В новый год с обновленными Инструкциями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В новый год с обновленными Инструкциями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Кто обязан применять план счетов

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 208)

Важно! С 1 января 2023 года в подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ должны быть отражены затраты на уплату налогов (которые можно включать в состав расходов), государственные пошлины и сборы, различные платежи в бюджеты всех уровней. Счет 208 91 000 называется сейчас «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов».

В счет 208 00 000 также введены новые счета аналитического учета:

Счет Подстатья КОСГУ
С 1 января 2023 года
0 208 93 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате штрафов за нарушение условий контрактов (договоров)» 293
0 208 95 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате других экономических санкций» 295
0 208 96 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов» 296
С 1 января 2023 года
0 208 27 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате страхования» 227
0 208 28 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг, работ для целей капитальных вложений» 228
0 208 29 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате арендной платы за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами» 229

Счета — это группировка сведений об определенных объектах бухучета, которая происходит на основании использования принципа двойной записи (то есть данные одновременно фиксируются по дебету первого счета и кредиту другого).

Если на счете показывается имущество предприятия, то он называется активным. Это счета для отражения основных средств, материалов, денежных средств, товаров, готовой продукции, расходов и т. д.

Для такого типа счетов характерно следующее: остаток средств показывается по дебету (актив), прирост происходит по дебету, снижение по кредиту счета, итоговый остаток считается путем сложения остатка на начало и оборота по дебету счета и вычитанием из их суммы кредитового оборота.

Пассивные счета необходимы для фиксирования сведений по источникам создания средств предприятия. Это счета учета уставного, резервного и добавочного капитала и т. д. а также займов.

Для этих счетов характерно следующее: остаток показывается по кредиту, прирост происходит по кредиту, а снижение по дебету счета, итоговый остаток рассчитывается путем вычитания из суммы начального остатка и кредитового оборота движения по дебету счета.

Кроме этого также используются активно-пассивные счета, они дополнительно могут делиться на:

  • Счета, где остаток может находиться как по кредиту, так и по дебету счета сразу. Это в обычно счета отражения расчетов с поставщиками, покупателями, персоналом, бюджетом и т. д.
  • Счета, где остаток может только активным или только пассивным. В первую очередь к ним относятся счета учета финансовых результатов.

План счетов бухгалтерского учета 2021/2022

Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

Читайте также:  Порядок выплаты возмещения по вкладам (ред. от 06.11.2018)

В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.

Приобретенные права пользования принимайте к учету по дебету счета 0.111.60.000 и кредиту счета 0.302.26.730 (0.106.60.000).

Амортизацию начисляйте по дебету счета 0.401.20.226 (0.109.00.000) и кредиту счета 0.104.60.000. Прекращение прав пользования отражайте по дебету счетов 0.104.60.000, 0.114.60.000 и кредиту счета 0.111.60.000.

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

Таблица плана счетов для бюджетных организаций и госсектора

  • основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
  • нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
  • амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
  • непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
  • материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
  • вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
  • имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
  • затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
  • нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).
  • на упрощение и создание единой методики ведения бухучета;
  • обеспечение вариативности записей однотипных операций;
  • усовершенствование контрольных мер, регулирующих корректность ведения учетных операций;
  • обобщение аналогичных показателей, полученных от различных источников как на предприятии, так и по регионам и стране в целом;
  • упорядочение составления бухгалтерской документации, а также промежуточной и итоговой отчетности;
  • уменьшение ошибок в корреспонденции счетов.

План счетов бухгалтерского учета на 2022 год с пояснениями и проводками

Активно-пассивные имеют два вида сальдо: дебетовое или кредитовое. Для отражения прибылей и убытков счета таже активно-пассивные. Кредитовый остаток показывает накопленную прибыль. Дебетовый остаток показывает непокрытый убыток.

  • 01 — 09 — на них отражают внеоборотные активы;
  • 10 — 19 — производственные запасы;
  • 20 — 29 — производственные расходы;
  • 40 — 46 — товары и готовая продукция;
  • 50 — 59 — денежные средства;
  • 60 — 79 — расчеты с продавцами, покупателями, работниками и иными контрагентами;
  • 80 — 86 — капитала;
  • 90 — 99 — финансовые результаты;
  • 001 — 011 — забалансовые счета для учета объектов, на которые у фирмы нет права собственности.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2022 году

Для тех счетов, которые по-прежнему в последних трех позициях содержат статью КОСГУ, без указания подстатьи, введена пометка , означающая, что это групповой счет, и конкретные счета формируются в рабочем плане с учетом 209н. Такая пометка стоит в новой редакции у счетов 401 10 100 и 401 20 200, 304 04 000, для которых исключена вся детализация, содержащаяся в приказе от 08.05.2022 года. Аналитика в последних трех позициях (КОСГУ) будет формироваться в рабочем плане в зависимости от потребностей учреждения.

  • увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным перечислениям бюджетным и автономным учреждениям учитывалось на 0 206 41 560, в новой редакции – на 0 206 41 562;
  • для всех счетов по учету налогов, страховых взносов (303 01 – 303 13) при увеличении кредиторской задолженности последние три цифры в новой редакции 731, при уменьшении – 831. В предыдущей редакции было 730 и 830.

Активные и пассивные счета в плане

Активный Начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту.
Пассивный Начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета / увеличение по кредиту, уменьшение по дебету.
Активно-пассивный Бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) / с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

Состав бюджетного плана счетов

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.

План счетов бухучета для бюджетных и госучреждений

Актуальная таблица счетов бюджетного учета в 2021 году для государственных и бюджетных учреждений по инструкции 157н:

Наименование балансового счета Синтетический счет объекта учета Наименование группы
Синтетический Аналитический
Группа Вид
1 2 3 4 5
НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0
Основные средства 1 0 1 0 0
1 0 1 1 0 Основные средства — недвижимое имущество учреждения
1 0 1 2 0 Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 1 3 0 Основные средства — иное движимое имущество учреждения
1 0 1 9 0 Основные средства — иное движимое имущество учреждения
1 0 1 0 1
1 0 1 0 2
1 0 1 0 3
1 0 1 0 4
1 0 1 0 5
1 0 1 0 6
1 0 1 0 7
1 0 1 0 8
Нематериальные активы 1 0 2 0 0
1 0 2 2 0 Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 2 3 0 Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения
Непроизведенные активы 1 0 3 0 0
1 0 3 1 0 Непроизведенные активы — недвижимое имущество учреждения
1 0 3 3 0 Непроизведенные активы — иное движимое имущество
1 0 3 9 0 Непроизведенные активы — в составе имущества концедента
1 0 3 0 1
1 0 3 0 2
1 0 3 0 3
Амортизация 1 0 4 0 0
1 0 4 1 0 Амортизация недвижимого имущества учреждения
1 0 4 2 0 Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения
1 0 4 3 0 Амортизация иного движимого имущества учреждения
1 0 4 4 0 Амортизация прав пользования активами
1 0 4 5 0 Амортизация имущества, составляющего казну
104 6 Амортизация прав пользования нематериальными активами
1 0 4 9 0 Амортизация имущества учреждения в концессии
1 0 4 0 1
1 0 4 0 2
1 0 4 0 3
1 0 4 0 4
1 0 4 0 5
1 0 4 0 6
1 0 4 0 7
1 0 4 0 8
1 0 4 0 9
1 0 4 2 9
1 0 4 3 9
1 0 4 4 9
1 0 4 5 1
1 0 4 5 2
1 0 4 5 4
1 0 4 5 9
Материальные запасы 1 0 5 0 0
1 0 5 2 0 Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения
1 0 5 3 0 Материальные запасы — иное движимое имущество учреждения
1 0 5 0 1
1 0 5 0 2
1 0 5 0 3
1 0 5 0 4
1 0 5 0 5
1 0 5 0 6
1 0 5 0 7
1 0 5 0 8
1 0 5 0 9
Вложения в нефинансовые активы 1 0 6 0 0
1 0 6 1 0 Вложения в недвижимое имущество
1 0 6 2 0 Вложения в особо ценное движимое имущество
1 0 6 3 0 Вложения в иное движимое имущество
1 0 6 4 0 Вложения в объекты финансовой аренды
1 0 6 6 0 Вложения в права пользования нематериальными активами
1 0 6 0 1
1 0 6 0 2
1 0 6 0 3
1 0 6 0 4
Нефинансовые активы в пути 1 0 7 0 0
1 0 7 1 0 Недвижимое имущество учреждения в пути
1 0 7 2 0 Особо ценное движимое имущество учреждения в пути
1 0 7 3 0 Иное движимое имущество учреждения в пути
1 0 7 0 1
1 0 7 0 3
Нефинансовые активы имущества казны 1 0 8 0 0
1 0 8 5 0 Нефинансовые активы, составляющие казну
1 0 8 5 1
1 0 8 5 2
1 0 8 5 3
1 0 8 5 4
1 0 8 5 5
1 0 8 5 6
1 0 8 5 7
1 0 8 9 0
1 0 8 9 1
1 0 8 9 2
1 0 8 9 5
Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг 1 0 9 0 0
1 0 9 6 0 Себестоимость готовой продукции, работ, услуг
1 0 9 7 0 Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг
1 0 9 8 0 Общехозяйственные расходы
Права пользования активами 1 1 1 0 0
1 1 1 4 0 Права пользования нефинансовыми активами
1 1 1 4 1
1 1 1 4 2
1 1 1 4 4
1 1 1 4 5
1 1 1 4 6
1 1 1 4 7
1 1 1 4 8
1 1 1 4 9
1 1 1 6 Права пользования нематериальными активами
Обесценение нефинансовых активов 1 1 4 0 0
1 1 4 1 0 Обесценение недвижимого имущества учреждения
1 1 4 2 0 Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения
1 1 4 3 0 Обесценение иного движимого имущества учреждения
1 1 4 4 0 Обесценение прав пользования активами
1 1 4 6 Обесценение прав пользования нематериальными активами
1 1 4 0 1
1 1 4 0 2
1 1 4 0 3
1 1 4 0 4
1 1 4 0 5
1 1 4 0 6
1 1 4 0 7
1 1 4 0 8
1 1 4 0 9
1 1 4 6 0
1 1 4 6 1
1 1 4 6 2
1 1 4 6 3
ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 2 0 0 0 0
Денежные средства учреждения 2 0 1 0 0
2 0 1 1 0 Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе Казначейства
2 0 1 2 0 Денежные средства учреждения в кредитной организации
2 0 1 3 0 Денежные средства в кассе учреждения
2 0 1 0 1
2 0 1 0 2
2 0 1 0 3
2 0 1 0 4
2 0 1 0 5
2 0 1 0 6
2 0 1 0 7
Средства на счетах бюджета 2 0 2 0 0
2 0 2 1 0 Средства на счетах бюджета в органе Федерального казначейства
2 0 2 2 0 Средства на счетах бюджета в кредитной организации
2 0 2 3 0 Средства бюджета на депозитных счетах
2 0 2 0 1
2 0 2 0 2
2 0 2 0 3
Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 2 0 3 0 0
2 0 3 0 1
2 0 3 1 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание
2 0 3 2 0 Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути
2 0 3 3 0 Средства на счетах для выплаты наличных денег
2 0 3 0 2
2 0 3 0 3
2 0 3 0 4
2 0 3 0 5
Финансовые вложения 2 0 4 0 0
2 0 4 2 0 Ценные бумаги, кроме акций
2 0 4 3 0 Акции и иные формы участия в капитале
2 0 4 5 0 Иные финансовые активы
2 0 4 2 1
2 0 4 2 2
2 0 4 2 3
2 0 4 3 1
2 0 4 3 2
2 0 4 3 3
2 0 4 3 4
2 0 4 5 2
2 0 4 5 3
Расчеты по доходам 2 0 5 0 0
2 0 5 1 0 Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование
2 0 5 2 0 Расчеты по доходам от собственности
2 0 5 3 0 Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
2 0 5 4 0 Расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба
2 0 5 5 0 Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера
2 0 5 6 0 Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера
2 0 5 7 0 Расчеты по доходам от операций с активами
2 0 5 8 0 Расчеты по прочим доходам
2 0 5 1 1
2 0 5 2 1
2 0 5 2 2
2 0 5 2 3
2 0 5 2 4
2 0 5 2 6
2 0 5 2 7
2 0 5 2 8
2 0 5 2 9
2 0 5 3 1
2 0 5 3 2
2 0 5 3 3
2 0 5 3 5
2 0 5 4 1
2 0 5 4 4
2 0 5 4 5
2 0 5 5 1
2 0 5 5 2
2 0 5 5 3
2 0 5 6 1
2 0 5 7 1
2 0 5 7 2
2 0 5 7 3
2 0 5 7 4
2 0 5 7 5
2 0 5 8 1
2 0 5 8 3
2 0 5 8 4
2 0 5 8 9
Расчеты по выданным авансам 2 0 6 0 0
2 0 6 1 0 Расчеты по авансам по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 6 2 0 Расчеты по авансам по работам, услугам
2 0 6 3 0 Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов
2 0 6 4 0 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
2 0 6 5 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
2 0 6 6 0 Расчеты по авансам по социальному обеспечению
2 0 6 7 0 Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений
2 0 6 8 Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
2 0 6 9 0 Расчеты по авансам по прочим расходам
2 0 6 1 1
2 0 6 1 2
2 0 6 1 3
2 0 6 2 1
2 0 6 2 2
2 0 6 2 3
2 0 6 2 4
2 0 6 2 5
2 0 6 2 6
2 0 6 2 7
2 0 6 2 8
2 0 6 2 9
2 0 6 3 1
2 0 6 3 2
2 0 6 3 3
2 0 6 3 4
2 0 6 4 1
2 0 6 4 2
2 0 6 5 1
2 0 6 5 2
2 0 6 5 3
2 0 6 6 1
2 0 6 6 2
2 0 6 6 3
2 0 6 7 2
2 0 6 7 3
2 0 6 7 5
2 0 6 9 6
Расчеты по кредитам, займам (ссудам) 2 0 7 0 0
2 0 7 1 0 Расчеты по предоставленным кредитам, займам (ссудам)
2 0 7 2 0 Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)
2 0 7 3 0 Расчеты с дебиторами по государственным (муниципальным) гарантиям
2 0 7 0 1 Расчеты по прочим долговым требованиям
2 0 7 0 3
2 0 7 0 4
Расчеты с подотчетными лицами 2 0 8 0 0
2 0 8 1 0 Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
2 0 8 2 0 Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг
2 0 8 3 0 Расчеты с подотчетными лицами по поступлению нефинансовых активов
2 0 8 5 0 Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям бюджетам
2 0 8 6 Расчеты с подотчетными лицами по социальному обеспечению
2 0 8 9 0 Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам
2 0 8 1 1
2 0 8 1 2
2 0 8 1 3
2 0 8 2 1
2 0 8 2 2
2 0 8 2 3
2 0 8 2 4
2 0 8 2 5
2 0 8 2 6
2 0 8 2 7
2 0 8 2 8
2 0 8 2 9
2 0 8 3 1
2 0 8 3 2
2 0 8 3 4
2 0 8 6 1
2 0 8 6 2
2 0 8 6 3
2 0 8 9 1
2 0 8 9 3
2 0 8 9 4
2 0 8 9 5
2 0 8 9 6
Расчеты по ущербу и иным доходам 2 0 9 0 0
2 0 9 3 0 Расчеты по компенсации затрат
2 0 9 3 4
2 0 9 3 6
2 0 9 4 0 Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба
2 0 9 4 1
2 0 9 4 3
2 0 9 4 4
2 0 9 4 5
2 0 9 7 0 Расчеты по ущербу нефинансовым активам
2 0 9 7 1
2 0 9 7 2
2 0 9 7 3
2 0 9 7 4
2 0 9 8 0 Расчеты по иным доходам
2 0 9 8 1
2 0 9 8 2
2 0 9 8 9
Прочие расчеты с дебиторами 2 1 0 0 0
2 1 0 0 2
2 1 0 8 2 Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет года, предшествующего отчетному
2 1 0 9 2 Расчеты с финансовым органом по уточнению невыясненных поступлений в бюджет прошлых лет
2 1 0 0 3
2 1 0 0 4
2 1 0 0 5
2 1 0 0 6
2 1 0 1 0 Расчеты по налоговым вычетам по НДС
2 1 0 1 1
2 1 0 1 2
2 1 0 1 3
Внутренние расчеты по поступлениям 2 1 1 0 0
Внутренние расчеты по выбытиям 2 1 2 0 0
Вложения в финансовые активы 2 1 5 0 0
2 1 5 2 0 Вложения в ценные бумаги, кроме акций
2 1 5 3 0 Вложения в акции и иные формы участия в капитале
2 1 5 5 0 Вложения в иные финансовые активы
2 1 5 2 1
2 1 5 2 2
2 1 5 2 3
2 1 5 3 1
2 1 5 3 2
2 1 5 3 3
2 1 5 3 4
2 1 5 5 2
2 1 5 5 3
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 3 0 0 0 0
Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам 3 0 1 0 0
3 0 1 1 0 Расчеты по долговым обязательствам в рублях
3 0 1 2 0 Расчеты по долговым обязательствам по целевым иностранным кредитам (заимствованиям)
3 0 1 3 0 Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям
3 0 1 4 0 Расчеты по долговым обязательствам в иностранной валюте
3 0 1 0 1
3 0 1 0 2
3 0 1 0 3
3 0 1 0 4
Расчеты по принятым обязательствам 3 0 2 0 0
3 0 2 1 0 Расчеты по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда
3 0 2 2 0 Расчеты по работам, услугам
3 0 2 3 0 Расчеты по поступлению нефинансовых активов
3 0 2 4 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям
3 0 2 5 0 Расчеты по безвозмездным перечислениям бюджетам
3 0 2 6 0 Расчеты по социальному обеспечению
3 0 2 7 0 Расчеты по приобретению финансовых активов
3 0 2 8 Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям
3 0 2 9 0 Расчеты по прочим расходам
3 0 2 1 1
3 0 2 1 2
3 0 2 1 3
3 0 2 2 1
3 0 2 2 2
3 0 2 2 3
3 0 2 2 4
3 0 2 2 5
3 0 2 2 6
3 0 2 2 7
3 0 2 2 8
3 0 2 2 9
3 0 2 3 1
3 0 2 3 2
3 0 2 3 3
3 0 2 3 4
3 0 2 4 1
3 0 2 4 2
3 0 2 5 1
3 0 2 5 2
3 0 2 5 3
3 0 2 6 1
3 0 2 6 2
3 0 2 6 3
3 0 2 7 2
3 0 2 7 3
3 0 2 7 5
3 0 2 9 3
3 0 2 9 5
3 0 2 9 6
Расчеты по платежам в бюджеты 3 0 3 0 0
3 0 3 0 1
3 0 3 0 2
3 0 3 0 3
3 0 3 0 4
3 0 3 0 5
3 0 3 0 6
3 0 3 0 7
3 0 3 0 8
3 0 3 0 9
3 0 3 1 0
3 0 3 1 1
3 0 3 1 2
3 0 3 1 3
Прочие расчеты с кредиторами 3 0 4 0 0
3 0 4 0 1
3 0 4 0 2
3 0 4 0 3
3 0 4 0 4
3 0 4 8 4
3 0 4 9 4
3 0 4 0 5
3 0 4 0 6
3 0 4 8 6
3 0 4 9 6
Расчеты по выплате наличных денег 3 0 6 0 0
Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание 3 0 7 0 0
3 0 7 1 0 Расчеты по операциям на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание
3 0 7 0 2
3 0 7 0 3
3 0 7 0 4
3 0 7 0 5
Внутренние расчеты по поступлениям 3 0 8 0 0
Внутренние расчеты по выбытиям 3 0 9 0 0
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 4 0 0 0 0
Финансовый результат экономического субъекта 4 0 1 0 0
4 0 1 1 0 Доходы текущего финансового года
4 0 1 1 6 Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 1 7 Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 1 8 Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году
4 0 1 1 9 Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году
4 0 1 2 0 Расходы текущего финансового года
4 0 1 2 6 Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 2 7 Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям
4 0 1 2 8 Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году
4 0 1 2 9 Расходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году
4 0 1 3 0 Финансовый результат прошлых отчетных периодов
4 0 1 4 0 Доходы будущих периодов
4 0 1 4 1 Доходы будущих периодов к признанию в текущем году
4 0 1 4 9 Доходы будущих периодов к признанию в очередные года
4 0 1 5 0 Расходы будущих периодов
4 0 1 6 0 Резервы предстоящих расходов
Результат по кассовым операциям бюджета 4 0 2 0 0
4 0 2 1 0 Поступления
4 0 2 2 0 Выбытия
4 0 2 3 0 Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета
САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ 5 0 0 0 0
5 0 0 1 0 Санкционирование по текущему финансовому году
5 0 0 2 0 Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)
5 0 0 3 0 Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)
5 0 0 4 0 Санкционирование по второму году, следующему за очередным
5 0 0 9 0 Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)
Лимиты бюджетных обязательств 5 0 1 0 0
5 0 1 0 1
5 0 1 0 2
5 0 1 0 3
5 0 1 0 4
5 0 1 0 5
5 0 1 0 6
5 0 1 0 9
Обязательства 5 0 2 0 0
5 0 2 0 1
5 0 2 0 2
5 0 2 0 5
5 0 2 0 7 Принимаемые обязательства
5 0 2 0 9 Отложенные обязательства
Бюджетные ассигнования 5 0 3 0 0
5 0 3 0 1
5 0 3 0 2
5 0 3 0 3
5 0 3 0 4
5 0 3 0 5
5 0 3 0 6
5 0 3 0 9
Сметные (плановые, прогнозные) назначения 5 0 4 0 0
Право на принятие обязательств 5 0 6 0 0
Утвержденный объем финансового обеспечения 5 0 7 0 0
Получено финансовое обеспечение 5 0 8 0 0
Читайте также:  Расчет отпускных: как не допустить ошибок

Минфин изменил план счетов для бюджетных учреждений

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Читайте также:  Как провести анализ финансовой устойчивости: показатели, источники информации

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок

В целях соответствия положений Инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету нормам Порядка № 209н изменились проводки по безвозмездному поступлению нефинансовых активов в учреждения, а также оприходованию неучтенных объектов по результатам инвентаризации*(2).

Обратите внимание: в некоторых бухгалтерских записях в инструкциях по бюджетному (бухгалтерскому) учету указаны группировочные коды КОСГУ, например, статья 190 “Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления” КОСГУ. Но при отражении операции в учете бухгалтеру нужно выбрать уже конкретный код КОСГУ для отражения его в 24-26 разрядах номера счета 401 10 (п. 21 Инструкции № 157н).

Анализ п. 9.9 Порядка № 209н позволяет сделать вывод, что подстатьи статьи 190 детализированы:

  • по типу передающей стороны: сектор государственного управления и организации государственного сектора, организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физические лица, нерезиденты;
  • по характеру поступлений: текущий или капитальный.

Что относится к сектору государственного управления и организациям государственного сектора, указано в п. п. 2, 5 Порядка № 209н, а с остальными типами передающей стороны все понятно.

Что относится к поступлениям капитального и текущего характера, указано в п. 7 Порядка № 209н.

В частности, вложения в основные средства, нематериальные и непроизведенные активы относятся к поступлениям капитального характера, а в материальные запасы — текущего характера.

  • 01 — 09 — на них отражают внеоборотные активы;
  • 10 — 19 — производственные запасы;
  • 20 — 29 — производственные расходы;
  • 40 — 46 — товары и готовая продукция;
  • 50 — 59 — денежные средства;
  • 60 — 79 — расчеты с продавцами, покупателями, работниками и иными контрагентами;
  • 80 — 86 — капитала;
  • 90 — 99 — финансовые результаты;
  • 001 — 011 — забалансовые счета для учета объектов, на которые у фирмы нет права собственности.

Малые предприятия, как правило, используют типовой план счетов в качестве рабочего. В силу их деятельности, им не требуется вводить новые субсчета и делать нетиповые проводки. Более того, в некоторых случаях они сокращают количество счетов и группируют данные на обобщенных синтетических счетах.

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бух. учета. Ключевые аспекты закреплены в Инструкции по бух. учету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Так, в 2021 г. действуют:

  1. Вести бухгалтерский учет обязаны все экономические субъекты, кроме индивидуальных предпринимателей, частников и иностранных представительств. Некоторые компании имеют право вести БУ по упрощенной схеме.
  2. Руководство компании несет прямую ответственность за функционирование бухгалтерии на предприятии.
  3. Компания самостоятельно определяет доступные методы и формы ведения БУ. Данную информацию необходимо закрепить в учетной политике. Отметим, что документ является обязательным для всех фирм.
  4. Все факты жизнедеятельности субъекта должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Они, в свою очередь, подлежат регистрации в специальных учетных журналах, регистрах и ведомостях.
  5. Учет обязательно вести в рублях и на русском языке. При необходимости производят пересчет по действующим курсам ЦБ (на дату операции) либо делают построчный перевод.
  6. Компания обязана обеспечить достоверность и полноту отражения информации. Также необходимо организовать детальный внутренний контроль.
  • увеличение дебиторской задолженности по безвозмездным перечислениям бюджетным и автономным учреждениям учитывалось на 0 206 41 560, в новой редакции – на 0 206 41 562;
  • для всех счетов по учету налогов, страховых взносов (303 01 – 303 13) при увеличении кредиторской задолженности последние три цифры в новой редакции 731, при уменьшении – 831. В предыдущей редакции было 730 и 830.

Большая часть поправок связана с вступлением в действие приказа Минфина 209н о порядке применения КОСГУ. В нем детализированы многие статьи: 340 по видам МЗ, 540, 640, 550, 650, 560, 660, 730, 830 в зависимости от категории контрагентов и другие.

План счетов бухгалтерского учета 2021/2022

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).

В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.

Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.

Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.

2. Финансовые активы.

Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.

3. Обязательства.

Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…

4. Финансовый результат.

В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.

5. Санкционирование расходов бюджетов.

Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.

Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *