Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности обладателей сервитута, а также что это за лица?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Гораздо сложнее, когда установление сервитута вызвано необходимостью обслуживания недвижимости, находящейся прямо на участке собственника. Допустим, гражданин пытается оформить собственность на землю, на которой располагается имущество других лиц. К примеру, на земле находится газовая труба, которая принадлежит газовому хозяйству соответствующего населенного пункта. В этом случае оформить собственность на участок земли, по документам принадлежащей администрации города, не так просто, поскольку на земле расположена недвижимость двух собственников: гражданина, который фактически владеет землей, и газового хозяйства.
Стадии регистрации сервитутного права
Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.
-
Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
-
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
-
Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
-
Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.
Сроки и стоимость установки публичного сервитута
Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:
- до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
- от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
- до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
- до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.
Стоимость установки публичного сервитута состоит из:
- затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
- затрат на организацию общественных слушаний;
- затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
- компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права
Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:
- собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
- сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
- государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.
Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.
Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:
- необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
- необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.
Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:
- необходимость проводить через данную территорию животных;
- необходимость прохода людей к территории общего пользования;
- необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.
Сервитут прекращается по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, при отпадении оснований, по которым он был установлен (ст. 276 ГК РФ). В том случае, если сервитут препятствует использованию земельного участка в соответствии с его назначением, собственник земельного участка имеет право требовать прекращения сервитута в судебном порядке.
В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года (см. подробнее п. 6 Обзора), указано:
«Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут».
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:
-
проведения дренажных работ на земельном участке;
-
использования земельного участка;
-
прохода или проезда через земельный участок;
-
выпаса сельскохозяйственных животных;
-
прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
-
сенокошения;
-
временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
-
свободного доступа к прибрежной полосе;
-
использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
Кoгдa тpeбyeтcя cepвитyт?
3aкoнoдaтeльcтвo в cтaтьe 274 Гpaждaнcкoгo кoдeкca pacкpывaeт вoпpoc — cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк, чтo этo тaкoe. Oфopмлeниe oгpaничeннoгo paзpeшeния тpeбyeтcя, кoгдa peшaютcя cпopы мeждy coбcтвeнникaми coceдниx зeмeль пo пoвoдy пoльзoвaния oбщeгo xapaктepa.
Cepвитyт ycтaнaвливaeтcя нa зeмeльный yчacтoк пo cлeдyющим нaибoлee чacтым пpичинaм:
- Pacпoлoжeниe нa yчacткe пpиpoднoгo oбъeктa, нaпpимep иcтoчникa ключeвoй вoды. Oбъeкт нe являeтcя coбcтвeннocтью влaдeльцa зeмли, a пpинaдлeжит гocyдapcтвy и oтнocитcя к oбщeмy пoльзoвaнию, пoэтoмy вoдy мoгyт нaбиpaть вce жeлaющиe. B тaкoм cлyчae coбcтвeнник имeeт пpaвo ycтaнoвить oгpaничeния и пoтpeбoвaть пpaвo пpoxoдa к иcтoчникy зa oпpeдeлeннyю плaтy.
- Cтpoитeльныe paбoты пo пpoклaдкe кoммyникaциoнныx тpyб к yчacткy дoлжны пpoвoдитьcя чepeз coceднюю тeppитopию. 3aкoнный пpaвooблaдaтeль имeeт пpaвo нaлoжить oбpeмeнeниe в фopмe cepвитyтa и yкaзaть кoнкpeтнoe мecтo для paзpeшeния пpoклaдывaния тpyб.
Cepвитyты ycтaнaвливaютcя coглacнo 3 ocнoвным вapиaнтaм, зaкpeплeнным зaкoнoдaтeльнo:
- Нa ocнoвaнии пoдпиcaния peзoлюции пoлнoмoчным пoдpaздeлeниeм мecтнoгo caмoyпpaвлeния, мyниципaлитeтoм или гocyдapcтвoм.
- Peзoлюция пpинимaeтcя в xoдe пyбличнoгo cлyшaния o нaлoжeнии oгpaничeний.
- Нa ocнoвaнии oбщeгo coглaшeния гpyппы зeмлeвлaдeльцeв или зaинтepecoвaнныx лиц.
- Пo cyдeбнoмy пocтaнoвлeнию.
Пopядoк ycтaнoвлeния пyбличнoгo cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк cлeдyющий:
- Oбъявлeния cлyшaния мyниципaлитeтoм или aдминиcтpaциeй.
- Oфopмлeниe peзoлюции.
- Oглaшeниe peзyльтaтoв coглacoвaния пoльзoвaния yчacткoм — тpeбoвaния, кoмпeнcaция.
- Peгиcтpaция cepвитyтa в Pocpeecтpe.
Taкжe cyщecтвyeт пopядoк дoбpoвoльнoгo coглacoвaния пo иcпoльзoвaнию зeмeльнoгo нaдeлa и нaклaдывaния cepвитyт нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в чacтнoй coбcтвeннocти:
- 3aинтepecoвaннoe лицo oбpaщaeтcя к зeмлeвлaдeльцy c пpocьбoй o чacтичнoм пoльзoвaнии зeмлeй.
- Cтopoнaм нeoбxoдимo oфopмить coглaшeниe cлeдyющeгo coдepжaния: гpaфa o coглacии зeмлeвлaдeльцa o нaклaдывaнии oбpeмeнeния, пpaвa cтopoн, oбязaтeльcтвa cтopoн, цeли иcпoльзoвaния, плoщaдь и кoopдинaты тpeбyeмoй тeppитopии, cpoк пoльзoвaния.
- Дaлee cлeдyeт peгиcтpaция coглaшeния в Pocpeecтpe.
Для peгиcтpaции пoтpeбyютcя cлeдyющиe дoкyмeнты:
- зaявлeниe;
- квитaнция oб oплaтe гocyдapcтвeннoй пoшлины (для физичecкиx лиц — 1 500 pyблeй, для юpидичecкиx — 6 000 pyблeй);
- coглaшeниe в кoличecтвe 3 экзeмпляpoв;
- coглacиe oт тpeтьиx лиц тpeбyeтcя кoгдa нyжнo ycтaнoвлeниe cepвитyтa нa зeмeльный yчacтoк нaxoдящийcя в зaлoгe, ecли нaдeл нaxoдитcя в coвмecтнoй coбcтвeннocти, ипoтeчнoм зaклaдe, apeндe.
BAЖНO. Дeйcтвиe cepвитyтa нaчинaeтcя c мoмeнтa пpoxoждeния гocyдapcтвeннoй пpoцeдypы peгиcтpaции. Пocлe этoгo зaкoнoм paзpeшaeтcя иcпoльзoвaть yчacтoк зeмли coглacнo yкaзaниям в дoгoвope, a coбcтвeнник имeeт пpaвo тpeбoвaть кoмпeнcaцию.
Для составления договора или соглашения рекомендуется обратиться к грамотному юристу. В документе обычно указываются следующие данные:
- Информация о владельце надела и обладателе сервитута. Их паспортные данные и регистрация.
- Предмет договора или соглашения. Прописывается причина по которой составляют данный документ. Здесь же должен быть адрес участка, цена за предоставленное право, и срок предоставления.
- Правила ограниченного права. Здесь нужно указать границы и порядок использования.
- Права и обязанности сторон. Прописываются действия обеих сторон, которые они должны совершить.
- В пункте «дополнительные условия» прописывается о предстоящей регистрации в Росреестре, сроках договора, сколько копий документа имеется, а также условия при смене владельцев.
- Адрес каждого из сторон и их реквизиты.
Виды ограниченных вещных прав
В ЗК прямо закреплены следующие права на землю лиц, не являющихся собственниками:
- Аренда земельных участков
- Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) –
- Безвозмездное пользование земельными участками
Также на данный момент существуют еще 2 формы прав на землю лиц, не являющихся собственниками, которые не закреплены в главе IV ЗК:
- Постоянное бессрочное пользование земельными участками
- Право пожизненного наследуемого владения (266 ГК)
Срок действия и оформление
Нужно помнить, что такое право на частичное использование не лишает землевладельца его собственности. Он может распоряжаться земельным участком, продав его. В таком случае договор не будет расторгнут, и не изменятся его условия. При принятии решения об установлении публичного сервитута определяется срок его действия. В тех случаях, когда земли выделены для размещения важных государственных объектов, это ограничит их эксплуатацию как гражданами, так и юридическими лицами. Если на такие зарезервированные земли распространяется действие сервитута, его срок не может превысить время резервирования.
В ситуации, когда муниципалитет или другие государственные органы больше не нуждаются в эксплуатации земель для указанных в договоре целевых общественных нужд, действие обременения может быть прекращено досрочно. Также договор расторгается досрочно при удовлетворении судебного иска, поданного владельцем участка.
Порядок установления публичного сервитута следующий:
- Составляется и направляется в федеральные или муниципальные органы соответствующее заявление.
- Далее оно подлежит рассмотрению в определенные сроки.
- Назначаются публичные слушания.
- На таком собрании должны присутствовать инициатор заявления и собственники земельных участков, подлежащие обременению. Все решения указываются в протоколе.
- В результате издается нормативно-правовой акт о праве частичного использования участка.
- Проводится регистрация данного документа.
- Все сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Иногда владелец участка имеет возражения против принятого решения, тогда он может его оспорить в суде. Не нужно бороться против законодательного акта простыми, казалось бы, методами. Попросту перекрыть забором или ограждениями проход, не давать доступ рабочим на свою территорию ― это плохой выход из создавшегося положения. Причинами составления иска может стать как сам факт установления сервитута, так и назначение оплаты, которая не устраивает собственника. Только по решению суда такой договор может быть расторгнут. Все остальные действия понесут за собой санкции и негативные последствия.
Сервитуты в гражданском праве: понятие и виды
В самом начале статьи подробно разберем вопрос о том, сервитуты в гражданском праве это что? Право использования ресурсов не своего участка закреплено в следующих нормативных документах.
Гражданском кодексе. Данное явление в этом документе рассматривается как общее проявление вещного права.
Земельном кодексе. Это базовый свод нормативов, регламентирующих порядок осуществления землепользования в различных условиях.
Водном кодексе. Согласно ст. 44 ВК, возможность пользования ресурсами чужой территории распространяются и на водоемы.
Все граждане могут беспрепятственно осуществлять забор воды, поить домашних животных и пользоваться водным транспортом.
Причем, не стоит путать обременение владельца земли по осуществлению допуска к водоему с пользованием водоемами в рамках законодательства, регулирующего водные отношения.
Лесном кодексе. Ст. 21 данного кодекса гарантирует гражданам право свободного пребывания в лесу. Необходимость такой декларации продиктована тем, что лесопользование сочетает в себе использование экологических, биологических и земельных ресурсов.
Частная собственность на лесные территории хоть и разрешена, но не очень развита. Однако большое развитие получила аренда земли с целью проведения рубок древесины.
Активная эксплуатация лесных ресурсов породила разделение земель, отнесенных к лесному фонду, на участки, где проводятся рубки, и на участки, где лес находится на разных стадиях восстановления.
Однако лес – это не только промышленная древесина, но и не древесные, а также рекреационные и экологические ресурсы. Все интересы природопользователей часто сосредоточены на одном и той же территории и не должны при этом противоречить целевому назначению земли.
Еще одной особенностью данного вида обременений является возможность их установления административным актом. Это, однако, не исключает появления сервитута на договорных или судебных основаниях. О том, как написать исковое заявление об установлении сервитута через суд, вы узнаете здесь.
Жилищном кодексе. Статьёй 36 предусматривается возможность и часто необходимость официального оформления права использования благ участка, занятого под жилые строения, теми гражданами, которые не являются владельцами данной недвижимости.
Подобные взаимоотношения устанавливаются по обоюдной договоренности или как результат решения суда. Подробнее об установлении сервитута по договорённости читайте тут.
Такие соглашения особенно популярны, поскольку необходимость использования коммуникаций и иных благ, расположенных на соседних землях, возникает часто.
Градостроительном кодексе. Право на использование чужих участков защищается статьёй 64. Она декларирует допустимость формирования в градостроительстве как частного, так и публичного сервитута.
При формировании публичного варианта инициатива исходит от органов местной власти. Частые обременения формируются в соответствии с нормами Гражданского кодекса.
Плата за использование земли
Законодательством разрешено землевладельца требовать плата за публичный сервитут на земельный участок, чтобы компенсировать его эксплуатацию. Размер компенсации и порядок ее выплаты определяется решением сторон или судьей.
Размер выплат согласуется на основании общего правила определения:
- расчет оплаты исходит из соразмерности материальной выгоды от использования земли без обременения.
Например, собственник может требовать сумму равную арендной плате или по стоимости площади нужного участка.
На размер платежей за сервитуты также влияют факторы:
- действительные расходы владельца земельного участка — поддержание состояния дороги, очистка прохода к источнику, освобождение места под закладку коммуникаций;
- характер использования земли, на которую накладывается обременение;
- размер понесенного ущерба;
- упущенная выгода.
Когда прекращается обременение
Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок. Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.
К таким основаниям относятся:
- смерть владельца земельного надела;
- официально оформленный отказ пользователя от обременения;
- ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
- объединение сторон для ведения совместной деятельности;
- постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
- завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.
Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.
Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается. Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать. Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией. Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).
Документы для наложения обременения
Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.
- Основание цели для обременения территории.
- Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
- Составленный по всем правилам протокол слушаний.
- Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.
Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.
- Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
- Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
- Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
- Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
- Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
- Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.
Какой суд рассматривает вопросы о сервитуте
Чтобы точно определить, в какой суд обращаться для решения вопросов о сервитуте, уточните субъектный состав участников спора и характер правоотношений. Есть два варианта – суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды рассматривают:
- экономические споры;
- дела с участием ЮЛ и ФЛ, осуществляющих предпринимательскую
- деятельность без образования юридического лица и имеющих статус ИП;
- дела с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов и т.д..
Суды общей юрисдикции занимаются делами, предусмотренными ч. ч. 1 и 2 ст. 22 ГПК РФ. Но не разрешают экономические споры и дела, которыми занимаются арбитражные суды.
Сервитут запрашивается в отношении недвижимого имущества, которое можно использовать для предпринимательской деятельности:
- если у сторон спора есть статус предпринимателей,
- если спор идёт между ИП в отношении земли, не используемой для предпринимательской деятельности.
Но этот факт не говорит о том, что спор носит экономический характер и должен рассматриваться арбитражным судом.
Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права
Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:
- собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
- сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
- государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.
Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.
Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:
- необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
- необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.
Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:
- необходимость проводить через данную территорию животных;
- необходимость прохода людей к территории общего пользования;
- необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.