Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ закрепление автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По своей структуре настоящую официальную бумагу можно условно разделить на четыре составных блока: реквизиты, обозначение участников процедуры, утверждение технического состояния автомобиля, подписи. Следует уделить должное внимание каждому из них.
Когда требуется в организации передаточный акт?
Передаточный акт или акт закрепления авто за ответственным лицом составляется в ситуациях:
- В компании нет штатных единиц водителей, но есть транспортные средства. Организация вправе предоставить право пользования служебным автомобилем любому штатному работнику.
- Предприятие желает закрепить автомобиль и меру ответственности за его сохранность за конкретным водителем.
Право пользования транспортным средством предоставляется на основании правильно составленной документации:
- приказа о допуске к управлению ТС;
- акта приема-передачи автомобиля;
- доверенности на управление;
- путевых листов;
- внесения изменений в трудовой договор.
Образец акта закрепления транспортного средства за водителем
Если вам поручено составить акт о закреплении транспортного средства за водителем, а вы ранее такой документ никогда не делали, посмотрите его образец, представленный ниже и прочитайте разъяснения к нему. Учитывая их, вы без особых трудностей сформируете требуемый бланк.
- Структура документа вполне стандартна: в начале пишется название организации, затем наименование акта, его номер, место, дата оформления.
- После этого идет основной блок. Первым делом дайте здесь сведения о тех лицах, при содействии которых происходил процесс передачи автомобиля (укажите их должности и ФИО), также внесите в акт подробные идентификационные характеристики машины (марку, год выпуска, гос. номер, пробег и прочее).
- Укажите документ, на основании которого происходит закрепление транспортного средства за водителем (обычно это или приказ, или распоряжение), а также ФИО самого водителя.
- Обязательно включите в акт описание состояния автомобиля на момент составления акта, в том числе по двигателю, кузову, ходовой части и т.д. Чем подробнее здесь будет дана информация, тем лучше.
- Также перечислите в акте все сопутствующие изделия, которые передаются водителю вместе с машиной («запаска», инструменты и т.д.) или же оформите их отдельным приложением (данные о котором также упомяните в бланке).
- Если считаете нужным, можете дополнить акт и другими сведениями, которые считаете важными.
- В завершение не забудьте подписать акт.
Кто должен составлять акт закрепления транспортного средства за водителем образец
Не важно какова причина передачи, передаёте ли вы коллеге по работе, продаёте, отдаёте на ремонт или в пользование юридическому лицу, важно то что после подписания данного акта принимающая сторона несёт ответственность.
Кому нужен данный акт? В первую очередь собственнику. Сколько было случаев, когда дорогостоящий автомобиль брали на мойку или в мастерскую, затем путали педали перед стеной.
А потом заявляли что он не был за рулём…
Для чего такой акт нужен? Всё просто – обезопасить себя.
Самым главным является техническое состояние на текущий момент услуги или сделки (повреждения ЛКП, сколы, вмятины), а также номера регистрационные, двигателя, кузова, марка и цвет.
Оформление: Акт приема-передачи транспортного средства оформляется в двух экземплярах (если вы оформляете передаёте транспорт, например, группе лиц то количество документов должно соответствовать количеству подписантов) что означает, что передаче ТС нарушений нет, что он передан именно в том состоянии и технической характеристике и нет взаимных претензий.
Особенности оформления бланка
Если вам поручено составление приказа о закреплении транспортного средства за водителем, рекомендуем внимательно прочитать приведенные ниже рекомендации и посмотреть его образец.
Для начала – общая информация, которая касается всех приказов. На сегодняшний день приказы не имеют единого стандарта оформления, так что делать их можно в произвольном виде или, если в организации имеется разработанный шаблон документа – по его типу. Для приказов подойдут как обыкновенные листы любого удобного формата (но общепринятый А4), так и фирменные бланки компании.
Писать текст документа можно от руки или набирать на компьютере (в первом случае следует обращать внимание на то, чтобы в бланке не было никаких ошибок и исправлений).
Составляя приказ, неизменно требуется учесть только один важный критерий – он должен быть заверен оригинальной подписью директора предприятия (связано это с тем, что все приказы всегда пишутся от его имени) или работника, которому разрешено в установленном порядке действовать от лица руководителя, а также всеми сотрудниками, которые в нем указаны.
На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю
В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.
Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.
Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.
На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю
В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.
Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.
Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.
Почему надо составлять приказ?
Оформленный в соответствии со всеми требованиями приказ о закреплении автомобиля за сотрудником используется для таких целей:
повышение уровня ответственности рабочего персонала;
обеспечение должного уровня техобслуживания транспортных средств;
если в процессе эксплуатации машина получит повреждения – у руководства организации будет правовое основание для взыскания материального ущерба с сотрудника.
При составлении приказа следует учитывать, что один водитель может нести ответственность максимум за 3 транспортных средства. А один автомобиль можно закрепить не более чем за 4 сотрудниками. Если за одной машиной закрепляется несколько человек, в приказе можно зафиксировать порядок эксплуатации транспортного средства ими. Обязательно надо проверить, есть ли у работников требуемая категория водительских прав.
Приказ о закреплении ТС за водителем
2 августа 2017 Приказы
Пройдя первичный инструктаж и стажировку, водитель предприятия закрепляется за служебным автомобилем. Это важный момент для передачи ответственности за эксплуатацию транспортного средства. Оформляется данная процедура приказом, образец которого можно скачать ниже.
Необходимость составления приказа
Автомобиль является дорогостоящим имуществом организации и, одновременно, источником высокой опасности. Обязанность возмещения убытков при возникновении дорожно-транспортного происшествия несет компания или гражданин, владеющий средством передвижения на правах собственника, арендатора или доверенности.
В компаниях с многочисленным автопарком и предприятиях, занимающихся перевозками продукции, машина закрепляется персонально за водителем или несколькими сотрудниками фирмы (техник, инженер, водитель) — бригадный вариант.
Приказ о закреплении автомобиля за руководителем
Суд первой инстанции при разрешении спора счел правомерным заключение с Т., как с водителем-экспедитором, договора о полной материальной ответственности. Однако суд первой инстанции не нашел оснований для взыскания в пользу работодателя причиненного ущерба в размере стоимости похищенной машины, поскольку пришел к выводу о том, что действие договора о полной материальной ответственности распространяется исключительно на вверенные ответчику в качестве водителя-экспедитора для перевозки ценности. В связи с тем, что автомобиль, на котором ответчик осуществлял свою трудовую функцию, являлся не перевозимой материальной ценностью, а техническим средством, обуславливающим возможность исполнения работником своих трудовых обязанностей, то возмещение ущерба в полном объеме на том основании, что с работником был заключен договор о полной материальной ответственности, является недопустимым.
Если же работник считает, что его права ущемляются, он вправе обратиться в суд. Такой подход вытекает из принципа свободы труда». Некоторые компании в судебном порядке оспорили предписания инспекции. Они аргументировали свои требования тем, что служебные автомобили были выделены работникам в качестве бонусов. То есть предоставление автомобилей являлось дополнительной льготой, включенной в социальный пакет. При этом автомобили работники могли использовать не только в рабочих, но и в личных целях. Например, для передвижения по городу при выполнении трудовых обязанностей или поездок с семьей за город. Очевидно, что работник вправе использовать в данных целях и собственный автомобиль. При этом штатным водителем компании он не станет. Работник должен возместить весь ущерб от ДТП, если в аварию на служебном автомобиле он попадет не при исполнении трудовых обязанностей. Такой вывод следует из п.
Правовое заключение по вопросам закрепления автомобилей организации за отделами и запросу ГИБДД на предоставление документов Вопросы: Организация хочет раздать свои автомобили в отделы, т.е. на склад, в инженерный отдел и в монтажный отдел и закрепить там людей за этими машинами. Какие акты и др. документы (приказы, путевые листы, согласия …) нам необходимы для того, чтобы: 1. во время выполнения этими людьми поездок в рабочее время ответственность за какие-либо происшествия с машинами лежала только на них. 2. если поездка не санкционирована, т.е. водитель просто взял ключи и поехал куда-то (возможно по своим делам), что мы должны иметь на руках, если что-то случится? 3.
На что ориентироваться при передаче транспортного средства водителю
В организациях, которые практикуют закрепление того или иного автомобиля за водителем обычно существует четкий порядок приема-передачи транспортного средства от одного ответственного лица другому. Он учитывает все этапы этой процедуры, начиная от создания соответствующего приказа руководителем предприятия, включая осмотр машины, письменную фиксацию ее состояния и заканчивая формированием специального акта.
Следует отметить, что в компаниях, в которых грамотно организована процедура закрепления автомобиля за водителями, перед передачей транспортного средство какому-либо работнику, с ним проводится подробный вводный и первичный инструктаж.
Более того, водитель обязан пройти стажировку, и только после этого ему будет доверена отдельная машина.
Для чего нужен акт приема-передачи автомобиля водителю?
Работники обязаны бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Соответственно, работодатель имеет право требовать бережного отношения к своему имуществу со стороны работников (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).
Для контроля за использованием имущества работодателя и его состоянием могут составляться с работниками акты приема-передачи. Особенно актуально это в отношении дорогостоящего имущества работодателя, к которому относятся в числе прочего и транспортные средства.
Передача транспортного средства водителю может оформляться актом приема-передачи, или актом о закреплении транспортного средства. Соответственно, работник, получивший это имущество по акту, становится ответственным за ущерб, причиненный транспортному средству по вине такого работника. Конечно, работник всегда обязан возмещать работодателю причиненный ему своим винновым действием или бездействием прямой действительный ущерб независимо от наличия или отсутствия каких бы то ни было актов (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). Однако наличие такого акта повысит ответственность и сознательность работника, будет побуждать его к более бережному отношению к вверенному имуществу.
Говоря о взыскании ущерба, причиненного водителем транспортному средству, переданному ему по акту, необходимо помнить, что в общем случае лимит ответственности ограничен средним месячным заработком работника (ст. 241 ТК РФ). Договор о полной материальной ответственности с водителем заключить нельзя, ведь такая должность не предусмотрена Постановлением Минтруда от 31.12.2002 № 85 (ст. 244 ТК РФ). С другой стороны, даже в отсутствие договора о полной материальной ответственности взыскание с работника ущерба в полном размере возможно, например, если такой ущерб был причинен умышлено, в состоянии алкогольного или иного опьянения, в результате преступных действий работника, установленных приговором суда, или был причинен не при исполнении работником своих трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Как составить приказ о закреплении транспортного средства за водителем
Приказ о закреплении автомобиля относится к внутренним распоряжениям по организации и составляется в свободной форме. Строгих требований к этому документу нет. Можно использовать фирменный бланк предприятия, если он имеется.
В распоряжение надо внести такие сведения:
- Данные организации.
- Сведения о самом приказе – дата и место составления.
- Название — приказ №№ о закреплении транспортного средства
- Причины создания приказа. Например, можно сформулировать как «Для организации целесообразного использования транспортных средств приказываю».
- Основная часть. Указываются ФИО сотрудника-водителя, его должность согласно штатному расписанию и разряд. Иногда машина передается не одному водителю, а бригаде. В таком случае возникает бригадная ответственность за автомобиль, и перечисляются сведения о всех шоферах.
- «Паспортные данные» транспортного средства. Они должны быть сверены с техпаспортом и не иметь расхождений с ним. Перечислите номерной знак машины, ее марку, модель, прочие необходимые сведения. Не забудьте про VIN (идентификационный знак). Информация об автомобиле должна позволять четко отличать его от других машин предприятия.
- Место для подписи водителя, получающего транспортное средство. Иногда удобнее делать это не на самом распоряжении, а в отдельном акте ознакомления, особенно если речь о том, что машина передается не одному человеку, а бригаде. Точно также один сотрудник может быть «приписан» к нескольким машинам.
- Должностные обязанности водителя. Могут быть как внесены в сам приказ, так и присутствовать в должностной инструкции. Это перечень действий до, во время и после непосредственной эксплуатации машины, в том числе медосмотр, проверка технической исправности, внешнего вида, чистоты и т.д. Также приказ может содержать график работы водителя или бригады, условия перевозок людей или грузов и т.д.
- Дата, с которой приказ вступает в силу. Если этот пункт пропущен – действие документа начинается немедленно с подписания.
- Подпись руководителя предприятия. Печать ставится только если это входят в традиции документооборота на предприятии. Если на внутренних документах ее не используют, то можно не ставить. На больших предприятиях также принято ставить визы ознакомления руководителю кадровой либо юридической службы, а также непосредственному руководителю водителя.
Акт закрепления транспортного средства за водителем
Акт закрепления транспортного средства за водителем — это документ, производный от трудового договора либо от приказа руководителя о назначении работника на должность водителя.
Акт является способом фиксации трех взаимосвязанных действий — закрепления ТС за водителем, передачи водителю автомобиля и приема водителем переданного ему транспортного средства.
Закрепление автомобиля
По условиям трудового контракта работодатель обязуется обеспечить работника работой и рабочим местом. Для водителя рабочее место — это кабина транспортного средства.
Поскольку автомобиль — это дорогостоящий объект, водитель одновременно с рабочим местом получает и обязанность следить за сохранностью транспортного средства. Для фиксации этой обязанности составляется акт закрепления транспортного средства за определенным водителем.
В силу этого акта происходит одновременно несколько юридически значимых действий:
- передача принадлежащего работодателю транспортного средства работнику;
- фиксация состояния ТС на момент передачи;
- фиксация комплектации ТС на момент передачи;
- фиксация наличия дополнительного оборудования, передаваемого одновременно с ТС;
- оснащенность автомобиля;
- прием работником ТС в состоянии и в комплектации, указанными в акте передачи.
Так, одновременно с автомобилем за водителем могут быть закреплены:
- ремонтные инструменты (ключи, отвертки, домкрат и т.д.);
- прицепы, цепи, запаски, запчасти и другие комплектующие;
- электронные средства связи — навигаторы, мобильные телефоны, рации;
- дополнительное оборудование — спецсигналы, аптечка, проблесковые маяки, цепи, ведра и т.д.
Одновременно за одним водителем может быть закреплено не более трех транспортных средств.
Одно транспортное средство может быть закреплено не более чем за четырьмя водителями.
Характеристики автомобиля
Акт закрепления автомобиля за водителем, помимо перечисления комплектующих, должен содержать в себе перечисление характеристик самого транспортного средства, а именно:
- марка и тип автомобиля (грузовой, легковой, пикап, самосвал, снегоочиститель, автобус, автокран, автоподъемник, микроавтобус и т.д.);
- тип топлива, вид трансмиссии, мощность двигателя;
- регистрационные данные автомобиля — номерной знак, номер двигателя, номер кузова, номер шасси;
- количество посадочных мест, емкость кузова, прицепа, тип выгрузки (бортовой, бункер);
- оснащение ТС — автомагнитола, противотуманные фары, кондиционер, защита от солнца и прочее;
- грузоподъемность (в том числе и грузоподъемность автокрана или автоподъемника).
К характеристикам автомобиля будет относиться и его состояние. Желательно перечислить в акте все существующие внешние дефекты автомобиля, например:
- степень изношенности салона, шин, кузова;
- степень повреждения внешнего слоя покраски, наличие царапин и прочее.
В качестве дополнительных сведений указывают дату регистрации автомобиля и дату прохождения последнего техосмотра.
Назначение акта
Основная причина составление акта – это закрепление ответственности водителя за автомобиль.
Именно на основании акта впоследствии может быть установлена материальная ответственность водителя за повреждения автомобиля. Внешний дефект автомобиля, не зафиксированный в акте закрепления, будет считаться новым, причиненным либо по вине водителя, либо по вине третьих лиц. При наличии вины водителя он будет обязан либо оплатить ремонт, либо отремонтировать автомобиль самостоятельно.
В случае уничтожения (необратимого повреждения) транспортного средства по вине водителя, он будет обязан выплатить работодателю его стоимость с учетом естественного износа, устанавливаемого по специальной шкале и в соответствии с его остаточной стоимостью на балансе предприятия.
Составление акта
Документ составляется должностным лицом, в ведении которого находится транспортное средство с участием водителя. Акт также может быть подготовлен заранее, при условии, что водителю будет дана возможность и время ознакомиться с ним и проверить соответствие данных акта фактическому состоянию транспортного средства.
На крупных предприятиях с большим автопарком, как правило, есть готовые шаблоны акта закрепления. При отсутствии шаблонов можно воспользоваться образцом, имеющимся на сайте, или составить акт самостоятельно в произвольной форме.
Обычно акт составляется в одном экземпляре и одной копии. Оригинал остается на предприятии, а копия вручается водителю.
Составляется акт закрепления транспортного средства за водителем в соответствии с нижеприведенной схемой:
- дата и место составления акта;
- наименование работодателя, ФИО должностного лица, составившего акт и осуществляющего передачу ТС в натуре, а также ФИО водителя и номер его трудового контракта;
- описание действия, например, «Настоящим актом оформляется закрепление за водителем Ивановым И.И. грузового автомобиля MAN , госномер 12345»;
- описание технических характеристик автомобиля;
- описание комплектующих;
- описание дополнительного оборудования.
Перечисление характеристик, оборудования и комплектации может идти как в теле самого акта сплошным текстом, так и в виде таблиц.
Подписывается акт должностным лицом, составившим его, и самим водителем.
Правила составления приказа
Унифицированной формы приказа о закреплении транспорта за водителем в 2020 году не предусмотрено. Такое распоряжение составляется в произвольном виде, с учетом узаконенных норм.
Если в компании утвержден специальный шаблон либо структура распорядительной документации, то необходимо использовать действующие образцы для составления приказа. Если же готового бланка нет, то документ составляют в свободной форме.
Печать на распоряжении проставлять не обязательно. Только если иного не предусмотрено учредительными документами компании.
Приказ издается в единственном экземпляре, с которым должны быть под роспись ознакомлены заинтересованные лица. При необходимости копии распоряжения передаются ответственным сотрудникам, для использования в работе.
Сфера применения и необходимость
Распоряжение руководителя о закреплении автомобиля за конкретным работником обычно требуется в крупных компаниях. Например, в организации, занимающейся транспортными перевозками. Такие фирмы имеют солидный автомобильный парк. Приказ о закреплении обозначает ответственного работника, который имеет прямой доступ к транспортной единице.
Но и для небольшой фирмы, в собственности которой числится всего один автомобиль, такой приказ нужен. Зачем? Транспортное средство — это объект повышенной опасности. Следовательно, за его техническим состоянием и исправностью должны следить конкретные лица. Простые граждане несут самостоятельную ответственность за соблюдение норм и требований по эксплуатации и обслуживанию своих авто. В организациях же такие обязанности возлагаются на ответственных специалистов.
По сути, приказ о закреплении ТС за работником — это назначение ответственного лица, который будет нести материальный ущерб, если автомобиль будет неисправен, или получит какие-то повреждения.