7.6. Требования к эвакуационным выходам: здания организаций торговли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7.6. Требования к эвакуационным выходам: здания организаций торговли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при погрузке продукция будет надежно зафиксирована, грузополучатель сможет произвести разгрузку с минимальными потерями, а возможно и вовсе без них. Стоит заметить, что при разгрузке потеря времени и, как следствие, дополнительные финансовые затраты чаще всего возникают из-за того, что груз смещается. Извлечь его из транспортного средства — очень трудоемкая работа. Кроме того, дополнительные повреждения продукции почти неизбежны при ее извлечении.

СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

34. Производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей (без перемещения): мужчинами — не более 50 кг; женщинами — не более 15 кг.

35. Погрузка и разгрузка грузов массой от 50 кг до 500 кг должна производиться с применением грузоподъемного оборудования и устройств (тельферов, лебедок, талей, блоков). Ручная погрузка и разгрузка таких грузов допускается под руководством лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не будет превышать 50 кг.

Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг должна производиться с применением грузоподъемных машин.

36. При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами.

37. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются работникам или вывешиваются в местах производства работ.

Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ.

При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортирование грузов.

38. При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:

1) масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;

2) масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;

3) масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;

4) строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.

39. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.

40. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.

41. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.

42. При погрузке и разгрузке грузов с применением конвейера необходимо соблюдать следующие требования:

1) укладка грузов обеспечивает равномерную загрузку рабочего органа конвейера и устойчивое положение груза;

2) подача и снятие груза с рабочего органа конвейера производится при помощи специальных подающих и приемных устройств.

43. При погрузке и разгрузке сыпучих грузов соблюдаются следующие требования:

1) погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны. При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа;

2) при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;

3) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки открываются специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии от разгружаемого груза;

4) при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на путях, расположенных на высоте более 2,5 м (на эстакадах), открытие люков производится со специальных мостков;

5) при разгрузке бункеров, башен и других емкостей с сыпучими материалами в верхней части емкостей предусматриваются специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие возможность падения работников в емкости.

89. При транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

1) грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;

2) при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;

3) при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой.

Груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;

4) при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м их необходимо крепить к прицепу транспортного средства;

5) при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху.

Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства;

6) для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;

7) крупноразмерные конструкции из легких бетонов, не рассчитанные для работы на изгиб, а также изделия толщиной менее 20 см для транспортировки устанавливаются в вертикальное положение;

8) при транспортировке стеновых железобетонных панелей в вертикальном положении панели укладываются всей опорной плоскостью на платформу транспортного средства или опираются на подкладки, расположенные на расстоянии не более 0,5 м друг от друга;

9) при наклонном транспортном положении стеновые панели опираются нижней и боковой поверхностью на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м;

10) при горизонтальном транспортном положении панели перекрытий опираются по местам установки закладных деталей;

11) панели, транспортируемые вертикально, крепятся с двух сторон, а при наклонном положении — с одной стороны, выше положения центра тяжести панели;

12) при одновременной транспортировке нескольких панелей между ними устанавливаются разделительные прокладки, предотвращающие соприкосновение панелей и возможное их повреждение от соударения или трения в процессе транспортировки;

13) железобетонные фермы для транспортировки устанавливаются на транспортное средство в вертикальное положение с опиранием по концам в местах установки закладных деталей или в узлах нижнего пояса, имеющих в этих местах более развитую арматурную сетку;

14) железобетонные плиты покрытий, перекрытий транспортируются в горизонтальном положении с опиранием в местах расположения закладных деталей. При транспортировке плиты могут укладываться стопой на подкладках толщиной, превышающей на 20 мм высоту монтажных петель;

15) мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков) транспортируются с применением пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств общего назначения;

16) размещение пакетов мелкоштучных стеновых материалов на транспортном средстве зависит от габаритов транспортного пакета и способа производства погрузочно-разгрузочных работ:

в кузовах автомобилей, полуприцепов и прицепов грузоподъемностью 5 т при применении на погрузке-разгрузке подхватов целесообразна одноленточная или Т-образная установка пакетов;

в большегрузных автопоездах — установка пакетов поперек кузова отдельными штабелями.

90. Движение транспортных средств и погрузочных машин по площадкам буртового хранения организуется по утвержденным схемам без встречных потоков.

105. При размещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:

1) размещение грузов производится по технологическим картам с указанием мест размещения, размеров проходов и проездов;

2) при размещении груза запрещается загромождать подходы к противопожарному инвентарю, гидрантам и выходам из помещений;

3) размещение грузов (в том числе на погрузочно-разгрузочных площадках и в местах временного хранения) вплотную к стенам здания, колоннам и оборудованию, штабель к штабелю не допускается;

4) расстояние между грузом и стеной, колонной, перекрытием здания составляет не менее 1 м, между грузом и светильником — не менее 0,5 м;

5) высота штабеля при ручной погрузке не должна превышать 3 м, при применении механизмов для подъема груза — 6 м. Ширина проездов между штабелями определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных машин;

6) грузы в таре и кипах укладываются в устойчивые штабеля; грузы в мешках и кулях укладываются в штабеля в перевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается;

7) ящики и кипы в закрытых складских помещениях размещаются с обеспечением ширины главного прохода не менее 3 — 5 м;

8) грузы, хранящиеся навалом, размещаются в штабеля с крутизной откоса, соответствующей углу естественного откоса для данного материала. При необходимости такие штабеля огораживаются защитными решетками;

9) крупногабаритные и тяжеловесные грузы размещаются в один ряд на подкладках;

10) размещаемые грузы укладываются так, чтобы исключалась возможность их падения, опрокидывания, разваливания и чтобы при этом обеспечивались доступность и безопасность их выемки;

Читайте также:  Договор дарения гаража между близкими родственниками

11) грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, располагаются от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса не ближе 2 м при высоте штабеля до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте штабеля;

12) при размещении грузов (кроме сыпучих) принимаются меры, предотвращающие защемление или примерзание их к покрытию площадки.

Способы и параметры размещения отдельных видов грузов приведены в приложении к Правилам.

106. При размещении грузов в складских помещениях площадью до 100 м2 допускается размещение грузов на стеллажах и навалом в штабелях вплотную к боковым стенам помещений и к стенам, противоположным входам в помещения, при условии отсутствия на стенах складских помещений навесной электроаппаратуры, систем управления пожаротушением, а также примыкающих к стенам люков в полу и кабельных каналов.

107. При размещении металлопроката необходимо соблюдать следующие требования:

1) проходы между рядами штабелей или стеллажей составляют не менее 1 м, между штабелями или стеллажами в ряду — не менее 0,8 м;

2) размещение металлопроката в штабель производится на предварительно уложенные на полу подкладки. Размещение металлопроката на пол складского помещения или на грунт площадки без подкладок не допускается;

3) высота штабеля или стеллажа при ручном размещении металлопроката не превышает 1,5 м;

4) слитки и блюмы сечением 160 x 160 см и более размещаются на полу в штабеля или поштучно;

5) высота штабеля не превышает 2 м при крюковом захвате и 4 м при автоматизированном захвате груза;

6) при размещении металлопроката в штабель или на стеллаж между пачками и связками укладываются металлические квадратные прокладки толщиной не менее 40 мм для возможности освобождения из-под них стропов и большей устойчивости размещаемого груза. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля или стеллажа более чем на 100 мм;

7) во избежание раскатывания металлопроката запрещается заполнение полок (ячеек) выше стоек стеллажа;

8) сортовой и фасонный прокат размещаются в штабеля, елочные или стоечные стеллажи; трубы размещаются в штабеля рядами, разделенными прокладками;

9) заготовки мерной длины из сортового и фасонного проката, полуфабрикаты и готовые изделия размещаются в таре;

Основным документом, который регламентирует деятельность торговых точек в жилой зоне, будут являться санитарные нормы и правила «СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила»,

  • Пункт 2.2 указанных норм гласит, что деятельность объектов торговли не может нарушать или ухудшать условия проживания или отдыха жильцов дома;
  • Пункт 2.4. определяет порядок загрузки продуктов в магазин: загрузка должна осуществляться исключительно с торца жилого здания, не имеющего окон.

Пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 так же уточняет, что загружать продукцию или иные материалы в помещения общественного назначения со стороны дома. Где есть входы в квартиры и окна жилых помещений – не допускается. Однако в том же пункте указано, что загрузочные помещения могут не создаваться в случаях, если площадь «общественного» здания не превышает 150 кв.м.

Соблюдать нормы СанПиН обязаны все: об этом прямо говорит пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где говорится, что соблюдение утвержденных в установленном порядке санитарных правил является обязательным как для граждан, так и для организаций.

Сколько под эти требования подпадает торговых точек, расположенных в жилых домах? Едва ли половина. Основная масса крупных маркетов разгружает товар или со стороны входа или же с «черного хода» во дворе дома.

Мероприятия обеспечивающие защиту путей эвакуации

Объемно-планировочные: кратчайшие расстояния до эвакуационных выходов, их достаточная ширина, изоляция путей эвакуации от пожаро и взрывоопасных помещений, возможность движения к нескольким эвакуационным выходам и т.п.

Эргономические: назначение размеров эвакуационных путей и выходов отвечающих антропометрическим размерам людей, особенностям их движения, нормирование усилий при открывании дверей и т.п.

Конструктивные: прочность, устойчивость и надежность конструкций эвакуационных путей и выходов, нормирование горючести отделки на путях эвакуации, перепадов высот на путях движения, размеров ступеней, уклона лестниц и пандусов и др.

Инженерно-технические мероприятия: организация противодымной защиты, оборудование автоматическими установками пожаротушения, проектирование требуемой освещенности, размещение световых указателей, громкоговорителей системы оповещение и др.

Организационные: обеспечение функционирования всех эвакуационных выходов при пожаре и поддержание на требуемом уровне объемно-планировочных, конструктивных, эргономических и инженерных показателей, например: предупреждение загромождения эвакуационных путей и выходов горючими материалами, а также предметами, уменьшающую их пропускную способность и т.п.

Описание маршрута эвакуации из помещений первого наружу:

  1. непосредственно;
  2. через коридор;
  3. через вестибюль (фойе);
  4. через лестничную клетку;
  5. через коридор и вестибюль (фойе);
  6. через коридор и лестничную клетку;
  7. в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами.

Описание маршрута эвакуации из помещений любого этажа, кроме первого:

  1. непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  2. в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  3. в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
  4. в соседнее помещение (кроме помещения категории А и Б), обеспеченное эвакуационными выходами.

Пути эвакуации в пределах этажа

Основными нормируемыми параметрами для коридоров является их ширина, протяженность путей движения и ширина выхода из коридора на лестничную клетку.

Как правило, протяженность поставлена в зависимость от расположения помещения – между лестничными клетками или в тупиковом коридоре или холле и определяется в зависимости от плотности людского потока, от степени огнестойкости и функционального назначения здания.

Анализ методологии нормирования процесса эвакуации людей показывает, что критерием для определения помещения с выходом в тупиковый коридор и помещения расположенного между лестничными клетками является количество направлений для эвакуации. Одно направление эвакуации из помещения – это «помещение с выходом в тупиковый коридор», два и более – «помещение, расположенное между лестничными клетками».

При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна – при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна – при двустороннем расположении дверей.

Количество выходов из помещения, с этажа и из здания в целом.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

  • помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.;
  • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.; в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать в соответствии с требованиями;
  • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.;
  • помещения класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел. или площадью более 1000 м2;
  • открытые этажерки и площадки в помещениях класса Ф5, предназначенные для обслуживания оборудования, при площади пола яруса более 100 м2 — для помещений категорий А и Б и более 400 м2 — для помещений других категорий.

Помещения класса Ф1.3 (квартиры), расположенные на двух этажах (уровнях), при высоте расположения верхнего этажа более 15 м должны иметь эвакуационные выходы с каждого этажа.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь этажи зданий класса:

  • Ф1.1; Ф3.3; Ф4.1; Ф4.2;
  • Ф1.2; Ф3; Ф4.3 при высоте расположения этажа более 9 м и численности людей на этаже более 20;
  • Ф1.3 при общей площади квартир на этаже, а для зданий секционного типа — на этаже секции — более 500 м2; при меньшей площади каждая квартира, расположенная на высоте более 15 м, кроме эвакуационного должна иметь аварийный выход;
  • Ф5 категорий А и Б при численности работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — 25 чел.

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь подвальные и цокольные этажи при площади более 300 м2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.

Число эвакуационных выходов с этажа должно быть не менее двух, если на нем располагается помещение, которое должно иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.

Разгрузка / погрузка через эвакуационный выход

Настоящий свод правилразработан в развитие положений [1].

Требования к путямэвакуации и эвакуационным выходам, изложенные в нормативныхдокументах по пожарной безопасности, разработанных для зданийопределенного класса функциональной пожарной опасности, дляподтверждения их соответствия положениям [1]следует выполнять наряду с требованиями настоящего свода правил, сучетом особенностей их функционального назначения и спецификипротивопожарной защиты.

1.

1 Настоящий свод правилустанавливает требования пожарной безопасности к эвакуационнымпутям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий исооружений (далее – здания), а также требования пожарнойбезопасности к эвакуационным путям для наружных технологическихустановок.

Требования свода правил распространяются на объектызащиты при их проектировании, изменении функционального назначения,а также при проведении работ по реконструкции, капитальном ремонтеи техническом перевооружении в части, соответствующей объемууказанных работ.

1.

2 Настоящий свод правилне распространяется на здания и сооружения специального назначения(для производства, хранения, переработки и уничтожениярадиоактивных и взрывчатых веществ, материалов и средств взрывания,военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горныевыработки), жилые здания высотой более 75 м и иные здания высотойболее 50 м, а также на здания с числом подвальных этажей болееодного, за исключением случая, когда в указанных этажах размещаютсячасти здания, требования к которым изложены в настоящем сводеправил, либо для которых разработаны нормативные документы попожарной безопасности, учитывающие их размещение относительноуровня земли.

1.

3 При изменениифункционального назначения существующих зданий или отдельныхпомещений в них, а также при изменении объемно-планировочных иконструктивных решений должны применяться требования настоящегосвода правил в соответствии с новым назначением этих зданий илипомещений.

Читайте также:  Закон о тишине в Тюменской области в 2023 году: режим, до скольки можно шуметь

В соответствии с пунктом 4.4.1 СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации «все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения, но не реже сроков, указанных в таблице 1.

Сроки перезарядки огнетушителей зависят от условий их эксплуатации и от вида используемого ОТВ». Также в п.

70 Правил Противопожарного режима в РФ сказано, что соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей, обеспечивается согласно данных, указанных в паспорте огнетушителя.

Для углекислотных огнетушителей этот период не может превышать более 5 лет, при этом производитель в праве указать меньшие сроки.

В соответствии с пунктом 25 Правил противопожарного режима в РФ, в помещениях с одним эвакуационным выходом не допускается одновременное пребывание более 50 человек. Следовательно при одновременном нахождении в помещении 70 человек должно быть предусмотрено 2 эвакуационных выхода. 57577

ОТВЕЧАЕТ ВНИИПО МЧС РОССИИ. СП 1.13130.2009

4.2 Эвакуационные и аварийные выходы

4.2.1 Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

      • помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 чел.;
      • в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 чел., один из двух выходов допускается предусматривать непосредственно наружу из помещений с отметкой чистого пола не ниже 4,5 метра через окно или дверь размером не менее 0,75×1,5 метра, а также через люк размером не менее 0,6×0,8 метра. При этом выход через приямок должен быть оборудован лестницей в приямке, а выход через люк — лестницей в помещении. Уклон этих лестниц не нормируется;
      • помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 чел.

23. На объектах защиты запрещается:

д) снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;

ж) размещать мебель, оборудование и другие предметы на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и выходами на наружные эвакуационные лестницы, демонтировать межбалконные лестницы, а также заваривать люки на балконах и лоджиях квартир;

25. Не допускается в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание более 50 человек. При этом в зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание более 50 человек допускается только в помещениях 1-го этажа.

33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

34. Утратил силу

35. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.

36. При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

      • a) устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств;
      • б) размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные материалы, изделия, оборудование, производственные отходы, мусор и другие предметы, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
      • в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;
      • г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
      • д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;
      • е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;
      • ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм пожарной безопасности. В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований. Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации. Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

  1. С первого этажа наружу:
    • непосредственно;
    • через вестибюль, коридор или лестничную клетку.
  2. Со второго этажа и выше наружу:
    • на лестничную клетку или лестницу 3-ого типа непосредственно, через коридор или холл;
    • на специально оборудованный участок кровли.
  3. В соседнее помещение на том же этаже в выходами из пункта 1 или 2 (кроме зданий производственного или складского назначения).
  4. Из подвальных и цокольных помещений напрямую или через лестницу с огороженным тамбуром.

​Пожарный надзор проводит инспектор МЧС. Его действия должны полностью регламентироваться ТПЭ и СНИП, прописанным в законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ​ № 123 от 2008 г.

К сведению! ​Существует плановая проверка и внеплановая, которая проводится с целями зафиксировать факт безопасности здания, соблюдения всех технических норм и показателей возможности эвакуироваться людям.

В России существует ряд правил, которые позволяют максимально защитить людей при возгорании любого помещения. Несоблюдение техники безопасности несет за собой административную ответственность, которая прописана в частях Административного кодекса РФ.​ В экстренной ситуации именно соблюдение всех требований может не только сохранить материальные ценности, но и спасти жизни людей.

Требования к путям, дверям и освещению

Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации определяет статья 89 Федерального закона №123. Кратко сформулируем основные моменты.

Задача эвакуационные пути и выходов — обеспечение быстрой и безопасной эвакуации из здания. При этом никакие средства пожаротушения не учитываются. Другими словами, эти пути строятся таким образом, чтобы люди могли безопасно выбраться без использования ручных огнетушителей и автоматических установок пожаротушения.

Число и расположение эвакуационных выходов закладывается на этапе проектирования здания. Максимально допустимое расстояние от наиболее удаленной точки до выхода зависит от класса пожароопасности и категории помещения. Также учитывается количество одновременно находящихся в здании людей.

Для маломобильных групп населения предусматриваются специальные лифты для транспортировки и безопасные зоны на лестничных клетках, в которых они могут спокойно дождаться прибытия спасателей.

Сколько должно быть эвакуационных выходов

Любому собственнику офисного или торгового здания следует точно знать, какое количество оборудованных выходов для эвакуации людей в случае ЧС требуется оборудовать. Для этого имеются подробные данные, как правильно провести расчет количества эвакуационных выходов из здания, исходя из его конструкции и количества людей.

Число путей эвакуации и пожарных выходов зависит от следующих параметров:

  • какое предполагаемое наибольшее число людей будет через них эвакуироваться – важно объективно оценить данный показатель, не преуменьшать его, чтобы в критической ситуации не возникло давки и была возможность провести процесс эвакуации максимально быстро;
  • наибольшее расстояние от самого удаленного места нахождения человека до выхода для эвакуации.

Есть и несколько базовых требований, которые придется учитывать при расчете путей эвакуации:

  • Если в здании имеется одно обширное помещение, в котором по стандартам должно быть больше двух путей спасения, столько же вариантов эвакуации должно быть и у всего здания.
  • Количество пожарных выходов из здания не может быть меньше числа таких выходов с каждого этажа.
  • Когда здание имеет высоту не больше 15 метров, то можно обустраивать выход для эвакуации один на этаж. Или же с определенной его части, которая имеет в конструкции противопожарные преграды.

Оптимальное число выходов для эвакуации из здания с каждого отдельного уровня, этажа и отдельного помещения, комнаты нужно организовывать ориентируясь СНиП 2.01.02 85, но в любом случае больше двух. Существует несколько исключений из данного правила, когда вполне можно грамотно организовать только один пожарный выход или использовать в качестве второго выхода любое другое приспособление, например, имеющуюся внешнюю пожарную лестницу. Но в таком случае важно, чтобы второй путь также был доступен и, например, на эту лестницу была возможность подняться и с нее попасть в безопасную зону. Не разрешается организовывать пожарные выходы через помещения категории А и Б, а также через цеха по производству, которые отличаются повышенным уровнем огнеупорности.

Читайте также:  Советы для тех, у кого описывают или арестовывают имущество

Что делать, если выявлено несоответствие правилам по организации эвакуационных путей

Самое важное как можно раньше привести все несоответствия к положенным в стандартах нормам. Это можно сделать своими силами или специально нанять отдельную подрядную организацию с опытом работы по качественному оборудованию эвакуационных путей и пожарных выходов.

Для информирования руководства организации о наличии нарушений можно составить служебную записку, в которой уточнить какие именно несоответствия имеются на данном объекте. Также в записке следует указать мероприятия, которые нужно провести, чтобы устранить все имеющиеся проблемы.

Пути эвакуации должны быть организованы в любом производственном, культурном здании. в любом помещении, где собирается несколько человек. В случае пожара не должно возникать проблем с выводом людей из горящего здания. Если эвакуационные пути продуманы и разработаны в соответствии с установленными стандартами, то в любом случае шанс спасти людей повышается в разы. Для большинства организаций важно проводить у сотрудников и учащихся пробные, тренировочные мероприятия, чтобы люди знали, куда именно идти и как действовать в чрезвычайной ситуации. Тогда процесс эвакуации будет не так затруднен.

Требования к эвакуационным выходам

Разбирая, что такое эвакуационный выход, рассмотрим, что СНиП допускает в отношении такого пути:

  • Данный проход должен выводить на лестницу второго типа либо в фойе, коридор, холл, что ведут на нее же.
  • Подвальными эвакуационными выходами можно признать пути через общие лестничные клетки, но имеющие при этом обособленную дверь наружу. Также от остальной площадки лестницы они должны быть отгорожены глухой противопожарной стенкой типа 1.
  • В помещениях категорий В, Г, Д эвакуационные выходы из подвалов и цоколей могут вести в вестибюль здания типа Ф5, что расположен на первом этаже.
  • Если гардеробные, фойе, санитарные узлы, курительные комнаты расположены на цокольном или подвальном этаже, то отдельные эвакуационные лестницы 1 типа оттуда должны вести в вестибюль первого этажа.
  • Эвакуационный выход наружу из подвальных и цокольных этажей должен быть оборудован тамбуром (допускается и двойной).

Эвакуационный выход из подвала требования

Разъясните требования п.5.4.15 СП 1.13130.2009.

Во втором абзаце п.5.4.15 СП 1.13130.2009 ограничивается количество этажей здания при числе которых можно осуществлять выход из подвального и цокольного этажа, устраиваемый в объеме лестничной клетки жилого здания. Выход из технического этажа регламентируется п.4.2.9, и там отсутствует запрет на размещение выхода из технического этажа размещаемого в объеме лестничной клетки жилого здания. При этом, технический этаж, размещаемый в нижней части здания, является техническим подпольем (п.3.35 СП 54.13330.2016), а техническое подполье может размещаться ниже планировочной отметки земли более чем на половину помещения и соответственно являться подвальным (п.3.33 СП 54.13330.2016).

1. Накладывается ли ограничение на количество этажей (не выше 5 этажей) жилого здания при размещении выхода из технического подполья, который является подвальным, в объем лестничной клетки жилого здания?

2. Возможно ли рассматривать лестницу, ведущую из технического подполья наружу и лестницу ведущую из жилого здания наружу как две отдельных лестницы если выходы из каждой из них обособлены и их объемы разделены стеной с соответствующим пределом огнестойкости, предъявляемым к внутренним стенам лестничных клеток?

Ответ на вопрос №1

1. При рассмотрении вопросов, связанных с пожарной безопасностью зданий и сооружений, необходимо руководствоваться терминологией, используемой в целях выполнения требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Пункты 3.51 и 3.53 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты» гласят:

«3.51 этаж подвальный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения».

«3.53 этаж технический: Этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций, который может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания. Пространство, используемое только для прокладки коммуникаций, высотой менее 1,8 м техническим этажом не является».

Таким образом, если высота подвального этажа не менее 1,8 м и в нём размещено инженерное оборудование и проложены коммуникации, то он является техническим этажом, а именно техническим подпольем.

2. Общие требования к эвакуационным выходам из подвальных этажей регламентированы пунктом 4 Технического регламента о пожарной безопасности, который гласит:

«4. Эвакуационные выходы из подвальных этажей следует предусматривать таким образом, чтобы они вели непосредственно наружу и были обособленными от общих лестничных клеток здания, сооружения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом».

К эвакуационным выходам из технических этажей зданий, и в частности из технического подполья, предъявляются более жёсткие противопожарные требования по сравнению с подвальными и цокольными этажами, из которых при определённых условиях эти выходы допускается устраивать через лестничную клетку.

3. Первый и второй абзац пункта 7.2.13 свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003. Актуализированная редакция. Здания жилые многоквартирные» (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона ‘Технический регламент о безопасности зданий и сооружений’) гласят:

«7.2.13 В здании высотой три этажа и более выходы наружу из подвальных, цокольных этажей и технического подполья должны располагаться не реже чем через 100 м и не должны сообщаться с лестничными клетками жилой части здания.

Выходы из подвалов и цокольных этажей допускается устраивать через лестничную клетку жилой части с учетом требований Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Выходы из технических этажей следует предусматривать в соответствии с СП 1.13130.2009 . ».

Последний абзац пункта 4.2.9 свода правил СП 1.13130.2009 гласит:

«В технических подпольях эти выходы (эвакуационные — прим.) должны быть обособлены от выходов из здания и вести непосредственно наружу».

Таким образом, эвакуационный выход из технического подполья через лестничные клетки жилой части не допускается.

Ответ на вопрос №2

Обособленность эвакуационного выхода из технического подполья от других выходов заключается в наличии самостоятельного пути эвакуации, ведущего к этому выходу, и наличии между ним и другими выходами соответствующей противопожарной преграды (см. пункт 35 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Если сказать проще, то по-другому его можно назвать дорогой жизни. И это действительно так, ведь, двигаясь по этим путям самостоятельно, при помощи членов семьи, друзей или сослуживцев, многие люди смогли спастись от удушливого и ядовитого дыма, исходящего от пожара, высокой температуры или пламени.

Основные требования пожарной безопасности к путям эвакуации описаны в статье 89 ФЗ № 123 от 2008 года:

  • Пути в любых зданиях и выходы из них должны помочь быстро и безопасно вывести людей наружу в случае пожара.
  • Во время проектирования в учет не берутся смонтированные и используемые установки стационарного устранения пожара, первичные средства, какими бы современными они ни были.

К эвакуационным относят выходы, которые ведут на улицу или территорию предприятия непосредственно с первого этажа здания:

  • напрямую или следуя по коридору;
  • через вестибюль или холл;
  • опускаясь по лестнице;
  • следуя по коридору, минуя холл;
  • через рекреацию.

Из комнат любого уровня, расположенного над землей, за исключением первого этажа:

  • сразу на лестницу внутри строения, которая по проекту считается эвакуационной или на пожарную, расположенную снаружи строения с площадки;
  • проход на пожарную лестницу, минуя коридор;
  • через холл, который имеет выход на лестничный пролет;
  • на эксплуатируемую крышу, которая ведет на лестницу.

Важно запомнить, что установленные двери в перегородках зданий, а также в обычном исполнении для выезда транспорта не считаются препятствием на пути эвакуации.

Основные требования к путям эвакуации

Прежде чем рассчитать количество эвакуационных выходов, необходимо рассмотреть, что СНиП допускает в отношении эвакуационных путей:

  • такой проход должен выходить на лестницу 2 типа или в коридор, холл, ведущие на нее;
  • подвальными эвакуационными путями можно признать только те, которые проходят через общие лестницы и имеющие обособленную наружную дверь, кроме этого, от остальной лестничной площадки они должны быть огорожены глухой противопожарной стеной типа 1;
  • в комнатах, относящихся к категориям В, Г, Д пути эвакуации из подвальных помещений и цоколей должны вести в вестибюль здания Ф5, расположенный на 1 этаже;
  • если в здании предусмотрены санитарные узлы, комнаты для курения или фойе на цокольном или подвальном этаже, то из них должен быть выход для эвакуации, направляющийся в вестибюль первого этажа;
  • эвакуационный выход из подвального и цокольного этажа должен быть оснащен тамбуром.

Как же правильно должны быть расположены выходы для эвакуации в случае пожара? Какими эвакуационными знаками они должны быть отмечены, если следовать строго СНиПу? Если минимальное количество эвакуационных выходов из здания более двух, то предполагается правильное их расположение и планировка. Исключением могут быть пути на лестницах, которые не задымляются. Определять рассредоточенность по путям эвакуации можно при помощи таких формул:

  • Пути из внутренних комнат: L = 1,5 P /(n-1).
  • Пути из коридора: L = 0,33 D /(n-1).

Где латинские буквы обозначают:

  • L — расстояние между выходами для эвакуации;
  • P — периметр помещения;
  • n — количество эвакуационных выходов;
  • D — это длина коридора.

Но нужно обязательно помнить о том, что если путей эвакуации два и более, то каждый из них должен позволить без сложностей спастись максимальному количеству людей, которые находятся в здании на момент пожара. Запасные выходы необходимо предусматривать так, чтобы все работники офиса или предприятия без спешки и лишней давки смоги покинуть помещение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *