Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит исполнительное производство?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судебные приставы начинают взыскивать с должника сумму задолженности после того, как им поступает исполнительный лист. После этого, в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве», судебные приставы открывают исполнительное производство по делу о взыскании долгов — согласно статье 36, все требования должны быть исполнены в течение двух месяцев со дня вынесения решения судом и открытия производства.
Общие черты исполнения административных наказаний неимущественного характера судебными приставами-исполнителями
В настоящее время ФССП России реализует не только требования о взыскании с должников денежных средств, истребования другого имущества либо о понуждении их к определенному поведению, но также выполняет особую функцию органа, исполняющего наказания, по процессуально-правовой роли аналогичного ФСИН. Однако такая цель в законодательстве, регламентирующем статус ФССП России, не отражена. Между тем исполнение наказаний (уголовных и административных) — это отдельный вид процессуальной деятельности, подчиняющийся особым правилам и базирующийся на отдельных правовых принципах.
В исполнительном производстве по исполнению административных наказаний центральным субъектом процессуальной деятельности, обязанным совершать определенные действия, является судебный пристав-исполнитель. Должник в данном случае — это лицо, отбывающее административное наказание. Он обязан претерпевать меры принуждения, предпринимаемые в отношении него, и подчиняться требованиям властного субъекта (пристава).
Исполнение административных наказаний основывается на ином составе принципов. Так, в действие вступает принцип обратной силы закона, смягчающего или отменяющего административную ответственность за совершенное правонарушение (ч. 2 ст. 1.7 КоАП).
Применение уполномоченным должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанного должностного лица в соответствии с законом (ч. 2 ст. 1.6 КоАП). Также процессуальная деятельность по исполнению административных наказаний должна строиться на принципах гуманизма (при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство — ч. 3 ст. 1.6 КоАП), дифференциации и индивидуализации исполнения наказания, равенства лиц, отбывающих наказание, перед законом, соединения исполнения наказания с исправительным воздействием, стимулирования правопослушного поведения.
Особенности исполнения исполнительных документов об административном приостановлении деятельности должника
Административное приостановление деятельности представляет собой вид административного наказания, при котором временно прекращается деятельность индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Иными словами, запрет деятельности может выноситься как в отношении субъекта, привлекаемого к ответственности (именно при запрете деятельности как разновидности либо запрещении осуществления определенного вида работ или оказания услуг), так и в отношении материальных объектов (оборудования, помещений и т.п.).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.12 КоАП постановления об административном приостановлении деятельности, помимо судов, могут также выноситься уполномоченными должностными лицами Ростехнадзора.
Сущность и исполнение административного приостановления деятельности регулируются ст. ст. 3.12, 32.12 КоАП, ст. 109 ФЗИП.
Деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП). Срок исчисляется в календарных днях. В этот срок включается период фактического приостановления деятельности — обеспечительная мера в виде временного запрета деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП), если такая мера была применена во время рассмотрения административного дела (ст. 27.16 КоАП).
Поэтому в постановлении (решении) обязательно должна быть указана дата, до которой назначенное приостановление деятельности будет иметь место.
В постановлении о назначении лицу, привлекаемому к ответственности, административного приостановления деятельности обязательно должно быть определено, какая именно деятельность подлежит приостановлению, в каком объеме, на каких объектах, с запретом на выполнение определенных работ (оказание услуг) и т.п. Однако конкретные мероприятия по исполнению (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий) не должны указываться, поскольку такие меры выбираются судебными приставами-исполнителями самостоятельно в целях исполнения назначенного наказания.
В качестве должника в данном исполнительном производстве выступает специальный субъект — индивидуальный предприниматель, юридическое лицо. Правопреемство и представительство должника по указанному виду исполнительного производства не могут иметь место. Участие должника или его представителя не является обязательным при исполнении, поскольку сущность исполнения составляют действия пристава, а не должника.
Постановление (решение) об административном приостановлении деятельности подлежит немедленному исполнению (ч. 1 ст. 32.12 КоАП). Такое требование означает, что пристав обязан возбудить исполнительное производство в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение ФССП России. Не позднее следующего рабочего дня с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан произвести конкретные меры по фактическому приостановлению деятельности. Непосредственное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения может быть произведено в нерабочие дни или с 22 часов до 6 часов. При этом пристав обязан получить разрешение старшего судебного пристава или его заместителя на проведение соответствующих мероприятий.
Особенностью механизма исполнения административного приостановления деятельности также является то, что исполнительное производство в данном случае не может быть приостановлено, если постановление (решение) суда обжалуется должником.
Непосредственное осуществление мероприятий по приостановлению деятельности происходит с участием понятых (их должно быть не менее двух человек), а при необходимости — сотрудников органов внутренних дел. Также обстоятельства производства могут потребовать участия в реализации этого административного наказания соответствующих специалистов. В качестве специалистов в исполнительном производстве могут участвовать сотрудники соответствующих ведомств, составлявшие протоколы об административных правонарушениях, — МЧС, ФМС, Лесхоз, Роспотребнадзор и др.
В случае самостоятельного прекращения лицом деятельности, подлежащей приостановлению, судебный пристав-исполнитель все равно должен выезжать на место совершения исполнительных действий и осуществлять мероприятия, установленные законодательством (опечатывание помещений, касс должника и т.п.).
Законодательством (ч. 2 ст. 109 ФЗИП, ч. 2 ст. 32.12 КоАП) установлены конкретные меры, которые должен совершить пристав в целях исполнения постановления: наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника. Перечень мер не носит закрытого характера. Применение приставом иных мер, не указанных напрямую в законодательстве или исполнительном документе, возможно только в целях исполнения наказания. Например, судебный пристав-исполнитель может произвести мероприятия по отселению жильцов из помещений, эксплуатация которых запрещена. Однако принимаемые приставом меры не должны влечь необратимые последствия для производственного процесса (например, в химической, сталелитейной, добывающей промышленности, процессе переработки нефти, газа), а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (водоснабжение, канализация, энергообеспечение и др.). Это положение является важной гарантией стабильности экономической деятельности и охраны общественных интересов.
Под необратимыми для производственного процесса следует понимать такие последствия, которые делают невозможным продолжение деятельности в первоначальном режиме после ее возобновления, в том числе если продолжение деятельности в первоначальном (до приостановления) объеме и темпе требует совершения масштабных мероприятий, которые не имели бы места в условиях нормального хода производственной деятельности. Такое понимание не распространяется на мероприятия по устранению нарушений, послуживших основанием для назначения этого вида наказания.
После принятия мер, направленных на фактическое приостановление деятельности, пристав обязан осуществлять постоянный контроль исполнения должником возложенных на него ограничений: проводить регулярные выходы по адресам объектов, деятельность которых приостановлена, с целью проверки сохранности наложенных ранее печатей и пломб для исключения случаев возобновления должником деятельности до окончания срока административного приостановления с процессуальным оформлением действий в виде акта о совершении исполнительных действий.
Периодичность проведения проверок зависит от срока назначения наказания и фактических обстоятельств дела, например, от социальной значимости объекта, деятельность которого приостановлена (стратегические объекты, объекты с массовым пребыванием людей и др.). Если должник нарушает режим исполнения наказания, в отношении него пристав составляет протокол по ч. 1 ст. 17.14 КоАП.
Исполнительное производство по административному приостановлению деятельности подлежит окончанию фактическим исполнением (п. 1 ч. 1 ст. 47 ФЗИП) на следующий день после истечения срока административного приостановления деятельности, указанного в исполнительном документе. При этом судебный пристав-исполнитель обязан окончить исполнительное производство по наступлении указанной даты даже в том случае, если должником не были устранены нарушения, послужившие основанием для применения к нему указанной меры административной ответственности. В компетенцию пристава не входит определение фактов устранения нарушений должником, которые послужили основанием для его привлечения к ответственности.
Сроки исполнительного производства
Приставы-исполнители при совершении действий, входящих в их полномочия, должны руководствоваться сроками, указанными в статье 36 ФЗИП: это 2 месяца с момента возбуждения исполнительного производства. При этом срок возбуждения дела в период, указанный выше, не включается. Правило действует в случае, когда в судебном решении, приказе или ином акте суда или федеральном законе не установлен другой срок приведения его в исполнение. Так, налоговое и таможенное законодательства могут предусматривать свои сроки для обязательных платежей.
Срок исполнения установлен в первую очередь для защиты прав взыскателя, так как истечение не означает, что пристав не имеет права производить исполнительные действия и применять меры принудительного воздействия. Другими словами, сроком давности данный период не является, ведь его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. По сути, срока давности у него просто нет.
Поэтому нередки случаи, когда взыскатель обжалует не только действие, но и бездействие приставов. Жалоба подается руководству, в прокуратуру. А может и вовсе не подаваться — взыскатель всегда имеет право обжаловать действия или бездействие сотрудников ФССП в суде (общей юрисдикции или арбитражном, если истец — предприниматель).
Единственное исключение из описанного правила составляет положение статьи 47 ФЗИП, согласно которому такое производство может быть окончено истечением срока давности, предусмотренного статьей 31.9 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с последней, постановление о назначении административного наказания должно быть исполнено в течение 2-х лет. В противном случае, оно теряет обязательную силу.
Но правило перестает работать, если тот, в отношении кого было вынесено постановление, уклоняется от его исполнения. Отсчет возобновляется с момента, когда были обнаружены место нахождения нарушителя или его имущество, на которое можно обратить административное взыскание.
Окончание исполнительного производства
Статья 47 ФЗИП содержит исчерпывающий перечень оснований для окончания исполнительного производства. К ним относятся:
- исполнение должником всех требований так, как предусмотрено в исполнительном листе;
- возвращение после возбуждения приставами процесса исполнительного листа или приказа взыскателю: если он попросил, если не получается найти должника, если взыскатель сам мешает вести дело, с должника нечего взыскивать и по другим причинам, перечисленным в статье 46 ФЗИП;
- возвращение исполнительного документа по требованию суда;
- ликвидация организации, являющейся должником — лист или приказ направляется ликвидационной комиссии, ликвидатору;
- получение должником статуса банкрота — исполнительный документ передается арбитражному управляющему;
- направление копии листа или приказа в организацию, чтобы удерживать периодические платежи;
- истечение срока давности постановления — касается административного производства.
Таким образом, исполнительное производство, в идеале, должно избавлять взыскателя от головной боли, связанной с неисполнением должником решения суда. Однако не всегда система работает эффективно — можно столкнуться и с бездействием приставов, и с хитрыми схемами должника по укрытию себя и своего имущества от ФССП.
Однако подача приставам заявления о возбуждении производства все равно остается единственным способом получить от должника хоть что-то.
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Общие правила исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах
Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов осуществляется не только путем присуждения денежных средств или имущества, но и путем принуждения к совершению каких-либо действий. Таким образом, требованиями неимущественного характера можно считать содержащиеся в исполнительном документе предписания, обязывающие должника совершить определенные действия или, напротив, воздержаться от их совершения, не связанные со взысканием денежных средств или имущества. Требованиями неимущественного характера является, например, требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника, о вселении взыскателя, о выселении должника, об административном приостановлении деятельности должника, о передаче ребенка одному из родителей или органу опеки и попечительства, о принудительном выдворении лица за пределы России.
Статья 106. Исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения
1. Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если взыскатель допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе взыскателя.
2. В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные статьей 105 настоящего Федерального закона, и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд или другой орган, принявший решение о восстановлении его на работе, с заявлением о взыскании с должника среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе по день исполнения исполнительного документа.
Что такое иные взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с терминами, включенными в формулировку.
Что означает «взыскания не в бюджеты РФ» определить достаточно просто: это удовлетворенные судом требования, суммы от взыскания которых должны поступать юридическим и физическим лицам, а не государству. Бюджеты РФ в данном случае упоминаются в значении консолидированных счетов, на которых аккумулируются государственные средства.
Второй термин также определить несложно:
- взыскания имущественного характера появляются по имущественным спорам относительно материальных благ и их принадлежности,
- неимущественные споры – это разногласия возникающие по поводу нематериальных благ (например, иски о защите чести и достоинства, споры относительно определения места проживания ребенка и т.д.).
Итак, взыскания имущественного характера не в бюджеты РФ – это все категории дел по имущественным спорам, взыскателем по которым НЕ является государство, субъект РФ, муниципальное образование или государственный орган, выступающий от лица государства.
Обжалование постановления
Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.
Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:
- преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
- нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
- назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
- взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
- неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
- неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.
А если пристав не сможет взыскать долг?
Бывает же такое, человек «гол как сокол». Финансами на располагает, работы нет, сидит на шее у родственников, например, у родителей. Ну что с него можно взять? В таких случаях через какое время приставы закрывают исполнительное производство? Конкретных сроков не существует. Пристав вправе прекратить дело и возвратить все документы взыскателю. Но перед этим он должен осуществить все возможные мероприятия, предусмотренные законом.
Вот, что говорит Федеральный закон № 229:
Исполнительный документ, по которому деньги так и не взысканы или взысканы только частично, отправляется взыскателю, если у должника нет никакого имущества, а все усилия судебного пристава-исполнителя по истребованию денег не имели результата.
В частности, он обязан направить всевозможные запросы в банки, государственные органы, чтобы выяснить, имеется ли во владении гражданина, какое-либо имущество. Проверяет банки на предмет наличия банковских счетов. Если все проведенные мероприятия результата не дали, а дохода, с которого можно удерживать деньги, нет, он составляет специальный документ.
Какие сроки установлены для исполнительного производства у приставов / Правомер
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случае неисполнения должником по доброй воле обязанностей, что были возложены на него, в надлежащий орган может быть отправлен специальный лист, после чего уже в принудительном виде будут проводиться операции по такому делу, как взыскание.
Как процессуальное мероприятие, исполнительное производство имеет сроки. Они установлены как для исполнительного производства, так и для взыскателя, в отношении сроков для предъявления исполнительного документа.
Но есть ли срок давности по долгам у приставов? И что будет, когда истечет такой срок исковой давности, приставы прекратят преследование?
Исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий: понятие, порядок взыскания
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.
В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.
- Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:
- 1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона;
- 2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
- 3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
- 4) по судебным актам по обеспечительным мерам;
- 5) по исполнительным документам, содержащим требования о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства;
- 6) по исполнительным документам, содержащим требования об отбывании обязательных работ;
- 7) по запросу центрального органа о розыске ребенка.
- Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
- Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:
- 1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
- 2) исполнительного документа;
- 3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
- Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
- Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
- К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:
- 1) перевозку, хранение и реализацию имуще��тва должника;
- 2) вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
- 3) перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
- 4) розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
- 5) проведение государственной регистрации прав должника;
- 6) совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
- Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
- В случае прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.
- Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом или его заместителем.
Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Не востребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.
- Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности:
- 1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
- 2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
- 3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор;
- Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, распределяются в следующей очередности:
- 1) в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий;
- 2) во вторую очередь уплачивается исполнительский сбор;
- Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Расходы по совершению исполнительных действий
- Введение
- Расходы на совершение исполнительских действий — это денежные средства, затраченные на совершение действий указанных в ФЗ «Об исполнительном производстве», которые собираются взыскателем.
- Данная тема является актуальной, так как расходы на совершение исполнительских действий не маловажная часть исполнительного производства, которая помогает для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
- Объектом исследования выступают расходы (денежные средства), затраченные на совершение определенных действий.
- Целью в курсовой работе является полное и всестороннее рассмотрение данной темы и раскрытие всех её составляющих.
- В контрольной работе мы собираемся рассмотреть: какие расходы являются расходами по совершению исполнительных действий; кто является основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве.
- Контрольная работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.
- При написании работы мы пользовались ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», научно-практическими журналами и специальной научной литературой.
- Расходы по совершению исполнительных действий
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»1, ст.116 определил, какие расходы являются расходами по совершению исполнительных действий, и установил источники их погашения; в незакрытом перечне назвал действия, являющиеся исполнительными, затраты на производство которых относятся к таким расходам, разработал порядок возмещения и взыскания упомянутых расходов.
Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны, т.е. взыскатель и должник. Без взыскателя и должника правоотношения в исполнительном производстве потеряли бы смысл, поэтому в ФЗ «Об исполнительном производстве» стороны, взыскатель и должник, среди лиц, участвующих в исполнительном производстве, выделены первыми.9, стр.235
- К лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, в соответствии со ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве» относятся:
- а) взыскатель и должник (далее также — стороны исполнительного производства);
- б) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
- в) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).
В ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель определяется как гражданин или организация, в пользу или в интересах, которых выдан исполнительный документ, а должник — как гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В исполнительном производстве может быть несколько взыскателей или должников (ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве»). В Законе также оговорено участие в исполнительном производстве несовершеннолетних в качестве сторон, правопреемников в случае выбытия одной из сторон и представителей сторон (ст. ст. 51, 52, 53 ФЗ «Об исполнительном производстве»).4, стр.298
К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:
1. перевозку, хранение и реализацию имущества должника. Расходы на хранение арестованного имущества согласно ч. 4 ст.
86 ФЗ «Об исполнительном производстве» представляют собой выплаты лицу, которому судебный пристав-исполнитель передал под охрану или на хранение такое имущество (если таковым не является должник или член его семьи), в счет вознаграждения и возмещения понесенных расходов по охране или хранению за вычетом фактически полученной выгоды от использования имущества. Расходы на реализацию имущества должника подразумеваются в соответствующих положениях ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве». О расходах на перевозку имущества должника в ФЗ «Об исполнительном производстве» ничего не говорится;
2. вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов. На такие виды расходов указано в ч. 4 ст. 58 и ч. 3 ст.
61 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении вознаграждения за выполненную работу переводчика и специалиста соответственно, в ч. 2 ст. 60 ФЗ «Об исполнительном производстве»- в отношении расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого (размер таких расходов согласно ч. 3 указанной статьи определяется Правительством РФ).
А вот о компенсации расходов, понесенных переводчиком и специалистом, в ст. 58 и ст. 61 ФЗ «Об исполнительном производстве» по не вполне понятной причине ничего не говорится. Имеется и обратная ситуация: в ч. 2 ст.
60 ФЗ «Об исполнительном производстве» отдельно указано право понятого на возмещение недополученной заработной платы или денежную компенсацию в свя��и с потерей времени, но о таких расходах по не вполне понятной причине ничего не говорится в п. 2 ч. 2 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
3. перевод (пересылку) взыскателю денежных средств. Для случаев, когда денежные средства удерживаются из заработной платы и иных доходов должника лицом, выплачивающим должнику заработную плату или иные периодические платежи, в ч. 3 ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве» прямо предусмотрено, что перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника;
4. розыск должника, его имущества, розыск ребенка. Этот вид расходов указан в ч. 5 ст. 65 ФЗ «Об исполнительском производстве». Согласно ч.
6 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве» расходы по розыску должника-гражданина и розыску ребенка определяются на основании заявления органа внутренних дел, осуществлявшего такой розыск, а расходы по розыску должника-организации, имущества должника-организации и имущества должника-гражданина — на основании расчета, производимого территориальным органом ФССП России;
5. проведение государственной регистрации прав должника. На этот вид расходов указано в ч. 6 ст. 66 ФЗ «Об исполнительном производстве», называющей их как расходы по регистрации и оформлению документов для государственной регистрации имущества, иного имущественного права должника;
6. совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа. В других статьях ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержится прямого указания на виды таких расходов, но зачастую это подразумевается (как, например, в ч. 4 ст.
107 ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении расходов по хранению имущества выселенного должника).
Основным критерием отнесения таких расходов к расходам по совершению исполнительных действий в рассматриваемом положении названа необходимость совершения соответствующих действий.
Однако на практике возникают ситуации, разрешение которых происходит неоднозначно. Так, согласно п. 6 ч. 2 ст.
116 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения исполнительного документа могут совершаться любые исполнительные действия, которые впоследствии должны быть компенсированы должником в порядке, предусмотренном ст. 116 ФЗ «Об исполнительном производстве».
К таким действиям судебные приставы-исполнители относят снабжение судебного пристава-исполнителя канцелярскими принадлежностями, типографское изготовление бланков документов, необходимых при исполнении, почтовые расходы.
Отметим, что судебная практика не всегда с этим согласна. Существуют решения как о незаконности отнесения канцелярских расходов к расходам по совершению исполнительных действий, так и об отказе в удовлетворении жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, которые взыскивали с должника канцелярские расходы.
Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены и согласованы с судебным приставом-исполнителем.
Перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим. Так, в процессе исполнительного производства может возникнуть необходимость совершить иные действия, не перечисленные в п. 2 статьи 116 ФЗ «Об исполнительном производстве». Отсутствие такого права привело бы к ущемлению прав взыскателя и, возможно, к неисполнению исполнительного документа.
Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим указанные расходы, за счет должника.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Указанное положение согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, соответствует Конституции РФ.
Таким образом, взыскание расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета и возмещение лицу, которое их понесло, производится путем вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, утверждаемого старшим судебным приставом.
Данное постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве», и на его основании в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждается исполнительное производство. В то же время согласно ч. 15 ст.
30 ФЗ «Об исполнительном производстве» такое постановление исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено это постановление.
При окончании или прекращении основного исполнительного производства вопрос по вынесенному и неисполненному постановлению решается в указанном выше порядке в соответствии с нормами ч. 2 комментируемой статьи, ч. 2 ст. 44 и ч. 7 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
По исполнительному производству, возбужденному по постановлению о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительский сбор согласно п. 3 ч. 5 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» не взыскивается.
Возмещение понесенных расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с положениями ст.
110 ФЗ «Об исполнительном производстве» является приоритетным при распределении денежных средств, поступивших на депозитный счет постановления судебного пристава: при испол��ении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий, во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий (п. п. 1 и 2 ч. 3 ст. 110 ФЗ «Об исполнительном производстве»); при исполнении требований неимущественного характера в первую очередь возмещаются расходы по совершению исполнительных действий (п. 1 ч. 4 ст.110 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
- Заключение
- В соответствии с оставленными целями и задачами в курсовой работу мы можем сделать последовательный ряд выводов раскрывающих сущность работы.
- К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на:
- 1. перевозку, хранение и реализацию имущества должника;
- 2. вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов;
- 3. перевод (пересылку) взыскателю денежных средств;
- 4. розыск должника, его имущества, розыск ребенка;
- 5. проведение государственной регистрации прав должника;
6. совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
- В работе мы выяснили что перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим.
- Данные выше расходы возмещаются федеральному бюджету, взыскателю и лицам, понесшим расходы, за счет должника.
- К лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, в соответствии со ст. 48 ФЗ «Об исполнительном производстве» относятся:
- а) взыскатель и должник;
- б) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;
- в) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
- Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены.
- Список использованной литературы
Можно ли обжаловать сроки исполнительного производства?
По аналогии с другими сроками период исполнительного производства может обжаловаться в судебном порядке. Нарушение сроков – это вина приставов-исполнителей, так что потерпевшая сторона вправе написать жалобу на бездействие сотрудников ФССП.
Законом отведен 10-дневный срок на подачу заявления. Обжалование может быть направлено как по действию, так и по бездействию приставов. Основанием служит неисполнение своих служебных обязанностей в установленный законом срок. Обжалованию подлежит постановление судебного пристава или отклонение заявления потерпевшей стороны.
Жалоба на действие/бездействие судебного пристава направляется в адрес старшего судебного пристава. Исключением являются жалобы на действия старшего пристава-исполнителя. В данном случае действует принцип вертикальной подачи заявлений, когда дела нижестоящих сотрудников рассматриваются их непосредственным начальством.
Предлагаем ознакомиться Бандажи противогрыжевые и послеоперационные. Секреты выбора
Заполненные заявления по действию/бездействию старших судебных приставов подаются на имя главного судебного пристава, обеспечивающего исполнение решений в конкретном субъекте РФ. Подача жалобы также может быть связана с ранее изданным постановлением старшего пристава, нарушающим законные права и интересы потерпевшей стороны.
Наконец, еще одним вариантом обжалования действий либо бездействий судебных приставов является судебный иск. Заявление оформляется истцом по стандартному образцу, который можно взять на официальном сайте судебного органа или получить в местном отделении суда.
Общее понятие исполнительного производства
Исполнительное производство – это совокупность определенных процессов и действий соответствующих государственных органов. Название этого процесса произошло от того, что он носит исполнительный характер, то есть, направлен на непосредственное (принудительное) исполнение определенных требований.
Исполнительное производство, как и любой процесс, имеет два субъекта: должник и судебный пристав (исполнитель, взыскатель). Оба субъекта связаны между собой объектом исполнительного производства – исполнительным листом.
Исполнительные документы, в частности исполнительные листы, вступают в законную силу после решения суда. В случае, если должник самостоятельно и добровольно погасил все свои текущие обязательства по исполнительному листу, то исполнительное производство в отношении него возбуждаться не будет.