Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем разница депортации и административного выдворения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В этом разделе рассмотрим, в чем разница депортации и административного выдворения с точки зрения сроков обжалования постановления о выселении иностранного гражданина из России. В обоих случаях это можно обжаловать: решение о выдворении обжалуется иском по подсудности, а решение о депортации – по подведомственности.
Есть ли разница между депортацией и выдворением?
Есть, причем весьма существенная:
- Депортирует УФМС, за нарушение правил пребывания в стране иностранных граждан. Это не наказание, а всего лишь мера соблюдения закона. Выдворяют по вердикту суда. Причем, не просто так, а в качестве административного наказания за правонарушения. Применяется оно лишь к иностранцам/лицам без гражданства. Граждан РФ ни при каких обстоятельствах выдворить не могут.
- Добровольный отъезд (не более, чем через 5 дней после вручения предупреждения) не несет никаких юридических последствий. После административного выдворения человек в течение нескольких лет не имеет права возвращаться в РФ – он попадает в «черный список».
- Обжаловать решение о депортации можно в течение трех месяцев. На обжалование выдворения дается всего 10 дней.
Основной вывод, который мы делаем: депортация и выдворение – различные инструменты воздействия на мигрантов. И хотя в обоих случаях итогом будет высылка иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, выбор той или иной меры будет иметь разные цели, основания и последствия.
Выдворение используется с целью предотвращения правонарушений и преступлений на территории РФ, а депортирование направлено на борьбу с нелегальной миграцией. Что касается последствий, то наиболее серьезные ожидают мигранта в результате выдворения. Суд может наложить запрет на въезд в России на срок 3,5 или 10 лет.
Депортация, как правило, не имеет серьезных последствий в правовой плоскости, разве что отказ добровольно покинуть страну может закончиться запретом на въезд в течение нескольких лет. Случается так, что депортированные граждане не знают о последствиях этой процедуры. Во избежание недоразумений на границе, рекомендуем заранее проверить документы на сайте ГУВМ МВД на предмет наличия запретов на въезд.
Соблюдение законов требуется как на родине, так и за ее пределами. При нарушении действующего порядка иностранцу грозит депортация. Этот процесс осуществляется с применением силовых структур, если человек отказывается добровольно покинуть пределы иностранного государства. Депортация это процесс принудительного выдворения иностранного гражданина на основании судебного решения.
Пересекая границу иностранного государства, человек не станет автоматически мишенью для миграционной службы, ведь он посещает страну с конкретной целью (туризм, работа, получение вида на жительство, дружеский визит и т.п.). При этом гость имеет на руках все необходимые документы, которые подтверждают цель его приезда. Кроме паспорта это виза, приглашение, лицензия для трудоустройства.
В разрешающих документах четко оговорен срок пребывания гражданина в данной стране. Правила депортации из России, установленные федеральным законодательством N 115-ФЗ РФ, предусматривают все случаи нарушения пребывания в России, а также способы их пресечения.
Не следует паниковать, если иностранец не там где нужно перешел улицу, проехал на запрещающий сигнал светофора. Такие поступки совершаются по незнанию местных законов. В большинстве случаев дело закончится штрафными санкциями.
Коснется депортация мигрантов, которые находятся в стране нелегально. Это значит, что у гражданина истек срок официального пребывания, но он не покинул страну. Или нарушил правила въезда изначально, приехав по поддельным документам.
Строгий миграционный контроль присутствует в любом государстве. Он направлен на соблюдение порядка и законности в обществе. Приведем пример. За нарушение общественного покоя, аморальное поведение и хулиганство, из Китая подлежат депортации и запрету на последующий въезд сроком до 10 лет. Поводом для депортации из Арабских Эмиратов станет нарушение запрета употребления алкоголя.
Иная мера воздействия это выдворение. Применяется в случае нарушения закона иностранцем. Например, совершение преступления, за которое предусмотрено наказание по гражданскому или уголовному праву, а также въезд в Россию по поддельным документам.
Кто оплачивает выезд за пределы государства
Процесс выезда из страны включает в себя немалые финансовые затраты: на питание, на оформление документов, на транспортные и другие расходы.
В случае депортации все расходы несет сам депортируемый, если средств на выезд из страны у него нет, то бюджет РФ.
Выдворение – более дорогостоящая процедура, поэтому она осуществляется за счет выдворяемого. Если он не в состоянии нести расходы, тогда оплачивать будет один из следующих источников:
- работодатель мигранта;
- приглашающая сторона;
- посольство страны, откуда прибыл мигрант;
- федеральный бюджет – в случае невозможности оплаты вышеуказанными источниками.
Ограничения по въезду в Россию для выдворенных иностранцев
Получение наказания за правонарушение в виде принудительно выезда из РФ имеет много неприятных последствий. Во-первых, приходится тратить деньги на обратный билет и отказываться от планов по трудоустройству и легальной жизни в стране. Во-вторых, аннулируются все с трудом полученные разрешительные документы, которые потом переоформить заново не получится, как и оформить гражданство. На самое главное – компетентные органы (МВД, Минюст, ГУВМ, ФСБ) могут установить запрет на въезд в страну на длительный период.
Запрещают возвращаться в Россию, как правило, лицам, которые использовали при пересечении границы поддельные документы, неоднократно совершали преступления или превысили разрешенный срок пребывания. Некоторым иностранцам выдают постановление о том, что их нахождение в РФ является нежелательным.
Срок действия запрета зависит от совершенного правонарушения и обстоятельств дела:
- 5-10 лет – неуплата налогов, использование фальшивых документов, наличие непогашенной судимости в РФ или другом государстве, нахождение в стране дольше разрешенного срока;
- 3 года – пребывание в стране от 4 месяцев, привлечение по КоАП два и больше раз за год.
Кто оплачивает высылку из страны иностранного лица при депортации и выдворении
Если человеку необходимо покинуть страну в короткие сроки, то ему для этого нужны будут деньги. Ему нужно будет купить себе билет, а также оформить некоторые документы. Где взять ему на это деньги? Так как нарушителем является сам иностранец, то и по логике вещей он и должен оплачивать такие расходы сам. Но это не всегда возможно, если, к примеру, средствами иностранец не располагает.
При административном выдворении оплата может производиться за счет иных источников:
- Посольства той страны, из которой прибыл иностранец;
- Приглашающей стороны;
- Работодателя, если иностранца пригласил он;
- За счет бюджетных средств РФ.
Если речь идет о депортации, то источник средств для выезда будет только один из двух: либо собственные средства иностранца, либо за счет бюджета РФ.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление
Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.
Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.
Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.
Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.
Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.
В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.
Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.
Причины применения выдворения
Причины выдворения разнообразны. Все они связаны напрямую с нарушением законодательства «земель». Например, поводами для привлечения к упомянутому виду ответственности могут послужить следующие моменты:
- Работа без патентов и/или разрешающих ведение деятельности документов.
- Несоблюдение сроков по регистрационному учету.
- Пересечение границы (транзитного проезда в том числе) с нарушениями установленных принципов.
- Нарушения пребывания в России.
- Обнаружение несоответствий фактических и заявленных целей нанесения визита.
- Отсутствие бумаг, свидетельствующих о правах проживания в России.
- Утрата документов, разрешающих жить в пределах регионов. Здесь важно отметить, что наказание последует, если мигрант пропустил сроки восстановления «справок».
- Попытки уклониться от выезда из страны по истечении сроков.
Депортация иностранных граждан — процедура выезда иностранца за пределы России. Но при подобных обстоятельствах мигрант просто утрачивает право на законное нахождение в стране. Встречается добровольная и принудительная депортация. Депортация — своеобразный метод государственного воздействия на то или иное лицо. Обычно применяется тогда, когда нет законных оснований для пребывания в РФ. Не относится к наказаниям за те или иные преступления.
Отличия депортации от выдворения за пределы РФ
Выдворение и депортация – два слова, которые часто воспринимаются как синонимы. Но на практике это не совсем правильно. Данные термины обозначают единое действие — покидание страны. Но юридический характер у них отличается. Депортация — инструмент государственного воздействия, в то время как выдворение служит своеобразным видом наказания, которое осуществляется на основании судебного постановления. Перед этим уполномоченные органы установят факт административного нарушения осуждаемым. В случае с депортацией решение относительно «высылки» принимает руководить МВД. В качестве основания достаточно просто не иметь прав законного пребывания в РФ. Кроме того, различается срок, отведенный на подачу жалобы на то или иное постановление. В случае с депортацией срок больше, чем при непосредственной отправке на родину. Дополнительно по решению судебных инстанций иностранцу могут назначить определенное наказание — запретить въезд на территорию страны после исполнения постановления в течение 3-10 лет. Этот вопрос остается на усмотрение судьи. Второй вариант дополнительного наказания — постановление о нежелательном пребывании в стране. Обычно эти две санкции встречаются относительно тех, кто неоднократно и довольно серьезно нарушал действующее законодательство. Сюда относят:
- уклонение от налоговых обязательств;
- подложные справки при въезде в страну;
- наличие непогашенной судимости в пределах России;
- иностранцу ограничили въезд на срок от 5 лет.
Депортация и основания для высылки
Депортация из России — принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:
- Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
- Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
- Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
- Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
- Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
- Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.
Что делать лицам без гражданства
Наиболее тяжелый вопрос. Первоначально миграционное ведомство должно попытаться доподлинно установить личность апатрида, узнать, гражданином какой страны он являлся или где жил ранее, после чего переправить его в место исхода. Однако если этого сделать не удается, обычно лицо помещают в центр временной изоляции, где он дальше находится, часто довольно продолжительное время.
В прошлом году Конституционный суд РФ постановил, что эта ситуация идет вразрез с основным законом нашей страны, и потребовал внести изменения в КоАП. На данный момент этого еще не произошло, однако если лицо без гражданства в течение длительного срока содержится в приемнике, оно имеет право обратиться в орган, осуществляющий правосудие.
Сколько времени дается на проведение процедур
Не менее важным является вопрос, сколько есть времени у иностранного гражданина, чтобы покинуть пределы другой страны? И здесь также следует знать об очень важном отличии.
Постановление о выдворении гражданина должно быть приведено в исполнение с момента его принятия. Это означает, что никаких дополнительных дней на сборы не предоставляется.
Когда по отношению к иностранцу применяется депортация, в РФ, скажем, может быть два варианта развития событий:
- у гражданина есть трое суток на выезд после окончания срока действия его документов;
- на сборы дается 15 суток, если документы мигранта были изъяты по каким-то определенным причинам.