Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возрастная периодизация развития детей в определении разных авторов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Развитие и воспитание ребёнка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребёнка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.
Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути. Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения. Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:
- Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
- Подростковый этап – на молодой и старший.
Данный этап начинается в 3 года и заканчивается в 7 лет. Ведущая деятельность у дошкольников – игровая, точнее, сюжетно-ролевая игра, в ходе которой дети познают отношения и последствия. Активно развивается личностная сфера психики. Возрастные новообразования – это потребность в общественной значимости и деятельности.
Ребенок умеет самостоятельно двигаться, его речь понятна взрослым и нередко он чувствует себя полноправным участником общения.
- Он понимает, что все действия и поступки имеют конкретную смысловую нагрузку. При обучении, например, правилам гигиены, объясните, зачем это нужно.
- Наиболее эффективный способ усвоения информации – игра, поэтому в сюжетно-ролевые игры нужно играть каждый день. В играх следует использовать не реальные предметы, а их заменители – чем проще, тем лучше для развития абстрактного мышления.
- Дошкольник испытывает острую потребность в общении со сверстниками, учится взаимодействовать с ними.
Ранний дошкольный возраст (3-4 года), к концу возраста
Физическое:
- более точное использование рук;
- более уверенно поднимается по лестнице;
- более уверенно ходит в туалет с напоминаниями;
- может бегать;
- может пользоваться колесными игрушками (например, трехколесным велосипедом);
- может пользоваться ножом и вилкой во время еды.
Интеллектуальное:
- может подбирать цвета;
- может считать до 10;
- может заниматься одним делом, даже если его немного отвлекают;
- может следовать более длинным инструкциям;
- память работает намного лучше, чем раньше.
Эмоциональное:
- может самостоятельно выбирать одежду;
- знает свой возраст;
- чувствует себя спокойнее, когда родителей нет рядом;
- может говорить о своих чувствах.
Социальное:
- может использовать предложения для общения;
- может с удовольствием играть самостоятельно и с другими детьми;
- любит играть с разными игрушками;
- участвует в групповых занятиях в детском саду.
Поздний дошкольный возраст (4-5 лет), к концу возраста
Физическое:
- мелкая моторика более развита благодаря таким занятиям, как нанизывание бусин на нитку и использование ножниц;
- может рисовать более сложные картинки (например, рисовать людей с относительно правильными чертами лица и конечностями);
- грубая моторика улучшается благодаря тому, что ребенок лучше овладевает равновесием.
Интеллектуальное:
- использует более сложные предложения;
- может сортировать предметы по категориям (например, книги, плюшевые игрушки, машины);
- понимает, что правильно и неправильно;
- знаком с распорядком дня;
- понимает больше слов при чтении.
Эмоциональное:
- начинает развиваться чувство юмора, понимание шуток;
- может успокоиться самостоятельно перед сном;
- начинает понимать рассуждения;
- развивается воображение через игру.
Социальное:
- появляется любознательность в отношении других людей;
- может начать сам разговор;
- нравится заводить друзей.
Конечно же, упомянуть все навыки и ориентиры невозможно. Американские ученые взяли 4 наиболее известных гида по возрастным особенностям и насчитали в общей сложности 728 различных навыков и способностей.
Вы можете поддержать сайт не только добрым словом, но и материально!
Это очень поможет. IT-специалисты, следящие за сайтом день и ночь, хотя бы лишнюю чашечку кофе выпьют.
Для этого по своему желанию перечислите любую сумму на карту Сбербанка номер:
2202 2008 3795 8501
-22-12-15-10-20
Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это – самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 – у женщин.
Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый – от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни – то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей — это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, – совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.
Специалистам, изучающим возрастные категории населения, удалось выяснить немало интересных и полезных данных. Например, смертность людей зрелого возраста от злокачественных образований за последние 60 лет увеличилась в три раза.
А из-за того, что ко второму периоду зрелости человек всё чаще начинает ощущать утомлённость от постоянной работы и одинакового образа жизни, начинают проявляться различной формы патологии. Это травматизм (бытовой и производственный), опухоли, сердечно-сосудистые недуги. Во многом из-за того, что человек перестаёт критически себя оценивать, – ему кажется, что он так же молод и полон сил, как и в 25. Но если ему 50, то он уже не может делать что-либо так, как он с этим справлялся лет 20 назад.
А сердечно-сосудистые заболевания – это и вовсе печальная тема. Они возникают из-за того, что постоянно сопровождает современного человека по жизни: стресс, нервное напряжение, депрессия, нерациональное питание, нехватка двигательной активности, курение, алкоголь. Вдобавок к этому, в период среднего возраста прибавляются дополнительные психические нагрузки, которые появляются по личным и семейным причинам.
Законы о правах ребенка
Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:
- Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
- Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
- Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
- Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
- Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.
Виды возрастной структуры населения
В конце XIX века демограф Аксель-Густав Сундберг из Швеции (1857— 1914) привнёс в научный обиход определение «возрастная структура населения», а также её типы: «стационарная структура населения», «прогрессивная структура населения» и «регрессивная структура населения». По его мнению, также логично обозначать такие категории:
- «дети» — от рождения до 14 лет;
- «родители» — 15—49 лет;
- «прародители» — свыше 50 лет.
По его расчетам, стационарная возрастная структура — это структура, в которой дети являются 27,0% от всего населения, а прародители — 23,0%; прогрессивная — 40,0 и 23,0% соответственно; регрессивная — 20,0 и 30,0% соответственно.
Демографы утверждают, что возрастную структура населения стоит считать прогрессивной в том случае, когда удельный вес «детей» превалирует над удельным весом «прародителей», а регрессивной – в обратной ситуации. В нынешней структуре населения мира количество детей составляет в среднем 34%, взрослых — 58%, пожилых — 8%, что подтверждает прогрессивность возрастной структуры глобальной общности населения.
Прогрессивная возрастная структура говорит о расширенном воспроизводстве, а регрессивная — о суженном. Первый вид структуры характерен для развивающихся стран, обладающих молодым населением. Что касается экономически развитых стран, то для них является обыденной и даже характерной регрессивный вид возрастной структуры.
Если изучить данные из среза истории, то, согласно переписи населения Российской Империи конца XIX века, удельный вес «детей» в возрастной структуре составлял 38,0%, «прародителей» — 14,0%, однако, на современном этапе данные показатели уменьшились до 16,0 и 31,0% соответственно, что говорит о замене прогрессивного вида возрастной структуры населения страны на регрессивный.
Согласно демографическим исследованиям были выявлены такие тенденции:
- чем более высокий уровень рождаемости в стране, тем моложе структура её населения;
- чем более молода структура населения, тем более высокий уровень рождаемости в стране.
Тенденции и статистика возрастной структуры мира
Если обратиться к данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в возрастную группу, которая моложе трудоспособного возраста, входят 17,4% населения, трудоспособного возраста — 61%, а старше трудоспособного возраста — 21,3%. При этом самый низкий показатель детского населения приходится на самые большие города страны – Москву (13,2% от всей массы населения) и Санкт-Петербург (13,7%). Если сравнивать с такими странами как Йемен и Кения, то им принадлежит самый большой показатель численности детей — до половины всего населения страны.
Согласно классификации Всемирной Организации Здравоохранения, пожилыми принято считать людей в возрасте от 60 до 74 лет, а старыми — от 75 до 89 лет, долгожителями же называют людей в возрастной категории старше 90 лет.
Старым считается то общество, в котором количество людей старше 65 лет составляет более 7,0% от всего населения. За минувшие 20 лет количество людей в мире старше 60 лет увеличилось в 2 раза, данная цифра больше детского населения до пяти лет.
Демографы всего мира обеспокоены, так как считают, что в недалеком будущем, в 2050 году, количество пожилых людей будет составлять 21% от населения всей нашей планеты, хотя уже сейчас в развитых странах Европейского союза более 16,0% составляют люди старше 65 лет.
Самой «молодой» страной Европы считается Ирландия, в которой в возрасте 65 лет и старше проживает 11,5% населения. Самой «старой» страной признана Швеция, где этот же показатель составляет 17,5%. В Российской Федерации этот процент — 17,3%.
Парадоксально, что, если сравнивать со странами Европы, Соединенные Штаты Америки являются более молодой страна, хоть и процент людей в возрасте 65 лет и старше одинаков с Россией. Самыми «молодыми» странами мира считаются большинство африканских и южноазиатских стран: численность населения от 65 лет и старше составляет менее 3%, а количество детей — более 40% от всего населения.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е. И. ИСАЕВ, В. И. СЛОБОДЧИКОВ
Курс «Возрастная психология » занимает центральное место в структуре психологического образования и подготовки педагога. Ее предметом является развитие субъективности человека в онтогенезе, закономерности и динамика психологического развития индивида в интервале его жизни. Для профессионального педагога (воспитателя, учителя) знание условий и механизмов развития
108
человека на ранних этапах онтогенеза является основополагающим; он не только следует логике этих условий, но специально сам их создает и организует. Знание закономерностей развития человека входит в целевые, содержательные и организационные моменты педагогической деятельности. Это утверждение верно для любой педагогической деятельности, на всех ступенях образования человека, но особый смысл знание психологии развития человека приобретает на ступени дошкольного и начального образования. Именно в эти периоды жизни человека оформляются фундаментальные психологические структуры, формируется субъективность человека в ее деятельностных, общественных и сознательных измерениях.
1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1. 1. История и современное состояние зарубежной психологии развития
Становление зарубежной возрастной психологии. Влияние эволюционных идей на становление детской психологии. Дневники наблюдений за развитием детей начало детской психологии (И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер). Оформление экспериментальной детской психологии. Потребности педагогической практики и психология развития. Создание психологических лабораторий при школах. Психологические общества по изучению детей. Вклад А. Бине, Ст. Холла, Э. Клапареда, Дж. Селли в развитие детской психологии.
Натуралистические концепции онтогенеза человеческой психологии. Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии. Представления о психическом развитии человека Ст. Холла, Дж. Болдуина, К. Гросса. Нормативный подход к психическому развитию А. Гезелла. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлера. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна в объяснении развития ребенка. Психологическая ограниченность двухфакторных теорий детского развития.
Социологический (культурологический) подход к онтогенезу психологии человека. Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе (Э. Дюркгейм, П. Жане и другие). Французская генетическая психология (А. Валлон, Р. Заззо). Американская школа культурной антропологии Ф. Боас. Кросскультурные исследования закономерностей развития и воспитания детей М. Мид. Межкультурные исследования познавательного развития детей Дж. Брунера.
Современная зарубежная психология развития. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Теория социального научения в современной американской психологии (Р. Сирс, Дж. Доллард, Дж. Роггер, А. Бандура, Ю. Бронфенбреннер и другие). Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Гуманистическая психология и ее возможности в объяснении процессов психического развития человека.
1. 2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии
Дореволюционный период развития возрастной психологии в России. Становление русской возрастной психологии (середина 1950-х начало 1970-х гг. XIX в.). Влияние общественных условий жизни России второй половины XIX в. на зарождение и становление детской психологии. Гуманистическая направленность работ первых отечественных детских психологов. Вопросы психологии развития в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя, П. Д. Юркевича, П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского, П. Ф. Каптерева, Б. П. Ленского, Н. Н. Ланге, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, М. М. Рубинштейна, Н. Е. Румянцева и других. Теоретические и методологические проблемы и их решение в отечественной детской психологии. Основные результаты развития дореволюционной детской психологии в России. Марксистский период развития отечественной возрастной психологии. Перестройка психологии развития на идеологии марксизма (1918 — 1936 гг. ). Борьба материалистической и
109
идеалистической линий в отечественной психологии (К. Н. Корнилов Г. И. Челпанов). Естественнонаучная ориентация советской психологии развития. Представление об общественноисторической природе развития человека в материалистической психологии. Основные достижения российской детской психологии в 1920 — 1930е гг. Вклад в психологию развития человека М. Я. Басова, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Смирнова, И. А. Соколянского, С. Л. Рубинштейна.
Основные направления развития отечественной возрастной психологии в период с 1936 по 1960 г. Павловский период в психологии развития (1940 — 1960 гг.). Проблемы психического развития человека в трудах С. Л. Рубинштейна, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской и других.
Экспериментальнопсихологическая разработка проблем психологии развития в 1960 — 1980е гг. Потребности практики и психология развития. Проблема обучения и психического развития в отечественной психологии. Теоретикоэкспериментальные исследования Л. В. Занковым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным проблем развивающего обучения. Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Изучение закономерностей и особенностей развития детей на основных ступенях онтогене��а (М. И. Лисина, В. А. Крутецкий, А. К. Маркова, Т. В. Драгунова, Д. И. Фельдштейн, И. С. Кон и другие).
1. 3. Предмет и задачи возрастной психологии
Предмет психологии человека и психологии развития человека. Субъективная реальность как предмет психологии человека. Законы и нормы развития субъективности в онтогенезе предмет психологии развития человека. Взгляд на развитие человека как на «естественный » и «искусственный » процесс. Место и значение психологического знания о человеке и его развитии в педагогической деятельности. Основные задачи и структура возрастной психологии.
II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
2. 1. Теория возрастного развития в отечественной психологии
Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии. Культурноисторическое учение о природе человека и его развитии в отечественной психологии. Учение Л. С. Выготского об идеальной форме, знаковом опосредствовании, интериоризации в психологии развития. Разведение «условий «, «источников «, «движущих сил развития » в возрастной психологии. Учение Л. С. Выготского о закономерностях развития человека в онтогенезе. Идея Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития «. Категория «присвоение » в психологии развития.
Основания и схемы периодизации психического развития в онтогенезе. Учение Л. С. Выготского о возрасте и периодизации психического развития. Категории «новообразование «, «социальная ситуация развития » в построении теории возраста и периодизации развития. Учение А. Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.
Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии. Ограниченность марксистских представлений о закономерностях и динамике психического развития человека. Поиски новых теоретических схем в современной отечественной психологии развития. Подходы к развитию культурноисторической теории в психологии. Поиски синтеза различных подходов к проблемам психического развития в отечественной психологии.
- Нормативный подход к исследованию детского развития. Архивная копия от 26 декабря 2012 на Wayback Machine
-
И.Ю. Махова.
3.5. Отечественные теории периодизации психического развития // Психология развития: теоретические основы : учеб. пособие. — Хабаровск: ДВГУПС, 2006. -
Л. Ф. Обухова.
Глава VI. Л.С. Выготский и его школа. 2. Дальнейшие шаги по пути, открытому Л. С. Выготским // Детская психология. Теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. -
И.М. Макарова.
5.2. Понятие возраста. Психологический возраст и периодизация психического развития // Психология: конспект лекций. - Проблема возрастной периодизации в трудах Д. Б. Эльконина
- Психология ранней юности Архивная копия от 4 августа 2011 на Wayback Machine. И. С. Кон
-
Элкинд Д.
Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни (предисловие) //
Эрик Г. Эриксон
Детство и общество. — 1996. — С. 6-22. - Периодизация психического развития — статья из словаря «Психология развития» Под. ред. А. Л. Венгера
-
Крылов А.А.
Глава 15. Возрастные периоды развития человека // Психология. - Возраст // Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.
Влияние возраста на человека
Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.
Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.
В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.
Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.
Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.
Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.
Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.
Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.
В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.
Или, как его ещё принято называть, зрелость. Рассказывая про возрастные категории людей по годам, её нельзя обойти вниманием. Считается, что это — самый длительный период. Традиционно длится от 21 года до 60 лет у мужчин, и от 20 до 55 — у женщин.
Таблица возрастных категорий показывает, что он делится на два периода. Первый — от 21-20 до 35. Характеризуется стабильной работой организма. После 35 у среднестатистических людей начинается нейроэндокринная перестройка. Основные физиологические показатели медленно, но прогрессивно снижаются. Возможно появление первичных признаков заболеваний, которые обычно одолевают людей старшего возраста. Но если человек здоров, ведёт правильный образ жизни — то всё это может отложиться на неопределённый срок. Опять-таки, возрастные категории людей — это одно, а то, как они распоряжаются своим здоровьем, — совсем другое. В 20 лет можно выглядеть на 35, и наоборот. У некоторых «особ» и в 25 почки отказывают.
В него вступают мужчины и женщины, которым исполнилось 60 и 55 лет соответственно. Признаки старения нарастают: изменяется структура волос и кожного покрова, становится другой походка, преображаются очертания фигуры. Пенсионный возраст сопровождается уменьшением массы сердца и его частотных сокращений. Кровеносные сосуды теряют эластичность, определённый объем крови тоже теряется. Изменяется и дыхательная система. Грудная клетка из-за изменений в сухожилиях и окостенения рёбер перестаёт быть такой подвижной, как раньше. И лёгкие, соответственно, не могут справляться со своей задачей по-прежнему «бойко».
Но, конечно, тут тоже всё зависит от физиологии. Люди могут отлично выглядеть и чувствовать себя прекрасно и в 65 лет, и в 70. Опять-таки, имеет значение образ жизни и то, насколько человек «устал» за время своего существования. Возрастные категории людей по годам — это одно. Но то, как они чувствуют себя в психологическом плане, — совсем другое.