Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания отмены решения третейского суда:». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедура выдачи арбитражным или районным судом исполнительного листа для принудительного исполнения решения третейского суда – самостоятельный судебный процесс. Если не было оснований для отмены решения или в отмене было отказано, можно попытаться оспорить заявление истца о выдаче исполнительного листа.
Альтернативный вариант: оспаривание заявления о выдаче исполнительного листа
Такой вариант, как правило, применяется:
- если ответчик опередил истца и обратился в суд до того, как истец подал заявление об отмене решения третейского суда;
- если ответчик не уложился в 3-месячный срок, отведенный для отмены решения, но исполнительный лист истцом еще не получен;
- если появились новые обстоятельства, которые не были известны и использованы при рассмотрении вопроса об отмене решения третейского суда.
Состав документов и порядок рассмотрения
Требования к оформлению документов установлены в ст. 419 ГПК РФ и ст. 231 АПК РФ.
Как и при подаче иска, заявление об отмене решения третейского суда подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение, или его представителем. Для арбитражных судов возможна подача документа через систему «Мой арбитр» на официальном сайте ВАС РФ.
Заявитель обязан указать: наименование суда, в который подается заявление, наименование и состав третейского суда, принявшего решение, наименование сторон третейского разбирательства, их место жительства или место нахождения, дату и место принятия решения третейского суда, дату получения оспариваемого решения третейского суда стороной, обратившейся с заявлением об отмене указанного решения, требование заявителя об отмене решения третейского суда и основания, по которым оно оспаривается.
Особенно отметим, что обязательным реквизитом при подаче заявления является указание на дату получения оспариваемого решения, поскольку именно от этой даты идет исчисление трехмесячного срока.
К заявлению податель документов обязан приложить: решение третейского суда, соглашение о третейском разбирательстве, документ об уплате государственной пошлины, одну копию заявления об отмене решения третейского суда (документ о направлении или вручении копии заявления — для арбитражных судов), доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.
К заявлению могут быть приложены все необходимые, по мнению заявителя, документы в обоснование требования об отмене решения третейского суда. При этом обоснования невозможности (затруднительности) представления дополнительных документов в третейском разбирательстве процессуальный закон не требует.
Размер госпошлины в настоящее время составляет 1500 руб. при обращении в суд общей юрисдикции и 2000 руб. — при обращении в арбитражный суд.
Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается исключительно в судебном заседании, а значит, лица, участвующие в деле, извещаются о дате и месте разбирательства, они могут направить своих представителей, представлять доказательства, заявлять ходатайства, излагать доводы.
Срок рассмотрения заявления составляет один месяц в суде общей юрисдикции и три месяца — в арбитражном суде.
В ходе рассмотрения суды на основе комплексной оценки доводов и представленных доказательств делают выводы о наличии или отсутствии оснований для отмены решения третейского суда.
Заявление об отмене решения третейского суда
Круг лиц, имеющий право на подачу заявления определён законом, а вся процедура описана в арбитражно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексе. Право на подачу жалобы на решение третейского суда имеют:
- Лица, в отношении которых вынесено соответствующее решение третейского суда;
- Лица, участвующие в третейском разбирательстве;
- Иные лица, права и обязанности которых затронуты в решении третейского суда;
- Прокурор, в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, в случаях если решением третейского суда каким-либо образом затронуты права и обязанности соответствующих публично-правовых образований.
Заявление об отмене решения третейского суда в соответствующий суд на территории того субъекта федерации где расположен и сам третейский суд, выдавший соответствующее решение. Срок подачи для данного заявления составляет три месяца со дня получения решения третейского суда соответствующей стороной, а если лицо не знало о данном решении – в течении трех месяцев с того момента, когда лицо узнало о наличии такового решения. Следовательно, срок обжалования решения третейского суда по общему правилу составляет три календарных месяца. При подаче заявления об отмене решения третейского суда заявителю будет необходимо уплатить госпошлину.
Основания для отмены решения третейского суда
В современном законодательстве существует множество причин для отмены решения третейского суда, однако все они переименованы в соответствующих кодексах. Так, в зависимости от статуса хозяйствующих субъектов существуют основания, предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством и арбитражно-процессуальным законодательством соответственно. Для гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального кодексов предусмотрены следующие основания:
- отсутствие дееспособности одной из сторон, участвующих в третейском разбирательстве;
- решение недействительно согласно праву, применяемому сторонами;
- решение суда недействительно по праву Российской Федерации;
- решение содержит условия непредусмотренные третейским соглашением;
- состав третейского суда, вынесший решение третейского суда не соответствовал закону или составу установленному третейским соглашением;
- ненадлежащее уведомление стороны, участвующей в третейском разбирательстве;
- спор, по которому принято решение третейским судом имеет исключительную подсудность;
- решение третейского суда принято в нарушение установленному в Российской Федерации публичному порядку.
Иных оснований для отмены у суда не имеется. Если решение не было отменено соответствующим судом, сторона, не дождавшаяся исполнения решения суда в добровольном порядке может обратиться за его исполнением в принудительном порядке.
Правила оформления заявления на оспаривание решений третейских судов
Заявление об отмене решения третейского суда подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда, или в арбитражный суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением. Заявитель направляет заявление об отмене решения суда в письменном виде с подписью лица, которое заинтересовано в пересмотре (если заявление составляет адвокат). Требования к оформлению таких заявлений мало отличаются от тех, которые предъявляются к оформлению кассационных, а также апелляционных жалоб. Говоря об общих требованиях, следует назвать такие, как данные суда, вынесшего решение, данные самого решения, участники процесса с именами и координатами. Обратите внимание, чтобы в вашем заявлении имелась дата получения решения третейского суда, которое вы сейчас хотите оспорить. Также с этой даты будет проще отсчитать срок, который прошел с момента его вынесения.
В обязательном порядке пакет документов заявителя должен быть дополнен заверенными копиями решений третейского суда, а также документы, обосновывающие позицию заявителя. Кроме того, в пакете должна быть квитанция об уплате госпошлины, а также доказательство того, что копия заявления вручена второй стороне, участвовавшей в данном разбирательстве.
Когда решение третейского суда отменить нельзя?
Очевидный ответ на этот вопрос – когда нет оснований или их наличие нельзя доказать, что является обязательным условием оспаривания с положительным результатом. Но в данном случае речь не об этом.
Что является ключевыми поводами для обжалования решений государственных судов? Все возможные основания этого плана можно свести к двум – незаконность и (или) необоснованность решения. К сожалению, при оспаривании третейского решения это не сработает, по крайней мере в чистом виде.
Использование в качестве аргументов незаконности и необоснованности решения третейского арбитража должно сводится к попыткам доказать:
- Спор или отдельные вопросы не могли быть рассмотрены третейским судом (процессуальное нарушение).
- Решение противоречит основополагающим принципам российского права (нарушение материальных и, возможно, процессуальных норм).
И если таких оснований нет или их нельзя доказать, ссылаться на незаконность и необоснованность третейского решения бессмысленно. На это обстоятельство неоднократно обращалось внимание как арбитражными судами, так и ВАС РФ.
Второй аспект – окончательное решение. Статья 40 Закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» 2015 года (по старому закону действовала аналогичная норма) накладывает запрет на отмену, а значит, и оспаривание решений третейских судов, если стороны соглашением прямо определили такое решение окончательным.
Выдача исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов
Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий месяца со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения, по правилам, предусмотренным АПК РФ (ст. 238 АПК РФ).
При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, предусмотренных ст. 239 АПК РФ, путем исследования представленных в суд доказательств обоснования заявленных требований и возражений.
Если в суде находится на рассмотрении заявление об отмене или о приостановлении исполнения решения третейского суда, арбитражный суд, в котором рассматривается заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения, может, если признает целесообразным, отложить рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа и по ходатайству стороны, обратившейся с заявлением о выдаче исполнительного листа, также обязать другую сторону предоставить надлежащее обеспечение по правилам, предусмотренным АПК РФ.
Другой комментарий к статье 233 АПК РФ
1. К ч. 1. См. также: комментарий к ч. 1 ст. 239 АПК РФ.
При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда и заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд устанавливает основания для отмены решения и отказа в выдаче исполнительного листа, предусмотренные ст. ст. 233 и 239 АПК РФ. Основания отмены решения третейского суда, закрепленные в ст. 233 АПК РФ, аналогичны основаниям отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение, указанным в ст. 239 АПК РФ. Перечень оснований для отмены решения и отказа в выдаче исполнительного листа является исчерпывающим. В силу положений ч. 1 ст. 233 АПК РФ и ч. 1 ст. 239 АПК РФ арбитражный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу. Полномочия по рассмотрению по существу спора, отнесенного к компетенции третейского суда, возложены на третейский суд.
См.: п. п. 4, 11, 12, 13, 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов».
Решение третейского суда (международного коммерческого арбитража) не может быть пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» и Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» не допускают пересмотра решений третейских судов по таким основаниям. Между тем отмена решения третейского суда является основанием для пересмотра по новому обстоятельству определения арбитражного суда о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение этого решения.
См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 «О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»; Постановления Президиума ВАС РФ от 19.04.2006 N 10313/05, от 26.10.2004 N 3351/04.
Решение третейского суда не может быть оспорено, если арбитражным судом был выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение, поскольку при выдаче исполнительного листа арбитражный суд уже проверил основания, для отказа в выдаче исполнительного листа, предусмотренные в ст. 239 АПК РФ, и счел решение третейского суда окончательным и подлежащим исполнению. Рассмотрение тех же оснований в процедуре отмены решения третейского суда означает пересмотр определения государственного арбитражного суда о выдаче исполнительного листа.
Между тем заинтересованные третьи лица, не участвовавшие в третейском разбирательстве и не привлеченные арбитражным судом к участию по делу об отмене решения третейского суда, вправе обжаловать судебные акты, нарушающие их права и законные интересы, после их вступления в законную силу. Право третьих лиц на судебную защиту может быть реализовано после вынесения арбитражным судом определения о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение третейского решения. В данном случае обязательность судебного акта не является препятствием для его обжалования третьими лицами, поскольку он был вынесен без их участия, но в отношении их прав и обязанностей.
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 N 1-П; Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 N 15565/09 и N 15477/09.
Требования о соблюдение законности и обоснованности не применяются к третейским судам и не содержатся в перечне оснований для его отмены в ст. 233 АПК РФ. Проверка и исследование доказательств, на основе которых принято решение третейского суда, также не входят в этот перечень. Нарушение или неправильное применение третейским судом положений законодательства, а также неверная оценка третейским судом доказательств не являются основанием для отмены его решения, если только это не повлекло нарушение основополагающих принципов российского права (публичного порядка РФ) (см. также комментарий к ч. 4 ст. 232, ч. 2 ст. 230 и ч. 3 ст. 239 АПК РФ).
См.: п. п. 12, 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»; Постановления Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 N 15565/09 и N 15477/09, от 03.02.2009 N 10680/08, от 26.07.2011 N 2608/11.
2. К п. 1. ч. 2 См.: также комментарий к п. 1 ч. 2 ст. 239 АПК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 233 и п. 1 ч. 2 ст. 239 АПК РФ арбитражный суд может отменить решение третейского суда или отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что третейское соглашение не имеет юридической силы, в частности, если оно не заключено или недействительно.
Третейское соглашение недействительно, например, если одна из сторон арбитражного соглашения неправоспособна или недееспособна; если отсутствует волеизъявление одной из сторон на передачу спора в третейский суд; если третейское соглашение заключено в отношении публично-правового спора, который не может быть предметом третейского разбирательства. В частности, споры о нарушении законодательства о приватизации, споры о реорганизации юридических лиц, споры, связанные с размещением заказов на поставку, выполнение работ и оказание услуг для государственных, муниципальных нужд не могут быть предметом третейского разбиратель��тва, а третейское соглашение о передаче такого спора в третейский суд не имеет юридической силы. При этом публично-правовой характер споров обусловливается спецификой правоотношений, из которых возникает спор относительно данного имущества, и составом участвующих в споре лиц (см. также комментарий к п. 1 ч. 3 ст. 239 АПК РФ).
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 1 ст. 33 и ст. 51 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2002 N 54-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы АО «АЛРОСА» на нарушение конституционных прав и свобод ст. ст. 5 и 34 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»; Постановления Президиума ВАС РФ от 10.04.2001 по делу N 3515/00, от 14.01.2003 по делу N 2853/00, от 23.04.2007 по делу N 15767/06.
Третейское соглашение не заключено, если оно не содержит всех необходимых для его заключения условий и стороны не согласовали эти условия впоследствии. В частности, арбитражное соглашение не заключено, если в арбитражном соглашении отсутствует наименование конкретного постоянно действующего третейского суда и не представляется возможности установить намерение сторон на передачу спора в конкретный третейский суд или если не согласован регламент, в соответствии с которым спор подлежит рассмотрению в третейском суде ad hoc. Между тем, если арбитражному суду будут представлены доказательства того, что стороны согласовали данные вопросы впоследствии, например, в ходе третейского разбирательства, то арбитражное соглашение между сторонами является заключенным.
См.: п. п. 19, 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2001 N 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов»; Постановления Президиума ВАС РФ от 10.11.2009 N 10462/09, от 25.07.2006 N 2718/06, от 23.06.2009 N 1434/09, от 27.02.1996 N 5278/95.
Статья 232 АПК РФ. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда
- Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.
- При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в арбитражном суде, по правилам, которые предусмотрены настоящим Кодексом для истребования доказательств.
- Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
- При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.
Статья 236 АПК РФ. Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
- Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение принятых на территории Российской Федерации решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей (третейские суды).
- Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору, возникшему из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
- Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.
Отмена решений третейских судов
АПК и ГПК РФ предусматривает возможность подачи заявления об отмене решения третейского суда. Кодексы устанавливают закрытый перечень оснований для такой отмены.
Суд может отменить решение, если (ст. 233 АПК, ст. 421 ГПК):
- третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом (например – подписано неуполномоченным лицом);
- сторона процесса не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения.
- решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
- состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.
Суд обязан отменить решение, если:
- спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом. Это относится к тем случаям, когда условие о третейской оговорке не допускается. Например, спор, переданный на рассмотрение третейского суда, является административным, а передача таких споров на рассмотрение третейского суда – незаконна;
- решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
Отмена решения третейского суда существенно осложняется тем, что большинство решений судов содержат в себе оговорку об их окончательности. То есть о невозможности их оспаривания в арбитраже. Возможность включения в решение условия о его окончательности предусмотрено ст. 40 ФЗ «О третейских судах». Согласно п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005г. № 96 арбитражный суд прекращает производство по делу об отмене решения третейского суда в случае, если установит, что решение третейского суда является окончательным.
По мнению Высшего арбитражного суда, нарушения, допущенные при рассмотрении дела третейским судом и являющиеся основаниями для отмены решения, могут быть обнаружены на стадии выдачи исполнительного листа. Данные основания аналогичны основаниям для отмены судом решения третейского суда. Однако в данном случае указание на окончательность решения не действует.
Что такое арбитражное (третейское) соглашение?
Третейское соглашение заключается в виде третейской оговорки и может быть оформлено как в разделе «Порядок разрешения споров» договора, так и в дополнительном соглашении к уже действующему договору. Кроме того третейское соглашение может быть составлено как отдельное письменное соглашение на любой стадии спора, даже если дело уже отправлено в государственный суд. Третейская оговорка может быть:
- безальтернативной: «Все споры по настоящему договору передаются на разрешение в конкретный третейской суд”;
- альтернативной: «Все споры по настоящему договору по выбору истца передаются на разрешение в государственный суд или в третейский суд”;
- конкретизирующей: «Споры, связанные с конкретным нарушением передаются на разрешение в третейский суд. Все остальные споры будет разрешать государственный суд”.
Виды третейских судов
Согласно Закону существует два вида третейских судов.
Первый вид третейского суда, сформированный и осуществляющий свою деятельность на основе регламента ПДАУ и с помощью его административного сопровождения. В данном случае преимуществом для сторон является возможность выбора из нескольких арбитров сотрудничающих с ПДАУ, т.е. сторонам спора не нужно искать арбитров самостоятельно. Наличие существующего регламента также является плюсом. Отрицательными особенностями можно считать высокие затраты на судебное разбирательство заключающиеся в высоком взносе за рассмотрения дела (от 10% стоимости иска) и оплаты услуг представителей.
Второй — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ. Условия деятельности такого суда определяются соглашением сторон. Сторонами определяются правила рассмотрения спора, размер гонорара арбитра, место хранения документов.
Порядок судопроизводства. Полномочия третейского судьи. Особенности решений третейского суда
Судопроизводство в третейском суде осуществляется на основании регламента, разработанного ПДАУ, или правил, определяемых сторонами спора в случае, если они создают третейский суд для рассмотрения конкретного спора.
Регламент, как правило, включает в себя разделы: Общие положения; Возбуждение третейского производства; Подготовка дела к разбирательству; Рассмотрение дела; Окончание третейского разбирательства; Исполнение и оспаривание решений.
В разделе Общие положения указывается информация о суде, его компетенции, порядке предоставления документов, языке третейского разбирательства, порядке определения арбитражных расходов.
Раздел Возбуждение третейского производства посвящен началу рассмотрения спора — предъявлению иска, принятию иска и возбуждению дела, сопутствующим вопросам (например мерам обеспечения).
Подготовка дела к разбирательству состоит из избрания судей (арбитров) и формирования состава суда, направления ответчиком отзыва на иск, извещения сторон о дате и месте рассмотрения спора.
Рассмотрение спора в третейском суде описывает действия сторон и суда в судебном процессе: порядок выступлений, порядок предъявления доказательств и их оценки судом, относимость и допустимость доказательств, порядок вызова свидетелей и назначения экспертиз, случаи отложения заседания и сроки рассмотрения дела.
Наконец Окончание третейского разбирательства описывает собственно принятие решения по спору. Решение по спору принимается после окончания устного разбирательства на закрытом (без присутствия сторон спора и третьих лиц) заседании третейского суда после того, как его состав сочтет, что все обстоятельства и отношения сторон выяснены в полном объеме. Решение принимается третейскими судьями единогласно или большинством голосов. Третейский судья, не согласный с решением большинства, может изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу.
Решение должно содержать обязательные реквизиты, установленные регламентом, быть обоснованным и соответствовать применяемому при рассмотрении спора законодательству.
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо.
Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа
Статья 233. Основания для отмены решения третейского суда
1. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом только в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
2. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом по основаниям, установленным частями 3 и 4 настоящей статьи. Решение третейского суда может быть отменено по основаниям, установленным частью 4 настоящей статьи, даже в том случае, если сторона, подавшая заявление об отмене такого решения, не ссылается на указанные основания.
3. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом лишь в случае, если сторона, подающая заявление об отмене такого решения, представит доказательства того, что:
- 1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
- 2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по праву Российской Федерации;
- 3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, может быть отменена только та часть решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;
- 4) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону;
- 5) сторона, против которой принято решение третейского суда, не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда либо по другим уважительным причинам не могла представить в третейский суд свои объяснения.
4. Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:
- 1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
- 2) решение третейского суда противоречит публичному порядку Российской Федерации. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку Российской Федерации.