Административные правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии с п.»а» ч.2 статьи 19 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не может быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.

В соответствии с действующим законодательством, не допускается привлечение депутата к уголовной ответственности без согласия высшего представительного органа. Исключение составляют случаи, когда он задержан на месте преступления. Без согласия высшего представительного органа не допускается и административная ответственность депутатов. По общим правилам, эти лица не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску, личному досмотру. Исключение составляют случаи, когда указанные действия необходимы для обеспечения общественного порядка и безопасности. Неприкосновенность парламентария распространяется на служебное, жилое помещение, личный и служебный транспорт, багаж, переписку, средства связи, которые он использует, а также на документацию, которая ему принадлежит.

Ответственность депутата Государственной думы наступает в особом порядке. Наличие специальных правил для парламентариев связано с достаточно высоким статусом этих лиц. По своей сути, иммунитет предусматривает максимальную защиту служащих при осуществлении ими своей деятельности. Между тем, по смыслу конституционных положений, неприкосновенность парламентария не означает, что привлечь депутата к административной ответственности или вменить ему наказание по УК нельзя совсем. Для наложения соответствующих санкций должен быть доказан факт совершения нарушения не при исполнении своих обязанностей. Расширительное толкование неприкосновенности привело бы к искажению публично-правовой природы иммунитета и трансформацию его в индивидуальную привилегию. Соответственно, это означало бы, с одной стороны, исключение из Конституции принципа равенства всех субъектов перед законом, а с другой – ущемление прав потерпевших вследствие злоупотребления властными полномочиями. В этой связи, хотя и с оговорками, допускается проведение судопроизводства на этапе предварительного следствия или дознания либо производства по административному нарушению до вынесения решения о передаче собранных по делу материалов в суд на основании положений УК, УПК, КоАП без получения согласия нижней палаты.

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).

Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

Приказ Генпрокуратуры России от 23.11.2015 N 645 «О порядке реализации прокурорами полномочий в сфере привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 ноября 2015 г. N 645

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОКУРОРАМИ ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ОСОБЫМ

В целях установления единого подхода к реализации положений законодательства, устанавливающего особые условия привлечения к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным прокурорам, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур:

1.1. Принять меры к организации своевременного и квалифицированного решения вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности лиц, обладающих особым правовым статусом.

1.2. Иметь в виду, что:

1.2.1. По представлению Генерального прокурора Российской Федерации уполномоченным органом принимается решение:

по вопросу о привлечении судьи, в том числе пребывающего в отставке, к административной ответственности (п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

о лишении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — член Совета Федерации, депутат Государственной Думы соответственно) неприкосновенности в случае, если в отношении его действий, связанных с осуществлением им своих полномочий, начато производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке (ч. 4 ст. 19, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

1.2.2. Без согласия Генерального прокурора Российской Федерации не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке:

кандидат на должность Президента Российской Федерации (п. 6 ст. 42 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»);

зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 18.05.2005 N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (п. 18.1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

1.2.3. Без согласия прокурора субъекта Российской Федерации не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке:

член избирательной комиссии, комиссии референдума (за исключением членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации) с правом решающего голоса (п. 18 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

зарегистрированный кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

1.2.4. Без согласия прокурора города, района, другого приравненного к ним территориального прокурора не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, зарегистрированный кандидат на выборную должность органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат в депутаты представительного органа муниципального образования (п. 4 ст. 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Читайте также:  Экзамен на водительские права можно будет сдавать без медсправки

1.3. Учитывать, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда указанными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

2. Прокурорам городов, районов, межрайонным прокурорам:

2.1. При выявлении административного правонарушения, совершенного лицами, перечисленными в п. 1.2.4 настоящего приказа, решение о возбуждении подлежащего рассмотрению судом дела об административном правонарушении принимать лично. К направляемым в суд материалам дела приобщать свое согласие на назначение административного наказания в виде отдельного документа.

2.2. При выявлении административного правонарушения, административное наказание за которое назначается в судебном порядке, совершенного лицами, перечисленными в п. 1.2.3 настоящего приказа, незамедлительно после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении направлять прокурору субъекта Российской Федерации ходатайство о даче согласия на назначение административного наказания с приложением указанного постановления и материалов проверки.

2.3. При выявлении административного правонарушения, административное наказание за которое назначается в судебном порядке, совершенного лицами, перечисленными в п. 1.2.2 настоящего приказа, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением материалов проверки незамедлительно после его вынесения представлять прокурору субъекта Российской Федерации для решения вопроса о направлении им ходатайства на имя Генерального прокурора Российской Федерации о даче согласия на назначение административного наказания.

2.4. При выявлении административного правонарушения, совершенного судьей, в том числе пребывающим в отставке, или административного правонарушения, административное наказание за которое назначается в судебном порядке, совершенного членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением материалов проверки незамедлительно после его вынесения представлять прокурору субъекта Российской Федерации для решения вопроса о направлении им ходатайства на имя Генерального прокурора Российской Федерации о внесении соответствующего представления.

2.5. Ходатайства военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур, обращения уполномоченных органов о даче согласия на назначение административного наказания лицам, перечисленным в п. 1.2.4 настоящего приказа, либо запросы суда по данному вопросу рассматривать незамедлительно с изучением материалов, необходимых для принятия решения. О принятом решении информировать уполномоченный орган или суд в трехдневный срок.

Извещать избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата из числа перечисленных в п. 1.2.4 настоящего приказа, о возбуждении в отношении его дела об административном правонарушении и о даче согласия на назначение ему административного наказания.

Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге

Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.

В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.

Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:

  • получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
  • изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
  • подготовку возражений на привлечение к администартивке
  • участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
  • подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
  • сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
  • иная юридическая помощь

Порядок Привлечения Депутата Областной Думы К Административной Ответственности

6) в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, военного суда соответствующего уровня, о наличии в действиях судьи признаков административного правонарушения и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;

4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на привлечение к административной ответственности в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, соответствующий орган местного самоуправления, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в органе местного самоуправления или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в отношении данного депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Можно привлечь к административной ответственности депутата областного совета

Статья 19 ФЗ «О статусе…» содержит запрет на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, арест (кроме случаев задержания на месте преступления), допрос, личный досмотр депутата Государственной Думы без согласия Государственной Думы Российской Федерации.

Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Кроме того, неприкосновенность депутата Государственной Думы регламентирована ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» № 3-ФЗ от 08 мая 1994 года.

Ответственность главы муниципального образования за несанкционированные свалки

Согласно Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. На органы местного самоуправления муниципальных районов возлагается обязанность по организации утилизации и переработки отходов, а органы местного самоуправления городских округов – сбор, вывоз и утилизация отходов производства и потребления.

Законодательство об отходах производства и потребления устанавливает требование об обязательной регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При выявлении на территории муниципальных образований несанкционированных свалок органы местного самоуправления обязаны принять меры для установления лиц, осуществивших складирование отходов производства и потребления вне специально определённых мест без разрешений соответствующих органов, и ликвидации указанных свалок.

В случае бездействия органов местного самоуправления руководители муниципальных образований (т.е. их главы) и администрации как юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ.

Административная ответственность кандидата в депутаты

3. Очевидно, что никакого полного или частичного освобождения от административной ответственности рассматриваемых в этой работе субъектов законодатель не предусматривал. Предполагалось, по-видимому, что установление особых условий послужит дополнительными гарантиями неприкосновенности и независимости при осуществлении служебных полномочий. Однако существующие сегодня особые условия привлечения к административной ответственности упомянутых субъектов довольно громоздки, предполагают вовлечение в процедуру привлечения многочисленных представителей государственных органов вплоть до Генерального прокурора Российской Федерации, растянуты во времени. Это порой делает возможным уход от ответственности просто в силу истечения срока привлечения к административной ответственности без рассмотрения по существу вопроса о привлечении к таковой.

Практика привлечения депутата совета депутатов к административной ответственности за оскарбление

Привлечение к ответственности депутата Законодательного Собрания Свердловской области Неприкосновенность депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматривается Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года.

Но под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Исходя из этого определения очевидно, что депутат, выступая только как народный избранник, не является должностным лицом.

Юридическая ответственность депутата органа законодательной власти

Как указывает 447-я статья УПК, ответственность депутата представительной структуры территориальной власти наступает в особом порядке. Решение о начале производства принимается начальником СК России по соответствующему региону. По ст. 40 ФЗ №131, не предусмотрена ответственность депутата за высказанную позицию, мнение, выраженное при голосовании, а также за иные действия, соответствующие его статусу. Это правило действует и после окончания срока его полномочий. Однако оно не распространяется на случаи, когда лицо допустило публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, за которые устанавливается наказание по федеральному законодательству. Если по окончании уголовного судопроизводства в отношении депутата будет принят обвинительный приговор, то, согласно пункту 5 10-й части 40-й статьи ФЗ №131, процедура отзыва мандата не может применяться. Объясняется это тем, что полномочия лица прекращаются в таком случае досрочно. При этом не имеет значения, когда именно было совершено преступление – непосредственно при выполнении своих обязанностей или в случае, когда субъект действовал как физлицо. Последствия и в той, и в другой ситуации будут одинаковыми.

Санкции за публичные высказывания

За позицию, мнение, выраженные при голосовании, прочие действия, умаляющие честь и достоинство граждан и юрлиц, законодательством предусмотрена административная ответственность. Депутатов это правило не касается до тех пор, пока они не будут лишены неприкосновенности. Аналогичное предписание действует и в случае, когда парламентарии допустили клевету в публичном выступлении либо другие нарушения, санкции за которые устанавливает УК. Только после лишения должностного лица неприкосновенности может наступить уголовная ответственность. Депутата нельзя допрашивать до того момента, как не будет получено согласие высшего представительного органа. При этом парламентарий вправе выразить отказ от дачи показаний по делу о фактах, которые ему стали известны в связи с исполнением своих полномочий. Следует особо подчеркнуть, что указанные правила действуют только при наличии неприкосновенности.

Порядок привлечения к разным видам ответственности Депутата.

Порядок привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов.

Депутат — лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (Статья 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Неприкосновенность Депутата

Частью 1 Статьей 98 Конституции Российской Федерации регламентирована неприкосновенность Члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, неприкосновенность депутата Государственной Думы регламентирована ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 3-ФЗ от 08 мая 1994 года.

Привлечение к административной ответственности депутата

И Анатолий Дирун, и Юрий Спориш, и Юрий Хорин отказались от освидетельствования, хотя на них были составлены протоколы-направления на установление состояния опьянения. Анатолий Дирун также отказался дать какие-либо пояснения и поставить подпись в протоколе об админправонарушении.

Неприкосновенность депутатов также касается их переписки, транспортного средства, багажа, телефонной связи и жилья. Но они обязаны соблюдать все этические нормы, при подозрении о нарушение которых должны предъявить сведения об имуществе и декларацию о доходе.

19-П о том, что положения правовых актов субъектов Российской Федерации признаются соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку они не исключают привлечение депутатов к уголовной и административной ответственности, установленной федеральным законом. 2.

При осуществлении прокурорского надзора за расследованием уголовных дел в отношении депутатов либо за привлечением их к административной ответственности руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 г. No.

Порядок привлечения сельских депутатов к административной ответственности

Заседание Урало-Ахтубинской сельской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Решения до принятия Регламента Урало-Ахтубинской сельской Думы принимаются, если за них проголосовало более 50 процентов от избранного состава Урало-Ахтубинской сельской Думы. Урало-Ахтубинская сельская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Волгоградской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения государственными, муниципальными органами, общественными организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Урало-Ахтубинская сельская Дума принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы, а также порядок принятия решений. Расходы на обеспечение деятельности Урало-Ахтубинской сельской Думы предусматриваются в бюджете Урало-Ахтубинского сельского поселения отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Урало-Ахтубинской сельской Думе принадлежит право от лица всего населения Урало-Ахтубинского сельского поселения принимать решения по вопросам своего ведения. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы, либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом Урало-Ахтубинская сельская Дума имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 от установленной численности депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы) до проведения дополнительных выборов депутатов. 7) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения; 8) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 10) контроль за исполнением органами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения и должностными лицами местного самоуправления Урало-Ахтубинского сельского поселения полномочий по решению вопросов местного значения; 12) определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка предоставления, использования и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками, находящимися на территории Урало-Ахтубинского сельского поселения; 14) внесение в органы государственной власти Волгоградской области инициатив, оформленных в виде решений Урало-Ахтубинской сельской Думы, об изменении границ Урало-Ахтубинского сельского поселения, преобразовании Урало-Ахтубинского сельского поселения; Из числа депутатов Урало-Ахтубинской сельской Думы на срок ее полномочий тайным голосованием избирается заместитель председателя Урало-Ахтубинской сельской Думы.

2) принятие решений о выборах в наслежный Совет депутатов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); 9) внесение в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) инициативы, оформленных в виде решений наслежного Совета депутатов об изменении границ, преобразовании сельского поселения; Основными формами работы наслежного Совета депутатов являются очередные и внеочередные сессии наслежного Совета депутатов, рабочие заседания, работа в комиссиях, работа с избирателями, публичные слушания. Для решения вопросов, относящихся, к исключительной компетенции наслежного Совета депутатов образуются постоянные, временные комиссии, рабочие группы, в состав которых с правом совещательного голоса могут включаться лица, не являющиеся депутатами наслежного Совета депутатов. Сессия наслежного Совета депутатов заседания проводятся открыто.

Читайте также:  Какой срок исковой давности по уплате налогов?

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции. Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания..

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. Если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее. В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователем является исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также могут быть задержаны и подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами. О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры. С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных пр��вонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания. К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих необходимость выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *