Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитать земельный налог в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.
Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.
Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.
Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.
Пoлнoe ocвoбoждeниe oт yплaты
B cooтвeтcтвии co cт 395 НК PФ, oт yплaты зeмeльнoгo нaлoгa мoгyт быть ocвoбoждeны cлeдyющиe юpидичecкиe и физичecкиe лицa:
- Учpeждeния yгoлoвнo-иcпoлнитeльнoй cиcтeмы (УИC);
- Opгaнизaции, кoтopыe зaнимaютcя oбcлyживaниeм дopoг гocyдapcтвeннoгo знaчeния;
- Bcepoccийcкиe oбщecтвeнныe opгaнизaции инвaлидoв. Oгpaничeния: для yчacткoв, нa кoтopыx пpoиcxoдит пpoизвoдcтвo и (или) peaлизaция тoвapoв, чиcлo paбoтникoв c инвaлиднocтью дoлжнo быть нe мeньшe, чeм 50% oт oбщeгo чиcлa paбoчиx. Нa oплaтy иx тpyдa дoлжнo yxoдить нe мeньшe, чeм 25% oт oбщeгo зapплaтнoгo фoндa. Пoдaкцизныe yчacтки в этy кaтeгopию нe вxoдят. Ocвoбoждeниe oт нaлoгa дeйcтвyeт для yчacткoв, иcпoльзyeмыx opгaнизaциeй в цeляx peaбилитaции, инфopмиpoвaния, oтдыxa, aдaптaции, пpoвeдeния лeчeбныx, oздopoвитeльныx, cпopтивныx и дpyгиx мepoпpиятий для инвaлидoв;
- Peлигиoзныe opгaнизaции;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя xyдoжecтвeнным пpoмыcлoм, нa зeмлe иcтopичecкoгo пpeбывaния;
- Физичecкиe лицa и иx oбъeдинeния, вxoдящиe в гpyппы мaлыx ceвepныx, cибиpcкиx и дaльнeвocтoчныx нapoднocтeй;
- Opгaнизaции, зaнимaющиecя cyдocтpoeниeм нa тeppитopии пpoмышлeнныx ocoбыx экoнoмичecкиx зoн (OЭ3). Нaxoдящиxcя нa тeppитopии пpeбывaния в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee дecяти лeт;
- Пpoчиe кaтeгopии opгaнизaций, зaнимaющиe тeppитopию OЭ3 в кaчecтвe peзидeнтa нa cpoк нe бoлee 5 лeт;
- Opгaнизaции, кoтopыe являютcя yчacтникaми cвoбoдныx экoнoмичecкиx зoн (CЭ3), в cooтвeтcтвии c дoгoвopoм oб экoнoмичecкoй дeятeльнocти нa этиx тeppитopияx, cpoкoм нe бoлee тpex лeт c мoмeнтa peгиcтpaции пpaв нa 3У;
- Упpaвляющиe кoмпaнии, являющиecя peзидeнтaми иннoвaциoннoгo цeнтpa «Cкoлкoвo» (в cooтвeтcтвии c Ф3 «Oб ИЦ «Cкoлкoвo»).
Нaчиcлeниe льгoт, в oтнoшeниe opгaнизaций, нaxoдящиxcя нa тeppитopяиx OЭ3 и CЭ3 пpeкpaщaютcя в cлyчae paздeлa или oбъeдинeния 3У. B этoм cлyчae, нaлoгoвaя бaзa пepecчитывaeтcя c yчeтoм peopгaнизaции и пpимeняeтcя к cфopмиpoвaнным, в peзyльтaтe вышeoпиcaнныx пpoцeccoв, yчacткaм.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
Налоговая база и ставки
Налогообложение земельных участков осуществляется на основе налоговой базы. Согласно положениям ч. 1 ст. 390 НК РФ налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость участка. Особенности определения налоговой базы регламентируются ст. 391 НК РФ, выдержки из которой приводим здесь:
- кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января налогового периода;
- если участок был образован в течение налогового периода, налоговая база определяется, как его кадастровая стоимость на день внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется, как сумма долей кадастровой стоимости по каждому муниципальному образованию;
- при изменении кадастровой стоимости она учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты внесения изменений в ЕГРН.
Ч. 5 ст. 391 НК РФ определяет льготы по уменьшению налоговой базы для ряда категорий налогоплательщиках-физлиц, о которых расскажем в последнем разделе.
Ставки, применяемые для начисления земельного налога, устанавливаются нормативными актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (ст. 394 НК РФ). При этом данная статья устанавливает ограничения по их максимальным значениям:
- 0,3% для участков земель сельхозназначения, занятых объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретённых (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% для иных земельных участков.
В налоговом законодательстве применяется такое понятие, как налоговый вычет. Это сумма, на которую уменьшается окончательный результат налога. На территории Российской Федерации существуют пять видов налоговых вычетов:
- стандартные (предоставляются определенным категориям физических лиц: «чернобыльцам, инвалидам ВОВ и др.);
- социальные (связаны пожертвованиями благотворительным организациям, расходами на обучение и т.д.);
- имущественные (предоставляются при проведении определенных операций с имуществом: продаже, покупке жилья, строительстве жилья и т.д.);
- профессиональные (применяются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов частной практики);
- инвестиционные (предоставляются при получении прибыли от торговли ценными бумагами).
При реализации земель сельскохозяйственного назначения гражданин имеет право уменьшить свой доход по выбору (Письмо Минфин РФ от 30 декабря 2011 N 03-04-05/7-1140, ст. 220 НК РФ):
- на вычет в фиксированной сумме (один миллион рублей при реализации сельскохозяйственного участка, жилого дома, квартиры; 250 000 рублей при реализации иной недвижимости: гаража, нежилого помещения).
- на расходы, подтвержденные документально, по приобретению этой недвижимости.
После того, как землевладельцы стали получать большие штрафы за то, что используют свой участок не по целевому назначению (например, разводят кур на садовом участке), вопрос о том, как определять виды разрешенного использования земли, дошел до Конституционного суда РФ.
И он постановил, что следует учитывать основной и вспомогательный виды его разрешенного использования, которые указаны в Правилах землепользования для соответствующей территории.
Причем вспомогательный вид следует применять независимо от того, указан он в ЕГРН или нет (Постановление от 16.10.2020 № 42-П). Теперь это правило включили в закон:
— собственник не обязан вносить в ЕГРН сведения о вспомогательных видах использования своего участка, но они, тем не менее, все равно учитываются при решении вопроса о целевом использовании земли (Закон от 30.12.2021№ 493-ФЗ).
И если там, к примеру, указано «птицеводство», то за разведение кур даже на садовом участке его владельца оштрафовать не могут.
Активному внедрению рыночных отношений в нашу жизнь уже 15 лет, а налог на недвижимость все эти годы оставался на уровне, при котором большая часть населения могла его заплатить без ущерба для своего кошелька. Однако, с 2016 года ситуация меняется и ежегодный налог становится ощутим как для граждан, так и для бюджета государства.
Суть новых правил проста — налог будет взыматься исходя из суммы кадастровой, а не инвентаризационной стоимости земельного участка. Новое правило принято с 1 января 2015 года. Рассчитываться по новым правилам налог будет только в 28 субъектах Российской Федерации. Остальные решили пока взимать налог по инвентаризационной стоимости, но с 2020 году на новую форму расчёта перейдёт вся страна.
Налог на 1 га земли сельхозназначения
Юридические лица уплачивают земельный налог соответственно со своего расчетного счета, предварительно подав налоговую декларацию в инспекцию по месту нахождения участка. Срок для ее подачи истекает вместе с налоговым периодом. Как гласит НК РФ, это нужно сделать до первого февраля года, который следует за налоговым периодом, подошедшим к концу.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Как рассчитать налог на землю для юридических лиц в 2022-2022 годах
Перечисление налогов производится по месту расположения земельного участка. Сроки отчетности устанавливаются местным законодательством. Так, за земли, относящиеся территориально к Москве, уплата должна быть произведена не позднее первого февраля года, следующего за отчетным периодом. Это означает, что уплатить земельный налог за 2022 год надлежит не позже 01.02.2022 года. Авансовые платежи следует уплачивать не позднее последнего числа в месяце, который является следующим после отчетного квартала. Таким образом, авансовый платеж за первый квартал года должен быть совершен не позднее 30 апреля. Сроки могут варьироваться в зависимости от субъектов и действующих правовых норм в части налогообложения.
Формирование налоговой ставки происходит на основании нормативных актов муниципальных образований и не может быть выше установленных процентных показателей. Так, на 2022-2022 годы предельная величина ставки налога в 0,3% установлена в отношении земель следующих категорий:
Кто платит земельный налог
Земельный налог уплачивают те, кто имеет земельный участок на праве
собственности, на праве постоянного землепользования или на праве первичного
безвозмездного временного землепользования. Если земельный участок передан в
финансовый лизинг, то плательщиком налога является лизингополучатель. Но в случае
передачи земельного участка в аренду (например, ИП передает в аренду юрлицу),
плательщиком земельного налога является арендодатель. Инвалиды, пенсионеры, лица,
приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам Великой Отечественной
войны, не платят налог за земельные участки жилищного фонда и придомовые участки, но
при этом платят налог за участки, переданные им в пользование или в аренду.
Предприниматели на СНР для крестьянских или фермерских хозяйств платят единый
земельный налог.
Как заплатить налог за землю сельхозназначения?
Уплата производится согласно указам, издаваемым муниципалитетом и содержащим сроки для перечисления налогов. Сотрудники ИФНС формируют уведомления, которые направляются собственникам земельных участков. Стоит заметить, что обозначенные документы должны предоставляться налогоплательщикам не позднее, чем за месяц до крайнего срока уплаты.
Поскольку обязанность по расчету налога закреплена за инспекцией, граждане не несут никакой ответственности за правильность начисления платежей.
Владельцы земли могут обратиться в ведомство с требованием о пересчете налога и направлении новой квитанции, содержащей верную информацию. Корректировку сведений необходимо произвести до уплаты.
Таким образом, порядок формирования платежных документов для физических лиц намного проще, нежели для ИП или юрлиц. Последние выплачивают крупные штрафные санкции, если расчет налога на землю окажется неверным.
Для нерадивых налог на землю возрастет
На мой взгляд, это абсолютно справедливо. Ведь в нашем законодательстве сложилась парадоксальная ситуация. В отношении земель другого назначения налог может быть увеличен от 0,3 процента до трех процентов. А вот у земли сельхозназначения налог пока остается незыблемым: все те же 0,3 процента. Таким образом, например, в Калужской области кадастровая стоимость 100 гектаров земли сельхозназначения — 9 миллионов 190 тысяч рублей. И налог 0,3 процента составляет всего лишь 27 тысяч 570 рублей. То есть тот гражданин, который взял эту землю не для производства сельхозпродукции, пока платит за свой участок менее 30 тысяч рублей в год и спит спокойно. Этот собственник понимает, что города расширяются, его земля в любой момент может понадобиться для жилищной, промышленной или торговой застройки.
А между тем земля — ликвидный объект. Но граждане, аграрии и государство с этой земли не получают ничего. Поэтому и предлагается увеличить ставку налога для нерадивых землевладельцев до пяти процентов от кадастровой стоимости. И в таком случае налог на 100 гектаров земли в той же Калужской области будет составлять уже 450 тысяч рублей. А на 1000 гектаров — уже четыре с половиной миллиона рублей.
Рекомендуем прочесть: Оформление опекунства над инвалидом 1 группы в россии в 2020 году
Кто может пользоваться землями сельхозназначения и в дальнейшем и в последующем претендовать на их выкуп?
Земельное законодательство приводит подробный перечень лиц. Главное требование это резиденство РФ и использование по назначению.
Существуют и субъекты, которым право на использование земель сельхозназначения предоставляется с некоторым ограничением.
В частности иностранные граждане и компании использовать такие земли могут только на правах аренды у частного лица.
Земля сельхозназначения, принадлежащая государству или муниципалитету, может передаваться в аренду только резидентам РФ.
В некоторых случаях использование земель сельхозназначения невозможно без изменения категории земли.
Как рассчитать стоимость квартиры при продаже смотрите в статье: как рассчитать стоимость квартиры для продажи. Через какое время можно продать дом купленный на материнский капитал, читайте здесь.
Как правило, обусловлено это обеспечением активизации оборота земель и ростом спроса на загородное строительство.
Особенности уплаты земельного налога КФХ
Одним из основных пунктов затрат для фермерских хозяйств будет регулярная налоговая отчетность в отношении земельного участка. Всего выделяют два основных вида земельного налога для крестьянско-фермерских хозяйств: налог, уплачиваемый после покупки участка, и налог для КФХ.
Первый тип налога предусматривает предоставление определенных льгот при покупке земли учредителем фермерского хозяйства. Такая льгота составляет 13 % в сравнении с условиями приобретения участка для частного использования или строительства. Налог на приобретение земли фермер уплачивает единожды – непосредственно при ее покупке, но внесен может быть не сразу, а в течение первого года использования надела. При продаже земли на протяжении этого периода уплата налога на приобретение не потребуется.
Еще одна возможность, предоставляемая учредителям фермерских хозяйств государством и дающая им определенное преимущество – льготный коридор. Так называют период времени длительностью 5 лет, в течение которых в отношении уплаты налога на землю действует минимальная налоговая ставка. Фермер может использовать эту возможность максимально эффективно, обратившись к ней не сразу при открытии хозяйства, а чуть позже, когда предприятие войдет в фазу активной работы и даже после того как первая партия продукции будет произведена. Чтобы добиться такого результата, учредитель бизнеса может зарегистрировать предприятие как фермерское хозяйство только тогда, когда продукция будет готова к выпуску.
Льготный налог на землю для КФХ, в том числе порядок его уплаты и размер ставки, контролируется муниципальными и федеральными органами. При этом законодательство предусматривает единые нормы в отношении уплаты такого налога. К примеру, существует несколько ограничений в отношении размера налоговой ставки. По действующему законодательству, стандартный размер ставки для КФХ – 15 процентов от кадастровой стоимости участка. В некоторых случаях налоговая ставка для фермерского хозяйства не может быть выше, чем 0,3 процента его кадастровой стоимости. К этой категории в первую очередь относятся участки, причисленные землям сельхозназначения, перечни которых есть в региональных администрациях. Это же правило касается и земель, которые находятся в зоне, используемой для выпуска сельхозпродукции, а также наделы непосредственно в населенных пунктах, имеющих такое же предназначение.
Одна из важных норм, устанавливаемая законом, касается тех случаев, когда земельный налог может не уплачиваться частными лицами или организациями. Поскольку налогообложению подлежат те наделы, которые используются фермерами для получения прибыли, участки, эксплуатируемые на безвозмездной основе, могут не облагаться данным видом налога. Поэтому учредителям и главам КФХ следует знать, что осуществлять эти выплаты они могут только с того момента, когда предприятие начнет реализацию произведенной продукции.
Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):
- Организации;
Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;
-
ИП;
-
физлица.
Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).
Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК). |
имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):
1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;
2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;
3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:
- пенсионерам;
-
инвалидам I и II группы;
-
несовершеннолетним детям;
-
лицам, признанным недееспособными;
-
военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);
-
участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах»;
4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:
-
пенсионеру;
-
инвалиду I или II группы;
-
несовершеннолетнему ребенку;
-
лицу, признанному недееспособным;
-
военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);
-
участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О ветеранах».
Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других |