Контроль и проверка резерва по сомнительным долгам в НУ в 1С

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль и проверка резерва по сомнительным долгам в НУ в 1С». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В бухучете резервы предназначаются для того, чтобы правильно анализировать активы и давать пользователям реальную информацию об обязательствах предприятия. Резервы налогового учета – законный метод экономить налоги.

Создание резерва в налоговом учете

Создание резерва по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли не обязательно для организаций, они лишь вправе его создавать.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ). Суммы отчислений в резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

В отличие от Положения N 34н, в НК РФ четко прописан порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Причем при наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

Пунктом 4 ст. 266 НК РФ установлено, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в зависимости от срока сомнительного долга:

  • на задолженность с просрочкой до 45 дней резерв не создается;

  • при просрочке от 45 до 90 календарных дней резерв создается в размере 50%;

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.

Поддержка автоматического расчета резервов по сомнительным долгам в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 автоматический расчет резервов по сомнительным долгам устанавливается:

  • в бухгалтерском учете — в форме Учетная политика (раздел Главное —> Настройки —> Учетная политика);
  • для целей налогообложения прибыли — в форме Настройки налогов и отчетов (раздел Главное —> Настройки —> Налоги и отчеты).

По умолчанию формирование резервов по сомнительным долгам в программе отключено.

Если резервы по сомнительным долгам создаются в бухгалтерском учете, то в форме Учетная политика нужно установить флаг Формируются резервы по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам создается в налоговом учете, то в форме Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль нужно установить флаг Формировать резервы по сомнительным долгам.

Если установлен хотя бы один из указанных флагов, то в обработку Закрытие месяца будет включена регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам. Если сомнительная задолженность отсутствует, то документ все равно будет создан, но не будет иметь движений по регистрам.

Сомнительной задолженностью для целей автоматического формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете в программе считается непогашенная задолженность, отраженная на счетах 62.01 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76.06 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками».

Обращаем внимание, что в программе резервы формируются только по договорам в рублях.

Для отсчета срока возникновения сомнительной задолженности используются показатели:

  • Срок оплаты долга покупателями, установленный в настройках параметров учета (рис. 1). Доступ к параметрам учета осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Администрирование;
  • Установлен срок оплаты по договору — в форме договора с контрагентом (рис. 2).

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Используются следующие способы создания резерва:

  • интервальный способ;
  • экспертный способ;
  • статистический способ.

Основной документ, который необходим для расчета суммы резерва по сомнительным долгам, — это акт инвентаризации дебиторской задолженности. В ст. 266 НК РФ сказано следующее:

  • суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3);
  • сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4).

Получается, что инвентаризация должна быть проведена по состоянию на последнее число каждого отчетного периода внутри календарного года (ежемесячно либо ежеквартально) и на 31 декабря (на последнее число налогового периода). Кстати, при списании безнадежных долгов такое требование не выдвигается. Достаточно годовой инвентаризации, чтобы списать долг в правильно определенном налоговом периоде (суммы безнадежных долгов уменьшают налоговую базу, поэтому налоговики не возражают против их признания в конце года, таким образом, суммы авансовых платежей не будут занижены). В Письме УФНС России по г. Москве от 22.03.2006 N 20-12/22197 также указано: если для организации, применяющей метод начисления, отчетным периодом являются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания налогового периода (года), то суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода. Очевидно, что расчет резерва — весьма трудоемкое занятие, поэтому желание выполнять его как можно реже вполне понятно. Арбитражная практика показывает, что такая возможность у налогоплательщика есть. Так, в деле N А19-9550/11 налоговый орган поставил под сомнение правильность действий организации по формированию резерва. Дело в том, что отчисления в резерв не включались в состав расходов в I квартале и первом полугодии 2007 г., а были произведены по итогам девяти месяцев и года. Арбитры всех трех инстанций поддержали налогоплательщика, признав, что его действия повлекли только более позднее включение в состав расходов сумм отчислений на формирование резерва, завышение налогооблагаемой базы за I квартал и полугодие 2007 г., а также завышение сумм авансовых платежей по налогу на прибыль. Суды отметили, что сумма резерва по итогам девяти месяцев не превышает суммы резерва, сформированного за год, а сумма сформированного по итогам года резерва по сомнительным долгам не превышает установленных ст. 266 НК РФ пределов. В этом случае с целью корректировки расходов (об этом речь пойдет ниже) по созданию резерва (на 31.12.2007) за остаток неиспользованного резерва принимается остаток предыдущего налогового периода (на 31.12.2006). Формирование резерва по данной методике соответствует ст. 266 НК РФ (см. Постановление ФАС ВСО от 10.02.2012 по делу N А19-9550/11).

Читайте также:  Как директору ООО уволиться по собственному желанию

Инвентаризация проводится и оформляется по правилам бухгалтерского учета. Однако следует учитывать, что в унифицированной форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» недостаточно данных для формирования резерва по сомнительным долгам. В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва исчисляется следующим образом:

  1. по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  2. по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  3. по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивается сумма создаваемого резерва.

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Сомнительный резерв в обоих учетах ориентирован на списание сомнительных долгов, которые по определенной причине стали безвыходными. Формирование резерва как в бухучете, так и в налоговом, оказывает прямое воздействие на финансовый итог компании. Создание резервов позволяет раньше срока признать убытки для списания задолженности, которая в будущем может оказаться безнадежной.

Отметим, что сомнительные долги признаются таковыми в ситуациях:

  • по истечению трех лет;
  • если ФССП принимает решение о невозможности взыскания;
  • в случае устранения и ликвидации контрагента;
  • под воздействием событий, не зависящих от воли сторон (а также событий, которые вытекают из выдачи актов госвласти), которые препятствуют реализации обязанностей по выплате сумм.

Порядок создания резерва в бухучете позволяет выполнить одно из главных условий: требование к надежности данных бухгалтерского учета и, как следствие этого, к отчетности, составленной на основании этих данных. При этом надежность данных бухучета и отчетности принципиальна в процессе проведения финансового изучения и принятия финансовых решений.

Условия для формирования

Приказы, указания и письма Минфина России определяют ряд критериев, необходимых для обеспечения создания резервов по сомнительным долгам:

  1. Фонд может быть организован в результате расчетов с гражданами и организациями: покупателями приобретенных продуктов, услуг либо оплачиваемой работы. Авансовые платежи не включены в общую стоимость резервов.
  2. После создания резерва управляющие либо бухгалтерские организации должны постоянно смотреть за динамикой задолженности, так как ее состояние может поменяться, а резервный фонд отражает реальное положение дел (аналитический подход).
  3. В бухгалтерском учете долг можно считать обреченным в согласовании с принципами ст. 266 НК РФ (как и в случае налоговых расчетов).
  4. Если появляется вопрос про то, какой учет резервных активов применим (бухгалтерский или налоговый), то следует учесть последующее:
  • если расхождения связаны с различием во времени соотнесения сроков долгов, то эта разница является основой формирования отложенных налоговых активов;
  • если сумма отчислений из резервного фонда для бухучета превосходит 10-ти процентный порог, определенный налоговым учетом, то компания будет работать с постоянными финансовыми различиями.

Начисление резерва по сомнительным долгам

Резерв – категория оценочная, все операции по его образованию и движению закрепляются в числе прочих доходов/расходов. Способы организации резерва разнятся. Практикуют его формирование интервальным, экспертным либо статистическим способами.

При интервальном методе размер зарезервированных сумм исчисляется (корректируется) ежемесячно/ежеквартально в процентах от размера долга. Установленный процент зависит и от длительности просрочки. Экспертным подходом сумма резерва определяется на основе обоснованного мнения эксперта фирмы. Применяя статистический метод, компания берет за основу опыт нескольких предыдущих лет, рассчитывая долю неоплаченных долгов в общей массе задолженности. Выбранный способ расчета и его критерии закрепляют в УП.

Как создать в налоговом учете резерв по сомнительным долгам

Чтобы создать в налоговом учете резерв по сомнительным долгам организации необходимо выполнить следующие действия.

1. Провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

В настоящее время утратил силу абз. 3 п. 70 Положения по ведению бухучета о том, что резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Однако следует учесть, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации по-прежнему обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Указанное следует из п. 26 Положения по ведению бухучета.

В налоговом же учете сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании ст. 11 НК РФ в целях формирования резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Согласно п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств в процессе инвентаризации дебиторской задолженности проверяются правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации.

В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» результаты инвентаризации дебиторской задолженности подтверждаются актом по форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» и Приложением к форме N ИНВ-17 «Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Указанные формы предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).

Кроме того, Минфин России обратил внимание на то, что положениями ст. ст. 265 и 266 НК РФ не установлено ограничения на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами. Поэтому в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам (работам, услугам), признанные подтвержденными результатами инвентаризации (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).

Сумма резерва по сомнительным долгам устанавливается по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются:

  • I квартал, полугодие и девять месяцев — для организаций, которые перечисляют ежеквартальные платежи, и организаций, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли предыдущего квартала;
  • месяц, два, три и т.д. (нарастающим итогом) — для организаций, которые перечисляют ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли.
Читайте также:  Детский пособия 2022 на третьего ребенка чита многодетная семья

Исходя из указанного следует, что периодичность создания резерва по сомнительным долгам будет зависеть от выбранного организацией способа уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Иными словами, формировать резерв по сомнительным долгам организация вправе ежемесячно или ежеквартально.

А вот начать формирование резерва по сомнительным долгам организация, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594, вправе только с начала очередного налогового периода. Связано это с тем, что в соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Решение о внесении изменений в учетную политику для налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода.

При принятии решения о формировании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в учетную политику организации должны быть внесены соответствующие изменения. Поэтому и формирование указанного резерва для целей налогообложения прибыли может быть осуществлено только с начала нового налогового периода.

По мнению Минфина России, не повлияет на порядок создания в налоговом учете резерва по сомнительным долгам с начала налогового периода даже реорганизация организации, проходящая в середине года. Это связано с тем, что перечень оснований, при которых налогоплательщик вправе изменить применяемую учетную политику в течение текущего налогового периода, установлен ст. 313 НК РФ исчерпывающим образом. Такими основаниями являются изменение законодательства о налогах и сборах и начало осуществления новых видов деятельности. В остальных случаях изменения в учетную политику могут быть внесены с начала нового налогового периода. Возможности изменения применяемых налогоплательщиком методов учета, порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в течение текущего налогового периода в связи с реорганизацией налогоплательщика в форме присоединения НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-03-06/1/889).

2. Определить срок возникновения сомнительной задолженности.

Это нужно для установления того, какая сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности будет включена в создаваемый резерв. При этом действуют правила:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • если срок возникновения сомнительной задолженности составляет менее 45 дней, то она не включается в создаваемый резерв.

Указанные правила следуют из п. 4 ст. 266 НК РФ.

3. Определить предельную сумму резерва по сомнительным долгам.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков — от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов) (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ).

А в соответствии со ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей гл. 25 НК РФ в соответствии со ст. 271 или 273 НК РФ (п. 2 ст. 249 НК РФ). Выручка определяется нарастающим итогом.

Но в соответствии с п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг). И задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, в данном подпункте не указана. Следовательно, дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете предельной суммы резерва по сомнительным долгам.

А может ли дебиторская задолженность, возникшая в связи с реализацией ценных бумаг, участвовать в расчете предельной суммы резерва по сомнительным долгам? В судебной практике имеются различные точки зрения по данному вопросу.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 01.03.2005 N Ф09-515/05-АК был сделан вывод, что включение выручки от реализации векселей в доход от реализации, на базе которого создается резерв по сомнительным долгам, не противоречит нормам налогового законодательства.

А в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2006 N Ф04-2951/2006(22789-А67-35) указывалось, что доходы от реализации ценных бумаг, исходя из п. 3 ст. 249 НК РФ, определяются с учетом ст. ст. 280 — 282 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в т.ч. погашения) определяются исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги, а также суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченной покупателем налогоплательщику, и суммы процентного (купонного) дохода, выплаченной налогоплательщику эмитентом (векселедателем). В силу п. 8 ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Таким образом, по мнению суда, понятия «выручка отчетного (налогового) периода» и «доход от реализации» неравнозначны. В результате суд сделал вывод, что организация неправомерно включила в выручку, от которой формируется максимальная сумма резерва по сомнительным долгам, доходы от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Аналогичные выводы следуют из:

  • Постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2008 по делу N А56-48474/2007. Суд в данном случае также указал, что организация неправомерно включила в выручку, из которой формируется максимальная сумма резерва по сомнительным долгам, доходы от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 11309/08 было отказано в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора;
  • Постановления ФАС Уральского округа от 17.07.2007 N Ф09-11362/06-С3. Суд в таком случае пришел к выводу, что выручка от реализации ценных бумаг, полученная непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг, не подлежит включению в доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам в 2021 году

Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:

Способ создания резерва по сомнительным долгам Что собой представляет способ
Интервальный При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки
Экспертный Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена
Статистический Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду
Читайте также:  Акционеры "Татнефти" со второй попытки утвердили рекомендуемые дивиденды

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

Порядок, по которому происходит создание резерва по сомнительным долгам, включает в себя следующие этапы.

Резервы сомнительных долгов: бухгалтерский и налоговый учет

Резервы сомнительных долгов формируются и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако экономическая сущность указанных резервов, а также порядок их формирования в бухгалтерском и налоговом учете абсолютно разные.

Налоговый учет

В налоговом учете резервы сомнительных долгов выполняют функцию резервов предстоящих расходов. Цель формирования указанных резервов – снизить налоговую нагрузку организации, которая исчислила налог на прибыль методом начислений с реализованных товаров (работ, услуг) и уплатила его в бюджет, но оплату от покупателей не получила. Фактически организация для уплаты налога отвлекла собственные средства.

Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли регулируется ст. 266 НК РФ.

Когда и кем должен быть создан резерв

П. 70 положения о бухучете и бухотчетности, в котором помимо определения сомнительного долга отражены и основные правила работы с ним, не делает каких-либо исключений из круга юрлиц, обязанных создавать резерв по долгам, признанным сомнительными. Таким образом, принцип обязательности создания резерва закреплен за всеми без исключения организациями.

Обратите внимание! Малые предприятия обязаны формировать резервы по сомнительным долгам в общеустановленно порядке. Даже в случае если применяют упрощенные способы бухгалтерского учета (ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений»).

В каких ситуациях надо создавать резерв? Когда задолженность, отвечающая критериям сомнительной, выявлена. При этом вид такой задолженности положение о бухучете и бухотчетности никак не ограничивает, т. е. это может быть любой дебиторский долг, от задолженности подотчетного лица до долгов покупателей.

Резерв начислен и изменен: проводки

Проводка по созданию резерва по сомнительным долгам будет одной и той же вне зависимости от того, на каком счете учитывается задолженность, признанная сомнительной. В ней сумма резерва, начисленная по соответствующему долгу на счете 63, будет корреспондировать со счетом 91:

Дт 91 Кт 63.

Изменение суммы резерва при изменении факторов, влияющих на его размер, может приводить как к увеличению, так и к уменьшению резерва. Проводки и в том, и в другом случае могут быть 2 видов:

  1. В корреспонденции со счетом 91:
  • Дт 91 Кт 63 — при увеличении резерва;
  • Дт 63 Кт 91 — при уменьшении резерва.
  1. В корреспонденции со счетом 97:
  • Дт 97 Кт 63 — если увеличение резерва влияет на данные будущих периодов;
  • Дт 63 Кт 97 — если уменьшение резерва отразилось и на данных, ранее учтенных по этому резерву в расходах будущих периодов.

Правила образования резерва в НУ

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Процедура создания резерва подразумевает:

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, при отсутствии встречной кредиторки.

ВАЖНО! При расчете резерва можно учесть задолженность, срок погашения которой наступил в предыдущих налоговых периодах, если она соответствует критериям сомнительного долга и ранее резерв по ней не создавался (письмо ФНС России от 11.04.2019 № СД-4-3/6856).

  • Определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и градацию его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней.
  • Расчет величины резерва, который должен быть равен 100% долга при задержке платежа более 90 дней и 50% от суммы задолженности для задержки от 45 до 90 дней. Долг для целей расчета учитывают вместе с НДС (письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
  • Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: при формировании резерва по итогам отчетных периодов — это 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период; по итогу налогового периода — 10% от выручки за указанный налоговый период. Выручку для этого расчета берут без учета сумм НДС, относящихся к ней (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/745).
  • Отражение созданного резерва во внереализационных расходах.
  • Ведение детальной аналитики сомнительных долгов.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Списывать за счет резерва безнадежные долги нужно в том периоде, когда они стали безнадежным (п. 5 ст. 266 НК РФ). Это касается и тех долгов, которые в формировании резерва не участвовали (письмо Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/1/77995). Если для списания всех безнадежных долгов резерва на хватило, остаток долга включается во внереализационные расходы.

Восстановление суммы резерва

В феврале 2016 между АО “Крокус” и ООО “Фикус” заключен договор поставки цветочной продукции. По договору, “Крокус” отгружает “Фикусу” партию голландских тюльпанов на сумму 84.340 руб., оплата за которые должна поступить в срок 18-ти дней после отгрузки. 04.02.2016 на склад “Фикуса” поступили тюльпаны (партия в полном объеме). В срок до 23.02.2016 оплата от “Фикуса” не поступила, в связи с чем был сформирован резерв. Долг погашен 28.02.14, резерв восстановлен.

Операции по формированию и восстановлению резерва в балансе “Крокуса” проведена таким образом:

Дебет Кредит Описание операции Сумма Документ-основание
91.2 63 Отражена сумма резерва, сформированная под задолженность “Фикуса” с связи с нарушением последний сроков оплаты по договору цветочной продукции 84.340 руб. Протокол решения правления, бухгалтерская справка-расчет
63 91.1 Сумма резерв под долги “Фикуса” восстановлена в связи с погашением последним задолженности по договору поставки цветочной продукции 84.340 руб. Банковская выписка, бухгалтерская справка-расчет, договор поставки


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *