Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка дебиторской задолженности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дебиторская задолженность – совокупность долгов, которые должны вернуть интернет-магазину его контрагенты: клиенты и партнеры. Зачастую это средства за реализованные продукты/услуги, еще не поступившие от покупателей. Они являются одной из составляющих оборотного капитала компании.
Дебиторку классифицируют по множеству различных критериев:
- По срокам – краткосрочная и долгосрочная.
- По надежности должника – сомнительная и безопасная.
- По просроченности – плановая и просроченная.
- По продолжительности просрочки – до 90 дней, от 3-х месяцев до года, со сроком непогашения от 1 до 3-х лет и безнадежные (не выплачиваются дольше 3-х лет).
В самой общей классификации дебиторка делится на нормальную и просроченную. К нормальной относятся долги за:
- отгруженный товар;
- выполненные работы;
- оказанные услуги.
Учитывайте, что к дебиторской задолженности относятся и всевозможные санкции, допустим, еще и штраф или неустойка. Даже если они не прописаны в договоре, кредитор вправе требовать стяжание пени согласно ставке Центрального банка.
Процедура начинается с составления предварительной претензии: юрист фирмы направляет второй стороне официальное письмо с требованием погасить обязательства. В случае отказа или игнорирования данного уведомления дело переходит в суд.
Когда речь идет о 400 000 рублей и меньше, допустимо сразу инициировать выдачу исполнительного листа. Если требуется выплатить больше, иск передается в арбитраж, вместе с копией претензии, ответом и свидетельствами неисполнения контракта – счетами, актами и тому подобными документами.
При удовлетворении заявки за взыскание отвечают приставы. И даже при банкротстве ответчика оно все еще возможно: если компания окажется в реестре (очереди) кредиторов, она получит деньги после реализации имущества ликвидированного лица на аукционе.
Осуществляется в связи с истечением срока давности подачи иска или при нереальности возврата. Последнюю определяет кредитор, исходя из своих соображений. Рассуждая о том, что это такое – дебиторка (простыми словами), важно помнить, что проводить данную процедуру следует должным образом, без нарушений, то есть по результатам инвентаризации, подкрепленным приказом руководства и письменным обоснованием принятого решения.
Даже если обязательства посчитаны невозможными к взысканию и представлены как убыток, их нельзя просто аннулировать в балансной ведомости. Их необходимо отражать еще в течение 5 лет – на тот случай, что у второй стороны появятся средства, чтобы рассчитаться.
Подтвердить нереальность возврата можно с помощью постановления суда, выписки из ЕГРЮЛ, акта пристава.
Какой бывает дебиторская задолженность
Дебиторскую задолженность делят на виды по разным параметрам.
Например, по срокам ее можно определить как:
- краткосрочную — касается задолженностей, которые возместят в течение года;
- долгосрочную — речь о задолженностях, на погашение которых уходит больше года.
Чаще всего дебиторскую задолженность характеризуют по состоянию:
Виды задолженностей | Состояние |
---|---|
Нормальная | Дебиторы погашают долги своевременно. |
Просроченная | Дебиторы значительно превысили сроки погашения. |
Сомнительная | Кредиторы сомневаются в погашении задолженностей согласно договору. Например, если дебиторы обанкротились или потеряли доход. |
Хроническая | Погашение задолженностей занимает от года до трех лет. |
Безнадежная | Кредиторы понимают, что на погашение задолженностей дебиторами можно не рассчитывать. Обычно так случается при ликвидации без правопреемника. |
Как снизить дебиторскую задолженность
Если уровень дебиторской задолженности все-таки перешел безопасный порог, нужно ее снижать. Здесь тоже нет универсального плана — методов много, и все зависят от ситуации.
Дебиторская задолженность: понятие и виды
При предоставлении контрагентам займов и продаже товаров с отсрочкой платежа у организации образуется так называемая дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство (например, при переплате налогов и страховых взносов). Также под этим термином часто понимают и совокупность имущественных требований налогоплательщика к своим непосредственным контрагентам и любым третьим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторскую задолженность принято подразделять на:
- просроченную, договорной срок погашения которой уже истек,
- непросроченную, срок погашения которой еще не наступил.
Оценка дебиторской задолженности
Процесс управления дебиторской задолженностью — это то, чему компания должна уделять достаточное внимание. При возникновении безнадежных долгов она лишает себя части оборотных средств. Это может быть незаметно в обычное время, но в кризисный период очень сильно ударит по финансовому состоянию компании.
Задача менеджмента и управления, вовремя искать безнадежную дебиторскую задолженность. В таких случаях можно идти тремя путями:
- Минимизировать вероятность возникновения безнадежной дебиторской задолженности.
- Грамотно управлять такой задолженностью, чтобы она не ударила по оборотным средствам.
- Передать право требования третьим лицам. Такой механизм действительно есть, он подразумевает под собой потерю части стоимости дебиторской задолженности, но компания получает деньги и оставляет сложности с взысканием другим лицам.
Контроль будущей дебиторской задолженности
В рамках работы с будущими долгами бизнес может выбрать одну из трех видов политик кредитования клиентов.
Агрессивная политика – увеличение выручки за счет отгрузки продукции в кредит. Обычно рост ДЗ обгоняет рост выручки:
- отсрочки предоставляются легко;
- не устанавливаются входные границы для клиентов;
- нет системы финансового мониторинга;
- не анализируются покупатели;
- нет санкций за просрочки.
Плюс политики – быстрый рост продаж. Минус – риск убытков в случае неуплат.
Консервативная политика – отсрочки предоставляются редко и по сложной схеме:
- есть регламент по кредитной политике в фирме;
- проводится мониторинг платежеспособности покупателей перед предоставлением им кредита;
- используются жесткие процедуры инкассации.
Способы взыскания дебиторской задолженности
Взыскатель располагает разнообразными способами защиты своих материальных интересов:
Способ взыскания | Особенности | Случаи применения |
---|---|---|
Внесудебный | Не предполагает обращение в суд. Много вариантов для возврата долга. | Когда ситуация не критическая и не утрачена возможность добровольно вернуть долг. |
Досудебный | Попытка получить долг без суда или перед обращением в суд в виде направления претензии. | Необходим во многих случаях перед обращением в судебные органы. |
Судебный | Обращение в суд с иском о взыскании. | Когда предъявление претензии не сработало. |
Обращение в правоохранительные органы | Подается заявление с просьбой возбудить уголовное дело. | Используется при наличии признаков преступления. Чаще всего – мошенничества. |
Обращение в коллекторскую фирму. | Возможно как во внесудебном порядке (передача на аутсорсинг, продажа долга), так и после получения исполнительного листа. | Целесообразно, если самостоятельное взыскание долга не представляется перспективным. |
Доводы в пользу необходимости контроля
Вопрос управления дебиторской задолженностью требует тщательной проработки, поскольку, прежде всего, это вопрос финансовой устойчивости (читайте, как ее проанализировать) и, следовательно, безопасности бизнеса.
Позволяя вопросам дебиторской задолженности решаться «самим собой», собственники и руководители компаний тем самым ограждают себя от траты времени и сил, необходимых для наведения порядка в данной сфере (разработки документов, анализа «дебиторки», контроля действий сотрудников и т.п.). И вроде бы все хорошо. Вот только, готовы ли собственники потерять бизнес, в который они вложили столько сил и времени? Готовы ли топ-менеджеры потерять работу и лишиться репутации по причине краха бизнеса, не выдержавшего проблем с дебиторской задолженностью …?
Чем отличается дебиторская и кредиторская задолженность
При дебиторской задолженности у вашей компании имеются должники, а в случае кредиторской задолженности должниками являетесь вы. С одной стороны, отсутствие дебиторской задолженности свидетельствует об осторожности компании, так как не все должники в конечном итоге имеют возможность вернуть долг. Но и при этом фирма лишает себя потенциального дохода от добросовестных контрагентов.
Касательно кредиторской задолженности, та же история, ее высокий уровень указывает на проблемы компании, а отсутствие демонстрирует успешность и окупаемость бизнеса собственными силами. Но так как КЗ является сторонним капиталом, было бы глупо не воспользоваться возможностью развиваться за счет чужих инвестиций. Из этого следует вывод, что значение имеет не само наличие, а объем и соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.
Списание дебиторской задолженности
По закону задолженность считается просроченной, если истек срок исковой давности долга (3 года) и безнадежной задолженностью, если фирма не имеет возможности выплатить долг. На этих основаниях предприятие имеет право списать задолженность. Списание безнадежной просроченной дебиторской задолженности разрешено проводить в заключительный день периода, в котором прошел срок исковой давности.
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком давности можно осуществить двумя методами. Первый – использовать для этой цели резерв сомнительных долгов, если для данного долга резерв не был предусмотрен, то списать на финансовые результаты. Проводки списания дебиторской задолженности нужно проводить исключительно по каждому обязательству отдельно. Причиной для этого могут служить результаты инвентаризации, письменные подтверждения или распоряжение руководителя предприятия.
Управление дебиторской задолженностью предприятия
Часто встречаются ситуации, когда предприятие, стремясь увеличить прибыль, начинает перегружать себя дебиторами, что в итоге может привести к большому количеству неоплаченной задолженности и даже к банкротству предприятия. Разумные управленцы уделяют большое внимание объему долгов и ведут строгий учет дебиторской задолженности с помощью различных инструментов, например Excel.
Методы управления дебиторской задолженностью:
- Усиление работы с дебиторской задолженностью – взыскание долгов, не прибегая к помощи судебных органов.
- Контроль баланса и анализ кредиторской и дебиторской задолженности.
- Мотивация сотрудников отдела сбыта (относительно принятия мер, с целью максимально быстрого возврата средств со стороны дебиторов)
- Подсчет реальной стоимости ДЗ, учитывая возможность ее продажи.
- Создание системы реализации, при которой регулярно и гарантированно будут происходить платежи, например система скидок для пунктуальных клиентов.
- Расчет предельного уровня дебиторской задолженности.
- Аудит потерь от ДЗ (какую прибыль могла получить фирма в случае моментальной оплаты и использования этих денег).
При грамотном контроле и управлении дебиторской задолженностью, предприятие максимально может оградить себя от рисков, связанных с непогашением долгов, снижением платежеспособности и недостатком оборотных средств.
Продажа дебиторской задолженности
Часто в процессе своей деятельности фирма может выступать одновременно кредитором и дебитором. К примеру, вы оказали услуги по перевозке груза одной фирме, которая ещё не оплатила вашу работу. Вы, в свою очередь, получили некий товар от поставщика, но не имеете средств к оплате. То есть, ждёте, когда ваш должник вернёт деньги, которые вы и передадите своему кредитору.
Такая ситуация встречается нередко, а потому на законодательном уровне было придумано право уступки долга, которое значительно упрощает процесс возврата средств. Данная уступка называется цессией. Получается, что вы уступили свой долг вашему же кредитору. Иными словами, ваш должник теперь должен расплатиться с кредитором.
В данной сделке вы считаетесь цедентом, а новый кредитор – цессионарием. Между вами заключается договор, который содержит все нюансы возврата долга. Такое действие приводит к стабилизации состояния предприятия и позволяет избежать неприятных последствий при просроченной задолженности.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством