Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная помощь освободившимся из мест лишения свободы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нахождение в местах лишения свободы накладывает на дальнейшую, за пределами пенитенциарного учреждения, жизнь осужденного не самый положительный след. Как правило, таким людям сложно устроится на хорошую работу, не редкость и отсутствие жилья, а потому возврат обратно в тюрьму не за горами. К тому же, сама социальная адаптация осужденного довольно сложна – чем больше он провел за решеткой, тем сложнее ему потом прийти в себя.
Действия администрации ИК
Подготовка осужденного к выходу на волю начинается заблаговременно – администрация исправительного учреждения направляет данные о нем в службу занятости и органы местного самоуправления по месту прописки гражданина.
В уведомлении службе занятости указывают навыки гражданина, его специальность, особенности трудовой деятельности. Что касается органов местного самоуправления, то им должны сообщить, в первую очередь, о наличии или отсутствии жилья у бывшего осужденного. Те, в свою очередь, должны предпринять меры по материальному и жилищному обеспечению человека.
Что касается прямых обязанностей администрации пенитенциарного учреждения, то они должны сделать следующее:
- В день освобождения выдать гражданину его личные вещи (если они есть) и документы.
- Выплатить единоразовое материальное пособие в размере 850 рублей и средства, которые были заработаны осужденным на территории колонии (если такое имело место).
- Обеспечить его одеждой по погоде.
- Обеспечить бесплатный проезд к месту жительства: это может быть уже оформленный проездной билет или эквивалентная денежная выплата.
Обратите внимание: права бывших осужденных прописаны в статье 182 УПК РФ.
Права освободившихся указаны в 182-ой статье УИК РФ. Социальная помощь осужденным после освобождения направлена на их адаптацию, создание условий, которые будут способствовать их скорому возвращению к нормальной жизни и представляет собой денежные выплаты в определенном размере, бесплатные услуги, лекарства, расходы на еду, одежду и т.д.
Согласно 7-ой статьи ФЗ №178 за выплатами могут обратиться люди, чей доход ниже величины прожиточного минимума. Для этого нужно придти в органы соцзащиты по месту проживания или регистрации и написать заявление. Понадобится паспорт, справка о доходах, копия трудовой книжки и иные документы, запрашиваемые учреждением.
Обратить внимание нужно и на специализированные центры социальной адаптации, которые есть практически в каждом городе.
Перечень оказываемых услуг:
- Обеспечение жилплощадью;
- Обеспечение одеждой, обувью, постельными принадлежностями;
- Питание;
- Помощь в оформлении документов;
- Юридическая помощь.
Замечание Верховного суда РФ: за какие именно моральные страдания назначается компенсация
О возможности получить компенсацию, если человек пребывал в камере заключения, говорится и в ст. 1100 ГК РФ. Также по поводу компенсации морального вреда есть пояснения в ст. 151 ГК РФ. Здесь разъясняется, как определяются размеры такой компенсации. Судом принимается во внимание степень страданий:
- физических;
- нравственных.
Еще ВС РФ напомнил, что решение по поводу назначения компенсации гражданам в разных ситуациях принималось Пленумом ВС РФ № 10 от 20.12.1994 г. В п. 3 указывается на вину причинителя морального вреда в случае, когда гражданина незаконно:
- осудили;
- арестовали;
- заключили под стражу;
- принудили оставаться в данном населенном пункте (подписка о невыезде);
- заставили исполнять исправительные работы.
Реабилитационные центры
Поддержка освободившимся из мест лишения свободы не ограничивается только небольшой материальной помощью. Также действуют специальные реабилитационные центры, которые организованы волонтерами или местными властями.
В таких специализированных центрах социальной адаптации оказывают следующую помощь:
- Обеспечение местом проживания – в среднем в таком реабилитационном центре можно проживать бесплатно до полугода.
- Юридическая помощь.
- Обеспечение предметами первой необходимости: одежда, предметы гигиены, постельное белье и так далее.
- Питание.
- Психологическая помощь.
- Содействие в оформлении личных документов.
Адреса таких центров можно получить в органе социальной защиты, также информацию о них иногда размещают на сайтах муниципалитета.
Военная пенсия по инвалидности
Помимо перечисленных выше выплат военнослужащий, который не может продолжать службу в вооруженных силах по причине инвалидности, имеет право на получение военной пенсии по инвалидности. Ее размер рассчитывается в соответствии с положениями п. 2 ст. 15 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.
При наступлении инвалидности, если заболевание получено в период прохождения военной службы, назначается пенсия:
- для группы I— 300% от размера социальной пенсии, установленной подп. 1 п. 1 ст. 18 закона «О государственном…» от 15.12.2001 № 166-ФЗ;
- для группы II— 250% от социальной пенсии;
- для группы III— 175% от социальной пенсии.
Если военнослужащий получил военную травму, выплаты придется оформлять. В перечень документов, необходимых для получения государственной поддержки, входят:
- заявление о назначении выплаты;
- копия паспорта заявителя;
- справка о состоянии здоровья, выданная по итогам прохождения военно-медицинской комиссии;
- заверенные копии документов, характеризующих болезнь военнослужащего (справок, истории болезни, медицинских заключений и пр.);
- копия приказа об исключении военного из состава части;
- реквизиты банковского счета для перечисления денег.
Документы нужно подать в местное отделение соцзащиты. После их рассмотрения в случае вынесения положительного решения пособие будет перечислено на счет заявителя.
Для назначения пенсии по инвалидности нужно представить в Пенсионный фонд следующие документы:
- паспорт заявителя — будущего получателя пенсии;
- заявление о назначении пенсии;
- заключение военно-врачебной комиссии;
- СНИЛС;
- реквизиты банковского счета для перечисления денег.
При этом, как сообщают в высшей судебной инстанции, последние три года происходило одновременное снижение как общего числа рассмотренных судами ходатайств, так и числа удовлетворенных ходатайств.
Иными словами, реже стали отпускать не только потому, что суды перешли на строгий тон, просто снизилось и число осужденных как таковое. Соответственно, меньше людей просится на волю до звонка. Однако факт и то, что некоторые подходы действительно стали строже, соответственно, доля отказов увеличивается.
В прошлом году «нет» звучало в ответ на 42,6 процента ходатайств. Если же говорить в абсолютных цифрах, отказ в условно-досрочном освобождении получили 60 тысяч 585 осужденных.
Не исключено, что рекорд долго не продержится и число досрочно освобожденных еще уменьшится.
Как напоминают в Верховном суде, с начала нынешнего года для положительного решения вопроса об УДО требуется помимо прочего возмещение вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда. Поэтому арестант должен думать, как заплатить жертве.
В специальном обзоре судебной практики Верховный суд России прописал подробные рекомендации, на что судьи должны обращать внимание, решая вопрос об условно-досрочном освобождении. Например, на практике у судей часто возникает вопрос, можно ли отпускать раньше срока человека, который так и не признал свою вину, но достаточно дисциплинированно ведет себя за решеткой?
Как пояснила высшая судебная инстанция, судам следует учитывать правовую позицию Конституционного суда, согласно которой конституционное право каждого не свидетельствовать против себя самого должно обеспечиваться на любой стадии уголовного судопроизводства, в том числе на стадии исполнения приговора. «Поэтому то обстоятельство, что лицо воспользовалось этим правом при разрешении вопроса об УДО, само по себе не может служить основанием для наступления для него каких-либо неблагоприятных последствий», говорится в документе. Проще говоря, сам факт того, что осужденный так и не признался, поводом для отказа быть не может. Однако суды вправе изучить, как человек относится к преступлению, за которое осужден. И это может стать одним из доводов либо «за», либо «против» наряду с другими обстоятельствами.
Закон, обязывающий обращать внимание, насколько осужденный компенсировал ущерб, скорее всего, увеличит процент отказов, полагают эксперты. Однако Верховный суд обратил внимание, что если человек не расплатился по долгам в силу объективных причин, например, из-за инвалидности, каких-то заболеваний, препятствующих трудоустройству и т.д., то суд не вправе отказать в условно-досрочном освобождении только на этом основании.
«Я решил, что обратно в тюрьму мне не хочется»
Сергей отбывал свое наказание в колонии для несовершеннолетних в Можайске. Когда ему исполнилось 18 его перевели в Липецк. Несмотря на особо тяжкое преступление, разбойное нападение группой лиц, повлекшее за собой смерть, по ст. 162 ч. 4 Сергею дали всего два с половиной года. Роль сыграл возраст – на момент совершения преступление ему не было 18 лет:
«Возвращается обратно в тюрьму очень много людей, некоторые начинают чувствовать себя «королями мира», живут по тюремным понятиям и в обычной жизни. Но на самом деле за людьми, которые освободились, ведется жесткий контроль. Ко мне, например, до сих пор раз в полгода приходят снимать отпечатки пальцев, хотя я и вышел из колонии 7 лет назад»
После освобождения Сергей получил среднее-профессиональное образование столяра-краснодеревщика и уже шесть лет работает на одном месте. Но все равно, как признается, найти работу очень тяжело – ему потребовалось полгода беспрерывных поисков.
Кто сможет претендовать на выплаты
Есть общие правила, кому положены выплаты в случае гибели военнослужащего: близким родственникам, которые вели с умершим общее хозяйство. К таким лицам относятся не только родители, супруги и дети, но и сестры, братья, бабушки, дедушки, тети, дяди, племянники или внуки. Но в законодательстве оговорены и исключения. К примеру, на страховку после смерти военного смогут претендовать в равных долях:
- лицо, состоявшее в официальном браке с погибшим;
- его родители или усыновители;
- дедушки и (или) бабушки, если они не менее 3 лет воспитывали и содержали военнослужащего;
- отчим (мачеха), если он воспитывал умершего не менее 5 лет;
- несовершеннолетние дети до 18 лет (старше 18 лет, если до этого возраста их признали инвалидами) или студенты-очники до 23 лет;
- подопечные.
Выплаты, предусмотренные при гибели военнослужащего
Поскольку служба военнослужащих связана с серьезными рисками для здоровья и жизни, государство ввело для них обязательное страхование.
По закону, денежную компенсацию за гибель военнослужащего выплачивают его близким родственникам в двух случаях: если человек погиб при выполнении воинского долга или на сборе; в течение года после увольнения из-за полученных на службе травм или заболеваний (ст. 4 ФЗ № 52 от 28.03.1998).
Их платят в равных долях всем членам семьи (п. 2 ст. 5 ФЗ № 52). Правила оформления и выплаты компенсации установлены в Постановлении Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 и в Приказе министра обороны РФ № 833 от 24.12.2015.
Дополнительно к страховым выплатам есть и иные пособия, предусмотренные нормами законодательства, которое устанавливает четкие суммы, сколько платят за убитого солдата в России членам его семьи:
- единовременное пособие (ч. 8 ст. 3 ФЗ № 306 от 07.11.2011) — распределяется поровну между всеми близкими родственниками, установленными законом, порядок утвержден Приказом министра обороны от 06.05.2012 № 1100;
- ежемесячная денежная компенсация (ч. 9 и 10 ст. 3 № 306) — предназначена каждому близкому родственнику;
- ежемесячные выплаты детям погибших военнослужащих (ст. 1-3 ФЗ № 128 от 04.06.2011);
- пенсия по потере кормильца (ст. 7 закона № 4468-1 от 12.02.1993);
- оплата ритуальных услуг (Постановление Правительства РФ № 460 от 06.05.1994).
Размер выплат при гибели военнослужащего
Если военнослужащий погиб и не успел получить причитающиеся ему выплаты (ежемесячное довольствие, премии и все иные недополученные суммы), то их выдают его близким после его смерти. Дополнительно выплачивают все законные страховки и разовые выплаты.
Установленные в законе соцпособия и страховки каждый год индексируют. В 2022 они выросли на 4% (Постановление Правительства РФ № 2458 от 24.12.2021). В таблице указано, сколько дают за смерть военнослужащего при выполнении воинского долга на Донбассе и в других «горячих точках» с учетом индексации 2022 г.
Название пособия | Сумма, руб. | Кому и как выплачивают |
---|---|---|
Единовременное страховое обеспечение | 2 968 464,04 | Сумму распределяют равными долями между всеми близкими родственниками |
Единовременное пособие | 4 452 696,06 | Аналогично, общую сумму делят между всеми членами семьи |
Ежемесячная компенсация | Размер компенсации рассчитает ПФР, принимая во внимание количество близких родственников | Назначают:
женам (мужьям) от 50 лет и старше, если они не вступили в следующий брак; несовершеннолетним детям погибшего до 18 лет (если продолжает учебу, то до 23 лет); родителям (матери в возрасте от 50 лет, отцу — от 55 лет) |
Ежемесячное пособие детям погибших военнослужащих | 2668,56 + районный коэффициент, если он установлен в регионе | Выплачивают:
несовершеннолетним детям до 18 лет; совершеннолетним детям-инвалидам, получившим заболевание до 18 лет; детям, которые учатся в вузах, — до 23 лет |
Пенсия по потере кормильца | 50% от суммы довольствия военнослужащего | Выплачивают нетрудоспособным родственникам:
отцу, матери, дедушке, бабушке (пенсионерам); детям до 18 лет; несовершеннолетним братьям и сестрам |
Ежегодное проведение оздоровительного отдыха | 28 313,50 | Платят несовершеннолетним детям погибшего |
Оплата ритуальных услуг | На погребение:
28 178 — в Москве и Санкт-Петербурге, 20 350 — в остальных субъектах РФ. На изготовление памятника компенсируют до 35 171 |
Сколько стоят судебные ошибки в разных странах
Стивен Траскотт из той же Канады в 1959 году, когда ему было 14 лет, был признан виновным в изнасиловании и убийстве 12-летней девочки. Изначально он был приговорен к смертной казни, которую позже заменили на пожизненное заключение. Траскотт отказывался признавать свою вину до 2022 года, когда Апелляционный суд Онтарио признал, что решение по его делу – судебная ошибка. Правительство приняло решение о выплате ему компенсации в размере $6,5 млн.
В России первое в правоприменительной практике решение о взыскании крупной денежной компенсации за судебную ошибку было принято в 2022 году. Тогда горсуд Альметьевска (Татарстан) постановил взыскать с Минфина РФ 3 млн руб. в пользу местного жителя Евгения Веденина. Веденин был осужден в 2022 году на 15 лет за убийство начальника службы безопасности «Татнефти» Александра Калякина, которого он не совершал. Освободили его в 2022 году после того, как был пойман настоящий убийца. Позже Верховный суд Татарстана снизил сумму компенсации до 1 млн руб.
13.5. Светлана, все не так просто, мало просто сказать, что деньги пошли оттуда туда, надо это еще и доказать. Хотя такая практика имеется, Но с другой стороны, известны и отрицательные решения. Дело в том, что деньги — предмет индивидуально неопределенный и не всегда удается доказать, что именно те деньги пошли на покупку новой квартиры.
Обратитесь к одному из ответивших Вам юристов за помощью в этом.
Если продажа и покупка квартиры (с оформлением документов, подтверждающих право собственности на нее) произведены в одном налоговом периоде (календарный год), то налогоплательщик имеет право на получение одновременно имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 220 Кодекса, путем уменьшения суммы дохода, полученного от продажи квартиры, на сумму имущественных налоговых вычетов, предусмотренных при продаже и приобретении квартиры.
Строгий режим изменения 2019
Подходит к завершению период подготовки поправок для их внесения перед вторым чтением в Государственной Думе ФС РФ (после 18.03.15г.
), размещаем для голосования и обсуждения инициативу с следующими дополнениями к законопроекту, внесённому депутатом ГД П.В.
Крашенинниковым: включили лиц, осуждённых к отбытию наказания в ИК строгого режима с коэффициентом 1,5; включили также весь период этапирования и предложили закрепить установление порядка зачёта времени за Верховным Судом РФ, а не МинЮстом.
Проект Федерального закона N 97507-7 «О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.02.2019) Проект Федерального закона N 97506-7 «О внесении изменений в статьи 24 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации» (ред.