Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 декабря плата за вывоз мусора увеличена на 9%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сегодня используют разные формулировки: ТБО, ТКО. Это отдельная категория мусора, который образуется в результате жизнедеятельности человека, функционирования организаций, не занимающихся производством. Ранее использовалось обозначение «твердые бытовые отходы», а после введения реформы – коммунальные (тоже твердые).
На что влияют нормы накопления ТКО?
Граждане ежемесячно платят за вывоз и утилизацию мусора. Сколько они будут платить, как раз зависит от нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые могут отличаться для разных регионов.
Нормы нужны управляющим компаниям для планирования расходов на сбор и вывоз ТКО. Помимо УК, нормы используют и другие агенты: власти, операторы по вывозу мусора, перерабатывающие заводы, полигоны для хранения отходов. Соответственно, от норм зависят и различные тарифы, связанные с мусором:
-
единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
-
тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
-
тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
-
тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.
Нормы накопления ТКО на квартиру
Нормы накопления ТКО рассчитываются за квадратный метр, а не за человека (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения), проживающего в квартире или другом жилом помещении. Такой порядок объясняется тем, что квадратные метры жилья всегда остаются неизменными, тогда как количество жильцов может меняться и его трудно отследить. Хотя мусор и не появляется сам по себе. На нормативы накопления отходов влияет ряд факторов:
-
благоустроенность жилья (есть ли в нем система централизованного отопления);
-
возможность раздельного сбора составляющих мусора;
-
наличие зеленых насаждений в городах;
-
потребление местным населением овощей и фруктов;
-
климатические условия.
Норматив образования отходов: понятие, необходимость расчета и его особенность в зависимости от разновидности
Каждый человек производит разное количество веществ, материалов, предметов, которые являются результатом какой-то деятельности. Если ввести единый тариф на оплату услуг по их вывозу, получится, что потребители, которые выбрасывают мало мусора, и те, что создают и отправляют в контейнеры большие объемы утиля, пользуются услугами операторов на равных. По этой причине были разработаны нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Фактически это месячное/годовое количество отработанных веществ, изделий с учетом определяющего фактора: на 1 человека или на 1 м2 объекта.
Целесообразность расчета объема производимого мусора обусловлена стремлением власти разработать единую тарифную сеть для всех регионов. Однако пока такой результат не был достигнут. Кроме того, нормы накопления ТБО зависят от вида мусора: в наибольших объемах производятся вещества, материалы бытового назначения.
Деятельность регоператоров регламентируется ст. 24.6 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потреблении».
В Федеральном Законе дано определение регионального оператора, в ответственность которого входят все аспекты работы с отходами в субъекте федерации. Единый региональный оператор – это юридическое лицо, которое обязано заключать договора на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами с собственниками ТКО, проживающими и действующими в зоне контроля РО (в том числе в частном секторе).
Указаны основания для осуществления деятельности компании:
- В соответствии с региональной программой;
- С территориальной схемой;
- В соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными законодательством.
Операторы обязаны принимать мусор у населения только при наличии договоров, заключенных с РСО, и не вправе отказать в заключении их.
Нормативы накопления ТКО
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 — 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Суть изменений с 1 января 2022 года
Оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2022 году зависит от тарифов, а последние будут утверждаться теперь на региональном уровне. Тарифы будут рассчитываться по новой схеме – исходя из количества жильцов, а не на площадь помещения. Уже известно, что в большинстве случаев они вырастут. Однако реформа предполагает более глобальные изменения.
Фактически регионы сами решают, каким образом будет осуществляться сбор и переработка отходов. То есть, реальными исполнителями реформы являются региональные власти. В соответствии с законодательством именно власти на местах должны были:
Жители регионов также наделены правом голоса при утверждении территориальных схем. Кроме того, местные власти должны были разъяснить суть реформы жителями своих регионов. В целом, новая система описана в законе и подзаконных актах вполне разумно, однако, на практике субъекты РФ не торопятся выбирать региональных операторов и с гражданами никакой информационной работы не ведется, поэтому новые тарифы для многих станут новогодним сюрпризом.
Россиянам объяснили, как уменьшить плату за вывоз мусора
Согласно действующему законодательству, россияне имеют возможность получить перерасчет тарифов за вывоз мусора, напомнил генеральный директор компании сферы ЖКХ ПАО «ГИТ» Валерий Ковалев.
Он уточнил, что соответствующие тарифы в российских регионах начисляются по одному из двух принципов: по общему метражу квартир или количеству жильцов. Однако в обоих случаях есть основания сократить свои расходы на оплату вывоза мусора. Речь идет о ситуациях, когда в квартире отсутствуют жильцы.
«Если в вашей квартире никто не живет более пяти дней, то за этот период вы вправе запросить перерасчет вне зависимости от того, как начисляются платежи в вашем регионе», — приводит слова эксперта агентство «Прайм».
Для получения перерасчета необходимо предоставить в управляющую компанию, расчетный центр или региональному оператору ТБО документы, подтверждающие отсутствие проживающих в квартире.
Ковалев также посоветовал выяснить, включена ли в тариф оплата за раздельный сбор мусора. Если нет, то это является основанием для требования перерасчета.
Везде ли льготы на ТКО оформляются автоматически
К сожалению, нет. Например, в Московской области люди, внесённые в базу данных как нуждающиеся в социальной поддержке, могут рассчитывать на автоматический перерасчёт. Остальным придётся позаботиться о себе самостоятельно. Для этого нужно собрать пакет документов и предоставить его в МФЦ. Та же картина по большинству регионов: нужно самим подавать заявление в местный Многофункциональный Центр или Соцзащиту.
Компенсация за уборку ТКО позволит сократить расходы на услуги Жилищно-коммунального хозяйства. Чтобы добиться законной льготы, нужно взять с собой ряд документов: паспорт, акт о фактически проживающих в квартире или доме гражданах, документ на право собственности или аренды, подтверждение своей принадлежности к льготной группе, последние счета за оплату услуг ЖКХ. Вместе со всеми этими документами в органы социальной защиты подаётся заявление по установленной в регионе форме.
В местной социальной службе обычно есть списки льготников. Прежде, чем подавать заявление, достаточно проверить, есть ли вы в этих списках. Если вы туда внесены – оформить компенсацию будет легче.
Кaк пpoвoдитcя oплaтa TКO?
- Уcлyгy пoдключaют в oтдeльнyю cтpoкy плaтeжки. Taкиe квитaнции имeют жильцы мнoгoквapтиpныx дoмoв, тaк кaк квитки фopмиpyютcя yпpaвляющeй кoмпaниeй. Bce плaтитcя кaк пpeждe, пoтoм кoмпaния пepeдaeт cyммy, cooтвeтcтвyющyю дoгoвopeннocти, oпepaтopaм вывoзящим oтxoды.
- Житeли, имeющиe чacтныe дoмa, или пpeдпpиятия, зaключившиe дoгoвopa, пoлyчaют плaтeжкy oт oпepaтopoв. Cпocoб oплaты выбиpaeт caм чeлoвeк: любoй бaнк, пoчтa или интepнeт.
- B ceльcкoй мecтнocти и в дepeвняx, гдe нeт гaзa и цeнтpaльнoгo oтoплeния, плaтa шлa тoлькo зa элeктpoэнepгию. Teпepь в плaтeжкe бyдeт coдepжaтьcя плaтa зa элeктpичecтвo и TКO.
Пpи нe oплaтe TКO гpaждaнe бyдyт нaкaзaны зaкoнoдaтeльcтвoм:
- cвepxy нaчиcляeтcя % зa дoлг;
- пpeдyпpeдитeльнoe пиcьмo;
- oгpaничaтcя нeкoтopыe ycлyги (вoдa, cвeт)
- имyщecтвeнный apecт.
Норматив накопления ТКО на 1 человека в год
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.
Как рассчитывается норма накопления ТКО на 1 человека в год?
Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади. В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.
Размер накоплений отходов рассчитывается для населения и организаций отдельно. Руководствуются при этом следующими факторами:
- наличием мусоропровода и коммуникаций (системы отопления, водоснабжения, канализации, подключением к газоснабжению);
- этажностью дома;
- образ жизни и благосостояние жителей;
- климатическими характеристиками территории.
Точные расчеты производятся на основании замеров и взвешивания мусора в пределах конкретных территориальных единиц. Нормативы ТКО устанавливаются после проведения непрерывных замеров в течение недели в различные сезоны года во исполнение требований:
- федерального законодательства;
- Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минстроя от 28.07.2016 524/пр.
Эти измерения дают возможность рассчитать нормы накопления с 1 человека в месяц.
Следует заметить, что для благоустроенных домов, подключенных к системам отопления, водоснабжения, канализации, нормы ниже, чем для неблагоустроенных. Это объясняется тем, что в общем объеме ТКО неблагоустроенных домов учитываются также отходы от сжигания дров.
Для определения норматива замеры производятся на участках территорий, где проживают:
- 2 и более процента граждан от общей численности для поселений, где население составляет не более 300 тысяч человек;
- 1 и более процента – для поселений с численностью от 300 до 500 тысяч человек;
- 0,5 и более процентов – для поселений с численностью, превышающей 500 тысяч человек.
Среди категорий, для которых устанавливаются нормативы, не только многоквартирные дома и частные домовладения, но и объекты общественного значения:
- административные здания,
- предприятия торговли,
- дошкольные, учебные, досуговые и спортивные заведения;
- общепит и т.д.
Формула среднесуточного норматива дана в Правилах, утвержденных Постановлением № 269:
G = Gо / (n × 7), где
- Gо — масса отходов объекта за период проведения замеров, кг;
- n — количество расчетных единиц;
- 7 — дни проведения замеров, суток.
Расчет среднемесячного норматива производится по формуле: G = Go / 12.
Новые правила для хранения и вывоза отходов
Новые правила для вывоза мусора можно охарактеризовать несколькими основными положениями:
- Услуга включена в коммунальные услуги, выделяется отдельным пунктом в счетах для граждан.
- Стоимость услуги указана без ссылки на площадь жилого помещения. Она рассчитывается из количества жильцов, при этом тарифы регламентированы уполномоченными организациями.
- В регионах выбор подрядчиков происходит по процедуре тендера. Управляющая компания заключает договор непосредственно с организацией, которая будет вывозить бытовые отходы. В дальнейшем жильцы дома оплачивают счета, которые им выставляет управляющая компания либо платят напрямую подрядчику без посредников.
- Региональный подрядчик может быть выбран только 1 раз за 10 лет.
Вывоз мусора из частных домов
Проблема хранения, вывоза мусора остро касается не только многоквартирных домов, но и малоэтажных жилых застроек. Здесь ситуация сложнее, так как законодательно четко не определена 100% ответственность за вывоз мусора. С одной стороны домовладелец обязан своевременно очищать территорию, которая принадлежит ему, а с другой стороны Федеральный закон определяет местные власти как ответственное лицо.
В теории владельцы домов должны вывозить мусор самостоятельно сразу на полигон, либо заключать индивидуальный договор с подрядной организацией.
Но на практике, конечно, отходы либо сжигаются прямо на участке, либо выбрасываются в общий контейнер. На советы заключить индивидуальный или общий договор следуют отрицательные ответы с аргументами недостаточного количества мусора.
Итог один – горы бесхозного мусора и безрезультативная ответственность, неспособность властей от него избавиться.
Расчет затрат на заезды в домовладения при сборе отходов
Расчет затрат на заезды при сборе бытовых отходов производится по следующим статьям затрат:
— основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих с начислениями;
— амортизация;
— горюче-смазочные материалы;
— тех. обслуживание и ремонт;
— накладные расходы.
Расходы по статье «Заработная плата» за 1 рейс в расчете на расстояние заездов определяется путем умножения часового фонда заработной платы на расстояние заездов и деления на среднюю скорость при заездах.
, (13)
где: ЗПз — заработная плата производственных рабочих на заезд при сборе отходов;
ЗПчас — часовой фонд заработной платы производственных рабочих с начислениями;
nз — скорость спецмашины при заездах;
Рз — расстояние заездов.
Расходы по статье «Амортизация» за один рейс определяются путем умножения суммы амортизационных отчислений на час работы на расстояние заездов и деления на среднюю скорость при заездах:
, (14)
где: Аз — амортизационные отчисления на заезды при сборе отходов;
Ачас — амортизационные отчисления на 1 км пробега;
nз — скорость спецмашины при заездах.
Затраты по статье «Горюче-смазочные материалы» определяются путем умножения стоимости топлива и смазочных материалов на 1 км пробега (С, см. формулы 8, 9) на расстояние заездов
(15)
, (16)
где: c — стоимость топлива и смазочных материалов на заезды;
Рз — расстояние заездов.
Расчет затрат по статье «Техническое обслуживание и ремонт» определяются путем умножения затрат на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт на 1 км пробега (С, см. формулу 10) на расстояние заездов.
, (17)
где: Cто, р — стоимость тех. обслуживания и ремонта на заезды;
Рз — расстояние заездов.
По статье «накладные расходы» затраты определяются в процентах от основной заработной платы производственных рабочих.
Суммарная нормативная себестоимость заездов за один рейс пересчитывается на единицу измерения — 1 м3.
Тарифы ООО «Эко-строй» за вывоз мусора с одного человека за месяц:
Где? | Многоквартирные дома | Частные домовладения |
Александровский район | 82 руб. | 82 руб. |
с. Александровское | 104 руб. | 126 руб. |
Благодарненский округ | 82 руб. | 82 руб. |
Благодарный | 104 руб. | 126 руб. |
Новоселицкий район | 82 руб. | 82 руб. |
с. Новоселицкое | 104 руб. | 126 руб. |
Что понимается под ТКО в частном секторе
Понятие ТКО общее для любых жилых и общественных зданий, оно содержится в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Итак, ТКО в частном секторе — это отходы, образованные двумя путями:
- отходы, образующиеся в процессе потребления людьми в жилых помещениях,
- отходы, образующиеся из-за утраты потребительских свойств промышленными товарами в процессе их использования.
Например, к ТКО в частном секторе относятся:
- мусор и смет от уборки, в том числе от уборки двора;
- биологические отходы — остатки пищи, растительных компонентов, кости;
- синтетические отходы (пластик, стекло, металлы, бумага);
- крупногабаритный мусор (бытовая техника, мебель).
Не относятся к ТКО в частном секторе (Письмо Минприроды РФ от 11.10.2019. № 08-25-53/24802):
- обрезанные ветки и спиленные деревья, т.к. они образованы вне жилого помещения;
- строительный мусор после капремонта несущих конструкций, ограждающих конструкций и коммуникаций;