Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Пробочная» проблема или что такое реверсивное движение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В утреннее время автомобилисты едут к месту работы, а в конце дня возвращаются обратно домой. Именно в эти моменты формируются самые сложные заторы. В остальное же время «пробок» на улицах города может не быть. То есть нагрузка на дороги неравномерна: она постоянно меняется. Реверсивное движение позволяет изменять пропускную способность улиц по мере необходимости.
На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.
Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. | Размер штрафа. |
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. | Пятьсот руб. |
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. | Тысяча руб. |
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. | Пять тысяч руб. |
Зачем нужно реверсивное движение?
В переводе с английского языка «reverse» означает «обратный». При таком способе организации движения на дорожном полотне присутствуют полосы, по которым автомобили могут попеременно перемещаться то в одну, то в другую сторону. То есть к основным полосам периодически «подключаются» реверсивные, как бы помогая им пропускать транспорт. Направление, в котором открывается путь, зависит от того, куда движется основная масса машин. Благодаря этому пропускная способность улицы варьируется.
Реверсивное движение часто организуется на выезде из населенного пункта. Здесь оно особенно актуально летом: когда перед выходными автомобилисты выезжают за город, а в преддверии будних дней возвращаются назад.
Основные правила передвижения в реверсивном потоке
Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.
В данном случае нужно придерживаться следующих правил:
- Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
- Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить разворот, если он не запрещен по правилам.
Правила передвижения:
- Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать — на крайнюю правую полосу.
- Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
- Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.
Что такое реверсивное движение
Многие водители интересуются, что такое реверсивное движение на дороге. В практической плоскости это одна из вынужденных временных организационных мер, нацеленных на разгрузку передвижения автомашин в периоды пик. Это означает, что на одной из тех транспортных полос, которая крайне загружена, на какое-то время вводят разностороннее движение, то есть его направление меняется.
Наглядным примером может быть ремонт дороги, когда по определенной её части проезд становится невозможным. В таких ситуациях на этом дорожном отрезке вводят реверс, руководство которым осуществляется самими же ремонтниками, или сотрудниками ГИБДД. Это значит, что они, на месте видя картину происходящего, тут же определяют порядок проезда в ту и другую сторону. Это позволяет не скапливать в районе ремонта большое количество транспорта, ритмично рассасывая пробки.
Особенности реверсивного движения
Введение реверсивного передвижения машин фактически означает, что на определенный отрезок времени на данной полосе или же ином фрагменте дороги вводятся новые правила, во многом отличающиеся от обыкновенных. Понятно, что это значительно увеличивает вероятность риска и нарушений правил дорожного движения, поэтому в таки случаях водитель должен быть максимально сконцентрированным на управлении своим автомобилем, предельно внимательно фиксируя и выполняя все указания, предписания тех, кто регулирует реверс, а также организованных на этот случай светофоров и знаков.
Предельно бдительным специалисты советуют быть при осуществлении правого поворота направо, а также в случаях перестройки в крайние ряды направо там, где как раз и начинается движение подобного рода. Если светофоры имеются, перестраиваться на полосы реверсивного формата позволено исключительно в зоне их видимости. Маневры должны выполняться только на работающие разрешающие сигналы. Если светофоры подают знаки запрещения, полосы с реверсным движением необходимо освобождать, как только окажется такая возможность.
Реверсивное движение: методы организации
Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.
Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.
Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.
Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.
Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.
Знак возвратного движения. Этот элемент относится к группе «знаки особых предписаний», которые служат для ввода или отмены определенных режимов движения. Такой способ обозначения реверсивной полосы применяется реже других. Знак, обозначающий начало реверсивной полосы, представляет собой синий квадрат, на котором изображена двусторонняя стрелка. В конце дороги устанавливается такой же знак, только в этом случае квадрат, перечеркнут черной полосой.
Парапеты. Высокая аварийность на наших дорогах связана не только с большим трафиком, но также с нехваткой специальных светофоров и дорожных знаков. Поэтому часто реверсивные полосы выделяются бетонными блоками и металлическими парапетами. Такая защита позволяет оградить выделенную полосу и таким образом уберечь транспорт и людей от ДТП. Парапеты имеют жесткую конструкцию с прорезиненными прокладками. Такое ограждение может быть временным или постоянным.
Наличие светофоров и знаков дает водителю возможность быстро разобраться, где именно начинается реверсивная полоса и как она работает.
Знак реверсивного движения имеет номер 5.8. Он устанавливается там, откуда начинается соответствующая полоса. Символ дублируется на каждом перекрестке, если ряд не превратился в обычный. Это основной знак, на который следует обращать внимание. Но есть и другие, имеющие отношение к описываемому типу использования автодороги:
- 5.9. Располагается там, где заканчивается реверсивный участок.
- 5.10. Находится на перекрестке и сигнализирует, что авто выехало на дорогу с полосой, где потоки транспорта меняют направление.
- 5.15.1, 5.15.2. Располагаются рядом с 5.8 и показывают, откуда разрешается поворачивать.
- 5.15.7. Тоже иногда устанавливается с 5.8 для определения количества полос с переменчивым направлением и стороны, куда разрешается ехать.
Эти специальные знаки выполнены в белом цвете на синем фоне и оповещают о том, что на этом участке проходит реверсное движение.
Как правило, в таких местах их ставят сразу два, чтобы обозначить:
- начало полосы — номер 5.8;
- конец реверсного движения — номер 5.9.
На перекрёстках дополнительно устанавливается знак 5.10. Кроме него есть ещё и другие знаки, регулирующие реверсное движение:
- 11.1 – маршрутные транспортные средства могут двигаться во встречном направлении от главного потока автомобилей;
- 15.8 – количество дорожных полос, где можно менять направление движения.
В восьмом разделе ПДД есть дополнительные таблички, где можно узнать всю необходимую информацию. Над полосами, где часто меняется направление движения, установлен реверсивный светофор. Он бывает трёх видов. Состоит из одной, двух или трёх камер, соответственно. Внимательный водитель, увидев нужный сигнал, может перестроиться в соседний ряд, не нарушая правил. Выучить сигналы несложно.
Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:
- Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
- Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
- Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.
Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.
Преимущества и недостатки реверсивных полос
Реверсивное движение дает следующие преимущества:
- Благодаря реверсу координируется движение на дорогах.
- В больших городах реверсивное движение незаменимо для снижения загруженности дорог.
- Полоса с подобным движением может использоваться в конкретное время суток, рабочие либо выходные дни.
- Скорость движения машин может увеличиться на 20%.
Однако отмечаются и некоторые минусы:
- Аварийные ситуации на таких участках случаются чаще, чем на обычных.
- У нас в стране реверсивная система не столь распространена, поэтому водитель может растеряться и не понять, как себя лучше вести.
Реверсивное движение – вынужденная организованная мера, цель которой – разгрузка количества автомобилей на части дороги. Подобные действия сокращают время, необходимое для того чтобы добраться в конкретную точку и повышают пропускную способность проезжей части.
Для полос, предназначенных для разгрузки дороги, характерен более высокий уровень опасности, что может спровоцировать аварийную ситуацию.
Чаще всего такая система движения встречается при проведении на дороге ремонтных работ. Реверс организовывается представителями ГИБДД либо рабочими, занимающимися дорожными покрытиями.
Реверсивное движение целесообразно конкретно на тех дорожных участках, где транспортные потоки в различных направлениях имеют неравномерную интенсивность. Это актуально для часа пик, проведения ремонтных работ на дороге либо аварии на ее конкретной части. Наиболее часто полосы встречаются на выездах из крупных населенных пунктов, где поток автомобилей в основном направлен за город.
Мнение эксперта
Евгений Романов
Юрист, специализируется на защите прав в областях, связанных с ПДД, страхованием и спорами с ГИБДД.
Такой вид движения довольно давно используется в Европе, Австралии, США. У нас же в стране оно пока имеет массу недоработок. Существует немало организационных вопросов, мешающих достичь конечного позитивного результата. С учетом специфики системы правил дорожного движения и водительского менталитета у нас в стране можно утверждать, что уровень аварийности на таких дорогах очень высокий.
Среди водителей введение реверса вызывает немало споров. Однако, несмотря на некоторые сложности в организации реверсивное движение действительно дает возможность увеличить скорость движения машин в общем потоке. Одновременно с ним не увеличивается количество машин в различные направления. Для увеличения количества полос для реверса в РФ требуется ряд мероприятий, направленных на повышение дисциплины среди водителей.
Основное требование при этом – уменьшение аварийности на реверсных участках. От водителей требуется максимальная концентрация внимания. Владелец автомобиля должен точно осознавать меру своей ответственности и придерживаться существующих правил. Это дает возможность минимизации количества аварий на конкретной части дороги. Особая осторожность требуется при повороте направо, а также при перестроении на перекрестке. Перестраиваться на полосу с реверсом можно лишь в зоне видимости светофора.
Задача любого водителя заключается в обеспечении максимально безопасного движения для себя и других автомобилистов, велосипедистов, мотоциклистов и пр.
В случае с РД следует запомнить несколько ключевых правил:
- при выезде на перекресток, где есть РД, всегда занимайте крайнюю правую от себя полосу;
- лишь потом можно перемещаться в полосу реверса;
- двигаться нужно согласно указателям светофора;
- при выключенном реверсном светофоре полоса считается закрытой;
- выезд на полосу РД без работающего светофора равносилен выезду на встречку;
- останавливаться в реверсивной полосе категорически запрещено;
- пересекать двойную прерывистую слева нельзя;
- пересекать ее справа можно, если нет светофоров или они выключены.
Думаю, с этим вы разобрались. Лучше всего посмотреть видео и наглядно понять суть разметки и особенности работы всех используемых указателей.
Реверсивные светофоры
Однако, специализированных значков не всегда бывает достаточно, далеко не все водители обращают на них внимание. Помочь автовладельцу в определении нужного направления, осуществляющегося сейчас по полосе с реверсом, может светофор реверсивного движения.
Он может включать два–три поля, на каждом из которых может гореть:
- стрелка зелёного цвета, разрешающая перемещение;
- красный крест, который запрещает въезд;
- стрелка жёлтого цвета, обозначающая нижний угол как необходимость перестроится на другую полосу. Этот элемент указывает на то, что спустя несколько минут по другой полосе будет производиться передвижение транспорта в противоположную сторону.
Особенности реверсивного движения
Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.
Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.
Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.
При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.
Реверсивное движение — новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, — весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления передвижения по правилам необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.
Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.
Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.
Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.
Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.
С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.
Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.