Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие КВР и КОСГУ использовать для госзакупок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.
Передача основных средств в личное пользование сотрудников
Для учета имущества, имеющего нормативный срок использования, переданного в личное пользование сотрудникам учреждения, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, применяется забалансовый счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».
Приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н расширено применение забалансового счета 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». Счет теперь применяется также для учета основных средств (ОС), выданных работникам учреждения в личное пользование. В актуальных редакциях инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету приведены бухгалтерские записи по передаче объектов основных средств в личное пользование и их возврату из личного пользования сотрудников.
В отличие от материальных запасов, которые при выдаче в личное пользование работникам списываются со счета 105 00 «Материальные запасы», выданные в личное пользование работникам основные средства продолжают учитываться в составе счета 101 00 «Основные средства».
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Энциклопедия решений. Государственное и муниципальное имущество
Государственное и муниципальное имущество
— числится в составе казны публично-правового образования;
— закрепляется за государственными (муниципальными) учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
— закрепляется за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с действующим гражданским законодательством имущество не может принадлежать государственному (муниципальному) учреждению на праве собственности (ст.ст. 123.21, 296, 299 ГК РФ; определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.09.2015 N 303-ЭС15-3678). Собственником имущества, учитываемого в балансовом учете организаций государственного сектора, является публично-правовое образование.
Данное правило в полной мере распространяется на имущество:
1) закрепленное за учреждениями собственником (учредителем);
2) приобретенное за счет средств, выделенных собственником (учредителем) на приобретение этого имущества;
3) приобретенное учреждением по договору или иным основаниям;
4) относящееся к плодам, продукции и доходам от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.
Права собственника государственного (муниципального) имущества могут осуществлять уполномоченные органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решения о закреплении имущества на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), об изъятии такого имущества должна проводиться работа по сопоставлению назначения и характеристик объектов имущества*(1):
— с функциями соответствующих органов власти (местного самоуправления);
— с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий, за которыми закрепляется (закреплено) имущество.
Более того, по отдельным объектам имущества при их закреплении на праве оперативного управления (хозяйственного ведения) может определяться целевая функция (целевое назначение).
Так, субсидиарная ответственность собственников предусмотрена в отношении всех обязательств казенных учреждений, а также в отношении обязательств бюджетных и автономных учреждений, связанных с причинением вреда гражданам (п.п. 4-6 ст. 123.22 ГК РФ, п. 7 ст. 161 БК РФ). Распоряжаться по своему усмотрению собственник может только тем имуществом, которое изъято им в установленном порядке у государственного (муниципального) учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ; п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, подлежит учету уполномоченными органами в соответствующих Реестрах на основании информации, предоставляемой правообладателями (балансодержателями) данного имущества, в том числе и государственными (муниципальными) учреждениями. Порядок ведения Реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (смотрите, например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться общий порядок списания имущества, принадлежащего публично-правовому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834).
Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству
Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:
- входящее в состав государственной казны;
- закрепленное за унитарными предприятиями на условиях оперативного управления;
- закрепленное за бюджетными, казенными и автономными учреждениями на условиях оперативного управления.
Как происходит списание имущества бюджетными учреждениями
По вопросам утилизации имущества в бюджетном учреждении следует руководствоваться:
- постановлением Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 № 447;
- постановлением Правительства РФ «Об особенностях списания федерального имущества» от 14.10.2010 № 834;
- ведомственными документами.
Разберем на примере. Согласно приказу Россельхознадзора от 10.01.2017 № 4 списание имущества подведомственных ему БУ производится с учетом следующих особенностей:
Вид списываемого имущества |
Особенности списания в учреждениях Россельхознадзора |
Списание недвижимого имущества бюджетного учреждения (включая объекты незавершенного строительства) |
Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора |
Списание ОЦИ (движимого) |
Необходимо получить согласование центрального аппарата Россельхознадзора |
Списание иного имущества |
Решение принимается учреждением самостоятельно |
Списание имущества, влекущее прекращение деятельности учреждения |
Необходимо согласовать:
|
Работник пользуется имуществом для личных целей, не связанных с уставной деятельностью учреждения
Если учреждение на личное имущество сотрудника тратит свои деньги, лучше учесть вещи, чтобы избежать разногласий с ревизорами
Этого варианта отношений желательно избегать. Особенно перед инвентаризацией. Попросите сотрудников на время проверки забрать личные вещи домой. Однако, если такая ситуация все же сложилась, с сотрудником заключают договор хранения (гл. 47 ГК). Это связано с тем, что в деятельности учреждения такое имущество не используется и права распоряжаться им у учреждения не возникает, то есть оно используется исключительно для нужд сотрудников. Соответственно, вещи можно учитывать на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на хранении» (п. 335 Инструкции № 157н).
На возможность учета личного имущества работников, которое постоянно находится на территории учреждения и используется ими исключительно в личных целях, на забалансовом счете 02 указывает их несоответствие понятию актива.
В некоторых случаях компании договариваются с сотрудниками об использовании ими личного имущества в служебных целях. Таким имуществом может быть личный автомобиль сотрудника, его ноутбук или компьютер, мобильный телефон и т.п.
В ситуации, когда работник использует свое имущество в служебных целях, с согласия или ведома работодателя, то ему выплачивается компенсация в соответствии с положениями ст.188 ТК РФ.
Кроме того, на основании ст.235 ТК РФ, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на день возмещения ущерба.
При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуральной форме (путем ремонта/замены испорченного имущества).
В таком случае работник пишет заявление о возмещении ущерба. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право обратиться в суд.
Согласно пп.11 п.1 ст.264 НК РФ, для целей налогового учета по налогу на прибыль расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002г.№92.
В соответствии с п.1 Постановления №92, нормы расходов организаций на выплату компенсации* за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов установлены в следующих размерах (рублей в месяц):
- легковые автомобили срабочим объемом двигателядо 2000 куб. см включительно — 1200 рублей,
- свыше 2000 куб. см – 1500 рублей,
- мотоциклы – 600 рублей.
*Данные расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Суммы компенсаций за использование любого иного имущества, кроме транспортных средств, учитываются в расходах для целей налога на прибыль в том размере, который установлен соглашением сторон.
При этом не следует забывать об экономической обоснованности и документальном подтверждении данных расходов.
Выплата компенсации в соответствии со ст. 188 ТК РФ
В силу ст. 188 ТК РФ работнику, использующему личное имущество в служебных целях, выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, оборудования и других технических средств и материалов, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется трудовым договором, оформленным письменно. Соглашение между сторонами может быть достигнуто как при заключении договора, так и позднее путем дополнений к нему. Обращаем внимание, что эксплуатация имущества сотрудника должна быть обусловлена его должностными инструкциями (например, использование личного автомобиля, рации или мобильного телефона связано с постоянными служебными разъездами и нахождением вдали от населенных пунктов). Кроме того, как отмечают чиновники Минтруда в Письме от 26.02.2014 N 17-3/В-92, учреждение должно располагать подтверждением права собственности работника на такое имущество.
Что будет основанием для выплаты такой компенсации? В Письме УФНС по г. Москве от 21.01.2008 N 28-11/4115 было указано, что основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личное имущество в служебных целях, является приказ руководителя организации, в котором устанавливаются размеры таких компенсаций. В свою очередь, трудовой договор или дополнительное соглашение к трудовому договору — основание для издания приказа о выплате работнику компенсации за использование личного имущества в служебных целях.
Следует принять к сведению, что возмещение затрат, понесенных работником в связи с использованием его имущества в интересах работодателя, осуществляется на основании документов, подтверждающих расходы (ремонт, обновление, приобретение комплектующих и расходных материалов, топлива и горюче-смазочных материалов и др.), или их заверенных в установленном порядке копий.
Из чего исходить, устанавливая размер компенсации? В настоящее время нормы по выплатам за пользование имуществом сотрудников в служебных целях законодательством не установлены. Исключение — использование личных легковых автомобилей и мотоциклов, в отношении которых предусмотрены предельные нормы расходов организации. В качестве примера приведем Постановление Правительства РФ от 02.07.2013 N 563, которым утверждены Правила выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещения расходов, связанных с его использованием. В соответствии с данным документом компенсация за использование легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно составляет 2 400 руб. в месяц; свыше 2 000 куб. см — 3 000 руб. в месяц. Компенсация за использование мотоцикла — 1 200 руб. в месяц.
Таким образом, если учреждение возмещает работнику компенсацию за использование иного имущества, размер данной выплаты будет определен только по соглашению сторон исходя из экономической обоснованности.
Как отразить расходы учреждения по выплате компенсации? В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по оплате договора, предметом которого является выплата денежной компенсации за использование имущества в служебных целях, следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Учет расчетов по выплате компенсации за использование личного имущества сотрудников в служебных целях ведется на счете 302 12 «Расчеты по прочим выплатам» (п. 256 Инструкции N 157н. По кредиту данного счета отражается начисление данной выплаты, по дебету — перечисление ее на банковский счет сотрудника (или выдача ее из кассы учреждения). При этом аналитический код затратного счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» определяется положениями учетной политики организации. Иными словами, бухгалтерские службы должны определить, в состав каких затрат (прямых, накладных, общехозяйственных) будет включена компенсация за использование личного имущества сотрудника в служебных целях.
Подлежит ли обложению страховыми взносами сумма компенсации? Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985. В нем чиновники отмечают, что от обложения страховыми взносами освобождаются компенсации в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ ). Статьей 188 ТК РФ установлено, что конкретный размер компенсации за использование личного имущества определяется соглашением между работником и работодателем или трудовым договором, следовательно, сумма, которая зафиксирована в перечисленных документах, полностью не подлежит обложению страховыми взносами. При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. Аналогичные разъяснения приведены в более ранних письмах Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 N 1343-19, от 06.08.2010 N 2538-19.
В то же время хотелось бы обратить внимание читателей на Письмо Минтруда РФ от 26.02.2014 N 17-3/В-92. В нем чиновники ведомства отмечают, что если сотрудник в служебных целях использует автомобиль, которым он управляет по доверенности, то суммы полученной им компенсации подлежат обложению страховыми взносами. Данный вывод основан на том, что в силу положений ст. 185 ГК РФ при передаче имущества по доверенности не происходит ��ереход права собственности к доверенному лицу, следовательно, такое имущество не является личным. Компенсация за использование в служебных целях не личного имущества работника трудовым законодательством не предусмотрена.
Удерживать ли НДФЛ с компенсации? В Письме Минфина РФ от 27.08.2013 N 03-04-06/35076 чиновники ведомства указали следующее. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах установленных законом норм), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
Поскольку гл. 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в интересах работодателя и не предусматривает порядка их установления, для целей применения п. 3 ст. 217 НК РФ нужно руководствоваться положениями Трудового кодекса. Как уже было отмечено выше, ст. 188 ТК РФ установлено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Таким образом, освобождению от обложения НДФЛ в силу п. 3 ст. 217 НК РФ подлежат суммы компенсационных выплат, включая возмещение расходов в связи с использованием личного имущества работника в интересах работодателя в соответствии с соглашением сторон трудового договора. При этом должны иметься документы, подтверждающие принадлежность используемого имущества налогоплательщику, а также расчеты компенсаций и документы, удостоверяющие фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели, а также подтверждающие суммы произведенных в связи с этим расходов.
Как учесть расходы по выплате компенсации при исчислении налога на прибыль? На основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Следовательно, расходы в виде выплаты работникам компенсации за использование личного имущества в служебных целях могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль только в тех случаях, когда работа связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями и в пределах законодательно утвержденных норм при наличии путевых листов, заполненных в установленном порядке (Письмо Минфина РФ от 23.09.2013 N 03-03-06/1/39406).
Комментарий к статье 298 ГК РФ
1. В составе имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником, а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете, и 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.
2. Согласно норме п. 1 комментируемой статьи, учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида, что находится в противоречии с понятием права оперативного управления, содержащегося в ст. 296 ГК. Более правильным было бы предоставление учреждению права распоряжения данным имуществом с согласия собственника, как это сделано в отношении казенного предприятия.
3. Согласно норме п. 2 комментируемой статьи, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом второго вида, если, разумеется, таковое у него имеется. В этом случае правовой режим данного имущества значительно приближен к режиму, свойственному праву собственности.
Как проводится бухгалтерский учет в казенных учреждениях
Согласно п. 26 Инструкции № 162н передача вещевого имущества работникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей отражается проводкой:
Дебет счета 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», соответствующих счетов аналитического учета счета 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит счета 1 105 35 445 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества» с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»
Забалансовый счет 27 предназначен для учета форменного обмундирования, специальной одежды и иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, в целях обеспечения контроля за их сохранностью, целевым использованием и движением (п. 385 Инструкции № 157н).
Принятие к учету и выбытие объектов имущества осуществляются по балансовой стоимости на основании первичного учетного документа:
– ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) – поступление на счет;
– акта о списании материальных запасов (ф. 0504230) – списание со счета.
Аналитический учет ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе пользователей имуществом, мест его нахождения, по видам, количеству и стоимости имущества.
Учет операций по выбытию вещевого имущества ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 120 Инструкции № 157н).
Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), осуществляется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов субъекта учета, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) – актом о списании (п. 40 СГС «Запасы»).
Выбытие (отпуск) запасов производится по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости (п. 42 СГС «Запасы»).
Применение одного из указанных способов определения стоимости запасов при выбытии по группе (виду) запасов осуществляется в течение отчетного периода непрерывно и не подлежит изменению.
Списание пришедших в негодность предметов вещевого имущества отражается проводкой (п. 26 Инструкции № 162н):
Дебет счетов 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 345 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество»
Кредит счета 1 105 35 445 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»
Учет материалов и ветоши, оставшихся после списания предметов вещевого имущества. После списания вещевого имущества может возникнуть ситуация, когда остаются отдельные предметы от комплектов или ветошь (например, списанные предметы постельного белья).
Предусмотрено несколько проводок для отражения в учете таких материальных запасов:
1) приняты к учету материальные запасы, поступившие в результате разукомплектации объектов материальных запасов:
Дебет счета 1 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
2) приняты к учету материальные запасы, оставшиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд:
Дебет счета 1 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 1 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»
Первоначальная стоимость материалов, оставшихся у учреждения в результате разборки, ликвидации (утилизации) основных средств или иного имущества, определяется на дату принятия к бухгалтерскому учету по справедливой стоимости (методом рыночных цен) (п. 23 СГС «Запасы», разд. 4.1.2 Письма Минфина РФ № 02‑07‑07/58075[8]).
[1] Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
[2] Постановление Правительства РФ от 22.06.2006 № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время».
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утв. Приказом Минфина РФ от 07.12.2018 № 256н
[5] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[6] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
[7] Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
[8] Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 «О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы».
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
- ожидаемого срока получения экономических выгод;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
- гарантийного срока использования объекта;
- др. методов, описанных в п. 35 Стандарта
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
Для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010411410–010413410, 010415410, 010418410, 010431410–010438410).
Для учета основных средств, взятых в лизинг: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов» Кт 010440000 «Амортизация предметов лизинга» (010441410–010448410).
Доходная деятельность
Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете, осуществляет право оперативного управления (ст. 296, п. 1 ст. 298 ГК РФ).
В то же время учреждению законодательно предоставлена возможность осуществлять с согласия учредителя приносящую доходы деятельность. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в его самостоятельное распоряжение (п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Возможность для бюджетного учреждения осуществлять приносящую доходы деятельность предусмотрена также в п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 42, п. 3 ст. 161, п. 1 ст. 232, п. 4 и 6 ст. 254 Бюджетного кодекса РФ, а также в ряде других нормативных актов, включая утверждаемые ежегодно законы о федеральном бюджете.
В перечисленных выше статьях Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) указанная деятельность определена как предпринимательская и иная приносящая доход.
Если денежные средства учреждения, полученные от разрешенной ему деятельности, приравниваются к дополнительному бюджетному финансированию от имени собственника (см., напр., ст. 28 Закона «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ), то в расходовании данных средств учреждение формально не самостоятельно и режим пункта 2 ст. 298 ГК РФ на него не распространяется. Согласно действующему законодательству бюджетное учреждение самостоятельно лишь в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161 БК РФ).
Право хозяйственного ведения
Сторонники другой позиции рассматривают право учреждения на самостоятельное распоряжение имуществом в качестве права, наиболее близкого к праву хозяйственного ведения.
Ранее в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР от 31.05.91 N 2211-I), в п. 2 ст. 48, было прямо указано, что доходы и имущество, полученные от разрешенной предпринимательской деятельности, принадлежат учреждению на праве полного хозяйственного ведения.
По причине отсутствия в действующем законодательстве аналогичной формулировки большинство авторов не называют рассматриваемое право непосредственно правом хозяйственного ведения и не пытаются в полном объеме распространить на деятельность учреждения по самостоятельному распоряжению имуществом нормы правового положения права хозяйственного ведения, а лишь указывают на сходство с ним.
К тому же заметим, что согласно редакции ст. 294 ГК РФ субъектом права хозяйственного ведения может быть только государственное (за исключением казенного) или муниципальное унитарное предприятие, но не учреждение. Кроме того, согласно п. 1 ст. 295 ГК РФ собственник предприятия, имущество у которого находится в хозяйственном ведении, имеет право на получение части прибыли от использования данного имущества. Но, как мы знаем, учреждения, равно как и другие некоммерческие организации, не могут распределять полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Отметим также, что если в соответствии с правом хозяйственного ведения на распоряжение недвижимым имуществом требуется согласие собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ), то это уже не самостоятельное распоряжение в смысле п. 2 ст. 298 ГК РФ.
Имущество в безвозмездном пользовании – это объект аренды?
Казенные учреждения могут реализовывать ОС. Однако для этого нужно получить одобрение учредителя. Иногда продажа связана с необходимостью погашения ущерба и обязательств, однако это крайние случаи. Доход от продажи направляется в бюджет.
ВНИМАНИЕ! Списание производится тогда, когда ОС утратили потребительские качества.
В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
Каждая проводка подтверждается первичкой.
Материалы могут поступить в казенную структуру на основании договора купли-продажи, дарения. Рассмотрим порядок установления стоимости материалов:
- При поставке в стоимость будут включены затраты на саму поставку, страховку, пошлину, услуги посреднических компаний.
- Стоимостью изготовления является себестоимостью. Она включает в себя траты на производство.
- Если материалы поступили по соглашению о дарении, в стоимость будет входить рыночная цена, стоимость поставки, траты на доведение изделия до нужного состояния.
- Если произошло централизованное поступление материалов, стоимость определяется на основании сумм, прописанных в сопроводительной документации.
Рыночную цену можно узнать путем установления рыночной стоимости аналогичных материалов.
Средства, поступившие в учреждение из бюджета, не будут облагаться налогом. Налогообложение также не затрагивает доход, полученный от оказания государственных услуг. Налог на прибыль начисляется в отношении следующих поступлений:
- Доход от внебюджетных направлений работы, если отсутствует раздельный учет, смета трат.
- Возмещение ущерба, выплаченное третьими лицами.
- Стоимость имущества, переданного на бесплатной основе, если объекты не применяются в основной деятельности.
- Излишки, обнаруженные во время инвентаризации.
- Целевые поступления, израсходованные по нецелевому направлению.
Казенной структуре нужно подготовить отчетность, которая направляется в ИФНС.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
-
20 – особо ценное движимое имущество;
-
30 – иное движимое имущество;
-
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
-
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
-
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
-
I «Программное обеспечение и базы данных»;
-
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет |
Аналитические счета |
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии» |
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»; 0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»; 0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»; 0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» |
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.