Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 1. Земельный налог: плательщики, объекты, ставки, льготы, сроки уплаты.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.
Комментарий к ст. 394 НК РФ
Внимание!
Абзац 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает налоговые ставки, которые могут устанавливаться нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования и городов федерального значения, а также их максимальный размер.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 устанавливает ставку не более 0,3% в отношении ряда категорий земельных участков.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@ «О налогообложении земельных участков» сообщается, что, как следует из данной нормы Налогового кодекса, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
При этом Налоговым кодексом не предусмотрено применение различных налоговых ставок к одному земельному участку сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента.
В случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.
Одновременно сообщается, что исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369.
Первая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%, — это земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства.
На основании пункта 1 статьи 77 ЗК РФ под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Также в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ раскрывается, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Для применения такой ставки к указанной категории земель необходимо соблюдение следующих условий одновременно:
Во-первых, земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Во-вторых, такие земельные участки должны использоваться по целевому назначению — для сельскохозяйственного производства.
Официальная позиция.
В письме ФНС России от 17.03.2015 N ЗН-4-11/4198@ рассмотрен вопрос о налогообложении земельным налогом земельных участков сельскохозяйственного назначения, если в отношении них не выполняются требования и не проводятся мероприятия по улучшению, защите и охране земель и работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.
Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
На основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности, Россельхознадзором, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Кaк yзнaть кaдacтpoвyю cтoимocть зeмeльнoгo yчacткa?
Для pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa пo кaдacтpoвoй cтoимocти cyщecтвyeт oтдeльный кaлькyлятop. Oн пpeдcтaвляeт coбoй кapтy, нa кoтopoй нeoбxoдимo нaйти cвoй 3У (пo aдpecy) и нaжaть нa нeгo. Пpoгpaммa пoкaжeт и cтoимocть yчacткa, и нaлoгoвyю cтaвкy пo eгo кaтeгopии.
Кpoмe oнлaйн-pacчeтoв, ecть и дpyгиe cпocoбы yзнaть КC:
- Чepeз выпиcкy, зaкaзaв cooтвeтcтвyющий дoкyмeнт в EГPН;
- Чepeз кaдacтpoвый пacпopт. Taкoй дoкyмeнт мoжeт быть «нa pyкax» y зeмлeвлaдeльцa, oднaкo, нe cтoит зaбывaть, чтo cвeдeния быcтpo ycтapeвaют, a знaчит, и КC yкaзaннaя в нeм, мoжeт быть нeaктyaльнoй.
Cpoки yплaты зeмeльнoгo нaлoгa
- B cooтвeтcтвии co cт. 398 НК PФ, дeклapaция o нaлoгax мoжeт быть пoдaнa нe пoзднee 1 фeвpaля тoгo гoдa, кoтopый cлeдyeт зa иcтeкшим пepиoдoм.
- Нaлoги yплaчивaютcя в cpoк, ycтaнoвлeнный opгaнaми мecтнoй влacти. Нo пpoиcxoдит этo нe paньшe, чeм нacтyпит cpoк пoдaчи дeклapaции.
- Для физичecкиx лиц кpaйний cpoк yплaты нacтyпaeт 1 дeкaбpя.
- Для юpидичecкиx лиц, в cooтвeтcтвии c п. 2 cт. 397 НК PФ, нaлoгoвыe выплaты ocyщecтвляютcя aвaнcoвыми плaтeжaми (ecли в НПA нe пpeдycмoтpeнo дpyгoe). Нaлoги yплaчивaютcя зa 3 квapтaлa. Итoг нaлoгoвoгo пepиoдa — paзницa мeждy гoдoвoй выплaтoй и aвaнcoвыми плaтeжaми (п. 5 cт. 396 НК PФ).
Ставка земельного налога и эффективность использования земли
Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.
Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.
Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).
И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».
У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.
Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.
Налоговые ставки по земельному налогу для юридических лиц – особенности уплаты налога в 2021 году на примере муниципального образования – г. о. Подольск Московской области
Организации, так же, как и граждане обязаны платить земельный налог. В отличие от физических лиц – организации должны рассчитывать размер налога самостоятельно, подавать декларацию и уплачивать либо раз в год, либо поквартально — в виде авансовых платежей.
Земельные налоги для организаций, как правило, на порядок выше, чем для физических лиц. Их размер определяется налоговыми ставками по кадастровой стоимости земли, и зависит от категории земель.
Пример.
В городском округе Подольск МО, действует местный подзаконный акт – Решение Совета депутатов об установлении земельного налога № 7/7 от 30.11.15 (с изменениями от 31.10.2018)
В этом документе содержатся ставки земельного налога по кадастровой стоимости для юридических и физических лиц, а также сроки уплаты.
Так, для организаций предусмотрены следующие ставки земельного налога:
0,3 % | если это земли сельхозназначения – для ведения фермерского хозяйства, или участки, занятые жилым фондом (но если земли по назначению не используются, то ставка увеличивается до 1,5%) |
0,2% | если участки для хозяйственных целей, животноводства, сенокошения, СНТ, ОНТ и т.д. |
0,75 % | для земель под размещение гаражей (но для индивидуального гаражного строительства – 1,5%) |
1,5% | в остальных случаях |
Ставки земельного налога
Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:
- расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности;
- приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. В 2022 году ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
- земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.
Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.
Итак, разбираясь в налоговом деле, нужно понимать, что существует определенный порядок уплаты того или иного налога. В нашем случае, речь пойдет о порядке уплаты земельного налога.
Условно, порядок уплаты земельного налога условно подразделяется на два периода:
- уплата налога, которая была определена и введена в практику до 2015 года;
- уплата налога, которая была закреплена после 2015 года.
Давайте разберемся, в чем отличия уплаты налога были установлены до 2015 года и после 2015 года:
- До 2015 года. Дело все в том, что до 2015 года сроки уплаты земельного налога были сокращены до 1 месяца.
- После 2015 года. После 2015 года ситуация немножко изменилась. Теперь срок увеличен и есть возможность оплачивать налог различными способами (при помощи банковских мобильных систем, терминалов и пр.).
Граждане, которые освобождены от уплаты
Согласно налоговому кодексу Российской Федерации, от уплаты налога на землю, освобождены такие граждане:
- Герои России и советского союза, социального труда, такие как кавалеры орденов, достойные звания трудовой славы и Славы. Эта категория граждан на полном праве может не уплачивать налог на землю. Согласно званиям, которые им присуждены за их заслуги в годы войны, а также в период становления Советского Союза, они освобождены от уплаты такого вида налогообложения.
- Участники войны (1941-1945), лица, которые на полном праве могут быть приравненными к ним. Участники Великой Отечественной войны и лица, которые на полном праве могут быть приравнены к данной категории населения, в праве не уплачивать данный вид налогообложения.
- Чернобыльцы, другие лица, которые признаны пострадавшими от катастроф радиационного типа и испытаний. Лица, которые относятся к участникам последствий взрыва на Чернобыле, а также пострадавшие от различных катастроф радиационного характера и испытаний также вправе не уплачивать налог на землю.
- Граждане, которые организуют крестьянское хозяйство впервые, освобождаются от оплаты на период пяти лет. Граждане, занимающиеся крестьянско-хозяйственной деятельностью вправе не уплачивать в период пяти лет.
- Лица, занимающиеся народным промыслом. Лица, чья деятельность направлена на развитие народного промысла, освобождены от уплаты земельного налога.
Повышенные коэффициенты
В некоторых ситуациях используют удвоенные тарифы налога. К ним относится покупка участка в собственность с целью построить жилой объект (не ИЖС). Тогда плательщик делает взносы по удвоенной ставке в течение 3 лет до момента регистрации прав.
В то же время на юридическое лицо, получившее площадку для возведения каких-либо конструкций на правах постоянной/бессрочной эксплуатации, кратность ставки земельного налога на коэффициент не распространяется.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Земельный налог всегда относят к местным налогам. Он является обязательным к уплате там, где местные муниципальные власти приняли закон о его введении.
Налог на земли населённых пунктов уплачивают физические и юридические лица, которые имеют , а также права бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения. Согласно ст. 15 Земельного кодекса собственностью граждан являются участки, приобретённые на основаниях, предусмотренных законодательством России.
От уплаты данного налога освобождены граждане, обладающие правами безвозмездного срочного пользования. Если гражданин получает земельный участок по договору аренды (по ссылке подробно про ), то он не будет уплачивать земельный налог.
Земельный налог для юридических лиц: ставка и время выплаты
Три типа налоговых сборов имеют место на территории всей Российской Федерации – речь идёт о местных, региональных и федеральных. Налог на землю, о котором мы поговорим в этой статье, относится к категории местной, и, как говорится в статье №15 НК РФ, его расчёт и выплаты регулируются кодексами и актами права властных органов населённых пунктов.
Сбор этот обязаны платить жители городских округов и поселений. Плательщиками данного сбора являются лица физические и юридические, обладающие имущественным правом (собственности), правом использования или наследования, позволяющих им владеть участками земли, различными по площади.
Земельный налог для юридических лиц начисляется в том случае, если имеют землю именно в пользовании без срока или в полном владении. Статьи №394, 396 и 390 НК страны подробно описывают, что есть земельный налог для юридических лиц.
В тексте ниже мы расскажем, какие ставки применяются к этому виду сбора, разберём механизмы расчёта суммы налога, поговорим об особенностях выплат и о том, какие санкции предусматривает государство юрлицам-неплательщикам.
Сроки уплаты земельного налога
Срок уплаты налога на землю физическим лицам в 2022 году определяется следующим правилом:
Физическое лицо обязано платить налог на землю за 2022 год до 01.12.2019 года, при этом налоговым периодом по земельному налогу признается период равный календарному году.
Совершить оплату по квитанции можно в филиале банка России или онлайн.
КБК земельного налога для физических лиц являются важной частью совершения оплаты данного платежа. Неправильно вписав коды бюджетной классификации, налогоплательщик рискует направить свои денежные средства не туда.
Коды бюджетной классификации для оплаты ЗН указаны в таблице ниже:
НАЛОГ | КБК |
---|---|
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербурга, Севастополь) | 182 1 06 06031 03 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов | 182 1 06 06032 04 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских округов с внутригородским делением | 182 1 06 06032 11 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах внутригородских районов | 182 1 06 06032 12 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах городских поселений | 182 1 06 06033 13 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах межселенных территорий | 182 1 06 06033 05 1000 110 |
Земельный налог, взимаемый в границах сельских поселений | 182 1 06 06033 10 1000 110 |
Ставки земельного налога
Определение размеров налоговых начислений возложено на представителей муниципальных государственных образований, которые оформляются соответствующими нормативными актами.
Согласно действующему законодательству предельный размер налога на уровне 0,3% от стоимости земель, указанных в кадастре, установлен для следующих участков:
- отведённых для строительства жилья, занятых объектами жилищного фонда и инженерной структуры для обеспечения нужд ЖКХ;
- признанных землями с/х назначения, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
- предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия садоводством, животноводством, огородничеством;
- ограниченных в праве пользования с целью обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенного контроля.
Для земельных участков, не попадающих в вышеописанные категории, ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости. Местные власти по своему усмотрению имеют право устанавливать дифференцированную налоговую пошлину, в зависимости от месторасположения, категории, цели использования.
Что такое земельный налог – основные понятия и термины
Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются физическими и юридическими лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона.
Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:
- вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
- вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
- определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.
Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.
Налоговая ставка: земельный налог общие положения
Для того, чтобы четко определить все значимые положения по данному вопросу, составим таблицу:
Элемент | Плательщик | |
Физическое лицо | Юридическое лицо, ИП | |
Определение налогоплательщика | Любой человек, у которого в собственности есть земля. | Любое предприятие, пользующееся земельным участком. Исключение: если участок передан предприятию на бесплатной основе, на четко определенный, короткий период времени. Из юридической практики: до 5 лет. |
Ставка земельного налога | 1,5% за исключением земель, приобретенных для садового или сельского хозяйства, в этих категориях 0,3%. | 0,3% за исключением земель под личное пользование, для них 1,5%. |
Льготы по налогу | Для некоторых категорий | Не предусмотрены |
Как рассчитывается налог | Налоговыми органами | Самостоятельно |
Когда оплачивается налог | До 1 ноября года, который следует за отчетным. | С 1 января по 1 февраля года, который следует за отчетным. |
Порядок оплаты налога | Единоразово в полном объеме | Ежеквартальные авансы |
Оценка земельного участка по кадастру | Делается сотрудниками кадастровой службы | Определяется руководством предприятия в соответствии с данными кадастровой службы |
Отчетность по налогу | Не предоставляется | Подается до 1 февраля года, который следует за отчетным. |
Теперь рассмотрим каждый пункт более детально в отношении конкретного субъекта.
Земельный налог для юридических лиц
Любое юридическое лицо, которое пользуется земельным участком для коммерческих целей платит налог 0,3%. Единственное исключение участок для подсобных целей.
Фирма «А» занимается изготовлением кованных конструкций. В целях экономии «А» не оборудовала цех, а выполняет работы на свежем воздухе. Земля используется не по целевому назначению. Поэтому налог будет 1,5%.
Фирма «А» занимается автоперевозками. Под паркинг служебного автотранспорта она использует небольшую площадку, но для этого арендует земельный участок. В этом случае, также, наблюдается нецелевое использование. Налог – 1,5%.
Фирма «А» занимается выращиванием фруктов с целью последующей продажи. Садоводство – целевое использование, поэтому налог 0,3%.
Фирма «А» занимается сельским хозяйством. Надел используется для расположения техники, хозпостроек. Тем не менее, основная часть земли занята полями, урожай с которых пойдет на продажу. Следовательно, фирма «А» уплатит налог на прибыль, поэтому земельный налог составит только 0,3%.
Учитывая небольшой размер налога на землю, никаких льгот для предприятий не предусмотрено. Единственное исключение – организации, которые заключили договор безвозмездной краткосрочной аренды.
Фирма «А» занимается сезонной оптовой торговлей. Она заключает договор с фирмой «Б» об аренде земельного участка и возведении временного склада сроком на 9 месяцев. При этом, фирма «Б» передает право пользования землей на безоплатной основе, что подтверждено соответствующим положением в договоре. В таком случае фирма «Б» не теряет права на земельный участок и, фактически, имеет возможность пользоваться им в течении отчетного года. Следовательно, именно она должна будет уплатить налог на землю.
Отличается, также, и сроки оплаты. Необходимо вносить авансы в ФНС каждый отчетный период.
Для фирмы «А» установлен отчетный период на каждый квартал. Другими словами, она подает отчеты каждые три месяца. Вместе с остальными ведомостями об уплате налогов, нужно предоставить сведения о кадастровой стоимости участка на 1 января отчетного года, и оплатить четвертую часть налоговой базы.
За 4 квартал нужно оплатить до 1 февраля года, следующего за отчетным, в этом примере, до 01.02.2015. Земельный налог, сроки которого четко прописаны в законе, нельзя платить с опозданием. В отличии от физического лица, предприятие не только вынуждено будет оплатить пеню за каждый день просрочки, но и может столкнутся с проблемой наложения ареста на имущество, если об этом будет просить инспектор ФНС в своем обращении в суд. Последствия такого поворота событий очевидны.
Теперь перейдем к расчету земельного налога и определению налоговой базы.