Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки: кто попадает под мораторий в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Как оценить вероятность назначения выездной проверки
Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.
К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:
- налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
- декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
- декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
- выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
- неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
- декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
- сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
- непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
- так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Что может послужить основанием для внеплановой проверки
Запрет на плановые проверки малого бизнеса в 2022 году не исключает возможность внеплановых визитов ФНС. Обычно интерес к бизнесу возникает из-за каких-либо нарушений, например:
-
Приближение налогоплательщика к крайним значениям условий для применения специального налогового режима (УСН, ПСН или ЕСХН) может вызвать подозрение в применении схемы дробления бизнеса.
-
Длительный период убыточности (более 3 лет). Первый год ФНС уведомляет, что убыточность может привести к ликвидации. Второй год — также уведомляет и усиливает наблюдение за деятельностью. Третий год — организует внеплановую проверку или сразу высылает требование о ликвидации.
-
Большие вычеты по НДС — свыше 89 % от годовой суммы — тоже повод организовать проверку.
-
Нарушение сроков и порядка уплаты налогов и страховых взносов.
-
Нарушения в работе с кассовыми чеками (нет номенклатуры, неправильно указана система налогообложения).
-
Сумма налогов организации меньше среднего показателя в отрасли.
-
Финансовые показатели резко увеличились или уменьшились по сравнению с предыдущим периодом.
В каких случаях запрашивают документы
— в декларации заявлена льгота (например, это может быть пониженная или нулевая ставка по налогу);
— в РСВ указаны суммы, не подлежащие обложению или пониженные тарифы;
— в декларации по НДС заявлен налог к возмещению;
— представлена уточненная декларация, спустя 2 года с уменьшением суммы налога.
Не нужно ждать, когда к вам поступит запрос из ФНС, подготовьте необходимый пакет документов заранее. На запрос можно (и намного проще) отвечать в электронном виде, если вы пользуетесь услугами операторов ЭДО для сдачи отчетности. Поэтому можно сразу собрать нужные копии документов (сканы) в папку, и потом просто отправить ее в ответ налоговикам.
Кроме того, вооружитесь шаблонами ответов на частные запросы.
Пример: если у вас есть регулярные расхождения между расчетом о страховых взносах и 6-НДФЛ в части облагаемых выплат, допустим, дивидендов (они облагаются НДФЛ, но не облагаются взносами), можно сразу составить текст письма и менять в нем только динамическую информацию — номера документов, даты и суммы. Так вы быстрее и без ошибок ответите на требование.
Все случаи, когда могут быть запрошены документы в рамках камеральной проверки, предусмотрены в ст. 88 НК РФ.
Что проверяют:
— правомерность формирование себестоимости товаров, работ и услуг, а точнее — включение различных расходов в себестоимость;
— кассовые операции и авансовые отчеты;
— расчеты с работниками, ведь они тоже учитываются при расчете налогооблагаемой базы;
— также могут возникнуть вопросы, если в разных видах отчетности обнаружены расхождения данных — например, между декларацией по налогу на прибыль, отчете о прибылях и убытках и декларации по НДС и эти расхождения не были устранены во время камеральной проверки (налогоплательщик не дал объяснений, не представил уточненную отчетность);
— учет субсидий, что особенно актуально сейчас, когда бизнес получает поддержку от государства (см. письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 апреля 2021 г. № 03-03-06/1/27516).
Как оформляется проверка
Окончание выездной проверки оформляется справкой о проведении выездной налоговой проверки. После вручения справки налоговики уходят из организации и какие либо мероприятия в рамках проверки уже проводить не могут. Руководитель инспекции при ознакомлении с материалами проверки и принятии итогового решения, может принять решение о проведении дополнительных мероприятий.
Далее в течение двух месяцев составляется акт выездной проверки, где указываются все выявленные нарушения, начисления недоимки и пеней, и обоснования проверяющих по данным пунктам. При несогласии вы можете в течение месяца со дня получения акта подать возражение.
После этого в течение 10 рабочих дней выносится итоговое решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении.
Полезные рекомендации
Налоговая проверка — всегда стресс для руководства и сотрудников, поэтому готовиться к ней необходимо заранее и не тушеваться при возникновении форс-мажорных ситуаций. Чтобы свести к минимуму возможные проблем, следуйте простым советам:
- Будьте уверены в себе. Работники ФНС обращают внимание на психологическое состояние и тревожность руководителя / сотрудников сразу передается.
- Сведите общение к минимуму. По возможности ограничьте общение до уровня вопроса-ответа. При наличии сомнений лучше сразу обсудить ответы с главным бухгалтером и специалистом юридического отдела.
- Гарантируйте юридическое сопровождения. Все процессы, касающиеся предоставления переписки, осмотра, изъятия документов и другие нюансы стоит проводить в присутствии специалиста юридического отдела. Если работник ФНС самостоятельно изымает какие-то документы, это уже больше похоже на обыск.
- Обеспечьте составление протокола при выемке документации. При отсутствии своего юриста, который мог бы оформить сделку, рекомендуется привлечь специалиста сторонней компании.
- Предложите помочь с проверкой. Это может касаться привлечения свидетелей или специалистов. Если какая-то операция вызвала дополнительные вопросы у контроллеров, необходимо предоставить работника, хорошо знакомого с этой сделкой. Это снижает риск случайного получения инспектором «лишней» информации от несведущего сотрудника.
- Предоставьте кладовщика, если контроллер хочет проверить складские помещения.
Как узнать о плановых проверках
Практически любое государственное ведомство уполномочено на проведение проверок организаций в части специфики своей деятельности. Даты всех контрольно-ревизионных мероприятий назначаются заранее.
Для удобства пользователей сводный план проверок представлен на сайте Генеральной прокуратуры РФ в виде специального электронного сервиса. Интернет-ресурс позволяет получить информацию о предстоящей ревизии, ее сроках, формах и предмете проверки, а также о ведомстве, исполняющем контрольную функцию.
Кого будет проверять налоговая
К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. В 2021 году правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарной инспекции), Россельхознадзора, таможенных органов, а также ОВД (органов внутренних дел).
Мораторий продлен и на 2022 год. Распространяется только на субъекты малого и среднего предпринимательства. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:
- охрана здоровья;
- социальная;
- образование;
- теплоснабжение;
- электроэнергетика и энергосбережение;
- производство, обработка и другие действия с драгоценными камнями и металлами.
Также под мораторий не подпадают предприниматели и организации, которые
- заняты в сфере вредного и опасного производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
- в течение последних 3-х лет получили административное наказание за грубые нарушения;
- в течение последних 3-х лет столкнулись с дисквалификацией руководителя;
- по решению надзорных органов приостанавливали деятельность в течение последних 3-х лет;
- были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
- работают на основании лицензий;
- обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- используют атомную энергию.
Маркированный товар: что может привлечь внимание налоговой
Если вы работаете с обувью, табаком, шинами, фототехникой или другими маркированными товарами, поводом для визита с проверкой могут стать такие ситуации.
- Продукция реализуется без кодов идентификации. Продажа немаркированного товара — грубое и самое распространенное нарушение, за которое полагаются штрафы. Вы должны наносить код Data Matrix на этикетку, упаковку или бирку товара, подлежащего отслеживанию через «Честный ЗНАК». За нарушение правил, кроме штрафа, последует конфискация нелегальной продукции.
- Коды маркировки плохо считываются. Даже если вы снабдили товары средствами идентификации с Data Matrix, но они деформированы, затерты, поцарапаны или перекрыты какой-то информацией, это тоже может привести к проверкам и штрафам. Если этикетка повредилась, товар необходимо перемаркировать так, чтобы Data Matrix нормально сканировался.
- Данные кода маркировки не совпадают с информацией в УПД (универсальном передаточном документе). Иногда случается так, что на товар наклеен один код маркировки, а в УПД указан другой или не указан вообще. Продавать такую продукцию запрещено.
- Товар продается с поддельными кодами маркировки. До недавнего времени наказания были только за реализацию продукции без Data Matrix. Этим пользовались недобросовестные предприниматели, которые научились подделывать идентификаторы. Больше обходных путей не будет: с 1 декабря 2021 года это преступление влечет за собой уголовную ответственность. За использование нелегальных кодов можно получить наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.
В каких случаях выдадут предписание после 10 марта 2022
После 10 марта 2022 года (после вступления в силу Постановления № 336) надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявили факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни, тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС, ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).
Под непосредственной угрозой следует понимать высокую степень вероятности в краткосрочной перспективе причинения соответствующего вреда, ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных органов может повлечь наступление негативных последствий.
Если подобных нарушений выявлено не было, контролирующий орган может зафиксировать в акте иные нарушения, но выдаёт не предписание, а предостережение.
Если было выдано предписание, но без взаимодействия с лицом надзорный орган не может оценить его исполнение, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку (абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).
Нарушения порядка проведения выездной проверки
На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц. При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения. Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.
Не является безусловным основанием для признания решения недействительным и нарушение срока вынесения такого решения (определение Верховного Суда РФ от 21.08.2019 № 309-ЭС19-13355). Это объясняется тем, что срок проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не является пресекательным. Истечение указанного срока не препятствует выявлению фактов неуплаты обязательных платежей и принятию мер по принудительному взысканию налогов (письмо ФНС от 25.01.2021 № СД-4-2/778@). То же самое касается и невручения плательщику акта налоговой проверки.
Все перечисленные нарушения не возлагают на налогоплательщика каких-либо непредусмотренных действующим законодательством обязанностей и не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, они не лишают налогоплательщика права на участие в рассмотрении материалов проверки и представление возражений (объяснений).
Единственным критическим нарушением, которое влечет отмену принятого налоговиками по итогам проверки решения, является непредоставление компании возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять свои возражения (п. 14 ст. 101 НК РФ). В этих случаях отменить решение может либо вышестоящий налоговый орган, либо арбитражный суд.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
- Транснефть Финанс
- Северсталь ЦЕС
- РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
- Компания Braun
- Мостотрест
- Альфа-Банк
- Мособлгаз
- Газпромбанк
- МКУ Управление Делами Администрации
- ФКР Москвы
- Аппарат Мэра и Правительства Москвы
- ВТБ Лизинг
- Гипромез
- АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
- Русское море
- Издательство Просвещение
- ИЦЛС Биотехнология
- ГУП Моссвет
Виды налоговых проверок
Налоговые проверки в Республике Беларусь бывают следующих видов: а) по основанию; б) по характеру; в) по объему проверяемых вопросов
По основанию:
· Плановые
· Внеплановые
По характеру:
· Выездные — проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
· Камеральные — проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают
Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель — дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.
Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.
Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.
Выездные налоговые проверки делятся на:
· Комплексные
· Тематические
· Встречные
· Рейдовые
Период для выявления нарушений налогового законодательства в комплексных и тематических проверках составляют 5 лет, в остальных случаях – 3 года.