Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Частые ошибки муниципалитетов в работе по предоставлению жилья детям-сиротам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.

Комментарии к ст. 57 ЖК РФ

1. Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или, в соответствующем случае, иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможны два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях:

———————————

В законодательстве, в том числе в жилищном (п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ; ранее — ст. 37 ЖК РСФСР), традиционно говорится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, конечно же, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является родовым, которым охватывается в том числе и понятие «дети-сироты».

— смерти родителей;

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— болезни родителей;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ).

———————————

СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

———————————

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение (ст. 124 СК). В этом случае дети не приобретают право на внеочередное получение жилья.

Над несовершеннолетними устанавливаются опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Причины выселения из полученного социального жилья

Жильцы могут лишиться своих прав на жилье, предоставляемое по договору социального найма в следующих ситуациях:

  • Объект признано аварийным. В таком случае граждане могут рассчитывать на предоставление им другого равнозначного объекта.
  • Дом признан непригодным для проживания. В таком случае жилье, предоставляемое по договору социального найма не считается аварийным, но жить в нем нельзя по иным причинам.
  • Объект изымается для нужд государства. Ситуация редкая, но возможная. Изъятие не реализуется просто так.
Читайте также:  Льготы присяжным заседателям. Что положено, полагаются ли выплаты

Выселение из жилья социального найма возможно и в иных случаях, но только в судебном порядке:

  • Наниматель не оплачивает коммунальные услуги или стоимость предоставления жилья полгода и более.
  • Объекту наносится непоправимый урон нанимателем или членами его семьи.
  • Гражданин регулярно нарушает права других жильцов. Например, захламляет общие помещения, ведет себя вызывающе, угрожает иным лицам.
  • Жилье используется не по назначению. Например, на территории объекта разворачивается производство или оказываются услуги.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире

Если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания из этого Перечня, то семья, при соблюдении условий, предусмотренных жилищным законодательством, признается нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; при этом жилье должно быть предоставлено вне очереди; площадь помещения может превышать норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ст.ст.51, 57, 58 Жилищного кодекса РФ).

Действующий перечень утвержден Постановлением Правительства Р. Ф. от 16.06.2006 № 378, его можно увидеть на сайте «Российской газеты».

Новым Приказом значительно сокращен перечень хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. По действующему Перечню к таким заболеваниям относится весь класс МКБ-10 «Психические расстройства и расстройства поведения» — F00-F99. В этот класс входит, например, блок F70-F79 «Умственная отсталость», блок F80-F89 «Расстройства психологического развития», блок F90-F98 «Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Новый Перечень ограничивается заболеваниями с кодами F20-F29; F30-F33.

Раздел «Эпилепсия с частыми припадками» дополнен кодом G41 — Эпилептический статус.

Если на момент постановки семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях заболевание ребенка входило в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, но в новом Перечне это заболевание отсутствует, то это обстоятельство не лишает семью права на внеочередное получение жилого помещения.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь

Заболевания, указанные в Перечне, предоставляют право на получение дополнительной жилой площади. Основание — статья 17 Федерального Закона Р. Ф. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: людям с инвалидностью может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Действующий перечень заболеваний утвержден Постановлением Правительства Р. Ф. от 21.12.2004 № 817, текст постановления размещен на сайте «Российской газеты».

Формулировка заболеваний, предоставляющих право на дополнительную жилую площадь «колясочникам», дополнена псориазом артропатическим, требующим применения инвалидных кресел-колясок. В остальном формулировки остались прежними: к таким заболеваниям, в частности, относятся органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушением функции тазовых органов. Новый Перечень дополнен кодами конкретных заболеваний, включая код G80, обозначающий детский церебральный паралич.

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.

Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.

Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.

Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.

Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.

Комментарий эксперта

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

КС РФ разъяснил право на получение жилья вне очереди семьям с детьми-инвалидами

После того, как вы доказали, что имеете право получить жилье по договору социального найма в связи с нехваткой жилплощади, вас ставят в очередь. Очередь общая и в лучшем случае вам придется простоять в ней несколько лет.

Если же человек успел оформить документы до появления нового Жилищного кодекса РФ (до 2005 года), тогда не нужно оформлять документы, подтверждающие финансовую состоятельность. Закон в данном случае обратной силы не имеет.

Но и в этом случае ожидать получения квартиры в ближайшие сроки не стоит. Если верить государственной статистике, то сейчас все еще получают квартиры граждане, которые становились в очередь в 1990 году.

После составления договора человек получает законное право проживать в предоставленной квартире. Ему должны предоставить все удобства и услуги, которые предусмотрены по закону.

В обязанности жителей квартиры входит оплата за потребляемые коммунальные услуги. Оплата по ним проводится в общем порядке, в размере, установленном действующими в регионе тарифам ЖКХ.

  • Полученную по договору социального найма квартиру в дальнейшем с легкостью можно приватизировать в собственность.

Получить бесплатную площадь на правах социального найма или рассчитывать на финансовые субсидии при приобретении своего жилья можно, только подтвердив факт потребности в улучшении жилищных условий. Основным критерием является: на каждого члена семьи приходится меньше квадратных метров, чем установлено санитарными нормами для региона, где проживают люди.

Стать в очередь – обязательный момент, если гражданин желает воспользоваться правами на социальное жилье. Предварительно следует собрать документы, подтверждающие право на бесплатную жилплощадь.

Если имеется несколько льгот – нужно упомянуть обо всех них. Одна из них может стать основанием внеочередного получения жилья.

Предварительно надо обратиться по месту регистрации, уточнить правила для своего региона. Они могут отличаться, муниципальные органы могут предусматривать дополнительные льготы. Детальное уточнение правил и перечня документов сэкономит время – не нужно будет приходить несколько раз, учитывая поправки.

Чтобы встать в очередь на квартиру, нужно:

  • предоставить перечень необходимых документов;
  • иметь российское гражданство, регистрацию по месту подачи заявления;
  • не изменять в худшую сторону условия жизни последние 5 лет (прописка других лиц в квартиру, продажа, обмен).

Льготы в очереди имеют:

  • сироты;
  • жертвы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • инвалиды;
  • проживающие в аварийных домах и объектах, подлежащих сносу.

Необходимым условием, чтобы претендовать на получение соцжилья, является статус малоимущего.

Читайте также:  Индексация пенсий детям-инвалидам в 2021

Алгоритм постановки на учет:

  • обращение в администрацию по месту регистрации семьи для уточнения, какие категории граждан имеют право встать в очередь на квартиру, перечня документов для постановки;
  • в орган местного самоуправления подают документы;
  • рассмотрение заявления комиссией (1 месяц);
  • в течение 3 дней после принятия решения выдают уведомление, в котором указан номер в очереди. В случае отказа – указывают причины.

Далее нужно проверять движение электронной очереди.

Кто вправе рассчитывать на получение жилой площади сверх установленной нормы?

В основу отнесения больных к категории граждан, имеющих право на жилое помещение сверх установленной нормы, положен тот же медицинский критерий, что и для признания больных нуждающимися в жилых помещениях, а также предоставления им права на получение жилья вне очереди. На основании ч. 2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в 2 раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения граждан, страдающих одной из тяжелых форм хронических заболеваний, включенных в указанный выше Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378. В этот Перечень, как уже указывалось, входят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и эпилепсия с частыми припадками.

Аналогичную норму содержит Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» применительно, однако, лишь к тем гражданам с психическими расстройствами, которые признаны инвалидами. При этом Федеральный закон, так же как и ЖК РФ, изъял из оборота понятие «дополнительная» жилая площадь.

Согласно ч. 6 ст. 17 Федерального закона инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в 2 раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством РФ. Таким действующим документом на сегодняшний день является Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 [ Российская газета, 2004, 29 декабря ]. К указанным заболеваниям Перечень относит «психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения». Этими заболеваниями, как уже отмечалось, и являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (см. ч. 1 ст. 27 Закона о психиатрической помощи). Таким образом, характеристики психических расстройств, содержащихся в обоих перечнях (относящихся к ч. 2 ст. 58 ЖК РФ и ч. 6 ст. 17 указанного Федерального закона) по сути совпадают.

Настораживают, однако, некоторые изменения в редакции рассматриваемых норм в сравнении с прежним законодательством к контексте прав лиц с психическими расстройствами. Во-первых, если ЖК РСФСР и ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. до 1 января 2005 г.) предусматривали предоставление дополнительной жилой площади в качестве права граждан данной категории, то ЖК РФ и ст. 17 указанного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) предусматривают отныне, что площадь, превышающая норму, этим гражданам может быть предоставлена. Это дает основание предполагать, что такая площадь может и не быть предоставлена, т.к. право гражданина ее получить (что подразумевало соответствующую обязанность органов власти дополнительную площадь предоставить) заменено правом (а не обязанностью) органов власти ее предоставить. Во-вторых, прежняя (до 1 января 2005 г.) редакция ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливала право инвалидов, страдающих заболеваниями, указанными в соответствующем Перечне, на дополнительную жилплощадь в виде отдельной комнаты. Упоминание же о ней в новом законодательстве отсутствует.

Правило об отдельной комнате присутствует только в законодательстве субъектов РФ. Так, согласно ч. 5 ст. 20 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» семьям, в составе которых имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых установлен федеральным законодательством, предоставляются жилые помещения, позволяющие выделить в пользование таким лицам отдельное изолированное жилое помещение в квартире. При этом указывается, что удовлетворению не подлежат требования о предоставлении дополнительной площади, если эти лица обеспечены отдельным изолированным жилым помещением в квартире.

Когда за больным сохраняется право на жилое помещение

Если лицо является собственником квартиры или иного жилого помещения (ст. 288 ГК РФ), его временное отсутствие или выезд в другое постоянное место жительства не прекращают, разумеется, его прав на данное жилое помещение.

Иначе обстоит дело, если гражданин является нанимателем жилого помещения или членом его семьи.

Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (ст. 71 ЖК РФ). Это означает, в частности, что указанные лица сохраняют свое право на жилое помещение в течение всего срока пребывания на стационарном лечении, а также на оговоренный в договоре с психоневрологическим интернатом период нахождения в интернате (обычно срок временного помещения в ПНИ составляет 6 месяцев).

В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения на основании ч. 3 ст. 83 ЖК РФ считается расторгнутым со дня выезда [ Аналогичную норму содержит Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. № 315 (Российская газета, 2005, 27 мая). ]. Такое последствие может повлечь выезд гражданина на постоянное жительство в учреждение системы социального обслуживания населения, например, ПНИ, т.к. Жилищный кодекс РФ не предусматривает для данной категории граждан каких-либо исключений.

Однако такие исключения установлены другими федеральными законами. Руководствуясь ст. 10 ЖК РФ, согласно которой жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных наряду с Жилищным кодексом РФ, также и другими федеральными законами, обратимся к двум из них, которые распространяются на граждан пожилого возраста и инвалидов, помещенных в ПНИ.

Согласно ч. 11 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилое помещение в домах государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение 6 месяцев.

Аналогичное правило предусматривает п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Причем в отличие от ЖК РФ (ч. 3 ст. 83), связывающего расторжение договора с днем выезда гражданина, п. 10 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона отсчитывает 6-месячный срок с момента поступления его в стационарное учреждение социального обслуживания. Кроме того этот пункт содержит и другое важное установление: в случае, если в жилых помещениях остались проживать члены семей граждан пожилого возраста и инвалидов, помещенных в указанные учреждения, жилые помещения за этими гражданами сохраняются в течение всего времени их пребывания в этих учреждениях.

Отмеченная рассогласованность в законодательстве служит благодатной почвой для нарушений жилищных прав психически больных граждан в период их помещения и пребывания в ПНИ. Проведенный мною опрос специалистов окружных департаментов жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, а также риэлторских компаний выявил неинформированность опрошенных в отношении указанных норм законодательства, разнобой в трактовке статей законов, а также практику нелегитимных путей решения вопросов, связанных с реализацией жилищных прав лицами, страдающими психическими расстройствами.

«В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет» (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.11.2007 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2. С. 36).

Квартира от государства

Этот материал обновлен 06.04.2021

У государства можно попросить квартиру. И получить ее.

Ксения Суворова

получила двухкомнатную квартиру от государства

Это тяжелый путь. Потребуется собрать кучу документов и обойти немало кабинетов. Но получить жилье от государства реально. Вы сможете переехать из старой бабушкиной квартиры в новостройку или во вторичку с ремонтом — и при этом бесплатно.

Копия распоряжения о предоставлении жилой площади нуждающемуся

Существуют государственные программы, по которым выделяется льготное жилье. Таких программ много. В каждом регионе условия могут меняться: будут разные суммы, учетные нормы, но общая схема получения и правила одни.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры — 2022: инструкция по НДФЛ

В этой статье мы рассмотрим программы по расселению аварийного и коммунального жилья и предоставлению жилого пространства инвалидам, сиротам и ветеранам.

Бесплатные квартиры: 6 способов получить жилье от государства

Квартирный вопрос в России, пожалуй, остается одним из наиболее актуальных и в то же время сложных. Собственных средств на покупку жилья чаще всего не хватает, а обязательства по кредитам непомерны. Особенно остро жилищный вопрос стоит в кризис. Однако существуют минимум 6 способов получения квартиры от государства бесплатно без каких-либо доплат.

Согласно российскому законодательству, существует минимум 6 категорий граждан, имеющих право на бесплатные квартиры от государства.

1 категория — Малоимущие

Наиболее многочисленной группой населения, у которой есть возможность стать новоселами полностью за счет государства, на сегодняшний день остаются малоимущие без собственных квартир. Малоимущими признают тех, месячный семейный доход которых на каждого ее члена не превышает прожиточный минимум. В каждом регионе величина прожиточного минимума своя, в Москве, например, около 14 тысяч рублей.

Дохода в семье — не единственное условие, по которой россиянин имеет право на бесплатную квартиру. Критерии отнесения граждан к малоимущим могут значительно отличаться в разных субъектах РФ.

Нуждающимся в жилпомещениях признают, если:

  • сумма имущества и доходов за установленный период не дает возможность купить квартиру площадью, соответствующей принятой законом норме;
  • гражданин проживает в квартире, площадь которой на каждого жильца меньше установленной законом нормы;
  • в собственности или соцнайме нет других жилпомещений, позволяющих в сумме достичь законодательную норму площади на человека;
  • россиянин не ухудшал жилусловия в течение определенного срока (обычно — 5 лет) до подачи заявления на бесплатную квартиру от государства.

К сожалению, получение положенного жилья иногда бывает проблематичным. Довольно часто государственные органы отказывают в предоставлении жилья ,т.е. не ставят на учет, отказывают в заключении договора или иным образом нарушают права граждан.

Защиту своих нарушенных прав принято разделять на две категории:

  1. урегулирование споров в досудебном порядке. Раскрывая первую категорию, стоит отметить, что иногда достаточно направить жалобу непосредственно в сам орган, например в районную администрацию. Если таких действий недостаточно, необходимо подавать жалобу в вышестоящий орган, например в администрацию города. В случае, если гос. органы бездействуют или нарушают права иным образом, то достаточно действенным является подача жалобы на действия должностного лица в Прокуратуру, как надзорного органа в том числе и в сфере жилищных прав граждан.
  2. урегулирование споров в судебном порядке. К судебному порядку необходимо обращаться только в случае если все возможные пути защиты своего права исчерпаны и в досудебном порядке не удалось достичь истины. Таким образом, если ОГВ нарушено право гражданина на постановку на учет, нарушена очередность предоставления жилья, отказа в предоставлении жилого помещения, предоставлено помещение меньшей площади, отказано в заключении договора социального найма, то последней инстанцией, последней возможностью защиты своего нарушенного права – является судебный орган.

В каких случаях вносятся изменения в список очередности граждан на получение жилья не в пользу нуждающегося?

Согласно статье 34 Жилищного Кодекса РФ, изменения в списках очередников среди граждан, нуждающихся в жилье, могут быть внесены местными органами самоуправлениями с указаниями веской причины или администрациями предприятий/организаций (после согласования действий с профсоюзным комитетом).

К примеру, за злостные нарушения правил трудового порядка на предприятии гражданина могут «сместить» в списке очередников на получение жилья на несколько пунктов. Но исключить нуждающегося из списка очередников на получение жилья, согласно законодательным нормам, никто не сможет, в каких бы нарушениях дисциплины он не был обвинен (хулиганство, постоянные опоздания на работу, пьянство, хищение имущества, если оно не влечет за собой масштабы, предусмотренные уголовным кодексом и т.д.).

Перенести очередность гражданина в списке на получение недвижимости из жилищного фонда администрация предприятии вправе даже за одно злостное правонарушение. На самом деле случаев, при которых очередники на получение жилья могут быть на законных основаниях смещены в общих списках, довольно много.

Внеочередное получение жилья

Действующий перечень утвержден Постановлением Правительства Р. Ф. от 16.06.2006 № 378, его можно увидеть на сайте «Российской газеты».

Новым Приказом значительно сокращен перечень хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. По действующему Перечню к таким заболеваниям относится весь класс МКБ-10 «Психические расстройства и расстройства поведения» — F00-F99.

В этот класс входит, например, блок F70-F79 «Умственная отсталость», блок F80-F89 «Расстройства психологического развития», блок F90-F98 «Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Новый Перечень ограничивается заболеваниями с кодами F20-F29; F30-F33.
Раздел «Эпилепсия с частыми припадками» дополнен кодом G41 — Эпилептический статус.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 21 июня 2006 г.Внеочередное получение жилья Так, согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Получение жилья при тяжелых формах хронических заболеваний

%Девочки, у меня такой вопрос – есть кто воспользовался этим правом на получение жилья? Я обратилась в Жилищный комитет, мне дали перечень документов необходимых для постановки на очередь. Собрать всё реально, но хочу узнать может кто-то уже получил жилье по этой программе?

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2006 г. N 378

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ

ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.ФРАДКОВ

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 16 июня 2006 г. N 378

ПЕРЕЧЕНЬ

ТЯЖЕЛЫХ ФОРМ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРИ КОТОРЫХ НЕВОЗМОЖНО СОВМЕСТНОЕ ПРОЖИВАНИЕ

ГРАЖДАН В ОДНОЙ КВАРТИРЕ

Код заболеваний
по МКБ-10

1. Активные формы туберкулеза с выделением A15 – A19

микобактерий туберкулеза

2. Злокачественные новообразования, C00 – C97

сопровождающиеся обильными выделениями

3. Хронические и затяжные психические F00 – F99

расстройства с тяжелыми стойкими или часто

обостряющимися болезненными проявлениями

4. Эпилепсия с частыми припадками G40

5. Гангрена конечностей A48.0; E10.5;

E11.5; E12.5;

E13.5; E14.5;

I70.2; R02

6. Гангрена и некроз легкого J85.0

7. Абсцесс легкого J85.2

8. Пиодермия гангренозная L88

9. Множественные поражения кожи с обильным L98.9

отделяемым

10. Кишечный свищ K63.2

11. Уретральный свищ N36.0

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *