Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «20.Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Но из обозначенного правила имеются исключения[2]. Так, без проведения конкурса или аукциона имущество бюджетного учреждения может сдаваться в аренду государственным органам, органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам, другим государственным или муниципальным учреждениям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям[3], медорганизациям и организациям, осуществляющим образовательную деятельность (например, без торгов бюджетное учреждение здравоохранения может сдать в аренду площадь коммерческой медорганизации для размещения специализированного медицинского кабинета), адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам, для функционирования объектов почтовой связи и сетей связи (например, станции сотовой связи, размещаемой на крыше здания).
Рассмотрим отражение в налоговом учете
С момента внесения записи о возникновении права на земельный участок у учреждения появляется обязанность по уплате земельного налога в соответствии с статьей 389 Налогового кодекса Российской федерации. Эта обязанность может прекратиться только с момента внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о праве другого лица на данный земельный участок.
Согласно статье 251 Налогового кодекса РФ доходы в виде полученного имущества государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти, не учитываются в качестве налоговой базы при расчете налога на прибыль.
Какие земли передаются в бессрочное пользование
Не существует конкретных критериев, по которым земельные наделы могут либо не могут быть переданы в бессрочное пользование. Часто такие земли используются гражданам и организациями со времен Советского Союза.
Однако стратегически важные земли государство решило исключить из сферы предоставления в бессрочное пользование бюджетными организациями и органами власти.
Так, в постоянное бессрочное пользование, согласно ГК РФ, не могут быть предоставлены следующие земли:
- государственных заповедников;
- стратегического назначения;
- лесного и водного фонда;
- подвергшиеся радиационному заражению.
В каких случаях возникает право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком?
Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
Это режим, которые устанавливает порядок использования земельного надела. Таким образом законодатель устанавливает порядок, характер его эксплуатации. Каждому участку устанавливается свой ВРИ. И использовать участок вопреки разрешенному использованию запрещается даже собственнику.
ВРИ:
- Основной. Этот вид не согласовывается с компетентными органами. Для использования земельного надела собственнику не нужно получать согласия или разрешения.
- Условно-разрешенный. Собственник проходит специальную процедуру для использования земли с выдачей ему разрешения. Без него этот вид использования не будет установлен.
- Вспомогательный. Он устанавливается в качестве дополнения к первым двум ВРИ.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Договор, который рассматривает постоянное бессрочное пользование аграрной недвижимостью, заполняется на специальном бланке по предоставленному шаблону и должен состоять из следующего:
Вводная часть | Указываются сведения, касающиеся обеих сторон |
Предмет договора | Основания для оформления прав на земельный участок, местоположения, назначение и т. п. |
Права и обязанности сторон | Временные рамки, в которые производится передача земли от собственника к пользователю. Правильное отношение к участку. Ход ведения мероприятий по использованию водных ресурсов. Запрет или разрешение на строительство зданий, направленных на какую-то деятельность, при условии соответствия санитарным, пожарным правилам и нормам. Учитывается безвредная эксплуатация участка по отношению к среде обитания и деятельности человека и т. д. |
Ответственность сторон | Правила осуществления компенсационных мероприятий за нанесенный ущерб |
Изменение и прекращение договора | Правила и порядок окончания действия соглашения. Например, эксплуататор земельного участка может высказать отказ от надела, учитывая при этом Земельный кодекс. Тогда договор прекращается |
Разрешение споров | При возникновении конфликтов и споров разрешение их необходимо проводить посредством мирных переговоров. Если такое невозможно, предусматривается обращение в суд с исковым заявлением |
Заключение | Соглашение составляется в двух экземплярах, подписывается и визируется печатями. Каждая из сторон получает свой договор |
Образцы договора представлены в интернете.
Процедуру уже необходимо начать тем, кто еще не решился на переоформление участка, находящегося в бессрочном постоянном пользовании. Если юридическое лицо нарушит сроки, может произойти просто изъятие участка, а ведь его можно было оформить в собственность или в аренду.
Суд найдет возможность, как прекратить действие договора о постоянном бессрочном пользовании. В начале процедуры переоформления понадобится собрать много важных документов, не стоит действовать спешно и спонтанно.
ВНИМАНИЕ! Особенное внимание нужно проявить при оформлении участка, на который утрачены документы.
К счастью, законодательство предусматривает заблаговременно все возможные ситуации и проблемы на пути оформления.
Чтобы переоформить участок, находящийся в бессрочном постоянном пользовании, в собственность, стоит воспользоваться упрощенной процедурой.
- Составляется прошение о переводе земли в собственность, оно подается в местную администрацию.
- Потом нужно дождаться разрешение на изменение вида права на участок.
- Последний этап – регистрация новых прав на участок к Росреестре.
Какие документы понадобятся, чтобы осуществить задуманное? Следует подготовить копию удостоверения личности, копию свидетельства о госрегистрации (для юридического лица), выписку из ЕГПР или копию бумаг правоустанавливающего характера. Потребуется кадастровый паспорт участка.
Если местная администрация принимает положительное решение о переоформлении, должен быть составлен договор купли-продажи, обновленное право на землю проходит регистрацию в Росреестре. Если получен отказ в переоформлении, можно обратиться с иском по данному вопросу в суд.
Право на возможность постоянного использования земельного участка
Законодательство определяет одно из основных видов прав на земельный участок – это право бессрочного пользования. В такое пользование участки могут передаваться муниципальным учреждениям и государственным организациям, они также могут быть переданы органам самоуправления, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ
. Обычным гражданам земельные участки на постоянный срок не предоставляются.
Однако, законодательством предусмотрено сохранение прав пользования земельными участниками на некоторое время, которые находятся в государственной или городской собственности, полученное обычными гражданами или юридическим лицом до введения действующего Земельного кодекса. До 2012 года, такие пользователи должны были переоформить право бессрочной эксплуатации на право аренды участка. У них также была возможность оформить договор на покупку этой земли.
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
Аренда земельных участков
По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).
К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.
Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).
Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).
Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Арендатор вправе без согласия собственника земельного участка, но при условии его уведомления, если иное не предусмотрено договором, передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества или паевого взноса в производственный кооператив, а также передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды.
Что подразумевает право постоянного бессрочного пользования
Под постоянным бессрочным пользованием земельного участка подразумевают ограниченное право в отношении имущества, которым правообладатель владеет и пользуется участком без определения даты завершения периода использования с конкретизацией цели назначения.
Не имея возможности продавать и полноправно распоряжаться имуществом, лица с правом бессрочного пользования, получают возможность возводить здания, строения, сооружения, которые становятся собственностью этого пользователя.
Основания для прекращения пользования земли
Прежде всего, сторона, эксплуатирующая предоставленную землю, может попросту отказаться от этого, ведь в некоторых случаях пользы от ее применения гораздо меньше, чем сил и финансов, которых пользователь затрачивает на обслуживание участка.
Но государство в любой момент может остановить процесс деятельности на земле, и для этого могут применяться определенные причины.
Так, когда происходит передача для эксплуатации, указывается, какой деятельностью будет там заниматься сторона, но она не может выходить за границы его предназначения.
Поэтому, когда земля применяется не для того, что было предусмотрено изначально, ее могут забрать у хозяйственника.
Однозначно можно сказать, что если деятельность лица, получившего право, наносит вред окружающей среде или самой почве, а также природным ресурсам, то в любом случае его лишат такой возможности.
К этому же следует отнести всевозможные ядовитые утечки, заражение земли отходами или строительными работами.
Сам же хозяйствующий субъект может отказаться от дальнейшей эксплуатации, не указывая причину такого решения, и имеет на это полное право.