данный принцип в виде абсолютного приоритета важности земельного участка относительно расположенных на нем объектов недвижимости. Есть множество примеров и обратной связи. Речь идет о ситуациях, когда у земельного участка судьба объекта недвижимости, который продают. Данная правовая общность может проявляться, к примеру, в том, что собственник земли имеет пруд, посадки и посевы, которые находятся на данной земле.

Замечание 7

Так, земля, на которой находятся объекты недвижимости, может относиться к особому правовому режиму имущественного комплекса, который предусмотрен особым законом. Речь идет о многоквартирных домах и предприятиях.

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Использование земель является платным и расценивается не только как мера административного наказания и юридического контроля всех пользователей земельными участками, но и способ регуляции правоотношений между государством и владельцами земель, а также стабилизации законодательной базы в земельной сфере. Таким образом, передовыми целями платности использования земельных ресурсов являются:

  • максимальное стимулирование пользователей земельных территорий к рациональному распоряжению имуществом, а также принятию мер по охране и качественному освоению земель. Такие мероприятия позволяют значительно повысить плодородные свойства почвы;
  • повышение интересов производителей и пользователей в эффективности и оптимизации использования земельных природных ресурсов;
  • в качестве регулирующего инструмента, который способствует нормализации социально-экономических условий эксплуатации на земельных территориях, качество которых существенно отличается между собой;
  • создание материального интереса пользователей и владельцев в максимальном сохранении и восстановлении земли;
  • всяческое развитие социальной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах;
  • в качестве финансового источника для осуществления мероприятий по восстановлению и улучшению свойств земельных ресурсов;
  • формирование финансовых фондов, которые занимаются оплатой возведения проектов инфраструктуры.

Основными формами платы за использование земли являются следующие разновидности финансовых взносов, которые отличаются между собой кругом лиц, которые вносят взносы, и периодичностью отчисления:

  • Обязательный земельный налог – форма земельных взносов, которая вносится ежегодно всеми владельцами земельных территорий (собственниками и пользователями), за исключением арендаторов.

Сумма налога на оплату земли абсолютно не зависит от вида и результатов хозяйственной деятельности, а также особенностей эксплуатации территорий всеми владельцами – собственниками и пользователями. Налог выступает в форме стабильных взносов за определенную единицу земли за календарный год;

  • Арендная оплата взимается арендодателем за все территории, которые предоставляются в пользование арендаторам на основе условий договора об аренде;
  • Нормативные цены на земельные территории предусматриваются для использования при заключении любых сделок с земельной недвижимостью (покупки или продажи), которые предусмотрены законодательством.

Помимо этого, нормативная цена используется в процессе получения финансового кредита в банковских заведениях, если залогом выступают земельные участки. Нормативная плата вычисляется с учетом качества почвы и места расположения участка, а также исходя из будущего возможного дохода в процессе использования, который может получить пользователь за определенный срок окупаемости.

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

ВС закрепил принцип платности землепользования

  • Миграционное право
  • Защита прав потребителей
  • Административное право
  • Гражданское право
  • Земельное право
  • Спорт и право
  • Юридическая поддержка в получении патентов на работу
  • Разрешение на временное проживание
  • Помощь юристов в получении временной регистрации
  • Семейное право
  • Жилищное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Уголовный кодекс РФ (УК РФ)
  • Ювенальное право
  • Образцы документов — формы, бланки, формуляры
  • Страховое право
  • Банковское право
  • Финансовое право
  • Инвестиционное право
  • Международное право
  • Экономика и право

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Земельного кодекса РФ, пунктом 5 статьи 274 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Государственная кадастровая оценка земель (ГКОЗ) в современной России является мощным и перспективным экономическим инструментом государственного управления земельными ресурсами. Единая методическая база оценки, достаточно высокий уровень организации и ведения оценочной деятельности, постоянное повышение информационного кадастрового потенциала позволяют рассчитывать на максимальную публичную достоверность результатов кадастровой оценки земель в целях реализации принципа платности землепользования. В 1999 году, в целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительство Российской Федерации постановило провести в 1999 — 2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. При этом финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель было предусмотрено за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Прежде всего нормативно закреплено понятие государственной кадастровой оценки как совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества. Земельное право – самостоятельная отрасль российского права.

Земельное право – отрасль российского права, представляет собой систему норм права, регулирующих на основе многообразия форм собственности на землю и равной правовой защиты всех объектов отношений по использованию и охране земель.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

Земельное право как учебная дисциплина – это система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Системы земельного права как отрасли права, как науки и учебной дисциплины совпадают не полностью. Земельное право как отрасль права имеет двучленное деление: Общая и Особенная части. Земельное право как наука и учебная дисциплина имеет трехчленное деление: Общая, Особенная и Специальная части.

В общей части земельного права как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее институтов. К общей части относятся такие институты, как право собственности и иные права на землю, государственное регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства.

В Особенной части содержатся нормы, посвященные ее отдельным институтам и категориям земель. К Особенной части относится правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса.

Читайте также:  Правила въезда в Грузию для россиян в 2022

В систему земельного права как науки, учебной дисциплины, помимо указанных институтов земельного права, входят также предмет, методы, принципы и источники земельного права, развитие земельного законодательства, сравнительно-правовой анализ отечественного и зарубежного земельного права. Система права как учебной дисциплины определяется учебными программами.

Таким образом, под земельным правом понимается отрасль российского права, которая представляет собой систему норм права, регулирующих отношения по поводу использования и охраны земель как природного объекта и как объекта недвижимого имущества.

Под земельным правом как наукой понимается система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его правовых институтах, сравнительно-правовой анализ отечественного земельного права и родственного права зарубежных стран.

Под земельным правом как учебной дисциплиной понимается система знаний о земельном праве, обязательном к изучению в соответствующих учебных заведениях.

Под методом правового регулирования понимается способ воздействия правовых норм на участников общественных отношений. Правовое регулирование, в сущности, заключается в официальном издании правовых норм (нормативных актов), устанавливающих правила поведения субъектов правоотношений.

Выделяют следующие методы правового регулирования:

1) императивный метод (метод власти-подчинения) – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в установлении для субъектов правоотношений обязанностей, вариантов должного поведения и соответствующих запретов. Для императивного регулирования характерны запреты, предписания и отношения власти и подчинения;

2) диспозитивный метод – это способ регулирования общественных отношений, заключающийся в предоставлении участникам общественных отношений свободы выбора своих действий. Для дис-позитивного регулирования характерны согласования и рекомендации.

Метод земельного права – это способ регулирования общественных отношений по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельное право не имеет собственного, лишь ему присущего метода правового регулирования. При регулировании земельных отношений применяется как императивный, так и диспозитивный методы регулирования.

Преимущественное значение имеет императивный метод, что объясняется спецификой земельных отношений, необходимостью регулирования использования и охраны земель, а также социальной значимостью регулируемых отношений. Императивность правовых норм земельного права заключается, например, в установлении обязанности для собственников земельных участков сообщать сведения об изменениях в составе имеющихся у них земель в соответствующие органы (в целях ведения земельного кадастра). Императивный метод также применяется при осуществлении государственного земельного контроля за использованием и охраной земель.

Следует отметить широкое применение диспозитив-ного регулирования земельных отношений. Так, собственнику земельного участка предоставляется право осуществлять свои правомочия в отношении участка как объекта права собственности. В определенных пределах участники земельных отношений вправе самостоятельно регулировать взаимоотношения друг с другом. Так, при установлении частного сервитута применяются диспозитивный метод регулирования, участники земельных отношений могут установить свои права и обязанности своим соглашением об ограниченном использовании участка (сервитуте).

Широкое применение получает также применение экономического стимулирования участников земельных отношений рационально использовать земельные участки. Стимулирование осуществляется в основном путем дифференцированного подхода при определении размера платы за землю, установлении ставок земельного налога, размера арендной платы за участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлении коэффициентов и т. д.

Таким образом, под методом земельного права понимается способ регулирования отношений по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Экономический механизм регулирования земельных правоотношений

Земельный налог контролируется и устанавливается согласно с действующим земельным законодательством. Право контролировать и требовать оплаты земельного налога имеют право следующие организации:

  • муниципальные субъекты государства;
  • органы государственной власти городов федеративного значения.

Стороной, которая должна уплачивать все налоговые взносы с соблюдением всех сроков и нормативов, являются следующие лица:

  • юридические лица, промышленные предприятия и организации или физические лица, которые владеют земельными территориями на праве законной собственности, бессрочного использования на постоянной основе или наследуются на пожизненной основе, которые были признаны объектом налогообложения;
  • компании и организации, которые являются владельцами паевых инвестиционных фондов, состоящих из отдельных земельных участков;

Не являются налогоплательщиками физические и юридические лица, которые используют земельные территории на основе договора аренды или же владеют участками, которые предоставляются на праве бесплатного пользования на определенный срок.

Плательщиками арендной платы являются все юридические и физические лица, которые пользуются и распоряжаются земельными территориями на основе договора об аренде в качестве арендатора. Арендная плата за использование земельных территорий устанавливается следующими учреждениями:

  • Правительством РФ;
  • органами государственной власти и федеральными субъектами;
  • муниципальными органами местного самоуправления.

Порядок уплаты земельного налога предусматривает не только внесение взносов, но и предоставление налоговых льгот, а также установление размера не облагаемой налогом суммы для определенного круга плательщиков.

Сроком выплаты налогов является налоговый период, который соответствует календарному году.

Для индивидуальных предпринимателей отчетным периодом является первый, второй и третий квартал календарного года. Порядок исчисления и уплаты налога на землю устанавливается законодательной базой и нормативными актами муниципальных органов самоуправления, на территории которых налог будет обязателен к оплате всеми плательщиками.

Принцип платности и его реализация в законодательстве

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки из состава земель лесного фонда;

4) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Плательщиками ЗН признаются организации и физические лица, обладающие ЗУ на ПС, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов и его реализация в законодательстве.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости — один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отдельных случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип реализуется и в отношении арендаторов зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный участок, занятый перечисленными объектами и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид права на земельный участок, у арендатора перечисленных объектов возникает право пользования соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Читайте также:  Личная медицинская книжка (что это и зачем)

Правовая природа и формы обязательных земельных платежей

Стоимость земли и плата за землю, как социально-экономические категории, должны быть и являются отражением восприятия человечеством ценности и полезности земли в устройстве бытия и в сфере хозяйствования. Механизм этого сложного восприятия объясняет экономическая теория земельной ренты.

Нормативное регулирование платы за землю выражается, прежде всего, в законодательном закреплении форм платы за землю, при этом земельная рента и инструмент ее определения – оценка земли, являются экономической основой реализации принципа платности землепользования. Как экономико-правовой институт, плата за землю выступает важнейшим регулятором землепользования и земельного рынка в России. В условиях рыночной экономики учет закономерностей рентообразования в сфере природопользования имеет особую значимость. Справедливое перераспределение природной, и, в частности, земельной ренты в национальном масштабе играет определяющую роль в обеспечении прогрессивного развития нашей страны. Применению теории земельной ренты к современным условиям землепользования посвящены ряд экономических научных исследований1. Учёные обосновывают, что в условиях установления различных форм собственности на землю необходимо научно-обоснованное, адекватное современным условиям хозяйствования и землепользования изъятие земельной ренты в пользу общества, при этом природу земельной ренты не ограничивают реализацией частной собственности на землю, а видят в рентообразовании проявление созидательной способности земли, которая является ценнейшим потенциалом экономического роста и развития общества. Полагаю, что земельная рента является национальным достоянием и должна принадлежать обществу для развития социальной инфраструктуры. Однако сегодня российская экономика в сфере природопользования следует иным путём – большая часть изъятой природной ренты превращается в виртуальные финансовые инструменты, служащие интересам частного капитала, и не формирует российское общественное благо. Как экономическая доктрина, теория ренты объясняет причины, условия и источник возникновения земельной ренты, выделяет ее виды, а также объясняет механизмы изъятия и распределения земельной ренты. Понятием «рента» обозначают регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности, а в более узком значении – цену за использование земли и других ограниченных природных ресурсов. Функционально земельная рента проявляет себя как основной фактор стоимости земли и распределения видов деятельности по территории, как объект налогообложения в целях выравнивания условий землепользования. Источники возникновения земельной ренты предопределили три ее основные исторические формы – отработочная, продуктовая и денежная. В условиях рабовладельческого строя земельная рента создавалась рабами и как дополнительный продукт полностью присваивалась рабовладельцами. В условиях феодального строя, когда также преобладало натуральное производство, земельная рента приняла форму отработочной; в России она была представлена в виде барщины, которую крепостные крестьяне должны были отрабатывать бесплатно в феодальном поместье. Продуктовая рента выплачивалась земельному собственнику в натуральной форме и принимала форму оброка. Эта форма ренты оценивается как более прогрессивная, так как создавала у крестьян стимулы к более производительному труду для самостоятельного распоряжения долей сверх оброка. Денежная рента представляет собой последнюю и окончательную форму земельной ренты, которая получила свое развитие в условиях капитализма и существует по настоящее время. Возникновению денежной ренты предшествовало становление товарного производства вследствие развития процессов обобществления производства, разделения труда и обособления товаропроизводителей.

Согласно классической теории земельной ренты виды земельной ренты определяются условиями её возникновения: абсолютная и монопольная земельная рента связана с наличием и монополизацией частной собственности на землю; дифференциальная рента подразделяется на дифференциальную ренту первого вида, возникающую из-за различий в плодородии и местоположении земельных участков, и дифференциальную ренту второго вида, обусловленную неравной эффективностью добавочных вложений труда и капитала в землю различного качества. Взаимосвязь видов дифференциальной ренты определяется её зависимостью от природно-экономических условий хозяйствования. Не является рентным дополнительный организационно-хозяйственный доход, производный от лучших организации управления и технологий.

Неоклассическая теория земельной ренты основана на концепции предельного продукта и предельной отдачи, то есть такого состояния в земледелии, когда наступает предел достаточности, эквивалентной вложенным в землю труду и капиталу. Сегодня интерес к исследованию проблем образования и распределения экономической ренты не ослабевает. Например, сформулировано понятие экологической земельной ренты1, что указывает на признание законодательно установленного приоритета использования земли как средства производства в сельском хозяйстве с учётом её свойств как природного объекта. Изучение исторически сложившихся и современных экономических подходов в теории и практике формирования и распределения земельной ренты позволяют утверждать, что в доброкачественных рыночных условиях в виде платы за землю государство вправе изымать только абсолютную ренту и дифференциальную ренту, связанную с качеством (плодородие, инфраструктура) и местоположением (рынок сбыта, центр города) земельных участков. В случае включения в плату за землю дифференциальной ренты, определяемой качеством земельных участков, обязательным является целевое расходование средств на улучшение земель. Организационно-технологический доход, созданный за счет собственных вложений труда и средств землепользователя, должен оставаться в его распоряжении.

Земельный налог или арендная плата?

В налоговом законодательстве четко закреплено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Важно четко знать, что юридическим основанием для взимания земельного налога является наличие правоустанавливающих документов, которые подтверждают зарегистрированные в установленном порядке указанные права.

Не платят земельный налог организации и физические лица за земельные участки, находящиеся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им по договору аренды, то есть арендаторы (ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» НК РФ). Отсутствие подписанного договора аренды, а также документов, подтверждающих уплату арендных платежей, само по себе не влечет признание арендатора плательщиком земельного налога при наличии фактических арендных отношений между собственником земельного участка и арендатором. Этот вывод подтверждает судебная практика (например, Постановление ФАС Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А12-8999/2008). Арендаторы платят арендную плату.

Аренда госземель: НДС платит арендатор

В п. 3 ст. 161 Налогового кодекса закреплено общее правило, согласно которому реализация услуг по предоставлению в аренду государственного и муниципального имущества облагается НДС, который исчисляют, удерживают и уплачивают арендаторы. Однако НДС не облагаются платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами, взимаемые государственными органами и должностными лицами (пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Вопросами аренды земель, находящихся в государственной собственности, ведает Росимущество. Через него заключаются договоры аренды указанных земель. Арендная плата, взимаемая территориальным управлением Росимущества с организаций-арендаторов, не облагается НДС на основании указанной выше нормы.

В дальнейшем земельные участки могут быть переданы организациями-арендаторами земли у Росимущества в субаренду. Субарендаторы уплачивают данным организациям субарендную плату за пользование земельными участками. По мнению специалистов финансового ведомства, при передаче указанных участков в субаренду НДС уплачивает не субарендатор, а арендатор у Росимущества в общем порядке (Письмо Минфина России от 15 января 2010 г. N 03-07-11/05).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *