Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что с 04.07.2016 года пострадавший при ДТП водитель может заказать независимую экспертизу только после того как будет проведен осмотр машины или организована страховщиком независимая экспертиза.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2023 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

На практике же судья по своему усмотрению может уменьшить сумму неустойки и штрафа до 10 000 рублей каждую и даже меньше.

Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?

Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.
Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний. И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.
Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.

Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?

Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.
Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.
В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт. Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего. Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части. Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.
Читайте также:  Услуги, оказываемые нотариусом, цены и необходимые документы

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?

Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.

Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.

Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.

Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.

Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.

Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО

Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:

  • регион проведения;
  • характер повреждений;
  • наличие дополнительных услуг (выезд на место).

Примерные цены на услуги:

  • Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
  • Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
  • Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
  • Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
  • Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
  • Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
  • Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
  • Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
  • Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.

Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.

Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.

Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:

  • как выбрали компанию;
  • сколько пришлось оплатить;
  • как долго происходила вся процедура проверки;
  • остались ли вы довольны итогами осмотра;
  • получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.

Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».

Как выбрать компанию, которая будет проводить экспертизу?

Не следует обращаться в оценочную компанию, которую порекомендовал вам страховой агент. Это относится и тем организациям, оказывающим услуги независимой экспертизы, которые расположены в одном здании со страховщиком. Вряд ли здесь можно говорить о независимости такой оценки.

Выделим несколько критериев, на которые следует сфокусироваться при выборе экспертной компании:

  1. Наличие соответствующей лицензии. Запросите ее у представителя компании или найдите её на официальном сайте.
  2. Квалифицированность и профессионализм специалистов компании. Изучите эту информацию на сайте компании, где должны быть сведения об экспертах. Обратите внимание на их образование и стаж работы в этой области.
  3. Стоимость услуги. Изучите рынок этой услуги и выявите средний ценовой диапазон. Вас должна смутить слишком низкая цена.
  4. Сроки проведения экспертизы и выдачи заключения. Так же, как и со стоимостью, вычислите средний показатель. Компании, которые гарантируют все провести быстро, должны установить и соответствующий ценник, который окажется чуть выше среднего. Если же этого не происходит, то вполне вероятно, что услуги организации не востребованы. Это может стать показатель низкого качества работы.
  5. Общение с представителем компании. Обратите внимание на то, как контактное лицо заинтересовано в клиенте и оказании услуги.
  6. Отзывы бывших клиентов. Не пренебрегайте изучением тематических форумов и интернет-сообществ. Их многих отзывов можно сделать выводы о работе компании.
Читайте также:  Касается каждого: как изменится жизнь автомобилистов в 2022 году

  • Проверка имеет платный характер. В среднем её стоимость варьируется от 3 тысяч до 15, в зависимости от того, какой вид экспертизы выбран, насколько срочно требуется её проведение, сложности проводимой работы и серьёзности повреждений автомобиля. Каждый из этих факторов оплачивается отдельно, поэтому полный комплекс экспертизы может достигать 30 тысяч.
  • Вопреки устоявшемуся мнению, без должной юридической помощи возместить стоимость экспертизы за счет страховщика не представляется возможным. Изначально за услугу экспертизы платит заказчик, и привлечь к её оплате недобросовестную компанию проблематично, если вообще реально.
  • Если независимую экспертизу предлагает страховая компания – это один из способов вытянуть из страхователя больше денег в пользу компании. Именно поэтому не стоит идти на поводу у страховщиков, а лучше привлечь экспертов со стороны.
  • Если консультация эксперта необоснованно дешевая, не стоит обольщаться, так как она окажется некачественной, да ещё и за услуги автоюриста придётся доплачивать. В таких вопросах экономить – себе дороже.
  • Если проверка и вовсе бесплатная – это является тревожным звоночком. За такую экспертизу будут удерживать проценты от выплаты ущерба, так что даже на ремонт может не хватить. Это один из самых опасных видов проверки, так как страхователь может остаться без денег вовсе. Поэтому заказчик должен быть предельно внимателен при выборе экспертизы и не попасть на очередных мошенников.

Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы

Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.

Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.

ВНИМАНИЕ !!! Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.

Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.

Если страховая занижает ущерб

Распространенные способы занижения размера ущерба:

  1. Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
  2. Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
  3. Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
  4. Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.

Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.

Как правильно обращаться?

  1. Сначала Вам необходимо найти подходящую экспертную организацию. У неё должна быть соответствующая лицензия на осуществление такой деятельности.
  2. Далее Вы обращаетесь в выбранную организацию, где грамотный эксперт сначала просто посмотрит на автомобиль и скажет ещё до оплаты, стоит или не стоит делать независимую экспертизу на основании того, насколько по предварительной оценке можно насчитать с учётом повреждения машины.
  3. Следующим этапом будет назначение даты и времени проведения экспертизы. На неё Вам нужно будет пригласить представителя страховщика. Для этого правильно будет отправить на юридический адрес страховой компании телеграмму с указанием места, даты и времени проведения. Страховые редко направляют своих представителей на экспертизы, но иногда он присутствует.
  4. В «час пик» эксперт осматривает Ваш автомобиль, и затем ему потребуется около недели (может быть и меньше) для составления документов с расчётом. Вам нужно будет получить эти документы и ещё один их дубликат.
  5. Теперь необходимо направить страховщику досудебное требование, где своими словами указать все обстоятельства ситуации: что Вам была произведена выплата, её оказалось недостаточно, в связи с чем была инициирована независимая экспертиза, которая насчитала столько-то, потребовать возместить недостающую сумму денег, а также расходы на телеграмму и стоимость экспертизы, указать разумный срок (10-20 дней) для выплаты и написать свои банковские реквизиты либо желание получить наличными. К досудебному требованию приложить оригинал документов расчёта, кассовый чек на проведение экспертизы и квитанцию оплаты телеграммы.
  6. По прошествии этого срока плюс 3 банковских дня, если требуемая сумма не поступила на счёт, следует подавать иск в суд, куда уже приложить дубликат документов экспертизы. В этом случае лучше всего обратиться к автоюристу, проверенному по отзывам либо Вашими знакомыми/друзьями/родственниками, так как это дело уже немного сложнее досудебного требования, а расходы на юриста Вам тоже возместят в случае выигрыша суда, вероятность которого повышается при ведении дела хорошим и грамотным юристом. Впрочем, ничего не мешает обратиться к автоюристу ещё на этапе досудебного требования.
Читайте также:  Закон о тишине — 2023: когда можно шуметь

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

Когда нужна независимая экспертиза и оценка автомобиля после ДТП

Любая экспертиза проводится в случаях, когда нужны специальные познания в науке, технике, других сферах деятельности. Соответственно, автоэкспертиза связана с экспертными познаниями в конструкции транспортного средства и его отдельных агрегатах, методиках определения повреждений и расчета ущерба. Выделю самые распространенные ситуации, когда можно и нужно обращаться в экспертную организацию:

  • для урегулирования споров при получении страховки ОСАГО – при занижении размера повреждений и суммы компенсации, при отказе выплатить утрату товарной стоимости, для оспаривания своей вины в аварии;
  • при доказывании суммы ущерба по КАСКО, особенно при спорах о полной гибели автомобиля;
  • для предъявления претензий и исков о некачественном ремонте;
  • для выявления причинно-следственной связи между действиями водителя и наступившим ущербом, травмами и гибелью людей;
  • для устранения проблем при регистрации и учете транспорта, подтверждении подлинности VIN, технической документации.

О специальных случаях, когда возникает необходимость в проведении независимой автоэкспертизы, расскажу ниже. Отмечу, что одним из направлений экспертной деятельности является оценка. Поэтому при обращении к оценщику за отчетом о рыночной стоимости автомобиля или расчетом на ремонт вы также имеете дело с экспертизой.

Ключевое значение для урегулирования споров имеет не только экспертиза автомобилей. Предметом экспертных исследований могут быть иные объекты, причастные к ДТП с участие транспортных средств. Например, множество аварий возникает по вине дорожных служб, из-за ям на дорогах, упавших дорожных знаков, по иным аналогичным причинам. В отношении таких объектов также можно провести экспертизу, чтобы объективно установить причинно-следственную связь с наступившим ущербом.

Документы для проведения независимой экспертизы авто

Независимая экспертиза после ДТП и оценка ущерба автомобиля проводится по заявке собственника, страховой компании, их уполномоченных представителей. С заказчиком заключается договор, в котором указываются все условия для экспертных исследований. Для проведения процедур экспертам передаются следующие бланки и формы:

  • документы на автомашину – паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации ТС;
  • документы, составленные по итогам ДТП и переданные страховщику (например, извещения о ДТП, схемы, протоколы и т.д.);
  • справка о ДТП (этот документ с 2018 года не выдается в ГИБДД, однако по спорам о старых авариях они все еще могут встречаться);
  • направление на независимую экспертизу, выданное страховщиком или судом
  • иная документация, составленная после ДТП или при формировании страхового дела.

Где и как можно ее сделать?

Осуществить независимую экспертизу лучше всего в узконаправленной компании, которая специализируется только на повреждениях после ДТП.

Поскольку отчет о проделанной работе достаточно емкий процесс, предполагающий перечень повреждений, детальное описание скрытых поломок, расчеты и другую важную информацию, ориентироваться лучше всего на экспертов, составляющих заключения для суда. Здесь велика вероятность отсутствия каких-либо ошибок и неточностей. Также, при необходимости обращения в суд, грамотно составленное заключение будет необходимо.

Выбирать фирму, которая сотрудничает со страховой компанией не стоит, результат может быть составлен с учетом интересов страховщиков.

Критерии выбора независимой фирмы:

  1. Время существования предприятия на рынке. Чтобы избежать сотрудничества с недобросовестными фирмами, а также не стать жертвой неблагонадежных фирм (однодневок), стоит убедиться, что компания не один год занимается этой деятельностью.
  2. Возможность документального подтверждения сотрудничества. При обращении в экспертную компанию, необходимо поинтересоваться заключает ли она договоры на проведение работ и выдает ли чеки по факту их окончания. На компенсацию затрат по проведению независимой оценки можно рассчитывать только при наличии этих документов.
  3. Наличие положительной репутации среди клиентов. Можно изучить отзывы о работе компании и убедиться в ее надежности и профессионализме, а также уточнить процент успешно оконченных экспертиз.
  4. Квалификация и соответствие сотрудников установленным нормам законодательства.

Детальнее о том, как правильно выбрать независимого эксперта, мы рассказывали в этой статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *