Сущность и назначение внебюджетных фондов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сущность и назначение внебюджетных фондов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Продолжает действовать сниженный вдвое совокупный тариф страхвзносов для субъектов МСП (внесенных в Единый реестр МСП) – не 30, а 15 процентов (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020; пп.17. п. 1 ст. 427 НК РФ). Применяется он ежемесячно, но не ко всей выплате физлицу, а только к той ее части, которая превышает размер действующего федерального МРОТ.

Страховые взносы в 2022 году — ставки (таблица)

В 2022 году МРОТ установлен на уровне 13 890 руб.

Вид взноса

Тариф в зависимости от размера облагаемого дохода застрахованного физлица (за месяц)

В пределах МРОТ

Свыше МРОТ

Пенсионное страхование

22%

10% — с сумм, превышающих предельную базу

10% — с сумм в пределах предельной базы и превышающих ее

Соцстрахование (ВНиМ)

2,9%

1,8% в пользу иностранцев

С сумм, превышающих предельную базу, не начисляется

0%

Медстрахование

5,1%

5%

НК РФ в ст. 427 приводит пониженные тарифы страхвзносов, действующие для выплат в «рамках» предельной базы в отношении различных категорий страхователей. В целом ставки для льготников останутся прежними.

С 01.01.2022 г. нулевая ставка отменена для плательщиков вознаграждений членам экипажей судов, используемых для хранения и перевалки сжиженного природного газа в портах РФ (закон № 198-ФЗ от 11.06.2021).

С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой

С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.

В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).

Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.

Назначение внебюджетных фондов

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете. При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы.

В двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Внебюджетные фонды — форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями. Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

Итак, государственный внебюджетный фонд- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

В России внебюджетные фонды впервые появились в 90-е гг. ХХ в. в условиях перехода на рыночную экономику и были созданы на федеральном, региональном и местном уровнях и, начиная с 1992 г., функционировало более двух сотен фондов с различным целевым назначением. В этот же период создаются и начинают функционировать государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

С целью повышения контролируемости финансовых потоков на разных уровнях государством в середине 90-х гг. было принято решение о преобразовании всех внебюджетных фондов (кроме социальных) в целевые бюджетные фонды, а вступивший с 1999 г. в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации определил закрытый перечень внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях, при этом на местном уровне создание внебюджетных фондов не предполагалось. Также следует отметить, что Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был упразднен в 2001 г.

В настоящее время в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

  1. бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  2. бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  3. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Правовые основы бюджетного процесса в отношении государственных внебюджетных фондов закреплены в законодательстве, в соответствии с которым к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся составление и рассмотрение проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение указанных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Аналогичные бюджетные полномочия в отношении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов закреплены за субъектами Российской Федерации.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда с дефицитом также утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Российским внебюджетным фондам присущи следующие особенности:

− функционируют на страховых принципах, поскольку их формирование происходит в рамках механизма обязательного социального страхования, правовую основу которого составляют Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.

Специфика правового режима функционирования обязательного социального страхования обусловлена определенными социальными рисками, условиями выплаты страхового обеспечения в случае наступления страховых событий и особых взаимоотношений участников данной системы. С учетом этого расходы страховых фондов в той или иной степени носят предполагаемый характер (хотя их объем прогнозируется и планируется с применением специальных методик), поэтому страховые фонды требуют особого управления. Также следует отметить, что в отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты;

Читайте также:  Сотрудник работает за границей: как исчислять НДФЛ и страховые взносы

− формируются за счет страховых взносов, имеющих налоговую природу.

С 2017 г. уплата страховых взносов регулируется 34 главой Налогового кодекса Российской Федерации, а контроль за правильным исчислением и полнотой выполнения обязательств плательщиками взносов осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС);

− имеют форму бюджета, суть которого как формы денежного фонда заключается в том, что аккумулирование денежных средств в такие фонды и их использование производятся по особым правилам, установленным в бюджетном законодательстве. Поскольку государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования расходов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т. е. для исполнения расходных обязательств публично-правовых образований, они не могут формироваться в иной форме, нежели бюджет;

− формируются обособленно от других бюджетов бюджетной системы, что обусловлено указанными отличиями правового режима страховых фондов обязательного социального страхования: механизмом формирования указанных фондов, а также порядком исполнения страховщиками обязанностей по предоставлению страхового обеспечения;

− функционирование социальных внебюджетных фондов возможно только на федеральном и региональном уровне. Муниципальным образованиям Бюджетным кодексом Российской Федерации запрещено образовывать и формировать целевые внебюджетные фонды;

− правовой статус функционирования – закон, т. е. бюджеты фондов федерального уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты территориальных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации;

− по каждому внебюджетному фонду Федеральным казначейством в учреждениях Банка России открывается единый счет для учета средств их бюджетов и осуществления операций по кассовым поступлениям и выплатам;

− расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

− кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства;

− внешний контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.

Главными администраторами доходов внебюджетных фондов являются:

1) Федеральная налоговая служба (в части страховых взносов);

2) Федеральное казначейство (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации;

3) Федеральная антимонопольная служба (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов);

4) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в части доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации; и др.

Главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов выступают сами фонды.

Создание и функционирование социальных внебюджетных фондов связано с обязательным социальным страхованием, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Базовыми характеристиками обязательного социального страхования являются:

– общедоступный вид правоотношений субъектов социального страхования, что обеспечивает обязательность участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых, ненадобность кропотливой и затруднительной процедуры оформления индивидуальных договоров и контроля их выполнения между работодателями и работниками;

– обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;

– высокий уровень надежности сохранности финансовых средств, что достигается солидарностью поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;

– обязательное социальное страхование, более «дешевое» для населения, чем личное страхование, обеспечивается массовым характером обязательного участия в нем почти всех работающих и бесприбыльными формами организации работы в отличие от личного страхования, которое преследует получение прибыли и направлено в основном на «выгодных» клиентов.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

  1. у страхователя (работодателя) – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
  2. у иных страхователей – с момента их регистрации страховщиком;
  3. у страховщика – с момента регистрации страхователя;
  4. у застрахованных лиц – по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами;
  5. у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.

Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в себя следующие элементы страхования (табл. 6).

Таблица 6

Элементы обязательного социального страхования
Элементы страхования Понятие и состав элемента
Страховщики коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев
Страхователи 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели (ИП), в том числе главы колхозно-фермерских хозяйств (КФХ);
  • физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) самозанятое население (ИП; адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой; арбитражные управляющие, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и уплачивающие страховые взносы за себя).
Если страхователь относится к нескольким категориям, он уплачивает страховые взносы по каждому основанию

Застрахованные лица граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Виды страховых рисков 1) необходимость получения медицинской помощи;
2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;
3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая
Страховые случаи достижение пенсионного возраста; наступление инвалидности; потеря кормильца; заболевание; травма; несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком в возрасте до полутора лет; другие случаи; установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Страховое обеспечение
  1. оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. пособие по временной нетрудоспособности;
  6. страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию;
  7. пособие по беременности и родам;
  8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  9. иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  11. единовременное пособие при рождении ребенка;
  12. социальное пособие на погребение

Дополнительные страхвзносы: процент отчисления в Пенсионный фонд

Работа на вредном или опасном производстве дает гражданам право на досрочный выход на пенсию. Работодателями, выплачивающими таким сотрудникам доходы. Должны начисляться дополнительные страховые «пенсионные» взносы. Тарифы таких допвзносов установлены ст. 428 НК РФ – на их размер влияет класс опасности, определенный в результате спецоценки условий труда (СОУТ).

Размер страховых взносов в ПФР по доптарифам:

Класс опасности (по результатам спецоценки)

Подкласс условий труда

Тариф

Опасный (4)

4

8%

Вредный (3)

3.4

7%

3.3

6%

3.2

4%

3.1

2%

Допустимый (2)

2

0%

Оптимальный (1)

1

0%

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Читайте также:  Нерестовый запрет в Саратовской области в 2023 году (бассейн реки Дон)

Внебюджетные фонды — это обособленная часть финан­совых ресурсов органов государства и местного самоуправления, фор­мируемая за счет специальных источников, используемых по целе­вому назначению. Для организации финансирования целевых общегосударственных задач используются соответствующие внебюд­жетные фонды [19].

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной государственной собственности. Анализ внебюджетных фондов изучает закономерности формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением каждого из них.

Фонд социального страхования имеет большое социально-экономическое значение. Совершенствование системы социального страхования является насущной необходимостью.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Порядок создания, деятельности и ликвидации фондов определяется Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Бюджеты фондов на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. Ответственность за регулирование страхования должна быть разделена между федеральными и региональными органами власти.

Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений.

По итогам проведенного анализа деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации за последние три года был сделан вывод, что наблюдается профицит денежных средств, то есть доходная часть превышает расходную. Основная часть расходов ФСС приходится на отчисления по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.

Можно заключить, что текущая деятельность ФСС является результативной и производит необходимые выплаты гражданам Российской Федерации.

Также на данный момент в деятельности внебюджетных фондов имеют место некоторые недостатки. Необходимо улучшать нормативную базу и установить строгий контроль за исполнением представлений и предписаний.

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Принципы функционирования внебюджетных фондов в РФ

Фонды обязательного социального страхования Российской Федерации в своей деятельности по осуществлению обязательного социального страхования руководствуется следующими принципами:

  • эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщая обязательность социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
  • доступность застрахованных лиц к реализации задекларированных государством социальных гарантий;
  • государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по обязательному социальному страхованию независимо от его финансового положения (субсидиарность);
  • ответственность внебюджетных фондов за целевое использование финансовых средств обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обеспечение государственного надзора и общественного контроля за целевым расходованием финансовых средств внебюджетных фондов социального страхования и соблюдения действующего законодательства России в сфере обязательного социального страхования.

При этом, в некоторых случаях добавляются специфические принципы функционирования внебюджетных фондов.

Например, при осуществлении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к вышеперечисленным принципам добавляются такие как:

  • экономическая заинтересованность страхователей в улучшении условий труда и повышении его безопасности, а также в снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • обязательность регистрации в качестве страхователей всех работодателей (юридических и физических лиц), нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • дифференцированность величины страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

При обязательном медицинском страховании добавляются такие принципы как:

  • обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
  • обязательность страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию т.е. предоставление застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации, участвующей в программе обязательного медицинского страхования.

Подытоживая вышеизложенное можно считать, что основной функцией финансирование страхового обеспечения, которое для каждого вида социального страхования имеет свои специфические особенности.

Подытоживая выше изложенное можно сделать нижеследующие выводы.

  • основная функция внебюджетных фондов обязательного социального страхования – финансирование защиты граждан России от наступления социальных рисков через обязательное социальное страхование;
  • внебюджетные фонды обязательного социального страхования обеспечивают выполнение расходных обязательств Российской федерации через финансирование страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
  • основные принципы функционирования внебюджетных фондов обязательного социального страхованию заключаются во всеобщей обязательности социального страхования, обязательности уплаты страховых взносов, государственная гарантия исполнения обязательств Фондов обязательного страхования по финансированию страхового обеспечению независимо от его финансового положения.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Что нужно знать про объединение ПФР и ФСС и единый тариф взносов в новый фонд

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Как будет проведено объединение на практике и к чему оно приведет:

  • будет ли ликвидация пенсионного фонда в 2022-2023 году? Так как будет создана новая структура под названием Социальный фонд, прежние фонды, ПФР и ФСС, будут ликвидированы. Но эта ликвидация будет произведена путем реорганизации, объединения, то есть, по закону Социальный фонд должен стать правопреемником ПФР и ФСС;
  • что будет с пенсиями после ликвидации ПФР в 2022 году? С пенсиями ничего не случится;
  • будут ли сокращения сотрудников фондов — пока говорится о возможном сокращении представителей аппарата.

Сомнений в принятии закона нет, так как он разработан Правительством РФ, мероприятия по объединению фондов должны стартовать уже в ближайшее время.

Реформа планировалась уже давно и обусловлена процессами цифровизации и оптимизации управления. Правительство планирует упростить порядок получения социальных услуг гражданами и процесс расчета и уплаты платежей. У ПФР и ФСС схожие функции и большой объем единой инфраструктуры — объединение позволит сократить расходы на управленческий аппарат (сокращение рядовых работников не планируется).

Что представляет собой объединение Пенсионного фонда с Фондом социального страхования РФ? Последние новости на основании проекта закона:

  • объединение, реорганизация фондов в одну структуру, которая получит название Социальный фонд и статус государственного внебюджетного фонда;
  • создание специального наблюдательного совета в структуре Минтруда для управления Социальным фондом. В него будут входить семь человек, в том числе, представители работодателей и профосюзов;
  • введение единого платежа для работодателей на основе единой базы в размере 1 565 000 рублей при сохранении прежнего размер взносов. Авторы законопроекта утверждают, что это приведет к повышению финансовой нагрузки только для 12,9% работодателей, осуществляющих деятельность в финансовом, нефтегазовом, металлургическом, научно-исследовательском секторах экономики.
Читайте также:  Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений

Как будет проведено объединение на практике и к чему оно приведет:

  • будет ли ликвидация Пенсионного фонда в 2022 году. Будет создана новая структура под названием Социальный фонд — прежние фонды ПФР и ФСС ликвидируют. Ликвидация будет произведена путем реорганизации и объединения. По закону Социальный фонд должен стать правопреемником ПФР и ФСС;
  • что будет с пенсиями после ликвидации ПФР в 2022 году. Ничего не изменится;
  • будут ли сокращения сотрудников фондов — пока говорится о возможном сокращении представителей аппарата.

Экономисты считают, что это оптимизирует затраты, сделает фонд более удобным для получателей выплат. Реорганизация никак не коснется пенсионеров, тем более, что уже по всей стране внедрены электронные Трудовые книжки, которые позволяют онлайн видеть все перемещения работника и его трудовые заслуги, получать информацию о налогах и отчислениях.

Статья 425 НК РФ регламентирует базовые тарифные ставки для обязательных страховых отчислений в ПФР и другие фонды. В следующем году показатели останутся на том же уровне. В общем случае на страховые взносы суммировано уходит 30%.

Кроме этого, для определения страхвзносов для ПФР и перечислений на соцстрахование, связанное с временной нетрудоспособностью и материнством, каждый год утверждается предельная облагаемая база. Если доход застрахованного гражданина, превышает данные лимиты, взносы идут по сниженным тарифным ставкам или не начисляются совсем.

В 2022 году Минфин собирается ввести следующие предельные базы по страховым взносам:

  • на пенсионное страхование – 1 565 000 руб.;
  • на социальное страхование – 1 032 000 руб;
  • взносы на медстрахование предельной базы не имеют.

Базовые страховые взносы на 2022 год:

Разновидность взноса Тариф для выплат, которые не превышают предельную базу (%) Тариф для выплат, которые выше предельной базы (%)
Пенсионное страхование 22 10
Социальное страхование (ВНиМ) 2,9 1,8 в пользу иностранных граждан (данная норма не касается высококвалифицированных специалистов) Нет начисления
Медицинское страхование 5,1 (нет предельной базы)

Президент Казахстана предложил реформировать политическую модель страны

С 1 января 2022 года вступили в силу изменения, которые освобождают пенсионеров, признанных банкротами, от удержаний части долга из пенсии. Речь идет о ситуациях, когда пенсионеры берут кредиты, а потом оказываются не в состоянии их выплачивать.

Ранее по судебным листам могли производиться удержания из пенсии, после принятия новых правил такая практика будет прекращена.

В конце прошлого года Госдума приняла закон о сохранении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии (сроке дожития) в 2022 году на прежнем уровне — 264 месяца. В 2020 году он составлял 258 месяцев. Период выплаты накопительной пенсии определяется на основании статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте 60 и 55 лет.

Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо, ожидаемый срок дожития устанавливается специальным законом ежегодно.

Ст. 425 НК РФ устанавливает базовые тарифы страхвзносов, которые в 2022 г. останутся на прежнем уровне. Суммированно отчисления на страховые взносы — 30 процентов в общем случае. Кроме того, для расчета «пенсионных» страхвзносов и взносов на соцстрахование по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) ежегодно устанавливается размер предельной облагаемой базы. С дохода каждого застрахованного лица, превышающего эти лимиты, взносы начисляются по более низким тарифам или не начисляются вовсе. На 2022 год утверждены следующих размеры предельных баз по страхвзносам (Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 195):

  • на пенсионное страхование – 1 565 000 руб.;
  • на соцстрахование (ВНиМ) – 1 032 000 руб.

Для взносов на медстрахование предельная база не устанавливается.

Базовые размеры страховых взносов в 2022 году составляют:

Вид взноса

Тариф для выплат, не выше предельной базы

Тариф для выплат сверх предельной базы

Пенсионное страхование

22%

10%

Соцстрахование (ВНиМ)

2,9%

1,8% в пользу иностранцев (кроме высококвалифицированных специалистов)

Не начисляется

Медстрахование

5,1% (предельная база не устанавливается)

Продолжает действовать сниженный вдвое совокупный тариф страхвзносов для субъектов МСП (внесенных в Единый реестр МСП) – не 30, а 15 процентов (закон № 102-ФЗ от 01.04.2020; пп.17. п. 1 ст. 427 НК РФ). Применяется он ежемесячно, но не ко всей выплате физлицу, а только к той ее части, которая превышает размер действующего федерального МРОТ.

В 2022 году МРОТ установлен на уровне 13 890 руб.

ЕСН в 2022 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2022 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 10 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют единым социальным налогом. К тому же есть вероятность, что его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2022 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ. Размер МРОТ в 2022 году составляет 13 890 рублей.

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Отчисления во внебюджетные фонды:

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Какие страховые взносы поступают во внебюджетные фонды. Плательщики

Под страховыми взносами (СТВ) подразумеваются регулярные платежи, осуществляемые в обязательном порядке. Они обеспечивают в будущем достойную пенсию, оплату больничных и пособий на малышей, бесплатную медпомощь.

Перечисляют взносы предприниматели, работодатели и самозанятые лица. ИП, в штате которого имеются сотрудники, обязан перечислять средства не только за себя, но и своих работников.

Под СТВ подразумеваются суммы, предназначенные для страхования: (нажмите для раскрытия)

  • пенсионного. Средства накапливаются в ПФ;
  • от несчастных случаев, которые могут произойти в процессе производства, от заболеваний профессионального характера. Средства перечисляются в ФСС;
  • медицинского (ФОМС).

Следует безоговорочно производить перечисление средств во внебюджетные фонды:

  1. Лицам, выплачиваемым сотрудникам зарплату и иные виды вознаграждений:
  • компаниям и фирмам со статусом юрлиц;
  • ИП;
  • физлицам без статуса ИП.
  1. Бизнесменам, практикующим в частном порядке по правилам, установленным законодательно. Их отличительная особенность – предприниматели работают самостоятельно и не имеют официальных сотрудников или помощников, которым выплачивается заработок.

Важно! Когда плательщика СТВ одновременно можно отнести к нескольким категориям, то он обязан платить средства по каждому основанию отдельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *