Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус лица, исполняющего обязанности руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящий момент доплату за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника имеют право получать и штатные заместители последнего. Положение пп.»а» п.1 Разъяснения устанавливало, что замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом и должностным окладом замещаемого работника в том случае, если замещающий работник не является штатным заместителем или помощником отсутствующего работника.
Однако Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11.03.2003 N КАС 03-25 данное положение признано недействующим в части, запрещающей выплату разницы между должностными окладами отсутствующего работника и замещающих его штатного заместителя или помощника, а также главного инженера предприятия, учреждения или организации.
И. о., или как правильно заменить работника
Таким образом, штатный заместитель имеет право на получение доплаты за совмещение должностей в размерах, установленных соглашением сторон.
На основании соглашения составьте приказ, в котором укажите занимаемую должность сотрудника, его фамилию, имя, отчество, а также название должности, структурного подразделения, куда переводится специалист, укажите сумму оклада.
9 Сделайте запись в трудовой книжке работника о переводе с указанием должности и структурного подразделения, где будет трудиться сотрудник. В основаниях впишите номер и дату приказа о переводе. Источники:
- Перевод на другую работу в 2018
В трудовом процессе могут происходить различные изменения, к которым руководству нужно быть готовым.
Одно из таких изменений – временное неучастие работника в трудовом процессе (к примеру, отпуск по беременности и родам, повышение квалификации и т.д.). Временно выбывшего сотрудника нужно заменить. Но вот вопрос – как оформить исполняющего обязанности на должность.
Обязанности отсутствующего работника работодатель может как возложить на одного работника, так и распределить между несколькими работниками. При этом необходимо иметь в виду, что если исполняющий данные обязанности работник освобождается от основной работы, то это является временным переводом на другую работу (ч. 1 ст. 72.
2 ТК РФ), а не выполнением дополнительной работы. Если же работник исполняет обязанности по вакантной должности без освобождения от основной работы, то в данном случае следует говорить о совмещении профессий (должностей) либо расширении зон обслуживания, увеличении объема работ. Путеводитель по кадровым вопросам.
Нередко на предприятиях после увольнения какого-либо сотрудника его должность остается свободной. Некоторые работодатели не спешат корректировать штатное расписание и исключать из него вакантные места.
Между тем такое действие не совсем законно. Особенности определений Вакантной называют свободную должность, предусмотренную в штатном расписании, за которой не числится сотрудник. Если служащий отсутствует по болезни, в связи с командировкой, то его рабочее место за ним сохраняется.
Мрот с 1 мая 2020 года в россии
Далеко не всегда работодатели обязаны следовать региональным требованиям МРОТ. В частности, они вправе в течение 30 дней после публикации соглашения о региональном МРОТ или после начала своей деятельности направить в исполнительный орган письмо с мотивированным отказом от участия в региональной программе.
Внимание
Однако федеральный МРОТ они платить обязаны в любом случае. На что повлияет новый МРОТ с 1 мая 2020 года в России Установление нового МРОТ повлияет на большое количество аспектов трудовой деятельности.
В первую очередь, как работодателям, так и сотрудникам следует учитывать такие особенности минимальной зарплаты:
- Ниже МРОТ не должна быть именно зарплата работника.
Тем временем в регионах с климатическими особенностями к МРОТ прибавляются районные коэффициенты. Это применяется только в тех случаях, когда человек фактически работает в условиях Крайнего Севера, но не места регистрации компании-работодателя или ее местоположения в одном из таких регионов.
Отдельно в Трудовом кодексе прописано, что северные коэффициенты и надбавки не могут браться в расчет при анализе уровня оплаты труда. Другими словами, все коэффициенты начисляются на заработную плату сотрудника, а не входят в ее состав. Перечень регионов Крайнего Севера:
- Республики Тыва, Коми, Саха (Якутия), Карелия;
- Магадан и Камчатка;
- Красноярский, Хабаровский края;
- Мурманская, Тюменская, Сахалинская, Иркутская и Архангельская области;
- Ханты-Мансийский автономный округ.
Справка.
МРОТ устанавливается на двух уровнях:
- федеральный —в целом по стране;
- региональный — отдельно в каждом субъекте федерации (городе, районе, крае, области). Он зависит от ряда местных показателей, таких как экономическая эффективность региона и особенности географического расположения.
Каждый регион имеет возможность устанавливать собственный минимум зарплаты, который посчитает справедливым и обоснованным.
Важно
Местный уровень МРОТ может быть выше федерального и варьироваться в зависимости от региона. Если взять в качестве примера Якутию, можно увидеть цифру 17 388, а в Красноярском крае — до 26 376 рублей.
Коэффициент и процентную надбавку за работу в таких районах надо начислять сверх минимальной зарплаты, а не включать в нее.
Географическое расположение страны обязывает учитывать негативное воздействие на здоровье работника в особых климатических условиях.Для этого законодатель установил районные коэффициенты и процентные надбавки, которые работодатель должен платить после того, как обеспечит работника зарплатой не ниже МРОТ.
У кого вырастет зарплата с 1 января 2020 года, в связи с повышением мрот Внимание Принятия соответствующего федерального закона россияне ждали много лет. Все это время в большинстве регионов РФ МРОТ был гораздо ниже прожиточного минимума.
«Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи – в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.»;
2) в статье 7 слова «Правительства Российской Федерации» заменить словами «, а также на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» федерального органа исполнительной власти по статистике».
Долгожданный федеральный закон о МРОТ был принят в конце 2017 года (N 421-ФЗ). Депутаты разработали поэтапную схему, в соответствии с которой МРОТ и прожиточный минимум должны сравняться за два года:
- с 1 января 2020 года МРОТ вырастет на 21,7% и составит 9 489 рублей (85% от прожиточного минимума трудоспособного населения);
- с 1 января 2020 года МРОТ станет равен прожиточному минимуму за II квартал 2020 года.
Если в организации нет вакантных должностей
Многих работодателей интересует: можно ли в случае отсутствия вакантных должностей поручить штатному работнику дополнительную работу путем заключения гражданско-правового договора?
Обратимся к гражданскому законодательству. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
ВРИО по Трудовому кодексу РФ
Трудовой Кодекс Российской Федерации в ст. 60.2 говорит о совмещении профессий, увеличении количества возлагаемых трудовых функций, расширении зоны влияния, а также отдельно отмечает вопросы, касающиеся исполнения обязанностей работника, который временно отсутствует, но не освобожден от работы по трудовому договору. Эта статья введена в ТК на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.
Ст. 151 ТК РФ позволяет сотрудникам соглашаться на предложенную им дополнительную работу в придачу к основным обязанностям за прибавку к оплате.
Кадровики обычно понимают под ВРИО исполнение дополнительных трудовых функций вместе с основными обязанностями согласно подписанного трудового договора как по той же, так и по иной должности, предусматривающее дополнительное вознаграждение.
Призрачные должности «ИО» и «ВРИО»
Для того, чтобы замена работника была законной, нужно одновременное соблюдение трех условий.
- Письменное соглашение сторон. Без письменно оформленного согласия сотрудника (допсоглашения) работодатель не может привлечь его к замене другого работника.
- Приказ по организации. Любой вариант замены должен быть оформлен приказом руководителя по учреждению, проведенного обычным порядком.
- Назначение доплаты за дополнительный труд. Временная замена должна быть оплачена сверх обычного вознаграждения занятого сотрудника. Размер законом не оговаривается, он может рассчитываться любым способом, удобным работодателю, на который согласен работник.
К СВЕДЕНИЮ! Подпись работника об ознакомлении с приказом не является законодательным обоснованием оформления замены. Необходим и дополнительный документ, специально оформляющий согласие обеих сторон, то есть и п.1, и п.2 должны быть в наличии, не исключая и не заменяя друг друга.
ТК РФ предоставляет работодателю выбор из нескольких возможных способов привлечения сотрудника к временному исполнению дополнительных обязанностей.
- Своими силами. Используя собственные ресурсы фирмы, можно возложить дополнительные трудовые функции на согласного и подходящего для этой цели постоянного сотрудника. При этом следует учитывать важный нюанс:
- если работнику поручили выполнять в дополнение к своей должности точно такие же, но дополнительные обязанности, такая замена будет проведена в рамках расширения зоны обслуживания или увеличения объема работы;
- если сотрудник берет на себя обязанности, связанные с другой должностью, речь пойдет о внутреннем совмещении.
- Перевод на время. Работодатель может на временной основе или даже на постоянной изменить трудовую функцию сотрудника, призванного заменить отсутсвующего (ст. 72 ТК РФ). Поменять можно должность и/или структурное подразделение на то, в котором трудился нуждающийся в замене работник.
- Перемещение. Его можно применить, если в результате условия трудового договора, подписанного сотрудником ранее, не изменяются (в таком случае, не нужно даже его согласие). Таким образом, нельзя переводить в другую местность, на другой оклад и др., но можно, к примеру, перевести работника на другой станок, в другой цех и т.п.
- Помощь со стороны. Если нельзя дополнительно загрузить «своего» сотрудника, можно пригласить для временной замены новые кадры. Совместительство (внутреннее или внешнее) допустимо применить, если заключается новый трудовой договор, но в этом случае речь идет не совсем о ВРИО. Более универсальным способом может выступить заключение срочного трудового договора (ст. 58 ТК РФ).
ВАЖНО! Работодателю следует трезво оценивать возможности сотрудника выполнять дополнительную работу вне своей основной должности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В обычных ситуациях срок такого перевода в рамках одной организации обычно не превышает годичный срок. Но в оговоренных законом случаях, например, при переводе на декретное место, этот срок может быть увеличен.
ПРОВЕРЬТЕ! Если в трудовом договоре четко сформулировано структурное подразделение, где должен трудиться сотрудник, то перевести его в другое даже на идентичную должность без его согласия уже нельзя, так как меняются условия договора.
ВАЖНО ПОМНИТЬ! Срок действия такого оговора не может быть неопределенным, придется указать в нем или конкретную дату, или обстоятельства его расторжения (обычно указывают «до выхода основного рабтника»).
В трудовом законодательстве понятий «исполняющий обязанности» или «временно исполняющий обязанности» (врио, и.о.) нет. Это терминология делопроизводителей. Если образовалась вакантная должность и есть возможность и желание ее заполнить, ТК РФ позволяет выбрать из четырех вариантов:
- Принять работника со стороны.
- Взять человека на совместительство (как внешнее, так и внутреннее).
- Заключить с имеющимся работником соглашение о совмещении, увеличении объема работы или расширении зоны обслуживания.
- Перевести другого работника предприятия на эту должность на время.
Других вариантов заполнения вакансии ТК РФ не предусматривает. На период отсутствия основного работника (например, по причине отпуска, болезни) его обязанности должны выполняться и оплачиваться. Временное замещение директора требуется для обеспечения работы предприятия. ТК РФ позволяет оформить совместительство, совмещение, перевод или принять нового работника, но только с условием — на период временного отсутствия основного работника.
Максимальный срок для исполняющего обязанности
- Совмещать одну должность могут несколько работников. Тогда сумма всех доплат не должна превышать 100% ставки для этой должности по штатному расписанию.
Подробнее об окладах в штатном расписании смотрите в статье «Унифицированная форма № Т-3 — штатное расписание (бланк»)».
- Один работник может совмещать несколько должностей. Этот аспект вызывает много споров, однако ТК РФ в ст. 276 запрещает совмещать работу во внутренних надзорных структурах той же организации только руководителю (например, в качестве ревизора). Иных ограничений нет. Нормирования доплат за несколько совмещений тоже нет. Действительной будет сумма, установленная по соглашению между работником и работодателем.
- Руководящий состав может совмещать (и замещать) должности и получать за это компенсацию.
Чтобы исключить спорные ситуации как с работниками, так и с проверяющими органами (например, доплата за совмещение сверх 100% тарифной ставки может вызвать вопросы налоговиков при включении в расходы), организации следует установить порядок доплаты за совмещение должностей. Данные нормы включаются в положение о заработной плате и/или коллективный или трудовой договор.
Директор на короткий срок, или как временно передать полномочия руководителя
1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
2. Правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения — трудовым законодательством.
1. Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) настоящим Федеральным законом;
3) Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон «О полиции»), Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;
4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
3. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
1. Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
2. Принципами службы в органах внутренних дел являются:
1) единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
2) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
3) взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел (далее также — сотрудник).
3. Принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений:
1) сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом;
2) сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым руководителям (начальникам). Прямыми руководителями (начальниками) сотрудника являются руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем (начальником); сотрудники, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими по подчиненности; старшинство сотрудников определяется замещаемой должностью, а в случае, если сотрудники замещают равнозначные должности, — по специальному званию;
3) обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону;
4) ограничение прав и свобод человека и гражданина в отношении сотрудника органов внутренних дел допускается федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для выполнения задач, связанных с защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и для обеспечения безопасности государства;
5) сотрудник органов внутренних дел не вправе отказаться от выполнения своих служебных обязанностей, если эти обязанности предусмотрены контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел (далее — контракт) или должностным регламентом (должностной инструкцией) и для выполнения этих обязанностей приняты необходимые меры безопасности;
6) сотруднику органов внутренних дел запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.
1. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:
1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, а также основных социальных гарантий при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов;
3) учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов;
4) соотносительности специальных званий, воинских званий, классных чинов и дипломатических рангов;
5) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов.
2. Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и муниципальной службы обеспечивается посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа муниципальной службы.
3. Гражданину, проходившему государственную службу иных видов, назначаемому на должность высшего начальствующего состава, или сотруднику органов внутренних дел, назначаемому на соответствующую должность государственной службы иного вида, по решению Президента Российской Федерации могут быть сохранены социальные гарантии, которые имел указанный гражданин или сотрудник.
1. Должности в органах внутренних дел учреждаются в целях непосредственного исполнения, организации и обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений либо полномочий лица, замещающего государственную должность Российской Федерации.
2. Перечень типовых должностей в органах внутренних дел и соответствующих им специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
3. На основании перечня типовых должностей в органах внутренних дел руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом особенностей функционирования этих органов могут учреждаться соответствующие типовым должностям по своему правовому статусу должности с иными наименованиями — нетиповые должности.
Как долго можно исполнять обязанности по вакантной должности
В силу различных объективных обстоятельств сотрудники могут временно отсутствовать на рабочем месте, не исполняя свои трудовые обязанности. Производственный процесс при этом не приостанавливается, а обязанности отсутствующего субъекта перекладываются на другого специалиста на временной основе.
Обстоятельства, в которых может потребоваться временное исполнение обязанностей на конкретной должности другим лицом Исходя из положений трудового законодательства, существует перечень определенных обстоятельств, в силу которых сотрудник может отсутствовать на своем рабочем месте, сохраняя за собой при этом должность и заработную плату.
К подобным обстоятельствам относятся:
- На основании ст. 73 ТК РФ, при наличии медицинской справки, в которой фиксируется положение о необходимости освободить сотрудника от исполняемых им обязанностей на срок до 4 месяцев.
Причины поиска сотрудника на вакантную должность
Отсутствие основного сотрудника на работе и необходимость временной его замены могут быть вызваны разными причинами:
- любой отпуск (годовой, декретный, за свой счет, по учебе и т д.);
- командировка;
- больничный;
- возложение общественной или государственной ответственности (избирательная комиссия и т. д.);
- любые другие обстоятельства неявки на работу.
Для грамотного документального оформления выполнения функций на вакантной должности в режиме временного перевода необходимо заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору и оформить приказ, если перевод происходит по соглашению сторон.
Оформляйте приказ только в том случае, если перевод осуществляется по инициативе организации, и нет необходимости получать согласие сотрудника. Без согласия работника он может быть переведен на работу любой квалификации в случаях, когда необходимо предотвратить или устранить последствия следующих происшествий:
- стихийные бедствия или техногенные катастрофы;
- несчастный случай на работе;
- пожар, наводнение, землетрясение, голод, эпидемия;
- другие исключительные случаи, угрожающие жизни или нормальным условиям жизни всего населения или его части (региону, району, муниципалитету, селу и т.д.).
Во всех остальных случаях требуется согласие сотрудника, оформленное письменно.
Многие несведущие граждане интересуются, какой срок исполнения обязанностей по вакантной должности может устанавливаться распоряжением руководителя? В ТК на этот счет ничего не говорится. Разъяснения в трудовом законодательстве отсутствуют потому, что такая форма перевода работника вообще не предусмотрена. Следовательно, говорить о каком-либо (в том числе непрерывном) сроке исполнения обязанностей по вакантной должности не совсем корректно. В таких случаях следует считать, что сотрудник переведен на место постоянно. Для этого, в свою очередь, необходимо согласие служащего. Обратимся к пояснениям ВС.
В Постановлении № 16 указано, что если работодатель перевел работника без его согласия, а тот, в свою очередь, приступил к трудовой деятельности добровольно, то данное действие может быть признано законным. Следовательно, служащий будет считаться занимающим должность с 1-го дня перевода.
Установление какого-то конкретного срока исполнения обязанностей по вакантной должности юридического значения для регулирования трудовых отношений не имеет. Такое временное назначение служащего необходимо считать постоянным переводом на другое место (при наличии согласия от него) в соответствии с 72 статьей ТК.
О некоторых сложностях
Важно назначать обязанности сотрудникам с достаточным уровнем квалификации. Именно правило о квалификации часто вызывает вопросы на практике. Нормативы не закрепляют критериев для сравнения должностей и специальностей, профессий по квалификации.
Потому на работодателя возлагают самостоятельную разработку системы оценивания. Важно использовать локальные акты для закрепления сведений, а потом знакомить с ними подчинённых. В таких ситуациях просто перейти черту, за которой нарушены права и интересы граждан. Иначе велика вероятность появления трудовых споров.
Главное – чтобы сами сотрудники внимательно изучали любые документы, выпущенные работодателями. Особенно, когда меняют условия выполнения работы на одном месте. Можно провести консультацию с юристом, если возникает хотя бы малейшее сомнение в законности тех или иных действий.
Нужно использовать только формулировки, предусмотренные действующим ТК РФ. Такие схемы допустимы, если сотрудника долго нет на месте, но он продолжает числиться в штате. Важно проследить за правильным оформлением.
Правила назначения и делопроизводства
Есть два варианта оформления трудовых взаимоотношений — дополнительное соглашение или трудовой контракт. Они используются в следующих случаях:
В трудовом договоре или дополнительном соглашении обязанности замещающего основного работника лица по должности прописываются в обязательном порядке. Оформляется назначение приказом.
Замещающий основного сотрудника работник подписывает документы от своего лица, с указанием как нового статуса, так и основной должности по штатному расписанию.
Если учредительные документы не предусматривают назначение другого лица на должность руководителя в его отсутствие, есть вариант воспользоваться системой выдачи доверенностей. Ее подписывает лицо, уполномоченное на то уставом или иными внутренними документами.