Гомельский Городской исполнительный комитет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гомельский Городской исполнительный комитет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Приватизировать квартиры в Беларуси начали 25 лет назад. Пик перевода жилого сегмента в частную собственность пришелся на 2014-2015 года. На начало 2015 года в Минске было переведено в собственность граждан 93% жилого фонда. В 2016 году в Беларуси закончился срок приватизации. С 1 июля все квартиры, не прошедшие процедуру, были переведены в разряд коммерческого жилья с возможностью аренды. Так, из 20 тысяч квартир арендного фонда в Минске доля неприватизированного в установленные сроки жилья составляет 75% (14,5 тыс. жилых помещений). Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.

Аренда неприватизированных квартир

Все неприватизированные до 1 июля 2016 года квартиры перешли в разряд арендного жилья. Граждане, проживающие на данных площадях, имеют первоочередное право на аренду занимаемых «квадратов».

Стоимость арендной платы квартир муниципального фонда ниже рыночной. Мало того, для жителей, не приватизировавших квартиры, установлены особые льготы при найме помещений. Для этой категории граждан введен дополнительный понижающий коэффициент 0,2.

Цены на арендное жилье государственного фонда варьируются в зависимости от расположения и характеристик объекта недвижимости. Для центра Минска установлен наивысший коэффициент к базовой ставке – 1,5. Чем ближе к окраине города, тем меньше ценность жилья, а с ней и коэффициент. Так, к примеру, с учетом экономико-планировочной зоны и понижающего коэффициента 0,2 «однушка» на Немиге обойдется в Br 40 в месяц. Аналогичная квартира возле МКАД потянет порядка Br 13 арендной платы в соответствующий период.

Для областных центров, городов и сел ставки еще ниже. Ежемесячная арендная плата для жителей неприватизированных однокомнатных квартир в центре областных городов варьируется от Br 8 (Витебск) до Br 13 (Гомель). Самая низкая арендная плата в небольших сельских населенных пунктах. Там ежемесячная аренда неприватизированной квартиры обойдется в Br 1,5, жилого дома – в Br 3.

Начало приватизации и подготовка документов

Согласно решению Гомельского горисполкома от 4 февраля 2009 года № 108, коэффициенты качества жилой среды некоторых участков территории Центрального, Железнодорожного и Советского районов составляют 1,2 и 1,3. Они по Гомелю максимальные. Таким образом, цена квадратного метра при оценке квартиры на данных участках в большинстве случаев на 20–30 процентов выше, чем в других районах Гомеля.

Приватизация квартир в Беларуси началась около четверти века назад. Наибольшее количество приватизаций жилых помещений было отмечено в 2021-2021 годах. В начале 2021 года в столице Беларуси – Минске было уже приватизировано почти 94% жилья.

Если случилось так, что в приватизации жилья в Беларуси отказали, можно оспорить данное решение в суде. Но для этого потребуется иметь веские основания. Желательно обратиться за услугами к юристу, чтобы тот помог выиграть дело. Достаточно много случаев, когда в суде принимали решение в пользу человека и позволяли провести приватизацию. Оценка проводиться специальной комиссией, созданной по решению городских властей или органов управления на местах, но в ее работе имеет право принимать участия и сам владелец что собирается приватизировать жилье. Это право дается для того чтобы он мог знать процедуру оценки и реальную стоимость приватизации.

Процесс разгосударствления и приватизации, в том числе приватизации земельных участков, начался в Беларуси сразу после распада СССР, однако продвигался он медленно. В Беларуси по состоянию на май 2013 года насчитывалось порядка 392 000 неприватизированных квартир – это 14% общего жилого фонда. И в последние годы вопрос приватизации жилья стоит в Беларуси очень остро.

Им пользуются люди, которые в этом нуждаются. Только следует обратить внимание на то, что оно есть как для очередников, тех, кто стоит на учете, в первую очередь для таких граждан, также есть для ряда граждан, которые связаны с необходимостью по работе им предоставлять такое жилье.

Для нанимателей служебных помещений, приобретенных до 8 апреля 2006 года, рассрочка предоставляется не более, чем на 20 лет.

Процесс приватизации жилья, начатый в стране 20 лет назад, вступил в финальную фазу. Напомним, еще на начало мая 14 процентов квартир не имели собственника. Потом желающие приватизировать свои квадратные метры резко активизировались. И чем ближе дэдлайн — 1 июля 2016 года, когда неприватизированное жилье получит статус арендного, тем больше волнений.

Внимание, данные могут быстро устаревать, законы очень быстро обновляются и постоянно дополняются, поэтому подписывайтесь на нас в социальных сетях, чтобы быть в курсе всех обновлений материала. Но первоначальный взнос должен быть не менее 10 процентов от остаточной, подлежащей оплате, стоимости квартиры. Каковы главные плюсы рассрочки? Проценты на ежемесячный взнос не начисляются, стоимость приватизации, подсчитанная изначально, не корректируется.

Арендное жильё – вариант, когда нет своего уголка

site-admin 0

Сегодня вопрос «Как получить арендное жильё?» приобретает весомую актуальность в связи с последними финансово-экономическими событиями в стране. Если раньше банковские кредиты с их процентами были доступны далеко не каждому белорусу, то сейчас и подавно позволить купить себе жильё могут, наверное, только единицы.

В этой ситуации выкуп арендного жилья в Беларуси в 2022 году видится единственной возможностью заиметь собственные «квадратные метры». Но сначала, что естественно, его надо найти и арендовать.

Подобное жильё сегодня – приемлемый вариант для белорусов, которые по понятным причинам не могут решить вопрос улучшения жилищных условий. Но и не желают расставаться с большими деньгами, оплачивая ими съёмную комнату, квартиру или общежитие.

Год 2022-й: как получить арендное жильё в Беларуси сегодня?

Одиннадцать лет назад белорусским Главой государства был издан указ, посвящённый вопросам работы с государственным жилфондом. Впервые именно в этом документе было употреблено словосочетание «арендное жильё». Однако и сегодня не каждый белорус может понять, что же это такое. А обозначение его простое: это помещение жилищного типа из белорусского жилфонда. Оно предоставляется людям в аренду, они же выплачивают сумму, указанную в заключенном договоре найма.

Пару лет назад количество квадратных метров арендного жилья составляло девять миллионов. Это примерно три процента от всего жилфонда.

В республике больше всего решают вопрос «Как получить арендное жильё в Беларуси?» по естественным причинам в столице страны. Там одно время было такое, что на одну квартиру претендуют порядка ста заявителей. Что до заселения ещё раз, то там около 50-ти человек.

Свободные метры, например, в Минске даются как в новостройках, так и из того столичного фонда, который освобождается и соответствует конкретным требованиям. Не секрет, что более высокий спрос наблюдается на квартиры с одной или двумя комнатами. Если нужна квартира с тремя или четырьмя комнатами, то такую можно получить. Но здесь есть нюансы, о которых могут рассказать в компании «Бизнес Квартал». Что до вариантов, где у комнат есть общая кухня, то они не относятся к числу популярных и чаще всего арендуемых.

Кто имеет право претендовать на жильё арендного типа?

Если смотреть на теорию, то по ней стать обладателями арендной жилплощади может любой белорус.

В теории получение квартиры из белорусского жилфонда имеет право каждый белорус. Но у определённой категории населения есть преимущества перед соотечественниками. Например, коммунальное арендное жилище на льготных условиях предоставляется жителям Беларуси исходя из характера их служебной (трудовой) деятельности, не имеющим собственных домов и (или) квартир (а также долей) в столице и Минском районе.

Коммерческое жилье и приватизация: разъяснения специалиста

Капитальный ремонт дворов не всегда привязан к капремонту домов, обратила внимание Анастасия Воробьева. Чтобы восполнить этот пробел, с 2021 года выполняют комплексный текущий ремонт территорий возле домов, в которых завершился капремонт в последние 5 лет. Данный подход можно рассматривать как промежуточный вариант между точечным ремонтом или заменой отдельных единиц оборудования и полным обновлением придомового пространства. В частности, меняют мелкоразмерную плитку на тротуарах, детское, спортивное оборудование и малые архитектурные формы, выполняют озеленение и другие виды работ, не требующие разработки проекта.

В 2021-м таким способом привели в порядок 142 двора. План на 2022-й — 105 дворов.

Многие минчане помогают жилищным организациям поддерживать во дворах порядок — присоединяются к сезонным субботникам, упомянутому проекту по озеленению. Кроме того, выступают с собственными инициативами по благоустройству и финансово участвуют в их воплощении. Те, кто постарше, создают клумбы и палисадники у подъездов. Не дожидаясь капремонта двора, родители кооперируются и заказывают современные игровые комплексы для малышей, которые устанавливают работники ЖЭУ, а владельцы двухколесного транспорта все активнее вкладывают средства в строительство велогаражей (с типовыми проектами можно ознакомиться в администрациях районов и выбрать подходящий). Автолюбители также не отказываются от идеи устройства дополнительных парковочных мест при наличии свободной территории и достижения согласия с другими жильцами.

Александр Авраменко:
Мы сейчас работаем над документами, усовершенствуем нормативно-правовые базы для того, чтобы создать, может быть, еще лучшие условия (они уже есть, но еще лучшие условия), чтобы с большей охотой шли организации на такое строительство. Особенно частные формы собственности. Это здорово. Потому что их много, капитала, я думаю, хватает, и вперед только.

Юлия Огнева:
Например, какие условия? Это доплата государства?

В обязательном порядке придется оплатить следующее:

  • Составление технического плана (пожалуй, самая значительная часть расходов, в зависимости от региона проживания и площади квартиры, стоимость техплана может составлять от 1,5 до 15 тысяч рублей)
  • Кадастровый паспорт (200-300 рублей)
  • Госпошлину за оформление права собственности (2000 рублей, разделенные на всех членов семьи, участвующих в приватизации)

Естественно, эти расходы не идут ни в какое сравнение с рыночной стоимостью жилья, даже в регионах, где оно стоит крайне дешево. Так что приватизацию с полным основанием можно назвать бесплатной.

Специальные агентства в разных городах предлагают гражданам услуги оформления бесплатной приватизации жилья. Это значит, что каждый член семьи пишет доверенность и забывает о процессе, пока не получит регистрационное свидетельство на приватизированную квартиру.

«Средний ценник» на услуги агентств составляет 20-60 тысяч рублей, в зависимости от региона. В Москве и Санкт-Петербурге, разумеется, приватизация через агентство обойдется дороже, чем в Воронеже или Костроме.

Пошлины и получение платных документов, как правило, оплачиваются отдельно. Указанная сумма – лишь плата за то, что вам не придется отпрашиваться с работы или брать отгул, куда-то ехать, стоять в очередях, вступать во взаимодействие с госслужащими, вникать, каких данных вам не хватает для получения той или иной справки, и как их добыть. И еще за срочность. Приватизация через агентство обычно занимает 2-3 недели, а самостоятельная 2-3 месяца.

В принципе, поручить вместо вас оформить ваше право на приватизацию квартиры можно любому человеку, который не пугается «присутственных мест» и хорошо ориентируется в правовых вопросах. Особой компетенции выполнение этой задачи не требует. Если у вас нет подобного знакомого, начинающий юрист-практик охотно возьмется за эту простую задачу.

Юристы подробно расскажут, какие документы понадобятся для приватизации, и, возможно, один из специалистов согласится помочь вам оффлайн за разумное вознаграждение.

Цена будет значительно ниже, чем в агентстве.

  • Занимайтесь ею самостоятельно
  • Не доплачивайте «за срочность», спокойно ждите, пока будут готовы бесплатные или дешевые справки и прочие документы
  • Заранее ликвидируйте перепланировку (если речь идет о шкафах или дощатых перегородках, сделать это нетрудно самому)
  • Выпишете «лишних» жильцов из квартиры, если она предназначена для продажи после приватизации. Ведь раз вы собираетесь эту квартиру продавать, значит, членам семьи есть, где жить, и смена прописки не должна стать для них проблемой.

Когда в 1991 началась бесплатная приватизация жилья, это вызвало ажиотаж. Все бросились приватизировать квартиры, тем более что, согласно тогдашней норме, сделать это бесплатно можно было только до 2004 года. Но затем срок бесплатной приватизации несколько раз продлевался, и 2017 году было объявлено, что приватизация жилья социального найма после определенного срока прописки в нем объявляется бессрочной.

За последние годы участились случаи «расприватизации» — когда люди, ранее приватизировавшие жилье, отказываются от своих прав и возвращаются к условиям социального найма. Почему это происходит?

Дело в том, что приватизация существенно повышает плату за коммунальные услуги, плюс вызывает необходимость оплачивать капитальный ремонт зданий. Ежемесячная квартплата возрастает вдвое и больше. Выселить из приватизированной квартиры за коммунальные долги не могут, но принудительно взыскать долг через суд – запросто. Также приходится ежегодно платить налог на недвижимость. Это небольшая сумма, но все-таки.

И если люди в принципе не собираются продавать свою квартиру, сдавать в аренду, оставлять по завещанию лицу, не прописанному в ней, приватизация не приносит им никакой выгоды, а только повышает расходы.

Но если вы «расприватизируете» квартиру, заново приватизировать ее бесплатно уже будет нельзя. Исключение составляют несовершеннолетние дети, за которых во время приватизации все документы подписывали родители или законные представители. Достигнув совершеннолетия, они могут вновь претендовать на бесплатную приватизацию.

Поэтому полезный юридический совет – не спешите с бесплатной приватизацией. Занимайтесь этой процедурой только, если вам действительно необходимо полное право собственности на квартиру. Поскольку бесплатная приватизация на данный момент объявлена бессрочной, сделать это вы сможете в любой момент.

/ / Новости PRAVO.BY 02.04.2021 На открытии сессии Палаты представителей 2 апреля Постоянная комиссия по жилищной политике и строительству внесла на второе чтение проект изменений и дополнений в законодательство по вопросам правового регулирования жилищных отношений. Законопроект предусматривает изложение Жилищного кодекса в новой редакции, корректировку Гражданского кодекса, законов

«Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь»

Читайте также:  Как заказать копию устава в налоговой

, «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сама по себе процедура приватизации имущества важна для тех, кто проживает в домах, готовящихся под снос.

За счёт переоформления права собственности у таких граждан появляется возможность претендовать на выдачу нового жилья, а посему им особенно важна нынешняя отсрочка.

Сбор пакета документов, перечисленных выше. Обращение в отделение МФЦ для передачи заявления и документов. После проверки инспектором на правильность заполнения, оглашается предварительная дата заседания относительно рассматриваемого вопроса.

В этот день члены специальной комиссии принимают решение о возможности приватизации жилья конкретным человеком. Если оно утвердительное, заявитель обзаводиться соответствующим документом, подтверждающим право на владение квартирой.

Оформление свидетельства у государственного регистратора. Для этого следует подготовить разрешение комиссии жилищного комитета.

Упрощен механизм принятия решений: снижена доля голосов, необходимая для принятия решений по всем вопросам, входящим в компетенцию общего собрания товарищества собственников и организации застройщиков. Кроме того, по вопросам о реорганизации, ликвидации и отчуждении общего имущества уменьшен порог принятия решений со 100% до 2/3: появилась возможность принимать соответствующие решения без необходимости сбора 100% голосов, что прежде делало подобные вопросы фактически нерешаемыми. Также упрощен механизм проведения заочного голосования. Членам товарищества собственников и организации застройщиков предоставляется право на выбор способа направления бюллетеня для голосования. Например, его можно направить заказным письмом с уведомлением о получении или иным способом, предусмотренным решением общего собрания (собрания уполномоченных) членов товарищества собственников, организации застройщиков. Законодательством не установлен исчерпывающий перечень таких способов. Но сегодня широко распространяются новые программные продукты, дающие возможность провести электронное голосование в организациях собственников, что позволяет минимизировать затраты на проведение общих собраний и привлекает больший круг участников.

При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Минском районе специалистами исполкомов и организаций, осуществляющих учет, будет рассматриваться факт наличия в собственности другого жилья, расположенного не только по месту принятия на учет, но и в Минске. Изменения обусловлены необходимостью установления единых подходов в сфере учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как для граждан из числа жителей Минска, так и ближайшего региона.

Приватизировать квартиры в Беларуси начали 25 лет назад. Пик перевода жилого сегмента в частную собственность пришелся на 2014-2015 года. На начало 2015 года в Минске было переведено в собственность граждан 93% жилого фонда. В 2016 году в Беларуси закончился срок приватизации. С 1 июля все квартиры, не прошедшие процедуру, были переведены в разряд коммерческого жилья с возможностью аренды. Так, из 20 тысяч квартир арендного фонда в Минске доля неприватизированного в установленные сроки жилья составляет 75% (14,5 тыс. жилых помещений). Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.

Важно отметить, что законом не предусматривается возможность приватизации арендных квартир. Нельзя стать собственником и иных категорий объектов, в том числе комнат в общежитиях; соцквартир; жилой недвижимости, расположенного на территории эвакуированных районов; объектов жилой недвижимости, в которых производится капитальный ремонт или реконструкция, а также любых других объектов с самовольными перепланировками.

Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры. Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта. Финальное решение будет принято на основе минимальных результатов, проведенных исследований.

В разных регионах Беларуси сумма процесса перехода в собственность жилья различается. В населенных пунктах сельского типа приватизация объектов жилой недвижимости дешевле, чем в городах. Самые высокие тарифы на приватизацию в Минске. На стоимость влияет расположение, возраст, состояние и другие характеристики объекта недвижимости.

Все неприватизированные до 1 июля 2016 года квартиры перешли в разряд арендного жилья. Граждане, проживающие на данных площадях, имеют первоочередное право на аренду занимаемых «квадратов».

Стоимость арендной платы квартир муниципального фонда ниже рыночной. Мало того, для жителей, не приватизировавших квартиры, установлены особые льготы при найме помещений. Для этой категории граждан введен дополнительный понижающий коэффициент 0,2.

Цены на арендное жилье государственного фонда варьируются в зависимости от расположения и характеристик объекта недвижимости. Для центра Минска установлен наивысший коэффициент к базовой ставке – 1,5. Чем ближе к окраине города, тем меньше ценность жилья, а с ней и коэффициент. Так, к примеру, с учетом экономико-планировочной зоны и понижающего коэффициента 0,2 «однушка» на Немиге обойдется в Br 40 в месяц. Аналогичная квартира возле МКАД потянет порядка Br 13 арендной платы в соответствующий период.

Для областных центров, городов и сел ставки еще ниже. Ежемесячная арендная плата для жителей неприватизированных однокомнатных квартир в центре областных городов варьируется от Br 8 (Витебск) до Br 13 (Гомель). Самая низкая арендная плата в небольших сельских населенных пунктах. Там ежемесячная аренда неприватизированной квартиры обойдется в Br 1,5, жилого дома – в Br 3.

Способ платы за арендное жилье определен Постановлением Совета министров Беларуси от 31 декабря 2014 г. №1297, информирует Портал коммунальной грамотности населения МинЖКХ.

Общая формула для расчетов такова: 0,2 базовой величины надо умножить на коэффициент в зависимости от степени благоустройства и местонахождения и полученную сумму умножить на площадь жилого помещения. Решением Мингорисполкома от 22.12.2011 г. №3959 (в редакции от 15.03.2012 г. №779) установлены коэффициенты в зависимости от места нахождения жилого помещения в одной из пяти ��кономико-планировочных зон города. Максимальный коэффициент для столицы — 1,5, минимальный — 0,5.

Таким образом, в дополнение к тарифам на жилищно-коммунальные услуги за аренду квартиры, например, площадью 60 м2 в центре Минска, придется платить в месяц 3 млн 780 тыс. руб., на окраине — 1 млн 260 тыс. руб.

Стоимость жилых помещений для целей их приватизации определяется в соответствии с Положением об определении стоимости объектов приватизации (Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.05.2013 г. №421).

Оплачивать приватизируемую квартиру можно в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не меньше 10% подлежащей уплате суммы. Стоимость приватизируемой в рассрочку квартиры не меняется, поэтому в случае инфляции производить оплату в рассрочку выгоднее, чем единовременно. Таким образом, приватизация квартиры 60 м2 в доме 1976 года постройки стоит около 200 млн руб. Первый взнос составит 20 млн рублей. Эту сумму можно внести единовременно в течение года. Затем на протяжении 40 лет нужно будет ежемесячно платить 375 тыс. руб. Важный момент: до погашения рассрочки распорядиться (продать, подарить) квартирой нельзя. Единственное, что можно сделать, — оставить завещание на квартиру, по которой еще не полностью выплачена рассрочка. В случае неуплаты взносов договор приватизации расторгается.

  • Лукашенко внес предложения по совершенствованию пенсионной системы
  • Тертель: КГБ располагает информацией о готовящихся в Беларуси терактах
  • Лукашенко высказался о перспективах интеграции с Россией
  • Какие вакансии на «удаленке» стали самыми высокооплачиваемыми в 2021 году?
  • Мошенники предлагают белорусам выиграть 100 литров бесплатного топлива

0,2 БВ х КБ х S

где:

БВ — базовая величина;

КБ — коэффициент в зависимости от степени благоустройства и местонахождения;

S — площадь квартиры.

В дополнение к жилищно-коммунальным услугам, за аренду квартиры площадью, например, 60 м2 в центре Минска придется платить в месяц:

0,2 х 210 тыс. руб. х 1,5 х 60 м2 = 3 млн 780 тыс. руб.,

0,2 х 210 тыс. руб. х 0,5 х 60 м2 = 1 млн 260 тыс. руб.

Если гражданин проживает в квартире государственного жилищного фонда и не захочет ее приватизировать, то с 1 июля текущего года также будет платить за ее аренду, но с учетом понижающего коэффициента. В нашем примере эта плата составит соответственно:

3 млн 780 тыс. х 0,2 = 756 тыс. руб.

и 1 млн 260 тыс. х 0,2 = 252 тыс. руб.

В регионах за счет более низких коэффициентов и арендная плата будет легче. К примеру, в Сморгони за те же 60 м2 она составит 756 тыс. руб., а для квартиры, переведенной в разряд арендного жилья, — 75 600 руб. в месяц.

При этом стоимость приватизации сопоставимых по площади и году постройки квартир не зависит от местоположения и статуса населенного пункта и будет одинаковой для Минска и той же Сморгони. И если в центре столицы арендные платежи значительно превысят по размеру ежемесячные взносы на приватизацию (см. таблицу 1), то в регионах, наоборот, они могут быть в три и более раз ниже. Таким образом, наниматель сам может решить, в каком статусе ему оставаться на занимаемой жилплощади, тем более что его права остаются практически одинаковыми в обоих случаях.

Добавим, что понижающие коэффициенты устанавливаются областными и Минским городским исполнительными комитетами по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства. А коэффициенты, зависящие от местонахождения жилого помещения и его благоустройства, — самостоятельно облисполкомами и Минским горисполкомом.

Примеры стоимости двухкомнатной арендной квартиры площадью 60 м2 для разных районов Минска и других городов республики при базовой величине 210 тыс. руб.

Изначально жилые помещения в общежитиях приватизировать нельзя. Но, если есть возможность изменить назначение общежития на многоквартирный жилой дом, жилые помещения перейдут в фонд арендного жилья и у отдельных категорий граждан появится право на приватизацию. Изменение назначения зданий, ранее являвшихся общежитиями, происходит по инициативе местного исполкома или организации, в ведении которой находится общежитие, при условии, что это здание соответствует понятию многоквартирного жилого дома. Тоесть жилая площадь представляет собой не ячейки или блоки, а полноценные квартиры с комнатами и подсобными помещениями (санузел, кухня и др.).

Депутаты: «Приватизация арендного жилья не планируется»

Согласно Жилищному кодексу, который был принят в 2013 году, приватизации не подлежат следующие типы жилья:

  1. Жилые помещения социального пользования (жилье, предназначенное для детей-сирот, граждан, жилье которых утрачено в результате ЧС, ветераны, инвалиды и других);
  2. жилье государственного жилищного фонда в общежитиях;
  3. служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  4. жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  5. жилые помещения коммерческого использования (по сути, и есть арендное жилье);
  6. специальные жилые помещения (жилые помещения в учреждениях, жилье для временного отселения и др.);
  7. жилые помещения государственного жилищного фонда, которые были предоставлены по срочному договору найма обязанным лицам;
  8. жилье, расположенное в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях, где есть радиоактивное загрязнение;
  9. жилье, которое занимают военнослужащие, выбывающие за пределы РБ для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо жилье, занимаемое членами семей таких военнослужащих;
  10. жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Минобороны РБ;
  11. жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  12. жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  13. жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
  14. жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Однако даже этот полный перечень зачастую вызывает множество вопросов. Например, вопрос по поводу служебного жилья, а точнее выселения из него стал довольно актуальным, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. В новом издании предусматривалось, что из служебного жилья могут выгнать, даже если вы прожили в нем более 10 лет и столько же проработали на предприятии. А о возможности приватизации арендного жилья спрашивали лично у белорусского лидера студенты и преподаватели университета им. М.Танка.

Приватизировать служебное жилье можно, но не всем… Так, например, приватизировать служебную квартиру могут судьи и прокурорские работники при условии, что на момент подачи заявления они нуждаются в улучшении жилищных условий и проработали не менее десяти лет на должностях, дающих право на получение такого жилья. Судьям Конституционного Суда Республики Беларусь необходимо проработать в своей должности 8 и более лет. Также приватизировать служебное жилье имеют право военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава, в том числе и уволенные в запас (отставку), которые пробыли на военной службе более 10 лет. Следует отметить, что время учебы в вузе не учитывается.

Приватизация служебного жилья в Беларуси на возмездной основе:

  • Необходимо быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и не иметь других помещений в собственности;
  • служебное жилье было предоставлено до 8 апреля 2006 года.

Служебные помещения могут быть переданы гражданам, которые проработали в организации, предоставившей служебное жилье, не менее 10 лет.

Следует отметить, что есть ряд причин по которым могут, как лишить служебного жилья, так и запретить его приватизировать. Это распространяется на уволенных служащих в связи с лишением воинского звания офицера или прапорщика, вступлением в силу приговора суда о наказании, нарушением контракта, по результатам работы комиссии или по собственному желанию.

Довольно интересный момент – до 1 апреля 2014 года в фонд арендного жилья планировалось перевести все заселенные служебные и специальные жилые помещения. Такой перевод осуществили, а служебные помещения стали коммерческими. И здесь возникает главный вопрос: а можно ли приватизировать арендное жилье?

Несмотря на запрет приватизации коммерческого жилья, в отделах жилищной политики различных районов столицы нам сообщили, что приватизировать служебное жилье все еще можно, если соблюдены все требования (см. выше).

В остальном же, приватизировать арендное жилье не представляется возможным. Об этом заявил и Александр Лукашенко в своем недавнем общении со студентами и преподавателями одного из столичных вузов.

«Арендное жилье предоставляется временно. А сегодня вы ставите вопрос — приватизировать эту арендную квартиру. Нет, приватизировать нельзя. Арендное жилье мы не будем приватизировать. Пока не будем», — уточнил президент.

Таким образом, коммерческое жилье, в которое вошли служебные помещения, еще можно приватизировать, а вот арендное жилье – уже нет.

Более точную информацию о приватизации недвижимости можно получить в районных отделах жилищного хозяйства. А для тех, кто уже успел разобраться, можно ли приватизировать его жилье, следующий этап – документы для приватизации квартиры или частного дома.

Читайте также:  Куда переехать из России: шесть лучших стран для эмиграции

Для приобретения в собственность занимаемой недвижимости необходимо подать заявление о приватизации. Заявление идет от нанимателя жилого помещения, его совершеннолетних членов семьи, зарегистрированных в помещении и иных граждан, которые имеют равные с нанимателем права на владение и пользование данной собственностью. Специальный бланк заявления выдается на месте.

Заявление подается:

  • в местный исполком или администрацию, если квартира находится в коммунальной собственности;
  • на предприятие, если квартира в собственности предприятия.

В заявлении указывается:

  • перечень лиц, которые имеют право на пользование помещением;
  • их согласие на проведение приватизации;
  • их долевое участие в выкупе жилья.

Однако одним заявлением дело не ограничивается. Основной перечень документов остается неизменным:

  • Паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность (требуется от всех участников приватизации).
  • Свидетельство о рождении (для несовершеннолетних детей, если такие имеются).
  • Документы, которые подтверждают право на льготы (если таковые есть).

Здесь указан основной список, какие документы необходимы для приватизации от заявителей. Отдельно идут чеки «Жилье» с выпиской из чекового счета, если такие имеются. Напомним, что чеки «Жилье» не выдаются с 1999 года.

Договор купли-продажи приватизируемого жилья необходимо нотариально заверить, а заявление со всеми документами подать в службу «Одно окно», которая есть в каждом районе. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. Если решение о приватизации будет не в вашу пользу, то его можно обжаловать в суде. Следует отметить, что приватизация в РБ в скором времени пройдет, поэтому заняться ею стоит уже сейчас, чтобы успеть оспорить решения или решить проблемные вопросы, если таковые будут возникать.

Указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» все неприватизированные квартиры будут переведены в фонд коммерческого жилья и станут арендными после 1 июля 2016 года. Данный сроки приватизации квартиры в Беларуси не будут изменяться, однако и здесь есть некоторые исключения.

Законодательство Беларуси о приватизации

Согласно решению Гомельского горисполкома от 4 февраля 2009 года № 108, коэффициенты качества жилой среды некоторых участков территории Центрального, Железнодорожного и Советского районов составляют 1,2 и 1,3. Они по Гомелю максимальные. Таким образом, цена квадратного метра при оценке квартиры на данных участках в большинстве случаев на 20–30 процентов выше, чем в других районах Гомеля.

Приватизация квартир в Беларуси началась около четверти века назад. Наибольшее количество приватизаций жилых помещений было отмечено в 2021-2021 годах. В начале 2021 года в столице Беларуси – Минске было уже приватизировано почти 94% жилья.

Если случилось так, что в приватизации жилья в Беларуси отказали, можно оспорить данное решение в суде. Но для этого потребуется иметь веские основания. Желательно обратиться за услугами к юристу, чтобы тот помог выиграть дело. Достаточно много случаев, когда в суде принимали решение в пользу человека и позволяли провести приватизацию. Оценка проводиться специальной комиссией, созданной по решению городских властей или органов управления на местах, но в ее работе имеет право принимать участия и сам владелец что собирается приватизировать жилье. Это право дается для того чтобы он мог знать процедуру оценки и реальную стоимость приватизации.

Процесс разгосударствления и приватизации, в том числе приватизации земельных участков, начался в Беларуси сразу после распада СССР, однако продвигался он медленно. В Беларуси по состоянию на май 2013 года насчитывалось порядка 392 000 неприватизированных квартир – это 14% общего жилого фонда. И в последние годы вопрос приватизации жилья стоит в Беларуси очень остро.

Им пользуются люди, которые в этом нуждаются. Только следует обратить внимание на то, что оно есть как для очередников, тех, кто стоит на учете, в первую очередь для таких граждан, также есть для ряда граждан, которые связаны с необходимостью по работе им предоставлять такое жилье.

Для нанимателей служебных помещений, приобретенных до 8 апреля 2006 года, рассрочка предоставляется не более, чем на 20 лет.

Процесс приватизации жилья, начатый в стране 20 лет назад, вступил в финальную фазу. Напомним, еще на начало мая 14 процентов квартир не имели собственника. Потом желающие приватизировать свои квадратные метры резко активизировались. И чем ближе дэдлайн — 1 июля 2016 года, когда неприватизированное жилье получит статус арендного, тем больше волнений.

Беларусь 2022 Год Приватизация Земли В Собственность С Постройками

за информацию для самостоятельного сбора документов – от 2000 рублей; за кадастровый паспорт – от 2000 рублей; за справку №9 и документы из ЖЭКа – 1000 рублей; за государственную регистрацию договора и государственную пошлину – 1000 рублей;

116, 118 и 121). Для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) (от 1,1 гектара в Ивано-Франковской области до 8,8 гектара в Луганской области, в среднем по территории Украины – 4 гектара)Для ведения личного крестьянского хозяйства – не более 2,0 гектара;Для ведения садоводства – не более 0,12 гектара;Для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах – не более 0,25 гектара, в поселках – не более 0,15 гектара, в городах – не более 0,10 гектара;Для индивидуального дачного строительства – не более 0,10 гектара;Для строительства индивидуальных гаражей – не более 0,01 гектара.Один гражданин Украины вправе получить по каждому из этих видов земель по одному земельному участку.

Случаи, когда приватизация невозможна

Согласно Жилищному кодексу, который был принят в 2013 году, приватизации не подлежат следующие типы жилья:

  1. Жилые помещения социального пользования (жилье, предназначенное для детей-сирот, граждан, жилье которых утрачено в результате ЧС, ветераны, инвалиды и других);
  2. жилье государственного жилищного фонда в общежитиях;
  3. служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  4. жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  5. жилые помещения коммерческого использования (по сути, и есть арендное жилье);
  6. специальные жилые помещения (жилые помещения в учреждениях, жилье для временного отселения и др.);
  7. жилые помещения государственного жилищного фонда, которые были предоставлены по срочному договору найма обязанным лицам;
  8. жилье, расположенное в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях, где есть радиоактивное загрязнение;
  9. жилье, которое занимают военнослужащие, выбывающие за пределы РБ для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо жилье, занимаемое членами семей таких военнослужащих;
  10. жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Минобороны РБ;
  11. жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  12. жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  13. жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
  14. жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Однако даже этот полный перечень зачастую вызывает множество вопросов. Например, вопрос по поводу служебного жилья, а точнее выселения из него стал довольно актуальным, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. В новом издании предусматривалось, что из служебного жилья могут выгнать, даже если вы прожили в нем более 10 лет и столько же проработали на предприятии. А о возможности приватизации арендного жилья спрашивали лично у белорусского лидера студенты и преподаватели университета им. М.Танка.

Новый Жилищный кодекс пересмотрел подход к арендному жилью. Что изменилось?

Четвертого мая в Беларуси была принята новая редакция Жилищного кодекса, который внес изменения в вопросы регулирования жилья из государственного фонда. О том, как изменились подходы к предоставлению арендного и социального жилья, журналистам рассказала Ольга Герман, заместитель начальника отдела юридической работы и кадров Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

Раньше исполнительные власти могли предоставить людям, имеющим право на социальное жилье, комнату на общей кухне. Семьям с детьми-инвалидами или людям с тяжелыми хроническими заболеваниями жить в таких условиях было сложно. Поэтому в кодекс внесли изменение: обязали исполкомы предоставлять социальное жилье в виде отдельных квартир.

Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, и прочие категории граждан, имеющих право на социальное жилье, всегда будут получать отдельную квартиру, а не комнату.

Граждане, имеющие право на социальное жилье, но проживающие в арендном, смогут перевести его в разряд социального. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будучи нанимателями арендного жилья, по заявлению опекуна или попечителя смогут изменить его статус и не платить за пользование квадратными метрами. Вообще же такое право предусмотрено для 17 категорий граждан, которые по закону могут претендовать на получение социального жилья.

Новый Жилищный кодекс вносит еще одну важную поправку: отныне гражданам с инвалидностью исполком должен подыскать такой вариант жилья, который будет соответствовать их физическому состоянию, то есть обеспечить безбарьерный доступ в квартиру.

Приватизация Земли Под Частным Домом В Беларуси

Приватизация – это название конкретного процесса, в данном случае – переход земельного участка из муниципальной или государственной собственности, в частную собственность инициатора приватизации. Как было сказано выше, такой процесс не относит земельный участок к списку совместно нажитого имущества супругов.

  • Отсутствие необходимых документов для регистрации. В таком случае вам придется их восстанавливать в государственном органе по месту регистрации.
  • Принадлежность земли к тем категориям, которые не попадают под право оформления собственности, включая земли сельского назначения и прочие. Узнать о таком статусе участка также можно в гос. органах.
  • Несоответствие реальных параметров участка указанным в документации, наличие на нем незарегистрированных строений.
  • Неправильный раздел участков со строениями. Это касается попыток регистрации участков с домом площадью меньше 15 соток, что не предусмотрено законодательством.

Цена вопроса промедления реформ – стагнация экономики

В Беларуси примерно 70% собственности принадлежит государству, 30% — частному бизнесу. Такая структура не позволяет экономике эффективно работать: привлечь в госсектор прямые иностранные инвестиции (ПИИ) и новые технологии, обеспечить качество управления, а также подстегнуть развитие фондового рынка и т. д. Должно быть наоборот.

Поэтому открытая, системная приватизация должна стать для Беларуси приоритетным направлением, иначе госсектор останется основным источником неэффективности и растраты госресурсов, деформации в конкуренции, а все намерения власти привлечь ПИИ в экономику останутся ложными декларациями.

Подтверждением этому служит пример, который приводят эксперты Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра ВЕRОС. Белорусские власти в течение двух лет пытались восстановить платежеспособность 323 сельхозпредприятий. Но несмотря на новые послабления, свою платежеспособность смогли восстановить лишь около 10% предприятий из этого списка. Этот пример говорит о том, что «лечение» проблемных должников затруднительно, а их «выздоровление» малореально, делают вывод эксперты.

Что делать? Есть два пути: первый — включить новые меры поддержки должников, второй — предпринять более радикальные, но действенные меры — то есть, усилить права кредиторов, запустить процедуры банкротства крупных должников, продавать их долги не по номинальной, а по рыночной стоимости и т. д. Первый требует новых госдотаций и малоперспективен. Второй эффективен, но чреват серьезными социальными последствиями. Эксперты ВЕRОС отмечают, что белорусские власти так и не определились с выбором дальнейшего пути. «В результате проблема осталась в «подвешенном состоянии» и по-прежнему представляет угрозу финансовой стабильности страны», — констатируют эксперты.

Разве это не есть следствие того, что белорусские власти все время откладывают реформы, в том числе и приватизацию госсектора? Проведение реформ, как и приватизации, требует политической воли и профессиональной потенции. Белорусские власти оказались к этому не готовы. Хотя «отмашку» приватизации объясняют другими причинами.

Никто толкать приватизацию не будет

Возможно, эти аргументы убедили и международных кредиторов, которые в последнее время не рассматривают приватизацию как ключевую составляющую структурных реформ в Беларуси.

Отвечая на вопрос обозревателя БЕЛРЫНКА, почему Всемирный банк на переговорах с правительством не актуализирует необходимость проведения приватизации в Беларуси, глава представительства Всемирного банка (ВБ) в Беларуси Александр Кремер отметил, что самое главное для Беларуси — это повышение производительности экономики. «Есть два способа повышения производительности госпредприятий. Первый — это приватизация, второй — когда государство предъявляет к госсектору те же самые меры дисциплины, которые предъявляются и к частному. Второй вариант более сложный и требовательный, но они оба могут рассматриваться такой страной, как Беларусь», — отметил А. Кремер 6 декабря 2017 года во время презентации очередного Экономического обзора Всемирного банка для Беларуси.

Всемирный банк и Беларусь планируют в марте 2018 года принять новую стратегию партнерства. В ней ВБ намерен сфокусировать свое внимание на факторах повышения производительности труда в Беларуси — стимулировании развития частного бизнеса, повышении эффективности работы госпредприятий и т. д.

Отвечая на вопросы о будущем белорусского госсектора на конференции в Минске 20 декабря, страновой экономист ВБ Кирилл Гайдук задался такими вопросами: «что делать в сложившейся ситуации? Как реструктуризировать эти предприятия? Взять и распродавать их оборудование? Таким образом фактически может быть уничтожен капитал, который они создали в предыдущие годы. Можно ли легко принять решение об уничтожении этого капитала?».

По его словам, ситуация несколько напоминает происходившее в Болгарии, Чехии, Польше, которые в 80-е годы пытались модернизировать свои предприятия с помощью кредитов: они устанавливали иностранные линии в надежде продавать продукцию как в рамках СЭВ, так и на западных рынках. Но это далеко не всегда работало. В итоге предприятия остались с долгами и не смогли стать конкурентоспособными. «Но потом социалистический блок распался, его экономики испытали внешний шок. В итоге пришлось пойти на реструктуризацию — привлечь иностранных инвесторов, начавших строить новые производства», — рассказал эксперт.

В Беларуси пока такого шока нет. Экономика начала медленно восстанавливаться после ухудшения ситуации на внешних рынках. «Скорее, стоит непростой выбор: что делать с предприятиями, которые потенциально могут работать, — они имеют новое, купленное за рубежом с расчетом на повышение конкурентоспособности, оборудование. Вопрос: как создать стимулы для их эффективной работы?» — отметил К. Гайдук.

Он также отметил, что сейчас белорусские предприятия столкнулись с относительно новой проблемой: раньше они не ощущали на себе влияние жестких бюджетных ограничений, им было доступно директивное кредитование, но сейчас ситуация меняется. Чтобы приспособиться к ней, потребуется время. «Поэтому в правительстве, видимо, и не предпринимают активных шагов по реструктуризации – возможно, в надежде, что изменения экономической среды заставят предприятия работать более эффективно, так что некоторые из них выживут самостоятельно», — сказал К. Гайдук.

По его словам, основная задача, которую следует решать в сфере госсектора, – как сделать так, чтобы госпредприятия работали лучше. «Это — нетривиальная задача, и она не будет быстро решена. Поэтому и экономический рост будет низким. Производительность будет расти очень медленно, в результате вся экономика – стагнировать. Но если начать изменения уже сегодня, отдача может быть высокой в среднесрочной перспективе, улучшая тем самым показатели роста отдельных отраслей и экономики в целом», — отметил эксперт.

Законодательство Беларуси о приватизации

Выселение нанимателя жилого помещения и членов его семьи, настоящих или бывших, ввиду наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг производится после расторжения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в порядке, установленном пунктом 5 статьи 62 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Если до 1 января 2022 года наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являлось основанием для выселения без предоставления другого жилого помещения, то статья 80 Жилищного кодекса Республики Беларусь (в редакции 2022 года) предусматривает только выселение с предоставлением другого жилого помещения.
Законодатель иначе подошел к гражданам, проживающим в арендном жилье, предоставленном им по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда и включенном в состав арендного жилья в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, до 1 июля 2022 года. Это фактически те жилые помещения государственного жилищного фонда, которые ранее были предоставлены гражданам и не приватизированы ими по каким-либо причинам до 1 июля 2022 года, то есть до перевода их в арендное жилье.

В основном ответчиками по таким делам являются люди, не имеющие работы, злоупотребляющие спиртными напитками либо осужденные за совершение преступления и находящиеся в местах лишения свободы. Следует отметить, что нахождение в местах лишения свободы не является уважительной причиной неоплаты жилищно-коммунальных услуг. Ведь ряд данных услуг начисляются независимо от проживания лица (за техобслуживание, капитальный ремонт, отопление и другие). Суды также проверяют получение осужденным по месту отбытия наказания заработной платы, денежных переводов, свидетельствующих о возможности оплаты жилищно-коммунальных услуг.

– Уважительными причинами в этом случае признаются обстоятельства, которые объективно препятствовали выполнению обязанностей по договору найма: беспомощное состояние плательщика, тяжелая болезнь его или членов семьи, временное отсутствие работы и нахождение на учете в отделе трудоустройства и некоторые другие.

Если задолженность будет погашена до вынесения решения по существу спора, суды, как правило, отказывают в иске. Оплата же только части задолженности или только основного долга не является безусловным основанием для отказа в иске о выселении. Суд оценивает доказательства, подтверждающие наличие задолженности за пользование жилым помещением и (или) жилищно-коммунальные услуги без уважительных причин, расчет задолженности по каждому месяцу с указанием основного долга и пени.

Определен порядок функционирования специальных счетов, а также зачисление на них средств от продажи в собственность гражданам жилых домов (квартир в блокированных домах), не соответствующих санитарным техническим требованиям (специальные счета в данном случае – счета, на которых государственные органы и организация аккумулируют денежные средства, полученные от предоставления в аренду жилья).

Установлена возможность продажи заселенных государственных одноквартирных жилых домов (квартир в блокированных домах), которые признаны не соответствующими санитарным и техническим требованиям в собственность нанимателям этих жилых помещений на условиях оплаты по оценочной стоимости. Однако здесь предусмотрено обязательное условие: покупатели должны отремонтировать (реконструировать) эти жилые помещения для приведения их в состояние, пригодное для использования по назначению.

7 апреля 2022 года Президент Республики Беларусь подписал указ № 121 «О жилищных отношениях». Документ разработан в связи с вступлением в силу новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь 1 января 2022 года. Разбираемся, что нового привносит документ и как это отразится на доступности жилья.

Минский городской исполнительный комитет и областные исполнительные комитеты в соответствии с указом могут устанавливать понижающие коэффициенты меру к размеру платы за арендное жилье, предоставленное гражданам, имеющим первоочередное право на его получение, а также жилье, построенное на территориях радиоактивного загрязнения за счет средств, направляемых на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указом имеют право подать заявление о переводе арендных квартир в новостройках в состав жилых помещений социального пользования без учета срока, установленного Жилищным кодексом.

Государственное арендное жилье появилось в 2012 году и было задумано как альтернатива льготному кредитованию. Несмотря на постепенный рост, цены на арендное жилье из госфонда примерно вдвое ниже коммерческих, поэтому оно пользуется высоким спросом у очередников. Некоторые квартиры поступают в арендный фонд после смерти одиноких пенсионеров, а в спальных районах государственные застройщики возводят целые многоэтажки арендных квартир, но очередников все равно больше, арендного жилья на всех не хватает.

Вариант приватизации арендного жилья по-прежнему не рассматривается и не обсуждается законотворцами. В случае получения арендной квартиры, которая обеспечивает всех членов семьи положенными квадратными метрами, семья все так же будет сниматься с очереди нуждающихся. Этот подход сохранен, поскольку арендное жилье предоставляется нанимателям в постоянное пользование. Если человек выполняет все свои обязательства по оплате коммунальных услуг и исправно платит за пользование жилым помещением, каждые 5 лет исполком обязан продлевать договор найма. То есть государство гарантирует людям, что при выполнении условий договора они смогут жить в арендном жилье столько, сколько пожелают.

Согласно Жилищному кодексу, который был принят в 2013 году, приватизации не подлежат следующие типы жилья:

  1. Жилые помещения социального пользования (жилье, предназначенное для детей-сирот, граждан, жилье которых утрачено в результате ЧС, ветераны, инвалиды и других);
  2. жилье государственного жилищного фонда в общежитиях;
  3. служебные жилые помещения, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
  4. жилые помещения специального служебного жилищного фонда;
  5. жилые помещения коммерческого использования (по сути, и есть арендное жилье);
  6. специальные жилые помещения (жилые помещения в учреждениях, жилье для временного отселения и др.);
  7. жилые помещения государственного жилищного фонда, которые были предоставлены по срочному договору найма обязанным лицам;
  8. жилье, расположенное в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения на территориях, где есть радиоактивное загрязнение;
  9. жилье, которое занимают военнослужащие, выбывающие за пределы РБ для прохождения военной службы в вооруженных силах других государств, либо жилье, занимаемое членами семей таких военнослужащих;
  10. жилые помещения, расположенные в обособленных военных городках, определенных Минобороны РБ;
  11. жилые помещения, расположенные в зданиях, выделенных для размещения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  12. жилые помещения, находящиеся в собственности Республики Беларусь и расположенные на территории иностранных государств;
  13. жилые помещения, находящиеся в реконструируемых или капитально ремонтируемых жилых домах, в случае переустройства и (или) перепланировки квартир при проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту жилого дома — на период с момента начала производства работ и до их окончания;
  14. жилые помещения в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Однако даже этот полный перечень зачастую вызывает множество вопросов. Например, вопрос по поводу служебного жилья, а точнее выселения из него стал довольно актуальным, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. В новом издании предусматривалось, что из служебного жилья могут выгнать, даже если вы прожили в нем более 10 лет и столько же проработали на предприятии. А о возможности приватизации арендного жилья спрашивали лично у белорусского лидера студенты и преподаватели университета им. М.Танка.

Приватизировать служебное жилье можно, но не всем… Так, например, приватизировать служебную квартиру могут судьи и прокурорские работники при условии, что на момент подачи заявления они нуждаются в улучшении жилищных условий и проработали не менее десяти лет на должностях, дающих право на получение такого жилья. Судьям Конституционного Суда Республики Беларусь необходимо проработать в своей должности 8 и более лет. Также приватизировать служебное жилье имеют право военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава, в том числе и уволенные в запас (отставку), которые пробыли на военной службе более 10 лет. Следует отметить, что время учебы в вузе не учитывается.

Приватизация служебного жилья в Беларуси на возмездной основе:

  • Необходимо быть нуждающимся в улучшении жилищных условий и не иметь других помещений в собственности;
  • служебное жилье было предоставлено до 8 апреля 2006 года.

Служебные помещения могут быть переданы гражданам, которые проработали в организации, предоставившей служебное жилье, не менее 10 лет.

Следует отметить, что есть ряд причин по которым могут, как лишить служебного жилья, так и запретить его приватизировать. Это распространяется на уволенных служащих в связи с лишением воинского звания офицера или прапорщика, вступлением в силу приговора суда о наказании, нарушением контракта, по результатам работы комиссии или по собственному желанию.

Довольно интересный момент – до 1 апреля 2014 года в фонд арендного жилья планировалось перевести все заселенные служебные и специальные жилые помещения. Такой перевод осуществили, а служебные помещения стали коммерческими. И здесь возникает главный вопрос: а можно ли приватизировать арендное жилье?

Несмотря на запрет приватизации коммерческого жилья, в отделах жилищной политики различных районов столицы нам сообщили, что приватизировать служебное жилье все еще можно, если соблюдены все требования (см. выше).

В остальном же, приватизировать арендное жилье не представляется возможным. Об этом заявил и Александр Лукашенко в своем недавнем общении со студентами и преподавателями одного из столичных вузов.

«Арендное жилье предоставляется временно. А сегодня вы ставите вопрос — приватизировать эту арендную квартиру. Нет, приватизировать нельзя. Арендное жилье мы не будем приватизировать. Пока не будем», — уточнил президент.

Таким образом, коммерческое жилье, в которое вошли служебные помещения, еще можно приватизировать, а вот арендное жилье – уже нет.

Более точную информацию о приватизации недвижимости можно получить в районных отделах жилищного хозяйства. А для тех, кто уже успел разобраться, можно ли приватизировать его жилье, следующий этап – документы для приватизации квартиры или частного дома.

Для приобретения в собственность занимаемой недвижимости необходимо подать заявление о приватизации. Заявление идет от нанимателя жилого помещения, его совершеннолетних членов семьи, зарегистрированных в помещении и иных граждан, которые имеют равные с нанимателем права на владение и пользование данной собственностью. Специальный бланк заявления выдается на месте.

Заявление подается:

  • в местный исполком или администрацию, если квартира находится в коммунальной собственности;
  • на предприятие, если квартира в собственности предприятия.

В заявлении указывается:

  • перечень лиц, которые имеют право на пользование помещением;
  • их согласие на проведение приватизации;
  • их долевое участие в выкупе жилья.

Однако одним заявлением дело не ограничивается. Основной перечень документов остается неизменным:

  • Паспорт, либо другой документ, удостоверяющий личность (требуется от всех участников приватизации).
  • Свидетельство о рождении (для несовершеннолетних детей, если такие имеются).
  • Документы, которые подтверждают право на льготы (если таковые есть).

Здесь указан основной список, какие документы необходимы для приватизации от заявителей. Отдельно идут чеки «Жилье» с выпиской из чекового счета, если такие имеются. Напомним, что чеки «Жилье» не выдаются с 1999 года.

Договор купли-продажи приватизируемого жилья необходимо нотариально заверить, а заявление со всеми документами подать в службу «Одно окно», которая есть в каждом районе. Заявление будет рассмотрено в течение месяца. Если решение о приватизации будет не в вашу пользу, то его можно обжаловать в суде. Следует отметить, что приватизация в РБ в скором времени пройдет, поэтому заняться ею стоит уже сейчас, чтобы успеть оспорить решения или решить проблемные вопросы, если таковые будут возникать.

Как происходит процесс приватизации жилья в Беларуси в 2022 году

Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры. Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта. Финальное решение будет принято на основе минимальных результатов, проведенных исследований.

В разных регионах Беларуси сумма процесса перехода в собственность жилья различается. В населенных пунктах сельского типа приватизация объектов жилой недвижимости дешевле, чем в городах. Самые высокие тарифы на приватизацию в Минске. На стоимость влияет расположение, возраст, состояние и другие характеристики объекта недвижимости.

В случае, если у нанимателя недостаточно средств для осуществления процедуры, государство предоставляет рассрочку не более, чем на 40 лет. Первый взнос должен составить 10% от общей стоимости услуги, остальная сумма выплачивается равными долями на протяжении всего периода. Сумма рассрочки неизменна и не индексируема.

Для нанимателей служебных помещений, приобретенных до 8 апреля 2006 года, рассрочка предоставляется не более, чем на 20 лет.

Льготы по приватизации имеют Герои Славы, люди с ограниченными возможностями, ветераны и некоторые другие категории граждан.

Особые условия приватизация установлены для лиц, получивших жилую недвижимость взамен сносимых объектов частной собственности.

Все неприватизированные до 1 июля 2016 года квартиры перешли в разряд арендного жилья. Граждане, проживающие на данных площадях, имеют первоочередное право на аренду занимаемых «квадратов».

Стоимость арендной платы квартир муниципального фонда ниже рыночной. Мало того, для жителей, не приватизировавших квартиры, установлены особые льготы при найме помещений. Для этой категории граждан введен дополнительный понижающий коэффициент 0,2.

Цены на арендное жилье государственного фонда варьируются в зависимости от расположения и характеристик объекта недвижимости. Для центра Минска установлен наивысший коэффициент к базовой ставке – 1,5. Чем ближе к окраине города, тем меньше ценность жилья, а с ней и коэффициент. Так, к примеру, с учетом экономико-планировочной зоны и понижающего коэффициента 0,2 «однушка» на Немиге обойдется в Br 40 в месяц. Аналогичная квартира возле МКАД потянет порядка Br 13 арендной платы в соответствующий период.

Для областных центров, городов и сел ставки еще ниже. Ежемесячная арендная плата для жителей неприватизированных однокомнатных квартир в центре областных городов варьируется от Br 8 (Витебск) до Br 13 (Гомель). Самая низкая арендная плата в небольших сельских населенных пунктах. Там ежемесячная аренда неприватизированной квартиры обойдется в Br 1,5, жилого дома – в Br 3.


Оплачивать приватизированную квартиру можно в рассрочку до 40 лет при условии внесения первоначального взноса в размере не меньше 10% подлежащей оплате суммы.[*] пункт 1 статьи 144 Жилищного кодекса Республики Беларусь

Стоимость приватизированной в рассрочку квартиры не меняется, поэтому в случае инфляции производить оплату в рассрочку выгоднее, чем при единовременной оплате.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *