Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пленум ВС разъяснил правила кассации по административным делам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.

Порядок подачи кассационной жалобы по административному делу

Жалоба подается непосредственно в кассационный суд общей юрисдикции, который уполномочен ее рассмотреть. Решения арбитражных судов по административным делам, которые вступили в законную силу, могут быть рассмотрены Верховным судом РФ только в том случае, если были испробованы все прочие способы обжалования в арбитражных судах.

Пакет документов подается в суд нарочно или направлена дистанционно. При нарочном вручении потребуется дополнительный экземпляр кассации, на котором канцелярия суда сделает отметку о приеме документов.

Дистанционно кассация может быть подана путем направления:

  • заказным письмом почтой
  • иной курьерской доставкой
  • а также в электронной форме, для которой потребуется пройти процедуру идентификации личности

Комментарий к ст. 30.3 КоАП

1. Установлен единый срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении — 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Данный срок начинает исчисляться со следующего дня за днем вручения или получения копии постановления лицом, имеющим полномочия по обжалованию данного документа (см. комментарий к статье 30.1 КоАП РФ).

Несмотря на то, что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении названного срока, это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6).

В судебной практике уважительными причинами пропуска срока на подачу жалобы признаются: недостаточная юридическая осведомленность гражданина о порядке подачи жалоб, временный выезд с постоянного места жительства, стечение семейных обстоятельств.

При получении жалобы с пропущенным сроком на ее подачу, независимо от причин этого, судья принимает меры к приостановлению исполнения постановления, формально вступившего в законную силу, но фактически оспоренного и подлежащего пересмотру.

В случае пропуска при принесении протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление срока прокурором должно быть подано заявление о восстановлении этого срока, которое рассматривается соответствующими районными судами.

2. По общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба (ч. 1 ст. 180 АПК). В изъятие из этого правила решения по делам об административных правонарушениях (в том числе по делам о привлечении к ответственности) вступают в силу в течение 10 дней со дня их принятия. Датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме (ч. 2 ст. 176 АПК).

Соответственно начало течения этого срока АПК устанавливает иначе, чем комментируемая статья.

3. Пятидневный срок установлен по таким категориям дел, как дела в отношении административных правонарушений, посягающих на права граждан в сфере проведения выборов и референдумов.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Российская газета. 2005. 19 апреля; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6) содержит разъяснение по вопросу вынесения определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении. В данной ситуации, несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает возможности обжалования указанного определения, оно, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку это определение исключает возможность дальнейшего движения дела, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.

Статья 30.3 КоАП РФ. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении

  1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
  2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
  3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
  4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.
Читайте также:  Ходатайство об отложении судебного заседания - образец

Статья 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

  1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
    1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
    2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
    3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
    4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
    5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
  2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
  3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

Комментарии к ст. 30.3 КОАП РФ

1. Данная статья устанавливает десятидневный срок для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Практикой подтверждена оптимальность этого срока для обеспечения реальной возможности заинтересованным лицам обжаловать незаконные, по их мнению, постановления судей, органов и должностных лиц. Но в отличие от ранее существовавшего порядка этот срок исчисляется не со дня вынесения постановления, а со дня вручения или получения копии постановления. Такое исчисление срока создает дополнительную гарантию того, что у лица, правомочного обжаловать постановление, есть достаточное время для анализа текста постановления и подготовки жалобы.

2. Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам, применяемым и в уголовном, и в гражданском процессе. Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

3. Законодательно сохраняется возможность восстановления указанного срока, пропущенного по уважительным причинам. Вопрос о восстановлении срока обжалования решает судья или должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу.

4. Закон установил сокращенный (пятидневный) срок обжалования постановлений по делам о нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах. В сочетании с пятидневным сроком рассмотрения таких жалоб (ч. 2 ст. 30.5 Кодекса) это должно обеспечить более оперативное правовое реагирование на допущенное правонарушение в условиях динамичного и ограниченного по времени избирательного процесса.

Сокращение указанных сроков обусловлено также тем, что эти административные правонарушения могут повлиять на ход избирательной кампании, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 78) устанавливает сжатые сроки рассмотрения жалоб, поступающих в период избирательной кампании или кампании референдума.

На какие акты подаются жалобы

Кассационная жалоба по административным делам подается на судебные приказы, вступившие в силу и определения, вынесенные в рамках приказного производства. Апелляционная процедура для них не предусмотрена.

Она подается на определения решения, принятые в рамках апелляционного пересмотра.

Если дело прошло кассационную стадию в регионе, то затем следует направить документы в Верховный суд. Касается как гражданских лиц, так и дел, инициированных военными или рассмотренных в отношении военнослужащих. В ст. 319 КАС детализирован перечень судебных актов, на которые участники процесса вправе написать жалобу.

Особенность кассационного производства в следующем. Независимо от того, о какой форме судопроизводства идет речь, в кассации пересматриваются акты суда, уже вступившие в силу.

Порядок подачи жалобы

Кассационная жалоба по административному делу может быть подана только при условии, что лицо уже использовало иные способы обжалования (апелляцию).

В зависимости от категории дел кассационная жалоба подается:

  • Через суд, принявший решение, — в кассационный суд общей юрисдикции, в судебную коллегию ВС РФ на судебные акты по делам, указанным в пп. 7–11 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. При этом суд, принявший обжалуемый судебный акт, обязан незамедлительно направить материалы дела в суд кассационной инстанции.
  • Непосредственно в судебную коллегию ВС РФ — по делам, указанным в пп. 1–6, 12–15 чч. 1, 2 ст. 20 КАС РФ, а также по делам, подсудным районным и гарнизонным военным судам.

Жалоба может быть подана посредством почтового отправления, через официальный сайт суда или лично через канцелярию суда.

На какие акты подаются жалобы

Кассационная жалоба по административным делам подается на судебные приказы, вступившие в силу и определения, вынесенные в рамках приказного производства. Апелляционная процедура для них не предусмотрена.

Она подается на определения решения, принятые в рамках апелляционного пересмотра.

Если дело прошло кассационную стадию в регионе, то затем следует направить документы в Верховный суд. Касается как гражданских лиц, так и дел, инициированных военными или рассмотренных в отношении военнослужащих. В ст. 319 КАС детализирован перечень судебных актов, на которые участники процесса вправе написать жалобу.

Читайте также:  Как безопасно перевозить баллоны с пропаном в автомобиле

Особенность кассационного производства в следующем. Независимо от того, о какой форме судопроизводства идет речь, в кассации пересматриваются акты суда, уже вступившие в силу.

Кассационная жалоба по административному делу в 2020 году — образец, срок подачи, на апелляционное определение, пример, скачать, заполненный

Административное правонарушение может обернуться для беспечного гражданина судебным спором. И если он не доволен результатом, ему предстоит путь обжалования от районного суда до Коллегии ВС РФ.

  • И добиться справедливости на этом пути можно, если знать, как составить и подать кассационную жалобу по административному делу в РФ в 2020 году.
  • Административные споры нередко оборачиваются решениями, которые не могут удовлетворить либо истца, либо ответчика.
  • В этом случае российская судебная система предполагает возможность недовольной стороны обжаловать решение судьи в выше стоящих организациях.
  • Если апелляция не приносит желаемого результата, гражданин может обратиться со своей проблемой в кассационную инстанцию.
  • Но для этого ему следует знать, в какие сроки и как подается кассационная жалоба по административному делу на апелляционное определение.

Какие документы приложить

Помимо самого текста, в пакет прикладываются копии всех дополнительных документов, которые выступают в качестве доказательств нарушения прав.

Документы можно отправить по почте или же самостоятельно принести в тот орган, который вынес решение. При отправке почтой письмо должно быть с уведомлением. При подаче лично поставить штамп о принятии на своём экземпляре документа.

READ Срок передачи больничного листа работодателем в ФСС: сколько действует больничный, в какой срок нужно отправить реестр

Документы, которые ранее были поданы в первую инстанцию, подавать не нужно. Копии приложений должны быть подготовлены для всех сторон, которые будут участвовать при рассмотрении.

Срок обжалования в третьей инстанции

КАС дает 6 месяцев для обжалования в третьей инстанции и предусматривает процедуру восстановления пропущенного срока. Эти полгода начинают отсчитываться:

  • со следующего дня от вступления спорного административного решения или приговора в силу;
  • от принятия апелляционного определения по этому делу.

Срок един для всех этапов кассационного обжалования: для обращения в Президиум регионального суда и в ВС РФ. При его исчислении время, которое материалы провели в суде третьей ступени, не учитывается, так как длительность разбирательства не зависит от воли гражданина.

При опоздании кассатор ходатайствует о восстановлении пропущенного срока путем подачи отдельного запроса или припиской в тексте жалобы. В качестве объективных причин может выступать следующее:

  • тяжкая болезнь, беспомощность, временная недееспособность;
  • служба в армии;
  • отбывание наказания в тюрьме;
  • природные катастрофы — причины, не зависящие от человека;
  • отсутствие у кассатора информации о спорном судебном постановлении.

Ходатайство направляется вместе с кассационной жалобой в отделение суда третьей инстанции. Об удовлетворении его выносится определение, а заявление поступает на рассмотрение судье. На отклонение запроса на восстановление пропущенного срока можно направить частное возражение.

Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?

Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).

В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.

Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?

Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.

Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.

Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.

Читайте также:  Уведомление РВП: как и где его сделать

С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.

Рассмотрение кассационной жалобы по административному делу

Продолжительность рассмотрения кассации в региональном суде составляет 30 дней, Верховный суд занимается рассмотрением 2 месяца. В порядке исключения срок может быть продлен еще на 30 дней, если потребовалось дополнительное изучение материалов процесса.

Рассмотрение жалобы проходит в несколько этапов:

  1. Фильтрация — своего рода ознакомление с иском. Документ проходит проверку на корректность заполнения, срок подачи и т. д. Компетентные сотрудники суда изучают мотивацию жалобы: если истец настаивает на дополнительном расследовании, заявка отклоняется. Статистика показывает, что из 10 обращений 7-8 отсеиваются на данном этапе.
  2. Непосредственно рассмотрение жалобы с проведением заседания, на котором присутствуют истец, ответчик, адвокат и другие заинтересованные участники.
  3. Вынесение решения и оповещение о результате всех участников.

Возможные варианты исхода:

  • Отказ заявителю, вынесенная мера наказания остается в силе.
  • Передача дела в суд 1-й инстанции с требованием повторного расследования.
  • Прекращение судебного процесса.

Кассационная жалоба это

Решения Арбитражного суда 1-ой инстанции и 2-ой (апелляционной) часто подлежат пересмотру в суде 3-ей инстанции (кассационном).

Кассацией называется опротестование судебного решения, которое пока не имеет законной силы в вышестоящей инстанции. После ее получения кассационный суд полностью проверяет дело, но с одной важной оговоркой: оно не пересматривается по существенным пунктам. Вынесенное решение по делу только оценивается на предмет неправильного применения законных положений и нарушения судьей в процессе вынесения акта/постановления процессуальных норм.

Дело рассматривается с участием прокурора. Суд объявляет недействительность оспариваемого нормативного акта или его части, отменяет его полностью или частично или отклоняет вызов. Суждение влияет на всех. Публикация решения. Суждение, объявляющее о недействительности или аннулировании уставного документа и против которого кассационная жалоба или протест не была подана в срок или которая была отклонена Судом второй инстанции, обнародуется в том порядке, в котором акт был обнародован и вступает в силу День его обнародования.

Влияние решения об отмене вторичного законодательства. Нормативный акт считается отозванным со дня вступления в силу решения. Обжалование отказа в рассмотрении просьбы об административном акте. Явный отказ административного органа от рассмотрения основного ходатайства об индивидуальном или общем административном акте, адресованном ему, может быть обжаловано через него в суд лицом, сделавшим запрос в течение 14 дней с момента его уведомления.

Граждане обычно подают жалобу при частичном/полном несогласии с решениями судов предыдущих инстанций и требуют их отменить. Путем ее подачи обжалуется решение Арбитража, уже вступившее в силу из-за неподанной вовремя апелляции. Иногда гражданами движут скрытые неявные мотивы подачи кассации. Так, она может на определенное время приостановить начало исполнительного производства делу.

Кассационная жалоба передается в арбитраж исключительно в письменной форме. Она подписывается протестующим лицом или его уполномоченным представителем. Допускается ее передача через форму на официальном сайте суда исключительно в электронном виде.

Копия этого документа непременно направляется другим участникам дела заказным ценным письмом с описью вложения. Это обязанность возложена непосредственно на лицо, обжалующее решение суда.

Порядок подачи жалобы

Кассационная жалоба по административному делу может быть подана только при условии, что лицо уже использовало иные способы обжалования (апелляцию).

В зависимости от категории дел кассационная жалоба подается:

  • Через суд, принявший решение, — в кассационный суд общей юрисдикции, в судебную коллегию ВС РФ на судебные акты по делам, указанным в пп. 7–11 ч. 1 ст. 20 КАС РФ. При этом суд, принявший обжалуемый судебный акт, обязан незамедлительно направить материалы дела в суд кассационной инстанции.
  • Непосредственно в судебную коллегию ВС РФ — по делам, указанным в пп. 1–6, 12–15 чч. 1, 2 ст. 20 КАС РФ, а также по делам, подсудным районным и гарнизонным военным судам.

Жалоба может быть подана посредством почтового отправления, через официальный сайт суда или лично через канцелярию суда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *