В Узбекистане для ряда предприятий ограничат оформление односторонних ЭСФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Узбекистане для ряда предприятий ограничат оформление односторонних ЭСФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.

В каких случаях счёт-фактура не нужна

Есть ситуации, когда оформление счета-фактуры не является необходимым, а сделка подтверждается другими документами: счетом на оплату, накладными и др. Можно не озабочиваться счетом-фактурой, если:

  • сделка не подлежит обложению НДС (ст. 149, 169 НК РФ);
  • предприятие реализует физическим лица товары в розницу за «кэш» (для подобных сделок достаточно бланка строгой отчетности или чека из кассы);
  • предприниматели находятся на специальных налоговых режимах (упрощенке, вмененке, ЕСХН, имеют патент);
  • юридическое лицо отдает товар своему сотруднику безвозмездно (на основании письма Министерства финансов РФ от 08 февраля 2016 г. № 03-07-09/6171);
  • планируется поставка товаров, и на нее получен аванс (при этом данный товар производят не дольше полугода, либо покупатель не платит НДС, либо для сделки предусмотрена нулевая ставка по данному налогу, например, товар идет на экспорт).

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

Итак, любой товар, работа или услуга, реализуемая в страны ЕАЭС, для российского плательщика НДС облагается этим налогом по ставке 0%. Это подтверждено письмами Минфина от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40. При этом в счете-фактуре помимо ставки 0% следует указать код вида товара по ТН ВЭД ЕАЭС — этого требует подпункт 15 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с требованиями подпункта 1.1 пункта 3 статьи 169 НК РФ, составлять счет-фактуру необходимо и в случае реализации на экспорт товаров, поименованных в статье 149 НК РФ.

Что касается вычетов, то больше не нужно отдельно учитывать «входной» НДС по товарам, которые будут реализованы на экспорт, и восстанавливать его при отгрузке. Теперь порядок вычета НДС (коме сырьевых товаров) соответствует обычному. То есть при наличии счета-фактуры «входной» налог по таким товарам принимается к вычету в том периоде, когда они приняты к учету. Такое правило действует с 1 июля 2016 года, когда вступили в силу соответствующие поправки в российский Налоговый кодекс.

НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС

Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).

Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.

Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Читайте также:  Налоги на дарение (в 2023 году): размер НДФЛ, примеры рассчетов

Счет-фактура: оформление, выдача, приемка

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Кто и в каких случаях заполняет раздел 4

Отчетная декларация по НДС с 0 ставкой подается, если налогоплательщик реализует товары на экспорт. Экспортные операции облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0%. Но чтобы получить льготы, следует направить в ИФНС пакет документов в течение 180 дней с момента начала экспортных таможенных процедур (п. 1 ч. 1 ст. 164 НК РФ). Перечень таких документов приведен в ст. 165 НК РФ.

Но сопроводительных документов недостаточно. На льготу влияет и вид товаров, которые налогоплательщик поставляет в другие государства:

В приказе № ММВ-7-3/558@ закреплено, как правильно заполнить раздел 3 и раздел 4 декларации по НДС: в блоке 3 рассчитывают сумму налога по операциям, которые облагаются по ставкам из пп. 1-4 ст. 164 НК РФ. А налог на добавленную стоимость, связанный с экспортными поставками сырья, отражают в специальных разделах декларации. Блок 4 заполняют по всем операциям вывоза, для которых подтверждены права на налогообложение по ставке 0%. То есть если налогоплательщик успел подать подтверждающие документы в течение 180 дней с момента вывоза (отгрузки) продукции, он показывает налоговый вычет и налогооблагаемую базу по нулевой ставке в разделе 4. Информацию отражают в отчете за период, на который выпадет дата сбора документации (письма Минфина № 03-07-08/4169 от 15.02.2013, № 03-07-08/41 от 16.02.2012).

А вот когда заполняется раздел 5 декларации по НДС — если налогоплательщик в текущем моменте получил права на вычет по документам, которые собрал раньше. Снова подавать обосновывающую документацию в ИФНС не требуется (п. 1 ст. 164 НК РФ).

Блок 6 заполняют, если закончился 180-дневный срок, отведенный на сбор документации, а налогоплательщик подготовил не все бумаги. В такой ситуации на экспортные товары начисляют обычный (не льготный) налог на добавленную стоимость. Если в следующем налоговом периоде плательщик соберет все сопроводительные документы, то он вправе возместить доначисленный налог и отразить его в блоке 4 декларации.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить декларацию по НДС при экспорте. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ошибка 2: компания подтверждает нулевую ставку не теми реестрами

Есть 14 реестров, которыми можно подтвердить нулевую ставку НДС в зависимости от вида сделки (приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).

С апреля 2020 года появится ещё два реестра для подтверждения следующих операций:

Приказ ФНС, который утверждает форму и формат этих документов, принят, но пока не опубликован.

В таком обилии трудно сориентироваться, и налогоплательщики часто выбирают реестр, которые не соответствует совершенной сделке.

Для сокращения подобных ошибок мы разработали таблицу, по которой можно сверить наименование реестра с соответствующими кодами операций. Напомним: значения кодов операций отражены в Приложении № 4 к Порядку заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

№ п/п Наименование реестра КНД Нормативный документ Коды операций, которые используются в реестре
1 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155110 Форма — приложение № 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 16 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010428
1010429
1010431
1010434
1010439
1010452
1010453
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
2 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155119 Форма — приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 17 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010430
1010454
3 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК РФ 1155121 Форма — приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 18 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010431
4 Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155120 Форма — приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 19 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010428
1010429
1010452
1010453
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
5 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155111 Форма — приложение № 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 20 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010434
1010439
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
6 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ 1155117 Форма — приложение № 6 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 21 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010442
7 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ 1155112 Форма — приложение № 7 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 22 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010424
1010425
1010426
1010427
1010435
1010436
1010467
1010468
1010469
8 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155113 Форма — приложение № 8 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 23 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
9 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155114 Форма — приложение № 9 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 24 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
10 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ 1155115 Форма — приложение № 10 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 25 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010433
1010437
1010451
1010467
1010468
1010469
1010482
1010483
1010484
1011407
1011408
1011409
11 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ 1155122 Форма — приложение № 11 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 26 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010440
1010441
12 Реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ 1155123 Форма — приложение № 12 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 27 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1011471
13 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ 1155116 Форма — приложение № 13 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 28 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010439
1010443
1010444
1010445
14 Реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК РФ 1155118 Форма — приложение № 14 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 29 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010408
1010455
Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Как считать 5 дней, отведенные на выставление счета-фактуры

По правилам НК РФ, когда продавец получает от покупателя аванс в счет предстоящей поставки, он обязан выписать счет-фактуру в течение 5 календарных дней со дня получения аванса (п. 3 статьи 168 НК РФ).

Счет-фактуру на аванс можно не составлять, а ограничиться только счетом-фактурой на отгрузку, если аванс и отгрузка произошли в одном квартале, и между этими событиями не прошло 5 календарных дней. Об этом написано в письме Минфина от 12 апреля 2019 г. № 03-07-08/28182.

Но если разница между ними больше 5 дней, даже в рамках одного квартала, потребуется два счета-фактуры.

Также продавец должен оформить счет-фактуру как на аванс, так и на отгрузку, если поступление аванса и отгрузка произошли в разных кварталах. В этом случае количество дней между событиями вообще не имеет значения.

Если же продавец не выставит счет-фактуру на аванс, то негативные последствия для него будут. Ведь в этом случае он занижает налоговую базу.

  • Безнадежная задолженность за товары: исключаем из учета
  • Как определить рыночную стоимость товаров для расчета НДС
  • Реализация и ввоз некоторых продуктов освобождены от НДС
  • Эффективно ли введение дифференцированных ставок НДС
  • Некоторые аспекты предотвращения мошенничества с НДС
  • Возникает ли НДС при строительстве для собственных нужд

В декабре 2018 года в налоговое законодательство страны были внесены некоторые изменения. Они вступили в силу в 2019 году.

Изменения и дополнения нашли отражение в следующих законодательных актах:

  • Закон Республики Узбекистан от 24 декабря 2018 года № ЗРУ-508.
  • Постановление Президента Республики Узбекистан от 26 декабря 2018 года № ПП–4086.

Оплачивать свою деятельность, и делать взносы в узбекский бюджет, обязаны предприниматели:

  • Реализующие сельхозпродукцию. Продукция собственного производства является исключением.
  • Оказывающие услуги брокера.
  • Оказывающие услуги аудитора.
  • Оказывающие консалтинговые услуги.
  • Занимающиеся общественным питанием.
  • Занимающиеся гостиничным хозяйством.
  • Осуществляющие торговлю (оптово-розничную, оптовую, розничную).
  • Занимающиеся строительством.

Советуем посмотреть вебинар о налогообложении в Узбекистане в 2021 году.

Счет-фактура: оформление, выдача, приемка

Если имеется необлагаемый и облагаемый оборот, расчёт осуществляется на основе суммы НДС:

  • По товарам, которые были приобретены для личных нужд.
  • НДС, что приходится на облагаемый оборот. Сюда же относится оборот, который облагается по ставке в 0%.

К товарам, необлагаемым оборотом, следует отнести:

  • Те, что реализуются за пределами РУ.
  • Освобождённые от НДС.

Если плательщик совершает необлагаемые и облагаемые обороты одновременно, то «входной» НДС обязательно распределяется.

Сумма налога на добавленную стоимость определяется 2 способами:

  • Раздельным.
  • Пропорциональным.

Выбранный способ закрепляется в учётной политике. Заменять его на протяжении календарного года нельзя.

Общеустановленным местом, где реализуются товары, является территория Узбекистана.

При этом должно быть выполнено хотя-бы одно из двух условий:

  • В момент погрузки и перевозки товар находится в пределах узбекских границ, или на других территориях, которые находятся под юрисдикцией этого государства.
  • Товар находится в Узбекистане, но не грузится и не перевозится.

Для определения налогооблагаемой базы необходимо учесть следующие показатели:

  • Убытки, которые имели место в прошлых периодах.
  • Размер уменьшения прибыли, облагаемой налогом.
  • Льготы по НДС.
  • Вычитаемые расходы.
  • Доход (в совокупности).

Налогоплательщики могут сами корректировать налоговые обязательства. Они должны основываться на ценах, которые имеются на рынке.

Если налогоплательщик замечает, что в процессе заключения сделки цена отклоняется от рыночной, он может самостоятельно внести корректировки, и осуществить уплату налога.

Налогоплательщик имеет право платить:

  • Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций.
  • НДПИ.
  • НДС.

При этом учитываются налоговые периоды, которые завершаются в течение 1 календарного года. При этом обязательно рассматривается стоимость сделки, которая заключается с взаимозависимым лицом.

Читайте также:  СП 1.13130.2012 Эвакуационные пути и выходы

В соответствии с 207 статьей НК, работа, которая выполняется нерезидентами республики, является для организации, действующей на территории РУ, оборотом, который облагается НДС.

Здесь имеется важное условие: местом реализации должен быть именно Узбекистан.

Вне зависимости от того, является организация плательщиком НДС или нет, по работам, которые выполняются нерезидентом, возникает обязательство по осуществлению всех выплат.

А также предприятие обязуется составить отчётность по НДС.

Форма отчётности обязательно включает в себя:

  • Сведения о налогоплательщике.
  • Расчёт налога на добавленную стоимость по всем услугам, которые были получены от нерезидентов республики.

Нюансы порядка выставления счет-фактуры

Счет-фактура может быть представлено лично, в письменном виде, либо послана, в электронном виде. Документация оформляется в специальной форме, которая регламентирована законодательством. Порядок и регламент предоставления документов посредствам электронной сети указаны в специальном параграфе закона и прописаны на сайте Министерства финансов.

Документы можно оформлять в электронном виде, исключительно по обоюдному согласию сторон и при этом, необходимо заранее предусмотреть тот факт, что у обеих организаций должны поддерживаться одинаковые или совместимые технические программы и возможности. Это обусловлено необходимостью проверки обработки счет-фактуры, в соответствующем порядке.

Закон никак не прописывает форму соглашения на применение электронного вида документации, поэтому, в качестве условного согласия можно использовать тактику делового поведения, это может быть, к примеру, устное согласие, либо условие, прописанное в договоре. Этот совет, в качестве одного из самого важного указан на официальном ресурсе Минфина, для последующего исключения недоразумений.

При этом даже такое соглашение не исключает возможность формировать счет-фактуру в письменном виде (таким образом, не потребуется дубликат или копия в письменном виде).

При оформлении счетов в электронном виде необходимо руководствоваться рекомендациями по выбору специальных операторов электронного документального оборота, перечень которых размещен на специальном портале в сети.

С 1 января УПД и счета‑фактуры можно выставлять только в новом формате

ФНС утвердила новый формат для первичных документов, счёта-фактуры и УПД. Перейти на него должны все организации, которые обмениваются электронными документами.

Что меняется

До 1 января 2020 года электронные первичные документы, формы УПД и счета-фактуры можно создавать по двум форматам:

  • в старом, который закреплён в приказе ФНС от 24.03.2016 № ММВ‑7–15
  • и новом, который утверждён приказом ФНС от 19.12.2018 № ММВ‑7–15
  • 1 января 2020 года приказ 155 утратит силу, создавать счета-фактуры и УПД можно будет только в новом формате. В старом формате они не будут соответствовать требованиям закона (п. 1 ст. 169 НК РФ).

Документы в старом формате, который вы выставили до 1 января 2020 года, ФНС будет принимать до конца 2022 года. В 2023 году приёмные комплексы перестанут обрабатывать электронные счета-фактуры и УПД со счётом-фактурой в старом формате. Вы сможете представить только печатную форму документа.

Немного об отдельных реквизитах счета-фактуры

Нарушение в нумерации счетов-фактур не может являться основанием для отказа в вычете сумм налога у контрагента, поскольку присвоенные не в хронологическом порядке номера счетов-фактур не препятствуют «налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога» (абз. 2 п. 2 статьи 169 НК РФ).

Если бухгалтер обнаружил сбой в нумерации счетов-фактур, то во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуется составить бухгалтерскую справку и указать причины нарушения хронологии в присвоении номеров счетам-фактурам. Данную справку следует приложить к книге продаж. И хотя ответственности за нарушение нумерации счетов-фактур законодательством не установлено, такая справка позволит не забыть, почему именно в этом месяце (квартале) была присвоена именно такая нумерация.

Некоторые реквизиты содержат такие показатели, при заполнении которых необходимо применять соответствующие коды единиц измерения. К ним относятся:

  • наименование валюты;
  • единицы измерения отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
  • страна его происхождения.

Кто обязан выписывать электронные счета-фактуры?

Согласно закону НК Республики Казахстан, ЭСФ обязаны выписывать:

  • Налогоплательщики при реализации, отгрузке товаров из Перечня товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан из третьих стран, не являющихся государствами-членами ЕАЭС, к которым применяются пониженные ставки пошлин;
  • Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов;
  • Налогоплательщики, подлежащие налоговому мониторингу;
  • Налогоплательщики, осуществляющие международные перевозки грузов.

Что такое вычет по НДС

На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.

Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.

Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».

По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.

Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *