Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прожиточный минимум — 2022 год (с 01.01.2022)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исходя из прожиточного минимума в 2022 году считаются многие социальные выплаты. Ведь семья, в которой среднедушевой доход меньше прожиточного минимума, признается малоимущей и имеет право на социальную поддержку.
Когда учитывается прожиточный минимум
К выплатам, которые определяются с учетом прожиточного минимума в 2022 году, относятся:
- социальная доплата к пенсии (ст. 12.1 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ);
- ежемесячное пособие беременным, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (ст. 9 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ);
- ежемесячная выплата на первого или второго ребенка в возрасте до 3 лет (ч. 2 ст. 1 Закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ);
- ежемесячная выплата на ребенка от 3 до 7 лет (п. 3 Указа Президента РФ от 20.03.2020 N 199);
- ежемесячное пособие на ребенка от 8 до 17 лет, выплачиваемое одинокому родителю (ст. 10.1 Закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ);
- субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, если указанные расходы у них превышают определенную величину (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ);
- помощь на основании социального контракта малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с низким среднедушевым доходом по независящим от них причинам, например, из-за длительной болезни (ст. 7 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Нужно сказать, что это не все виды социальных выплат, поскольку регионы России в этом части могут самостоятельно предоставлять людям и свои меры социальной поддержки. Получить их можно, как правило, при соблюдении нескольких условий, и низкий среднедушевой доход – не единственный критерий, который используется для этих целей.
Как считается прожиточный минимум в регионах России в 2022 году
Раньше размер регионального прожиточного минимума — так же, как и федерального, — устанавливался на основе стоимости потребительской корзины.
Теперь же он рассчитывается в соотношении с величиной федерального прожиточного минимума. Основой для расчетов стала таблица «коэффициентов региональной дифференциации», которые «отражают разницу в ценообразовании и природно-климатических условиях территорий».
«Эти коэффициенты корректируют стоимость прожиточного минимума либо в большую сторону (если речь идет о северных территориях или таких субъектах, как Москва, где стоимость жизни выше), так и в сторону понижения в регионах, где более низкие цены на товары и услуги», — поясняет проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.
Например, в Москве прожиточный минимум должен быть на 20% выше федерального, а в Московской области – всего на 3%.
В Санкт-Петербурге прожиточный минимум должен устанавливать на 9% выше федеральной величины, а в Ленинградской области – на 7% больше.
На что влияет прожиточный минимум
✓Прожиточный минимум используется в качестве критерия нуждаемости при назначении социальных выплат.
✓Кроме того, от размера регионального прожиточного минимума рассчитываются суммы социальных выплат для семей с детьми:
• беременным женщинам,
• на детей до 3 лет,
• на детей от 3 до 7 лет,
• на детей от 8 до 17 лет (одиноким родителям).
✓От величины регионального прожиточного минимума пенсионера зависят социальные доплаты к пенсиям.
Величина прожиточного минимума (ВПМ), установленная с 1 июня 2022 года
(средняя величина для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, с учетом индексации ВПМ на 10%, рублей в месяц)
Прожиточный минимум, руб. |
Нормативно правовой акт |
---|---|
Российская Федерация |
|
13 919 |
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 г. № 973 |
Центральный федеральный округ |
|
Белгородская область |
|
11 692 |
Постановление Правительства Белгородской области от 30.05.2022 г. № 317-пп |
Брянская область |
|
13 127 |
Постановление Правительства Брянской области от 31.05.2022 г. № 223-п |
Владимирская область |
|
13 501 |
Постановление Администрации Владимирской области от 16.08.2021 г. № 511 (в ред. от 31.05.2022 г. № 357) |
Воронежская область |
|
11 832 |
Постановление Правительства Воронежской области от 13.09.2021 г. № 515 (в ред. от 06.06.2022 г. № 387) |
Ивановская область |
|
12 806 |
Постановление Правительства Ивановской области от 15.09.2021 г. № 415-п (в ред. от 31.05.2022 г. № 260-п) |
Калужская область |
|
13 363 |
Постановление Правительства Калужской области от 13.09.2021 г. № 609 (в ред. от 31.05.2022 г. № 395) |
Костромская область |
|
12 860 |
Постановление Администрации Костромской области от 13.09.2021 г. № 405-а (в ред. от 30.05.2022 г. № 264-а) |
Курская область |
|
12 110 |
Постановление Администрации Курской области от 07.09.2021 г. № 935-па (в ред. от 30.05.2022 г. № 600-па) |
Липецкая область |
|
11 553 |
Постановление Администрации Липецкой области от 18.08.2021 г. № 330 (в ред. от 30.05.2022 г. № 252) |
Московская область |
|
16 223 |
Постановление Правительства Московской области от 13.12.2021 г. № 1333/44 (в ред. от 01.06.2022 г. № 559/19) |
Орловская область |
|
12 945 |
Постановление Правительства Орловской области от 26.08.2021 г. № 504 (в ред. от 30.05.2022 г. № 299) |
Рязанская область |
|
12 388 |
Постановление Правительства Рязанской области от 14.12.2021 г. № 356 (в ред. от 31.05.2022 г. № 209) |
Смоленская область |
|
13 363 |
Постановление Администрации Смоленской области от 31.05.2022 г. № 352 |
Тамбовская область |
|
12 210 |
Постановление Администрации Тамбовской области от 06.09.2021 г. № 675 (в ред. от 31.05.2022 г. № 422) |
Тверская область |
|
13 363 |
Постановление Правительства Тверской области от 16.09.2021 г. № 485-пп (в ред. от 31.05.2022 г. № 305-пп) |
Тульская область |
|
13 641 |
Постановление Правительства Тульской области от 25.08.2021 г. № 530 (в ред. от 30.05.2022 г. № 353) |
Ярославская область |
|
13 085 |
Постановление Правительства Ярославской области от 25.08.2021 г. № 564-п (в ред. от 30.05.2022 г. № 408-п) |
г. Москва |
|
20 585 |
Постановление Правительства Москвы от 12.10.2021 г. № 1597-ПП (в ред. от 31.05.2022 г. № 936-ПП) |
Новый прожиточный минимум: с 1 июня 2022 года
С 1 июня Прожиточный минимум равен 13 919 рублей.
Прожиточный минимум для трудоспособного населения РФ после индексации составит 15 172 руб., сообщили в среду журналистам в Минтруде России со ссылкой на главу ведомства Антона Котякова.
«По словам главы Минтруда России, прожиточный минимум для трудоспособного населения составит 15 172 рубля, для пенсионеров — 11 970 рублей, для детей — 13 501 рубль», — сообщили в министерстве.
В целом по стране прожиточный минимум на душу населения после индексации увеличится на 10% и составит 13 919 рублей.
«С величиной прожиточного минимума связан размер ряда пособий и выплат. Принятое президентом решение об индексации прожиточного минимума на 10% с 1 июня 2022 года позволит увеличить социальные выплаты более чем для 15 млн россиян. Те выплаты, которые привязаны к прожиточному минимуму, будут проиндексированы автоматически. Дополнительные заявления для того, чтобы пересчитали пособия и выплаты, подавать не потребуется», — уточнил Котяков.
МРОТ с 1 июля повышен на 10% до 15 279 рублей
Прожиточный минимум бывает разный
Прожиточный минимум в 2022 году по всей стране – величина, которая утверждается официально законом о федеральном бюджете (а не постановлением Правительства РФ). При расчете прожиточного минимума принимают во внимание: он должно составлять 44.2 % от медианного среднедушевого дохода.
Прожиточный минимум устанавливается не только единый – в целом по России, но и по социально-демографическим группам. То есть кроме общего значения определяются отдельно прожиточные минимумы для трудоспособного населения, детей и пенсионеров. Они считаются в процентах от прожиточного минимума в целом по РФ (п. 2 ст. 4 Закона N 134-ФЗ). Так что, зная общий прожиточный минимум, всегда можно вычислить остальные путем несложных математических действий и округления.«Вид» прожиточного минимумаДоля от прожиточного минимума в целом по РФ
для трудоспособного населения | 109% |
для пенсионеров | 86% |
для детей | 97% |
Приволжский регион России:
- Башкортостан: 10 тыс. 431 руб. (распоряжение правительства №661)
- Марий-Эл: 9 тыс. 577 руб. (распоряжение №538)
- Мордовия: 9 тыс. 390 руб. (распоряжение № 562)
- Татарстан: 9 тыс. 250 руб. (распоряжение №1211)
- Удмуртия: 9 тыс. 685 руб. (распоряжение №670)
- Чувашия: 9 тыс. 250 руб. (распоряжение правительства №641)
- Кировский р-н: 9 тыс. 750 руб. (распоряжение №696-п)
- Нижегородский р-н: 10 тыс. 230 руб. (распоряжение №1136)
- Оренбургский р-н: 9 тыс. 468 руб. (распоряжение №1180)
- Пензенский р-н: 9 тыс. 381 руб. (распоряжение №836-пп)
- Пермский край: 10 тыс. 12 руб. (распоряжение правительства №979)
- Саратовский р-н: 9 тыс. 141 руб. (распоряжение №1105-п)
- Ульяновский р-н: 9 тыс. 685 руб. (распоряжение №699-п)
Чем измерить бедность?
Чем же тогда на Западе измеряют бедность, если потребительская корзина служит для расчета индекса потребительских цен? Чаще всего границей бедности служит уровень в 60% медианного дохода в стране. Напомним, что медианный доход или медианная зарплата не равна средней, когда складывают зарплату уборщицы и главы нефтяной компании и делят пополам. Медианная зарплата — это некий уровень, половина работников получает меньше которого, а половина — больше. Считается, что медианная зарплата — более близкий к реальности показатель, чем средняя, поскольку на него не влияет богатейшее меньшинство. Например, в России в этом году медианная зарплата работников крупных и средних предприятий составила 34 335 рублей, в то время как средняя зарплата — 48 030 рублей, сообщает Росстат.
Отсюда вытекает ответ на главный вопрос: будет ли в России кардинально улучшена потребительская корзина? Скорее всего, нет. Ведь на ее основании исчисляется прожиточный минимум, то есть уровень бедности. Любое улучшение потребительской корзины автоматически приводит к росту бедности в стране — не в реальности, а в статистике. Одновременно возрастут и государственные расходы на то, чтобы компенсировать разницу, например, между реально назначенным размером пенсии и прожиточным минимумом в регионе. Кроме того, придется поднимать до новой высоты прожиточного минимума и заработные платы бюджетным работникам. С этим, видимо, связана и оговорка Дмитрия Медведева о «постепенном переходе» к новому составу.
Проблема шире: измерять бедность потребительской корзиной — это в целом устаревший подход, считает директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По ее словам, потребление услуг растет опережающими темпами по сравнению с товарным, поэтому установление минимального потребительского стандарта соответствует индустриальному обществу, но не соответствует постиндустриальному, в котором уже живут развитые и большинство развивающихся стран. По мнению Малевой, России также следует определять черту бедности как 60% медианного дохода.
Любопытно, что два года назад Максим Топилин в интервью «Российской газете» упомянул о такой возможности. «В большинстве стран перешли на другой порядок определения прожиточного минимума. Он устанавливается в процентах от медианного среднедушевого дохода. Цифры берут разные — от 40 до 60 процентов медианного дохода в зависимости от экономических возможностей страны». Более того, он не исключил, что в будущем и российское правительство обсудит переход на эту систему. «Многое зависит от того, насколько точно и полно мы сможем замерять денежные доходы населения», — уточнил министр.
Пока, впрочем, все разговоры и дискуссии идут именно о ней — условной корзине. И, получается, на этой условности построена и социальная сфера, и вообще вся экономика.
— Если прожиточный минимум низкий,— говорит Александр Сафонов,— то в основу экономики закладывается тотальная бедность и физическая деградация работников. А это, в свою очередь, формирует низкий потребительский спрос. Люди с низкими доходами вынуждены покупать самые дешевые товары и продукты. И это отнюдь не полезные продукты, в них много различных консервантов, сублиматов. Некачественные продукты везут к нам из Китая. А значит, мы делаем неконкурентоспособной нашу экономику, потому что наши продукты дороже. Бедность — тормоз нашей экономики. Наша промышленность в застое, потому что нет спроса на отечественную продукцию.
При этом, как ни странно, от бедности есть и польза.
Прожиточный минимум за предыдущие периоды, руб./месяц
2021 г. | 11 653 | 12 702 | 10 022 | 11 303 |
4 квартал 2020 | 10 609 | 11 510 | 8 788 | 10 383 |
2 квартал 2020 | 11 468 | 12 392 | 9 422 | 11 423 |
1 квартал 2020 | 10 843 | 11 731 | 8 944 | 10 721 |
4 квартал 2019 | 10 609 | 11 510 | 8 788 | 10 383 |
3 квартал 2019 | 11 012 | 11 942 | 9 090 | 10 838 |
2 квартал 2019 | 11 185 | 12 130 | 9 236 | 11 004 |
1 квартал 2019 | 10 753 | 11 653 | 8 894 | 10 585 |
4 квартал 2018 | 10 213 | 11 069 | 8 464 | 9 950 |
3 квартал 2018 | 10 451 | 11 310 | 8 615 | 10 302 |
2 квартал 2018 | 10 444 | 11 280 | 8 583 | 10 390 |
1 квартал 2018 | 10 038 | 10 842 | 8 269 | 9 959 |
4 квартал 2017 | 9 786 | 10 573 | 8 078 | 9 603 |
3 квартал 2017 | 10 328 | 11 160 | 8 496 | 10 181 |
2 квартал 2017 | 10 329 | 11 163 | 8 506 | 10 160 |
1 квартал 2017 | 9 909 | 10 701 | 8 178 | 9 756 |
4 квартал 2016 | 9 691 | 10 466 | 8 000 | 9 434 |
3 квартал 2016 | 9 889 | 10 678 | 8 136 | 9 668 |
2 квартал 2016 | 9 956 | 10 722 | 8 163 | 9 861 |
1 квартал 2016 | 9 776 | 10 524 | 8 025 | 9 677 |
Разработка нового состава, а также особенностей потребкорзины будет происходить в 2022 годах. Все изменения планируется принять к марту 2022 года. Они начнут действовать с 2022 года.
В результате рассмотрения может быть принято решение увеличить стоимость корзины и расширить список услуг и непродовольственных товаров. Для формирования корзины будут осуществляться новые мероприятия, в частности установлены потребности каждой группы по регионам.
Среди запланированных изменений есть пересмотр групп лиц, которых всего три. Трудоспособная категория будет расширена. После изменений она будет включать всех лиц старше 16 лет, которые еще не достигли страховой пенсии по старости или инвалидности I и II групп.
На 2022 год потребкорзина имела установленный регламент федерального характера. Он действовал до конца 2022 года, после чего в силу вступили разработанные изменения. Это регламент устанавливает состав, стоимость и объем требуемых услуг и продуктов, которые необходимы для жизни каждому лицу в зависимости от его категории.
СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ПО ВИДАМ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
В данном разделе исследовались такие продукты питания как:
Мясопродукты, алкогольные напитки, плодоовощная продукция, молоко и молочная продукция, кондитерские изделия, общественное питание, рыбопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, масло и жиры, сыр, чай, кофе, макаронные и крупяные изделия, соль, соус, специи, концентраты, сахар, яйца, соки фруктовые, напитки безалкогольные, варенье, джем, повидло, мед, мука, мороженое.
За 8 лет наблюдаются некоторые структурные сдвиги в структуре продуктового потребления, доля наиболее популярных и дорогих продуктов, таких как мясопродукты и алкогольная продукция, начала падать в пользу более дешевых продуктов, таких как плодоовощная продукция, молочная продукция и кондитерские изделия.
Ожидания постановлений правительства территориального органа об установлении прожиточного минимума
Среднее время ожидания публикации нового Постановления правительства о величине прожиточного минимума: 21 день
Квартал | Ожидаемая дата |
2 квартал 2023 | 22.07.2023 |
1 квартал 2023 | 23.04.2023 |
4 квартал 2022 | 21.01.2023 |
3 квартал 2022 | 21.10.2022 |
2 квартал 2022 | 22.07.2022 |