Налоговая система Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая система Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новая форма оплаты налогов касается не только бизнеса, но и всех государственных и муниципальных учреждений, то есть всех юрлиц без исключения. О важности темы местных депутатов предупреждал в конце 2022 года министр финансов края Данил Ситников на совещании в краевом парламенте.

«С учетом прохождения платежей, того, что механизм новый и на нем начнет работать вся страна, убедительная просьба вместе с администрациями, главами подумать о необходимой подушке безопасности, которая позволит перечислить хотя бы зарплату. Конечно, все это будет под нашим контролем. Но просьба максимально подготовиться», – настоятельно обратился он к коллегам, подчеркнув, что пройдет еще немало совещаний по этому вопросу.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают суммы 112,5 млн руб., скорректированной на коэффициент-дефлятор (согласно последним разъяснениям Минфина в 2021 году для перехода на УСН с 2022 года с учетом индексации она равна 123,3 млн руб.).
  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Расширение полномочий ФНС с 2022 года

ФНС намерена ужесточить контроль над специальными банковскими счетами (спецсчетами) с целевым предназначением. Чиновников интересует порядок открытия и использования спецсчетов с целью взыскания обязательных бюджетных платежей с них. Реализуется возможность обеспечительных мер (блокировки) в отношении данных счетов.

«Гармонизация законодательства» (так определяет эту процедуру Минфин) может коснуться целого ряда счетов, список которых не является закрытым. Так, в инструкции Банка РФ № 153-И от 30/05/2014 (гл. 2) упоминаются спецсчета: клиринговый, эскроу, залоговый счет, номинальный счет и др.

Спецсчета обязательны в сфере госзакупок, оборонного заказа (ФЗ № 44-ФЗ, № 275-ФЗ), долевого строительства (спецсчет застройщика, ФЗ № 214-ФЗ), ЖКХ (спецсчет управляющей компании, ст. 170 ЖК РФ).

Каких из них конкретно коснутся нововведения, пока не ясно.

Сейчас невозможно открыть новый счет в банке, если есть решение о полной или частичной блокировке существующего счета. Налоговики планируют убрать это ограничение из законодательства.

Новый расчетный счет открыть фирма сможет вполне законно, даже если есть решение о приостановке операций по уже имеющимся счетам. Однако избежать уплаты в бюджет долгов по налогам и сопутствующих платежей таким способом не удастся: на вновь открываемые счета обеспечительные меры тоже будет распространяться.

Читайте также:  Праздничные и выходные дни в июне 2022 года в России

Кроме того, ФНС хочет закрепить за собой право на частичную отмену (замену) обеспечительных мер, если плательщик частично исполнил решение налогового органа по уплате долга государству. Когда фирма начинает перечислять деньги, с имущества арест может быть снят, приостановка по счету – тоже, полностью или частично.

К сведению! Механизма, по которому будет осуществляться эта идея, пока нет, поправки в налоговое законодательство разрабатываются ведомством. Очевидно, Минфин не намерен затягивать с их реализацией.

Общая характеристика налоговой системы РФ выражает ее, как важнейший источник доходов государственного бюджета всех уровней и фундамент для качественной и своевременной реализации государством своих функций по управлению потоками денежных средств и экономикой.

Налоговая система Российской Федерации — это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Основы построения налоговой системы России описаны ст. 3 НК РФ. Обобщенно стоит классифицировать следующие принципы построения налоговой системы:

  • Справедливость. Любой российский гражданин обязан уплачивать налоги, законодательно установленные в РФ. В то же время при определении налога учитывается, способен ли гражданин к его уплате по факту.
  • Определенность. Для установления налога необходимы четко определенные элементы налоговой системы. Двусмысленные толкования законодательства трактуются в пользу плательщика налогов.
  • Равенство. Законом запрещается дифференцирование ставок налогов и предоставление необоснованных льготных режимов, поставленных в зависимость от гражданства налогоплательщика, его собственности или капитала. Кроме того, налоги не могут быть различными в применении по соображениям национальности, исповедуемой религии, социального статуса, расовой принадлежности.
  • Удобство. Законы должны быть доступно сформулированы, чтобы российский гражданин был информирован о необходимости уплаты определенного вида налога, о его размере и временных рамках совершения платежа. Выполнение этого принципа направлено на своевременное исполнение гражданином налоговых обязанностей перед государством, а также на исключение злоупотреблений полномочиями налоговых органов.
  • Экономичность. Необходимость экономического обоснования вводимых в действие налогов и сборов. Платежи, противоречащие конституционным основам России, являются недопустимыми.

Таким образом, принципы налоговой системы направлены на соблюдение российского законодательства и конституционных основ.

Налоговая система России: понятие, структура и уровни налогов

С 01.01.2022 расширяется перечень затрат, которые разрешается отнести к расходам на НИОКР (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). К таковым по новым правилам разрешается отнести расходы на приобретение прав:

  • на изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • приобретение прав на топологии интегральных микросхем.

Обязательным условием для учета соответствующих затрат в качестве расходов на НИОКР является использование приобретенных прав исключительно в научных исследованиях или опытно-конструкторских разработках.

С 01.01.2022 дополняется перечень расходов организаций, которые не учитываются для целей налогообложения прибыли (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

Сейчас в перечень затрат и убытков, которые нельзя отнести к расходам, включаются затраты в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет. С 2022 года к указанным расходам добавятся все виды платежей в целях возмещения ущерба, перечисляемых в бюджет. Эти затраты не будут влиять на размер налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджет.

С 01.01.2022 вводятся единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по данному налогу (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

По новым правилам налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу необходимо будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом законодательные органы регионов смогут предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

С 01.01.2022 начинает действовать новый порядок прекращения налогообложения уничтоженного недвижимого имущества (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

По новым правилам исчисление налога будет прекращаться с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Соответственно, прекращение налогообложения в данном случае не будет зависеть от даты снятия указанного объекта с кадастрового учета.

1 ПФР обяжут предоставлять налоговым органам сведения:
  • о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами;
  • размере использованных средств маткапитала.

Цель – для автоматизации контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов.

2 Увеличат предельный возраст детей налогоплательщика до 24 лет для социального налогового вычета – в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарств для детей, обучающихся по очной форме.
3 Предоставят право на стандартный вычет, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными
4 ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) обяжут передавать в налоговые органы информацию о выплаченных вкладчикам процентах в случае ликвидации банка или при удовлетворении требований вкладчиков к банку в ходе конкурсного производства.

Причина – отсутствие возможности передачи таких сведений самими банками.

5 При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предоставят право при определении налоговой базы учета понесённых одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доле каждого члена семьи в собственности на указанное помещение.

Право на учет указанных расходов будет, если законодательством, в т. ч. региональным, в качестве условия предоставления господдержки определено выделение долей членам семьи. В частности, детям.

6 Букмекерские конторы и тотализаторы наделят функциями налоговых агентов при выплате выигрышей до 15 000 рублей
7 Возможность уменьшения налогооблагаемого дохода распространят на фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением имущественных прав.

Это вместо получения имущественного вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих прав).

8 Для освобождения от НДФЛ установят предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного:
  • оборудования;
  • программно-технических средств;
  • средств защиты информации;
  • иных средств для выполнения трудовой функции.
9 Установят право налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале общества, при выходе из состава участников, при получении имущества (имущественных прав) в случае ликвидации организации на уменьшение в целях налогообложения:
  • соответствующих доходов – на величину, с которой был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) доли в УК;
  • на расходы наследодателя (дарителя) на приобретение доли в УК – если такая доля была приобретена налогоплательщиком в порядке наследования (дарения).
10 Закрепят особенности налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами
11 В налоговом законодательстве закрепят особенности налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами РФ.

Выплачиваемые российскими организациями-работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей отнесут в целях налогообложения к доходам от источников в России.

12 Иностранных юрлиц наделят функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в т. ч. в области IT через Интернет.
Читайте также:  Петербургским учащимся вернули льготы на электричках

НДФЛ: как изменится налог на доходы физических лиц?

НДФЛ или налог на доходы физических лиц также потерпел серьезные изменения, поскольку изменилась процентная ставка. Сейчас она возросла, и в 2022 году составляет не 13%, как это было раньше, а 15%. Но не стоит пугаться раньше времени, поскольку обновленные коэффициенты коснуться не всех. Поскольку рассматривается налог на доходы физических лиц, логично, что новые ставки будут актуальными для людей, доход которых больше 500 тысяч рублей в год. Если вы не входите в эту категорию, продолжите платить НДФЛ по стандартной ставке.

Также некоторые изменения коснулись того, как считается налог по прибыли из вкладов и деньгам, что остались в качестве остатка по вкладам. Этот налог на доходы физических лиц считается по стандартной налоговой ставке 13%. Причем, даже если они больше необлагаемого процента.

Кроме того, в 2022 году будут можно объединять отчетность на налог по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, поскольку теперь можно использовать только последнюю – 6-НДФЛ, куда входит информация из обоих отчетов.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.
Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Поскольку в РФ предприятия и ИП могут самостоятельно решать, какую форму налогообложения им выбрать, нужно понимать какие налоги придется уплатить. Особенно это важно для тех, кто работает в ОРН. Рассмотрим более детально, какие налоговые изъятия и кто должен платить, работая по ОРН:

  • На прибыль. Должны платить российские и иностранные компании, работающие через постоянные торгпредства. Доход должен идти из внутригосударственных источников. Объект налоговых изъятий — прибыль налогоплательщика;
  • На добавленную стоимость. Его уплачивают фирмы и ИП. Объект изъятий – различная торговля (услуги, работа);
  • На собственность. Начисляется российским/иностранным компаниям, работающим через постоянные торгпредства в России, а также обладающим здесь имуществом. Объект налоговых изъятий – любая недвижимая/движимая собственность;
  • Акцизы. Его должны платить те, кто занимается реализацией подакцизного сырья и товаров. Здесь объект налоговых изъятий – подакцизные товары;
  • НДФЛ. Уплачивают физлица-налоговые резиденты, а также те, что получают доход из российских источников. Объект изъятий – полученный доход;
  • ЕСН. Его надлежит уплачивать лицам, которые осуществляют выплаты физлицам, а также ИП. В данном случае в роли объекта налогообложения выступают вознаграждения, а также выплаты, которые начисляются по заключенным гражданско-правовым договорам.
  • Налог, начисляемый на добывающую промышленную деятельность. Уплачивать его должны ИП, которые занимаются разработкой недр. В роли объекта налогообложения здесь выступают добытые полезные ископаемые.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2021 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Структура налоговой системы РФ

Понятие и сущность налогов и сборов

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

Читайте также:  Полинейропатия нижних конечностей

1. В соответствии с 1 указанной статьиНК РФ налог —это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2.обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:

  • фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
  • распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
  • стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
  • контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.

Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма — разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Структура налоговых органов РФ

Функции налогового администрирования выполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Налоговые инструменты занимают особое место среди других инструментов регулирующей политики государства. Их действие происходит в тесной взаимосвязи с экономическими процессами на уровне национальной экономики и на региональном уровне.

Согласно Закону РФ от 21.03.1991 N 943-1, «налоговые органы Российской Федерации – единая централизованная система контроля за соблюдением законодатеьства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации».

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхвзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

Научные сотрудники Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского провели исследование, оценив риски и эффективность различных налоговых систем на разных уровнях бюджетной системы. Ознакомиться с выводами доктора экономических наук М. Ю. Малкиной и ее помощниками можно в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *