Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на новые ФСБУ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 2022 года ввели новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: среди них — сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам. Его применяют учреждения, которые формируют консолидированную отчетность. ФСБУ определяет порядок раскрытия сведений о показателях отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной отчетности. Такие отчеты формируют, в том числе, и главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), которые осуществляют функции и полномочия учредителя для бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, консолидированную отчетность формируют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.
ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.
С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.
Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.
100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.
На что распространяется и не распространяется стандарт
Согласно документу, к нематериальным активам можно отнести:
- результаты интеллектуальной деятельности;
- средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;
- разрешения и лицензии на ведение отдельных видов деятельности.
Не распространяется стандарт на:
- финансовые вложения;
- результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, приобретённые, созданные или находящиеся в процессе создания для продажи в ходе обычной деятельности организации;
- права пользования активом, возникающие из договора аренды;
- поисковые активы;
- созданные своими силами средства индивидуализации — фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.;
- интеллектуальные и деловые качества персонала, его квалификация и способность к труду;
- информация о покупателях и иных контрагентах, созданная собственными силами организации;
- материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, в случае, когда организацией принято решение об их отдельном от объекта нематериальных активов учёте.
Как считать амортизацию
Для каждого объекта нематериального актива организация должна определить срок полезного использования (период, в течение которого использование нематериального актива будет приносить экономические выгоды). А для отдельных объектов нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или объёма работ или услуг в натуральном выражении, которое организация планирует получить от использования такого объекта нематериальных активов.
Срок полезного использования можно определить исходя из:
- из срока действия прав организации на результаты интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации;
- срока действия разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
- ожидаемого периода использования объекта с учётом нормативных, договорных и других ограничений использования и намерений руководства организации в отношении использования такого объекта
- ожидаемого морального устаревания, например, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса, рыночного спроса и других факторов;
- срока полезного использования иного актива, с которым НМА связан (например, материального носителя).
Объекты нематериальных активов, для которых срок полезного использования определить нельзя, не подлежат амортизации.
Амортизацию по общему правилу начинают начислять с даты признания объекта в бухгалтерском учёте, а прекращают — с момента его списания. Начисление амортизации можно приостановить, если ликвидационная стоимость объекта становится равной его балансовой стоимости или превышает её.
Способ амортизации нужно выбирать в зависимости от того, каким периодом определяют срок полезного использования.
- Если это период, когда нематериальный актив будет приносить экономические выгоды, выбирают линейный способ или способ уменьшаемого остатка.
- Если исходят из количества продукции (объёма работ или услуг), которые ожидают получить от использования нематериального актива — амортизация проводится пропорционально количеству продукции.
Имущественный и земельный налоги
В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:
- имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
- отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
- поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.
Обновления по спецрежимам
С 2023 года перейти на автоматизированную УСН смогут не только вновь зарегистрированные налогоплательщики, но и уже действующие, если они соответствуют требованиям, которые установлены для этого спецрежима.
При применении обычной УСН предусмотрены такие корректировки:
- изменится срок сдачи декларации — до 25-го марта (для юрлиц) и до 25-го апреля (для ИП);
- изменятся сроки уплаты авансового и годового платежей — до 28-го числа месяца после отчетного периода для авансов для всех плательщиков, до 28-го марта по годовому налогу (для юрлиц), до 25-го апреля по годовому налогу (для ИП);
- для сдачи отчетности будет применяться обновленная форма декларации по УСН;
- в перечень видов деятельности, при которых запрещено применять УСН, включили с 2023 года ювелирную деятельность.
Как хранить документы бухучета?
5 правил хранения документов по новому стандарту.
- Компания обязана хранить подлинники.
- Храниться документы должны в том виде, в котором они составлены, то есть если изначально документ составлен на бумаге, то хранить надо именно бумажную версию, а не его оцифрованный вариант.
- Архив должен храниться на территории Российской Федерации.
- Доступ к архивным документам предоставляется в порядке, установленном компанией и с обязательным уведомлением главного бухгалтера или другого ответственного лица.
- Если документ теряется или происходит его порча, компания должна восстановить документ.
Обязательный единый налоговый платеж
Одним из главных изменений с 2023 года для бухгалтера стало обязательное введение для всех налогоплательщиков ЕНП – единого налогового платежа. Напомним, что впервые компании могли испробовать механизм ЕНП во второй половине 2022 года в рамках эксперимента. ФНС признала эксперимент удачным и решила распространить обязательное применение ЕНП на все компании и ИП.
Налоговые изменения с 2023 года в связи с введением ЕНП связаны с корректировкой платежных сроков и форм налоговых деклараций, а также пересмотру других налоговых процедур и документов. У налогоплательщиков появятся новые обязанности и права:
- необходимость уплаты налогов и взносов на один счет;
- обязанность по представлению в инспекцию нового уведомления, в котором необходимо отражать сумму налогового платежа за отчетный период;
- возможность отслеживания налоговых расчетов через личный кабинет в онлайн-режиме.
Нематериальные активы
По ФСБУ, к нематериальным активам относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».
Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:
- неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
- неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.
Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.
Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.
Когда и как списывать запасы?
ПБУ 5/01 никак не регулирует вопрос о том, в каких случаях списывать запасы. Согласно новому стандарту списание необходимо производить одновременно с признанием выручки от продажи или при выбытии в ситуациях, отличных от продажи. Помимо этого, запасы обязаны быть списаны в случае, если предприятие не предполагает получение дохода от их дальнейшего использования или продажи. Некоммерческой компании следует списать запасы, в случае если она не сумеет использовать их в целях установленной деятельности.
Балансовая стоимость списываемых запасов должна быть признана в расходах периода, в котором:
- признана выручка от продажи запасов;
- произошло иное выбытие (списание).
Расходы на списание запасов при продаже должны учитываться обособленно от расходов на списание в иных случаях.
При отпуске запасов в производство, отгрузке готовой продукции, товаров покупателю, при списании себестоимость запасов будет рассчитываться, как и сейчас, одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- средней себестоимости;
- себестоимости единиц, первых по времени поступления (способ ФИФО).
Для расчета себестоимости запасов, обладающих аналогичными свойствами и областью применения, понадобится последовательно использовать один и тот же метод расчета. Себестоимость запасов, которые не могут быть взаимозаменяемыми, а также запасов, учитываемых в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), будет определяться по каждой единице учета запасов.
Что будет с формой 4-ФСС и персотчетами
В связи с объединением ПФР и ФСС количество отчетов в эти ведомства с 2023 года сократится. Вместо отдельных форм введут единый отчет, который нужно будет сдавать в объединенный фонд.
В результате таких преобразований отпадет необходимость индивидуально заполнять и сдавать некоторые отчеты: СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, СЗВ-ТД. Нужные сведения объединенный фонд будет получать из нового отчета. В этот отчет так же будут включаться отдельным разделом сведения, которые сейчас отражаются в 4-ФСС.
Получается, что августовские обновления форм персонифицированной отчетности будут действовать всего несколько месяцев − до конца 2022 года. Согласно внесенным поправкам в правила заполнения СЗВ-ТД, бумажную форму в 2022 году вправе представлять только страхователи с численностью не более 10 человек, для остальных возможен исключительно электронный отчет (Постановление Правления ПФР от 21.04.2022 № 62п). Эти изменения для отчета ф. СЗВ-ТД в 2023 году будут уже не актуальными.
Изменения для бухгалтера
- Передача социальных взносов в ведение ФНС. Получается, что теперь ФСС будут отвечать лишь за взносы по травматизму, тогда как вся остальная отчётность перейдёт в подчинение ФНС.
- Новый срок сдачи доклада согласно страховому взносу. Отмеченный документ придётся подавать 4 раза в год на протяжении 30 дней после месяца, считающегося отчётным.
- Изменения в ведомостях по взносам. В будущем аннулируются нынешние формы РСВ-1 и 4-ФСС, а на их месте появится иной вид налоговых обязательств. Какой именно пока точно неизвестно.
- Отчётность о стаже работников. Обновлённый вид документа придётся сдавать один раз в год до 1 марта.
- Смена кодировки бюджетной классификации касательно страхового взноса. Так как бухгалтерские вклады теперь будут поступать непосредственно в налоговую, начнут действовать совершенно новые КБК.
- Обновлённый срок сдачи СЗВ-М. Указанную форму придётся подавать до 15 числа месяца, который следует сразу за отчётным.
- Иной стандарт снижения вкладов на травматизм. Если компания не подаст подтверждение всех видов деятельности своих работников, ФСС самостоятельно установит тариф взноса относительно самых рискованных вариантов.
- Суточные, размер которых превышает некий лимит обзаведутся налогом. Обычно указанное начисление не имеют подобного взыскания до некого уровня. При поездках по России этот предел равен 700 рублей, тогда как для поездок за границу – 2,5 тыс.
- Увеличение штрафов за несвоевременную подачу отчётности в ПФР. В случае игнорирования подачи ведомости в отведённые для этого сроки, начисляется наказание в размере 1 тыс. рублей.
- Привязка зарплаты верховных должностей к ведомости обычных сотрудников предприятия. Указанное нововведение в первую очередь касается государственных и муниципальных мероприятий. С зарплата всех членов правления обязана соотноситься к оплате труда обычных штатных работников.
Что такое стандарт бухгалтерского учета
Федеральные стандарты для организаций
Нормативный акт, утвердивший стандарт
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н
Стандарт применяется с 1 января 2022 года. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
Приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н
Стандарт применяется, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации
Дополнительно о применении Стандарта см. >>>
Положения по бухгалтерскому учету
Внимание! Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации в период с 01.10.1998 до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ, признаются для целей указанного Закона федеральными стандартами бухгалтерского учета (часть 1.1. статьи 30 Закона N 402-ФЗ).
Согласно ст. 21 Федерального закона «О бухгалтерском учете», рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, форм ведения учета, организации бухгалтерских служб предприятий, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля, а также порядка разработки стандартов экономических субъектов.
Рекомендации в области бухгалтерского учета разрабатываются и принимаются субъектами негосударственными регуляторами. В отличие от федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, они не являются обязательными к применению. Но еще раз подчеркну: ни Минпромторг, ни Минтранс, ни Минсельхоз и никакое иное государственное ведомство больше не является регулятором бухгалтерского учета. А значит, все специфичные для отрасли решения предприятию придется разрабатывать самому или пользоваться существующими рекомендациями.
Лидером в области разработки рекомендаций является Фонд НРБУ «БМЦ», начавший работу над ними еще в 2008 г. По состоянию на 01.05.2018 Фондом НРБУ «БМЦ» принято 88 рекомендаций (из них 22 за 2016–2017 гг.), 62 из которых посвящены порядку применения ФСБУ и ПБУ безотносительно отрасли деятельности, а 26 – порядку их применения в специфичных для конкретных отраслей ситуациях. Таким образом, крупный бизнес (а членами Фонда НРБУ «БМЦ» являются преимущественно крупные корпорации) понял необходимость стандартизации учетных практик как по специфическим внутриотраслевым вопросам, так и в сфере применения ФСБУ и ПБУ.
Распределение рекомендаций Фонда НРБУ «БМЦ» в области бухгалтерского учета по отраслям применения
Отрасль | Количество рекомендаций |
Любая | 63 |
Нефтегазовая промышленность | 9 |
Машиностроение | 6 |
Связь | 4 |
Торговля | 2 |
Горнодобывающая промышленность | 1 |
Сельское хозяйство | 1 |
Лизинг | 1 |
Деятельность некоммерческих организаций | 1 |