Муниципальный долг — это… Понятие, управление и обслуживание, реструктуризация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципальный долг — это… Понятие, управление и обслуживание, реструктуризация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, мы рассмотрели понятие, обслуживание, предел муниципального долга. Помимо этого, разобрали категории рефинансирования пролонгации и реструктуризации задолженности, которые выступают в качестве инструментов управления.

Реструктуризация долга — что это такое?

Простыми словами, реструктуризация — это изменение условий погашения задолженности. Такие договоренности фиксируются в письменной форме:

  • банк и заемщик заключают дополнительное соглашение к кредитному договору;
  • стороны подписывают новый договор с графиком платежей,
  • Условия утверждаются по решению суда.

Реструктуризация возможна и в отношении крупных государственных долгов, и в отношении ссуд в микрофинансовых организациях. Кредитор идет на уступки, чтобы сделать погашение задолженности доступнее для должника.

Например, вы взяли в долг 500 тыс. рублей под 10% годовых — должны отдать через 12 месяцев 550 тыс. рублей. Но вот, год прошел, а у вас на руках только 300 тыс. рублей. Вы обращаетесь к кредитору и просите реструктурировать заем. Готовы вернуть 300 тысяч разом, а оставшийся долг — ежемесячными взносами по 50 тысяч рублей + 10% на остаток. Если займодавец соглашается, вы заключаете дополнительное соглашение, в котором и фиксируете новые договоренности, прописываете график платежей.

Для займодавца это удобно, поскольку:

  • в соглашении вы признаете долг с процентами, и в случае просрочки можно обратиться за приказом и быстро взыскать долг;
  • можно для гарантии получить залог или поручительство;
  • в соглашении можно прописать дополнительные санкции за невозврат займа, увеличить процент на период рассрочки.

Ну а заемщик получает возможность расплатиться без судов и приставов, сохранить хорошие отношения.

Суть реструктуризации в изменении способов и сроков погашения, но иногда она включает и частичное списание долга. Основные финансовые причины для реструктуризации в банке:

  • уменьшение дохода или вовсе его потеря;
  • изменения в курсах валют (на этом фоне часто страдает бизнес ИП);
  • появление новых расходов, которые способны привести к дефолту.

Условием для введения реструктуризационных программ в банках является подтвержденная неспособность заемщика рассчитываться на прежних условиях. Такое решение кредитор принимает на свое усмотрение.

Отметим, что программа доступна:

  • физическим лицам;
  • юридическим лицам;
  • государственным предприятиям;
  • предпринимателям и самозанятым лицам.

Реструктуризация банковского кредита

Реструктуризация оформляется в отношении разных кредитов, в том числе ипотечных, целевых, потребительских. Нюансы процедуры зависят от конкретного банковского учреждения. Рассмотрим общую очередность действий:

  1. Должник заполняет анкету. В ней прописываются основания для реструктуризации (к примеру, резкое ухудшение финансового положения), информация об имуществе компании, ее доходах и расходах.
  2. Выбирается подходящий вариант перекредитования.
  3. Анкета анализируется отделом по работе с просроченными кредитами.
  4. Проводится собеседование у сотрудников отдела.
  5. Дебитор собирает документы.
  6. На основании предоставленных документов принимается решение о реструктуризации.
  7. Составляется и подписывается соглашение.

В некоторых банковских учреждениях вместо анкеты должник заполняет заявление.

Под рефинансированием следует понимать погашение старого долга через принятие новых обязательств. Стоит отметить, что в отношении государственных займов временами применяется понятие рефундирования долга. Сегодня принято использовать три ключевых метода рефинансирования заимствований:

  • министерства финансов реализуют с согласия держателей долгов их замену с истекшими периодами погашения на новые по денежным суммам, которые эквивалентны погашаемым;
  • осуществляют операции досрочного характера, связанные с заменой одних обяза­тельств другими с более длительными периодами погашения;
  • организуют размещение (реализацию) новых облигаций и посредством вырученных денежных средств погашают ЦБ с истекшими периодами погашения.

Когда вводится реструктуризация долга при банкротстве?

Процедура реструктуризации долгов начинается с рассмотрения заявления гражданина о признании его банкротом. При рассмотрении заявления должника арбитражный суд может вынести следующие решения:

  1. признание заявление необоснованным при наличии веских оснований;
  2. признать заявление обоснованным, что повлечет за собой введение процедуры реструктуризации долгов. Однако, необходимо иметь в виду, что введение этой процедуры не обязательно означает составление и утверждение плана реструктуризации, а, соответственно, и его реализацию

Российское законодательство предъявляет ряд требований для физических лиц, которые могут вступить в процедуру реструктуризации долгов. К этим требованиям относят:

  • обязательное наличие у должника официального дохода (на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании его несостоятельным), за счет которого и будут погашаться долги перед кредиторами;
  • отсутствие у должника судимости за преступления в экономической сфере;
  • истечение срока действия административного наказания за определенные виды правонарушений (при наличии таковых). К ним можно отнести: фиктивное банкротство, мелкое хищение и т.д.;
  • отсутствие факта признания должника банкротом за 5 лет до процедуры реструктуризации долгов.

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом представляет собой совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погаше­нию займов, изменению условий уже выпушенных займов, опреде­ление условий и выпуск новых государственных ценных бумаг.

Цели. Цели управления государственным долгом:

  1. экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и (или) переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

  2. политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

  3. социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

  4. обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться на эконо­мической безопасности страны.

Этапы управления государственным долгом. Цикл управления государственным долгом состоит из пяти этапов, на каждом из кото­рых решаются специфические задачи:

  1. осуществляется процесс обоснования предельных объемов внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних заимствований, предельных объемов предоставления гарантий, а также формирования программ внутренних и внешних заимствований. На этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового бремени, в том числе по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований, поэтому работа на этом этапе является стратегически важной для страны;

  2. формируется программа эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, нали­чие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по дол­гам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования;

  3. производится размещение облигаций и регулирование коти­ровок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облига­циям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга;

  4. характерен для периода развития Российской Федерации по­сле распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правитель­ство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.;

  5. исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государствен­ных и муниципальных внутренних и внешних долгов.

Читайте также:  Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать

Инструменты по управлению государственным долгом. Осуществляя управление государственным долгом, субъекты (государственные и муниципальные органы) управления используют широкий набор инструментов (способов). Их применение связано с тем, что в ряде случаев возникают обстоятельства, препятствующие своевременному возврату полученного долга и процентов по нему, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменений условий займа.

Среди рыночных инструментов, используемых по управлению государственным долгом, наиболее распространенными являются: реструктуризация задолженности, рефинансирование задолженности и пролонгация долга.

Реструктуризация задолженности – один из основных методов управления государственным и муниципальным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного и муниципального долга. В соответствии с новым графиком должнику предоставляется льготный период, в течение которого уплачиваются только процен­ты, и увеличивается срок погашения суммы основного долга. Рест­руктуризация задолженности может сопровождаться списанием час­ти суммы основного долга, консолидацией ранее выпушенных дол­говых обязательств.

Консолидация займов – изменение (чаще принудительное) условий займов, связанных с их сроками, как правило, увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обяза­тельств и краткосрочных займов в долгосрочные.

Реструктуризация задолженности используется преимуществен­но как метод управления в ситуации долгового кризиса. В результа­те реструктуризации появляются дополнительные финансовые ре­сурсы для обеспечения экономического рост�� и погашения государ­ственного долга в будущем, однако одновременно ограничивается доступ к источникам финансовых ресурсов, особенно к междуна­родным финансовым рынкам.

Согласно Бюджетному кодексу РФ под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обяза­тельств, составляющих государственный иди муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обяза­тельствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств (ст. 105 БК РФ).

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктуризованного долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обяза­тельства в текущем финансовом году, если указанная сумма вклю­чается в общий объем реструктуризованных обязательств.

В отличие от реструктуризации пролонгация государственного и муниципального долга означает продление срока действия обязательства и производится с целью облегчения выплаты (среди инструментов, неиспользуемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы).

Рефинансирование – погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств.

По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга. Применяют три основных способа рефинансирования государственных заимствований:

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) производят с согласия держателей обязательств замену обязательств с истекшими сроками погашения на новые по суммам, эквивалентным погашаемым;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) осуществляют досрочные операции по замене одних обяза­тельств на другие с более длительными сроками погашения;

  • министерства финансов (в отдельных странах – казначейства) организуют размещение (продажу) новых облигаций и с помощью вырученных средств погашают облигации с истекшими сроками погашения.

Министерство финансов РФ использует все перечисленные способы работы с долговыми обязательствами (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджет­ном законодательстве нет такой формы).

Стратегическое управление государственным долгом. Стратегическое управление государственным долгом в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, а также законодательными органами власти субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления посредством принятия проектов законов и решений, касающихся стратегии управления долговыми обязательствами, подготовленных исполнительными органами власти всех уровней, а Президент РФ и руководители региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления отклоняют или подписывают их.

Оперативное управление государственным и муниципальным дол­гом. Оперативное управление государственным и муниципальным долгом в России осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 101) управление государственным и муниципальным долгом осуществляется:

  • государственным долгом Российской Федерации – Правительст­вом Российской Федерации либо уполномоченным им Мини­стерством финансов Российской Федерации;

  • государственным долгом субъекта Российской Федерации – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

  • муниципальным долгом – исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрации) в соответствии суставом муниципального образования.

Единая система управления государственным долгом Российской Федерации изложена в постановлении Правительства РФ от 4 марта 1997 г. № 245.

Долговые обязательства российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Россий­ской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией.

Плюсы и минусы реструктуризации для должника

Когда должник перестает платить по кредиту, государство еще надеется, что кредитор и заемщик придут к консенсусу и как-то договорятся. Этот же этап входил в разработку закона о банкротстве физических лиц. Предполагалось, что диалог может привести к выработке совместной стратегии погашения долга. Однако на практике этого не случилось, отмечает генеральный директор НЦБ Дмитрий Токарев.

В 95% случаев должник не имеет достаточного дохода, чтобы продолжать гасить долги

По его словам, на практике реструктуризация не оправдала возложенных на нее ожиданий — суд прибегает к ней крайне редко. Не редки случаи, когда люди получают львиную долю зарплаты в конверте, поэтому реальный размер их заработка остается загадкой.

Pecтpyктypизaция ипoтeки — чтo этo знaчит

Pecтpyктypизaция – этo внeceниe измeнeний в ycлoвия cyщecтвyющeгo кpeдитнoгo дoгoвopa. Oбычнo oфopмляeтcя, чтoбы coздaть блaгoпpиятныe ycлoвия для пocлeдyющeгo пoгaшeния дoлгa. Pecтpyктypизaция пpoиcxoдит, ecли финaнcoвoe cocтoяниe зaeмщикa yxyдшaeтcя или ecли бaнк xoчeт yдepжaть xopoшeгo плaтeльщикa и для этoгo cнижaeт cтaвкy пo дeйcтвyющeмy кpeдитy.

Пo cyти этo yмeньшeниe плaтeжa, oтcpoчкa или дpyгиe льгoты пo ипoтeчнoмy кpeдитy. Pecтpyктypизaция ипoтeки в 2019 гoдy мoжeт быть peaлизoвaнa нa ocнoвaнии coглaшeния мeждy кpeдитopoм и зaeмщикoм либo нa ocнoвaнии peшeния cyдa, ecли oбcтoятeльcтвa, из кoтopыx cтopoны иcxoдили пpи зaключeнии кpeдитнoгo дoгoвopa для пpиoбpeтeния жилья, cyщecтвeннo измeнилиcь.

Дефолт — это невыполнение обязательств должника по выплате долга — как процентов по нему, так и основной заемной суммы. В случае объявления дефолта компанией или физическим лицом следует процедура банкротства, в ходе которой устанавливаются процедуры возврата долга, его полного или частичного списания. Дефолт государства возникает, если оно не может вовремя выполнить обязательства перед внутренними или внешними кредиторами. Реструктуризация суверенного долга не имеет стандартизированной процедуры — для каждой отдельно взятой страны составляется индивидуальная программа по выплате, чаще всего она растягивается на несколько лет и не гарантирует кредиторам полного возврата средств со стороны заемщика. Объявление государством дефолта снижает его кредитные рейтинги — стране становится сложно или невозможно привлекать новые займы, как следствие, ограниченность вливания внешних капиталов тормозит развитие экономики.

Читайте также:  Ликвидация некоммерческого партнерства пошагово

Основания прекращения долговых обязательств РФ, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга РФ и ее субъекта, муниципального долга

Правовым нормам, посвященным прекращению долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также их списанию с государственного долга посвящена гл. 14 БК РФ.

В соответствии со ст. 98.1 БК РФ, если долговое обязательство Российской Федерации не предъявлено к погашению (или кредитор не совершил действий, определенных условиями обязательства и/или нормативными правовыми актами) в течение трех лет с даты, следующей с даты погашения, предусмотренной условиями долгового обязательства либо федеральными законами, или истек срок государственной гарантии Российской Федерации, то указанное долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации по истечении указанных сроков издает акт о списании с государственного внутреннего долга Российской Федерации долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации.

Списание с государственного внутреннего долга Российской Федерации осуществляется посредством уменьшения объема государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам списываемых государственных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, на сумму их списания без отражения сумм списания в источниках финансирования дефицита федерального бюджета.

При этом законодателем установлено, что приведенные выше правила не распространяются на обязательства по кредитным соглашениям, на долговые обязательства Российской Федерации перед ее субъектами и муниципальными образованиями.

Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право признавать досрочно погашенными выпуски государственных ценных бумаг Российской Федерации, выкупленные (переоформленные) в полном объеме указанным органом исполнительной власти до наступления даты погашения.

Особые правила законодателем установлены для списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации реструктурированных и погашенных (выкупленных) долговых обязательств.

В статье 105 БК РФ определено понятие реструктуризации, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Что же касается списания с государственного внутреннего долга Российской Федерации погашенных (выкупленных) долговых обязательств, то данная процедура осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 113 БК РФ.

Так, поступления в бюджет средств от заимствований учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем увеличения объема источников финансирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Поступления в бюджет от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, поступления в бюджет, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также разница, возникшая в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. Погашение основной суммы долга Российской Федерации, ее субъекта, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита бюджета.

При исполнении обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, предусматривающим в соответствии с условиями их выпуска передачу кредиторам иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, размер государственного долга Российской Федерации уменьшается на величину основного долга (рассчитанную в денежном выражении) по погашаемым таким образом обязательствам.

Аналогичные правила (с некоторыми уточнениями) о списании долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выраженных в валюте Российской Федерации, содержатся во введенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» ст. 99.1, 100.1 БК РФ.

В частности, списание долга оформляется актом уполномоченного органа: либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо местной администрации (в зависимости от того, чьи долговые обязательства списываются — субъекта Российской Федерации или муниципального образования).

Одним из возможных вариантов прекращения государственного или муниципального долга, кроме конверсии, консолидации, унификации, рефинансирования и аннулирования долга, является реструктуризация.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственных или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Главное предназначение реструктуризации — разрешение проблем, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств.

Реструктуризация долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

При этом сумма расходов на обслуживание реструктуризируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктуризируемых обязательств.

Реструктуризация долга аналогична такому способу прекращения гражданскоправовых обязательств, как новация.

Согласно п. 1 ст. 414 части первой ГК РФ, обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация).

Статья 818 части второй ГК РФ предусматривает трансформацию новации долга в заемное обязательство: по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством; замена долга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации (ст. 414 ГК РФ) и совершается в форме, предусмотренной для заключения договора займа (ст. 808 ГК РФ).

Реструктуризация задолженности при банкротстве

Когда человек проходит процедуру банкротства, в отношении его долгов может быть принято два решения: полностью списать все кредиты и просрочки либо назначить реструктуризацию займов. Для самого гражданина второй вариант означает, что долги все равно придется погашать (пусть и по новым правилам).

Реструктуризацию при банкротстве применяют в следующих случаях:

  • у заемщика есть постоянный источник дохода (величина прожиточного минимума — неприкосновенная сумма);
  • гражданин был ранее судим за преступления экономического характера и полностью списать его долг нельзя;
  • человека уже признавали банкротом в течение последних 5 лет.

Если должник не исполняет план реструктуризации, то кредиторы вправе потребовать продажи его имущества в счет погашения займов.

В чем отличие реструктуризации от рефинансирования

В процедуре реструктуризации участвуют две стороны: банк и заемщик. Финансовое учреждение меняет условия действующего договора. Клиент начинает погашать долг по новым правилам. При рефинансировании в дело вступает третье лицо — сторонняя организация. Она кредитует гражданина с той целью, чтобы он полностью закрыл ссуду в первом банке. Теперь клиент будет исполнять обязательства перед другим кредитором. В чем смысл этой манипуляции? Разберем на примере:

Читайте также:  Оформление декрета в 2022 году

Олег решил поменять автомобиль и взял в банке «А» 500 тыс. рублей. Срок займа — 5 лет, ставка — 18% годовых. Мужчина исправно платил по графику, а через полгода увидел рекламу по телевизору: компания «Б» предлагала услуги рефинансирования займов. Олег обратился в организацию и через неделю подписал договор новой ссуды на тот же срок, но под 14,9% годовых. По условию соглашения, новый банк перевел старому всю сумму займа. Теперь Олег выплачивает кредит в банк «Б». Все остались в плюсе: компания привлекла нового клиента, а мужчина сэкономил за счет разницы в процентах.

Рефинансирование можно назвать массовым продуктом, его предлагают многим заемщикам. Реструктуризацию — только тем, кто испытывает финансовые трудности, допускает просрочки и способен вообще перестать погашать долг.

Рефинансирование не стоит делать, когда:

  • прошло больше половины срока;
  • разница между ставками меньше 3%;
  • сниженный процент предлагают только в случае оформления имущества в залог (при ипотеке или автокредите это делают по умолчанию, а вот при потребительских займах у клиента есть возможность выбирать).

Прежде чем подписывать договор с новым банком, узнайте в старом, не возьмут ли с вас плату за досрочное погашение кредита (такое условие нередко указывают в контракте). Кроме того, при рефинансировании заемщику придется оплатить комиссию банка, купить новый страховой полис. Такие расходы могут обойтись недешево и «съесть» всю ожидаемую экономию.

Виды реструктуризации кредита

Реструктуризация долга по кредиту бывает разных типов. Соответственно, каждый из них подходит под свой конкретный случай. Порядок оформления реструктуризации долга по кредиту зависит от обстоятельств обращения самого клиента банка. Заемщик получает на выбор ряд опций по финансовым операциям, и лучше предварительно узнать, что каждая из дефиниций означает.

Воздействие возможно как на срок выплат по долговым обязательствам, так и на размер процентной ставки, начисляемой на тело займа. Существуют так называемые радикальные методы, как, например, списание неустойки, которая доступна не каждому заемщику в затруднительном положении. Мы рассмотрим все типы реструктуризации детально и укажем все риски и преимущества каждого, чтобы можно было выбрать действительно оптимальный вариант.

Отразится ли реструктуризация на кредитной истории

Выяснив, что такое реструктуризация кредита, понять ее влияние на формирование кредитной истории несложно. В банке важно запросить реструктуризацию долга еще до каких-либо просрочек и штрафов, тогда в кредитной истории будет лишь пометка об изменении условий кредитного договора. Но если у заемщика уже есть просрочка или их несколько, то это, несомненно, пятно на его финансовой репутации.

И дело не в наличии самой реструктуризации, а именно в пропуске платежа. Поэтому стоит внимательно относиться к срокам выплат и погашать ссуду вовремя. В случае если долг был погашен в течение месяца после просрочки и изменений условий, финансовые организации не рассмотрят этот инцидент как плохой знак. Но при наличии систематических пропусков по погашению долга расценят их как неблагонадежность заемщика в принципе.

В вопросах реструктуризации и рефинансирования необходимо четко понимать разницу между совершенно отличными друг от друга финансовыми операциями. При рефинансировании старый долг погашается новым банком в полном объеме и сразу, а сам кредит в новом учреждении берется на более выгодных условиях. Реструктуризация же предполагает, скорее, не более выгодные условия кредита, а возможность избежать просрочек при ухудшении финансового положения. Чаще, наоборот, эту процедуру выгодной не назовешь.

Что такое внешний госдолг страны

Согласно определению МВФ – это общий объем текущих, непогашенных обязательств, которые не связаны с какими-либо условиями – «тело кредита», плюс проценты, что были приняты резидентами одной страны относительно нерезидентов.

Внешний долг складывается из государственных, наряду с частными просрочками, при этом наряду с ростом финансовых ресурсов, повышается риск возникновения кризиса в экономике. Суммарный размер самого долга, плюс просроченные выплаты, оказывают значительное влияние на общий рейтинг государства у международной общественности, при дальнейших предоставлениях кредитов. Чем он ниже, тем под более жесткие условия производится выдача новых займов.

Те страны, у которых высокие показатели просроченных выплат, фактически не могут рассчитывать на новые денежные потоки. Единственным возможным вариантом для них поправить свое финансовое положение, становится обращение к ресурсам МВФ и группам Всемирного банка.

Появление просрочек может означать начало переговоров с кредиторами других государств по вопросам возможного урегулирования внешних долгов. Обычно речь идет о принятии определенных мер со стороны заемщика, направленных на ликвидацию задолженности, путем снижения процентных выплат и суммы основного долга.

Основные схемы реструктуризации

На этапах решения вопроса, применяют самые разные методы относительно конвертации требований по долговым обязательствам. Предлагаем рассмотреть имеющиеся возможности выйти из кризиса:

  • Списание.

Когда размер выплат, превышает показатели ожидаемой платежеспособности, именно ВД используют как пропорциональный налог, что объясняет перенаправление доходов «побочного» вида не гражданам, но непосредственно кредиторам.

Подобное отношение является дестимулирующим фактором для государства как минимум в 2-х аспектах: уменьшается заинтересованность правительства проводить максимально жесткую экономическую политику, в виде некоторых непопулярных мер. Кроме этого, наличие избыточного «долгового груза» оказывает негативное влияние на общее благосостояние людей, что вызвано увеличением налоговой ноши, при снижении активности инвестиций.

  • Выкуп.

У некоторых стран-должников имеются в активах значительные запасы ресурсов в золоте и валюте либо есть возможность в максимально сжатые сроки нарастить их путем стимулирования экспорта. При этом такими государственными долгами торгуют на рынке со значительным дисконтом, что является наглядным свидетельством опасений инвесторов относительно платежеспособности данного заемщика.

Оптимальным вариантом выхода из подобной ситуации, может стать разрешение выкупать у себя долги, с последующим уменьшением общего объема госдолга, кредиторам не нужно добиваться согласованности решений; дисконт превращает выбранную стратегию в некоторого рода частичное прощение.

  • Секьютиризация.

Сразу отметим, что процедура по досрочному выкупу суверенных ссуд ограничена как позицией, занимаемой кредиторами, также запасами валютного ресурса, доступного конкретному государству. Преодолеть данное условие призван применяемый метод, путем замены на облигации имеющихся просрочек.

Производят указанные действия непосредственно при обмене старых обязательств, либо опосредованно направляя привлеченные через эмиссию средства, чтобы погасить существующий долг.

При проведении торгов на рынке новых бумаг, наделенных меньшим дисконтом, происходит уменьшение общей задолженности. Реструктурирование по данной схеме реализуют добровольно, когда признают приоритетность новых обязательств перед старыми. По-другому снизить долговое бремя, повысить соответственно доходность, не представляется возможным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *