Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несовершеннолетним об ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
И уголовная, и административная ответственность наступает с 16 лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ и ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ соответственно). При этом в обоих случаях возраст учитывается на момент совершения преступления или правонарушения. Иными словами, если подросток совершил преступление или административное правонарушение до 16-летия, ответственности он не подлежит даже по достижении этого возраста.
Возраст наступления административной и уголовной ответственности в России (со скольких лет могут привлечь)
Но при этом возраст уголовной ответственности может варьироваться в зависимости от ряда обстоятельств. Так, в силу ч. 2 ст. 20 УК РФ подростки, совершившие определенные преступления, подлежат преследованию уже с 14 лет. К таковым относятся убийство (ст. 105 УК РФ), грабеж (ст. 161), кража (ст. 158), отягченное хулиганство (ч. 2 и 3 ст. 213) и т. д. В то же время за некоторые преступления отвечают исключительно совершеннолетние, если об этом прямо указано в соответствующей статье Уголовного кодекса (например, ст. 134, 135).
Кодекс об административных правонарушениях подобных исключений не содержит — возраст административной ответственности наступает с шестнадцати лет всегда.
ВАЖНО! Лицо считается достигшим определенного возраста не в день своего рождения, а в 00 часов 00 минут суток, следующих за ним (п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 01.02.2011 № 1). Например, подросток, родившийся 16.10.2002, официально достиг 16-летия в полночь 17.10.2018. Время рождения значения не имеет.
С какого возраста наступает административная ответственность несовершеннолетних? С данным вопросом нередко обращаются к юристам родители подростков, совершивших правонарушения. Потому что многие из них думают о том, что до совершеннолетия их ребенка нельзя будет привлечь за какой-либо проступок. КОАП четко гласит о том, что к административной ответственности привлекаются лица, достигшие 16 лет. Поэтому, если подростку уже есть шестнадцать, и он совершил правонарушение, то он должен понести за это наказание.
Как же быть тем гражданам, чьи дети, хоть и достигли указанного возраста, но в силу хронического, психического расстройства не могли полностью осознавать всю противоправность своих действий? В данном случае потребуется справка от специалиста, если последний состоит на учете у психиатра.
Можно ли привлечь к ответственности подростка, которому еще нет шестнадцати лет за то, что он находился в нетрезвом виде в общественном месте? Ведь родители, в силу своей занятости, не всегда способны отслеживать все действия своего ребенка. По достижении какого возраста наступает административная ответственность? В данном случае нужно еще раз сказать о том, что сам подросток будет отвечать за свои противоправные действия только в 16 лет, до этого возраста за него несут полную ответственность его родители.
Ответственность несовершеннолетних: виды ответственности, возраст, с которого наступает уголовная и административная ответственность, виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет.
На районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:
а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР;
в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
д) совершивших иные антиобщественные поступки;
е) уклоняющихся от учебы или работы.
К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воздействия:
а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
б) вынести предупреждение;
в) объявить выговор или строгий выговор;
г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1)
д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;
е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
— техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).
Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Общие положения об административной ответственности несовершеннолетних
Административная ответственность является фундаментальной категорией российской правовой системы и реализуется в отношении широкого круга лиц, совершивших деликты, установленные законодательством в качестве административных правонарушений. Административной ответственности подлежат практически все категории субъектов права, в большинстве случаев – вне зависимости от особенностей их правового статуса: физические и юридические лица, не наделенные государственно-властными полномочиями; государственные служащие и должностные лица; военнослужащие; граждане, призванные на военные сборы; лица, имеющие специальные звания; иностранные граждане; лица без гражданства; иностранные юридические лица; и др. (в данном случае речь идет лишь об особом порядке привлечения отдельных категорий лиц к административной ответственности).
Конституция РФ предоставляет гражданам РФ право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-летнего возраста (ст. 60), не нарушая при этом права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
В соответствии со ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.
Таким образом, законодатель считает лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанным и способным осознавать социальный смысл своего поведения, признавать и уважать права и свободы других лиц, правильно оценивать свои действия и отвечать за них, предвидеть последствия возможных нарушений.
Общие и различные стороны преступления и правонарушения
Чтобы понять, чем различаются уголовная и административная ответственность, необходимо ответить на вопрос, в чем состоит отличие преступления от правонарушения. Конечно, есть различные правовые тонкости, которые стоит принимать во внимание, но знают о таких моментах, как правило, юристы, а вот для обычных граждан достаточно иметь представление о ключевой разнице и об общих характеристиках. К общим признакам можно отнести следующие:
- небрежное отношение к действующему законодательству;
- причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в средних или минимальных размерах;
- частичное или полное игнорирование правовых запретов;
- каждый проступок считается опасным для общества;
- за совершенные деяния виновное лицо несет определенную ответственность.
Если говорить о различиях, то здесь стоит упомянуть два момента. Во-первых, за преступления наказания намного серьезнее и строже, а во-вторых, мера опасности совершенного преступления для общества намного значительнее. Именно на эти критерии ориентируются ответственные сотрудники при квалифицировании деяния.
Административная ответственность как один из видов юридической ответственности
Таким образом, административным правонарушением признается посягающее на установленный правопорядок общественно вредное, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое действующим законодательством установлено административное наказание. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — физические лица; Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности.
Чем отличается административная ответственность от уголовной? Разница между двумя видами ответственности есть, и весьма существенная.
Объективные признаки административного правонарушения. Объект и объективна сторона административного правонарушения. Субъективные признаки административного правонарушения. Субъект административного правонарушения.
За все вышеперечисленные проступки будет возбуждено уголовное дело, и назначено суровое наказание. Конечно, существует большая разница между тем, что человек украл мешок картошки и убил продавца. Разграничения между проступками по своей тяжести, четко писаны в Уголовном Кодексе.
Во-вторых, круг родовых объектов, за посягательства на которые несут административную ответственность юридические лица, значительно уже, чем у физических и должностных лиц. Например, ответственность юридических лиц не предусмотрена гл. 17, 21 КоАП РФ. Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.
Виды административной ответственности несовершеннолетних
Правонарушения с участием подростков рассматривают специальные комиссии по делам несовершеннолетних, которые есть в каждом городе. В компетенцию этого органа входят:
- опасные общественные деяния (для нарушителей младше 14 лет);
- проступки, не охватываемые УК РФ (от 14 до 16 лет);
- деяния, по которым отказано или прекращено уголовное производство (от 14 до 18 лет);
- нарушения ПДД (до 16 лет);
- административные преступления, совершенные лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Отметим, что сюда не входят дела о неповиновении требованиям представителей власти;
- мелкие хищения, хулиганство, уклонение от учебы или работы;
- нарушение правил использования, хранения и приобретения оружия и боеприпасов.
Для того, чтобы подростки вели законопослушный образ жизни и не нарушали правопорядок, они должны видеть пример поведения со стороны старших родственников, взрослых людей. Это очень важно.
Если говорить о том, с какого возраста наступает административная ответственность, то здесь было бы не лишним запомнить, что родители несут ответственность за своих детей в данном случае до того момента, пока им не исполнится 16 лет. Иными словами, за неправильные действия детей до указанного возраста будут отвечать их законные представители.
Дети не должны употреблять спиртное, курить и видеть, как это делают взрослые, как дома, так и на улице.
С какого возраста административная ответственность наступает для тех подростков, которые нарушают административный кодекс? В данном случае последние могут быть совсем освобождены от наказания, если так решит комиссия по делам несовершеннолетних. Но, по общему правилу, к подросткам могут быть применены административные санкции только по достижении 16 лет.
Уголовная ответственность
Что именно совершается органами власти при реализации данного института? Все возможные санкции четко фиксируются в законе и не допускают отклонений. Встречаются даже те меры, которые не лишены внимания законодателя, но при этом совершенно недопустимы на практике. Также существует множество проблем в этой сфере. Самая популярная та, которую рождает именно уголовная ответственность. Наступает со скольки лет, то есть когда? Это часто вызывает споры практикующих юристов.
С данным институтом связано много вопросов. Со скольки лет наступает уголовная ответственность в РФ, каков порядок ее применения? Безусловно, данные аспекты должны освещаться особенно тщательно, что законодатель и делает. Уголовный кодекс очень четко и подробно описывает важные моменты, отводя на них самостоятельные нормы, таким примером может случить статья 20 УК РФ, которая и будет рассмотрена ниже.
Особенности административной ответственности несовершеннолетних
Субъектами административного правонарушения, в соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, могут быть только несовершеннолетние граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В отличие от положений, установленных КоАП РФ, уголовной ответственности за совершение преступлений, подлежат несовершеннолетние, достигшие ко времени совершения преступления возраста четырнадцати лет (ст. 87 УК РФ).
В общем порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных несовершеннолетними, рассматриваются районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые образуются муниципальными органами и представляют собой одну из немногочисленных разновидностей негосударственных органов административной юрисдикции.
Данные комиссии действуют в соответствии с еще пока не отмененным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.
Исключение из общего правила рассмотрения дел данной категории составляют дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, а также о таких административных правонарушениях, как безбилетный проезд на транспорте. Данные административные правонарушения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение данной комиссии.
Административная ответственность наступает
Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.
Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. (Статья 20 Уголовного Кодекса Российской Федерации).
Лица, достигшие ко времени совершения преступлениячетырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226 УК РФ), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229 УК РФ), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267 УК РФ).Административная ответственность наступает в возрасте 16 лет.
На районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних:
- а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия;
- б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 10 Уголовного кодекса РСФСР;
- в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело в порядке, предусмотренном статьями 8 и 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР;
- г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения;совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения (кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или дружинника);
- совершивших мелкое хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов, которые рассматриваются комиссиями лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), имеющий право налагать административное взыскание, передает его на рассмотрение комиссии.
- д) совершивших иные антиобщественные поступки;
- е) уклоняющихся от учебы или работы.К несовершеннолетним могут применяться следующие меры воздействия:
- а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
- б) вынести предупреждение;
- в) объявить выговор или строгий выговор;
г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и суммам ущерба не превышает одной второй минимального размера оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1)
- д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельной заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных актами высших органов государственной власти и управления СССР, РСФСР и автономных республик, решениями местных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов;
- е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;
- ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;
- з) направить несовершеннолетнего в специальное лечебно — воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;
- и) поместить несовершеннолетнего, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет — в специальное профессионально
— техническое училище. Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией.
- К родителям несовершеннолетних или лицам, их заменяющим, в случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения, или за потребл��ние несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других правонарушений, следующие меры воздействия:
- а) вынести общественное порицание;
- б) вынести предупреждение;
- в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда;
Возраст наступления административной ответственности
При определении момента совершения административного правонарушения необходимо установить признаки законченного проступка. Подтверждением того, что правонарушение закончено, является наличие его состава (см. комментарий к ст. 2.1). Момент совершения проступка обусловлен временными параметрами, позволяющими установить факт деяния. Можно констатировать тождество понятий «время совершения противоправного действия (бездействия)» (ст. 2.8 КоАП) и «момент совершения административного правонарушения» (ч. 1 ст. 2.3 КоАП). Момент совершения длящегося административного проступка — деяния, беспрерывно осуществляемого в течение продолжительного времени, — связан с его обнаружением независимо от того, когда было начато противоправное действие (бездействие).
Привлекают ли к ответственности родителей детей, совершивших правовое нарушение?
Ответственность за произошедшее административное нарушение накладывается на человека, совершившего проступок. Данное правило не подлежит обсуждению, выходя из ключевого принципа административного права – принципа вины. Иными словами, вынести наказание можно лишь за то, что гражданин точно совершил, и в чем он точно виноват.
Следовательно, привлекать родителей ребенка, совершившего правовое административное нарушение, недопустимо.
Обратите внимание! Несмотря на сказанное, родители должны нести ответ за деяния своих детей – пусть и не прямым образом, но косвенным.
Родители косвенно несут ответственность за деяния своих детей
На основании пункта первого статьи 63 СК России родители должны не только беспокоиться за здоровье своих детей, но и заниматься их нравственным развитием и воспитанием. Так что на законодательном уровне существует ответственность для родителей подростка, совершившего административное правонарушение – если родители позволили ребенку совершить какой-либо проступок, нарушающий законы, то их могут наказать за игнорирование обязанностей по воспитанию.
Статья 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц (действующая редакция)
То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности Журавлевой А.К. входит представление интересов организации в делах о банкротстве, в том числе ведение переписки с арбитражными управляющими, представителями временной администрации, не свидетельствует о том, что она наделена какими-либо организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Предусмотренные должностной инструкцией обязанности ведущего юрисконсульта отдела претензионно-исковой работы корпоративно-правового департамента организации не являются индивидуальными и установлены для многих сотрудников отдела.
На этой основе Верховный Суд Российской Федерации признал приведенные Журавлевой А.К. доводы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке (Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2017 N 305-АД17-1484 по делу N А40-91243/2016).
Также лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.7, 14.15 КоАП РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).