Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что сейчас разрешено сотрудникам ДПС на дороге?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для проведения рейдов и проверок со стороны ГИБДД никакие новые основания не появились, инспекторы также руководствуются регламентом МВД и Законом о полиции, считает юрист Шебанова. По ее словам, в период действия режима все процедуры осмотра и досмотра транспорта должны проводиться более тщательно.

Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?

Нет. Вы не найдёте никаких ограничений в действующем Административном регламенте в зависимости от места проверки документов. И это касается конкретно оснований и причин для этой процедуры.

Единственная разница в способе общения с ДПС содержится в пункте 48 регламента. Здесь после остановки автомобиля инспектору даётся возможность подойти не со стороны водителя (как положено не в исключительных случаях), а с пассажирской стороны в ряде случаев:

  • если это создаёт угрозу безопасности полицейского (его могут сбить другие автомобили на трассе, например),
  • если дорога загрязнена со стороны водителя,
  • и другие причины.

То есть различие по условиям трасса/город может быть только в обязанности инспектора подойти к водителю – с какой стороны можно это сделать.

Как производится остановка?

Чтобы остановить автомобиль, сотрудник ГИБДД должен выделить его из потока жестом руки или жезла и указать место остановки. Игнорировать это требование запрещено, даже если инспектор указывает на место, где стоянка и остановка запрещены.

В обязанности инспектора входит:


  • незамедлительно подойти к автомобилю;
  • поздороваться и представиться, назвать причину остановки;
  • предъявить удостоверение по требованию водителя;
  • разъяснить суть совершенного водителем правонарушения, если оно послужило причиной остановки.

Инспектор имеет право потребовать предоставить водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО. У водителей, обязанных иметь путевой лист или документы на перевозимый груз, могут проверить и их. Также инспектор может проверить наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки – эти предметы должен иметь в автомобиле каждый водитель.

В некоторых случаях сотрудник ГИБДД может потребовать водителя выйти из автомобиля:


  • водитель находится в нетрезвом состоянии или своим поведением угрожает безопасности инспектора или других лиц;
  • для устранения тех. неисправности или нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов;
  • для автоосмотра, проверки номеров двигателя и рамы авто;
  • для заполнения документов.

Полномочия инспекторов

Порядок исполнения обязанностей сотрудниками автоинспекции прописан в Приказе МВД №185. Многие автовладельцы задают вопрос, имеет ли право представитель инспекции требовать от водителя покинуть салон машины? Сотрудник вправе попросить об этом, но выполнять просьбу или нет – право водителя, а не его обязанность.

Приказ остановиться подается инспектором при помощи громкой связи или жезла со свистком. В обязанность сотрудника инспекции вменяется точное указание жезлом на авто. Если на машину жезл не указывает, водитель вправе продолжить движение.

Где можно остановить ТС? По Правилам ПДД это должна быть хорошо освещенная трасса или пост ДПС. При остановке авто на дороге, одежда работника ДПС должна содержать светоотражающие детали. Если нарушен порядок остановки ТС, автовладелец вправе обжаловать действия инспектора у руководства или через суд.

Остановка инспектором ДПС

Кстати, есть некоторые нюансы и в тех случаях, когда вас останавливают сотрудники ДПС. Только на первый взгляд может казаться, что тут не бывает никаких подводных камней. В действительности это не так. Если не знать нюансов, то кажется, что у обычного сотрудника ДПС есть право останавливать любое транспортное средство.

Конечно, такое право у него есть, но только тогда, когда он находится на службе при исполнении своих обязанностей. Подтверждением того, что сотрудник ДПС находится на службе, будет не только наличие служебной формы и удостоверения, но и нагрудного значка, а также жетона с личным номером, которые выдаются сотрудникам, заступающим на службу. После того как наряд дорожной полиции получает приказ о прекращении дежурства, нагрудный знак сдается в соответствующее подразделение. То есть по наличию этого нагрудного знака и можно определить, находится ли инспектор в данный момент на службе.

Читайте также:  Как получить повторное свидетельство из ЗАГСа

Как только вас останавливает инспектор ГИБДД, обратите внимание, есть ли у него этот нагрудный знак. У сотрудников ДПС он округлой формы, в отличие от представителей других работников правоохранительных органов, у которых этот знак овальный. На значке должен быть изображен российский герб (двуглавый орел), а под ним надпись «ДПС», далее указывается код региона и личный номер самого инспектора, по которому его всегда можно идентифицировать.

Алгоритм общения с инспектором ГИБДД

Порядок остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД подробно прописан в законе. Требуя остановиться, инспектор должен явно указать, где автомобиль необходимо припарковать. Это должно быть разрешенное для остановки места, за исключением особых случаев, описанных выше.

Остановив транспортное средство, сотрудник ГИБДД должен назвать свое имя и должность, сообщить о причине остановке. Кстати, ему разрешено скрыть от водителя истинную причину, по которой остановлен автомобиль, но только в том случае, если водителя или кого-то из его пассажиров подозревают в участии в преступлении или организации ДТП. Их задержание входит в обязанности сотрудников Госавтоинспекции.

Обратите внимание, что по правилам остановки сотрудникам ГИБДД запрещается требовать, чтобы водитель вышел из транспортного средства. Есть только несколько исключений, когда требования сотрудника ДПС выполнить необходимо. Водитель обязан выйти, если его подозревают в том, что он находится в состоянии наркотического, алкогольного или токсикологического опьянения, а также для устранения поломки авто или при выявлении нарушений правил транспортировки грузов, в случае если водители или пассажиры подозреваются в преступлении или помощь нужна другим водителям.

Также инспектор должен предъявить служебное удостоверение. Но тут есть оговорка, что делать это необходимо только по требованию водителя. Конечно, не все на такое решаются, может возникнуть психологический барьер при общении с представителем власти, преодолеть его не всегда удается. Предъявляя удостоверение, сотрудник дорожной полиции не должен передавать его в руки водителю, но должен по требованию сообщить номер своего нагрудного знака. Если остановка произошла по причине нарушения, то полицейский обязан подробно и ясно объяснить, в чем было нарушение.

Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД

Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:

  • уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
  • уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.

Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

Как поступить при незаконной остановке?

Многие водители даже не знают о том, могут ли гаишники останавливать для проверки документов вне стационарного поста разные автомобили. Обычно такие граждане ведут себя спокойно и без всяких вопросов передают бумаги на машину для изучения. Но желательно хорошо разбираться в своих правах, чтобы отстаивать их в разных ситуациях.

Не допускается нарушение прав и интересов водителей со стороны работников ГИБДД. Проверка документов разрешена только на стационарном посту, поэтому если машина была остановлена в городе без веских причин, водитель может выполнить несколько действий:

  • отказаться представлять документы для изучения;
  • совершить звонок в дежурную часть с просьбой привлечь автоинспектора к ответственности;
  • зафиксировать действия и разговор на видеорегистратор;
  • запросить удостоверение у сотрудника ГИБДД (водитель может переписать сведения из этого документа для дальнейшего составления жалобы);
  • обратиться с жалобой в отделение ГИБДД, где работает остановивший машину инспектор.
Читайте также:  Как снять диагноз у психиатра и получить права?

Если каждый водитель будет отстаивать свои права, то значительно снизится количество ситуаций, когда автоинспекторы превышают свои полномочия, нарушая положение регламента полиции.

Чем грозит отказ предъявить документы

Согласно Правилам дорожного движения водитель обязан передать документы для проверки инспектору ГАИ. Игнорировать просьбу можно при незаконности требований работника ГИБДД. В иных случаях, в соответствии со ст. 12 Кодекса об административных правонарушениях, возражение от выполнения требований сотрудника полиции предусматривает административные санкции за отсутствие шоферского удостоверения, а именно предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 до 5 тыс. руб.

Кроме этого, неповиновение законным требования сотрудника ГИБДД, влечет за собой наложение санкций в размере от 500 до 1000 руб. или административный арест до 15 суток.

Повторное привлечение гражданина по ст. 19.3 КоАП приводит к наложению взыскания в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. или арест до 30 суток. Согласно статье 27.12 того же нормативно-правового акта работник ГАИ имеет право отстранить водителя от управления ТС.

Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.

На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.

Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.

Останавливать можно по следующим основаниям:

Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.

Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.

Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки не на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.

Порядок проверки документов

Сотрудники дорожно-патрульной службы могут не только останавливать автомобили вне стационарного поста, но и проверять документы. Статья 106 Административного регламента устанавливает основания, по которым полиция имеет право проверять документы.

Законодательство также устанавливает, что именно может проверять сотрудник на дороге.

Согласно статьи 107 Административного регламента, основаниями для проверки документов могут быть:

Также могут проверить лицензию на выполнение какой-либо деятельности по следующим основаниям:

Во время контроля документов, номеров агрегатов, госномеров инспектор осматривает их визуально. Но при необходимости используются приборы для обнаружения подделки. Технические устройства применяются, если видны признаки внешнего изменения маркировок, подделки документов, не соответствие записей с информацией оперативных и справочных служб МВД.

Инспектор полиции может использовать в работе специальный федеральный учет, розыскные данные. При проверке груза проводятся аналогичные процедуры. Но дополнительно контролируется соответствие путевки и накладной транспортируемому грузу, лицензионной карте. В документах обнаруживают признаки подделки: изменение маркировки, повреждения, потертости, исправления.

Читайте также:  Какая есть помощь матерям одиночкам от государства?

Кто имеет право останавливать ТС для проверки

Право остановки транспортного средства регулируется Правилами дорожного движения, в частности пунктом 2.4, где указано, что подобными полномочиями наделены:

  • Регулировщики – сотрудники полиции, в том числе инспекторы ППС, участковый, Росгвардии, военной полиции, работники дорожных служб, дежурные на переездах железнодорожных составов или паромных переправ. При этом наделены правом осмотра и изучения документов у водителей ТС только инспекторы МВД (ГИБДД) и Росгвардии. Инспекция шоферского удостоверения производится представителем ГАИ. Другие сотрудники полиции имеют право проверять паспорт и иной документ, удостоверяющий личность водителя.
  • Останавливать грузовые ТС, автобусы, курсирующие за пределы государственной территории или иностранные автотранспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки имеют право сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта только в специально отведенных местах или пунктах досмотра.

Как обстоят дела с этим вопросом за пределами РФ

Сотрудники дорожной полиции за пределами Российской Федерации действуют на основании законодательных актов, которые изданы на государственном уровне. Правила остановки не значительно отличаются от российских.

На территории европейских стран действуют более жесткие требования – остановить и потребовать пройти экспресс медицинское освидетельствование на алкогольное опьянение могут любого водителя автомобиля при наличии малейших подозрений. Больше всего страдает служба ГАИ на территории Украины, которая неоднократно подвергается реформам, в связи с ситуацией, которая сложилась в пределах государства.

При поездке за рубеж гражданам Российской Федерации необходимо иметь при себе исчерпывающий пакет документов, которые позволяют идентифицировать гражданина, установить наличие права на управление транспортным средством.

Перед поездкой необходимо ознакомиться с правилами въезда на территорию иностранного государства и при необходимости оформить дополнительный пакет документов, который включает:

  • заграничный паспорт;
  • водительское удостоверение международного образца;
  • страховой полис, который будет действовать за пределами РФ (Зеленая карта);
  • пассажирская таможенная декларация на ТС, которая заполняется при пересечении границы государств;
  • виза или миграционная карта;
  • полис медицинского страхования.

Проверка документов сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2019 году: имеют ли право

До настоящего времени у некоторых автомобилистов возникает желание поспорить с сотрудниками ГИБДД, остановившими их на дороге вне стационарного поста. Насколько обоснованы такие споры и какие права предоставлены сотрудникам ДПС, поднимающим жезл на городской дороге или трассе?

Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п.

63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах.

Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.

Трудно сказать, дала ли эта мера какой-то результат, но некоторая абсурдность ситуации была очевидна.

Наибольшее количество правонарушений, не связанных с ДТП, выявляется именно при выборочной проверке документов, а оборудованные стационарные посты в пределах города остались во временах дяди Стёпы.

Фактически был утрачен правовой механизм для эффективного выявления и предупреждения правонарушений.

Веские причины для остановки машины

Вопросов много, а ответ на них один. Он четко прописан в документе, которым руководствуется ДПС, и имеющим интересное название: «Наставление». В нем имеется пункт 13.7, говорящий, что сотрудник ГИБДД не имеет полномочий останавливать любую «понравившуюся» машину, для этого у него должны быть веские причины. По регламенту это возможно когда:

  • водитель или пассажир, находящийся в салоне, нарушили правила;
  • имеются подтвержденные сведения о причастности едущих в машине людей к совершенным ДТП, преступлениям или иным правонарушениям;
  • автомобиль находится в розыске либо используется с целью совершения противоправных действий;
  • в машине находятся очевидцы преступления, аварии и их необходимо опросить;
  • имеется решение компетентных органов об ограничении или запрете движения данного ТС;
  • возникла необходимость в привлечении водителя или его автомобиля к оказанию помощи сотрудникам правоохранительных органов или иным участникам дорожного движения.

Остановки, выходящие за рамки этих правил, являются безосновательными и противозаконными. А сам инспектор рискует каждый раз, когда совершает взмах полосатым жезлом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *