Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Ответы на распространённые вопросы

В 2022 году в части распространённых вопросов, требующих ответов, всё осталось по-прежнему. Часто у НКО нет средств для найма опытного бухгалтера, и эту роль выполняет руководитель. Кроме того, регулярные изменения в законодательстве не уменьшают, а лишь увеличивают поток вопросов. Вот только некоторые из них.

  1. В каких случаях НКО оплачивает НДС в 2022 году? Отвечая на этот вопрос, специалисты привлекают внимание к операциям, которыми занимается организация. Если НКО работает с товарами, облагаемыми налогом, то НДС оплачивается независимо от целевого назначения полученного дохода.
  2. Может ли НКО принимать НДС к вычету по товарам, приобретённым для осуществления коммерческой деятельности? Да, может, но при наличии облагаемых и не облагаемых налогами операций ведётся раздельный налоговый учёт. Отказ от двух разных учётов является нарушением, руководителя могут привлечь к ответственности за целенаправленное занижение налога.
  3. Может ли НКО удерживать НДФЛ со средств, направленных в качестве помощи вдовам военных? Да, НДФЛ удерживается, поскольку вдовы не являются сотрудниками организации. Если в качестве помощи выдавались товары, с которых невозможно удержать налог, то налоговая служба извещается об этом в течение месяца после акции.
  4. Облагается ли налогом на прибыль продажа ранее полученных в дар ценных вещей? Если ценности получены не на целевые нужды, то с них также берётся налог на прибыль при продаже. Стоимость имущества в расходы на уменьшение налоговой базы при этом не включается.
  5. Каков лимит расчётов между НКО, если речь идёт о наличных средствах? По одному договору лимит в 2022 году составляет 100 тысяч рублей. При этом лимит для расчётов с физлицами не установлен.

Бухгалтерский учёт и налогообложение в организации должен вестись раздельно по разными видам деятельности – целевой и коммерческой. Подобное поможет избежать проблем с налоговой в 2022 году.

Отчетность бюджетный учреждений по налогу на прибыль

Бюджетные учреждения обязаны отчитываться по налогу на прибыль перед ФНС и сдавать отчетность наравне с коммерческими предприятиями. Чтобы в полной мере располагать информацией о расчете налога на прибыль, бюджетные учреждения должны вести налоговый учет — систему обобщения сведений для исчисления налогооблагаемой базы по налогам на основе первичной документации, рассортированной в утвержденном порядке.

Информация налогового учета должна подтверждаться первичной документацией (копиями первичных документов, используемых в бухучете), справкой из бухгалтерии, аналитическими регистрами, вычислениями налогооблагаемой базы. Налоговые декларации направляются в местные органы ФНС (по месту расположения каждого бюджетного предприятия) в общем порядке, определенном в НК РФ, вне зависимости от:

  • наличия налогового обязательства (уплаты налога или авансового платежа),
  • особенностей исчисления суммы к уплате,
  • уплаты налога.

Бюджетные учреждения, которые не должны уплачивать налог на прибыль, направляют налоговую декларацию по окончании налогового периода (календарного года) в следующем составе:

  • титульного листа (лист 01),
  • листа 02,
  • приложения на случай, если имелись доходы и затраты, виды которых приведены в Приложении №4 к Порядку заполнения декларации по налогу,
  • листа 07 (если были получены деньги целевого финансирования, целевые поступления и прочие средства, перечисленные в п. п. 1, 2 ст. 251 НК РФ).
Читайте также:  Выходное пособие при увольнении по соглашению сторон

Куда подать отчёт компании с подразделениями

В соответствии с действующими правилами предоставление деклараций подразделениями организаций осуществляется в налоговую инспекцию по месту их фактического нахождения.

Существует ряд особенностей при наличии обособленных подразделений:

  1. Если распределение прибыли по подразделениям происходит по месту нахождения организации, то подача декларации осуществляется там же. В таком случае необходимо заполнить приложение 5 ко второму листу декларации в отношении каждого имеющегося подразделения, в том числе прекративших свою деятельность в этом году.
  2. Если имеет место несколько подразделений, территориально находящихся в одном регионе, то допускается назначение одного из них ответственным, именно через него будет осуществляться уплата авансовых платежей и налога. Тогда подача деклараций будет осуществляться по месту регистрации главного офиса, а также ответственного подразделения.
  3. Если головная организация и все её обособленные подразделения находятся в пределах одного региона, то допускается предоставление декларации по налогу на прибыль только по месту нахождения главного офиса. При этом не происходит распределения прибыли между подразделениями. Головная организация заплатит налог за всех и подаст соответствующую информацию в налоговую инспекцию.
  4. Если организация планирует изменить порядок налоговых платежей или количество структурных подразделений, то ей необходимо заблаговременно сообщить об этом в налоговую инспекцию.

Заполнение декларации

Оптимально заполнять листы декларации в такой последовательности:

Титульный лист
Приложения № 1 и 2 к Листу 02
Лист 02
Подраздел 1.1 Раздела 1

Cтавки налога на прибыль в 2022 году

Стандартная ставка — 20%. До 2024 года 3% поступают в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Региональным властям для некоторых категорий бизнеса разрешено снижать тариф до 12,5%. С 2024 года ограничение вырастет до 13,5%.

Специальные ставки перечислены в таблице:

Описание Величина, %
Прибыль по ценным бумагам российских организаций, информация по которым не предоставлена налоговому агенту 30
Дивиденды, которые получили иностранные организации от российских компаний 15
Дивиденды, которые получили российские организации от отечественных фирм 13
Дивиденды, которые получила российская организация, владеющая 50-процентной и более долей в уставном капитале от 1 года
Прибыль от продажи доли в российской организации, которой владели от 5 лет
Прибыль от государственных или муниципальных ценных бумаг 15
Прибыль организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 284 НК РФ

Методические рекомендации Минфина по применению нового порядка КОСГУ

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).

Перечислен в бюджет налог на прибыль: проводка

Обоснование вывода:
Налоговым периодом по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379 НК РФ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285, п. 2 ст. 379 НК РФ). Суммы указанных налогов определяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 376 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму указанных налогов по истечении налогового (отчетного) периода.
При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н. Согласно п. 259 Инструкции N 157н, п. 130 Инструкции N 174н налоговые и иные обязательные платежи, начисленные в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, отражаются на счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Операции по начислению сумм налогов отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (п. 131 Инструкции N 174н). В то же время в Инструкциях NN 157н, 174н нет указаний на конкретную дату, которой следует отражать в бухгалтерском учете начисление того или иного налога.
Таким образом, дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в настоящее время нормативно не урегулирована.
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п. 4 Методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2022 N 02-06-07/62480).
В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начисление налога на прибыль;
Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 — начисление налога на имущество.
Очевидно, что при таком варианте отражения обязательств по налоговым платежам может возникнуть ситуация, при которой сумма налога, исчисленная на основании декларации, будет отличаться от суммы предварительного расчета. Вместе с тем какого-либо отдельного порядка для целей отражения в бухгалтерском учете подобных корректировок Инструкция N 174н не содержит. В связи с чем, на наш взгляд, корректировка ранее начисленных налоговых платежей может осуществляться стандартными корреспонденциями, предусмотренными для целей начисления налогов. При этом в случае увеличения суммы начисленного налога следует отразить доначисление по кредиту счета 303 00, а в случае уменьшения — аналогичную запись, но только методом «Красное сторно».
Такой подход обоснован тем, что при подобном варианте учета первоначально отражаются суммы на основании предварительного расчета, предусмотренного учетной политикой учреждения. Соответственно, речи об ошибки идти не может. В то же время конкретный порядок отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете следует закрепить в рамках формирования учетной политики.

Читайте также:  Как получить региональный материнский капитал

КОСГУ 130, оплата налога на прибыль

Ваш вопрос от 11.12.2022 «У меня такой вопрос. В муниципальное автономное учреждение поступают доходы от оказания платных услуг. Они платят с этих доходов налог на прибыль. При предоставлении в управление финансов формы отчетности 0503737 с видом финансового обеспечения 2 «собственные доходы учреждения» автономное учреждение по коду КОСГУ 130 отражает платные доходы за минусом уплаченного налога на прибыль, а в расходах по КОСГУ 290 не отражает уплату налога на прибыль. Объясняют это так — «уплата налога на прибыль идет на уменьшение доходов учреждения, а не на увеличение его расходов и налог на прибыль оплачивается с кода КОСГУ 130, а не с 290. Скажите, разве они правильно отражают в отчетности доходы и расходы своего учреждения. Насколько мне известно налог на прибыль уменьшает налоговую базу, а не доходы учреждения, и как можно с доходного КОСГУ 130 оплачивать налог на прибыль? Или я не права?»

У меня такой вопрос. В муниципальное автономное учреждение поступают доходы от оказания платных услуг. Они платят с этих доходов налог на прибыль. При предоставлении в управление финансов формы отчетности 0503737 с видом финансового обеспечения 2 «собственные доходы учреждения» автономное учреждение по коду КОСГУ 130 отражает платные доходы за минусом уплаченного налога на прибыль, а в расходах по КОСГУ 290 не отражает уплату налога на прибыль. Объясняют это так — «уплата налога на прибыль идет на уменьшение доходов учреждения, а не на увеличение его расходов и налог на прибыль оплачивается с кода КОСГУ 130, а не с 290. Скажите, разве они правильно отражают в отчетности доходы и расходы своего учреждения. Насколько мне известно налог на прибыль уменьшает налоговую базу, а не доходы учреждения, и как можно с доходного КОСГУ 130 оплачивать налог на прибыль? Или я не права?

Порядок и сроки уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений

Если доходы и расходы бюджетное учреждение получает в натуральной форме, стоимость их определяется на дату совершения сделок по аналогичным товарам. Амортизации подлежит исключительно имущество, полученное для ведения предпринимательской деятельности и приобретенное в связи с ее осуществлением. Это означает, что в затратах бюджетного предприятия могут быть учтены лишь расходы на амортизацию основных средств, купленных из заработанных средств и эксплуатируемых только в целях предпринимательства. Способ начисления амортизации выбирается руководством предприятия, отражается в учетной политике и применяется одновременно ко всем амортизируемым объектам (кроме тех, для которых обязателен линейный метод).

Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).

Ставки налога на прибыль

Статья 184 НК дополнена п. 10, согласно ч. 1 которого областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2%) ставку налога на прибыль, установленную п. 1 ст. 184 НК (18%), для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты.

Исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, принятыми в соответствии с ч. 1 п. 10 ст. 184 НК, производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч. 2 п. 10 ст. 184 НК).

При этом в 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых не позднее 31 марта 2022 г. в соответствии с ч. 1 п. 10 ст. 184 НК в редакции, вступившей в силу с 1 января 2022 г., производятся начиная с 1 января 2022 г. независимо от положений ч. 2 п. 10 ст. 184 НК (п. 3 ст. 7 Закона № 141-З).

Читайте также:  Принцип платности природопользования

В новой редакции изложен п. 3 ст. 184 НК: прибыль, полученная от реализации…

КОСГУ-2022: учитываем новшества

на продукцию. В соответствии с п. 10.4 Порядка № 209н безвозмездные и безвозвратные трансферты (субсидии) текущего характера на продукцию предоставляются в форме возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения разницы в тарифах исходя из стоимости единицы товара, работы, услуги. К таким перечислениям, например, относятся субсидии на государственную поддержку отдельных организаций в различных отраслях, порядком (правилами) и (или) соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели произведенных товаров, работ и (или) услуг. Субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере молодежной политики (Постановление Правительства РФ от 30.05.2022 № 657), соглашением о предоставлении которых предусмотрены количественные показатели результативности (количество проведенных семинаров, лекций и т. п.), подлежат отражению как безвозмездные перечисления организациям на продукцию (подстатья 24В);

по подстатье 135 – если имущество находится в аренде, в безвозмездном пользовании в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектом учета аренды;

В Заявке На Оплату Налога На Прибыль 2022 Какой Квр

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операции по начислению и уплате налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, уплачиваемые бюджетными и автономными учреждениями, отражаются по статье аналитической группы подвида доходов бюджетов 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ.

Обоснование вывода:
С 01.01.2022 согласно п. 9 раздела II Порядка N 209н на подстатью 189 «Иные доходы» КОСГУ относятся операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, в частности:
— по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость;
— по начислению налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода, подлежащего уплате в бюджет.
При этом, в отличие от Указаний N 65н, Порядком N 209н не предусмотрена возможность самостоятельного выбора учреждением между подстатьями 131 и 189 КОСГУ в целях отражения в учете указанных операций.
Согласно п. 12.1.7 Порядка N 132н налог на прибыль и НДС, уплачиваемые бюджетными и автономными учреждениями, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Нюансы налогового учета

Что касается особенностей налогообложения автономных учреждений, регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права (в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований), прямых указаний на налогообложение автономных учреждений в них мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». Если норма налогового права в качестве субъекта отношения определяет «государственное учреждение», то она распространяется и на автономные, и на бюджетные учреждения (в соответствии с нормами Гражданского кодекса это два типа государственных (муниципальных) учреждений). Однако большинство льгот в Налоговом кодексе и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Следовательно, меняя свой тип на автономное, учреждение теряет право на такие льготы.

Итак, среди основных особенностей налогообложения автономного учреждения можно назвать безвозмездную передачу основных средств автономным учреждениям, которая не должна облагаться налогом на добавленную стоимость (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, этот налог не уплачивают. Также имущество, полученное автономным учреждением по решению органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, не относится к доходам при исчислении налога на прибыль (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ). Кроме того, средства, выделяемые автономным учреждениям в форме субсидий, признаются средствами целевого финансирования и не относятся к доходам, облагаемым налогом на прибыль (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В составе доходов автономного учреждения не учитывается стоимость основных средств, безвозмездно полученных от органов исполнительной власти, и средств, выданных в форме субсидий (хотя в Законе N 174-ФЗ в качестве источника финансирования упоминаются не только субсидии, но и субвенции, Бюджетный кодекс не предусматривает такой источник финансирования деятельности автономных учреждений. Под субвенциями понимается исключительно вид межбюджетных трансфертов).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *