Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: семь наивных вопросов начинающего поставщика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Преимущества для заказчика и поставщика
Заказчики и поставщики, участвующие в госзакупках, получают ощутимые преференции, которые выражены в:
- получении крупных финансовых субсидий;
- отсутствии необходимости вкладывать средства в рекламу и в другие способы привлечения клиентов;
- оперативном заключении контрактов на основании конкретного срока, оговорённого законодательством;
- строгом описании закупочного объекта в тендерной документации;
- своевременной выплате суммы, прописанной в контракте;
- контролем процесса выбора поставщика со стороны надзорного органа;
- предсказуемости рынка;
- формировании на рынке положительного имиджа участников госзакупок;
- низком уровне конкуренции.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС: Чек-лист
- Квалифицированная электронная подпись (КЭП)на имя руководителя компании.
- Учредительные документы юрлица или ИП. Полный перечень документов в следующем списке
- Запас времени — 3-16 дней до необходимой закупки.
Полный перечень документов для юридического лица:
- Выписка из ЕГРЮЛ
- КПП и дата постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации юрлица для иностранного участника*)
- ОГРН – (Основной государственный регистрационный номер)
- ФИО, должность, ИНН и паспортные данные лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юрлица.
- ОКВЭД
- Копии учредительных документов
- Решение об одобрении крупной сделки с максимальными параметрами одной сделки.
- Документы, подтверждающие полномочия физлица на регистрацию в ЕИС (для иностранных лиц, которых нет в ЕГРЮЛ и госреестре аккредитованных филиалов и представительств иностранных юрлиц*)
Полный перечень документов для физического лица:
- Выписка из ЕГРИП
- Дата регистрации ИП и постановки на учет в налоговой (документы о госрегистрации ИП для иностранного участника*)
- ОГРП
- Данные из паспорта или других документов, удостоверяющих личность ИП.
О первых государственных закупках ( госзакупки ) в России известно мало. Первые сведения о них восходят к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович устроил некое подобие публичных торгов на закупку муки и сухарей для нужд города Смоленска. Воеводам близлежащих городов, купцам были разосланы грамоты с приглашением отвезти партию муки и сухарей в Смоленск. Представители царя торговались с потенциальными поставщиками, насчет стоимости доставки до тех пор, пока не приходили к согласию. Царь, выступив в качестве государственного заказчика, вёл диалог с поставщиком не с позиции силы, а на взаимовыгодной основе.
Канцелярия подрядных дел
Спустя полвека Петр Первый уже активно заключал договоры подряда. Петр Первый впервые учредил специальное ведомство – Канцелярию подрядных дел. В круг ее обязанностей входила прежде всего ответственность за проведение госзакупок. Также, в 1717 году была учреждена должность гофмаклера – купца-эксперта, знавшего толк в торговых сделках. Должность эта просуществовала почти сто лет.
Во времена Екатерины Второй тема госзкупок продолжала успешно развиваться. В частности, в Регуле провиантского правления речь шла о закупке у прямых поставщиков, а также рекламе торгов.
В XIX веке организация становилась все более четкой, повышалась исполнительность купцов и предпринимателей. Потенциальные поставщики, соблюдая формальности, передавали заявку с нарочным. Посещать канцелярию им было необязательно.
Импортозамещение при госзакупках
В XIX веке правительство России впервые начало проводить политику импортозамещения при госзакупках. Тема эта достаточно обширная и поэтому в рамках данной статьи подробно не рассматривается. Отметим только что уже в то время российскими госзаказами активно интересовались иностранные банки и компании. Политика фритредерства – невмешательства государства в экономику привела к разорению в стране многих фабрик и заводов в период с 1821 по 1840 годы – период интенсивного импорта в Россию иностранных товаров при одновременном уменьшении поставок некоторых видов сырья.
Без законодательного регулирования сфера Госзакупок, скорее всего, была бы очень закрытой как для участников, так и для контроля. Государственные заказчики работали бы только с привычными поставщиками.
Новые участники сталкивались бы с большими проблемами, связанными с входом на рынок, поскольку Госзаказчики в подавляющем большинстве, не хотели бы рисковать, заключая контракты с незнакомыми, непроверенными компаниями. Контролирующие органы в данной сфере не имели бы возможности проверить, насколько эффективно и целесообразно используются бюджетные средства. Пришлось бы непрерывно контролировать, действительно ли Госзаказчики закупают по разумным ценам или находятся в сговоре с поставщиком, платят ему вдвое больше рыночной цены и полученную сверхприбыль делят между собой заинтересованные лица.
С чего начать заказчику закупки по 44-ФЗ
Далее разберём, как проводится закупка с точки зрения покупателя по 44-ФЗ, с чего начать заказчику и как действовать правильно на при выборе поставщика.
Итак, для любого контрактного управляющего необходимо хорошо разбираться в нормативной базе, касающейся закупок в своей сфере. На предприятии в обязательном порядке должно быть разработано Положение о контрактном управляющем, а также издаётся приказ о назначении КУ. Помимо этого, должны быть утверждены план закупок (ПЗ) и план-график закупок (ПГЗ). Эти документы являются основой, на котором в дальнейшем строится работа контрактного управляющего.
Начать следует с того, чтобы выделить первоочередные задачи. Потребуется определиться, какие объекты необходимо закупить прежде всего, в каком объёме, на какую сумму и в какие сроки. Затем нужно сверить, занесена ли данная закупка в план-график и когда именно.
Дело в том, что 44-ФЗ накладывает временные ограничения на различные этапы реализации государственных закупок. Изменения в законе с 01 июля 2018 года отменили десятидневный срок ожидания для публикации извещения после того, как закупка вносится в план-график. Но это касается сделок с единственным поставщиком и проведения повторных конкурсных процедур. Данное нововведение в 44-ФЗ позволяет заказчику быстрее начать закупку.
После определения ближайшей цели можно составлять план действий.
- В первую очередь нужно определить схему, по которой будет проводиться выбор поставщика: аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Важно учесть все ограничивающие факторы, которые установлены законом для той или иной процедуры, в частности не попадает ли объект закупки в обязательный аукционный перечень. Алгоритм дальнейших действий распишем на примере электронного аукциона.
- Вторым шагом сверяемся с планом-графиком. Если закупка в нём присутствует, то уточняем, какая именно информация занесена в план-график – объем закупки, её стоимость. Затем следует поднять документы, обосновывающие цену контракта. Если вы убедились, что вся информация актуальна и нужные бумаги в наличии, можно приступать к составлению конкурсной документации.
- Если у вас нет опыта проведения государственных закупок, то лучше всего в качестве примера взять документацию с предыдущих торгов, что позволит вам не изобретать велосипед и в то же время включить всю нужную информацию. Все положения необходимо сверить с актуальной редакцией закона. Затем документацию потребуется согласовать.
- 44-ФЗ жёстко регламентирует этапы аукциона по срокам. Поэтому необходимо соблюдать временные рамки всех действий: прием заявок, их рассмотрение, дата проведения самого аукциона, оформление результатов. Удобнее всего рассчитать сроки таким образом, чтобы прием заявок заканчивался в утренние часы на 8-й день после того, как будет опубликовано извещение об аукционе. Таким образом у вас окажется достаточно времени, чтобы оформить первый протокол. Помимо этого, нужно принимать во внимание, что при размещении извещения в системе оно подвергается казначейскому контролю, на что также требуется время.
- Аукцион может состояться только при условии, что на него подается не менее 2 заявок. Если вы только начинаете свою деятельность в должности конкурсного управляющего, то интересно и полезно наблюдать за ходом торгов через личный кабинет, находясь онлайн на электронной площадке. Как только аукцион закончен, вам потребуется подвести итоги, сформировать и разместить протокол, содержащий результаты рассмотрения вторых частей заявок. Затем следует процедура подписания контракта с победителем. Функционал электронной площадки не позволит сделать этого раньше, нежели установлено законом. Поэтому нужно внимательно наблюдать за подсказками в личном кабинете, и тогда вы сделаете всё вовремя.
-
После подписания контракта стороны приступают к его непосредственному исполнению. С 01 июля 2018 года в 44-ФЗ были внесены изменения, сократившие количество процедур, по которым потребуется размещать в системе отчеты по результатам закупок. В настоящее время такая обязанность осталась, если предметом закупки являются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия. А также в том случае, если начальная минимальная цена контракта больше 1 млрд руб. Соответственно, объём работы контрактного управляющего по всем остальным закупкам будет меньше.
Никакими нормативными документами нельзя предусмотреть весь спектр обстоятельств, возникающий для каждой конкретной закупки. Поэтому контрактный управляющий должен обладать широкими знаниями в разных сферах, чтобы быстро ориентироваться в любой ситуации и успешно справляться даже с самыми трудными моментами, уметь эффективно действовать при форс-мажорах.
Сколько длится электронный аукцион?
Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку все зависит от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они используют в ходе участия.
Минимальный срок проведения ЭА составляет — 10 минут. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.
Согласно ч. 11 ст. 68 44-ФЗ при проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Максимальный же срок проведения ЭА может составлять до нескольких суток. Это может произойти в том случае, когда участниками достигнута цена контракта составляющая 0,5% НМЦК или ниже. И затем аукцион проводится на право заключить контракт путем повышения цены контракта (ч.23 ст.68 44-ФЗ). Однако на практике такие аукционы встречаются редко. В среднем же электронный аукцион длится 1-1,5 часа.
Тендер госучреждений, где компании соревнуются за право стать их поставщиком
Госучреждения не могут просто купить товары или оплатить услуги. Не важно, какие у них потребности — построить стадион или купить канцелярию, — они не могут просто заключить договор с подрядчиком или оформить заказ в интернет-магазине.
Чтобы найти исполнителей, госорганизации или бюджетные учреждения проводят специальную процедуру — госзакупки. Это вроде соревнования за право стать их поставщиком. Например, чтобы построить больницу, нужно закупить строительные материалы, найти подрядчиков, привезти оборудование и мебель — для всех товаров и услуг нужно провести госзакупку.
С 2019 года госзакупки проводят в интернете: заказ с требованиями к поставщику размещают на электронной торговой площадке — ЭТП. Все, кто хочет участвовать в торгах, оставляют заявки. Побеждает тот, кто предложил самые выгодные условия или низкую цену.
Рассказываем, какие бывают госзакупки, кто может в них участвовать, какие документы для этого нужны и с чего начать.
Ответы на частые вопросы
Я из Москвы. Могу я участвовать в закупках в других регионах?
Да, компания из любого региона может участвовать в закупках по всей России. Но обязательно продумайте процесс логистики: сможете ли вы поставить этот товар в отдалённый регион в нужные сроки и за указанную цену. Например, в Магадан невозможно доставить товар по железной дороге — только авиадоставка. Это стоит учитывать при расчёте цены контракта, потому что отдельной доплаты за доставку не будет: цена закупки — это максимально возможная стоимость всего контракта.
Ещё важный момент: обратите внимание на количество поставок по договору. Если нужна разовая поставка 10 тонн сахара в Иркутск, это одни издержки на перевозку, а если нужно привозить по 100 кг каждую неделю — совсем другие.
Может ли ИП получить госзаказ, если занимается другой деятельностью, но готов перестроиться и выполнить условия?
Да, можно выполнять госзаказы из другой сферы, даже если у вас нет нужных кодов ОКВЭД. В госзакупках это не имеет значения. К исполнителю могут быть другие требования, например наличие лицензии. Такие требования всегда прописаны в закупочной документации.
Запомнить:
- Госзакупки нужны для того, чтобы бюджетные организации эффективно тратили выделенные им средства при приобретении товаров, работ и услуг.
- Госзакупки в основном проводятся по 44-ФЗ и 223-ФЗ и делятся на конкурентные и неконкурентные.
- Участвовать в госзакупках могут все. А для малого бизнеса есть ещё и льготы.
- Поставщикам без опыта лучше начинать с простых закупок, таких как закупки до 600 000 ₽, и потом переходить к более сложным.
Госзакупки – что это такое?
Коротко – это такая схема, при которой результаты конкретного бизнеса (товары, услуги или другие виды работ) приобретаются государством. Его представляют со стороны покупателя любые учреждения и предприятия – муниципальные или региональные, от совсем небольших до огромных корпораций. В них работает множество сотрудников разного уровня – и все они нуждаются в совершенно типовых товарах или услугах.
Возможно, кому-то из предприятий потребуется разработать и оформить сайт или перезапустить и апгрейдить имеющийся. Интернет тоже нужно поддерживать или прокладывать, то же самое касается телефонии. Иногда возникает надобность в реставрации зданий – и, разумеется, офисные помещения всегда нужно обслуживать. Снабжение сотрудников питьевой водой и горячими обедами, канцтоварами или курьерскими услугами – словом, множество потребностей в любой сфере совершенно в любом регионе страны могут быть интересны бизнесмену.
Сотрудничать с государством очень выгодно и удобно, поскольку бюджеты на конкретный пакет госуслуг обычно просчитаны и заложены изначально, что является серьезной гарантией своевременной и полной оплаты работы подрядчика.
Участие в госзакупках малого объема
Существует закон № 44-ФЗ, согласно которому информацию о потребности предприятия в госзакупках малых объемов разрешается не озвучивать публично. Аукционы из-за небольших сумм контрактов проводить считается неэффективным.
Опыт столицы показал, что обеим сторонам – и учреждениям, и участникам частного бизнеса – все же удобнее работать по прозрачным и понятным схемам. На портале поставщиков находятся и регулярно пополняются разделы с информацией о госзакупках именно малого объема, хотя аукционы действительно никто не устраивает. Тем не менее любой желающий обладает правом разместить на портале любое предложение, среди которых столичные предприятия выбирают самые актуальные для них, исходя из собственных запросов.
Возможность просмотра всех заказов делает удобным выбор оферты для любого из предпринимателей. Среди прочего можно увидеть планы различных госучреждений на год, сравнить свои предполагаемые цены с актуальными ценами конкурентов по конкретному сегменту бизнеса.
История сделок каждого из зарегистрированных на сайте участников позволяет провести анализ и скорректировать собственную бизнес-стратегию, ориентированную на успешное участие в госзакупках.
Простые и понятные правила взаимодействия обеих сторон в госзакупках позволяют устанавливать те цены, которые будут удобны всем участникам процесса, и все остаются в выигрыше – и поставщик, и покупатель.
Схемы с откатами ушли в прошлое: именно для максимальной прозрачности документооборота фиксируются все детали предыдущих контрактов – и доступ по ним открыт всем желающим. Обращение в ФАС поможет в любых спорных ситуациях – или там, где можно увидеть мошенничество либо нечестные схемы сотрудничества при заключении контракта госзакупок. Нарушители получают внушительные штрафы или привлекаются к уголовной ответственности – и это касается и заказчиков, и исполнителей.
Подобные принципы решений для госзакупок используются и в других развитых странах – например, в Евросоюзе.
- Участие в тендерах – перспективное направление бизнеса. Оно будет развиваться, поскольку это единственный инструмент, позволяющий государству покупать товары по конкурентным ценам. Тендеры были, есть и будут, и с каждым годом они становятся еще более доступными и открытыми для всех. Шаг, подтверждающий эту тенденцию, – переведение всех закупок в электронный формат.
- Тендерные продажи для многих – один из способов увеличения объемов продаж товаров или услуг. Большинство предпринимателей рассматривают участие в тендерах как расширение рынка сбыта.
- Тендеры – хороший способ построить бизнес без капитальных вложений. Вам не нужны деньги на рекламу, траты на аренду офиса, наем персонала.
Перед тем, как начать свой путь в тендерных закупках, уделите время изучению этой ниши, пройдите профильное обучение.
Права и обязанности головного исполнителя
Закон №275-ФЗ наделяет головного исполнителя правами в сфере государственного оборонного заказа (ст.7.2 275-ФЗ).
Например:
- запрашивать у исполнителей информацию, касающуюся исполнения контрактов;
- получать от федерального органа в области обороны доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе государственного оборонного заказа и др.
Но помимо прав, законом установлены и обязанности. В частности, головной исполнитель обязан, например (ст. 8 275-ФЗ):
- определить состав исполнителей, обосновывать с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам);
- по согласованию с государственным заказчиком выбирать уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
- уведомлять (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета;
- включать идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с исполнителями;
- соблюдает режим использования отдельного счета и др.
Государственные закупки.
Органы исполнительной власти осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд.
Государственный заказ размещается обычно среди любых предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа.
Основным способом определения конкретных исполнителей государственного заказа, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс (с предварительным отбором или без него). Другими способами размещения государственного заказа являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).