Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные функции и полномочия налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязанности налогоплательщика и плательщика сборов по своему составу не совпадают. НК содержит открытый перечень обязанностей налогоплательщика и плательщика сборов, который может быть дополнен в иных актах законодательства о налогах и сборах.
Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов
Например, налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, определенные таможенным законодательством РФ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая ответственность предусмотрена в НК, КоАП и УК.
Единственная обязанность плательщика сборов, о которой прямо говорится в статье 23 Налогового кодекса, состоит в необходимости уплачивать законно установленные сборы. Помимо этой обязанности плательщики сборов несут и иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.
Выделяют четыре функции налоговых платежей:
- фискальная;
- распределительная;
- регулирующая;
- контролирующая.
Фискальная функция является основной. Ее суть в том, что поступления от фискальных платежей — одна из статей доходов государства.
Распределительная функция подразумевает перераспределение доходов между различными слоями населения. Сбор налогов с лиц, получающих доход, позволяет направить полученные средства на поддержание незащищенных и необеспеченных слоев населения страны.
Регулирующая функция направлена на формирование наиболее эффективной налоговой системы. Реализуется она через:
- поддержку отдельных отраслей экономики путем снижения налогового бремени;
- создание механизмов, препятствующих злоупотреблениям в области установленных законодательством прав и обязанностей налогоплательщика;
- аккумулирование средств на восстановление потребляемых ресурсов (налог на воду, на добычу полезных ископаемых, пошлины и акцизы на сырьевые ресурсы).
Право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика, однако из этого правила предусмотрено два исключения, указанные в абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ:
- в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, то выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;
- в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ, такая проверка проводится по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.
Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.
Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.
Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.
Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.
Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.
Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.
Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.
Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:
- акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
- выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
- с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
- обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
- налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее – иностранные организации).
Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
НК РФ устанавливает следующие права налогоплательщиков:
– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
– не выполнять неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих НК РФ или иным федеральным законам;
– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
– требовать соблюдения налоговой тайны;
– требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:
– уплачивать законно установленные налоги;
– встать на учет в налоговых органах;
– вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
– представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
– представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
– выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
– предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
– в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
– нести иные обязанности.
Н.Н. ИНШИН, Р.С. ИНШИНА
Николай Николаевич Иншин, руководитель правового управления, член Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», член некоммерческого партнерства «Объединение корпоративных юристов».
Роза Сергеевна Иншина, адвокат, член Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
Вопросы, связанные с возмещением НДС, всегда оставались актуальными для налогоплательщика. Со стороны налоговых органов интерес к проблематике возмещения НДС также не ослабевает.
Нужно отметить, что федеральным законодателем внесены многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование администрирования НДС, в том числе оптимизацию процесса подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.
С 1 января 2009 года уточнен порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. В соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ налоговому органу по результатам проверки одной декларации предоставлено право вынести два решения — о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению. Данная правовая норма позволяет налогоплательщикам возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений.
С 1 января 2010 года установлен заявительный порядок возмещения НДС, представляющий собой осуществление зачета (возврата) суммы НДС, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
С 1 октября 2011 года налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика
Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.
Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).
При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.
Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:
- по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
- неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.
Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.
Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?
Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.
Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах
3) использовать налоговые льготы
4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах
7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов
10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах
11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов
12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц
13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны
14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц
15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки
Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):
1) уплачивать законно установленные налоги
2) встать на учет в налоговых органах
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения
4) представлять налоговые декларации
5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций
6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
10) налогоплательщики — физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.
Что дозволено налогоплательщикам РФ по праву?
Налогоплательщики обладают определенными правами:
Брать от сотрудников Налоговой службы, на бумаге и в устной форме, бесплатные сведения на счет:
Налогоплательщики
- Нынешних исчислений по налогам и подписанным правилам их расчета.
- Правил выплаты налогового обременения, и об обязательствах и правах, как налогообязанных.
- Бланки налоговых деклараций и объяснения по их наполнению информацией.
- Получать от Минфина России объяснения (на бумаге) касаемо вопросов применения законов о налогах и сборах, о муниципальных образованиях и финансовых органов.
- Иметь послабления по налогам (по правилам закона), в случае присутствия оснований для этого.
- Пользоваться отсрочкой, рассрочкой или инвестиционными налоговыми займами под %.
- Осуществлять сверку информации (сметы, выплаты, штрафные санкции, пени, налоговые отчисления) вместе с представителями ФНС.
Налогоплательщик владеет возможностью посредством доверенного гражданина/самостоятельно отстаивать личные интересы в подвластных закону делах о сборах и налогах. И может:
- давать соответствующей службе информацию по оплате и отчислению налоговых сумм
- получить дубликат акта проверки, решения после проверочной операции, налоговое уведомление и бланк запроса выплатить налог
- находиться на объекте при ведении выездных налоговых проверок
- требовать от проверяющего лица поведения, прописанного правилами НК РФ
По закону в России установлено право не исполнять указание и неправомерный акт проверяющих лиц, если требование не соответствует нынешнему Кодексу. Дополнительно разрешается:
- обжаловать акт Налоговой службы и бездействие (действия) ее представителей
- хранение и соблюдение налоговых тайн
- принимать участие при рассмотрении материалов по налоговым проверкам
Добропорядочный плательщик имеет право получить в 100% размере возмещение убытка, которое нанесли инстанции ФНС (при предоставлении доказательств) своим поведением в не рамках закона.
Как взаимодействуют ФНС и Минфин?
Как мы уже сказали выше, налоговая система РФ функционирует посредством институтов на базе двух ведомств — Министерства финансов и ФНС. Каким образом эти две государственные структуры взаимодействуют между собой? Юристы выделяют следующие основные направления совместной работы двух указанных ведомств:
- формирование консолидированной точки зрения относительно того, как должны применяться различные акты налоговых органов (включая те, что регулируют деятельность ведомств);
- подготовительная работа в направлении совершенствования законотворческой политики в сфере налогообложения;
- деятельность, связанная с вынесением актуальных решений, касающихся внутри- и межведомственных вопросов.
Ключевая структура, призванная обеспечивать корректность взаимодействия Минфина и ФНС — межведомственная комиссия. Она осуществляет работу, связанную с принятием решений, призванных оптимизировать работу по улучшению норм законов, регулирующих налоги и сборы, а также формировать корректный подход в области правоприменительной практики.
Задачи, возложенные конкретно на ФНС в рамках взаимодействия с Минфином, таковы:
- работа в направлении создания алгоритмов, в соответствии с которыми налогоплательщики вносят сборы (главным образом это разработка документальных форм, шаблонов, а также разъяснений к ним);
- предоставление структурам Минфина необходимых материалов информационного и справочного характера (чаще всего их запрашивают высшие руководящие структуры ведомства);
- разработка планов, моделирование прогнозов, касающихся деятельности, написание отчетов по факту решения задач.
Важнейшая функция ФНС во взаимодействии с Минфином — аналитическая работа. В конце каждого года руководящий аппарат ведомства направляет в Министерство финансов отчет, в котором анализируются данные об обращениях плательщиков. Как правило, это статистическая информация, отражающая количество (а также характер) запросов физлиц и юрлиц, а также сведения о судебных решениях по делам, касающимся сферы сбора налогов.