Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок службы шин: когда их нужно менять и почему». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Покрышки — один из немногих компонентов автомобиля, который не только подвергается износу во время эксплуатации, но и подвержен естественному старению. Поэтому замена покрышек производится не только в связи с их критическим износом или повреждениями, но и при сроках эксплуатации, превышающих допустимые. Слишком старые покрышки теряют свои качества, эластичность и прочность, а поэтому становятся слишком опасными для автомобиля.
Стандарты на срок службы автомобильных шин
На сегодняшний день в России сложилась противоречивая ситуация со сроками эксплуатации шин. С одной стороны, законодательно в нашей стране установлен так называемый гарантийный срок службы (срок эксплуатации) автомобильных покрышек, равный 5 годам со дня их производства. В течение данного срока покрышка должна обеспечивать заявленные эксплуатационные характеристики, при этом производитель в течение всего срока эксплуатации несет ответственность за свое изделие. Срок 5 лет устанавливается двумя стандартами — ГОСТ 4754-97 и 5513-97.
С другой стороны, в западных странах таких законов нет, и производители автомобильных шин заявляют о том, что срок эксплуатации их изделий достигает 10 лет. При этом в мире и в России не существует и законодательных актов, которые обязывали бы водителей и владельцев транспортных средств производить обязательную замену покрышек при истечении гарантийного срока эксплуатации. Хотя в российских ПДД есть норма об остаточной высоте протектора, и, как показывает практика, износ покрышек обычно происходит быстрее, чем истекает срок их службы.
Что сокращает срок годности шины
Началом эксплуатации резины считается день установки на диск, тогда начинают действовать нагрузки, свойственные функционалу. Сколько служат шины, зависит от многих внешних факторов, в числе которых:
- качество резины, комбинация компонентов в составе и соблюдение технологии при ее изготовлении
- состояние дорог, одна из главнейших причин повреждения и преждевременного износа покрышек
- размеры, низкопрофильная шина получает микроповреждения, соприкасаясь с диском на неровных поверхностях
- ресурс шины зависит от грузоподъемности автомобиля и пробега
- частота использования покрышек и средняя дальность поездок
- стиль вождения, резкие торможения или старты сильно влияют на состояние резины, независимо от качества.
Факторы, которые влияют на эксплуатацию шин
Самыми значительными факторами можно обозначить:
- Дата производства — всегда обозначена на ободе.
- Условия хранения. Если они неподобающие, это грозит образованием микротрещин, невидимых глазу. Они постепенно приводят к разрушению резины.
- Пробег. Губительна как ежедневная езда, так и длительный простой.
- Давление. Чтобы продлить жизнь покрышек, необходимо соблюдать рекомендации производителя по уровню давления, иначе срок сократится на 15%.
- Быстрая езда более 120 км/ч сокращает период годности вполовину.
- Превышение допустимой загруженности авто. Постоянные перегрузки сократят на треть время пользования покрышек.
- Техническое состояние автомобиля. Некоторые неисправности могут приводить к повышенной нагрузке на шины.
Что заявляют изготовители
Резина на автотранспортные средства, как и прочая продукция из резины, изнашивается. Инновационные смеси из уникальных ингредиентов сокращают этот процесс, но при продолжительном использовании вероятно развитие микроскопических трещин в протекторном рисунке и сбоку покрышек, которые часто приходят с деформированием каркасной конструкции, — это и подтвердит износ.
Безопасная эксплуатация резины актуальна обычно 6 лет со дня выпуска. гарантирует срок эксплуатирования в пределах десятилетнего периода. Многие бренды придерживаются срока в 6 лет при условии, что у резины нет повреждений.
Помимо этого, очень важно отличать изделия по категориям. Понятно, что резина, промаркированная ZR (более 240 км/ч), при использовании с допустимым для нее скоростным режимом подвергается наиболее серьезным перегрузкам, чем покрышка категории S (до 180 км/ч). Скоростные изделия с индексом Н (до 210 км/ч), в целях создания безопасности при езде, должны применяться не больше 6 лет. Для жилых автомобильных прицепов (которые часто длительное время стоят со сниженным давлением в покрышках, и у которых малый автопробег) даже прекрасно сохранившиеся шины также должны заменяться спустя 6 лет, редко — 8. Это актуально и при хорошо сохранившейся резине. Определить возраст изделия довольно просто.
Факторы, которые влияют на эксплуатацию шин
Самыми значительными факторами можно обозначить:
- Дата производства — всегда обозначена на ободе.
- Условия хранения. Если они неподобающие, это грозит образованием микротрещин, невидимых глазу. Они постепенно приводят к разрушению резины.
- Пробег. Губительна как ежедневная езда, так и длительный простой.
- Давление. Чтобы продлить жизнь покрышек, необходимо соблюдать рекомендации производителя по уровню давления, иначе срок сократится на 15%.
- Быстрая езда более 120 км/ч сокращает период годности вполовину.
- Превышение допустимой загруженности авто. Постоянные перегрузки сократят на треть время пользования покрышек.
- Техническое состояние автомобиля. Некоторые неисправности могут приводить к повышенной нагрузке на шины.
А зимние шины столько же служат?
Зимним шинам отведено гораздо меньше «жизни». Они практически всегда выходят из строя по износу беговой дорожки, ведь протектор новой шины — это 7–8 мм, а рабочей высоты остается всего лишь 3–4 мм. Если шины шипованные, то при таком износе остается совсем немного металлических элементов, и шина не обеспечит должной безопасности при езде по зимней дороге. Впрочем, не только шиповки, но и «липучки» при такой степени износа тоже утрачивают большую часть своих возможностей.
Реальный ресурс зимних шин редко превышает 30 000 км. «Облысевшие» зимние шины без шипов можно докатать летом, но их сцепление с разогретым дорожным покрытием будет очень плохим. Это нужно учитывать, особенно при торможении.
Итак: еще не успевшие износиться по протектору шины (то есть до 1,6 мм глубины протектора для летних шин, 4 мм — для зимних) меняем либо через десять лет после даты выпуска, либо при растрескивании резинового слоя шины, либо при повреждениях.
Как понять, правильно ли хранились шины? Не лежали ли они под лучами солнца?
Если вы видите, что шины пожелтевшие, имеют трещины на протекторе или боковине, то даже не смотрите на дату выпуска — брать такие шины не надо. Если же шины наоборот черные и выглядят холеными и красивыми, то смотреть на дату выпуска таких шин тоже не нужно. Просто смело берите их, ездите и наслаждайтесь!
Несколько лет назад к нам приехал когда-то правительственный автомобиль Чайка, имеющий очень специфичную размерность колес и привез с собой новые шины. 1968 года выпуска. Красивые, черные с белой вставкой, выглядящие абсолютно новыми автомобильные шины. Мы установили их на красавицу машину массой около 2.5 тонн и она с достоинством от нас уехала. При этом водитель попросил для собственного спокойствия дать в каждое колесо по 7 атмосфер давления в качестве стресс-теста, а после уже сдуть колеса до рабочих двух барр. Шины повели себя как новенькие.
Гарантийный срок службы шин
Гарантийный срок службы шин – это период времени, в течение которого резина точно не приведет к вышеописанным проблемам. Этот срок дают производители. Но не на свое усмотрение, а в соответствии с ГОСТ 4754-97. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. В пункте 10.1 этого документа четко указано, что гарантийный срок службы шин должен составлять не менее 5 лет.
В этом же пункте сказано, что пригодность к эксплуатации автомобильных покрышек по истечению 5-ти лет с момента, внимание, их производства (а не покупки) определяется самим пользователем, исходя из их технического состояния. Как определяется это самое техническое состояние, тоже есть информация в этом материале.
Соответственно, если производитель дает меньшую гарантию на свои шины, на рынок они быть допущены не должны. К сожалению, этот вопрос, несмотря на наличие регламентирующего документа, контролируется в нашей стране слабовато. Потому в автомобильных магазинах и сегодня встречаются шины, на которые дается либо какая-то минимальная годовая гарантия, либо отсутствует, как таковая. Вполне должно быть понятно, что покупать такие покрышки не стоит, даже если цена на них ну очень привлекательная.
Здесь также следует понимать, что гарантийный срок эксплуатации распространяется только на те шины, которые правильно используются. Условия, которые считаются правильными и, вследствие нарушения которых, производитель вправе отказать потребителю в гарантийных обязательствах, берутся не с потолка. Информацию об этом можно найти в документах, на которые ссылается вышеуказанный ГОСТ.
Допустимый срок службы шин
Допустимый срок службы шин – это период времени, по истечению которого шины независимо от их состояния и пригодности необходимо выбросить. Грубо говоря, откатал энное количество лет, и хочешь не хочешь – выбрасывай.
К счастью, понятие допустимого срока службы шин сегодня ни в каком официальном документе не регламентируется. То есть, оштрафовать вас за то, что вашим покрышкам, скажем, более 10 лет, никто не в праве. Да за это и штраф нигде не прописан.
Однако о таком допустимом сроке службы шин иногда говорят сами производители. И у многих из них фигурирует срок именно в 10 лет, по истечению которых покрышки использовать по прямому назначению не рекомендуется. Причем, этот срок не зависит от того, лежали ли они у вас в тепличных условиях, или же эксплуатировались в самых жестких условиях.
Прислушиваться к этим рекомендациям, или нет – дело каждого потребителя. Если же опираться на здравый смысл, то пригодность шин к дальнейшей эксплуатации лучше, все же, определять не по гарантийным или допустимым срокам, и даже не по километражу, а по реальному техническому состоянию. Это правильно хотя бы потому, что у многих бережливых автолюбителей резина остается в хорошем состоянии и по истечении 10 лет, и далеко за пробегом в 30 000 км.
Как увеличить срок годности?
Наверняка каждый автомобилист, хотя бы раз в жизни задумывался над таким, безусловно важным вопросом, как увеличить срок эксплуатации покрышки, ведь регулярная замена – это не только трата времени и сил, но и серьезные финансовые затраты.
Для того, чтобы решить этот вопрос, существуют определенные правила.
Давайте рассмотрим их.
Итак, для начала стоит усвоить, что быстрый износ происходит по причине неграмотной эксплуатации, не бережного отношения. Такие шины возврату не подлежат.
Что это значит? Любовь к скорости – это, конечно, в крови у россиян, какой русский не ценит быстрой езды?
Это воспевалось еще классиками.
Но такой стиль вождения просто убивает резину.
А если добавить к скорости крутые виражи и плохие дороги, то можно не сомневаться, что через пару лет от резины не останется ничего.
Также на состояние изделия влияет плохая балансировка колес, поэтому так важно регулярно проверять техническое состояние своего автомобиля, все регулировки, а не бросать на самотек.
Малейшая проблема запускает цепную реакцию, которая, в конечном итоге, приводит к колоссальным неприятностям.
Помимо всего прочего, на шины влияет несколько основных факторов: сила нагрузки, давление в камере, которое зависит от скорости и многого другого, вес автомобиля, уход за резиной, температурные перепады.
Срок хранения автомобильных шин на складе
ГОСТ — государственный стандарт, регламент Минтранса по безопасному хранению авторезины. Различают ГОСТы 4754-97, 3112199-1085-02 и 24779-81. Согласно этим документам законодательства, норматив хранения автошин не должен быть превышен. Затем, по закону резина обязана идти в эксплуатацию. Однако в магазинах и на складах шины долго не задерживаются — их раскупают.
Изделия сохранят свои изначальные характеристики максимально долго, если соблюдены такие условия:
- наличие просторных помещений, закрытых от попадания солнечных лучей;
- нормы безопасности на высоте;
- сохраняется температурный режим — от -30 до +35, невысокая влажность.
Зимняя шипованная резина: срок эксплуатации
Еще раз отметим, что срок эксплуатации зимней резины несколько меньше, чем аналогичный срок применительно к летним шинам. Хотя визуально покрышки практически одинаковые, состав резины зимней и летней сильно отличается. Не вдаваясь в подробности, летняя шина жесткая, тогда как зимняя резина мягче и эластичнее, в результате чего она сильнее и быстрее изнашивается.
Обратите внимание, в случае нарушения правил хранения и эксплуатации процессы старения резины и общий износ зимних шин могут значительно ускориться. По этой причине при выборе зимних покрышек нужно обращать отдельное внимание на ряд особенностей.
В первую очередь, если приобретаются новые или шины б/у, необходимо определить производителя и знать дату выпуска шины, чтобы понять, сколько еще выходят такие покрышки. В случае покупки зимней шипованой резины данным аспектам нужно уделить повышенное внимание.
Обратите внимание, чтобы определить, сколько ходит зимняя резина, стоит разделить покрышки на дорогие брендовые и дешевые. Фирменные изделия известных мировых производителей отличаются износостойкостью. Если шина хранится правильно, грамотно подобрана под конкретный автомобиль, устанавливается на диск с учетом особенностей покрышки, тогда срок службы зимних шипованных шин или липучки может составить от 5 лет и более.
Однако, дешевые шины (китайские или бюджетные отечественные) в тех же условиях могут не выходить и пары сезонов. Дело в том, что дорогие покрышки в своем составе имеют запатентованные компоненты, которые позволяют резине не стареть и сохранять свои свойства длительный срок. Дешевые шины обычно не имеют таких добавок или их количество незначительно, что и приводит к растрескиванию покрышки, потере эластичности и т.д.
Сколько хранить покрышки у нас и за границей?
Очевидно, что резина может стареть не только от того, что ее эксплуатируют, но и если они лежат в складском помещении в магазине и ждут, когда их купят. Да и на балконе они могут «портиться» со временем. Очень важно следовать правилам хранения, чтобы шина сохранила вид и характеристики новой покрышки.
Не нужно путать срок хранения со временем эксплуатации. Хранить шину можно с течение 5 лет не потому, что дальше покрышка испортится, а так как производитель шин не может установить гарантийный срок меньший, чем 5 лет.
Кстати, данные европейских и американских экспертов отличаются — так, специалисты в США считают, что хранить и эксплуатировать шины можно в течение десятилетия, а эксперты из Германии — что нужно ограничить до шести лет.
Шины известных брендов гарантируют, что их шины прослужат десятилетие со дня выпуска. А вот срок хранения, например, шин «Континенталь» — всего пять лет, а покрышек «Нокиан» — от трех до пяти с условием, что их будут проверять перекладывать раз в год. Российские эксперты советуют покупать шины, которые хранились на складе не больше трех лет.